Когда была принята парижская конвенция. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Ограничения, обеспечивающие права на средства индивидуализации

Парижская конвенция, подписанная в 1883 г., время от времени пересматривалась на конференциях, которые завершались принятием Акта пересмотра. В настоящее время конвенция действует в редакции Акта, подписанного в Стокгольме в 1967 г.

Основные положения конвенции сводятся к четырем категориям:

1) принцип национального режима для граждан стран-членов;

2) право приоритета;

3) общие нормы материального права, устанавливающие права и обязанности юридических и физических лиц либо требующие или разрешающие странам-членам предусматривать в своем законодательстве соответствующие этим нормам положения;

4) административные и финансовые положения.

Принцип национального режима означает, что каждая страна-участница Парижской конвенции должна предоставлять такую же охрану гражданам других стран-членов, какую она предоставляет своим собственным гражданам. Национальный режим распространяется также и на граждан стран, не являющихся членами Конвенции, при условии, что они проживают или имеют в стране-члене промышленное или торговое предприятие.

Право приоритета означает, что при условии подачи заявки на получение охраны объекта промышленной собственности в одной из стран-членов заявителю предоставляется возможность в течение определенного периода (12 месяцев для изобретений, 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков) испрашивать охрану во всех других странах Парижской конвенции. От заявителя, таким образом, не требуется подавать одновременно заявки во все страны, в которых предполагается получить охранные документы. В его распоряжении имеется от 6 до 12 месяцев, чтобы провести маркетинговые исследования и определить страны патентования.



Третий принцип касается положений, предусматриваемых в законодательных актах стран-членов по отношению к патентам на изобретения, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров, недобросовестной конкуренции. Так, положения, относящиеся к патентам, устанавливают:

а) независимость патентов, полученных в различных странах-членах на одно и то же изобретение;

б) право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте на изобретение;

в) принятие законодательных мер, предусматривающих выдачу принудительных лицензий в случае, например, неиспользования или недостаточного использования изобретения;

г) предоставление льготного срока для уплаты пошлин;

д) использования запатентованных объектов, используемых в конструкции или при эксплуатации транспортного средства в международных перевозках, без разрешения патентообладателя;

е) экспонирование изобретений на международных выставках - положения, касающиеся предоставления временной охраны патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам.

По отношению к товарным знакам положения касаются:

а) обязательности использования зарегистрированных товарных знаков в течение определенного времени;

б) принципа независимости товарных знаков в различных странах-членах;

в) установления льготного срока для уплаты пошлин за продление действия регистрации знака;

г) охраны общеизвестных знаков в силу факта приобретения репутации в стране-члене;

д) запрещения при определенных условиях или признания недействительной регистрации в качестве товарного знака государственных гербов, флагов, эмблем международных организаций, официальных клейм контроля;

е) регистрации коллективных знаков и другие.

Конвенция содержит обязательные требования охраны промышленных образцов, фирменных наименований, наименований мест происхождения и обеспечения эффективной защиты от недобросовестной конкуренции. При этом охрана может быть предоставлена по усмотрению национального законодательства.

Административные и финансовые положения устанавливают органы Парижского союза, образованного странами-членами Конвенции. В свою очередь союз имеет три административных органа: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС, возглавляемое генеральным директором. Союз имеет свой собственный бюджет, наполняемый в основном за счет обязательных взносов стран-членов.

По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности являлись 164 государства.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Конвенция принята 9 сентября 1886 г., неоднократно пересматривалась в целях совершенствования международной системы охраны прав авторов. Последняя редакция была принята Конвенцией в Париже в 1971 г., изменения внесены в 1979 г. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Конвенция основана на трех основных принципах:

1) принцип «национального режима» , в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах-членах такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам;

2) принцип автоматической охраны , в соответствии с которым национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, т.е. охрана предоставляется автоматически без обязательной регистрации, депонирования и т.д.;

3) принцип независимости охраны , в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от наличия охраны в стране происхождения произведения.

Бернская конвенция определила срок охраны произведений, который включает все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Исключение составляют кинематографические произведения, для которых срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение стало доступным с согласия автора для всеобщего сведения или после создания произведения.

За законодательством стран союза сохранено право определять срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства при условии, что этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания произведения.

Членами Бернской конвенции являются 151 государство мира, в том числе Республика Беларусь с 1997 года.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к

Мадридскому соглашению

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков было подписано в апреле 1891 г. и неоднократно пересматривалось. В настоящее время действует текст Стокгольмского акта, пересмотренный в 1967 г. и измененный в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков был принят в Мадриде в июне 1989 г. и вступил в действие 1 апреля 1996 г.

Цель Мадридского соглашения состояла в том, чтобы граждане каждой договаривающейся страны могли обеспечить во всех других странах-участницах соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности.

Для получения охраны по процедуре международной регистрации, заявителю необходимо соблюсти формальные требования Международного бюро ВОИС, уплатить пошлину один раз и получить охрану на двадцать лет. Заявка подается на французском языке. До международной регистрации товарный знак должен быть зарегистрирован в национальном ведомстве. Перед подачей заявки в Международное бюро национальное ведомство проверяет и удостоверяет, что знак внесен в национальный реестр товарных знаков на имя заявителя и что товары и/или услуги, перечисленные в международной заявке, соответствуют национальной регистрации.

Международная регистрация может продлеваться неограниченное количество раз сроком на двадцать лет путем простой уплаты основной пошлины и, в случае необходимости, дополнительной пошлины за каждый класс Международной классификации свыше трех и добавочной пошлины за расширение охраны.

Протокол к Мадридскому соглашению был принят на Дипломатической конференции в Мадриде в целях внесения поправок в Мадридскую систему, приемлемых для стран, не участвующих в Мадридском соглашении (США, Великобритания, Япония и др.).

По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Мадридского соглашения были 54 государства, а Протокол к Мадридскому соглашению подписало 61 государство.

  • Статья 5. Патенты: ввоз объектов, неиспользование или недостаточное использование, принудительные лицензии. Промышленные образцы: неиспользование, ввоз объектов. Товарные знаки: неиспользование, отличие формы, использование совладельцами. Патенты, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы: маркировка
  • Конвенция
    по охране промышленной собственности
    (Париж, 20 марта 1883 г.)
    (пересмотренная в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененная 2 октября 1979 г.)

    Информация о статье 6ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности

    Российская Федерация является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция).

