ИД «Медина» — Пятый всероссийский мусульманский форум. А. Шарипов. Учеба в нашем медресе. Историческая роль традиционной методической системы

Система образования у народов России, исповедующих ислам, имеет многовековую традицию: корни ее уходят во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Вплоть до Октябрьской революции образование и просвещение у мусульманских народов России носило конфессиональный характер. В систему исламского образования входила школа двух типов: начальная ступень – мактаб и средняя – медресе, эта система типична для всего мусульманского мира России. С течением времени мусульманские учебные заведения переживали эволюцию, происходили изменения, вырабатывлись и собственные ориентиры. В России медресе открывались во всех местностях со сплошным мусульманским населением: в Урало-Поволжье, на Кавказе, в Крыму, но особенно многочисленны они были в Средней Азии.

Медресе открывались в городах и в тех деревнях, где были богатые люди, способные содержать медресе, а также мударрис с хорошим образованием, способный организовать учебное заведение такого типа. На Кавказе медресе организовывались обычно алимами (ученые) или кази. В старой школе мударрисы, как правило, были питомцами медресе Бухары или Коканда, а также Константинополя. Не всегда и не все медресе поддерживали высокие стандарты образования. Возвышение или угасание того или иного учебного заведения было связано с личностью мударриса, а также купца-мецената. Обычно медресе авторитетного имама приходилось на несколько деревень в округе, которые, как пишут исследователи Р.М. Мухаметшин, Д.М. Исхаков, по своей популярности и уровню подготовки не уступали городским. Такими были медресе в деревнях Кышкар, Тюнтяр, Большие Сабы, Тымытык, Байряка (Казанская губерния), Куганакбаш, Балыклыкуль, Стерлибаш (Уфимская губерния), Оренбургская губерния славилась Сеитовым посадом (Каргалинские медресе) и др. Медресе в селе Согратль Дагестана считался «рудником науки», «родником ученых, благочестивых, поклоняющихся». Сюда стекались мутаалимы из Дагестана, и из других уголков Кавказа. Медресе являлось повышенным учебным заведением, которое углубляло знания шакирдов в области мусульманской философии, логики, юриспруденции. Кроме этих наук, преподавали также географию, астрономию, иногда физику, химию, религиозные предметы. В то же время во многом конкретное наполнение программы мусульманской школы теми или иными предметами зависело от наличия педагогов – мугаллимов. Особое место в программе отводилось изучению классического арабского языка как языка священного Корана.

В конфессиональных школах учителя называли по-разному: мугаллим (обучающий, учитель ), мулла (мауля, господин ), мударрис (читающий лекции, учитель ), – это звание почетнее, чем предыдущие. Если должность мударриса была связана с должностью муллы – то он оставался на этой должности до самой смерти. Глубокая старость или даже дряхлость не являются поводом для отставки учителя. В случае физической невозможности преподавать в помощь старику назначается помощник (хальфа), который обычно становится и преемником по смерти старшего мударриса. Среди мусульман учитель был лицом почетным и уважаемым, так как посредством обучения распространяется ислам.

В больших и наиболее состоятельных медресе существовала должность заведующего вакуфом, его называли «мутавалли», он вел всю хозяйственную часть, которая была совершенно независима от учебной; а учебной частью руководил мударрис. В больших и богатых медресе было несколько мударрисов. Учеников медресе называли талиб (ищущий знания), или шакирд (ученик, подмастерье). Студентов крымских медресе называли «сохта», на Северном Кавказе наряду со словом «талиб» употребляли слово «мутаалим» (учащийся).

Мударрис читал лекции для старших учащихся по теоретическим дисциплинам, таким как «хикмат» (философия) и «мантык» (логика). Он же проверял усвоенные знания, находясь в кругу своих учеников или со стороны, следил за ними и руководил занятиями преимущественно старших учеников. При этом старшие помогали младшим. На помощь мударрису назначались хальфы – шакирды, уже освоившие основы исламских знаний. За ним закреплялась младшая группа учащихся. В начале занятия он с каждым работает индивидуально, а затем – со всей группой. И у него были свои помощники: наиболее способные ребята обучали более слабых. Такую взаимную форму обучения исследователь Ялалов Ф.Г. сравнивает с так называемой Белл-Ланкастерской системой обучения, получившей наибольшее распространение в начале XIX века. «Это был дешевый, без больших финансовых затрат, способ приобщения большого количества детей к грамоте», – пишет он. Кроме того, шакирды в процессе обучения не только закрепляли свои знания, но и практиковались, приобретали профессиональные навыки учителя. Наиболее способному шакирду мударрис в устной или письменной форме передавал право преподавания определенной книги (иджаза ). Такое освидетельствование являлось логичной формой подготовки кадров.

В крымскотатарских медресе назначенного мударрисом старшего называли биюк . Под его руководством сохты (ученики) учились, жили автономно. По утверждению Маркова Е.Л., «сохты, собственно говоря, уже не ученики, а свободные слушатели вроде студентов или, еще ближе, вроде учеников древнегреческих философов. Сохта пользуется в народе уважением, как лицо духовное». Для всех учащихся медресе проживание в интернате было обязательным. Это давало возможность углубиться в учебный процесс, находиться подальше от житейских проблем родного дома. Кроме самоподготовки, обучающиеся обслуживали сами себя, по очереди готовили, делали уборку. Кази (судья, контролер) отвечал за организацию и контроль самостоятельной работы учащихся, выполняемой в интернате. Медресе Бухары представляли собой своеобразные пансионы. Приезжие издалека шакирды обычно покупали комнату и продавали ее новым приезжим шакирдам при отъезде. Поскольку желающих учиться было много, то найти комнату в большинстве случаев было трудно. Вся Бухара представляла собой как бы единое учебное заведение. Большинство ученых людей Бухары были преподавателями высших учебных заведений города.

