1. Нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам -
2. Невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Нарушение потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики, либо нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
5. Нарушение потребителем тепловой энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем тепловой энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, либо необеспечение потребителем тепловой энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей теплосетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения или прекращению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, к принадлежащим потребителю теплопотребляющим установкам -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
6. Невыполнение теплосетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по ограничению, прекращению, возобновлению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, требований об осуществлении таких действий, предъявленных в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих осуществлению таких действий, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
7. Нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
8. Нарушение абонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, введенного в отношении его режима временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения или ограничения, либо невыполнение указанным абонентом или лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты водоснабжения и (или) водоотведения абонента, требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
9. Нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 8 статьи 9.22 КоАП предусмотрено административное наказание за нарушениеабонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, введенного в отношении его режима временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения или ограничения, либо невыполнение указанным абонентом или лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты водоснабжения и (или) водоотведения абонента, требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательство м в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод. Совершение такого административног о правонарушения влечет наложение административног о штрафа надолжностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В целях установления признаков состава вышеуказанного административног о правонарушения следует применять нормы Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644), Правила горячего водоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 642).
Объектом административног о правонарушения являются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона правонарушения выражается:
1) в нарушение абонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, введенного в отношении его режима временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения или ограничения,
1) невыполнение абонентом или лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты водоснабжения и (или) водоотведения абонента, требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательство м в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.
Порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения установлен статьей 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ.
При этом следует учитывать, что под абонентом в части 8 статьи 9.22 КоАП, понимается юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведения, по горячему водоснабжению (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированн ыми потребительскими кооперативами, управляющими организациями) регулируются жилищным законодательство м, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).
Таким образом, субъектами административног о правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.22 КоАП, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также виновные должностные лица организаций, осуществляющие организационно-р аспорядительные или административно- хозяйственные функции.
Дело об административном правонарушении по части 8 статьи 9.22 КоАП может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административног о правонарушения.
Исходя из изложенного, начальникам территориальных отделов, заместителям начальников территориальных отделов, в целях предупреждения административных правонарушений, предусмотренных частью 8 статьи 9.22 КоАП, следует информировать органы местного самоуправления, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, о необходимости предоставление сведений об абонентах (юридических лицах, индивидуальных предпринимателей), нарушающих режим временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, либо невыполняющих требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательство м в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.
О применении ч.8 ст.9.22 КоАП РФ
Частью 8 статьи 9.22 КоАП предусмотрено административное наказание за нарушениеабонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, введенного в отношении его режима временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения или ограничения, либо невыполнение указанным абонентом или лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты водоснабжения и (или) водоотведения абонента, требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод. Совершение такого административного правонарушения влечет наложение административного штрафа надолжностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В целях установления признаков состава вышеуказанного административного правонарушения следует применять нормы Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении », Правила холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644), Правила горячего водоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 642).
Объектом административного правонарушения являются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона правонарушения выражается:
1) в нарушение абонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, введенного в отношении его режима временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения или ограничения,
1) невыполнение абонентом или лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты водоснабжения и (или) водоотведения абонента, требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.
Порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения установлен статьей 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ.
При этом следует учитывать, что под абонентом в части 8 статьи 9.22 КоАП, понимается юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Отношения между собственниками и пользователями помещений в домах и исполнителями коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведения, по горячему водоснабжению (товариществами собственников , жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями) регулируются жилищным законодательством, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в много домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).
Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.22 КоАП, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также виновные должностные лица организаций, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Дело об административном правонарушении по части 8 статьи 9.22 КоАП может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исходя из изложенного, начальникам территориальных отделов, заместителям начальников территориальных отделов, в целях предупреждения административных правонарушений, предусмотренных частью 8 статьи 9.22 КоАП, следует информировать органы местного самоуправления, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, о необходимости предоставление сведений об абонентах (юридических лицах, индивидуальных предпринимателей), нарушающих режим временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, либо невыполняющих требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
КоАП РФ Статья 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод
Перспективы и риски судебных споров. Ситуации, связанные со ст. 9.22 КоАП РФ |
Организация или ИП (сетевая организация и др.) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка ограничения режима потребления электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения, водоотведения и т.п.
Потерпевший оспаривает прекращение производства по делу (отказ в его возбуждении) о нарушении организацией порядка ограничения режима потребления электроэнергии, тепловой энергии, газа и т.п.