    Применение одной из статей Парижской конвенции - статьи 6ter в настоящее время активно обсуждается в рамках Постоянного комитета по законам о товарных знаках, промышленных образцах и географических указаниях Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. В мае 2007 г. состоялась 17 сессия названного комитета, в работе которой принимали участие представители Роспатента. Далее приведена информация, составленная с учетом результатов работы указанной сессии.

    Что касается официальных знаков, клейм контроля и гарантии, то запрет на их применение действует только в случаях, когда содержащие их знаки предназначаются для использования на идентичных или однородных товарах.

    Для реализации положений статьи 6ter Парижской Конвенции (далее - статья 6ter) существует специальная процедура, позволяющая странам - ее участницам, а также странам - членам Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), не являющимся участницами Парижской конвенции (далее - страны ВТО), сообщать при посредстве Международного бюро ВОИС (далее - МБ ВОИС) друг другу списки обозначений, которые они намереваются поставить под охрану, а также обо всех последующих изменениях, вносимых в эти списки.

    Возможность использования статьи 6ter для стран - членов ВТО предусмотрена статьей 3 Соглашения между ВОИС и ВТО от 22 декабря 1995 г.

    Список обозначений, охрана которых осуществляется на основе статьи 6ter , постоянно обновляется при поступлении новых ходатайств на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

    В соответствии с установленным порядком ходатайство подается в МБ ВОИС; к нему должны быть приложены 600 копий обозначения, в отношении которого испрашивается охрана. МБ ВОИС, в свою очередь, направляет циркуляр в министерства иностранных дел стран - участниц Парижской конвенции и стран ВТО. Одновременно МБ ВОИС направляет копии циркуляра в соответствующие патентные ведомства.

    Стандартный циркуляр содержит наименование заявителя, описание обозначения и информацию о том, изменялось ли оно или использовалось ранее.

    Статьей 6ter не установлен срок действия охраны государственных и официальных эмблем, что дает возможность полагать, что охрана обеспечивается до момента, пока соответствующая страна - участница Парижской конвенции или страна ВТО соблюдают положения Парижской конвенции.

    Не предусматривает также процедуры и оснований для отзыва ходатайства о предоставлении правовой охраны государственных и официальных эмблем. Отзыв ходатайства встречается довольно редко и, как правило, связан с заменой ранее поставленного под охрану обозначения новым обозначением.

    В настоящее время для удобства применения статьи 6ter МБ ВОИС создана электронная база данных о поставленных под охрану в соответствии с этой статьей обозначениях. Эта база данных содержит сведения о 2400 обозначениях. Включенные в базу данных уведомления разделены по группам обозначений: гербы, эмблемы, клейма и т.д.

    Указанная база данных является бесплатной и общедоступной, благодаря размещению на официальном сайте МБ ВОИС (http://www.wipo.int/article6ter/en/). Она будет обновляться ежемесячно за счет поступления новых ходатайств. Эта база содержит контактную информацию о заявителях, подавших ходатайство на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

    Представляется, что электронная база данных ВОИС должна боле активно использоваться.

    В частности, сведения из базы данных должны учитываться при проведении в Роспатенте экспертизы по заявкам на регистрацию товарных знаков.

    Практическая необходимость в ее использовании может появиться у заинтересованных лиц в случае возникновения коллизий заявленного в соответствии со статьей 6ter обозначения и заявленными или зарегистрированными товарными знаками с более ранним приоритетом. В таком случае при определенных условиях заявленному в соответствии со статьей 6ter обозначению может быть отказано в охране на территории России. Но коллизия обозначений возникает и в другом случае - когда испрашивается охрана в качестве товарного обозначения, сходного с охраняемым по 6ter обозначением. В такой ситуации у заявителя может возникнуть необходимость получить предусмотренное подпунктом 1(а) статьи 6ter разрешение на регистрацию товарного знака у компетентных властей или в соответствующих случаях - у международных межправительственных организаций.

    Таким образом, для предотвращения коллизий целесообразно, чтобы электронная база ВОИС использовалась разработчиками товарных знаков и учитывалась заявителями при подаче заявок на их регистрацию.

    В конечном итоге, упомянутая база данных ВОИС должна привлечь внимание государственных органов и международных межправительственных организаций к возможностям, предоставленным статьей 6ter для охраны соответствующих обозначений, принадлежащих государству и таким организациям.

    Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция. Она применяется к широкому кругу объектов промышленной собственности, а именно: к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и знакам обслуживания.

    Принятие Парижской конвенции было вызвано настоятельной потребностью обеспечить защиту промышленной собственности в нескольких странах одновременно. Кроме того, правовая охрана объектов промышленной собственности была сильно затруднена ввиду принципиальных расхождений в патентных законодательствах разных стран.

    Международный конгресс по промышленной собственности состоялся в 1878 г. в Париже. Конгресс явился первым этапом на пути создания всеобъемлющего международного соглашения по промышленной собственности. Процесс создания первого международного соглашения завершился 20 марта 1883 г. в Париже на дипломатической конференции подписанием "Парижской конвенции по охране промышленной собственности". Конвенция неоднократно дополнялась и пересматривалась. Первые дополнения были внесены в 1891 г. на конференции в Мадриде. В последующем она пересматривалась в Брюсселе в 1900 году, в Вашингтоне - в 1911 г., в Гааге - в 1925 г., в Лондоне - в 1934 г., в Лиссабоне - в 1958 г. Последние по времени поправки были внесены в Стокгольме на конференциях в 1967 и 1979 гг.

    В 1883 г. Конвенция была подписана одиннадцатью государствами (Бельгия, Бразилия, Сальвадор, Франция, Гватемала, Италия, Нидерланды, Португалия, Сербия, Испания и Швейцария). На 1 января 1993 г. участниками этой Конвенции были уже 108 государств. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции 1 июля 1965 г. Российская Федерация как правопреемник СССР также является договаривающимся государством Конвенции. интеллектуальный авторский право

    Конвенция открыта для подписания всем государствам. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

    Положения Конвенции могут быть разделены на четыре основных группы, а именно: национальный режим, право приоритета, общие правила в области материального права и правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.

    Первая группа правил (ст. 2 и 3) относится к национальному режиму для граждан Союза. Она устанавливает, что граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам. Важной особенностью Конвенции является то, что граждане стран, не являющихся договаривающимися государствами, по своим правам приравниваются к гражданам договаривающихся государств, если они проживают на территории этих государств или имеют действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

    Вторая группа правил, касающаяся права приоритета, изложена в основном в ст. 4. Право приоритета распространяется на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. В соответствии с Конвенцией заявитель на основании первой правильно оформленной заявки, которая подается в одном из договаривающихся государств, имеет право в течение определенного срока, испрашивать охрану в любом другом договаривающемся государстве, подав туда соответствующие заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки. Срок, в течение которого должны быть поданы последующие заявки, составляет 12 месяцев для патентов и полезных моделей, 6 месяцев - для промышленных образцов и товарных знаков.

