Европейский суд по правам человека: обзорная информация. Россия получила право не признавать решения еспч Европейский суд по правам человека какая инстанция

Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд , Страсбургский суд, ЕСПЧ) - это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

основа существования и деятельности ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу - 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

V. Cостав Европейского суда по правам человека

Судьи и Секретариат ЕСПЧ

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств - участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган - Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

VI. Полномочия Европейского суда по правам человека

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека

Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов

VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека

Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.

С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).

Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.

Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.

После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ

Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.

Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:

IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека

ЕСПЧ: статистика в 2016 году

За 2016 год

Для сравнения

за 2015 тот же период

+/-
Очередь жалоб*: 74,250 64,850 на 01.01.2016 +14%
Жалобы против России* 8,000 9 150 на 01.01.16 -11%
Рассмотрено жалоб 31,676 37,701 -16%
Поступило новых жалоб* 41,250 34,300 +20%
Коммуницированно 8,425 11,154 -24%
Жалобы ожидающие регистрации 12,500 10,000 на 01.01.16 25%
В регистрации отказано 17,400 27,450 -37%
* только те жалобы, которые надлежащим образом оформлены и подлежат рассмотрению Судом (остальные рассматриваются Секретариатом)

Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы

Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.

С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:

  • постановлений: 19001;
  • мотивированных решений: 22 483;
  • консультативных заключения: 3.

Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309),

Статистика ЕСПЧ в картинках

Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ

X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз

В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.

Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ("Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции"), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.

Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:

  • дать возможность гражданам и организациям обжаловать действия органов Европейского Союза;
  • сбалансировать практику Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза, которые находится в Люксембурге.

XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX
FRANCE

В 1953 году в мировой судебной практике появился новый орган, который впоследствии стал Европейским судом. Его юрисдикция базировалась на Европейской Конвенции по правам человека. Она провозгласила основные права и свободы человека. Каким был Европейский суд по правам человека раньше, и каким стал сегодня, рассмотрим в статье.

История возникновения

Изначально Конвенция находилась под защитой трёх органов, в который входили Комитет министров, Комиссия суда и сам Европейский суд по правам человека и Секретариат, как вспомогательный орган.

Конвенцию подписали 47 стран-участниц, и поэтому главной задачей вышеназванных органов было следить за тем, как соблюдаются её нормы. Эта задача решается путём рассматривания и разрешения жалоб, которые могут подавать:

  • физические лица;
  • группа лиц;
  • неправительственные организации;
  • страны-участницы.

Изначально жалобы рассматривались Комиссией, и при положительном решении дело передавалось в Европейский суд по правам человека, где принималось окончательное решение. При отрицательном исходе рассматриванием дела занимался Комитет Министров.

В 1994 году система изменилась, и жалобы с положительным исходом самостоятельно передавались заявителями в суд.

В 1998 году изменилась и структура - и Комиссия были объединены в один орган.

Юрисдикция

Несмотря на то, что Конвенцию подписали 47 стран, Европейский суд по делам человека не является для них высшей судебной инстанцией. Поэтому он:

  • не отменяет судебное решение, которое уже принял национальный суд или другой орган госвласти страны-участницы;
  • не даёт указания законодательным органам;
  • не осуществляет контроль за национальным законодательством и органами, их контролирующими;
  • не даёт распоряжение о мерах с юридическими последствиями.

Европейский суд согласно своим компетенциям:

  • рассматривает жалобу на наличие факта нарушения права;
  • присуждает проигравшую сторону возместить выигравшей стороне, в форме денежной компенсации, материальный ущерб, моральный вред и расходы на судебный процесс.

Многолетняя практика суда не знает случаев неисполнения принятых им решений. Отчасти это объясняется тем, что невыполнение может привести к приостановлению членства и исключению из Европейского Совета. Исполнение решений суда контролирует Комитет Министров.

Что входит в компетенцию Европейского суда?

Так как юрисдикция Европейского суда базируется на Конвенции, то и компетенции исходят от неё. Итак, она может:

  • толковать Конвенцию, и ранее вынесенные постановления по запросу Комитета Министров, и давать консультативные заключения, не связанные с рассматриванием дел;
  • рассматривать, как индивидуальные, так и коллективные межгосударственные жалобы, направленные против стран Евросоюза и Совета Европы;
  • признавать факт нарушения права заявителя и присудить ей, в случае выигрыша, компенсацию;
  • установить факт нарушения права в стране, как массовое явление и обязать ее устранить недостаток.

