14 бальная система оценки в школе. Несовершенство пятибалльной системы оценивания

«Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности»

М. Эбнер-Эшенбах


Важным этапом в самообразовании стали для меня - новая, полюбившаяся традиция Ассоциации. Урок Татьяны Адольфовны Ваховской побудил другими глазами посмотреть на проблему оценивания достижений учащихся.

Оценка достижений ученика является стратегическим звеном образования, от правильной постановки которой во многом зависит не только образовательная успешность школьника, но и жизненный успех человека. Нормативным выражением оценки предметных результатов на протяжении веков является школьная отметка.

Каждый новый министр образования Российской Федерации поднимает вопрос об изменении существующей пятибалльной системы . Но всё остаётся по-прежнему. Может быть это не случайно?

Сравнивая критерии оценивания в разные исторические эпохи Кубани, России, мира, предположу, что пятибалльная система оценивания может изначально признаваться достаточной, поскольку долгие годы использовалась многими поколениями учителей.

С течением времени учителя стали использовать четырехбалльную, и даже трехбалльную систему оценивания. Таким образом, негласно «2» выводилась из обихода: итоговые, экзаменационные, годовые отметки. Она расценивалась как подбалл предельно низкий, поскольку отметка «1» не использовалась, т.к. была сильно эмоционально-окрашенной. «1» - можно сказать, эмоционально-окрашенная «двойка». Таким образом, «1» имеет не оценивающую функцию, а воспитательную, порицательную. Другими словами, за «единицей» не стоит ничего! Чаще «1» - это показатель, что у учителя сдали нервы от нетерпимости сложившейся ситуации.

По признанию большинства учителей ближнего зарубежья имеются сложности в оценивании результатов детей при многобалльной системе, и они мысленно приравнивают имеющийся результат к 5-бальной системе, после чего в уме переводят в 10-, 20-, 50-, или 100-бальную систему (мировая практика), т.е. уходя от 5-балльной системы оценивания, педагоги мысленно ставили 5 баллов, а потом умножали на соответствующий коэффициент.

Это также, на мой взгляд, доказывает, что необходимости в большом количестве баллов нет. Даже появляются сложности: многое количество баллов очень склоняет учителя вольно, нескрупулезно взвешивать в баллах тот итог, который ему необходимо оценить.
Вот почему в итоге, по моему мнению, долгие годы уход от пятибалльной системы то замолкает, то поднимается вновь, но не уходит с повестки дня. НО система оценивания остается прежней.

Реально пятибалльная система заменена на четырехбалльную систему, а скорее трехбалльную. Но если следовать изначальным объяснениям, что за что выставлять ученикам, если следовать им в полном объеме, то мы получим более удачную и справедливую систему.
Даже используя "зачет/незачет", особенно в старших классах, учитель точно способен определить, что это у старшеклассника - знания или незнания, тем более, при наличии 5-бальной шкалы это можно делать очень точно.

Предлагаю определить критерии отметок пятибалльной системы следующим образом:


"1" – ученик не обнаруживает знания для дальнейшего осуществления образовательного процесса;

"2" - выставляется в том случае, если у ученика выявляются разрозненные знания, но невозможно дальнейшее прохождение программы (имеются серьезные пробелы, знания крайне недостаточны);

"3" - имеются отдельные знания, которые при усилиях с обеих сторон, учителя и ученика, могли бы привести к успешному прохождению программы.
Здесь хотелось бы отметить сложность выставления отметки «три» - которая имеет разную окраску: «посредственно» или «удовлетворительно». Это обстоятельство делает «тройку» многострадальной:
«3» - родная сестра «2»,
«3» - родная сестра «4».
Ни одна другая отметка не требует такого взвешенного и продуманного учителем выставления. Можно сказать, что «3» – это тревожный рубеж между неуспевающей «2» и добротной «4».

"4" – правильный ответ содержит незначительные неточности или ошибки, которые не могут в конечном итоге сказаться на результате (приведу пример: не грубая арифметическая ошибка в задаче при правильном ходе решения)

"5" – так же понятна, как и идеал, к которому мы стремимся.