    Таким образом, если заявитель желает получить охрану в нескольких странах, он не обязан сразу подавать заявки в эти страны (одновременно). Он имеет в своем распоряжении соответственно 6 или 12 месяцев для того, чтобы окончательно решить вопрос о целесообразности патентования в конкретных странах и подготовить заявки в соответствии с требованиями национального законодательства этих стран.

    Третья группа правил формулирует ряд общих положений в области материального права, а также организационно-правовых рекомендаций, обязательных для договаривающихся государств. Эти положения относятся к патентам, товарным знакам, промышленным образцам, фирменным наименованиям, указаниям места происхождения товаров. К этой же группе правил относятся: обязательство каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции и обязательство каждого из названных государств создать специальную службу по охране промышленной собственности, которая должна издавать официальный периодический бюллетень, содержащий необходимую информацию о зарегистрированных объектах промышленной собственности. Эта служба должна обеспечить ознакомление публики с патентами, полезными моделями, товарными знаками и промышленными образцами.

    Рассмотрим более конкретно положения этой группы правил в отношении отдельных объектов промышленной собственности.

    1. В отношении патентов (ст. 4bis; 4ter; 4quater). Выданные в разных договаривающихся государствах патенты на одно и то же изобретение являются независимыми друг от друга. Это означает, что выдача патента на изобретение в одном из договаривающихся государств не обязывает другие государства выдавать патенты. Аннулирование патента или сокращение срока его действия также не может быть произведено на том основании, что подобные действия объявлены в каком-либо договаривающемся государстве.

    В соответствии со ст. 4 ter изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте.

    Ст. 4 quater предусматривается, что в случае ограничения по закону продажи какого-либо запатентованного продукта или продукта, производимого запатентованным способом, патент признан недействительным быть не может, а если он (патент) еще не выдан, то данная норма национального законодательства не может быть использована для отказа в его выдаче.

    Ст. 5 Конвенции предусмотрена возможность выдачи принудительной лицензии с целью предотвращения злоупотребления монопольным правом на изобретение. Такое злоупотребление может состоять, например, в нежелании патентообладателя наладить промышленное применение изобретения, несмотря на то, что оно требуется для общества. В этом случае государственный орган по требованию, но не ранее, чем через 4 года с даты поступления заявки или через 3 года с даты выдачи патента, выдает принудительную лицензию. Следует также иметь ввиду, что в выдаче принудительной лицензии может быть отказано, если патентообладатель обоснует свое бездействие уважительными причинами. Выдача принудительной лицензии - действие весьма редкое в практике патентных ведомств договаривающихся государств.

    В существовании института принудительного лицензирования в первую очередь заинтересованы развивающиеся страны, в которых подавляющее число патентов получено на имя иностранных патентообладателей. Последние имеют возможность, не используя свои изобретения, блокировать развитие национальной промышленности. Принудительная лицензия может быть выдана также и на полезную модель.

    2. В отношении товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков ст. 6 Конвенции предусматривается, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством. Это означает, что заявка на регистрацию товарного знака, если она была подана гражданином договаривающегося государства в ведомство договаривающегося государства, не может быть, отклонена на том основании, что она не была подана в стране происхождения. Регистрация товарных знаков в каждой из стран Союза независима друг от друга, т.е. регистрация, аннулирование или прекращение действия товарного знака в одном из договаривающихся государств не влияет на действительность регистрации в других договаривающихся государствах.

    Положениями ст. 6 bis предусматривается возможность аннулирования регистрации, а также запрещения применения любого товарного знака, представляющего имитацию или перевод другого знака, способного вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения является в этом случае общеизвестным в качестве знака, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. В соответствии с Конвенцией каждое договаривающееся государство принимает на себя обязательство отклонять или признавать недействительной регистрацию в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза. Аналогичное правило действует в отношении эмблем межгосударственных организаций, например, ООН или ВОИС. Конвенцией предусматривается охрана знаков обслуживания и коллективных знаков.

    • 3. В отношении промышленных образцов. В соответствии с Конвенцией промышленные образцы охраняются во всех странах Союза, причем их охрана не может быть прекращена в каждом из договаривающихся государств вследствие неиспользования или ввоза в это государство объектов, сходных с охраняемым объектом.
    • 4. В отношении фирменных наименований. Ст. 8 Конвенции гласит, что фирменное наименование охраняется во всех договаривающихся государствах без обязательной подачи заявки или регистрации и не зависимо от того, является ли оно частью товарного знака.
    • 5. В отношении указаний происхождения продукта. Ст. 10 Конвенции предусматривается, что каждое договаривающееся государство принимает меры пресечения в случае прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца. В качестве заинтересованного лица может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
    • 6. В отношении недобросовестной конкуренции. Под последней понимается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленности и торговых делах. Обязанностью договаривающихся государств является обеспечение эффективной защиты от недобросовестной конкуренции, например, от действий, которые могут вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной деятельности конкурента.
    • 7. В отношении временной охраны на международных выставках изобретений, полезных моделей, товарных знаков для продуктов и промышленных образцов.

    Согласно ст. 11 Конвенции, договаривающиеся государства предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану перечисленным выше объектам промышленной собственности, которые экспонируются на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

    Четвертая группа правил Конвенции касается административной структуры Союза, а также финансовых и организационных вопросов. Административная структура Союза регулируется ст. с 13 по 17.

    Поскольку страны, присоединившиеся к Парижской конвенции, образовали Союз по охране промышленной собственности, то последний выступает на международной арене как юридическое лицо. В связи с этим Союз имеет свои административные органы - Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Главным органом Союза является Ассамблея, которая определяет политику в области совершенствования и практической реализации Парижской конвенции (ст. 13). Ассамблея Союза собирается один раз в два года на очередную сессию вместе с Генеральной ассамблеей ВОИС.

    Рабочим органом ассамблеи является Исполнительный комитет (ст. 14), страны-члены которого избираются Ассамблеей на период между двумя ее очередными сессиями. Исполнительный комитет собирается на очередную сессию один раз в год.

    Текущие административные задачи Союза решаются Международным бюро (ст. 15).