Структура и состав

В судейский состав входит 47 человек - по составу стран, подписавших документ. Каждый судья избирается на 9 лет и не может быть переизбран.

Избрание судьи - функция Парламентской ассамблеи, которая выбирает одного из трёх кандидатов из списка, представленного страной-участницей.

Штат Секретариата включает 679 человек, среди работников 62 - граждане России. Наравне с административным и техническим персоналом работает также штат юристов и переводчиков.

История России в Европейском суде.

Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году 5 мая. До этой даты и по настоящее время правами человека в РФ занимался Конституционный Суд. Европейский суд имеет ряд отличий от него. Каких?

Европейский суд действует согласно Конвенции, а Конституционный согласно Конституции РФ.

Суды имею различные органы регулирования - Европейский суд межнациональный, а Конституционный - национальный.

Согласно Конституционному суду, призаные неконституционными акты, или их отдельные положения, должны быть изменены, согласно федеральному закону. Европейский суд, напротив, не может изменить решения, принятые национальным судом, это не соответствует Конвенции.

Но, несмотря на различия, ни один из этих судов не стоит выше над другим.

Первым судьей от России стал Анатолий Ковлер (1998-2012). Его заменил Дмитрий Дедов, который является судьёй по настоящее время.

По статистическим данным, Россия занимает первое место по количеству жалоб, переданных в Европейский суд.

Из рассмотренных до 2010 года 862 российских дел в 815 были обнаружены нарушения. Суд предписал принять меры общего характера, что привело к изменениям в уголовно-исполнительной структуре. В настоящее время реформированию подлежат некоторые аспекты судопроизводства.

Но это не значит, что РФ передал Европейскому суду часть суверенитета. Поэтому Россия не исполнит решения, идущие вразрез с её Конституцией.

Условия подачи жалоб

Жалоба, поданная в Европейский суд, должна соответствовать следующим условиям:

  • ее предметом могут быть только права и свободы, которые указаны в Конвенции и ее Протоколах;
  • истцами могут быть физлица, группа лиц, ;
  • в заявлении истец должен указать статьи Конвенции, согласно которым нарушены его права и свободы и свои личные данные: ФИО, дату рождения, место жительства и род занятий;
  • жалоба будет рассмотрена, если она направлена против страны, которая ратифицировала Конвенцию и Протоколы, и события, описываемые в заявлении, произошли после ратификации;
  • ответчиком не может быть частное лицо или организация;
  • срок подачи жалобы не должен превышать 6 месяцев после рассмотрения компетентным органом;
  • указанный срок прерывается при поступлении после первого письменного обращения или заполненного формуляра со стороны заявителя;
  • жалоба считается приемлемой, если заявителем исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Дело Европейского суда рассматривается от 3 до 5 лет.

Куда направить жалобу?

Если заявление соответствует всем указанным требованиям, то его следует оформить в формуляре. Его можно скачать вместе с Инструкцией по заполнению c echr.coe.int.

Формуляр нужно распечатать, заполнить и отправить в Европейский Суд по правам по нижеуказанному адресу.

В документе должна быть следующая информация:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство и адрес истца;
  • наименование Стороны или Сторон, против которых подается жалоба;
  • лаконичное и ясное изложение фактов, предполагаемых нарушений или нарушения пунктов Конвенции и их аргументирование, а также заявление о соблюдении условий приемлемости.

Если есть представитель, то в формуляре нужно указать:

  • его Ф.И.О., адрес, номер телефона, факс и электронный адрес;
  • дату и подпись заявителя.

Правильно оформленная жалоба отправляется по нижеуказанному адресу.

Каким бы ни было решение Суда, заявитель будет уведомлен о его решении письмом.

Для граждан тех стран, которые ратифицировали Конвенцию по защите прав и свобод, есть возможность обжалования решения в Европейском суде. Данный институт не является одной из ступеней российского законодательства, в связи с этим процесс подачи жалобы имеет отличия от стандартной процедуры.

Критерии приемлемости обращения в ЕСПЧ

Подать жалобу в ЕСПЧ можно при несогласии с решением национального судебного органа по гражданскому делу. В целом, организация рассматривает все виды дел:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не каждый процесс будет рассмотрен в Страсбурге, претензии должны соответствовать следующим критериям:

  1. Жалоба должна быть направлена против страны, которая ратифицировала международную Конвенцию.
  2. Одна или несколько прав человека были нарушены или блокированы со стороны органов власти.
  3. Долгий судопроизводственный процесс или плохое содержание в местах лишения свободы также являются условиями для рассмотрения заявки.

