Организация работы по го в учебных заведениях. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении. Примерная схема организации го в школе

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО). МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Для решения задач МПВО имело соответствующие силы и средства: воинские части, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования (в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях или от 200–500 жителей – при домоуправлениях. В группы самозащиты, как правило, входило 5 подразделений: медицинское, противопожарной защиты, охраны порядка, наблюдения, обслуживания убежищ. Подготовка кадров осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – в общественных оборонных организациях.

Великая Отечественная война показала, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. Силы местной МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

В 50-е гг. XX в. в арсенале ряда государств появилось новое оружие – ядерное, а также новые средства его доставки – ракеты. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от воздействия такого оружия. Поэтому в 50-60-е гг. XX в. в большинстве крупных государств (США, Германии, Канаде, Италии, Швеции) были системы гражданской защиты. Особое значение при этом придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

В июле 1961 г. на базе МПВО была создана Гражданская оборона и в Советском Союзе (ГО СССР). Защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, обучением населения способам защиты от ОМП, оповещением об опасности нападения противника. Гражданская оборона в СССР была организована по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное – начальником ГО СССР, который являлся заместителем министра обороны СССР. На местах ответственность за гражданскую оборону возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО. В настоящее время основные задачи гражданской обороны Российской Федерации определены Федеральным законом «О гражданской обороне», в котором отражены основы государственной политики в этой области.

Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Эта оборона преследует гуманитарную цель – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий. Главным содержанием политики, проводимой государством в области гражданской обороны, является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при ведении военных действий и их последствий.

Гражданская оборона является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Она является обязанностью и почетным долгом каждого гражданина РФ.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов и применения всех современных средств вооруженной борьбы, включая оружие массового поражения. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или отдельных ее местностей начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения. В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными функциями гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или их последствий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территории субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала образовательного учреждения и учащихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону образовательного учреждения его директор (ректор), который по должности являетсяначальником гражданской обороны. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Также может быть сформированаэвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах.

Для организации деятельности образовательного учреждения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается уполномоченный по делам ГОЧС.

На случай возникновения чрезвычайной ситуации в районе расположения учебного заведения разрабатывается план мероприятии по защите обучаемых и персонала. В нем предусматриваются следующие мероприятия:

Укрытие обучаемых и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов чрезвычайных ситуациях, а также при угрозе их возникновения;

Эвакуация обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

Проведение мероприятий медицинской защиты (применение профилактических медицинских препаратов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим).

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне».

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения директор, который по должности несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям . Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения в нём разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях.

В плане предусматриваются следующие мероприятия: укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

  • эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;
  • использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;
  • проведение мероприятий медицинской защиты путём применения профилактических медицинских препаратов (антидотов) и организация оказания первой помощи пострадавшим.

Учения по эвакуации учащихся общеобразовательного учреждения

Выводы

  1. Учащиеся общеобразовательных учреждений обучаются навыкам гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
  2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.
  3. Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту работы.
  4. Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы

  1. В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской обороны в общеобразовательном учреждении?
  2. Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?
  3. С какой целью в общеобразовательном учреждении создаётся объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям?
  4. Какие важные мероприятия предусматриваются для защиты учащихся и персонала учебного заведения в случае чрезвычайной ситуации?

Задания

  1. Определите и запишите в дневник безопасности свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.
  2. Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии общеобразовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».
  3. Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».
  4. Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»

Заключение

Таким образом, можно сказать, что жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

Из всего вышесказанного следует вывод, что необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных сферах жизни общества является одной из важнейших проблем человечества.

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях

Подготовка к ведению гражданской обороны в системе образования заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите обучающихся и работников, объектов, материальных и культурных ценностей образовательных учреждений и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите обучающихся и работников, объектов, материальных и культурных ценностей образовательных учреждений и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны в Федеральном агентстве по образованию и подведомственных образовательного аппарата, системы Федерального агентства по образованию и подведомственных образовательных учреждений и организаций, разрабатываемых в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России.

Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС (российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях). Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебных заведений во время ЧС в них создаются комиссии. Её возглавляет руководитель образовательного учреждения (директор школы)в соответствии с настоящим положением. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию деятельности по вопросам ГО и ЧС в образовательном учреждении.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся является изучение с ними основных мероприятий гражданской обороны и правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

В образовательном учреждении для защиты учащихся разрабатывается план действия в чрезвычайных ситуациях и план ГО. В них предусмотрены:

Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях;

Эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения угрозы;

Использование средств индивидуальной защиты;

Организация медицинской защиты и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Каждый учащийся образовательного учреждения должен уметь:

Действовать при угрозе возникновения ЧС согласно указаниям;

Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

Пользоваться индивидуальной аптечкой (АИ).

В образовательных учреждениях создаются условия для поэтапного обучения молодежи: изучаются особенности воздействия того или иного вредного (поражающего) фактора и возможные способы защиты от него. При этом система подготовки является пролонгированной с первого класса до подготовки (переподготовки) в рамках послевузовского профессионального и дополнительного образования.

Гражданская оборона - это целенаправленная деятельность начальников, штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время.

Задачи управления: поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органов управления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных об обстановке; принятие решения; доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач.

4. Тест № 1.

