К видам обеспечения аварийно спасательных работ относятся. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы — асднр. К основным видам обеспечения относятся

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) - совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации , заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся аварийно-спасательными службами с целью:

  • спасения людей и оказания помощи пораженным,
  • локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,
  • создания условий для последующего проведения восстановительных работ.

Для организации более эффективного управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций , а также транспортных магистралей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

К аварийно-спасательным работам относят:

  • разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;
  • локализация и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;
  • подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией ;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
  • санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные работы . К ним относятся:

  • прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;
  • локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
  • укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий , дополнительно проводятся:

  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как

  • обеззараживание очагов поражения;
  • сбор материальных ценностей;
  • обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;
  • утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии .

Официальное толкование

Правовые акты РФ

Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г № 151-ФЗ (рус.) , аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Закон предусматривает следующие виды АСДНР:

  • поисково-спасательные
  • горноспасательные
  • газоспасательные
  • противофонтанные работы (на буровых и нефтяных скважинах)
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
  • другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации

См. также

  • Загрязнение окружающей среды

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аварийно-спасательные и другие неотложные работы" в других словарях:

    Аварийно спасательные и другие неотложные работы АСДНР совокупность первоочерёдных работ в зоне ЧС, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных… … Википедия

    Словарь юридических понятий

    Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий - Терминология ГОСТ Р 22.0.02 94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий оригинал документа: 2.2.20 аварийно восстановительное формирование: Группа строителей профессионалов, создаваемая в соответствующих… …

    Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    МДС 11-16.2002: Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (на примере проектов строительства автозаправочных станций) - Терминология МДС 11 16.2002: Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Основные законодательные акты Российской Федерации в области Гражданской защиты ФЗ 68 О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА от 21 декабря 1994 года ФЗ 28 О Гражданской обороне от 12.02.1998 ФЗ 151 Об аварийно… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Спасатель (значения). Спасатель с поисковой собакой ведёт поиск выживших на месте … Википедия

    ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - (ликвидация ЧС) аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… … Экологический словарь

    АСиДНР - АСДНР АСиДНР АС и ДНР АСИДНР аварийно спасательные и другие неотложные работы ГО АСиДНР Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с.… … Словарь сокращений и аббревиатур

| План проведения занятий на учебный год | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 20
Аварийно-спасательные
и другие неотложные работы в очагах поражения




Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения людей.

Запомните!

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают в себя:

Разведку маршрутов движения и участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов и блокированных помещений;
оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных зон;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Работы по извлечению пострадавших из завалов. Сахалин. Нефтегорск. 1995 г.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

Неотложные работы включают в себя:

Прокладывание колонных путей и устройств проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями.

К основным видам обеспечения относятся:

Разведка;
радиационная и химическая защита;
инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение;
комендантская служба и охрана общественного порядка.

В заключение отметим, что аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах аварийно-спасательных и других неотложных работ и в сложных условиях их проведения работы организуются в две-три смены. При этом тяжелая инженерная техника обычно не вывозится, а передается подразделению, прибывшему на смену, непосредственно на месте работы.

Запомните!

Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.

Решение о завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или комиссия по чрезвычайным ситуациям, осуществляющие руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.

Вопросы

1. С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС ДНР) в очагах чрезвычайных ситуаций?

2. Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения?

3. Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?

4. В каком режиме ведутся АС ДНР?

5. При каких условиях и кем определяется завершение АС ДНР?

Задание

Приведите известные вам примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации, имевшей место в нашей стране.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы- это действия по спасению людей, материальных и куль­турных ценностей, защите природной среды в зоне чрез­вычайных ситуаций, локализации чрезвычайных си­туаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (рис. 22).


Организация аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ является одной из основных целей гражданской обороны. Они проводятся формированиями гражданской обо­роны для решения следующих задач:

Спасение людей и оказание помощи пострадавшим;

Локализация аварий и устранение повреждений, пре­пятствующих проведению спасательных работ; создание условий для последующего проведения восста­новительных работ.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы име­ют различное содержание, но проводятся, как правило, од­новременно. Для организации более эффективного управле­ния проведением работ учитываются особенности террито­рии объекта, характер планировки и застройки, расположе­ние защитных сооружений и технологических коммуника­ций, а также транспортных магистралей.