Основанием для подачи жалобы в Европейский суд по правам является нарушение статей Конвенции. В связи с этим, прежде, чем формировать заявку, важно определить, подходит ли она под перечень рассматриваемых организацией вопросов.

Рассмотрим основные положения международного сообщения:

  1. Право на жизнь, а также личную независимость.
  2. Запрет на рабство и истязания.
  3. Справедливость и открытость при рассмотрении дел в суде.
  4. Свобода религии, моральных убеждений, получении образования.
  5. Право обращения в вышестоящие судебные инстанции и , в случае ошибок и нарушений со стороны органов власти.
  6. Невозможность быть осужденным повторно за одно преступление.

Таким образом, подача жалобы актуальна в том случае, когда были нарушены права человека и гражданина государственными органами власти.

Пакет документов

Согласно правилам Страсбургского суда, заявление может быть подано на всех официальных языках стран Европы, в том числе и на русском. Пакет документов по уголовному делу также не требуется переводить и заверять нотариально.

К основному перечню документации относится:

  • актуальный формуляр;
  • приложения, отражающие суть и решения местных органов власти всех инстанций;
  • если обращение поступает от группы лиц, то прилагается бланк с личными данными потерпевших.

Важно! Если секретариат запрашивает дополнительные документы, то заявитель обязан отправить их в течение шести месяцев после получения запроса. В случае отказа или несвоевременной отправки бумаг дело будет закрыто на основании недостаточности фактов.

Как подать самостоятельно

  1. Подача документов и заявления осуществляется по на адрес Страсбургского суда , представленный на официальном сайте организации. В связи с тем, что важно наличие живой подписи со стороны заявителя, по электронной почте и факсу жалоба не принимается на рассмотрение .
  2. После составления заявления происходит формирование пакета документов . Если в формуляре присутствуют ошибки или не достаточно подтверждающих , то об этом в письменной форме сообщит секретариат суда и предоставит время на доработку материалов. Сама подача заявления бесплатна, а вот стоимость услуг юриста и отправки определяется индивидуально.
  3. Рекомендуется отправлять копии документов . Дело в том, что если в жалобе будет отказано по причине несоответствия предоставляемых материалов стандартам, то обратно их не отправят. При составлении повторной правильной формы снова потребуется полный пакет документации.

Как написать жалобу в Европейский суд по правам человека

Когда ситуация подходит под рассмотрение Страсбургским судом, важно грамотно и четко составить само заявление. К базовым аспектам, указываемым в документе, относятся:

  1. Персональные данные заявителя, а также адрес места пребывания.
  2. Кратко сформулированная просьба.
  3. Суть попрания прав в данной ситуации.
  4. Описание действий, предпринятых для защиты прав в рамках страны.
  5. Список всех судебных решений и предписаний, с приложением их копий.
  6. Формулировка претензий, в том числе и финансовых, связанных с затратами на судопроизводство.
  7. Просьба с отправкой формуляра в случае положительного решения ЕСПЧ.

Почтовый адрес ЕСПЧ:

European Court of Human Rights Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE

Перечислим некоторые особенности:

  1. Сам документ должен быть напечатан, иметь нумерацию страниц. Скреплять бумаги не требуется.
  2. Отправить прошение нужно по адресу, который можно найти на официальном сайте.
  3. В ответ будет получено оповещение, в котором делу присвоится временный номер.
  4. Секретариат может запросить досыл дополнительных документов. При их отправке надо указывать присвоенный номер жалобы.

Как правильно заполнить формуляр

Заполнение формуляра допустимо на трех языках: национальном (для россиян – русском), а также на английском и французском, как официальных языках в международных отношениях.

Актуальный образец формуляра отправляет секретариат, большинство попыток писать напрямую в инстанцию, как правило, приводят к отказу:

  1. Во-первых, могут быть ошибки в оформлении.
  2. Во-вторых, сам бланк может иметь устаревшую форму. Составить документ самому на основе данных в интернете проблематично, так как они противоречивы и могут носить неактуальный характер.
  • лаконичность и простота выражения;
  • не стоит отклоняться от образца формуляра, но если это требует индивидуальный характер обращения, то это допустимо;
  • использование шрифта Calibri, 11 кегль ;
  • сокращения и не принятые в международном использовании аббревиатуры не рекомендованы;
  • опираться только на факты и проверяемую информацию по делу.

Текст должен быть структурирован и разделен на абзацы. Сложно составленное заявление может быть отклонено без уточнения причин .

