16 понятие признаки и виды государственной службы. Государственная служба: понятие, принципы, признаки. Сущностные признаки государственной службы

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:

Осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;

Определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти;

Определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами;

Распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.

Системы исполнительной власти в субъектах Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам – статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции. Иногда вопрос о системе пытаются решить, используя категорию структуры исполнительной власти – например, закон Республики Карелия «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», или категорию схемы управления краем, областью – глава 23 Устава Томской области называется «схема исполнительной власти Томской области».

Государственная служба: понятие, принципы, признаки

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.



В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина , их непосредственное действие,обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю , объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба. Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий

Военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Правоохранительная служба - это также один из видов федеральной государственной службы, т.е. деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).

Государственная служба - это публичная служба, т. е. служ­ба в органах публичной власти.

Государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащи­ми федеральных государственных органов и государственных орга­нов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъек­тов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государствен­ными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действую­щему законодательству государственной службой считается ис­полнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает долж­ность только в государственных органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учрежде­ния, предприятия, объединения и т. д.).

Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функция­ми, задачами и специальной компетенцией. Каждый государ­ственный орган имеет свои структурные особенности. В отли­чие от других организаций государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они могут принимать нормативные пра­вовые акты, а также осуществлять правоприменительную, правоохранительную, административно-юрисдикционную дея­тельность.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий :

1. Российской Федерации и ее субъектов;

2. федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов (федеральных государствен­ных органов) и органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);

3. лиц, замещающих так называемые политические государ­ственные должности, т. е. лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих госу­дарственные должности субъектов РФ.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-слу­жебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба отно­сится к ведению Российской Федерации.

Государственная служба в Российской Федерации регули­руется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, опреде­ляющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ.

Нормативными правовыми актами, регулирующими государ- ственно-служебные отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса осуществления служащими компетенции государственных ор­ганов), являются следующие.

ü Конституция Российской Федерации.

ü Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы уста­навливаются и некоторые другие важные положения государ­ственно-служебного характера.

ü Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государствен­ной службе субъектов Федерации.

ü Специальные федеральные конституционные законы и феде­ральные законы, а также иные законодательные акты, регламен­тирующие государственно-служебные отношения в сфере госу­дарственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы. Среди них можно выделить, к примеру, следующие федеральные законы: «О воинской обя­занности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», «О проку­ратуре Российской Федерации».

ü Указы и распоряжения Президента РФ (например, утверж­денные указами Президента РФ Положение о порядке прохож­дения военной службы; Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работ­никам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства ино­странных дел Российской Федерации на территории Российс­кой Федерации.

ü Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопро­сам государственной службы.

ü Нормативные правовые акты, принимаемые федеральными министерствами.

ü Постановления Конституционного Суда РФ

По государственно-служебным вопросам стала появляться также судебная практика судов общей юрисдикции, например по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации госу­дарственного органа, сокращении его штата либо численности.

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.2008 О противодействии коррупции под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением дача взятки получение взятки злоупотребление полномочиями коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег ценностей иного имущества или услуг имущественного характера иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо...

  1. Понятие и признаки государственной службы

Государственная служба (ГС) - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий государственных органов.

ГС осуществляется только в государственных органах.

ГС включает в себя:

Федеральную ГС

ГС субъектов РФ(Правительство, Законодательное собрание и т.д).

Государственная служба в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ.

Признаки ГС:

1) замещение служащим государственной должности государственной службы, предусмотренной штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Принципы ГС:

  1. Верховенство Конституции РФ и ФЗ над другими нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями.
  2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие. Обязанность гос.служащего соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
  3. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей
  4. Профессионализм и компетентность
  5. Обязательные для госслужащего решений принятых вышестоящими органами и руководителями
  6. Гласность в осуществлении ГС
  7. Ответственность госслужащего за подготавливаемые и принимаемые решения
  8. Стабильность кадров гос.органов
  9. ГС включает в себя внепартийность госслужащего, отделение религиозных объединений от государства.

2. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими или юридическими лицами.

Законодательство о противодействии коррупции в сфере государственной гражданской и муниципальной службы

Система законодательства о противодействии коррупции включает в себя достаточно многообразную правовую базу, основой которой выступают нормы международного права.

С 2006 года Российская Федерация является участницей Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.)

Основные цели Конвенции заключаются в следующем:

А) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

Б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

В) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

В Конвенции отражаются суть и содержание политики и практики государств по предупреждению и противодействию коррупции, статус органов по предупреждению и противодействию коррупции. Конвенция устанавливает принципы государственно-служебных отношений, публичность отчетности деятельности государственных структур, говорит о создании условий для полноценной реализации мер по приостановлению финансовых операций (замораживание), по аресту и конфискации имущества, приобретенного коррупционным преступлением, а также определяет необходимость пресечения незаконного обогащения и др.

В 2007 году Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.)

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию дает перечень видов правонарушений, являющихся, по мнению международного сообщества, коррупционными. Например: Активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц; активный и пассивный подкуп в частном секторе1, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, определяет необходимость наличия в законодательстве государств ответственности юридических лиц, характеризует суть и содержание санкций и иных мер за коррупцию и др.

В развитие данных международных документов Российская Федерация сформировала отечественное законодательство, установив основу правового регулирования противодействия коррупции и определяя приоритетные направления государственной политики в данной сфере.
В 2008 году был принят Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также внесены изменения в действующее законодательство федеральными законами от 25.12.2008 № 274-ФЗ3 и №280-ФЗ4 в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. Данное законодательство фактически и создало правовую основу развития института противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.

Системный и научно-обоснованный подход к проблеме коррупции в Российской Федерации и противодействия ей обусловил необходимость выработки четкой государственной концепции. В этой связи Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции в новой редакции.

Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации. В стратегии предпринята попытка на системной основе отразить комплекс предпринимаемых мер по противодействию коррупции, обозначить их суть и содержание. В числе таких мер называются меры организационного характера, экономического, правового информационного и кадрового. Предполагается, что умелая практика интерпретации и реализации этих мер будет способствовать устранению коренных причин и условий коррупции в обществе.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а основными задачами:

А) формирование законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

Б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции и создание условий, которые бы затрудняли возможность коррупционного поведения и обеспечивали снижение уровня коррупции;

В) обеспечение всеобщего исполнения норм антикоррупционного поведения, включая применение мер юридического принуждения (ответственности).

Стратегия отражает основные принципы противодействия коррупции, направления реализации (более 20 пунктов), а также механизм ее реализации. Положения Национальной стратегии конкретизируются как в актах Президента РФ и Правительства РФ и актах органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, так и в Национальном плане противодействия коррупции.

В 2010-2011 гг. действовал Национальный план противодействия коррупции , который содержал в себе ряд организационных мер на соответствующий период. К таким мерам относится:

Развитие нормативной правовой базы федерального уровня, уровня субъектов РФ и местного самоуправления;

Организация работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных правонарушений;

Совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов, а также нормативно-правовое совершенствование деятельности данных комиссий;

Проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

Обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план представляют собой динамичную, постоянно развивающуюся и совершенствующуюся, с течением времени, систему мер противодействия коррупции. Целесообразность построения именно такого принципа правового регулирования механизма противодействия коррупции продиктована рекомендациями Группы государств против коррупции.

В рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы осуществляется проверка законности действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Приоритетными направлениями проверки является информация:

О проведении конкурсов на занятие вакантных должностей государственной (муниципальной) службы;

О приеме на службу и назначении на должности, а также о перемещении по службе;

О проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иных представляемых в соответствии с законом сведений;

О проведении служебных проверок (в том числе проверки информации о коррупционных нарушениях);

О применении дисциплинарных взысканий;

Об освобождении от занимаемой должности, увольнении с государственной (муниципальной) службы.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49105. Прогнозирование результатов спортсменов 486 KB
Работа над проектом Для решения поставленной задачи будем использовать персептрон основанный на нейронной сети с 14ю входами с 1 выходным и с одним скрытым слоем. Одна из наиболее привлекательных для пользователя сторон нейросетевой технологии обеспечившая ей нынешнюю всеобщую популярность отсутствие необходимости в детальном программировании процесса решения задачи; возможность решения даже тех задач для которых отсутствуют алгоритмы решения; возможность адаптации к условиям функционирования обучения и переобучения....
49107. Ревизия (аудит) расчетов с депонентами, по претензиям, по возмещению материального ущерба, с разными дебиторами и кредиторами 103.25 KB
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся объединению, предприятию, организации, учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Кредиторская задолженность - денежные средства предприятия, организации или учреждения, подлежащие уплате соответствующим юридическим или физическим лицам.
49108. Дослідження соціалізації дітей дошкільного віку 361.5 KB
Пошук основних особистісних та середовищних детермінант, що визначають ті проблеми, з якими стикаються діти дошкільного віку, а також основні підходи щодо процесу соціалізації та адаптації, є актуальним завданням в сучасних умовах трансформації освіти України.
49109. Архитектура и системы команд микропроцессора К580. Достоинства и недостатки ассемблера 119.5 KB
Недостатки ассемблера ВВЕДЕНИЕ Достоинства ассемблера Обеспечение максимального использования специфических возможностей конкретной платформы что позволяет создавать более эффективные программы с меньшими затратами ресурсов. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА В результате выполнения программы мы должны получить в регистре В значение равное 0. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ Для реализации поставленной задачи нужно запомнить входные данные В программе осуществляется последовательное увеличение содержимого ячейки 6000h на 1 путем...
49110. Загрузить в ячейку памяти с адресом 6000h число 100 и уменьшать его на единицу, пока результат не станет равен нулю 146.5 KB
Именно языки программирования высокого уровня и их наследники в основном используются в настоящее время в индустрии информационных технологий. Однако, языки ассемблера сохраняют свою нишу, обуславливаемую их уникальными преимуществами в части эффективности и возможности полного использования специфических средств конкретной платформы.
49111. Вычесть содержимое ячейки памяти с адресом 6001H из содержимого ячейки памяти с адресом 6000Н. Занести результат в ячейку памяти с адресом 6002H, если результат положительный, иначе - в ячейку 6003Н 433 KB
Директивы ассемблера позволяют включать в программу блоки данных (описанные явно или считанные из файла); повторить определённый фрагмент указанное число раз; компилировать фрагмент по условию; задавать адрес исполнения фрагмента, менять значения меток в процессе компиляции; использовать макроопределения с параметрами и др.
49113. Диэлектрическая линзовая антенна 1.83 MB
Расчёт параметров линзы. Линзовые антенны представляют собой совокупность электромагнитной линзы и облучателя. В основе проектирования линзовых антенн лежит использование оптических свойств электромагнитных волн которые проявляются при размерах и радиусах кривизны поверхности линзы много больших длины волны. Сейчас зачастую используются металлодиэлектрические линзы которые обладают лучшими массогабаритными показателями но при этом коэффициент преломления таких линз оказывается сильно зависящим...

В законодательстве отсутствует однозначное (общепринятое) понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

  • а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;
  • б) неотъемлемое свойство государства.

В широком смысле слова государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

Федеральный закон от №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

  • · Российской Федерации и ее субъектов;
  • · федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • · субъектов Российской Федерации;
  • · органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • · лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • · лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.

Концепция государственной службы положена основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации». В трактовке этого Закона должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные. Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности. Во-первых, не все государственные органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, необходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются под «иными». Несомненно, что ими являются территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией РФ обозначена Администрация Президента Российской Федерации.