    Руководство деятельностью Международного бюро осуществляется Генеральным директором ВОИС. Международное бюро выполняет роль секретариата рабочих органов Союза.

    Финансовые аспекты деятельности Союза регламентируются положениями ст. 16 Конвенции. Основным источником поступлений в бюджет Союза являются взносы стран-участниц. Размер взносов в Союз определяется в зависимости от класса, к которому государство относит себя само. В настоящее время к первому классу (наибольшие взносы) относятся США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. СССР также относился к первому классу. Российская Федерация с 1993 г. относится к третьему классу. Любое государство по собственному желанию может изменить класс, к которому оно относится. Вопрос своевременной уплаты взносов является весьма важным, так как страна, имеющая задолженность по уплате взносов за два года, лишается права голоса.

    Вопросы ратификации конвенции и присоединения к ней, а также последствия этих действий зафиксированы в ст. 20-23. Любая страна имеет право денонсировать конвенцию, уведомив об этом Генерального директора (ст. 26).

    Ст. 19 Конвенции допускает возможность заключения между государствами-участниками специальных соглашений об охране промышленной собственности. Эти соглашения однако не должны противоречить положениям Конвенции. В подготовке таких соглашений может принимать участие Международное бюро ВОИС. Примером такой деятельности является участие Международного бюро в подготовке Евразийской патентной конвенции, в соответствии с которой предполагается создание института единого патента для стран, бывших субъектов СССР.

    Конвенция содержит статьи, регулирующие процедуру ее пересмотра, вопросы подписания, языков, функций депозитария, разрешения споров и переходные положения. В ней указано также, что в случае разногласий в толковании различных текстов предпочтение отдается французскому тексту.

  • 7.Предмет и методы правового регулирования мчп.
  • 8. Основные начала (принципы) международного частного права: международная вежливость, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, взаимность, реторсии.
  • 10. Основания применения иностранного права и порядок установления его содержания.
  • 11. Автономия воли в мчп: сфера применения, соотношение автономии воли и условий контракта, соглашение об автономной воли.
  • 12. Соглашение о применимом праве: классификация, содержание, действительность.
  • 13. Коллизионная норма: понятие, сфера применения, структура.
  • 14.Классификация коллизионных норм.
  • 15.Проблема квалификации коллизионных норм.
  • 16. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 17. Режимы иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим недискриминации.
  • 19. Иностранные юридические лица в рф. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц.
  • 20. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • 21.Доктрины абсолютного и ограниченного иммунитета.
  • 22.Коллизионные нормы вещных прав.
  • 23. Международные договоры о защите прав собственности на культурные ценности.
  • 24. Национализация иностранной собственности. Действие актов о национализации за границей.
  • 25. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 26. Соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения: понятие, правовая и природа, особенности заключения и содержания.
  • 27. Внешнеэкономическая сделка: понятие, признаки, форма, порядок подписания.
  • 28.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в рф.
  • 29. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа, 2004 г.): сфера применения, основные принципы, заключение и расторжение договоров.
  • 31. Конвенция о договорах международной купли- продажи товаров (Вена, 1980г.): средства правовой защиты покупателя и продавца, убытки, проценты, освобождение от ответственности сторон по договору.
  • 32. . Базисные условия договора международной купли- продажи товаров. Международные правила толкования торговых терминов: сфера применения, характеристика базисных условий инкотермс 2010 г.
  • 33. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств- участников снг от 20 марта 1992 г.
  • 35. Коллизионное регулирование договора международной купли- продажи товаров.
  • 36. Принцип тесной связи. Презумпции при определении применимого права.
  • 37. Сфера действия Венской конвенции о договорах международной купли- продажи товаро 1980 г. Соотношение Венской конвенции 1980 г. С оуп сэв и оуп снг.
  • 38. Соглашение о международном грузовом и пассажирском сообщении. (смгс, смпс): сфера применения, форма договора, ответственность перевозчика, порядок заявления претензий и исков, коллизионные нормы.
  • 40. Формы международных морских перевозок, их правовое регулирование. Конвенция о кодексе поведения линейных конференциях 1974 г.: сфера применения, основные принципы.
  • 41. Брюссельская конвенция 1924 г. Об унификации некоторых правил о коносаменте (в ред 1968 г.): сфера применения, форма и виды коносамента, обязанности сторон, ответственность перевозчика.
  • 42. Конвенция оон о морской перевозке грузов 1978 г.: сфера применения, ответственность перевозчика, правила предъявления требований к перевозчику.
  • 43. Йорк- Антверпенские правила 1974 г. В редакции 1990 г.: сфера применения, правовая природа, правила о толковании.
  • 44. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (кдпг) 1956 г.: сфера применения, форма и содержание договора, ответственность перевозчика.
  • 45. Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (в ред. 1955 г.): сфера применения, ответственность перевозчика.
  • 46. Международные смешанные перевозки груза.
  • 47. Понятие и формы международных расчетов.
  • 48. Валютные условия и валютные оговорки во внешнеэкономических контрактах: понятие, виды.
  • 49. Вексель как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе, 1930 г.
  • 50. Конвенция юнситрал 1988 г. О международных простых и международных переводных векселях: сфера применения, понятие векселя, характеристика вексельного
  • Глава I. Сфера применения конвенции и форма векселя
  • 51. Чек как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о чеках, 1931 г.
  • 52. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитов, 1993 г.: понятие и виды аккредитива, способ и порядок исполнения аккредитивного поручения, обязательства и ответственность банков.
  • 53. Унифицированные правила по инкассо, 1995 г.: понятие инкассо, инкассовые документы, порядок осуществления расчетов.
  • 54. Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 1998 г.): сфера применения, виды лизинга, общая характеристика.
  • 55. Конвенция унидруа о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988г.): сфера применения, основные положения.
  • 56. Конвенция о международном факторинге (Оттава, 1988 г.): сфера применения, предмет, исполнение и ответственность по договору.
  • Глава I
  • 57. Агентские соглашения в мчп: понятие, правовая природа, виды, коллизионные вопросы.
  • 58. Регулирование обязательств из причинения вреда в международном частном праве.
  • 59. Специальные случаи деликтной ответственности в международных договорах рф (возмещение вреда иностранными воздушными перевозчиками, возмещение вреда от разлива нефти на море).
  • 61. Международно- правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб.
  • 62. Понятие интеллектуальной собственности в мчп. Территориальный характер прав на объекты интеллектуальной собственности в мчп и способы его преодоления.
  • 63. Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. : сфера применения. Союз по охране промышленной собственности, объекты правовой охраны.
  • Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.

