Организация государственной охраны лесов от пожаров. Проблемы охраны лесов от пожаров Соблюдение пожарной безопасности в лесу

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации все леса России подлежат охране.

Под охраной лесов от пожаров понимается комплекс ежегодно проводимых контролируемых и совершенствующихся мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение, снижение пожарной опасности, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров.

Основными задачами охраны лесов от пожаров являются: предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Организация разработки и выполнения мероприятий по охране лесов обеспечивается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами. Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров возложено на лесхозы и государственную лесную охрану.

В соответствии со ст. 77 Лесного кодекса РФ государственная лесная охрана создается в Федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (далее именуется – федеральный орган управления лесным хозяйством) – Минприроды России и состоит из должностных лиц территориальных органов управления лесным хозяйством, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.

В состав государственной охраны входят: лесники, егеря, мастера леса, лесничие и их помощники, главные лесничие, специалисты лесных отделов и руководители лесхозов, другие должностные лица. В настоящее время фактическая численность лиц государственной охраны составляет 98,3 тыс. человек. Много или мало? Посудите сами. В России 1 млн. гектаров леса в среднем охраняют 100 человек, а в Республике Саха (Якутия) из-за сокращения штатов авиабазы охраны лесов 1 млн. гектаров леса охраняет всего 2 человека.

Государственная охрана лесов в соответствии с возложенными на нее задачами:

Организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению, а также по ограничению распространения и тушения лесных пожаров;

Привлекает в установленном порядке лесопользователей и население к проведению работ по тушению лесных пожаров в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами и решениями органов местного самоуправления;

Осуществляет государственный контроль за организацией охраны лесов от пожаров.

Пожарная безопасность в лесах - это обеспечение состояния, которое уменьшает до минимума возможность возникновения пожаров в них, и условий для успешной ликвидации загораний.

Профилактика лесного пожара – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и (или) распространения лесного пожара.

Основными компонентами существующей системы охраны лесов России, обеспечивающими реализацию мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, являются:

Специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана);

Лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана);

персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемых для борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

Защита лесов от пожаров является важным направлением деятельности федеральной и региональной власти, других структур, имеющих отношение к лесному хозяйству. Федеральный закон «О пожарной безопасности», который является базовым в сфере пожарной безопасности, довольно в малой степени регламентирует вопросы защиты лесов от пожаров.

Все сводится к тому, что в ст. 6 отмечено, что «государственный пожарный надзор в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства».

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Применительно к лесному хозяйству:

– Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как отмечалось выше, базовый закон в области пожарной безопасности содержит упоминание только о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

О роли месте и значении Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства лесного хозяйства закон умалчивает. Нет в нем и упоминания о других структурах, имеющих отношение к лесному фонду, в том числе в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. Такую ситуацию с законодательной регламентацией деятельности в сфере пожарной безопасности лесного фонда, а также лесов не входящих в лесной фонд, вряд ли можно назвать достаточной и полной. К этому необходимо добавить, что законодатель четко не определил границы и сегмент деятельности МЧС России, а также других структур, имеющих отношение к лесному фонду, по их участию в обеспечении противопожарной защиты лесного хозяйства.

Сегодня сложно сказать, как недостаточное законодательное регулирование сказывается на ситуации с лесными пожарами, но можно предположить, что оно не способствовало качественному решению проблем, имеющихся в этой сфере.

В стране много лет подряд шел большой разговор о необходимости принятия нового Лесного кодекса РФ. С 1 января текущего года мы живем по новому Лесному кодексу РФ. Часть первая ст. 51 указанного кодекса предусматривает, что «леса подлежат охране от пожаров», а далее в ст. 52 делается уточнение о том, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с уже упоминавшимся выше Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. При этом в ст. 51 Лесного кодекса РФ отмечается, что охрана лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В число полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ применительно к вопросам пожарной безопасности относится:

– установление правил пожарной безопасности;

– осуществление государственного пожарного надзора.

У органов государственной власти субъектов РФ каких-либо полномочий в области лесных отношений (ст. 82) применительно к вопросам пожарной безопасности вообще нет.

Аналогичная ситуация в области лесных отношений сложилась и по отношению к полномочиям органов местного самоуправления. Статья 84 Лесного кодекса РФ не предусмотрела для органов местного самоуправления каких-либо асности.

Новый Лесной кодекс РФ предусмотрел возможность передачи отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ. Если субъект принял делегированные ему полномочия, то тогда на него возлагается «организация использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров)». Для этих целей ему из федерального бюджета выделяются субвенции.