Общими признаками государственной службы являются:

  • 1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
  • 2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Нормативными правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании являются следующие:

  • 1. Конституция Российской Федерации;
  • 2. Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера;
  • 3. Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации;
  • 4. Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной служб. (Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ);
  • 5. Указы и распоряжения Президента РФ (Например, Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов Президента РФ от 16.07.2009 №814);
  • 6. Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы (Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р);
  • 7. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами);
  • 8. Постановления Конституционного Суда РФ.

Тема 3. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОВЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Государственная и муниципальная службы теорети­чески могут быть представлены и рассмотрены в следующих аспектах:

· политическом – как деятельность по реализации государствен­ной политики, достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная и муниципальная службы – важнейший фактор ста­бильности в обществе, ибо от их функционирования и эффективно­сти зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;

· социальном: «государственная служба как социальная кате­гория – это профессиональное осуществление по поручению госу­дарства общественно полезной деятельности лицами, занимающи­ми должности в государственных организациях»;

· социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, реализация вопросов местного значения. Любой орган управления представляет собой совокупность служащих – людей, соединенных формально установленными целями в рамках определенного типа административной, т.е. разновидности социальной организации;

· организационном – государственная и муниципальная службы связаны со структурно-функциональными элементами государственного аппа­рата, аппарата органов местного самоуправления; служебная деятельность представляется как система, состоящая из следующих элементов: формирование организационных и процессуальных ос­нов деятельности государственного аппарата, органов местного самоуправления, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимули­рование и ответственность соответствующих работников; государ­ственная и муниципальная службы – правовая основа, позволяющая укрепить госу­дарство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

· нравственном – рассмотрение морально-этических основ служебной деятельности. На сегодняшний день в России остро стоят проблемы коррупции, бюрократического произвола и иных злоупотреблений на государственной и муниципальной службе. Так как этические регуляторы оказывают большое значение на человеческое поведение, необходимо обратить внимание на морально-этические качества людей, работающих в госаппарате, органах местного самоуправления, обратиться к проблемам административной морали. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих представляет собой систему нравственных ориентиров, этических норм, которыми служащие должны руководствоваться при осуществлении своей профессиональной деятельности. На деле многие служащие имеют смутное или искаженное представление об этих нормах либо просто игнорируют их в своей деятельности.


· правовом – юридическое установление государственно-служеб­ных отношений, при реализации которых и достигается практиче­ское выполнение должностных обязанностей, полномочий служа­щих и компетенции государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственная и муниципальная службы являются сложными социально-правовыми институтами, изучение которых требует комплексного анализа их социальных и юридических основ. Эти институты представляют со­бой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. вопросы организации данных видов деятельности, регламентации основ правового статуса государственных и муниципальных служащих (права, обязанности, ограничения, за­преты, стимулирование, ответственность), прохождение службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Здесь отчетливо проявляется институциональность служебной деятельности. Государственная и муниципальная службы – комп­лексные правовые институты, межотраслевого характера, состоящие из норм различных отрас­лей права и включающие в себя множество подинститутов.

Институты государственной и муниципальной службы, с позиции внутриорганизационных отношений, представляют собой совокупность правовых норм, определяющих порядок поступления на службу, аттестации, перемещения и увольнения со службы, содержание должностных обязанностей и прав, порядок материального и соци­ально-бытового обеспечения, поощрения и ответственности госу­дарственных и муниципальных служащих. Такое определение института государст­венной службы складывалось на протяжении последних десятиле­тий.

Вместе с тем выделяются и внешние государственно-служебные отно­шения, которые характеризуют государственную и муниципальную службы как со­циальные институты и складываются на основе законодательства между государственным, муниципальным служащим и другими субъектами (гражда­нами, государственными и негосударственными организациями) в связи с осуществлением ими своих должностных полномочий. При этом подчеркивается, что в качестве представителя государства, органов местного самоуправления (далее - ОМС) мо­жет выступать только тот служащий, который по занимаемой должности наделен властными полно­мочиями, т.е. должностное лицо. Государственные и муниципальные служащие, не имеющие таких полномочий, вступают лишь во внутриорганизационные отношения.