    Под промышленной собственностью прежде всего понимаются такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели. К объектам промышленной собственности относят также «ноу-хау» (секреты производства), знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

    Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция (Конвенция по охране промышленной собственности), принятая в Париже 20 марта 1883 г. При создании Парижской конвенции ее подписали 11 государств. На сегодняшний день ее участниками являются более 100 государств.

    Парижская конвенция состоит из 4 частей:

    а) национальный режим;

    б) право приоритета;

    в) общие правила в области материального права;

    г) правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.

    Первая группа правил устанавливает, что граждане каждой страны - участницы пользуются во всех других странахучастницах теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам.

    Вторая группа правил – право приоритета– распространяется на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Заявитель на основании первой правильно оформленной заявки, поданной в одном из договаривающихся государств, имеет право требовать в течение определенного срока охраны в любом другом договаривающемся государстве, подав туда соответствующие заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки.

    Сроки для последующих заявок:

    а) для патентов и полезных моделей – 12 месяцев;

    б) для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев.

    К третьей группе правил (материальное право) , распространяющихся на патенты, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования, указания мест происхождения товаров, относятся положения об обязательстве каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции, обязательстве создать специальную службу по охране промышленной собственности.

    Четвертая группа правил касается административной структуры образованного странами-участницами Союза по охране промышленной собственности. Данный Союз имеет свои административные органы: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Ассамблея является главным органом Союза, собирается один раз в два года. В четвертую группу входит также решение финансовых вопросов: определение источников финансирования деятельности Союза, размера финансирования в зависимости от класса, к которому страна - участница сама себя относит, а также организационные вопросы (процедура подписания конвенции, ее пересмотра, разрешения споров, переходные положения).

    • ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
    • Понятие и общая характеристика патентного права
      • Понятие патентного права и его предмет
      • Место патентного права в системе институтов интеллектуальной собственности
      • Принципы патентно-правовой охраны
    • История развития патентного права
      • История развития патентного законодательства
        • Возникновение и развитие патентного законодательства в дореволюционной России
        • Развитие советского изобретательского законодательства
        • Становление нового патентного законодательства России
      • История развития науки патентного права
    • Источники патентного права
      • Понятие и виды источников патентного права
      • Действие нормативных правовых актов и международных договоров, регулирующих патентные отношения
    • Субъекты патентно-правовых отношений
      • Субъекты патентно-правовых отношений - общие положения
      • Авторы изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений
      • Патентообладатели
      • Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности
      • Федеральное государственное учреждение «Палата по патентным спорам»
      • Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений
      • Оригинатор сорта растения
      • Патентные поверенные
    • Объекты патентного права
      • Понятие объекта патентного права
      • Изобретение и его объекты
      • Полезная модель и ее объекты
      • Промышленный образец и его объекты
      • Селекционное достижение и его объекты
    • Предоставление правовой охраны изобретениям
      • Условия патентоспособности изобретения
      • Оформление прав на изобретение
      • Рассмотрение заявки на изобретение в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
        • Формальная экспертиза заявки
        • Экспертиза заявки на изобретение по существу
        • Преобразование заявки на изобретение в заявку на полезную модель
      • Выдача патента на изобретение
      • Особенности предоставления правовой охраны секретным изобретениям
    • Предоставление правовой охраны полезным моделям
      • Условия патентоспособности полезной модели
      • Оформление прав на полезную модель
      • Рассмотрение заявки на полезную модель в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
      • Выдача патента на полезную модель
    • Предоставление правовой охраны промышленным образцам
      • Условия патентоспособности промышленного образца
      • Оформление прав на промышленный образец
      • Рассмотрение заявки на промышленный образец в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
      • Выдача патента на промышленный образец
    • Предоставление правовой охраны селекционным достижениям
      • Условия охраноспособности селекционного достижения
      • Оформление прав на селекционное достижение
      • Рассмотрение заявки на селекционное достижение и оценка его охраноспособности
      • Содержание прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения
      • Неимущественные права авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений
      • Иные права авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений
      • Имущественные права авторов, заявителей и патентообладателей
      • Ограничения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и селекционное достижение
      • Обязательства по использованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений
      • Договор об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец
      • Лицензионный договор о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца
      • Залог исключительного права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
    • ПРАВО НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
    • Общие положения о праве на средства индивидуализации и принципы их правовой охраны
      • Понятие и место права на средства индивидуализации в структуре элементов отрасли гражданского права и права промышленной собственности
      • Принципы правовой охраны средств индивидуализации
    • История развития законодательства о средствах индивидуализации и источники правового регулирования отношений в сфере их правовой охраны и использования
      • История развития законодательства о средствах индивидуализации
      • Источники правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования средств индивидуализации
    • Субъекты прав на средства индивидуализации
      • Субъекты прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
      • Субъекты прав на фирменные наименования и коммерческие обозначения
    • Средства индивидуализации как объекты правовой охраны
      • Понятие средства индивидуализации и его разновидности
      • Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности
      • Наименование места происхождения товара и указание происхождения товара как объекты правовой охраны
      • Фирменное наименование и коммерческое обозначение как объекты правовой охраны
    • Предоставление правовой охраны товарным знакам
      • Условия регистрации товарного знака
      • Оформление заявки на регистрацию товарного знака
      • Рассмотрение заявки на регистрацию товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
      • Выдача свидетельства на товарный знак
      • Особенности предоставления правовой охраны общеизвестным товарным знакам
      • Особенности предоставления правовой охраны коллективным знакам
      • Внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак
    • Предоставление правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров
      • Условия регистрации наименования мест происхождения товара
      • Оформление заявки на наименование места происхождения товара
      • Рассмотрение заявки на государственную регистрацию и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара или заявки на предоставление исключительного права на уже зарегистрированное наименование в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
      • Государственная регистрация наименования места происхождения товара и выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара
      • Продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара и внесение изменений в Государственный реестр и свидетельство
      • Предоставление правовой охраны фирменным наименованиям
      • Процедура легитимации фирменного наименования (основные положения)
      • Содержание прав на средства индивидуализации и их прекращение
      • Содержание прав на товарный знак и знак обслуживания и их прекращение
      • Содержание права на наименование места происхождения товаров и его прекращение
      • Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
      • Содержание права на коммерческое обозначение и его прекращение
    • Обязательства по использованию средств индивидуализации
      • Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
      • Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
      • Договор коммерческой концессии
    • НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
    • Понятие и общая характеристика недобросовестной конкуренции
      • Понятие недобросовестной конкуренции
      • Законодательство о недобросовестной конкуренции
      • Акты недобросовестной конкуренции и их классификация
    • Акты недобросовестной конкуренции с использованием сведений, способствующих достижению конкурентных преимуществ
      • Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации
      • Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей
      • Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами
      • Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну
    • Акты недобросовестной конкуренции с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
      • Продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг
      • Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг
    • ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ
      • Понятие и характеристика защиты субъективных прав на объекты промышленной собственности
      • Формы защиты субъективных прав на объекты промышленной собственности
      • Способы защиты прав на объекты промышленной собственности
    • Ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
      • Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
      • Административно-правовая ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
      • Уголовная ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
      • Особенности защиты от актов недобросовестной конкуренции и ответственность за их совершение
      • Формы защиты от актов недобросовестной конкуренции
      • Ответственность за совершение актов недобросовестной конкуренции
    • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
      • Международные организации и специальные союзы по охране промышленной собственности
      • Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
      • Всемирная торговая организация (ВТО)
      • Европейская патентная организация (ЕПО)
      • Евразийская патентная организация (ЕАПО)
      • Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI)
      • Африканская региональная организация промышленной собственности (ARIPO)
      • Специальные союзы по охране промышленной собственности
    • Международные соглашения, направленные на установление международной системы охраны объектов промышленной собственности
      • Парижская конвенция по охране промышленной собственности
      • Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)
      • Евразийская патентная конвенция
      • Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах
      • Найробский договор об охране олимпийского символа
      • Договор о законах по товарным знакам (TLT)
      • Международная конвенция по охране селекционных достижений
      • Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации
    • Международные соглашения, направленные на содействие в получении правовой охраны отдельных объектов промышленной собственности
      • Договор о патентной кооперации (РСТ)
      • Договор о патентном праве (PLT)
      • Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры
      • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков
      • Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков
      • Сингапурский договор о законах по товарным знакам
      • Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов
    • Международные соглашения, направленные на облегчение поиска информации об отдельных объектах промышленной собственности
      • Страсбургское соглашение о международной патентной классификации
      • Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
      • Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков
      • Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов

    Парижская конвенция по охране промышленной собственности

    Парижская конвенция по охране промышленной собственности была подписана в 1883 г. на Дипломатической конференции в Париже 11 государствами. Впоследствии Конвенция неоднократно пересматривалась, менялся состав ее участников.

    В настоящее время сохраняют правовое значение различия между следующими ее редакциями:

    • Римской 1886 г.;
    • Мадридской 1890 и 1889 гг.;
    • Гаагской 1925 г.;
    • Лондонской 1934 г.;
    • Лиссабонской 1958 г.;
    • Стокгольмской 1967 г.

    Участниками Конвенции являются около 160 государств. Союз ССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., а 19 сентября 1968 г. ратифицировал и стокгольмский ее текст.

    Конвенция является наиболее значимым по масштабам своего воздействия на сферу международного сотрудничества актом в области охраны промышленной собственности. Присоединение к Конвенции влечет для государств-участников признание устанавливаемых ею преимуществ и необходимость соблюдения ряда основополагающих принципов. Указанные принципы касаются как охраны промышленной собственности в целом, так и отдельных образующих ее структуру объектов, в частности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований.

    К общим положениям Конвенции относятся:

    • принцип национального режима (ст. 2);
    • правило о конвенционном приоритете (ст. 4);
    • правило о временной охране объектов промышленной собственности (ст. 11).

    Согласно ст. 2 Конвенции граждане каждой страны Союза 1 Речь в данном случае идет о Парижском союзе по охране промышленной собственности. пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам. В соответствии со ст. 3 Конвенции к гражданам стран Союза приравниваются граждане стран, не участвующих в Союзе, которые имеют на территории одной из стран Союза местожительство или действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

    Правило о конвенционном приоритете закреплено в ст. 4 Конвенции. Согласно п. А (1) указанной статьи любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение установленных Конвенцией сроков. Для патентов на изобретения и для полезных моделей этот срок в соответствии с п. С (1) ст. 4 составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков - шесть месяцев. Отсчет этих сроков начинается с даты подачи первой заявки, при этом день подачи в срок не включается.

    Конвенцией допускается подача заявок с множественным и частичным приоритетом. Право множественного приоритета возникает при наличии двух или более заявок на патенты, поданных в одной или нескольких странах Союза в отношении одного объекта промышленной собственности, а затем интегрированных в одну общую заявку для подачи в третью страну Союза. При этом для отдельных частей заявляемого для получения охраны объекта могут возникнуть разные даты приоритета. Право частичного приоритета возникает при указании в последующей заявке охраняемых элементов объекта промышленной собственности, которые отсутствовали в предыдущей заявке. Основанием для возникновения права приоритета в отношении новых элементов будет являться последующая заявка.

    Согласно п. Е (1) ст. 4 Конвенции, когда промышленный образец заявляется в стране с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на полезную модель, приоритетным сроком является срок, установленный для промышленных образцов. Допускается подача заявки на полезную модель с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на патент на изобретение, и наоборот.

    Конвенцией предусматривается также возможность разделения заявок по решению экспертизы или по инициативе заявителя.

    Если экспертиза обнаружит, что заявка на патент является комплексной, заявитель может разделить заявку на некоторое число отдельных заявок, сохраняя в качестве даты каждой из них дату первоначальной заявки и в соответствующих случаях преимущество права приоритета.

    Заявитель вправе по своей инициативе разделить заявку на патент, сохраняя в качестве даты каждой отдельной заявки дату первоначальной заявки и в соответствующих случаях преимущество права приоритета. При этом каждой стране Союза предоставляется право определять условия, при которых разрешается такое разделение.

    Правило о временной охране объектов промышленной собственности состоит в том, что страны Союза в соответствии со своим внутренним законодательством предоставляют временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. При этом временная охрана не продлевает сроков, установленных для определения приоритета.

    В национальных законодательных актах временная охрана указанным выше объектам может предоставляться путем установления выставочных льгот по приоритету, либо выставочных льгот по новизне.

    Выставочная льгота по приоритету предусматривает правовую охрану объектов промышленной собственности, входящих в состав экспонируемых продуктов, с даты помещения экспоната на выставку. Право приоритета в этом случае возникает с более ранней даты, чем дата подачи заявки, при условии, что такая заявка будет подана в течение срока, установленного внутренним законодательством страны Союза.

    Выставочная льгота по новизне состоит в том, что экспонирование на выставке продукта, содержащего охраноспособный результат интеллектуальной деятельности, в течение определенного времени до даты подачи заявки не порочит новизны последнего.