Если происходят изменения в обстоятельствах дела , то заявитель обязан сообщить об этом в письменной форме. Письмо должно содержать сами обстоятельства и то, какое они могут оказать влияние на дальнейший исход процесса.

Пример формуляра ЕСПЧ:

Правила, условия и сроки подачи

Процедура подачи жалобы строго регламентирована. В первую очередь человеку требуется пройти все инстанции в России , если решение суда осталось неизменным, то предоставляется полгода на подачу заявления в Страсбург. В ряде дел не обязательно рассмотрение в .

Подача в ЕСПЧ предусмотрена при следующих условиях:

  • гражданские дела – после отклонения в четвертой инстанции;
  • уголовные дела – после ;
  • после .

Срок на подачу заявления ограничен шестью месяцами . Спустя полгода после принятия решения национальным органов международная организация жалобу не примет.

Как проверить статус жалобы

Проверить статус рассмотрения жалобы на официальном сайте ЕСПЧ стало возможным только с 2016 года. С целью сохранения конфиденциальности это можно сделать только по присвоенному досье номеру. То есть стороннее лицо, используя только персональные данные заявителя, почерпнуть информацию не сможет. Важно сохранить письмо, полученное от секретариата, для возможности досыла документов и проверки статуса жалобы.

Информация по заявлению будет доступна при трех условиях:

  • заявление принято к рассмотрению;
  • оно не носит характер;
  • решение по нему пока не принято.

Обратите внимание! Обновление информации может идти с задержкой в несколько дней. Оповещение о том, что документы приняты к рассмотрению может не придти, в связи с этим стоит отслеживать его на сайте.

Порядок рассмотрения

  1. Первое обращение рассматривает секретариат Страсбургского суда. При положительном решении об этом отправляется уведомление, как заявителю, так и в государственную структуру, против которой выдвинута жалоба.
  2. В большинстве случаев личное присутствие в суде не требуется, основные вопросы решаются в письменной форме, путем оповещения о принятых решениях.
  3. В зависимости от сложности дела секретариат может назначить либо одного , либо нескольких. Максимальное количество судей представлено в Большой палате – семнадцать человек.
  4. Процесс рассмотрения заявки занимает несколько месяцев, максимально может продлиться до одного года. Вся переписка будет идти на официальных языках Страсбурга. Ко всему процессу рекомендуется привлечь юриста со знанием английского или французского языка.

Само дело может рассматриваться от нескольких лет до пяти, в целом все индивидуально и зависит от сложности и неоднозначности дела. Посмотреть результаты дел можно на официальном сайте организации.

Причины отклонения

Документ не может быть составлен в свободной форме, любое нарушение в структуре приводит к отказу в рассмотрении. К другим типичным ситуациям, при которых ЕСПЧ отклонит заявление, относятся:

  • жалоба от анонимного лица;
  • повторная подача без наличия новых условий и ;
  • уже рассматривается другим международным органом;
  • отсутствуют доказуемые факты дела;
  • содержит заведомо ложную информацию.

Правовая база

Регулирование осуществляется на основании ряда нормативных актов. При подаче заявления и анализа результатов рассмотрения стоит опираться на:

  1. , принятую в 1950 году, а также учитывать все внесенные в нее поправки за последние десятилетия.
  2. , принятый в 1998 году.
  3. Инструкция по практическим действиям, утвержденная в 2017 году.
  4. Особые протоколы, к числу которых относятся: первый, четвертый, шестой, седьмой, двенадцатый и тринадцатый.

Жалоба в Европейский суд по правам человека – одна из крайних мер, к которой может обратиться гражданин с целью защиты. Не смотря на сложность и многоступенчатость процесса, данная инстанция дает реальную возможность восстановить нарушенные права. Подойти к процессу оформления и сбора документов важно максимально тщательно, дабы не допустить ошибок.

Полезное видео по теме

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .


Европейский суд по правам человека- международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Дата основания 1959 (первоначально), 1998 (постоянный)

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых - по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя - в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или её протоколов

"Подавляющая часть решений, которые выносит ЕСПЧ, объективно констатирует проблемы законодательства и правоприменения. Это серьезные вещи, носящий затяжной характер", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения.

3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Европейский суд, начавший свою деятельность в 1959 году, призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством - членом совета Европы со стороны другого государства-члена.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось комитетом министров.

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

К производству принимаются

Индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,

Жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.

Состав ЕСПЧ:

Председатель - Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.



Поделиться