Организация (ИП) - потребитель электроэнергии, тепловой энергии, газа и др. оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка ограничения (прекращения) режима их потребления
1. Нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам -
2. Невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Нарушение потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики, либо нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
5. Нарушение потребителем тепловой энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем тепловой энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, либо необеспечение потребителем тепловой энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей теплосетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения или прекращению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, к принадлежащим потребителю теплопотребляющим установкам -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
6. Невыполнение теплосетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по ограничению, прекращению, возобновлению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, требований об осуществлении таких действий, предъявленных в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих осуществлению таких действий, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
7. Нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
8. Нарушение абонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, введенного в отношении его режима временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения или ограничения, либо невыполнение указанным абонентом или лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты водоснабжения и (или) водоотведения абонента, требования об отсоединении объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предъявленного указанным абоненту или лицу в соответствии с установленным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядком временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
9. Нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Открыть полный текст документа
Ст. 9.22 КоАП РФ. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка
- Изготовление решения в полном объеме
- оглашение резолютивной части
- Арбитражный суд в составе судьи Ю.К. Белоусовой,
- при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.А. Чебуриной,
- рассмотрев в судебном заседании заявление публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
- Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1092721003605, ИНН 2721168170)
- оспаривании бездействия органа исполнительной власти, возложении обязанностей,
- третье лицо на стороне ответчика: ООО «КомСистемы» (ОГРН 1142813000296, ИНН 2806008866), МУП «Нововокиевское» (ОГРН 1122807000854, ИНН 2819000906)
- при участии в заседании:
- от заявителя – Глобина А.П., по доверенности от 01.01.2016 № ДЭК-20-15/70Д, паспорт;
- от ответчика – Пукач А.Р., по доверенности от 21.12.2015 № 21, паспорт;
- от ООО «КомСистемы» - не явились, не извещены;
- от МУП «Нововокиевское» - не явились, не извещены;
Установил:
- публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – заявитель, ПАО «ДЭК»), с учетом уточнений, принятых судов в порядке статьи 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным бездействие Дальневосточного управления Ростехнадзора, выразившееся в непринятии мер по заявлению ПАО «ДЭК» о возбуждении дел об административном правонарушении по части 1 ст. 9.22 КоАП РФ в отношении МУП «Новокиевское», ООО «Коммунальные системы», а также их руководителей, в соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ и об обязании Дальневосточное Управление Ростехнадзора рассмотреть заявления ПАО «ДЭК» о возбуждении дел об административном правонарушении по части 1 ст. 9.22 КоАП РФ в отношении МУП «Новокиевское», ООО «Коммунальные системы», а также их руководителей, и принять соответствующее решение в соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ.
- Судом рассматриваются требования заявителя в порядке главы 24 АПК РФ.
- Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме, указав, что территориальный орган исполнительной власти не принял мер в соответствии с регламентом КоАП РФ по заявлению о наличии в действиях ООО «Коммунальные системы» и МУП «Новокиевское», ограничившись простым письмом об отказе.
- Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, в обоснование своей позиции указав следующее.
- В связи с вступлением в силу ФЗ № 307 Ростехнадзором в территориальные органы было направлено письмо от 26.01.2016 № 00-97-06/53. В письме даны разъяснения о реализации предоставленных данным законом органам Ростехнадзора полномочий. В частности в письме указано, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 9.22 КоАП РФ будут являться, в том числе сведения о фактах нарушений, поступившие в органы Ростехнадзора. При этом порядок представления вышеуказанных сведений поставщиками энергоресурсов, объем документов (материалов), подтверждающих факт нарушения, а также иные требования будут определены постановлениями Правительства РФ.
- К реализации указанных полномочий органы Ростехнадзора приступят после вступления в силу соответствующих постановлений Правительства РФ, разработка проектов которых в настоящее время проводится Минэнерго России при участии Ростехнадзора и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
- Также постановлениями Правительства РФ будут внесены изменения в полномочия Ростехнадзора, в том числе по осуществлению федерального государственного энергетического надзора и составлению протоколов об административных правонарушениях. Планом мероприятий по реализации ФЗ № 307 предусмотрено завершение работы над вышеуказанными подзаконными актами во 2 квартале 2016 года.
- В судебное заседание ООО «КомСистемы», МУП «Нововокиевское» не явились, о месте и времени судебного заседания извещены. На основании ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
- Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования заявителя обоснованные и подлежат удовлетворению в связи со следующим.
- В Управление, 09.03.2016 и 10.03.2016, от ПАО «ДЭК» поступили заявления о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении ООО «КомСистемы» и МУП «Новокиевское» по ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ с прилагаемыми к ним документами, подтверждающими не выполнение требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии в связи с имеющейся задолженностью за потребленный энергоресурс в размере свыше одного периода платежа, предусмотренного договором.
- Письмом от 16.03.2016 № ОЗА-46/815 заместитель руководителя Управления Чернышёв В.А. проинформировал ПАО «ДЭК» о невозможности рассмотрения заявлений по данной норме права иных лиц до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.
- Указанная позиция органа исполнительной власти не основана на законе в связи со следующим.
- Управление является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и осуществляет деятельность в соответствии с Положением о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 № 783.
- Согласно п. 4.3 Положения Управление осуществляет федеральный государственный энергетический надзор в установленной сфере деятельности.
- Полномочия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, определены ст. 23.30 КоАП РФ.