    К наиболее важным положениям Конвенции, касающимся охраны изобретений и полезных моделей, относятся :

    • принцип независимости патентов (ст. 4-bis);
    • правило о санкциях за неиспользование или недостаточное использование изобретения или полезной модели (п. А ст. 5);
    • правило о свободном применении запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств (ст. 5-ter).

    Согласно ст. 4-bis Конвенции патенты, заявки на которые поданы в различных странах Союза гражданами стран Союза, независимы от патентов, полученных на то же изобретение в других странах, входящих или не входящих в состав Союза. Это означает, что если патент на изобретение, полученный в одной из стран Союза, будет признан недействительным, то данное обстоятельство ни в коей мере не влияет на судьбу патента или патентов на то же самое изобретение, выданных в других странах Союза. Данное положение следует рассматривать без какого-либо ограничения в том смысле, что патенты, заявки на которые поданы в течение срока приоритета, являются независимыми как с точки зрения оснований признания их недействительными и прекращения действия прав, так и с точки зрения определения нормального срока их действия.

    В п. А ст. 5 Конвенции содержится правило, согласно которому каждая страна Союза вправе принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например в случае неиспользования изобретения. При этом принудительная лицензия не может быть потребована по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года, считая с даты подачи заявки на патент, или трех лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который истекает позднее.

    Лишение прав на патент может быть предусмотрено лишь в случае, когда выдача принудительных лицензий окажется недостаточной для предотвращения злоупотреблений при осуществлении исключительного права.

    Правила о санкциях за неиспользование или недостаточное использование изобретения, предусмотренные Конвенцией, применяются mutatis mutandis и к полезным моделям.

    В соответствии со ст. 5-ter Конвенции в каждой из стран Союза не рассматриваются как нарушение прав патентообладателя:

    • применение на борту судов других стран Союза средств, составляющих предмет его патента, в корпусе судна, в машинах, оснастке, механизмах и другом оборудовании, когда эти суда временно или случайно находятся в водах данной страны, при условии, что эти средства используются исключительно для нужд судна;
    • применение средств, составляющих предмет патента, в конструкции или при эксплуатации воздушных или наземных средств передвижения других стран Союза или вспомогательного оборудования для этих средств передвижения, когда указанные средства передвижения временно или случайно находятся в данной стране.

    К основным положениям Конвенции, касающимся промышленных образцов, относятся два следующих правила .

    Согласно ст. 5-quinguies Конвенции промышленные образцы охраняются во всех странах Союза.

    Второе правило касается правовых последствий неиспользования промышленного образца. В соответствии с п. В ст. 5 Конвенции охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввоза объектов, сходных с охраняемыми объектами. К наиболее важным положениям Конвенции, касающимся правовой охраны товарных знаков, относятся :

    • принцип охраны знаков «такими, как они есть» (ст. 6-quinquies);
    • правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля и эмблем межправительственных организаций (ст. 6-ter);
    • правило о предоставлении правовой охраны общеизвестным товарным знакам (ст. 6-bis);
    • правило о признании правовой охраны коллективных знаков (ст. 7-bis).

    Согласно ст. 6-quinquies Конвенции каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть. При этом товарные знаки, подпадающие под действие указанного принципа, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными лишь в следующих случаях:

    • если знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана;
    • если знаки лишены каких-либо отличительных признаков или составлены исключительно из знаков или указаний, могущих служить в торговле для обозначения вида, качества, количества, назначения, стоимости, места происхождения продуктов или времени их изготовления либо ставших общепринятыми в обиходном языке или в добросовестных и устоявшихся торговых обычаях страны, где испрашивается охрана;
    • если знаки противоречат морали или публичному порядку и в особенности если они могут ввести в заблуждение общественность. Подразумевается, что знак не может рассматриваться как противоречащий публичному порядку по той единственной причине, что он не соответствует какому-либо положению законодательства о знаках, за исключением случая, когда само это положение касается публичного порядка.

    В соответствии с п. С (1) ст. 6-quinquies Конвенции, чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака. При этом не могут быть отклонены в других странах Союза товарные знаки на том единственном основании, что они отличаются от знаков, охраняемых в стране происхождения, лишь элементами, не изменяющими отличительный характер знаков и не затрагивающими тождественность знаков в той форме, в которой они были зарегистрированы в упомянутой стране происхождения.

    В литературе высказано верное, на наш взгляд, утверждение, в соответствии с которым «ст. 6-quinquies представляет собой исключение из принципа независимой регистрации знаков в странах Союза, так как владелец знака в силу регистрации, существующей в стране происхождения, может требовать в других его странах защиты знака в неизменном виде» 2 Ловягин И.Б., Миронов Н.В.. Мотылева В.Я., Тыцкия Г.И. Международное сотрудничество в области охраны промышленной собственности: Учебное пособие. М., 1991. С. 25 (автор раздела - В.Я. Мотылева). .

    Согласно ст. 6-ter Конвенции страны Союза договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать путем соответствующих мер использование без разрешения компетентных властей в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза, введенных ими официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики. Указанное положение применяется равным образом к гербам, флагам и другим эмблемам, сокращенным или полным наименованиям международных межправительственных организаций, членами которых являются одна или несколько стран Союза, за исключением гербов, флагов и других эмблем, сокращенных или полных наименований, которые уже являются предметом действующих международных соглашений, предназначенных для обеспечения их охраны. При этом применение равным образом допустимо лишь к гербам, флагам и другим эмблемам, сокращенным или полным наименованиям международных межправительственных организаций, о которых последние сообщили странам Союза при посредстве Международного бюро ВОИС.

    Запрещение применения официальных знаков, клейм контроля и гарантии действует только в случаях, когда знаки, содержащие их, предназначаются для использования на товарах того же рода или подобных им.

    В соответствии с п. (8) ст. 6-ter Конвенции граждане каждой страны, имеющие разрешение использовать государственные эмблемы, официальные знаки и клейма своих стран, могут пользоваться ими даже при наличии их сходства с такими же знаками другой страны.

    Согласно ст. 6-bis Конвенции страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Данное положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним.

    Правило о признании правовой охраны коллективных знаков сформулировано в ст. 7-bis Конвенции. Согласно указанной статье страны Союза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки , принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия. При этом каждая страна сама определяет особые условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если этот знак противоречит публичным интересам.