Статья 53 Лесного кодекса РФ устанавливает требования пожарной безопасности в лесах. Она предусматривает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В этой связи возникает вопрос «Кто конкретно будет осуществлять приведенный выше комплекс мероприятий противопожарной защиты в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд?». Ответ на этот вопрос, опираясь на букву закона, дать четко довольно сложно.

Выше отмечалось, что одной из самых больших угроз для лесного фонда являются пожары. В этой связи возникает вопрос «Кто и как должен их ликвидировать?». Пункт 2 ст. 53 нового Лесного кодекса РФ предусматривает, что «привлечение граждан, юридических лиц для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1993 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Данная норма закона, по мнению автора, позволяет говорить о привлечении граждан и юридических лиц для ликвидации лесного пожара только после того, как он стал чрезвычайной ситуацией (ЧС). В то же время четкие критерии отнесения лесного пожара к ЧС ни в Лесном кодексе РФ, ни в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ни в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 307, изданном после вступления в силу Лесного кодекса РФ, отсутствуют. Нет ясности по порядку привлечения для тушения лесных пожаров авиации, и в первую очередь самолетов и вертолетов, подведомственных МЧС России.

В Лесном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о пожарных подразделениях, специально предназначенных для ликвидации лесных пожаров в виде пожарно-химических станций и добровольных пожарных дружинах.

Статья 97 Лесного кодекса РФ, имеющая название «Государственный пожарный надзор в лесу», является отсылочной и предусматривает, что он осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. Но, к сожалению, ни тот, ни другой законодательный акт не устанавливают сам порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесу.

Более того, ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» не относит должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к числу должностных лиц государственного пожарного надзора.

Примечательно и другое. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Позже, в том числе и после принятия Лесного кодекса РФ, в него были внесены изменения и дополнения. Оно предусматривает, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию в области лесных отношений. МПР России также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов пожарной безопасности в лесах. При этом в самом Положении о МПР России отсутствует какое-либо упоминание, связанное со словом «пожар». Прямо обозначенная функция по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию пожарной безопасности в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, у МПР России отсутствует.

Все, что связано с лесными пожарами, их профилактикой и тушением практически, отдано на откуп субъектам РФ, которые сами определяют и политику, и нормативное регулирование в этой сфере деятельности. В результате доля лесных пожаров, ликвидированных в день обнаружения, снизилась с 74% в 2006 г. до 40% в 2007 г. Средняя площадь одного пожара увеличилась в 2,1 раза.

Субъекты РФ, которым поручено осуществлять тушение лесных пожаров, не справляются с этой задачей и зачастую скрывают истинные масштабы лесных пожаров.

Такое положение в определенной степени является результатом недостатков правового регулирования и нечеткости функций и полномочий Министерства природных ресурсов РФ, ответственного за государственную политику в области лесных отношений.

Что делать?

Нужно еще раз проанализировать законодательство и четко определить, кто из федеральных органов исполнительной власти страны – МПР России или МЧС России – несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности в лесном фонде страны и в лесах, не входящих в него.

Ситуация, когда одно федеральное ведомство в лице МЧС России, отвечающее за пожарную безопасность, не ведет учет лесных пожаров и имеет к ним косвенное отношение, а другое в лице МПР России имеет отношение к лесам, но не имеет отношение к пожарам в них, нелогично.

В нашей стране лесами покрыта четвертая часть территории. Они являются одним из важнейших национальных богатств государства, но в то же время вопросы их противопожарной защиты, ответственности за положение дел на федеральном уровне не конкретизированы. А причастность к этому вопросу значительного количества федеральных структур (МПР России, МЧС России, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, МО России по лесам обороны и т. д.) приводит к тому, что «у семи нянек дитя без глазу».

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации государственное управление в области охраны лесного фонда относится к полномочиям органов государственной власти всех уровней, которые через органы управления лесным хозяйством организуют выполнение мероприятий по охране и защите лесов. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами Федерального органа управления лесным хозяйством базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством. 2. Основное функции охраны лесов Основными задачами охраны лесов от пожаров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (1997 г.) является предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Исходя из этого функциональная структура охраны лесов от пожаров включает следующие основные направления деятельности: 1) Противопожарная профилактика (предупреждение лесных пожаров) включает: - предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа;

Регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация; - контроль за соблюдением правил пожарной безопасности); -ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламленности лесных участков, проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоемов); -организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территории к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения по методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров и способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны) 2) Обнаружение лесных пожаров (получение сведений от подразделений гидрометеослужбы о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды и доведение их до лесной охраны на территории; наземное и авиационное патрулирование лесов и организация наблюдения за лесом с пожарных наблюдательных вышек и мачт; организация связи для получения сведений о возникновении лесных пожаров). 3) Организация борьбы с лесными пожарами (регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от уровня пожарной опасности и фактической горимости лесов; организация связи при тушении лесных пожаров; организация доставки сил и средств пожаротушения к местам работ; организация тушения лесных пожаров). 4) Ликвидация последствий лесных пожаров (обследование гарей и горельников их освоение и использование; очистка площадей; подготовка к лесовосстановлению; лесовосстановление). Эта функция может быть, отнесена к лесохозяйственной деятельности по воспроизводству лесов, однако она является заключительным этапом ликвидации последствий лесных пожаров. 3. Выполнение функций по охране лесов К полномочиям Правительства Российской Федерации в охране лесов от пожаров относятся - проведение инвестиционной политики, утверждение и реализация федеральных государственных программ по охране лесов, а к полномочиям субъектов Федерации - организация обеспечения выполнения мероприятий по охране лесов. Кроме этого органы государственной власти субъектов Федерации и его территориальные органы в случаях необходимости имеют право, на периоды высокой пожарной опасности в лесах, запрещать посещение лесов, въезд в них транспортных средств и выполнение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда, т.е. вносить дополнения в Правила пожарной безопасности в лесах, а также устанавливать порядок привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров. Согласно Лесному кодексу, охрану лесов от пожаров обеспечивает Федеральный орган управления лесным хозяйством России, который является специально уполномоченным Правительством государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов. Для обеспечения надлежащего управления государственным лесным Фондом и непосредственного выполнения задач по охране и защите леса лесной фонд лесхоза разделяется на лесничества, лесохозяйственные (мастерские) участки, а участки - на обходы. Непосредственную охрану лесов несут лесники в пределах закрепленного за каждым лесником обхода под руководством мастеров леса, возглавляющих лесохозяйственные участки. В лесхозах, имеющих леса с высокой природной пожарной опасностью, для борьбы с лесными пожарами создаются пожарно-химические станции, механизированные отряды, пожарные пункты и пункты сосредоточения противопожарного инвентаря. Для обеспечения охраны лесов Федеральный орган управления лесным хозяйством создает специализированные организации по авиацийной охране - авиабазы. В зависимости от возможности обеспечить своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров наземными силами и средствами охраняемая площадь лесов подразделяется на зоны авиационной и наземной охраны. Отнесение площади лесного фонда к зонам авиационной и наземной охраны согласовывается руководителями региональных органов управления лесным хозяйством и соответствующей базы авиационной охраны лесов. Разделение лесного фонда на районы охраны является основанием для планирования размещения сил и средств пожаротушения, не исключая совместных действий наземной и авиационной служб. Зоны авиационной охраны лесов условно разделяется на два района: в одном тушение лесных пожаров обеспечивают авиационные силы и средства (авиационная борьба), в другом авиалесоохрана осуществляет только обнаружение лесных пожаров (авиационное патрулирование) и оповещает о них наземную лесную охрану для принятия мер. Зоны наземной охраны лесов, в свою очередь, подразделяется на районы, где борьбу с лесными пожарами осуществляет лесная охрана, пожарно-химические станции и механизированные отряды, специализированные подразделения лесопользователей, других организаций, физическими и юридическими лицами, за которыми закреплены (переданы в аренду) определенные участки леса.

II .Природа лесных пожаров 1. Горение в лесу. Горение в лесу относится к лесной пирологии - науке, главной целью которой является изучение природы лесных пожаров, особенностей их развития. На этой основе разрабатываются методы борьбы с огнем и снижения его отрицательных последствий. Горение в лесу представляет собой экзотермический процесс, которым сопровождается окислительная реакция горючих материалов, проходящая под воздействием высокой температуры и кислорода воздуха, вызывающий лесной пожар. Процесс горения начинается не сразу, а последовательно проходит следующие фазы; 1. Предварительный нагрев и подсушивание с выделением водяных паров; высыхание, горение с выделением водяных паров - горючих веществ (кислот, смол) 2. Воспламенение газов. Пламенное горение с выделением дыма, углекислого газа, водяных паров и несгоревших газов. 3. Обугливание и горение углей до полного сгорания горючих веществ. В процессе горения выделяется большое количество тепла, которое передается окружающей среде, а также очередной порции горючих материалов, путем конвекции, излучения и проводимости, что приводит к распространению горения. Выделение большого количества тепла и его распространение создают условия для возникновения новых очагов горения. Излучение тепловой энергии вызывает нагревание и подсушивание окружающего древостоя, что способствует загоранию хвои.