Некоторые крымскотатарские медресе, например, Ханское медресе в Бахчисарае, архитектурно были разделены на массу маленьких комнат, как кельи (см. схему). Назывались они ода: «в полутемных ода стояли высокие нары, где сохты изучали свои задания и уроки, не мешая друг-другу. Чтобы мударрис имел возможность присматривать за процессом обучения, на этих нарах были сделаны специальные решетки».

Сельские медресе были менее благоустроены: «вдоль трех стен медресе протягивались занавески и образованное ими пространство разделялось на маленькие комнатки, по одному окну в каждой. Перед занавесями оставалось довольно просторное место, называвшееся «джамагат секесе » (общее); она служила и залом, и коридором, и классом. Во время лекции все занавеси поднимались и шакирды слушали лекцию, образуя полукруг перед мударрисом». Мударрис обладал непререкаемым авторитетом, мугаллимы и шакирды восхищались его знаниями, гордились им. «По способу преподавания он был похож больше на профессора, чем на простого учителя. На его лекциях присутствовали ученики всех хальф, он не спрашивал учеников и редко проверял их. Низшие две или три ступени не могли слушать мударриса, они должны были довольствоваться одним хальфой, – пишет Джамалетдин Валиди. – Слушатели имели право прерывать лекцию и возражать против чего-нибудь мударрису. На это возражение должен был отвечать другой слушатель; но возражавший не удовлетворялся его ответом и возражал снова. Таким образом, начиналось ученое состязание, в которое вмешивались и другие шакирды». Иногда поднимался большой шум, тогда вмешивался сам мударрис и унимал шакирдов, объясняя, в чем тут дело.

В старой школе не было распределения учащихся по классам, не было определенных сроков обучения, но полный курс обучения был разбит на 10 ступеней с различным уровнем сложности. Каждая ступень имела свое название. Оно совпадало с названием той книги, которая служила неизменным учебником данной ступени. Шакирдов тоже именовали по названию ступени. Например, шакирда самой младшей ступени называли тафир-ханом , а самой высшей ступени – мулла-джелаль-ханом . Посещение уроков было свободным.

Экзаменов при переходе в старший класс не существовало: окончив изучение известной книги и переходя к следующей, учащиеся тем самым становились учениками высшего класса. Определенных сроков для пребывания в том или в другом классе не было, фактически пребывание в каждом из трех классов продолжался в среднем от 3 до 4 лет. Не доучившись в одном медресе, шакирды могли перейти в другое, к более авторитетному мугаллиму, где обучались уже по иным книгам. Среди преподава-телей медресе существовала своего рода конкуренция: ученики имели право переходить к более известному или знающему преподавателю и пользовались этой возможностью.

Единой обязательной программы в старой школе не было и не могло быть (в современном мире в некоторых странах также отсутствуют единые стандарты обучения, например, в ряде европейских стран как в конфессиональной, так и в светской школе, руководствуясь тем, что обязательные учебные программы ведут к формализму, мешают обнаружить дарования и особенности детей, регламентирует их жизнь, навязывают всем детям одинаковые знания). Но в мактабе или медресе существовал цикл обязательных предметов, которые изучались повсеместно, независимо от того, где это происходило – в какой стране, а также в городе или деревне. В этот список необходимых дисциплин входили Коран и Арабский язык, Хадисы (изречения пророка Мухаммада), Ильм-тафсир (толкование Корана), Фикх (исламское законодательство), Усулу-ль-фикх (теория мусульманского права), История ислама и известные в то время все светские науки.

Отсутствие единой системы образования, единых программ и учебников с определенным кругом учебных дисциплин порождало качественно неоднородное учительство, отсутствие одинакового уровня подготовки. Многое зависело от уровня образованности преподавателя. Некоторые мударрисы, получившие высшее религиозное образование в Средней Азии, Турции, Иране, или же в Египте, отличались хорошей теоретической подготовкой и стремились к тому, чтобы уровень подготовки своих подопечных соответствовал уровню подготовки шакирдов мусульманского мира. Авторитет такого преподавателя рос, услышав об учености какого-либо мударриса, для получения образования учащиеся приезжали с разных местностей.

Методы обучения в традиционной мусульманской школе

Начинался процесс обучения с освоения азбуки, что означало вначале заучивание названий арабских букв в порядке алфавита, слогов, а затем – запоминание отдельных фраз, отрывков и целых книг. Этот метод обучения, существовавший у мусульман, так называемый книжный метод , заключался, прежде всего, в заучивании айатов (строф, стихов) и отдельных глав (сур) Корана, далее – преданий о жизни пророка и других религиозных сочинений, философских трудов.

Особый метод обучения Корану был так называемый «иджек» . Как пишет Джамалетдин Валиди, «это было не беглое чтение Корана, а раздельное: читали, разделяя каждое его слово на составные части по звукам и слогам и таким образом сочетая их в слова. Это вызывалось отчасти своеобразной орфографией Корана». Такая методика воспитывала не только внимательное отношение к фонетике, орфоэпике, но и закладывала основы правописания. После «иджига» начиналась «сура»: так называли уже беглое чтение Корана.

Система образования мусульман России, содержание и методика преподавания в этих учебных заведениях изучались и представителями русской науки. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1890 года издания о медресе сказано: «В медресе ученики выучивали наизусть аваль-ильм (первые знания) краткий мусульманский катехизис, изложенный на персидском языке в вопросах и ответах. После усвоения этого материала начинали изучать грамматику арабского языка; учащиеся должны были овладеть арабским языком настолько, чтобы без особого труда следить за дальнейшими отделами курса». После усвоения общего курса в медресе учащимся предлагалось два направления – общеобразовательное и юридическое.