    В охране коллективных знаков не может быть отказано коллективу, существование которого не противоречит закону страны происхождения, на том основании, что этот коллектив не находится в стране, где испрашивается охрана, или что он основан не в соответствии с законодательством этой страны.

    В Конвенцию включено правило, касающееся особенностей правовой охраны знаков обслуживания . Согласно ст. 6-sexies Конвенции страны Союза обязуются охранять знаки обслуживания. При этом они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков. Очевидно, что правовая охрана последних в случае отсутствия регистрации может осуществляться с использованием иных правовых инструментов, например с помощью средств, направленных на пресечение актов недобросовестной конкуренции.

    Статья 8 Конвенции содержит важное правило об охране фирменных наименований . Согласно указанному правилу фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

    В Конвенции содержатся общие положения, касающиеся правовой охраны указаний происхождения и наименований места происхождения . Указанные положения закреплены, во-первых, в п. (2) ст. 1 Конвенции, относящем указания происхождения и наименования места происхождения к объектам охраны промышленной собственности, и, во-вторых в ст. 9, 10 и ст. 10-ter, содержащих запрет на применение ложных указаний о происхождении продуктов или личности производителя. Так, согласно ст. 9 Конвенции на любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком или фирменным наименованием, а по смыслу п. (1) ст. 10 и ложным указанием о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца, налагается арест при ввозе в те страны Союза, в которых указанные обозначения имеют право на законную охрану. Равным образом арест налагается в стране, где была осуществлена незаконная маркировка, или в стране, куда был ввезен продукт. При этом арест подлежит наложению в соответствии с внутренним законодательством каждой страны по требованию прокуратуры, или любого другого компетентного органа, или заинтересованной стороны - физического или юридического лица. В случае провоза продуктов транзитом наложение ареста не является обязательным.

    К положениям, касающимся недобросовестной конкуренции, относятся правила, закрепленные в ст. 10-bis и 10-ter Парижской конвенции. Первая из указанных статей содержит норму, обязывающую страны-участницы обеспечить своим гражданам эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, а также нормы, раскрывающие понятие акта недобросовестной конкуренции и устанавливающие примерный перечень недобросовестных конкурентных действий, подлежащих запрету. Мы частично касались содержания ст. 10-bis в других разделах настоящей работы, поэтому здесь ограничимся кратким анализом существа действий, подпадающих под запрет в качестве актов недобросовестной конкуренции.

    Первой разновидностью указанных действий (актов) по смыслу п. (3) ст. 10-bis Парижской конвенции являются те из них, которые квалифицируются в качестве приводящих к смешению в отношении предприятии, промышленной или торговой деятельности конкурента .

    Смешение вызывается главным образом посредством неправомерного использования различного рода средств индивидуализации, а также художественно-конструкторских решений.

    В литературе отмечается, что «приведенная формулировка из ст. 10- bis (3) Парижской конвенции очень широка по смыслу и охватывает товарные знаки, символы, этикетки, фирменные девизы, упаковку, форму и цвет товаров или любые другие отличительные обозначения, которые используются предпринимателем. Под действие настоящей статьи подпадает непосредственно внешний вид товара и все рекламно-информационные аспекты оказываемых услуг».

    Смешение может иметь место:

    • в отношении предприятий, которые индивидуализируются с помощью коммерческих обозначений;
    • в отношении продуктов, которые индивидуализируются с помощью товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров или указаний происхождения;
    • в отношении промышленной или торговой деятельности, которая индивидуализируется через субъекта, осуществляющего такую деятельность, посредством использования фирменного наименования.

    Указанные выше средства индивидуализации охраняются специальным законодательством, которое в ряде случаев не обеспечивает всю полноту охраны, поэтому требует привлечения дополнительных правовых средств. Таким дополнительным средством и выступает запрет на осуществление действий, приводящих к смешению в отношении предприятий, продуктов и коммерческой деятельности конкурента.

    Второй разновидностью актов недобросовестной конкуренции в ст. 10-bis Парижской конвенции называются действия, способные дискредитировать предприятия, продукты или промышленную либо торговую деятельность конкурента . В основу указанных действий положено распространение ложной информации о предприятии, продуктах или коммерческой деятельности конкурента. Указанная информация вне зависимости от формы ее подачи намеренно искажает действительное положение дел у конкурента, подрывает его деловую репутацию в глазах других хозяйствующих субъектов и потребителя. Поскольку распространяемая информация по смыслу подп. (2) п. (3) ст. 10-bis должна быть ложной для целей квалификации совершенного действия в качестве акта недобросовестной конкуренции, распространение действительных или мнимых сведений о предприятии, продуктах и коммерческой деятельности конкурента не должно рассматриваться как диффамация, которая, по утверждению отдельных специалистов, может иметь место в рамках действий, именуемых актами недобросовестной конкуренции. Акт недобросовестной конкуренции - это не диффамация, равно как и диффамация не может быть актом недобросовестной конкуренции либо проявлением такого акта.

    Третья разновидность актов недобросовестной конкуренции состоит в действиях, квалифицируемых в качестве способных ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара . Этот вид недобросовестных конкурентных действий напрямую не касается коммерческой деятельности конкурирующих на рынке субъектов и в большей степени рассчитан на защиту прав и охраняемых законом интересов общественности, т.е. по существу потребителей. Другой особенностью действий, способных ввести общественность в заблуждение, является то, что указанные действия могут рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции при условии, что указания и утверждения (которые могут быть и не ложными) должны использоваться в процессе осуществления коммерческой, а не любой деятельности. Более того, в литературе верно отмечается, что «действия по введению покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении существенных характеристик своих товаров (работ, услуг) относятся к недобросовестной конкуренции лишь при наличии конку рентных отношений на рынке вообще (конкурентной ситуации). В противном случае, когда на определенном рынке конкуренции не существует, указанное неправомерное поведение следует квалифицировать как нарушение других норм законодательства (о купле-продаже, о защите прав потребителей, о рекламе и т.д.) без увязки с нормами о недобросовестной конкуренции». 3 Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). С. 224.

    Статья 10-ter Парижской конвенции возлагает на страны-участницы обязанность по обеспечению гражданам других стран-участниц законных средств для эффективного пресечения актов конкуренции, противоречащих честным обычаям в промышленных и торговых делах. Кроме того, страны-участницы обязаны предусмотреть меры, позволяющие союзам и объединениям, существование которых не противоречит законам их стран и которые представляют заинтересованных промышленников, изготовителей или торговцев, действовать через суд или административные органы с целью пресечения актов недобросовестной конкуренции.



    Поделиться