К аварийно-спасательным работам относят:

Предварительную разведку маршрутов движения специ­альных формирований и участков предстоящих работ;

Локализацию и тушение пожаров на путях движения специальных формирований и участках работ;

Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных за­щитных сооружений, спасение находящихся там людей;

Розыск пораженных и извлечение их из завалов, по­врежденных и горящих зданий, загазованных, задым­ленных и затопленных помещений;

Оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с по­врежденной вентиляцией;

Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, обеззараживание их одеж­ды, территории, сооружений, техники, воды и продо­вольствия.



Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные ра­боты. К ним относят:

Прокладку колонных путей и устройство проездов (про­ходов) в завалах и на зараженных участках;

Укрепление или. обрушение угрожающих обвалом кон­струкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ;

Локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.

При ведении аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взор­вавшихся боеприпасов в обычном снаряжении; ремонт и восстановление поврежденных защитных со­оружений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как:

Обеззараживание очагов поражения;

Сбор материальных ценностей;

Обеспечение питанием нуждающегося в нем населения; утилизация зараженного продовольствия и прочие ра­боты, направленные на предотвращение возникновения эпидемий.

В ликвидации чрезвычайных ситуаций задействованы раз­личные силы, и средства:

Военизированные и невоенизированные противопожар­ные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-техни­ческие формирования федеральных органов исполни­тельной власти;

Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза и продовольствия РФ; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной служ­бы России по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды;

формирования гражданской обороны территориального и объектового уровня, специально подготовленных сил и средств войск ГО, а также войск других воинских фор­мирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

службы поискового и аварийно-спасательного полетов гражданской авиации Федеральной авиационной служ­бы России;

Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения РФ;

Аварийно-спасательные службы и формирования Феде­ральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.

Кроме того, привлекаются силы и средства Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других мини­стерств и ведомств.

МЧС России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и лик­видации ЧС. Отрабатывается программа по линии Центра по­иска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ, разви­вается и укрепляется поисково-спасательная служба, созда­ются специализированные подразделения этой службы в рес­публиках, краях и областях.

Эффективность применения сил и средств аварийно-спа­сательных подразделений во многом зависит от того, насколь­ко быстро они смогут приступить к проведению работ и тех­нической оснащенности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под аварийно-спасательными и другими неотлож­ными работами, проводимыми в зонах чрезвычайных ситуаций?

2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?

3. Назовите другие неотложные работы, которые проводятся в очаге поражения.

4. Перечислите силы и средства ликвидации чрезвычайных си­туаций.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования – Новокуйбышевский гуманитарно – технологический колледж

Проект

на тему: «Аварийно спасательные и другие неотложные работы»

Выполнили: Федоренчик В.С

И Семибратова И.А

Сиудентки гр.32С

СОЖЕРЖАНИЕ

1. Общие положение по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ…………………………….....3

2. Обязанности должностных лиц ГО по организации и АСДНР…….….15

3. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ………………………………………………………..20

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ликвидацию зон ЧС, прекращению действия характерных для них факторов.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является одной из основных задач РСЧС и ГО.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием условий, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

Локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

Розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

Подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

Вывод (вывоз) населения в безопасные районы;

Санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия и воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Цели других неотложных работ:

Создание условий для проведения спасательных работ;

Предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;

Обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения и объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

· прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

· локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

· укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

· ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;

· обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин – аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР).

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, а в военное время - вида применяемого оружия и масштабов военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материалами, средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:

Заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

Экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, развертыванием систем управления, необходимых сил и средств;

Принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательным претворением его в жизнь;

Непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация и контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;

Непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с привлечением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;

Неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

Организацией бесперебойного и всестороннего материального обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи;

Высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава.

Заблаговременная подготовка к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с их полномочиями, установленными, Федеральными законами № 68-ФЗ от 21.12.1994 г «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне».