Исследователь Аминов Т.М. конфессиональные школы называет первыми профессиональными учебными заведениями. Уже в старой школе происходило становление профессионального исламского образования. По сведениям из словаря Брокгауза и Ефрона, в состав общеобразовательного курса «входят богословие, логика, диалектика, метафизика, с отделом астрология и космография, канонические предания и объяснения к Корану. Юридический курс слагается из изучения религиозного права (о деяниях безусловно и условно обязательных, неодобрительных и запрещенных, об обрядах и т.п.) и гражданских и уголовных законов теократического мусульманского государства». Содержание полного юридического курса предполагало ознакомление с мусульманской юриспруденцией (шариат), этот курс заканчивали те, кто надеялся со временем занять должность муфтия или кази (знаток шариата, судья). «Из других наук большим уважением пользуется математика, но она проходится лишь попутно при изучении наследственного права и сводится к четырем правилам арифметики и некоторым положениям геометрии, необходимым для измерения земли при разделе ее между наследниками, а также при купле-продаже». В некоторых медресе изучались и другие предметы, например, география, химия, основы народной медицины, сельское хозяйство.

Методы преподавания богословских наук обусловливались языком преподавания. Как было отмечено выше, богословские науки излагались не на понятном родном языке, а на арабском. Чтобы запомнить изучаемое, необходимо было повторять одно и то же. Безусловно, при таком порядке изучения наук наиболее подходящим был концентрический метод обучения: от изучения легкого материала к более трудному и сложному, часто повторяя пройденное. «Естественно, – пишет инспектор народных училищ в дореволюционной России Коблов Я.Д., – этот метод не носил тогда такого названия и не был разработан научно. Такой метод был выработан самой жизнью». Образование предполагало три уровня: матн, шарх и хашият. Такая демократичная форма ступенчатого обучения способствовала стремлению к самообразованию, обучающиеся достигали разных уровней образованности соразмерно способностям и усердию.

Коблов Я.Д. выделяет два метода преподавания в традиционной школе: катехизический и эвристический.

Катехизический метод практикуется в самом начале курса обучения в мактабе: учитель задает вопросы и говорит ответы на них. Ученики, повторяя за учителем, заучивают урок. На последующих уроках учитель задает вопросы приблизительно в той же форме, на каковые и получает от учеников заученные ответы. При таком обучении шакирды запоминали материал механически, не продумывая и не анализируя. Но при этом у них развивалась память (что очень продуктивно в этом возрасте), откладывались в голове элементарные сведения по основам ислама, морали.

Эвристический (сократический) метод . На следующей ступени обучения, в медресе, обучение велось уже по-другому. «В медресе обучение ведется уже по эвристическому или даже сократическому способу, что находится в зависимости уже от искусства учителя. Учитель прочитывает несколько строк из книги… Ученики высказывают свои мысли по поводу прочитанного. Завязывается спор между учениками. Когда мысли вполне формируются, выясняются, учитель примиряет противоречия, высказывая свое истинное положение, часто догматически». Таким образом развивалось логическое мышление, лучше усваивался и запоминался данный материал. Но при таком обучении замедлялся процесс, изучение полного курса наук затягивалось на годы. Переводя на современный язык, такого рода семинарские занятия, а не лекционные, утвердились уже в IХ веке, как только появились первые медресе. Преподаватель совместно со слушателями разбирал и толковал (тадрис) изучаемое, соответственно преподаватель называется мударрисом (толкователем), а учебное заведение – мадраса/медресе. Многое зависело от умения и мастерства мударриса, его заинтересованности и усердия – исходя из этого, он мог применять различные методы преподавания.

Активные методы обучения

Чтобы развивать в учениках находчивость, остроумие, повышать интерес к учебному процессу, некоторые преподаватели устраивали состязания в стихотворном искусстве – мушагара (стихотворение). Учитель пишет на клочках бумаги первую строчку стихотворения, как намек на известную мысль. Ученик должен понять эту мысль и закончить двустишием или четверостишием. Некоторые шакирды при этом проявляли высокое мастерство. Сочиняли не только четверостишия, но и бииты (напевное произведение с трагическим сюжетом), мунаджаты (напевное обращение, мольба к Аллаху о прощении. Бииты и мунаджаты относятся к лиро-эпическому жанру восточной литературы и фольклора).

Были и другие методы, способствующие развитию мышления, умения вести диалог. Мударрисы устраивали моназара – интеллектуальные состязания между шакирдами, организуемые в форме диспута. Часто эти состязания устраивались между шакирдами соседних медресе. Моназара были направлены на формирование у шакирдов не только критического мышления, но и на развитие навыков ораторского искусства, умения отстаивать собственную точку зрения, аргументировать и доказывать свою правоту. Такие методы и приемы способствовали повышению интереса к обучению, воспитанию профессиональных качеств.

На изучение сур Корана, на их толкование, а также изучение богословских наук по разным книгам, в зависимости от сложности текста и его объема, от способностей и прилежания шакирда, уходило по два-три года. Поощрялось стремление шакирдов к самообразованию. Этому способствовало также наличие богатых библиотек при медресе.

Много внимания и времени уделялось изучению арабского языка и арабской литературы. Арабский язык изучался как священный язык, язык Корана, рассматривался как основное средство усвоения всех исламских наук. В преподавании арабского языка некоторые мударрисы достигали больших успехов. Подробнее о методах преподавания арабского языка будет изложено в следующей главе.

Такие предметы, как родной язык, русский язык, в старой школе не преподавались в связи с тем, что не было спроса. Пока еще это не вошло в традицию, а, кроме того, важным было то, что за каждый предмет нужно было платить. Не всем это было под силу. «…Но тут не учат языку татарскому по правилам грамматики…языку своему каждый должен выучиться от матери», – пишет Коблов о казанских медресе. Среди шакирдов татарских медресе было чрезвычайно популярно чтение поэтического эпоса на тюрки – «Кысса-и Йусуф» (Сказание о Йусуфе) поэта начала XIII века Кул Гали. Поэма эта проповедует гармонию взаимоотношений между старшими и младшими братьями, между отцами и детьми, читая эту книгу, шакирды вчитывались в нее, как в учебник жизни, свод благородных побуждений и поступков, образец красоты и мудрости, формировали свой нравственный идеал.