Предложенная разбалловка, когда «1» является не эмоцией учителя, а измерением обученности ученика, основывается на изучении истории школьной оценки. На мой взгляд, отношение к школьной отметке - содержательная и эмоциональная - в наши дни разошлась с первоначальной позицией. И это плохо, т.к. резко сузило возможности оценки, резко огрубило весь образовательный процесс. Эти изменения дают возможность говорить о несправедливости школьной отметки.

На мой взгляд, выработка ответственного, подчеркнуто-внимательного отношения к «3» приведет к снижению необъективности этой самой массовой оценки и уменьшит разрушительную роль этого многострадального балла.

Любая система оценивания имеет свет и тень. Не существует абсолютной хорошей системы оценивания. Увеличение баллов в системе оценивания, на мой взгляд, приведет к новым неприятностям и ошибкам.

Любая система оценки требует четкого прописывания критериев, определения, с какого балла следует неуспех. А главное, чтобы учителя следовали этим критериям. Многобалльная система смягчает, но не снимает проблемы. И здесь важно победить традиционные взгляды учеников, родителей, учителей на пятибалльную систему оценивания.

Проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.

Первый уровень (низкий): 1−2 балла

Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам. Да-да, никаких нулевых знаний.

Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла

Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, т. е. на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.

Третий уровень (средний): 5−6 баллов

Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.

Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов

Ученик, который претендует на отметки достаточного уровня, легко применяет знания на практике и приводит свои примеры, схожие с теми, что даются в учебнике. На основе обобщённого алгоритма он решает и новые учебные задачи. Ещё одно требование — умение разбираться в сущности изучаемых объектов и выполнять действия с чётко обозначенными правилами.

Пятый уровень (высокий): 9−10 баллов

Претенденты на «9» и «10» применяют знания в незнакомых, нестандартных ситуациях. Причём для решения качественно новых задач. Они самостоятельно описывают, объясняют и преобразовывают объекты изучения.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Мы привыкли, что в наших школах отметки из покон веков выставлялись по 5-бальной системе. Хороша она или плоха - трудно сказать. Однако в последнее время во многих российских учебных заведениях стали практиковаться и другие системы координат, и у каждой есть свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим, с какими системами оценок может столкнуться ваш ребенок, и какие положительные и отрицательные стороны у них есть.

6 534652

Фотогалерея: Системы школьных оценок: плюсы и минусы

Солнышки, звездочки, зайчики
Плюсы . Не оказывают отрицательного, вредящего учебе психологического давления, как настоящие (в баллах) оценки. Дети постепенно привыкают к тому, что отныне все, что они делают, учитывается и оценивается.

Минусы . Очень быстро начинают восприниматься, как аналоги обычных цифровых оценок. Но так как в большей степени носят поощрительный характер, то не позволяют реально оценить уровень знаний и прогресс ученика.

5-балльная система
Плюсы . Традиционна, привычна, понятна как родителям, так и ученикам, к тому же хорошие отметки повышают самооценку учащегося.

Минусы . Не очень точно оценивает результат (отсюда тройки с плюсом и четверки с минусом). Не позволяет отметить прогресс, чем снижает мотивацию к учебе (если сделал 30 ошибок, а потом улучшил результат в 2 раза, все равно отметка - "2"). Плохие оценки могут поставить клеймо и нанести психологическую травму на всю жизнь. Зачастую оценка определяется не только знанием, но и поведением, прилежанием, значит оценивается не ученик, а человек, личность.

10-, 12-балльная система
Плюсы . Балее тонкая градация позволяет четче определить уровень знаний. Психологически комфортнее: "шестерка" звучит обнадеживающе, чем "тройка".

Минусы . Не решает основных психологических и образовательных проблем традиционной системы. Дети не учатся лучше, а родители путаются в непонятных баллах.