Надо сказать, что все государственные и муниципальные служащие должны быть признаны должностными лицами по признаку того, что они наделяются полномочиями на совершение служебных, юридически значимых действий, влекущих правовые последствия, вне зависимости от замещаемой должности.

Государственная и муниципальная службы отражают проявление множества управ­ленческих связей и отношений, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера:

· отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;

· отношения, возникающие между исполнительными органами си­стемы местного самоуправления, а также между ними и вышеназ­ванными субъектами;

· отношения, возникающие в процессе организации и функциони­рования органов законодательной (представительной) власти и су­дебной власти, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (так называемые внутриорганизационные отношения).

Функционирование государственной и муниципальной служб возможно при использовании традиционных административно-пра­вовых методов правового регулирования:

1) установление определенного порядка действий, предусмотренное различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми). Например, государственные служа­щие должны соблюдать соответствующий должностной регламент, положения законов, в которых перечисляются их обя­занности;

2) запрещение определенных действий. За­прещено, например, направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых являются предметом жалобы. Виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3) предоставление государственному и муниципальному служащему возможности выбора одного из установленных вариантов должного поведения, которые пре­дусматриваются различными правовыми нормами. Например, начальник органа внутренних дел принимает решение о наложении на лицо административного взы­скания и определяет в постановлении конкретную меру админист­ративного наказания, а также ее размер либо вид (если это предус­матривается законом);

4) предоставление возможности действовать (или не действо­вать) по своему усмотрению. Этот ме­тод применяется не только при реализации субъективных прав, но и при реализации правового статуса государственных и муниципальных служа­щих, использовании ими предоставленных им прав и правомочий.

Таким образом, предметом правового института государственной и муниципальной служб являются государственно-служебные правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации их функций и полномочий, нормы, их регулирующие, и практика их применения.

Как и любой другой институт права, институты государственной и муниципальной службы могут быть определены через совокупность правовых норм, регулирующих особые группы общественных отношений, образующих их предмет. Все нормы закрепляются в различных источниках права.

Под источником понимается внешняя форма выражения норм, регулирующих государственную и муниципальную службы, как в целом, так и их особенности в различных субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. К источникам относятся акты государственных органов, как федеральных, так и субъектов РФ, иных субъектов государственной власти, должностных лиц, обладающих специальными полномочиями на издание нормативных правовых актов, акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, иные муниципальные правовые акты, изданные в пределах их полномочий, а также в установленных формах, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами. Такие акты в обязательном порядке должны пройти процедуру их принятия, они должны быть подписаны уполномоченными на то лицами, в необходимых случаях пройти регистрацию и, что очень важно, должны быть опубликованы (обнародованы).

Особое значение отводится Конституции Российской Федерации в плане регулирования основ государственной и муниципальной служб.

Надо сказать, что напрямую нормами Конституции Российской Федерации государственная и муниципальная службы не урегулированы. Более того, в Основном законе РФ закрепляется право только граждан РФ на свободный доступ на государственную службу, в отношении же иностранных граждан такое право не гарантировано, хотя в действующем законодательстве эти вопросы решены в пользу последних.

Также, нет даже упоминания о муниципальной службе. Однако, в ч.2 ст.130 установлено, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». Таким образом, связь муниципальной службы и местного самоуправления устанавливается через деятельность органов местного самоуправления, укомплектованных штатом профессионально подготовленных субъектов, обеспечивающих реализацию вопросов местного самоуправления, закрепленных Федеральным законом № 131 - ФЗ.