2. Лесные горючие материалы. В лесу в изобилии имеются растительные горючие материалы и кислород воздуха. Оставленный без присмотра и разведенный вне установленного места костер, брошенный горящей окурок или спичка, искры из выхлопных труб различных механизмов, выжигание остатков прошлогодней растительности, а также другие антропогенные источники огня, связанные с деятельностью человека. Природным источником огня являются разряды молний, земля. Возможность распространения горения по напочвенному покрову, с которого начинаются все лесные пожары. По условиям загорания горючие материалы можно разделить на две основные группы: -легковоспламеняющиеся и быстрогорящие материалы (проводники горения) - сухая трава, мхи. лишайники, отмершие листья, хвоя, мелкие ветки, сучья, некоторые кустарники, самосев и др. Эти материалы обеспечивают быстрое распространение огня и служат воспламенителями для медленновоспламеняющихся материалов; -к медленновоспламеняющимся лесным горючим материалам относится валежник, пни, нижние слои лесной подстилки, кустарники и деревья. Эта группа горючих материалов при горении выделяет большое количество тепла и способствует развитию и усилению действия пожара. Имеется также третья группа - травянистых растений, которые в следствии высокого влагосодержания сдерживают распространение горения. В зависимости от видов горючих материалов, характерных для определенных типов леса и категорий лесных площадей, устанавливается опасность возникновения лесных пожаров. 3. Виды лесных пожаров. Лесной пожар это стихийное неуправляемое распространение огня на лесной площади. Исходя из этого всякое неуправляемое распространение огня на лесной площади, независимо от величины охваченной им площади, является лесным пожаром. В то же время распространение по лесной площади управляемого (контролирующего) огня, например сжигание порубочных остатков, пуск отжига для уничтожения горючих материалов перед фронтом лесного пожара при его тушении, а также проведение других контролируемых огневых работ, не является лесным пожаром. Различают три основных вида лесных пожаров, которые распределяются по количеству и пройденной площади в следующем порядке:

Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. При этом горит лесной опад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; сухая трава и травянистая растительность; живой напочвенный покров из трав, мхов, мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов. По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары имеют две формы - беглый и устойчивый. Беглый низовой пожар, как правило, развивается в весенний период, когда подсох лишь самый верхний слой мелких горючих материалов напочвенного покрова (опад) и прошлогодняя травянистая растительность. Скорость распространения огня довольно значительна - 180-300 м/ч и находится в прямой зависимости от скорости ветра в приземном слое. При этом участки с повышенной влажностью покрова остаются нетронутыми огнем и площадь, пройденная огнем, имеет пятнистую форму, В хвойных насаждениях с низко опущенными кронами огонь беглого низового пожара может перейти в верховой. Устойчивый низовой пожар характеризуется полным сгоранием напочвенного покрова и лесной подстилки. Устойчивые низовые пожары развиваются обычно в середине лета, когда подстилка просыхает по всей толщине залегания. На участках, пройденных устойчивым пожаром, сгорает полностью подрост, подлесок, лесная подстилка. Частично обгорают корни и кора деревьев, в результате чего насаждения получают серьезные повреждения, а часть деревьев прекращает рост и гибнет. На торфяных почвах такие пожары могут перейти в подземные (торфяные), а в молодняках и многоярусных насаждениях с наличием хвойного подроста - в верховые. Скорость распространения огня в устойчивом пожаре варьирует от нескольких метров до 180 м/час.

При верховом пожаре - огонь распространяется по кронам деревьев, при этом, чаще всего, горит весь древостой. Возникновение и развитие верховых пожаров чаще всего происходит От низового пожара в древостоях с низко опущенными кронами, в разновозрастных хвойных, в многоярусных и с обильным подростом насаждениях, а также в горных лесах. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки на сухих повышенных местах, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной с наличием сухого прошлогоднего листа). В горных лесах все хвойные насаждения, расположенные в верхней части крутых склонов или на перевалах, как правило, горят верховым гнем. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи к сильные ветры.