100-балльная система
Плюсы . Нет конфликта с ЕГЭ, также оцениваемого по 100-балльной шкале. Позволяет понять, сколько не хватает до идеала и наглядно увидеть прогресс, если учиться лучше.

Минусы . Может породить ощущение несправедливости при оценке творческих заданий. Как и другие оценочные системы, нацелена не то, чтобы все ученики выполняли задания только хорошо и отлично, что, понятное дело, в принципе нереально.

Система с присуждением мест (рейтингов)
Плюсы . Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика.

Минусы . Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.

Критериальная система (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям)
Плюсы . Иностранный язык, допустим, может оцениваться по семи критериям, математика - по четырем. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").

Минусы . При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник". Потому что чем более она дифференцирована, тем сложнее получить верхние и нижние оценки по всем критериям. А эмоции, не только положительные, но и отрицательные, - сильный стимул в учебе.

Зачет/не зачет (удовлетворительно/неудовлетворительно)
Плюсы . Не создает лишнего соперничества между учащимися, нацеливает ребят на получение результата.

Минусы . Очень тонкая грань между положительной и отрицательной оценкой. Нет мотивации к самосовершенствованию (выучить, сделать лучше, качественнее). Такой подход может перенестись и на другие сферы жизни, что ведет к снижению ее качества.

Отметки вовсе не выставляются
Плюсы . Создает психологический комфорт. Позволяет осознать: гнаться надо не за оценками, а за знаниями, и сконцентрироваться на учебе. Не испытывая оценочного невроза, некоторые дети начинают учиться заметно лучше. Не надо списывать, хитрить из страха получить плохую отметку, врать родителям и прятать дневник, если получил неудовлетворительную отметку.

Минусы . Для многих учеников меньше становится стимулов хорошо учиться. И им, и родителям сложно бывает объективно оценить, как усвоен материал.

А как выставляются оценки за границей?
Отметки были и есть в школах всего мира, причем с древнейших времен они не сильно изменились. Например, детям в Древнем Египте давали одну палочку за посредственный ответ и две - за хороший. Потом палочки стали просто чертить на ученическом пергаменте. Примерно так происходит и сейчас. Какая же система оценок сегодня в других странах? Может быть, нам есть чему у них поучиться?

Германия . 6-балльная шкала. В немецкой системе 1 балл - лучшая оценка, а 6 - худшая.

Франция . 20-балльная система. Надо заметить, что, за редким исключением, выше 17-18 баллов франзуским школярам не ставят. У французов есть даже соответствующая поговорка: отметку в 20 баллов способен заслужить лишь сам Господь, а 19 - положено учителю. Так что французским хорошистам приходится удовлетворяться только 11-15 баллами.

Италия . 30-балльная система. Наиболее дифференцированная шкала среди европейских стран. У самых лучших учеников в тетрадках - сплошные "тридцатки".

Великобритания . Словесная система. В некоторых английских школах вместо цифровой отметки в тетради или дневнике ученика можно увидеть запись типа "на уроке отвечал в основном без ошибок", "домашнее задание выполнено средне", "контрольная работа написана в целом неплохо".

США . Буквенная система (A-F). Американские школьники получают "индекс качества" от А до F. Отметка "А" выставляется в том случае, если ученик правильно выполнил более 90% задания, отчасти она соответствует привычным для нас "5" баллам.

Япония . 100-балльная шкала. Удивительно, но в Японии часто бывает ситуации, когда отметка выставляется не одному конкретному ученику за выполненное задание или решенный пример, а всему классу сразу - одна коллективная оценка.

В учебных заведениях разных стран системы оценивания знаний различаются. В России в школах, а также высших и средних учебных заведения используется пятибалльная система оценивания.

В большинстве российских школ уже не одно десятилетие практикуется пятибалльная система оценивания. Она привычна как учащимся, так и родителям, преподавателям. Однако в настоящее время все чаще возникают вопросы о реформе системы оценивания.

Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся с помощью таких оценок, как: 5 – отлично – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок, 4 – хорошо – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности, 3- удовлетворительно – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки, 2 – неудовлетворительно – свидетельствует о плохом понимании материала и 1. На практике такую оценку, как 1 практически не используют, поэтому и конкретного определения для нее нет. Теоретически оценка 1 свидетельствует об отсутствии представления о материале.

Также особенностью такой системы является то, что в качестве итоговой оценки не может быть выставлена 1 или 2. Часто вместо того, чтобы выставить ученику неудовлетворительную оценку, преподаватель предлагает сразу ее исправить. Также часто к цифрам добавляются плюсы или минусы. Они также используются только для промежуточных оценок.

Критериями оценивания являются уровень знаний учащегося, а также сравнение с шаблоном выполнения определенных заданий. Число выполненных заданий, развернутость ответа, предмет также влияют на определение конечной оценки. Для письменных и устных ответов также существуют отдельные критерии выбора. Нередко личные эмоции преподавателя влияют на оценку.

Плюсы пятибалльной системы оценивания

  • Пятибалльная система оценивания привычна и знакома многим . Поэтому у родителей и учеников не возникает вопросов о критериях оценивания. Это является основным преимуществом данной системы.
  • Также преимуществом является достаточная простота критериев оценки . В отличии от других способов оценивания, которые используют большее количество оценок, пятибалльная шкала включает не так много критериев, по которым определяется глубина понимания материала. Это занимает меньше времени на ответ ученика, а также на проверку работы преподавателем.
  • Для того, чтобы определить верную оценку при десятибалльной системе оценивания, преподавателю необходимо задавать ученику множество дополнительных вопросов. При этом пятибалльная система предлагает конкретный уровень знаний для каждой оценки.
  • Наличие большого числа оценок размывает грани между ними. Так, например, в пятибалльной системе оценивания существует большая разница между 5 и 3. Если взять десятибалльную систему оценивания, то разницу между 5 и 7, например, сложно выявить не только ученику, но и преподавателю.

Недостатки пятибалльной системы

  • В настоящее время возникает все больше споров о необходимости реформирования системы оценивания. Многие учебные заведения, прежде всего частные школы, переходят на другие системы оценки знаний.
  • В качестве основных недостатков называется неиспользование на практике таких оценок, как 2 и Такие оценки говорят о плохом усвоении материала, или же вообще отсутствии знаний по некоторым темам. Поэтому в качестве итоговой оценки не могут быть использованы.
  • Использование такие оценок, как 5-, 3+ снижают точность результата. Такие оценки также не используются в качестве итоговых, однако как промежуточные выставляются часто. Шкала оценок с большим диапазоном оценок позволяет конкретнее и объективнее оценивать знания.
  • Большим недостатком пятибалльной шкалы является отличие от многих современных способов оценки знаний. Самый яркий пример – Единый Государственный Экзамен. Он является обязательным для выпускников каждой школы, от его результатов зависит дальнейшее обучение ребенка. При этом шкала оценивания на ЕГЭ является 100-балльной . Поэтому у учеников и родителей нередко возникают проблемы с анализом результатов экзамена, так как для них привычна пятибалльная шкала.
  • Недостатком всех балльных систем оценки многие специалисты называют отсутствие оценки прогресса ученика . Баллы выставляются только для конкретной работы, используются строгие критерии. При этом предыдущий уровень знаний ученика не учитывается. Это не позволяет преподавателю оценить прогресс ученика. Он вынужден оценивать только конкретную работу, учитывая при этом единые критерии. Также при выставлении оценки нередко помимо знаний оценивается поведение ученика, его отношения с преподавателем. Поэтому оценка не дает точной характеристики глубины знаний ученика.

Система образования с каждым годом претерпевает многие изменений. Поэтому пятибалльная система оценки знаний становится все менее актуальной. Не один год специалисты спорят о необходимости ее реформирования.

Большинство зарубежных стран используют другие системы оценки, которые также имеют свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день остро стоит вопрос отмены вообще какой-либо балльной системы, так как оценки нередко становятся поводом для сильных стрессов учеников. При этом оценки не могут дать точной характеристики уровня знаний ребенка, а также не учитывают его прогресс.