Обучали шакирдов по книгам, привезенным из Египта, Сирии, Йемена, Индии, Ирана, Турции, написанным на арабском, турецком и персидском языках. Благодаря этому любимыми книгами шакирдов, кроме религиозных, стали классические произведения восточной литературы: «Тахир и Зухра», «Лейла и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Дастан и Бабахан» и другие. По этим же книгам шакирды усваивали и языки.

Девочек обучали отдельно от мальчиков. Раздельное обучение требовало больше помещений, поэтому девочек с малолетства обучали в семье, далее они учились в доме муллы, у его жены, которую величали остабике , или абыстай . Таким образом решались сложные вопросы с помещением. Приемы обучения здесь были те же, что и в мактабе. Вот сведения из наблюдений немецкого ученого Карла Фукса: «женский пол у казанских татар получает равным образом известную степень образования, и между татарками мало найдется таких, кои бы не умели надлежащим образом читать и писать. Они учатся у жены муллы мечети: женщина эта имеет большие способности для обучения их сим предметам. Я сам видел прекрасно написанные ее воспитанницами письма и некоторые татарские песенки». В «Сборнике документов и статей по вопросу об образовании инородцев» издания 1869 г., директор Таврических училищ Марков Е.Л., докладывая об образовании крымских татар, свидетельствует не только об обучении девочек на дому, но и в мактабах: «Во многих местах девочки так же посещают мактабы и в этом обстоятельстве нельзя не видеть некоторые свободы татарского взгляда». Сравнивая русскую и мусульманскую школу, он отмечает и другие нововведения той эпохи: «что еще важнее и поучительнее для нас, татары, по крайней мере, на практике, допускают женщину в учительницы народных школ, против чего у нас еще теперь восстают как против вредного нововведения».

На Кавказе была широко распространена так называемая «кораническая школа», которая организовывалась грамотными родителями или их родственниками в частном порядке, на дому. Коранические школы играли большую роль в обучении девочек грамоте. Родители учили детей азбуке, различным молитвам и чтению Корана, считая своим «священным долгом» дать своим детям такое образование.

Историческая роль традиционной методической системы

Существует мнение, что методы обучения, складывавшиеся в мактабе и медресе веками, были элементарны, даже примитивны, программа мактабов и медресе ограничивала шакирдов, поскольку ориентировала исключительно на религиозные предметы. Однако нужно учесть и признать, что на ранних исторических этапах эти методы были достаточно эффективны, об этом свидетельствует взлет исламской культуры и научной мысли в X-XV веках. В средневековых медресе курс обучения был устроен очень разумно и по тому времени он отличался прогрессивностью. По исламу, светская и религиозная жизнь неразделимы, поэтому и в учебных заведениях изучались все известные тогда дисциплины – мусульманское религиозное образование служило жизни, сообразно движению прогресса. По мнению Коблова Я.Д., светские науки имели лишь вспомогательное второстепенное значение, а не основное, главное. «Нужно смотреть на арабскую грамматику, на поэтику, риторику, арифметику, логику, философию только как на средство для того, чтобы постигнуть всю глубину священной литературы», – пишет он. Но существуют другие, совершенно полярные точки зрения по этому поводу. По мнению мусульманского ученого имама Аль-Газали (ум. 1111), следует основательно изучать вспомогательные науки, которые преподавались в медресе. И обязательные, и вспомогательные науки имеют целью укрепление веры, первое при помощи глубокого изучения слов Всевышнего в Священном Коране, а второе – с помощью тщательного, систематического изучения жизни человека и природы.

Роль ислама в общественной жизни была весьма разнообразна. Поэтому изучаемые в медресе предметы тоже служили жизни общества. Наука должна служить жизни, образование должно быть пригодно не только для современной жизни, но и направлено на будущее. Как справедливо заметил муфтий Риза Фахретдин в начале ХХ в., «обучайте своих детей, обогащайте их знаниями не только своего времени, но и современными, не только современными, но и наукой будущего – потому что им жить не в вашу эпоху, а в будущем».

С течением времени готовность к изменениям, гибкость системы была утеряна. Утеряна главная особенность традиционной школы – прогрессивность. В программе медресе, установленной еще в средневековье, неизменные курсы с течением времени превратились в схоластические дисциплины. К XIX веку исчезла большая часть дисциплин, не прогрессировали и методы их изучения; традиционные методики, идущие через века, носили скорее формальный характер. Наблюдалась тенденция к снижению общего уровня мусульманского образования. Современный исследователь крымскотатарских медресе Ганкевич В.Ю. одной из причин таких сложностей в обучении называет то, что «методика и дидактика древнемусульманских медресе составлялись для арабских учащихся. Без изменения, с религиозным благоговением они были перенесены на тюркскую, довольно отличную языковую почву и, выхолостившись, стали очень ощутимым тормозом в развитии национального образования».

Кадимистскую (старую школу) критиковали многие: и просвещенные мусульманские писатели конца XIX в., и дореволюционные исследователи, и советские. Но именно мактабы и медресе позволили распространить среди мусульман массовую грамотность, которой не было среди других народов России. Обучение в кадимистской школе имело свои преимущества, свою динамику развития. Существование этой системы, его функционирование возможно было только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало предыдущим опытом, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде следующим поколениям. Кадимистские учебные заведения, благодаря широкой гуманитарной подготовке на основе религиозного мировоззрения, наряду с религиозными служителями формировали и интеллектуальную элиту нации – историков, философов, филологов, педагогов, писателей, поэтов и общественных деятелей.