Основными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации, в последующем, чрезвычайных ситуаций являются:

· подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

· проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

· поддержание в готовности органов управления, сил и средств;

· создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

· осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта РФ), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Ликвидация чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС. В основе организации АСДНР лежат заблаговременно разрабатываемые на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайной ситуации для соответствующей территории или объекта, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновении ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния личного состава и техники и объема работ в очагах поражения.

Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ (готовность до 0,5 часа).

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для защиты формирований первого эшелона (готовность до 3 часов).

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ (готовность более 3 часов).

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смены определяется исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Последовательность проведения АСДНР в зоне ЧС (в очагах поражения) во многом зависит от характера сложившейся обстановки и определяется председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) или руководителем ГО.

Проведение АС и ДНР при ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач МЧС РФ.

Ликвидация ЧС – это проведение в зоне ЧС и прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ силами и средствами ликвидации ЧС, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Проведение АС и ДНР в зонах ЧС является одной из основных задач сил и средств МЧС РФ и представляет собой сложный комплекс мероприятий. Целью проведения АС и ДНР в зонах ЧС является спасение людей, оказание медицинской помощи пострадавшим, локализация аварий, катастроф и создание условий для последующего проведения восстановительных работ.АС и ДНР включают в себя спасательные и другие неотложные работы.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях спасения людей и включают в себя:

Ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

Локализацию и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

Розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных и задымленных помещений, поврежденных транспортных средств и т.п.;

Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находившихся в них людей;

Подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

Оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждениях;

Эвакуация людей из зон ЧС;

Санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, транспорта, территорий, сооружений, техники, продовольствия, воды.

Другие неотложные работы проводятся с целью создания условий для проведения спасательных работ, восстановительных работ и обеспечения работоспособности ОЭ и включают в себя:

Устройство проездов и проходов в завалах и на зараженных участках;

Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, отопительных и технологических сетях (сети КЭС);

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и безопасности людей при ведении работ;

Ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-

энергетических сетей (КЭС);

Обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений (проводится только в условиях военного времени).

Объем и условия проведения АС и ДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф.

Анализ проведения АС и ДНР при ликвидации последствий ЧС в различных зонах ЧС показывает, что все задачи выполняются поэтапно в определенной последовательности и в максимально короткие сроки. Рассматриваются 3 этапа проведения АС и ДНР.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращение развития или уменьшение воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовка к проведению АС и ДНР. Основными мероприятиями этого этапа являются:

Оповещение населения, рабочих и служащих об опасности;

Использование средств защиты (индивидуальных и коллективных);

Соблюдение режимов поведения в зоне ЧС;

Эвакуация людей из районов, в которых существует опасность их поражения;

Применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.

С получением данных о возникновении А, К, СБ распоряжением председателя КЧС вводятся в действие планы ГО ЧС на мирное время по ликвидации последствий А, К, СБ и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных планом. Свою деятельность КЧС осуществляет через отделы, управления и свои оперативные группы.

Силы ГО ЧС приводятся в готовность поочередно. В первую очередь приводятся в готовность разведывательные формирования, а также те силы, которые необходимы для выполнения задач по защите населения, локализации аварий и подготовке спасательных работ. К ним относятся формирования охраны общественного порядка, медицинской и противопожарной службы, транспорта, подразделения ведомственных спасательных служб. Контроль за приведением в готовность указанных сил осуществляют отделы, управления ГО ЧС.

Другие силы приводятся в готовность после оценки обстановки и принятия решения на проведение АС и ДНР. В первоочередном порядке организуется охрана общественного порядка. Для этого устанавливается оцепление района А или СБ, осуществляется регулирование движения транспорта. Особое внимание уделяется предотвращению паники, доводится информация населению об обстановке, даются указания и рекомендации о порядке поведения в зоне ЧС.

В целях получения данных для оценки обстановки организуются все виды разведки. Разведка устанавливает и предоставляет данные о месте аварии или СБ, их характере, масштабах поражений и разрушений и другие сведения о сложившейся обстановке.

На основе оценки обстановки по данным разведки председатель КЧС принимает решение о проведении АС и ДНР и реализует его через органы ГО ЧС.

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АС и ДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. Руководство АС и ДНР осуществляет КЧС. Контроль за организацией и выполнением работ ведут органы ГО ЧС (отделы, управления) и создаваемые КЧС оперативные группы.