Десятка в дневнике. Школу перейдут на более дробную оценку знаний

Подруга пожаловалась: "В дневнике у сына четыре и пять, а учителя ругают его за лень и плохие знания. Стала разбираться — оказалось, у них в школе эксперимент, теперь вместо пятерки ребенку десятку ставят!" Да уж, родителям, привыкшим к пятибалльной системе оценки знаний, не позавидуешь: мало того, что ЕГЭ оценивается по 100-балльной шкале, так еще осенью прошлого года министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил об эксперименте по более дробной оценке успеваемости в российских школах. Правда, окончательный переход на нее ожидается не раньше, чем через четыре-шесть лет.

— Конечно, она (более дифференцированная шкала) нужна. Хотя бы потому, что ребят надо приучать к тому, что на выходе у них будет на ЕГЭ 100-бальная шкала. Их нужно подготовить к более дифференцированной оценке своих знаний, — сказал министр. — Но никаких революций в этом вопросе быть не может. И ребята должны признать новую шкалу оценок, и родители, и учителя должны для себя точно оценить, что за что ставится.

Поэтому министр ждет предложений от экспертов. Пока что они считают наиболее оптимальной 10-балльную шкалу.

Вообще-то дискуссия о достоинствах и недостатках привычной для нас 5-балльной шкалы успеваемости ведется уже лет десять, если не больше. Но дебаты шли ни шатко ни валко, пока в канун Дня учителя в прошлом году президент РФ Д.А.Медведев не поддержал идею введения более дробной системы оценки знаний в школе. Произошло это во время финала конкурса "Учитель года". Тогда педагог из Ногинска пожаловался, что системы оценок в аттестате и свидетельстве ЕГЭ очень разнятся. В общем, президент решил, что "нужно подумать о более дробной оценке знаний в школе", и чиновники взяли под козырек.

Почему пятерки мало?

Так чем же не угодили нашим учителям привычные "тройки", "четверки" и "пятерки"? Ведь пятибалльная шкала существует в России уже почти 170 лет, и вроде бы всех всегда это устраивало. Правда, до 1917 года учителя оценивали знания школяров еще и словесно: "1" соответствовало определению "слабые успехи", "2" — "посредственные", "3" — "достаточные", "4" — "хорошие", "5" — "отличные". В 1918 году баллы отменили, оценки заменили характеристиками, в которых учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественная активность ученика в школе и за ее стенами. Но в 1939 году словесные оценки вернулись, правда, теперь учителя ставили "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично". В 1944 году к ним добавили привычные пятерки и тройки.

Увы, сейчас выяснилось, что существующая пятибалльная система фактически превратилась в трехбалльную . В самом деле — какой учитель поставит нерадивому ученику в четверти "1"? "Двойку", правда, встретить можно, но отнюдь не как итоговую (годовую), а как промежуточную оценку. Да и, честно говоря, внятно объяснить, чем единица отличается от двойки, по-моему, еще никто не смог.

В результате учитель говорит: "чуть-чуть не дотянул до четверки" и ставит "твердую тройку". Ту же самую тройку, только "слабую" он поставит и другому ученику. В дневниках же будут красоваться одинаковые оценки — поди разбери, кто прилежнее, у кого знаний больше. И опять-таки за отличные знания пятерку получит и одаренный школьник — победитель олимпиады, и тот, кто просто выучил урок. При десятибалльной шкале победитель городской олимпиады получит 10, а усердный зубрила — 8. Вот учителя и говорят, что нынешняя система не стимулирует ученика и не позволяет учителю точно и объективно оценивать знания школяров.

"Учитель имеет больше возможностей объективно оценить знания, родителям нравится, что детям не ставят двоек и единиц, у учеников больше стимулов хорошо учиться — заметнее достижения. Сегодня ты получил четыре балла, завтра — пять, послезавтра — шесть. Для сильных детей такая отметка является более объективной, а слабых мотивирует к дальнейшему совершенствованию. Так, ученик получил "семерку" и понимает, что до "восьмерки" ему всего ничего. А так бы ему поставили "четверку". А до "пятерки" еще тянуться и тянуться", — считают педагоги.