Традиционная образовательная система в значительной степени исчерпала свои возможности по обучению подрастающего поколения в соответствии с требованиями времени, возникла необходимость коренных изменений. Но все же неоспорима историческая роль этой системы в процессе хранения религиозно-бытовых устоев, становления наций. Религиозные школы ислама превратились в значительные культурно-образовательные центры. Они являлись центром профессиональной подготовки национальной элиты: из мактабов и медресе вышли все известные до революции поэты, писатели, ученые, табибы (доктора), политики. Из старых, «кадимистских» медресе вышли такие выдающиеся ученые-просветители, как Г. Курсави, Ш. Марджани, Г. Баруди, К. Насыри, Р. Фахрутдин, Г. Ильяси, Х. Фаизханов, М. Акмулла и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите основной ареал распространения ислама в дореволюционной России.
  2. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. С. 43

    Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. С. 132

    Марков Е.Л. Материалы по вопросу об образовании крымских татар. С. 108.

    Коблов Я.Д. «Конфессиональные школы казанских татар». Казань, 1916. С.12.

    Риза Фахретдин. Адаби таглим. Эпиграф к книге. На арабском языке. – Оренбург, 1902. – 208 с. Титульная страница.

М ә др ә с ә г ә кер ү һә м уку т ә ртибе - Правила поступления и обучения в медресе

1. ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ

1.1. Прием документов для обучения по программам МСПО начинается не позднее 1 августа и завершается:

1.3. Прием граждан в медресе проводится по личному заявлению (заявление установленного образца, в котором указываются обязательные сведения и фиксируются личной подписью поступающего факты, установленные пунктом 32. Порядка приема граждан в образовательные учреждения средне¬го профессионального образования) на имя - директора медресе (который является и председателем приемной комиссии). Поступающий вправе подать заявление на различные формы получения образования (очная, заочная).

При подаче заявления о приеме в медресе, поступающий предоставляет:

* паспорт или документ, удостоверяющий личность (ксерокопию);

* оригинал документа государственного образца об образовании и (или) его ксерокопию;

* 6 фотографий размером 3x4 см, напечатанных на матовой бумаге

* медицинскую справку по форме 086

* Лица, проходившие военную службу по призыву и уволенные с военной службы, имеющие право в течение года после увольнения с военной службы использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу, предъявляют при поступлении военный билет (ксерокопию).

* Ксерокопии ИНН и СНИЛС, мед полиса.

1.4. Поступающие в медресе в качестве учащихся обязаны предоставить оригинал документа государственного образца об образовании в течение семи календарных дней после окончания вступительных испытаний. Да¬той окончания вступительных испытаний считается момент объявления на официальном сайте и стендах приемной комиссии медресе по фамильного перечня лиц, успешно прошедших вступительные испытания, ранжированных по мере убывания количества набранных баллов (с их указанием), зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по различным условиям приема (далее — по фамильный перечень).

Инвалиды I и II групп, а также лица, которым установлена категория «ребенок-инвалид», предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию справки об установлении инвалидности и заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение по соответствующей специальности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставить свидетельство о рождении, а также документы, подтверждающие их правовой статус.

1.7. Лица с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие результатов ЕГЭ (см. п. 1.3 настоящих Правил), предоставляют при подаче заявления один из следующих документов, подтверждающих наличие у них ограниченных возможностей здоровья:

о заключение психолога - медико-педагогической комиссии;

о справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

1.8. Приемная комиссия также принимает свидетельства (оригиналы или ксерокопии) ЕГЭ, результаты ГИА-9 в новой форме и копии документов, наличие которых отвечает интересам самих абитуриентов.

1.9. При личном предоставлении документов абитуриенту выдается расписка о приеме документов.

1.10. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть направлены поступающим через операторов почтовой связи общего Пользования.

1.10.1. При направлении документов по почте поступающий к заявлению о приеме прилагает ксерокопии документа, удостоверяющего его личность, документа государственного образца об образовании, свидетельства о результатах ЕГЭ (при поступлении по результатам ЕГЭ) или результаты ГИА-9 в новой форме (при поступлении по результатам ГИА-9).

1.10.2. Документы направляются заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.

1.10.3. Дата отправления документов должна быть не позже 5 августа. Документы, направленные абитуриентом по почте, принимаются медресе не позднее сроков, установленных пунктом 2.1 настоящих Правил.

1.10.4. В случае зачисления поступающий предъявляет оригинал документа, удостоверяющего его личность, ксерокопия которого была направлена по почте.

1.11. По письменному заявлению абитуриента оригинал документа государственного образца об образовании и другие документы, предостав¬ленные поступающим, возвращаются приемной комиссией в течение следующего рабочего дня после подачи такого заявления.

1.12. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы, материалы с данных вступительных испытаний. Личные дела поступающих хранятся в течение шести месяцев с момента начала приема документов.

1.13. Лица, зачисленные на очную форму обучения, в течение трех дней после зачисления должны предоставить в медресе копии сертификата прививок и медицинского полиса, копию постановления местной (по месту регистрации) администрации о закреплении (или не закреплении) за ними жилой площади.

2. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

2.1. При приеме граждан, поступающих для обучения по программам МСПО, обязательным для всех категорий поступающих являются два вида вступительных испытания, определяемых учебной частью медресе и утверж¬денных директором медресе. Это вступительные экзамены, билеты состав¬ляются самим медресе и собеседования.

2.2. Граждане, имеющие начальное образование (при мечетевские курсы) сдают вступительное испытание в форме собеседования.

В программу собеседования входят вопросы по основам ислама и арабскому языку.

2.3. Вступительные испытания проводятся на русском или татарском языке.

2.4. Каждое вступительное испытание оценивается по 100-балльной шкале (кроме собеседования, которое оценивается по 200-балльной шкале).

2.5. Порядок проведения вступительных испытаний и критерии оценок определяются соответствующими положениями.

2.6. Лица, не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, удаленные с экзамена, выбывают из конкурса и не зачисляются в медресе. В случае неявки по уважительной причине, абитуриент может быть допущен к вступительному испытанию с другим потоком, в резервный день или индивидуально до полного завершения вступительных испытаний.

2.7. Во время проведения вступительных испытаний пользоваться мобильными средствами связи запрещено. При нарушении этого требования экзаменаторы удаляют абитуриента со вступительного испытания.