В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, где могут находиться люди, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АС и ДНР.

Проезд (проход) при незначительных местных завалах устраивается путем расчистки проезжей части от обломков, а при сплошных завалах высотой более 1 м – прокладыванием проезда по завалу. Проезды устраиваются шириной 3-3,5м для одностороннего движения и 6-6,5 м для двустороннего. При одностороннем движении через каждые 150-200 м делают разъезды протяженностью 15-20 м. Для устройства проездов используются формирования механизации, имеющие бульдозеры и автокраны.

Одновременно с проведением работ по устройству проездов (проходов) ведется разведка участков работ, определяются приемы и способы спасения людей из завалов, защитных сооружений и локализация пожаров, приостановки и ограничения выбросов АХОВ. В это же время может осуществляться локализация и ликвидация аварий на технологических производственных линиях, коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни людей и препятствующих проведению АС и ДНР.

По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования механизации совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах и с командами пожаротушения выдвигаются к местам работ и приступают к спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, подаче в них воздуха при необходимости и к проведению других работ. Газоспасательный отряд предприятия ведет работы в загазованных зданиях и сооружениях. В первую очередь перекрывается газопровод, устанавливаются причины утечки газа и осуществляется их устранение, проветриваются все помещения с целью предотвращения взрывов и возникновения пожаров.

Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями) с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются и осуществляют поиск пораженных, извлекают их из-под завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и оказывают им первую медицинскую помощь, выносят к местам погрузки на транспорт.

Конструкции зданий и сооружений, угрожающие обвалом и препятствующие ведению спасательных работ, или укрепляют, или обрушают.

Пораженных, находящихся вблизи поверхности завала и под мелкими обломками, извлекают, разбирая завал сверху вручную, а находящихся в глубине завала (под завалом) – через галереи, устроенные в завале, используя пустоты и щели, образовавшиеся от крупных элементов разрушенных зданий, или разбирая завал сверху.

Извлекая пораженных из-под завалов или отдельных обломков, следует избегать сдвигов элементов завала (обломков) и нанесения пораженному дополнительных травм, освобождая в первую очередь голову и верхнюю часть туловища. После извлечения пораженного ему оказывают первую медицинскую помощь, а при наличии возможности эту помощь оказывают и до его извлечения из-под завала.

Спасение людей из поврежденных и горящих зданий с разрушенными входами и лестницами, спасательные, противопожарные и другие формирования осуществляют путем вывода и выноса их через проемы, проделываемые в смежные помещения с сохранившимися выходами, или по устроенным для этого трапам, а также через оконные проемы и балконы с помощью лестниц, автоподъемников и спасательных тросов.

При спасении людей из заваленных защитных сооружений прежде всего устанавливается связь с укрываемыми, выявляется их состояние, степень повреждения фильтровентиляционного оборудования, после чего определяется способ вскрытия. В сооружения, если это необходимо, в первую очередь подается воздух.

При угрозе затопления или загазования убежища немедленно отключаются поврежденные коммунально-энергетические сети.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом медицинских формирований, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения пострадавших. При этом прежде всего помощь оказывается пораженным АХОВ (надевают противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также пораженным с кровотечениями, проникающими ранениями живота и груди.

Вынос пораженных с участков работ к местам погрузки на транспорт осуществляется на носилках, легкопораженные следуют пешком.

Первая врачебная помощь пораженным оказывается в отрядах первой медицинской помощи и в лечебных учреждениях.

По истечении установленного времени производится смена формирований . Порядок смены определяет руководитель объекта экономики. В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования при необходимости передается личному составу, прибывшему на смену. Командир сменяемого формирования сообщает вновь прибывшему командиру обстановку и порядок поддержания связи с руководителем АС и ДНР.

После передачи объектов работ сменяемое формирование собирается в установленном месте, затем следует в район сбора. Из района сбора формирование, при необходимости, направляется на санитарную обработку или в район расположения. В районе расположения восстанавливается готовность формирования к дальнейшим действиям, заменяются и ремонтируются СИЗ, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются расходные средства материально-технического и медицинского обеспечения.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате А, К или СБ и по восстановлению функционирования объектов экономики. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья, энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжение продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного населения.