Подземный (торфяной) пожар развивается в результате заглубления огня низового пожара в нижние слои подстилки и торфяной слой почвы. При почвенном пожаре сгорают корни и деревья падают, как правило, вершинами к центру пожара, который в большинстве случаев имеет круглую или овальную форму пожарища. Скорость распространения огня почвенного пожара незначительна - от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в сутки. По силе действия лесные пожары классифицируются как слабые, средние и сильные.

Сила пожара определяется по наиболее интенсивной части пожара и может меняться во времени в зависимости от погодных условий, характеристики места горения и времени суток. Кроме вида лесного пожара имеется понятие - крупный лесной пожар - пожар достигший более 25 га в районах интенсивного ведения лесного хозяйства (район наземной охраны) и более 200 га в таежной зоне (район авиалесоохраны). Количество таких пожаров не велико 1-2% в год, но пройденная ими площадь достигает 60-70% от всех пожаров. Горимость лесов характеризуется количеством лесных пожаров и пройденной ими лесной площади и определяется следующими основными факторами: степенью природной пожарной опасности лесных площадей; погодными условиями и источниками огня, а также уровнем организации службы охраны лесов от пожаров. 4 . Факторы влияющие на развитие лесных пожаров. На распространение лесного пожара оказывают влияние многие факторы, которые могут усиливать или ограничивать распространение горения. Основными факторами являются: горючие материалы, рельеф местности, погодные условия и время года. Горючие материалы - их вид. количество, состояние и распределение имеют основное значение в распространении лесных пожаров.

Рельеф местности оказывает влияние на "созревание" горючих материалов, направление и скорость распространения горения. Погодные условия имеют решающее значение - дожди и высокая влажность ограничивают или прекращают горение, сильные ветры способствуют распространению огня, тихая погода и понижение температуры воздуха, особенно в ночное время, стабилизируют горение. Сухая жаркая погода создает самые благоприятные условия для возникновения и распространения огня. Время года (весна, лето, осень) оказывает влияние на интенсивность развития лесных пожаров.

5. Причины лесных пожаров По данным многолетних наблюдений основными причинами возникновения лесных пожаров являются деятельность человека (в 85-90% случаев) и молнии (в 10-15% случаев). Наиболее часто массовые вспышки лесных пожаров возникают после прохождения "сухих" фронтальных гроз, развивающихся на малоподвижных холодных атмосферных фронтах. Как правило, им предшествует длительный сухой период, характеризующийся высокой температурой и низкой влажностью воздуха и лесных горючих материалов, т.е. высокой степенью пожарной опасности в лесу. Не каждый удар молнии, достигающий земли, (леса) вызывает загорание. По данным специалистов службы охраны лесов Канады, из 100 ударов молний только в 1-2 случаях возникают лесные пожары. Лесные пожары от молний появляются, как правило, через несколько часов, а иногда и суток, хотя нередки случаи появления горения и дыма, особенно в сухих борах, одновременно с ударом молнии. На лесной территории практически всегда имеются источники огня, способные при определенных условиях вызвать загорание лесных горючих материалов. Опасность источников огня зависит в основном от влажности горючих материалов. Кроме перечисленного, учитываются такие причины, как поджоги, совершаемые в различных целях. Так, например, в сентябре 1989 г. лесные пожары от поджогов охватили центральную и северную часть Португалии и приняли характер национального бедствия. Огнем были охвачены сотни тысяч гектаров лесов, в борьбе со стихией погибли несколько десятков человек. Распространению огня способствовали засуха и сильные ветры. Только за несколько дней сентября 1989 г. было арестовано более 70 поджигателей, которые в большинстве своем являлись перекупщиками древесины. Поджигая эвкалиптовые и сосновые насаждения, они добиваются того, что эти ценные породы распродаются землевладельцами за бесценок. 6 . Последствия лесных пожаров. В последнее десятилетие лесное хозяйство России теряет от пожаров значительные площади покрытых лесом земель. Исходя из комплексной оценки ежегодного экономического ущерба, наносимого лесным ресурсам России. На территории, пройденной лесным пожаром, происходит уничтожение или повреждение леса на корню; зданий, сооружений и другого имущества лесхозов, находящегося в лесу (ограничительные знаки, аншлаги, вывески, другие предметы наглядной агитации и пропаганды, лесная мебель, малые архитектурные формы и др.); лесосеменной базы, заготовленной древесины, сена. Наносится значительный урон охотничьему хозяйству за счет гибели животных и невозможности пользоваться лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства. Происходит уничтожение запасов пищевых и лекарственных растений. Пожары вызывают необходимость проведения дополнительных лесохозяйственных мероприятий: выборочные санитарные рубки в первый год после пожара; содействие естественному возобновлению; проведение противопожарных мероприятий (устройство), исключающих повторные пожары на этих территориях (горельниках); лесовосстановление на площадях с полностью погибшим древостоем (обследование гарей и горельников и составление проектов лесовосстановления); очистка площадей гарей и гарельников с частично погибшим древостоем от после пожарной захламленности; облесение гарей и гарельников (создание лесных или проведение других лесовосстановительных мер).