2.8. В качестве дополнительных результатов вступительных испытаний могут быть засчитаны:

* результаты ЕГЭ данного календарного года;

* результаты различных исламских олимпиад (для победителей и призеров, см. абзац 2 п. 4.2 настоящих Правил) и иных аналогичных мероприятий (для победителей);

* результаты ГИА-9 в новой форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;

аналогичные вступительные испытания данного календарного года в других мусульманских образовательных учреждениях среднего профессионального образования (для лиц, поступающих на базе основного общего образования).

2.9. Общее количество баллов, набранных абитуриентом, определяется как сумма результатов конкурсных вступительных испытаний.

2.10. Сроки проведения вступительных испытаний:

2.11. Расписание вступительных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная группа, место проведения экзамена и консультации) объяв¬ляется не позднее 20 июня. Результаты объявляются на следующий день после вступительного испытания.

2.12. По результатам вступительного испытания, проводимого медресе, поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несогласия с его (их) результатами.

3. ЗАЧИСЛЕНИЕ В СОСТАВ СТУДЕНТОВ

3.1. Зачисление в состав студентов производится приказом директора медресе.

3.2. Лица, включенные в по фамильный перечень и не предоставившие оригинал документа государственного образца об образовании в установленные сроки, рассматриваются как отказавшиеся от зачисления.

3.3. Приказы о зачислении и распределении по учебным группам публикуются на официальном сайте медресе и на информационных стендах приемной комиссии в день их издания и доступны пользователям до 31 декабря текущего года.

4. Общие положения об отчислении из медресе

1. Настоящее положение определяет порядок отчисления учащихся и восстановления их в медресе, перевода из одного учебного заведения в другое, представления учащимся академических отпусков.

2. Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования», порядком предоставления академических отпусков студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 5 ноября 1998 г. № 2782, другими нормативно-распорядительными документами Минобразования России и уставом медресе.

3. Целью положения является нормативно-правовое обеспечение порядка оформления документов и проведения процедур отчисления, восстановления, перевода учащихся и предоставления им академических отпусков.

4. За восстановление на обучение, прием для продолжения обучения после отчисления из другого среднего специального учебного заведения, перевод с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую и из одного среднего специального учебного заведения в другое плата не взимается.

5. При решении вопросов о зачислении, переводе, отчислении и восстановлении учащихся учитываются права и охраняемые законом интересы граждан, государства и общества, а также права, интересы и возможности медресе.

5. Отчисление студента

Учащийся может быть отчислен из медресе.

1. По собственному желанию, в том числе по состоянию здоровья.

2. В связи с переводом в другое учебное заведение.

3. В связи с призывом в Российскую армию.

4. По инициативе администрации.

5. За академическую неуспеваемость.

6. За пропуск двух недель (72 часа) учебных занятий без уважитель-ной причины в течение семестра.

7. За невыполнение учебного плана.

8. За нарушение Правил внутреннего распорядка медресе.

9. За невыполнение Устава медресе.

Отчисление учащегося производится приказом директора медресе.

Отчисление по собственному желанию производится в срок не более месяца с момента подачи учащимся заявления. Заявление пишется учащимся на имя директора с просьбой отчислить его по собственному желанию или по состоянию здоровья (когда для академического отпуска нет оснований), визируется заведующим отделением, заместителем директора по учебной работе, представляется директору и направляется в учебную часть.

Учащийся может отчисляться по собственному желанию в любое время, в том числе и во время экзаменационной сессии, если он не имеет академических задолженностей. При отчислении учащегося по болезни, подтвержденной документом от врача, ограничения снимаются.

За академическую неуспеваемость отчисляются учащиеся:

1. Имеющие по окончании сессии задолженности по трем или более дисциплинам.

2. Не ликвидировавшие в установленные сроки задолженности, дважды получившие неудовлетворительные оценки при пересдаче одной и той же дисциплины.

3. За невыполнение учебного плана отчисляются студенты, не выполняющие графика самостоятельной работы, курсовых, лабораторных, практических заданий.

4. За пропуски учащийся отчисляется, если он не уведомил заведующего отделением (либо учебную часть) о причине своего отсутствия в течение двух недель и не представил медицинской справки в течение двух дней с момента выхода на занятия.

При отчислении учащегося за академическую неуспеваемость или не-выполнение учебного плана, заведующий отделением подает на имя замести¬теля директора по учебной работе представление об отчислении учащегося с указанием причины и дисциплин академической задолженности.

На представлении должна быть подпись учащегося, что он с представлением ознакомлен, или указана причина, по которой эта подпись отсутствует.

Отчисление учащегося за невыполнение правил внутреннего распорядка производится по представлению заведующего отделением. При этом отчисление может быть осуществлено не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка или одного месяца со дня его обнаружения.

Выписки из приказов на отчисление должны быть своевременно вывешены в учебной части для ознакомления учащихся. При отчислении учащегося из медресе ему по запросу выдается академическая справка установленной формы и находящийся в личном деле подлинник документа об образовании. Не допускается отчисление учащихся во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

6. Восстановление в число учащихся

1. Учащийся имеет право на восстановление в медресе в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине.

2. Учащийся, отчисленный из медресе по неуважительной причине, имеет право на восстановление в медресе в течение пяти лет, при наличии вакантных мест.

3. Восстановление указанных выше лиц, не имеющих академичес¬кой задолженности, производится в периоды летних и зимних каникул по результатам собеседования.

4. Учащийся, отчисленный за нарушение условий договора (финан-совую задолженность), может быть восстановлен в течение семестра после погашения финансовой задолженности. Решение вопросов об организации и сроках ликвидации академической задолженности находится в компетенции директора медресе.

5. Учащийся, восстанавливающийся в медресе, пишет на имя дирек-тора заявление, в котором указывает причину, по которой он ранее был отчислен, с указанием курсы и группы. На заявлении учащийся получает визу заведующего отделением и заместителя директора по учебной работе.

