Законопроект о противодействии терроризму. Законом рф «о противодействии терроризму» определены. Президент Российской Федерации

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Судебная практика и законодательство - 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности

мониторинг средств массовой информации на соответствие требованиям статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности";

лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, лицензионный контроль, долицензионные проверки соискателей лицензий;


5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.


Законодательство РФ о противодействии терроризму (2017)

«О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016 ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Закон направлен на конкретизацию правового регулирования деятельности по борьбе с терроризмом, а также на закрепление основных направлений функционирования в сфере предотвращения террористических актов и противодействия терроризму. В связи с этим по-новому определены основные принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму и его предупреждения.

«О безопасности»: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015)

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

Расширяются функции Президента РФ в соответствующей сфере. В частности, он определяет основные направления государственной политики в указанной области. Правительство РФ только участвует в этом. Президент РФ утверждает стратегию национальной безопасности. Он не только возглавляет, но и формирует Совет безопасности РФ. Глава страны принимает меры, чтобы защитить граждан от противоправных посягательств, противодействовать терроризму и экстремизму.

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016 ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2017)

Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

«О мерах по противодействию терроризму»: Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (с изменениями на 29.07.2017) (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)

Создается орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту РФ – Национальный антитеррористический комитет.

Утверждено Положение, определяющее задачи, полномочия и порядок организации деятельности Комитета. Согласно утвержденному составу Комитета, его председателем является Директор ФСБ России.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в субъектах РФ образовываются антитеррористические комиссии.

Для организации планирования применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образуется Федеральный оперативный штаб, а субъектах РФ – оперативные штабы.

Решения Федерального оперативного штаба и оперативных штабов имеют обязательную силу.

Увеличена штатная численность центральных аппаратов Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы охраны РФ.

«О Федеральной службе безопасности»: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (с изменениями на 18.06.2017 )

Федеральный закон определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

«Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ

8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

«Концепция общественной безопасности в Российской Федерации»: (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685)

Безопасности со специальными службами, правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, терроризмом, экстремизмом, а также в области противодействия коррупции и транснациональной организованной преступности, включая обмен оперативной и технической информацией, специальными техническими и иными средствами;

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683

Качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной...

Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями на 18.07.2017 )

Статья 205.Террористический акт

Кодекс является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории России. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – наказываются лишением свободы.

Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом помогло предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. В приоритетах уголовно-правовой охраны: на первом месте преступления против личности. Далее идут преступления в сфере экономики, против общественных безопасности и порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

«О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изменениями на 29.07.2017) (редакция, действующая с 11.08.2017)

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017)

Доля проведенных контрольных мероприятий в сфере противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма и пропаганды насилия в общем количестве запланированных мероприятий

«Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»: Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 (вместе с Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)) (с изменениями на 04.08.2017 )

Определено, как разрабатываются требования к антитеррористической защищенности объектов.

Требования составляют федеральные органы исполнительной власти и госкорпорация «Росатом» по согласованию с ФСБ России и МВД России в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере деятельности, предполагающей их использование. В отношении иных мест массового пребывания людей и объектов, подлежащих обязательной охране полицией, – МВД России по согласованию с ФСБ России.

В требованиях должны содержаться меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленного режима; на пресечение попыток совершить террористический акт и др. Можно предусмотреть дополнительные меры.

Помимо этого, формируется паспорт безопасности. Перечислены сведения, которые нужно в нем отразить. Определяются лица, которые составляют паспорт, утверждают его. Устанавливается процедура актуализации паспорта.

«О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016)

О борьбе с захватом заложников, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и др.

«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 03.11.2016)

Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 предусмотрено, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности.

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма»: Приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2017 № 87

«О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»)

в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму;

«Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640

Терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.

«О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму»: Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 (ред. от 07.12.2016) (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)

Челябинская область

«О Правительстве Челябинской области»: Закон Челябинской области от 17.12.2001 № 57-ЗО (с изменениями на 28.04.2017)

Статья 22. Полномочия Правительства области в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, коррупцией, противодействия терроризму и экстремизму

Высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области является Правительство Челябинской области.

Правительство области:

участвует в реализации единой государственной политики в сфере обеспечения законности, безопасности личности, общества и государства;

в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью, коррупцией, наркоманией и другими общественно опасными явлениями;

в пределах своих полномочий осуществляет меры по противодействию терроризму и экстремизму и т.д.

«О государственной программе Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2016 – 2019 годы» (вместе с «Государственной программой Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области»: Постановление Правительства Челябинской области от 24.12.2015 № 689-П (ред.от 30.12.2016)

Необходимость принятия программы обусловлена активизацией деятельности транснациональной преступности, проявлениями экстремизма и террористическими угрозами. Мероприятия программы осуществляются по следующим основным направлениям: совершенствование системы профилактики преступлений и терроризма, формирование толерантного общества на основе ценностей многонационального российского общества, создание безопасных условий движения на дорогах.

Результатом реализации государственной программы является минимизация ущерба, наносимого жизни и здоровью граждан, всем формам собственности в результате преступной и иной противоправной деятельности, обеспечение достаточно высокого уровня защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Статьи:

Абрегов, Т.А. Об особенностях надзорной деятельности по пресечению распространения материалов экстремистского характера в сети Интернет / Т.А. Абрегов // Прокурор. – 2016.– № 4.