Ш.Правила пожарной безопасности в лесах Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 09.09.93. Правила содержат требования пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для всех предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан.

1. Основные требования Правил пожарной безопасности в лесах Правила состоят из 15 разделов, которые включают общие положения о порядке предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними, общие требования к предприятиям ведущим рубку леса и занимающихся лесными промыслами, торфодобывающим, нефтегазоразведочным и нефтегазодобывающим предприятиям, предприятиям ведущим изыскательские работы и имеющим в своем ведении линии электропередач, связи, трубопроводы, проводящим культурно-массовые мероприятия, а также требования к лесхозам, авиабазам по обеспечению охраны лесов. Последний. 15-тый раздел Правил определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.

Общие требования предусматривают, что в пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на открытых площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления. Запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя и т.п. Лесопользователи и арендаторы обязаны разрабатывать и по согласованию с лесхозами утверждать для каждого объекта планы противопожарных мероприятий и проводить их в установленные сроки; иметь в лесу в местах выполнения работ и расположения объектов или в зонах проведения культурно-массовых и других мероприятий противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по нормам, утверждаемым государственным органом управления лесным хозяйством; создавать на пожароопасный сезон пожарные дружины из числа рабочих, служащих и других граждан, обеспечивать дежурство этих дружин с транспортными средствами, противопожарным оборудованием и инвентарем в местах, согласованных с лесхозами. Руководители культурно-массовых и других мероприятий в лесу, перед выездом в лес обязаны провести инструктаж рабочих, служащих, участников культурно-массовых и других мероприятий с соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. В целях предупреждения возникновения лесных пожаров Правила предусматривают разрешение лесхозам и авиабазам проводить ранней весной и осенью контролируемое выжигание сухой травы и напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения лесных пожаров. 2.Ответственность

за нарушение требований пожарной безопасности в лесах установлена в соответствии с действующим законодательством и Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому: - нарушение требований пожарной безопасности в лесах влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0.1 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до 0, 5 минимального месячного размера оплаты труда; - уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади, влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0.5 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до одного минимального месячного размера оплаты труда. Если нарушения требований пожарной безопасности в лесу вызвали существенное повреждение (в 200 раз превышающие минимальный размер оплаты труда) лесных массивов, наступает уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем, а также поджога или загрязнения вредными веществами. В первом случае налагается штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы до 2-х лет. во втором случае - лишение свободы на срок до 8 лет. 3. Определение ущерба, причиненного лесным пожаром. В настоящее время показатели и порядок определения, ущерба от лесных пожаров установлены инструкцией (1986 г.). При определении ущерба, наносимого лесными пожарами, учитываются следующие виды потерь: 1. Гибель и повреждение древесины на корню. По виду и интенсивности пожара, пройденной им площади, основной древесной породе по таблице определяются потери древесины в процентах от запаса на га. объем в куб.м умножается на таксовую стоимость древесины или стоимость куб.м древесины по породам, установленную договором на аренду участков леса в данном районе. При уничтожении или повреждении культур и хвойных молодняков естественного происхождения исходя их вида и интенсивности лесного пожара определяется процент гибели по площади. Затем площадь погибших насаждении умножается на стоимость выращивания культур взамен погибших с учетом затрат лесхоза на выращивание до возраста гибели. 2. Потери заготовленной продукции - определяются по фактической или рыночной стоимости (древесины, корья, ягод, другой продукции основного и побочного пользования). 3. Уничтожение или повреждение здания, сооружений и другого имущества лесхоза - определяется по их балансовой стоимости, а в случае ее отсутствия по коммерческой до пожара. 4. Затраты на тушение лесных пожаров складываются из оплаты привлеченных и собственных сил и средств пожаротушения (заработная плата, стоимость машиносмен, различных начислений) и других расходов (транспорт, связь); затрат авиалесоохраны на обнаружение и тушение лесных пожаров (по справке авиабаз); стоимости израсходованных материалов и др. затраты. 5. Затрат на восстановление леса на гарях и горельниках - стоимость очистки площадей, подготовки почвы, производства лесных культур и др. затраты по стоимости проведения аналогичных работ в данном районе. IV .Мероприятия по обнаружению лесных поваров Обнаружение лесных пожаров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации является одной из основных задач обеспечения охраны лесов. 1. Организация обнаружения лесных пожаров Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводятся по следующим направлениям: патрулирование лесов (наземное и авиационное) с целью своевременного обнаружения лесных пожаров; наблюдение за лесными массивами с пожарных наблюдательных вышек (мачт), пунктов; использование спутниковой информации. Для определения с воздуха вида пожара служат следующие признаки: - низовой - горение происходит под пологом древостоя или на открытой местности, форма площади пожара вытянутая, с извилистыми границами, огонь под пологом древостоя виден обычно местами, цвет дыма беловатый; - верховой - площадь пожара сильно вытянутая, видны горящие кроны деревьев, огонь хорошо заметен с высоты 600 м. цвет дыма темный; - торфяной или подземный - границы недавно возникшего пожара плохо заметны, дым поднимается по всей площади пожара, огонь не виден; на пожаре действующем более суток границы выгоревшей площади хорошо заметны, дым сосредоточен по периферии пожара, много деревьев, вывалившихся вершинами на выгоревшую площадь, огонь не виден. Установив место и вид пожара, летчик-наблюдатель проводит облет на высоте 600-800 м и наносит простым карандашом границы пожара на патрульную карту по ориентирам, опознанным на местности.