6. После положительного решения директора издается приказ о восстановлении учащегося.

7. Оформление документов при окончании медресе

1. Подготовка к оформлению документов об окончании медресе ведется сотрудниками учебной части. Руководители учебного отдела очного обучения должны не позднее 3-х дней до сдачи междисциплинарного экзамена организовать работу по ознакомлению учащихся с личными данными и оценками, вносимыми в приложение к диплому, по проверке их соответствия записям зачетной книжки и оформить учащемуся допуск к сдаче итогового междисциплинарного экзамена. Руководитель учебного отдела заочного обучения организует работу по ознакомлению учащихся выпускного курса с результатами обучения за весь период (по сводной ведомости) в течение последнего семестра. Соответствие личных данных и оценок, вносимых в приложение к диплому, фиксируется методистом медресе в учебной карте учащегося под роспись.

2. Учащийся, не позднее чем через один день после защиты выпускной квалификационной работы, окончательно согласовывает в учебной части сведения, вносимые в приложение к диплому.

3. Учебной частью не позднее чем, через 7 дней после завершения работы Государственной экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ, готовится проект приказа об отчислении в связи с окончанием обучения.

4. Диплом о мусульманском среднем профессиональном образовании и приложение к нему вручаются выпускнику при подтверждении им отсутствия задолженности перед медресе, оформляемой посредством проставления отметок в обходном листе, который учащийся получает в отделе кадров.

5. Отметку директора медресе в обходном листе учащийся получает последней после получения всех других отметок. Для получения отметки директора учащийся должен сдать методисту студенческий билет.

6. Отдел кадров на основании полностью оформленного обходного листа выдает учащемуся оригиналы документов, представленные им при поступлении (в соответствии с имеющейся в деле описью), в т. ч.:

Аттестат об окончании средней школы или другой документ об образовании (с оставлением в деле заверенной копии).

7. Дипломы и приложения к ним вручаются учащимся на торжествен¬ном собрании не позднее 10 календарных дней после даты приказа об отчислении в связи с окончанием обучения. При получении диплома о среднем профессиональном образовании учащиеся должны расписаться в книге регистрации. Учащимся, не оформившим в установленные сроки обходной лист, дипломы и приложения к ним выдаются в индивидуальном порядке с обязательной фиксацией подписи владельца диплома в книге регистрации.

8. Допускается выдача документов об образовании на руки лицу, имеющему на это доверенность, оформленную в соответствии с действую-щим гражданским законодательством (ГК РФ, ГПК РФ), которая хранится в личном деле студента.

9. Учащиеся, проживающие в общежитии, обязаны в недельный срок после даты приказа об отчислении освободить место в общежитии.

10. Не позднее чем через 14 рабочих дней после даты вручения дипломов, завучи передают в отдел кадров по акту студенческие билеты, зачетные книжки, учебные карты выпускников, копии приложения к диплому.

11. Заполненные и подписанные бланки дипломов в те же сроки пере-даются из учебно-методического отдела в канцелярию для проставления печати и копирования, с последующей передачей копий дипломов из канцелярии в отдел кадров. Копии выданных документов о среднем профессиональном образовании (диплом и приложение к нему) в одном экземпляре подлежат хранению в установленном порядке в архиве в личном деле выпускника.

12. Оригиналы дипломов о среднем профессиональном образовании и приложений к ним, не полученные учащимися в установленные сроки, передаются в отдел кадров с последующим приобщением к личным делам учащихся в течение года со дня их отчисления.

13. Работники отдела кадров в течение 20 рабочих дней после поступления документов из учебной части медресе оформляют личные дела выпускников и готовят его для передачи в архив.

В медресе «Шейх-Саид» прошли первые занятия на вечернем отделении для взрослых и в группах для детей.

В женском зале исламского комплекса яблоку негде было упасть. В этом году около 60 девушек пополнили ряды учащихся медресе «Шейх-Саид».

Учителя, тетради и ручки, доска, перекличка – все как в обычной школе, только преподают здесь не русский язык с математикой, а исламские науки. Фикх» — мусульманское право, «хадисы»- изречения пророка Мухаммада (мир ему), «Коран», «акыда»- вероубеждение, «ахляк» — нравственность мусульманина, «сира» — история и жизнеописание пророка Мухаммада (мир ему), «Тафсир»- толкование Корана – вот чему будут учить опытные преподаватели — выпускники исламских университетов.

Поприветствовав «новеньких» мусульманок, Расим-хазрат Кузяхметов сказал:

Мы собрались в одном из домов Аллаха, мы совершаем поклон в сторону Каабы, верим в Пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, нас связывает одна религия – ислам. Я надеюсь, что таким же составом мы завершим наш курс. От вас требуется старание, прилежное посещение занятий, выполнение домашних заданий. Веру нужно подкреплять прочными знаниями.

Расим-хазрат рассказал о первых Священных книгах, пророках, ниспослании Корана Мухаммаду (мир ему), жизненном пути Пророка.

На следующем уроке Рашит-хазрат Тугушев преподает «Тафсир». Это наука, помогающая понять писание Аллаха, ниспосланное Пророку Мухаммаду(мир ему), разъясняет его смысл. Она черпает сведения из наук арабского языка, риторики, науки красноречия, таджвида.

Пророк (мир ему) сказал, что лучшие из мусульман те, кто выучил Коран и учит ему других. На занятиях мы будем толковать Коран, чтобы впоследствии мы смогли учить наших родственников, друзей. Мы должны стремиться стать лучшими, как завещал Пророк (мир ему), — говорит Рашит-хазрат.

Хорошими мусульманами хотят стать не только взрослые, но и дети.