— То, что диапазон оценок станет шире, — лучше для школы . Не поставишь ведь ученику пять с минусом или четыре с двумя плюсами в журнал или аттестат. Пятерки тоже разные. У одного — натянутые, у другого — честные. Пять с минусом превращается в пятерку, четыре с минусом — в четверку. Но разница-то между этими оценками, согласитесь, есть, — говорит педагог Людмила Тимчишина из Московской области.

Кроме того, 10-балльную систему проще соотнести со шкалой ЕГЭ. Получил 80 баллов — все равно что в школе 8. Значит, результат отличный. Получил 50 — это 5 баллов, то есть тройка. И никому не придет в голову доказывать, что, набрав 50 баллов, он успешно сдал ЕГЭ. Правда, существует опасность, что в новой системе оценки знаний десятки практически никто получать не будет. Ведь эту оценку можно получить только за выдающиеся знаний, выходящие за рамки школьной программы.

Первопроходцы

В России есть опыт оценивания по 10, 12 и даже 100-бальной шкале. Но в аттестате у всех учеников экспериментальных школ стоят привычные "пятерки" и "четверки". Например, в школе Шалвы Амонашвили с 1966 года идет эксперимент по безоценочному обучению. По такой же схеме работают несколько школ Магнитогорска — там учителя ограничиваются "зачетами" и "незачетами". В московской школе 1804 действует 12-балльная система оценки ("восьмерка" — уже неплохая оценка). В отдельных школах Алтайского края используется 100-балльная система (меньше 50 баллов — "неудовлетворительно", 50-70 баллов — "удовлетворительно", 70-90 баллов — "хорошо", 90-100 баллов — "отлично").

Скажем, в гимназии в московском районе Марьино такой эксперимент длится уже одиннадцатый год . 10 баллов по русскому языку здесь ставят тому, кто не только демонстрирует отличные знания, но и выходит на исследовательский уровень в творческой работе, "читает артистично, пишет без единой ошибки, чисто и аккуратно". Десятку по физике получает ученик, если его познания шире рамок школьной программы. Но из-за этого никто особо не огорчается. В аттестат все равно пойдет пятерка, и не важно, сколько у тебя баллов — 8, 9 или 10.

10-балльная шкала оценки знаний с 2004 года используется и в Пролетарской средней школе Серпуховского района. Начиналось все с 5"б". В 2004 году такая система оценок была введена в нем по всем предметам. Родители начинание с энтузиазмом поддержали. Уже к концу первого года обучения в пятом классе отмечалось повышение мотивации учения, снижение тревожности и, как следствие, рост успеваемости и качества знаний. С 2005 года к эксперименту по внедрению десятибалльной шкалы подключилась начальная школа. Сейчас по десятибалльной системе занимается 14 классов школы, что составляет 74% учащихся. Учителя школы говорят, что десятибалльная система даёт возможность ученику в течение четверти спрогнозировать свою четвертную оценку и при желании повысить ее.

Но при этом критерии оценки расписаны довольно подробно . Это практически исключает ошибки учителей. Правда, по итогам учебных четвертей и года оценка переводится в пятибалльную.

В московской школе 1071 уже шестой учебный год подряд в дневниках учеников красуется "десятичная система". Неизменной осталась только "единица". "Двойка" в этой системе означает три с минусом, три — обычную "тройку", а четыре — три с плюсом. А вместо "пятерки с минусом" детям ставят восемь. Вместо обычной "пятерки" девять. Если ученик очень постарался десять. В школе уверены: дети достойны вариативного подхода к оценке знаний.

Кстати, за четверть дети тоже получают "девятки" и "десятки". Традиционная шкала фигурирует только при выдаче аттестата. Если ученик переходит в другую школу, в ведомость вклеивается листок с традиционными отметками.