V . Способы тушения лесных пожаров Тушение лесных пожаров, согласно Лесному кодексу Российской Федерации, является третьей частью основной задачи (после предупреждения и обнаружения) охраны лесов. 1. Основные способы тушения лесных пожаров. Основными способами тушения лесных пожаров, применяемыми в настоящее время, являются: - захлестывание и забрасывание грунтом кромки низового пожара; - прокладка минерализованных заградительных или опорных полос (канав); - отжиг (уничтожение) горючих материалов перед фронтом пожара; - тушение водой или растворами огнетушащих химикатов. Указанные способы тушения, в зависимости от условий развития пожара, могут применяться отдельно или в комплексе, для решения цели, определенной планом тушения. Выбор способов и технических средств для тушения пожара зависит от вида, интенсивности и скорости распространения пожара, окружающей лесорастительной среды, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, а также метеорологических условий. Остановить процесс горения, т.е. прекратить действие лесного пожара, можно путем удаления, нейтрализации или охлаждения горючих материалов.

Процесс прекращение горения (тушения) лесного пожара можно представить следующей схемой:

Элементы, участвующие в горении

Направление воздействия на горение

Способ борьбы с огнем

Результат

Кислород воздуха

ограничение доступа кислорода

засыпка грунтом

прекращение пламенного горения

Высокая температура

снижение температуры

тушение водой и растворами химикатов

охлаждение и увлажнение лесных горючих материалов, дегидратация целлюлозного комплекса

Горючие материалы

изоляция или удаление горючих материалов

захлестывание, разделение противопожарными полосами, выжигание

удаление или уничтожение горючих материалов

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, ухудшаются почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов.

Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну.

В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению

лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.

Однако количество лесных пожаров всё ещё велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Повышенную опасность пожаров создаёт захламлённость лесных территорий.

В настоящие время значительно расширены права лесной государственной охраны по борьбе с нарушителями противопожарного режима в лесах, привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих требования пожарной безопасности. В обжитых районах с интенсивным лесным хозяйством, охрану лесов от пожаров обеспечивают лесохозяйственные предприятия и имеющиеся в их составе специализированные подразделения - пожарно-химические станции. Всего таких станций в стране около 2700.

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости. Возникающие в лесу загорания обнаруживают в основном при помощи пожарно-наблюдательных стационарных пунктов, а так же работников лесной охраны при наземном патрулировании.

На вооружении лесопожарных подразделений - автоцистерны, вездеходы, грунтомеры и пеногенераторы. Широко используются шнуровые заряды взрывчатых веществ, а так же искусственно вызываемые осадки. Внедряется телевизионная аппаратура, облегчающая труд наблюдателей. Предусматривается использование инфракрасных авиадетекторов для обнаружения с воздуха очагов горения в условиях сильной задымлённости. Используется информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Повышению оперативности в обнаружении и тушении лесных пожаров будет способствовать внедрение рассчитываемых с помощью компьютеров оптимальных режимов работы подразделений авиалесоохраны. В малонаселённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока для охраны лесов используется вертолёты и самолёты с командами парашютистов и десантников-пожарных.