Нормативную основу государственной службы образует ряд Федеральных законов. Так как государственная служба организована на двух уровнях – Федеральный уровень и уровень субъектов РФ, следовательно, регулируют данные виды деятельности, как Федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

Основным источником регулирования государственной службы является Федеральный закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Настоящий закон в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой РФ. В рассматриваемом законе закреплено принципиально новое определение государственной службы РФ, определены новые существенные признаки данного вида деятельности, им же закреплена единая система государственной службы, состоящая из трёх основных видов государственной службы – гражданской, военной, правоохранительной. Данным Федеральным законом установлены 9 принципов государственной службы РФ; проведено разграничение между государственными должностями и должностями государственной службы; впервые установлена система ранжирования для разных видов государственной службы и присвоения классных чинов на государственной службе; предусмотрено введение реестров должностей государственной службы и введение реестров самих государственных служащих; установлены основы управления государственнойслужбой РФ.

Особенности государственной службы регламентированы Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами самих государственных органов внутриведомственного характера.

Основным источником правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации следует признать Федеральный закон от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации». Настоящий закон определяет правовые и организационные основы системы муниципальной службы Российской Федерации, в том числе системы управления муниципальной службой в РФ. В этом законе дано новое определение муниципальной службы РФ, закреплены новые существенные признаки данного вида деятельности. Данным Федеральным законом установлены принципы муниципальной службы в РФ; проведено разграничение между муниципальными должностями и должностями муниципальной службы; предусмотрено ведение реестров должностей муниципальной службы и введение реестров самих муниципальных служащих; установлены основы управления и финансирования муниципальной службы РФ.

Поскольку законодательство о государственной гражданской и муниципальной службах находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, субъекты РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие иные вопросы служебной деятельности, не урегулированные федеральным законодательством. Такие акты будут легитимными при условии соответствия двум основным требованиям.

Во-первых, они не должны противоречить актам федерального уровня и принятым в соответствии с ними подзаконным нормативно - правовым актам, обладающим более высокой юридической силой.

Во-вторых, они не должны ограничивать самостоятельность субъектов РФ, органов местного самоуправления, действующих в пределах своих полномочий.

Основная роль законодательства субъектов РФ заключается в том, чтобы не создавать нормативные акты, «альтернативные» федеральному законодательству. Их значение состоит в детализации, дополнении, развитии правил, установленных федеральными законами или подзаконными актами, а также, в принятии нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и отнесенным к компетенции субъектов РФ.

Именно детализация основных положений, установленных федеральным законодательством, позволит конкретизировать права и обязанности участников служебного отношения и сделать более эффективным действие механизма правового регулирования государственной и муниципальной службы, учесть особенности труда государственных и муниципальных служащих применительно к специфическим условиям в конкретном субъекте РФ.

Среди базовых источников государственной и муниципальной служб следует выделить ряд законодательных актов федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

7. Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;

9. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ряд других.

Кроме того, существенное значение имеют нормативные Указы Президента РФ, такие как:

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня);

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

5. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года №609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» и др.

В субъектах Российской Федерации имеется своя правовая база, регулирующая государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Так, например, в Челябинской области такими нормативными правовыми актами являются:

1. Устав Челябинской области

2. закон Челябинской области от 31 мая 1996 года №22-ЗО «О государственной службе Челябинской области»;

3. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №359-ЗО «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы Челябинской области (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих Челябинской области»

4. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №360 –ЗО «Об учреждении должностей государственной гражданской службы Челябинской области и учреждения реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области»;

5. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №363 –ЗО «О порядке присвоения классных чинов государственной гражданской службы Челябинской области»;

6. постановление Губернатора Челябинской области от 14 апреля 2005 года №127 «Об утверждении положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Челябинской области»;

7. постановление Губернатора Челябинской области от 29 апреля 2005 года №191 «Об утверждении примерного должностного регламента государственного гражданского служащего Челябинской области»;

8. постановление Губернатора Челябинской области от 30 мая 2005 года №257 «Об аттестационной комиссии по проведению аттестации и квалификационного экзамена отдельных категорий государственных гражданских служащих Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области» и др.