На этом этапе силы ГО ЧС выполняют свои специальные задачи:

Ведение разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

Проведение санитарной обработки, дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, техники, сооружений, территорий и т.п.

Все остальные вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, решаются другими организациями и структурами под руководством КЧС.

Работы по восстановлению функционирования отраслей и объектов экономики выполняются строительными, монтажными и другими специализированными предприятиями и организациями под руководством соответствующих министерств и ведомств.

Следует иметь в виду, что возникновение СБ, а в ряде случаев и аварий, может быть спрогнозировано заблаговременно. В таких случаях в соответствии с планами ГО ЧС проводятся мероприятия в целях защиты населения, предотвращения последствий СБ и А и по подготовке к проведению АС и ДНР.

В такого рода ситуациях организация и характер деятельности органов и сил ГО ЧС аналогичен их работе при внезапно возникающих А, К, и СБ с той лишь разницей, что достаточно большой объем работ может быть выполнен заранее до возникновения ЧС.

Условия проведения АС и ДНР требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволяет предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении АС и ДНР.

Командиры формирований обязаны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их исполнением.

Перед началом работ необходимо внимательно осмотреть разрушения, установить опасные места поврежденных зданий и сооружений.

Спасательные работы в полуразрушенных, горящих, задымленных помещениях, в завалах проводятся группами (не менее двух человек) при взаимной страховке. В ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация пораженных и населения организуется только по разведанным и обозначенным путям. Опасные места ограждаются предупредительными знаками.

При проведении работ на загазованных участках запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Работы ведутся, как правило, в изолирующих дыхательных аппаратах, инструментом из цветных металлов или обмедненных.

Аварийные работы на электросетях проводятся после отключения поврежденных участков сети на распределительных щитах, в резиновых перчатках и сапогах, с соблюдением при этом мер электробезопасности.

При работах в зонах пожара и задымления личный состав обеспечивается противогазами и дополнительными патронами к ним, обеспечивающими защиту от окиси углерода, а также специальной одеждой и касками.

На местности, зараженной (загрязненной) радиоактивными веществами , необходимо соблюдать режим радиационной безопасности, не допуская облучения людей сверх установленных предельных доз облучения . Весь личный состав должен быть обеспечен индивидуальными дозиметрами для контроля облучения. При уровнях радиации 0,5 Р/ч и выше, когда местность считается зараженной РВ, работа должна проводиться в средствах защиты органов дыхания и кожи.

При ликвидации аварий на технологических линиях (сетях) и емкостях с опасными химическими веществами (ОХВ ), при обеззараживании ядовитых и агрессивных жидкостей к месту аварии необходимо подходить с наветренной стороны, в изолирующих дыхательных аппаратах и защитной одежде. В зависимости от температуры воздуха необходимо соблюдать допустимое время пребывания в защитной одежде.

К действиям в очаге биологического поражения допускаются только специально подготовленные формирования, обеспеченные необходимыми средствами защиты.

Виды ответственности за экологические нарушения.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения - вид юридической ответственности, применяемой за экологические, гражданско-правовые правонарушения-деликты. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Материальная ответственность за экологические правонарушения - это определенная трудовым, а не гражданским законодательством имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда.

Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Уголовная ответственность в области природопользования применяется в случаях, когда деяние, посягающее на экологический правопорядок, является социально опасным.

Основанием уголовной ответственности в данной области является экологическое преступление.

Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Объектом экологического преступления является экологический правопорядок. Составной частью экологического правопорядка признается экологическая безопасность человека и общества.

Под экологической безопасностью понимают совокупность мер, обеспечивающих защищенность жизненно важных прав и интересов человека, в том числе право на здоровую и благоприятную для жизни природную среду.

Понятие «экологическая безопасность» включает в себя новый объект уголовно-правовой охраны, которым является «экологическая безопасность человечества». Преступление против экологической безопасности человечества является разновидностью преступлений против мира и безопасности человечества.

К числу преступлений данной группы относится экоцид. Состав данного преступления предусмотрен СТ.358УК РФ. Под экоцидом понимают массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферного воздуха и водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.



Поделиться