В старшей группе девочек занятия проводит одна из преподавателей медресе — Альфия Кармеева. Говоря о ней, хочется привести слова одного историка, который сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Действительно, Альфия любит и ислам, основы которого она преподает, и не меньше — любит своих детей-учеников. Приветливая улыбка, добрый взгляд, ласковые слова – вот, чем она завоевала сердца юных мусульманок. Альфия не только в доступной форме преподносит азы ислама, но и старается делать свои уроки увлекательными: рассказывает интересные истории, загадывает загадки. В свою очередь, девочки внимательно слушают ее, записывают лекции, аккуратно выполняют домашние задания.

В этом году в группе для детей около 100 человек. Кого-то приводят родители, желая, чтобы их чада получили знания о религии, кто-то приходит по приглашению своих родственников или друзей. Многие ребята узнают о наших курсах из своих школ — от других детей-мусульман, и с удовольствием ходят на занятия, — рассказала Альфия.

После летних каникул девочки не забыли, то, что выучили в прошлом учебном году и без проблем вспомнили условия совершения намаза, порядок омовения, арабский алфавит. Прилежные ученицы также без запинок прочитали наизусть суры из Корана: «Фатиху» и «Ихляс».

Девочки рады тому, что имеют возможность посещать занятия, самостоятельно читать Коран на арабском языке. Они мечтают вырасти достойными мусульманками, как их сестры со старших курсов медресе «Шейх-Саид».

Действительно, главной целью таких уроков, является воспитание детей, чтобы они стали достойными людьми.

Анара Кадамгалиева

Официальный ответ на вопрос "медресе - что такое" следующий: это учебное заведение мусульман, в котором готовят учителей и даже священников. Иногда здесь обучаются и будущие государственные служащие. То есть его можно считать аналогом высшего учебного заведения в странах Европы и Америки.

Медресе - что такое? Его история

Если переводить непосредственно с арабского, то это слово означает в прямом смысле место, в котором кто-то чему-то учится, что-то изучает и познает. То есть значение слова "медресе" - "место для учебы".

Первое учебное заведение такого типа появляется во время правления династии Аббасидов. Первые упоминания и ответы на вопрос: "Медресе - что такое?" - датируются только 9 веком, но в 13-м это явление уже широко распространено. В таких школах в основном изучались предметы с религиозным уклоном, в том числе богословие и коранические дисциплины. Помимо этого, ученикам преподавали арабский язык, необходимый для чтения Корана, а также арифметику и историю. В 11 веке школа превращается в государственное учреждение. Правительством назначались преподаватели, работавшие там. Возможно, именно благодаря этому активно развивалась ортодоксия суннитов. Постепенно из заведения, бывшего изначально школой, сделали место для подготовки кадров для государственной службы. То есть медресе стало оплотом контроля за религиозной и политической жизнью государства.

Организация учебы

Основные предметы, которые изучались в медресе: медицина, математика и юриспруденция.

Эти учебные заведения должны были готовить чиновников, свято преданных государству. Именно этим был обусловлен выбор предметов, ведь медресе по замыслу властей должно было превратиться в инструмент контроля за политической и религиозной жизнью общества. Занятия проводились в мечетях, которые не имели первостепенного значения для правоверных. Содержание школ и расходы оплачивались вакфом. Мударрисы-преподаватели также получали жалование за счет государства. Они набирали себе помощников, с которыми вели лекции для студентов, организовывали диспуты на религиозные темы, а также изучали литературу, которая могла в будущем пригодиться ученикам на государственных постах. Ученики, прошедшие такое обучение, становились верными подданными государства, которое обеспечивало их не только жильем и принадлежностями на время обучения, но и стипендией. 12 век в истории образования в арабских странах знаменателен тем, что в это время начинают строиться учебные заведения нового формата, так называемые медресе-усыпальницы. Одно помещение в них предназначалось для проведения занятий, а другое, отгороженное, служило местом погребения основателя. Отсюда видно, что организация медресе было почетным занятием, своеобразным вкладом в развитие государства.

Что изучалось

Говоря о том, медресе - что такое, мы разобрались, что это аналог высшего учебного заведения для чиновников. Соответственно, изучаемые дисциплины были подобраны с учетом этой специализации. Поскольку в правовых школах готовили чиновников и бюрократов, помимо фикха, были введены юриспруденция и ряд других смежных дисциплин. Фатимидские имамы, благодаря своей активной миссионерской деятельности, смогли склонить султана Саладина открыть новые школы. Поскольку он был приверженцем суннизма, то в новых учебных заведениях ученики воспитывались в духе этого течения и готовились принять пост на государственной службе.

То есть султан сделал все, чтобы обучать бюрократов, разделявших с ним одни религиозные и политические взгляды.

Архитектурные традиции

Мусульманское медресе считается одним из шедевров зодчества, так как его оформлению уделялось самое пристальное внимание. В комплекс сооружений входила непосредственно мечеть, жилье для студентов, классы и трапезные. Основным помещением был айван - сводчатый зал, разделенный на три нефа рядами колонн. Одна его сторона была открыта и вела в главный двор. Оформлению медресе уделялось особое внимание. Сохранившиеся до наших дней строения в Стамбуле и других городах поражают своей красотой и утонченностью.

Культурное и историческое значение

Основная роль медресе как образовательного центра не сводилась только к подготовке лояльных к государству чиновников. Они имели большое значение для распространения ислама как на Востоке, так и на Западе, оказав в свое время большое влияние на систему европейского образования. Например, первым учебным заведением, готовившим бюрократов для государственной службы, стал Неаполитанский университет в Италии. По сути, это прямое заимствование опыта мусульман в подготовке чиновников. Европейцы быстро переняли этот опыт.

В результате практически все университеты Европы были организованы по модели медресе. Они обеспечивали учащихся стипендиями, жильем, доступом к образовательным материалам.

Медресе сегодня

Образовательные учреждения такого типа есть не только в мусульманских странах. Например, в Казани действует Медресе Мухаммадия, где студенты получают богословское образование или готовятся стать переводчиками с арабского. На учебу принимают только мусульман.



Поделиться