Следует отметить отсутствие в законодательстве о государственной и муниципальной службах вопросов регулирования многих институтов трудового права. Так, вообще не урегулированы такие институты, как материальная ответственность (за исключением военной службы), охрана труда, гарантии для работников с семейными обязанностями и беременных женщин, работников, совмещающих работу с обучением. Идея наиболее полно урегулировать служебные отношения на государственной и муниципальной службах в специальных законах обернулась наличием в них значительно большего (чем ранее) числа пробелов, которые трудно устранить даже путем применения общих норм трудового законодательства.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) с правовой точки зрения государственную и муниципальную службы следует рассматривать как самостоятельные, особые правовые институты со специфическим содержанием и структурой;

2) правовые институты государственной и муниципальной службы являются комплексными, включают в себя нормы различных отраслей права (конституционного, трудового, административного, уголовного и др.). Вопросы компетенции, деятельности государственных и муниципальных служащих регулируются всеми отраслями права. Институты же данных видов службы устанавливают правовые основы организации и особенности правового положения служащих.

В связи с этим, а также в целях создания стабильной и единой нормативно-правовой базы, представляется целесообразным в дальнейшем систематизировать и кодифицировать действующие нормативно-правовые акты о государственной и муниципальной службах.

Понятие государственной службы

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной службы. Не признается государственной службой деятельность лиц, замещающих государственные должности.

По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при усло­вии, что он занимает должность только в государственных органах (исключая учреждения, предприятия, объединения и т.д.). Однако данное положение применимо только для государственной гражданской службы, т.к. военная и правоохранительная службы организованы по другому принципу (присвоения специального звания) и эти виды службы осуществляются не только в государственных органах, но и в различных ведомственных учреждениях и организациях (учебных, медицинских и др.). Этим понятием в настоящее время государственная служба отграничивается от других видов деятельности в систе­ме организации и функционирования государственной администра­ции, в сфере деятельности государственных учреждений, предприя­тий и объединений.

Профессиональная деятельность – вид деятельности, являю­щейся профессией для государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы и получения специального образо­вания. Государственная служба в этом смысле – одна из многих профессий, для которых необходимы профессиональные навыки, убеждения, специальное образование служащих, сдача ими соот­ветствующих экзаменов. Выполнение служащими задач и функций государственной службы на профессиональной основе должно га­рантировать постоянство и стабильность государственно-служеб­ных отношений, благосостояние общества и силу государства, бе­зупречность и эффективность управленческой деятельности, ее не­зависимость от возможных политических перемен;

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации»государственная служба Российской Федерациипрофессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

Федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов;

Субъектов Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Признаки государственной службы

1.Впервые государственная служба – это деятельность служебная. Для этого вида деятельности присущи все признаки служебной деятельности вообще, однако, с учётом специфики государственной службы:

В процессе государственной службы материальные ценности не создаются, а создаются лишь условия для их производства;

Государственная служба связана с процессами управления, ресурсами (люди, финансы, техника), либо различными сферами жизнедеятельности общества. Таким образом, государственная служба – это разновидность государственной управленческой деятельности, так как связана с процессами управления;

Так как данный вид деятельности носит управленческий характер, значит государственная служба связана с реализацией государственно - властных полномочий;

Государственная служба – это деятельность публичного характера, осуществляемая в интересах всего общества в целом и каждого члена этого общества в частности;

Государственная служба носит обеспечительный характер, обеспечивает интересы того, кто её оплачивает (общественные интересы);

Государственная служба является деятельностью профессиональной, осуществляемой постоянно, непрерывно, возмездно;

Для государственной службы характерно наличие особого объекта, т.е. то на что она направлена (на человека, на защиту его интересов, на помощь в реализации прав);

Характерно наличие особого предмета деятельности (это информация, то с помощью чего осуществляется деятельность);

Наличие особого субъекта (государственный служащий, субъект специального права).