- В соответствии с частью 1 статьи 23.30 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.
- В данном случае по результатам обращения ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» соответствующее должностное лицо Ростехнадзора обязан был принять решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дел, т.е. принять меры установленные КоАП РФ, а не ограничиться дачей ответа простым письмом.
- При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку его права бездействием органа исполнительной власти были нарушены.
- Ответчик сослался в суде на письмо Ростехнадзора, направленного в территориальные органы 26.01.2016 № 00-97-06/53, к котором даны разъяснения о реализации предоставленных данным законом органам Ростехнадзора полномочий. В частности в письме указано, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 9.22 КоАП РФ будут являться, в том числе сведения о фактах нарушений, поступившие в органы Ростехнадзора. При этом порядок представления вышеуказанных сведений поставщиками энергоресурсов, объем документов (материалов), подтверждающих факт нарушения, а также иные требования будут определены постановлениями Правительства РФ.
- Руководствуясь указаниями вышестоящего органа, письмом от 16.03.2016 № ОЗА-46/815, Управление проинформировало ПАО «ДЭК» о невозможности рассмотрения заявлений до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.
- Однако в указанном письме не содержится запретов на возбуждение дела об административном правонарушении, составлении протокола об административном правонарушении или вынесения определения об отказе в возбуждении дела.
- Частью 2 статьи 23.30 КоАП РФ перечислены должностные лица органа исполнительной власти, правомочные рассматривать дела об административных правонарушениях в области энергетического надзора.
- Из чего следует, позиция ответчика о том, что Правительством Российской Федерации не определен порядок по привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, не основана на требованиях действующего законодательства.
- Кроме того, частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
- Предусмотренный данной нормой права порядок установлен Постановлением Правительства РФ 04.05.2012 № 442.
- Следовательно, препятствий для рассмотрения заявления о событии административного правонарушения у уполномоченного органа не имелось.
- Составлять протоколы об административном правонарушении или выносить определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, вправе должностные лица, перечисленные в части 2 статьи 23.30 КоАП РФ.
- При этом, в соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом главой 23, в частности частью 2 статьи 23.30 КоАП РФ такие должностные лица федерального органа исполнительной власти, структурных подразделений, территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический контроль, перечислены.
- Следовательно, законодателем уже определен круг должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административном правонарушении, рассматривать дело, в том числе с вынесением определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
- Порядок рассмотрения сообщений о событиях административного правонарушения, порядок проведения административного производства, составление протоколов, рассмотрение дел определен КоАП РФ. Иные дополнительные подзаконные акты являются только внутренним регламентом органа исполнительной власти.
- В части 1 статьи 28.1 КоАП РФ перечислены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. К ним отнесены, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3).
- В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3части 1 цитируемой статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
- Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 статьи 30.1 КоАП РФ.
- То, что внутренним регламентом органа исполнительного власти не регламентирован определенный порядок привлечения к административной ответственности, не является основанием для не рассмотрения в порядке статьи 28.1 КоАП РФ поступившее от физического (юридического) лица заявления о правонарушении, поскольку это нарушает фундаментальные права обратившегося лица, в том числе на судебную защиту, гарантированную физическим и юридическим лицам Конституцией Российской Федерации.
- В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
- В данном случае, в порядке, предусмотренном КоАП РФ, заявление истца рассмотрено не было, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не выносилось и заявителю не направлялось, отказано в привлечении к ответственности простым письмом.
- Чем и предопределен предмет заявленных требований - бездействие органа исполнительной власти, рассматриваемый арбитражными судами в порядке главы 24 АПК РФ.
- В силу части 1 статьи 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
- В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
- На основании изложенного надлежит признать незаконным бездействие должностного лица - Заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора В.А. Чернышёва, выразившегося в непринятии мер в рамках кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по заявлению ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт».
- А также возложить на руководителя Дальневосточного Управления Ростехнадзора принять меры по рассмотрению заявления ПАО «ДЭК» о возбуждении дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении МУП «Новокиевское» и ООО «Коммунальные системы», принять соответствующее решение в соответствии с требованиями статьи 28.1 КоАП РФ.
- Заявителем по платежному поручению № 7138 от 16.05.2016 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей. На основании ст. 110 АПК РФ расходы истца на уплаты государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с Дальневосточного Управления Ростехнадзора.
- Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
- требования удовлетворить, признать незаконным бездействие должностного лица - заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора В.А. Чернышёва, выразившегося в непринятии мер в рамках кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по заявлению ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт».
- Возложить на руководителя Дальневосточного Управления Ростехнадзора принять меры по рассмотрению заявления ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» о возбуждении дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении МУП «Новокиевское» и ООО «Коммунальные системы», с принятием уполномоченным должностным лицом соответствующего решения в соответствии с требованиями статьи 28.1 КоАП РФ.
- Взыскать с Дальневосточного управления Ростехнадзора в пользу ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
- Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
- Судья Ю.К. Белоусова