Ответ: 1,3,4,6,7 Отсутствие дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что пораженный мертв. Реанимационные мероприятия при массовых санитарных потерях не показаны.

В случае достаточного количества сил и средств для оказания первой медицинской помощи и при отсутствии признаков биологической смерти может быть предпринята попытка проведения мероприятий сердечно-легочной реанимации.

Клинимческая смерть -- обратимый этап умирания, переходный период между жизнью и смертью. На данном этапе прекращается деятельность сердца и дыхания, полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма. При этом гипоксия (кислородное голодание) не вызывает необратимых изменений в наиболее к ней чувствительных органах и системах. Данный период терминального состояния, за исключением редких и казуистических случаев, в среднем продолжается не более 3-4 минут, максимум 5-6 минут (при исходно пониженной или нормальной температуре тела). Продолжительность клинической смерти зависит от температуры окружающей среды. Чем ниже температура, тем больше продолжительность.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями организации гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Урок 30

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неот­ложные работы в зонах

чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.

Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных ра­ботах?

Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?

Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спаса­телей при их прибытии в зону

чрезвычайной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

Чем характеризуются аварийно-спасательные и неотложные работы?

В каких условиях проводятся аварийно-спасательные и неотложные работы?

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материала:

1. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положени­ем Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и при­звана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности несет персо­нальную ответственность за организацию и проведение меро­приятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям .

Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заве­дения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально­го характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов.

Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в об­ласти гражданской обороны, или заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и пер­сонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В пла­не предусматриваются следующие мероприятия:

    укрытие учащихся и персонала в приспособленных поме­щениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуа­ции, а также при угрозе их возникновения;

    эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных си­туаций в случае угрозы возникновения

критических условий для безопасного нахождения людей;

    использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок

их получения;

    проведение мероприятий медицинской защиты путем при­менения профилактических медицинских препаратов - антидо­тов и организации оказания первой медицинской помощи по­страдавшим.

Выводы

1. Школьники обучаются навыкам гражданской обороны в обще­образовательном учреждении.

2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель

руководителя образовательного учреж­дения по обеспечению безопасности.

    Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту

    Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план ме­роприятий защиты учащихся и

персонала в чрезвычайных ситуациях.

Дополнительные материалы.

По материалам энциклопедического словаря «Гражданская защита» (под общей редакцией С. К. Шойгу)

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных си­туациях - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и некото­рых специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономи­ки с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения ава­рий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздей­ствиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи гражданского населения, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычай­ных ситуаций.

Подготовка психологическая - комплекс мероприятий по психо­профилактической и психокоррекционной работе, направленных на оптимизацию психологических и психофизиологических качеств спе­циалистов, адаптацию этих качеств к деятельности в очагах чрезвы­чайных ситуаций, создание у них еще до начала аварийно-спасатель­ных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага чрез­вычайной ситуации, способствующего сохранению исходного состоя­ния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Подготовка психологическая является эффективным средством сниже­ния вероятности и выраженности нарушений адаптации спасателей. позволяет формировать у спасателей навыки управления психическим состоянием, развивать способности к быстрой внутренней мобилиза­ции, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатывать навыки внутригруппового взаимодействия.

Проводится по отношению к лицам, не обнаруживающим сущест­венных психофизиологических противопоказаний к работе в очагах чрезвычайных ситуаций.

Выделяются следующие виды психологической подготовки: общая, специальная и целевая.

Формами ведения психологической подготовки являются:

* лекции и семинарские занятия,

* индивидуальные беседы со спасателями,

* индивидуальные и групповые психологические тренинги.

III . Закрепление материала:

В соответствии с каким государственным документом организу­ются мероприятия гражданской

обороны в общеобразовательном уч­реждении?

Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: Задания: 1. Определите и запишите в тетради свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.

2. Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии обще­образовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».

3. Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обо­роны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Феде­ральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».

4. Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»

ГО в образовательном учреждении организована на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера. Возглавляет ГО общеобразовательного учреждения его директор, который по должности является начальником ГО (см. рис. 4). Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по ЧС . Такие комиссии создаются при возникновении ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор учебного заведения. В учебном заведении также может быть создана комиссия эвакуационная с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам ГО и ЧС назначается уполномоченный по делам ГО и ЧС , при его отсутствии эти функции может выполнять преподаватель БЖД. На случай возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения для защиты студентов и персонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты студентов и персонала в ЧС . В плане предусматриваются следующие мероприятия:

– эвакуация студентов и персонала из зон ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

– укрытие студентов и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;



– использование СИЗ органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;

– проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебном заведении во время учебного процесса создаются учебно-тренировочные формирования , как правило, из числа студентов старших курсов, которые проходят подготовку в соответствии с программой курса БЖД. Для учебных целей в учебном заведении могут создаваться следующие формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост и др.

В случае необходимости создаваемые формирования могут привлекаться для ликвидации ЧС в учебном заведении.

В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должныбыть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.

На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации,передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.

Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.

На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.

3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении (по совместительству). Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.

На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения.

4. Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта.

На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

5. Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.

Из состава звена выделяются посты радиационного и химического наблюдения (РХН), обученные работе с приборами.

На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.

Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель БЖД) должны поддерживать взаимодействие со штабом ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.)

Рис. 4. Примерная структура организации ГО общеобразовательного учреждения



Поделиться