2. Государственная служба - деятельность профессиональная. Профессионализм государственной службы определяется следующими общими положениями:

Государственная служба – это профессия;

Закрепление устойчивой правовой связи между лицом её исполняющим и государством в лице представителя-нанимателя. Такая правовая связь обеспечиваеся замещением должности государственной службы и заключением служебного контракта;

Профессионализм связан с установлением определённых квалификационных требований по замещаемой должности, включающих в себя наличие определённого образования, обладания определёнными знаниями, навыками, умениями, наличие стажа, опыта работы и т.д.

3. Государственная служба – это деятельность, финансируемая из средств государственного бюджета, либо федерального, либо бюджетов соответствующих субъектов РФ.

4. Государственная служба – это деятельность, связанная с обеспечением реализации полномочий:

· обеспечение реализации полномочий РФ – определены на основе положений Конституции ст. 71,72;

· обеспечение реализации полномочий субъектов РФ -на основе положений Конституции ст. 72,73;

· обеспечение реализации полномочий федеральных государственных органов;

· обеспечение реализации полномочий государственных органов субъектов РФ;

· обеспечение реализации полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

Перечень таких лиц устанавливается на основе положений Указа Президента РФ №33 от 11.01.95 г., которым утверждён Сводный перечень государственных должностей РФ. Лица, замещающие такие должности являются непосредственными исполнителями полномочий государственных органов на основе Конституции, Федеральных законов, Уставов и т.д. Все они статусом государственного служащего не пользуются, их деятельность государственной службой не является и законодательством о государственной службе не регулируется (ч.2, ст.1 Федерального закона №58).

5.Государственная служба – это деятельность, осуществляемая исключительно гражданами РФ (за исключением военной службы по контракту). При этом граждане должны владеть государственным языком РФ, соответствовать определённому возрасту (например, от 18 до 65 лет – для гражданской государственной службы).

Цели, функции государственной службы

Государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Она возникает вместе с государством как институт осуществления государственной власти. В деятельности государственных служащих реально осуществляются функции государства.

На этом основании некоторые ошибочно считают, что функции государственной службы аналогичны функциям государства.

Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Соответственно выделяются виды государственной деятельности, отличающиеся своим назначением, субъектами, методами и формами осуществления государственных функций.

Понятно, что далеко не все виды государственной деятельности относятся к государственной службе. В рамках единой государственной деятельности государственная служба – это лишь один из видов, занимающих строго определенное место - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

С точки зрения функционального предназначения выделяются следующие цели государственной службы:

Обеспечение стабильности государственного устройства;

Обеспечение режима законности в государственном управлении, практической реализации Конституции Российской Федерации;

Упорядочение работы государственного аппарата;

Установление требований к функциям и правомочиям по должностям государственной службы;

Определение компетенции и профессиональной подготовленности государственных служащих;

Регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

Формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Выделяются следующие функции государственной службы: правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная.

Правоприменительная функция – это реальное претворение в жизнь КонституцииРоссийской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов государства. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов.

Правотворческая функция состоит в разработке и принятии нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в законодательных органах. Эта функция проявляется также в законопроектной деятельности, экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

Правозащитная функция – это обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

Регулирующая функция – это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная служба проявляет себя во время подготовки разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. Задача государственной службы состоит в том, чтобы обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе, обеспечить представительство всех социальных слоев общества и особенно тех, которые не определяют жизнь государства.

Организационная функция - это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе. Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.

Все выше перечисленные функции в своей совокупности характеризуют сущность государственной службы.

Все функции государственной службы реализуются в публично-правовой форме. Государство придает общеобязательное значение государственно-служебной деятельности и государственно-служебным полномочиям и доводит эти установления до всего общества посредством законов и иных нормативных правовых актов.

Государственная служба реализует свои функции в конкретных правоотношениях, используя правоприменение и правоохрану. Таким образом, весь механизм публично-правового регулирования выступает формой реализации функций государственной службы.



Поделиться