Кто против?

Из-за того, что в конце концов "девятки" и "десятки" приходится переводить в традиционную шкалу оценок, в некоторых школах эксперимент не прижился. К таковым относится московская школа 1968. Пять лет назад здесь тоже пробовали ввести 10-балльную шкалу оценок. Но в дневники детям ставили "десятки" и "девятки", а в конце четверти и года приходилось переводить эти оценки в пятибалльный "формат", что весьма озадачивало учителей. Скажем, у ребенка выходила "восьмерка" пять с минусом, а по традиционной шкале ему приходилось ставить "четверку". В итоге пришлось вернуться к традиционной системе.

В Интернете тоже полно вопросов от недоумевающих родителей. Понять что к чему, им не так-то просто. Не зря моя подруга очень долго не могла разобраться в претензиях учителей к ее сыну.

Точку зрения родителей разделяет и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

Мамы и папы не будут понимать, какую оценку получил их ребенок. Ведь они привыкли к традиционной шкале. Дети не смогут отстоять свою оценку. Ведь нет традиционных критериев, за что ставится "семерка", а за что "восьмерка". Кроме того, нужно будет переучивать 3,5 млн. учителей. И если в Москве и Санкт-Петербурге педагоги более продвинутые, то в глубинке учителя в лучшем случае будут умножать оценки на два. Возникнет эффект отсутствия нечетных чисел.
Не понимает он и того, как 10-балльная шкала поможет ученикам адаптироваться к ЕГЭ:

Если такой перевод связан с госэкзаменом, почему тогда не перевести на 100-балльную систему? Нашу систему образования нельзя подвергать структурным изменениям. Это только будет отвлекать всех от проблемы качества образования.

Сторонники 5-балльной системы главными ее преимуществами считают "мягкость" и привычный вид оценок. А чтобы учителя могли точнее оценить знания, предлагают вместо "четыре с плюсом" ставить "4,5" или "4,8". Вариантом 5-балльной шкалы можно считать и 10-балльную, которая "округляет" плюсы и минусы до целого балла.

А как уних?

Впрочем, у новшества не так мало сторонников. Раз уж президент заикнулся о 10 баллах, можно быть уверенным: эксперимент не только начнется, но и продолжится, и станет обязательным. Вспомните историю ЕГЭ — и сразу все поймете.

Имея в своем распоряжении вместо прежних пяти — десять баллов, школьный учитель теперь сможет фиксировать полуоценки, которые он и так на практике всегда выставлял. Но до эксперимента "пять с минусом", "четыре с плюсом" или спасительная "троечка" с огромным минусом легко тянули на субъективный и необъективный подход к ребенку, за который настойчивые и юридически подкованные родители могли попортить учителю немало крови и нервов. Располагая десятью баллами, можно значительно точнее учесть как достоинства, так и недостатки и устного ответа, и письменного задания. И, например, в группе "отличников" различать тех, кто выполняет минимум с оценкой "8", от тех, кто поталантливей — с оценкой "9". Ну и, наконец, просто вундеркиндам можно смело ставить "10". У "хорошистов" теперь будет две оценки — "6" и "7", у "троечников" "5" и "4". Все, что ниже — неуд.

Энтузиазма сторонникам нововведения добавляет и то обстоятельство, что пятибалльную систему использует все меньше стран, в том числе и на постсоветском пространстве. Скажем, на Украине решением Верховной рады введена 12-балльная система оценки знаний — отличником считается школьник, который учится на "10", "11" и "12". А в Беларуси школы на десятибалльную систему перешли аж с 1 сентября 2002 года. 10-балльная система используется и в Молдавии, и в Латвии. Во Франции отличники получают по 14-16 баллов из 20 возможных, в США -91-99 баллов из максимальных 100. В Анголе школьник может получить от 0 до 20 баллов, а в Мозамбике — от 1 до 20. Но что в Мозамбике, что в Анголе хорошие оценки начинаются с "девятки".



Поделиться