Барьером на пути лесного пожара может быть раствор, своевременно внесённый в почву на границе горящего участка. Например, раствор бишофита, дешёвого и безвредного.

Важным разделом противопожарной профилактики является хорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации.

Работники лесного хозяйства знакомят население, рабочих лесных промыслов и экспедиций, отдыхающих туристов с основными требованиями правил пожарной безопасности в лесу, а так же с мерами, которые должны применяться в соответствии с действующим законодательством к лицам, нарушающим эти правила.

Я уже много раз говорил о специфике охраны лесов от пожаров и не побоюсь еще раз повторить как решать эту задачу.

С увеличивающейся антропогенной деятельностью в районах нефтегазового комплекса в Западной Сибири возросла частота лесных пожаров. Многие лесные массивы, которые могли бы быть освоены, разрушены преждевременно пожарами по вине человека, в связи с этим роль огня как стабилизирующего фактора усилилась. В настоящее время противопожарная служба лесов при ее нынешнем техническом оснащении уже не справляется со своими задачами и в связи с этим она должна быть конструктивно реорганизована.

Противопожарная служба до сих пор пытается равномерно следить за всей территорией, регистрирует пожары путем авиапатрулирования и при возможности их локализует. Следует отметить, что такая технология слежения без предварительной оценки состояния территории с точки зрения ее пожароопасности имеет недостаточную эффективность, ее можно значительно повысить, если располагать банком базовой информации для проигрывания различных сценариев развития пожарной опасности. Для этого необходимы карты горючих растительных материалов и пожарной опасности, содержащие показатели для расчета вероятных ситуаций возникновения пожаров при изменяющихся синоптических условиях. На основе метеорологических данных и состояния горючих материалов, связанного с погодой, можно постоянно ранжировать ландшафты по степени пожарной опасности, передавая информацию потребителю в виде прогнозных электронных карт. Располагая такими данными, можно целенаправленно осуществлять авиапатрулирование только в пожароопасных районах и готовиться к локализации тех пожаров, которые могут нанести экономический и экологический ущерб.

Целесообразно отказаться от патрулирования и тушения пожаров в лесах, не доступных для освоения, в лесных заповедниках и в лесах, проектируемых под рубки главного пользования в отдаленной перспективе, а также в лесах, которые в силу естественного развития природных процессов неизбежно сгорят. Локализуя в таких лесах пожары, нет смысла искусственно создавать пожароопасную среду путем накопления горючего материала в виде лесной подстилки, что способствует образованию условий для возникновения катастрофических пожаров на больших пространствах, и все потуги по борьбе с ними будут сведены к нулю. При этом следует также учесть, что скопление спелых и перестойных монодоминантных лесов в структуре лесного покрова приведет к снижению разнообразия форм жизни, оскудению лесной растительности и искусственному нарушению сбалансированной возрастной структуры лесного покрова.

Принятие этого подхода в качестве руководства к действию позволит направить освободившиеся людские и технические ресурсы на более эффективную борьбу с пожарами в районах интенсивной антропогенной деятельности и в лесах, подлежащих освоению.

В отдельных районах Западной Сибири на больших пространствах скопилось в настоящее время колоссальное количество спелых и перестойных хвойных и лиственно-хвойных насаждений. Накопленная органическая масса в лесной подстилке этих лесов периодически просыхает в засушливые годы и становится активным проводником огня. В связи с этим в результате возникших пожаров спелые и перестойные насаждения сгорают ежегодно на сотнях тысяч гектаров. Причем огонь, не встречая на своем пути никаких препятствий, распространяется с большой быстротой. В данных случаях, как показывает практика, современные средства тушения пожаров не эффективны. Единственным реальным методом борьбы с лесными пожарами остается создание системы противопожарных разрывов, размещенных на территории таким образом, чтобы свести ущерб от пожара к минимальному. При этом роль противопожарных разрывов могут выполнять лесосеки шириной 100-150 м, в пределах которых должны проводиться сплошные рубки с полной минерализацией территории и оставлением ее под естественное возобновление. Такие лесосеки будут выполнять роль противопожарных разрывов до тех пор, пока в возникших насаждениях не накопится лесная подстилка, способная быть проводником горения. До возникновения этих условий следует создать новый противопожарный разрыв подобного типа и т. д. до полного освоения спелых и перестойных лесов. В районах скопления хвойных лесов, в частности на территории нефтегазового комплекса, имеются все технические возможности такого противопожарного обустройства лесов.



Поделиться