Волеводз, А.Г. Уголовно-правовое противодействие деятельности иностранных боевиков-террористов / А.Г. Волеводз // Уголовное право. – 2016. – № 6.

Долгополов, П.С. Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / П.С. Долгополов // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. – 2017.

Долгополов, П.С. Терроризм: понятие и противодействие / П.С.Долгополов // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. – 2017.

Капитонова, Е.А. Уголовная ответственность за терроризм / Капитонова Е.А. // Lexrussica.– 2016.– № 7.

Минаева, Е. Как определить бенефициарного владельца? / Е. Минаева // Банковское обозрение. Приложение «БанкНадзор». – 2017. – № 1.

Поличной, Р.В. Правовые средства борьбы с террористическими организациями в Российской Федерации / Р.В. Поличной // Современное право. – 2017. – № 3. – С. 106 - 109.

Рарог, А.И. Уголовный кодекс России против терроризма / А.И. Рарог // Lexrussica. – 2017. – № 4.

    организационные основы противодействия терроризму;

    условия и правовой режим проведения контртеррористических операций;

    силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции;

    порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, а также социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта;

    правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом;

    ответственность организаций за причастность к терроризму;

    вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом.

Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» (в редакции Указа Президента РФ от 2 августа 2006 года № 832 с) в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму создан Национальный антитеррористический комитет. ПредседателемНационального антитеррористического комитета по должности является директор федеральной службы безопасности Российской Федерации. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета создан Федеральный оперативный штаб.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов российской Федерации.Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации созданы оперативные штабы. Руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации по должности являются руководители территориальных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации образован аппарат Национального антитеррористического комитета.

Другие документы в области защиты населения от террористических проявлений:

    Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 года № 660 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 847);

    Указ Президента Республики Башкортостан от 28 июля 2006 года № УП - 341 «Об утверждении состава антитеррористической комиссии Республики Башкортостан» (в редакции Указа Президента РБ от 10 октября 2006 года № УП – 450);

    Постановление Главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2006 года № 5465 «Об антитеррористической комиссии в городском округе город Уфа республики Башкортостан».

Общественная опасность терроризма .

Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны.

Непосредственные насильственные посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также на материальные объекты различного назначения влекут за собой тяжкий ущерб для безопасности населения и экономики страны, но одновременно подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже парализуют действия властей и способствуют подрыву их авторитета среди населения.

Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохранительных органов.

При определенных условиях акции террористов могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических катастроф и массовой гибели людей. Так, в последнее время значительно возросло число угроз взрывов объектов атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производств и в местах массового скопления людей, включая метро, крупные торговые и зрелищные комплексы, образовательные учреждения.

Остаточный же эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.

Термин «терроризм» происходит от латинского «terror» – страх, ужас. И именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма. С этой целью теракты часто происходят в так называемых спальных районах, по ночам. То есть именно там и тогда, где и когда человек привык чувствовать себя в наибольшей безопасности – под крышей собственного дома. Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы используют страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью не причастных людей или материальных ценностей. Таким образом, современный терроризм – это война психологическая, это война, прежде всего, на уничтожение человеческого достоинства. Уничтожение страхом.

Терроризм как средство достижения определенных целей известен с древнейших времен. Наиболее ярким примером является политика французского революционного правительства против контрреволюционной оппозиции в 1973 г. Во второй половине XIX века терроризм ассоциировался со взрывами бомб народовольцев, а также с убийствами и разрушениями, совершенными группами националистов.

Государственный терроризм прошлого столетия связан прежде всего с событиями в России после революции 1917 г., в частности с действиями сталинского руководства, гитлеровской Германии, а также политикой США во Вьетнаме, Чили, Сальвадоре, Никарагуа и других странах, практикой некоторых развивающихся стран.

Пик террористической активности за период с конца 70-х гг. до середины 90-х годов приходится на 1987 г., когда во всем мире произошло свыше 600 террористических актов.

Беспрецедентный рост террористических актов приходится на последнее десятилетие XX-XXI в. Только в 1990 г. террористы осуществили свою деятельность в 73 странах, а в 1995 г. 440 террористов атаковали цели в 51 стране.

К началу 90-х годов в мире действовали порядка 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности.

За десять лет своей деятельности они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. Только в 2000 г. в мире было совершено 423 террористического акта, что на 8 % больше, чем в 1999-м. В 2001 г. возросло также количество жертв терактов: 405 человек погибли и 791 получили ранение (в 1999 г. 233 и 706 человек соответственно).

От рук террористов погибли известные политические деятели, такие, как Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных странах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Буденновске, Первомайске, Грозном, в ряде районов Дагестана.

В XX веке понятие «терроризм» вплотную сошлось с понятием «катастрофа». Возможность террористической деятельности с применением оружия массового поражения, а также диверсий на крупных промышленных опасных объектах породила угрозу катастроф большого масштаба.

Таким образом, в течение XIX-XX столетий терроризм проделал путь от единичных действий террористов-одиночек до высокой организованности и не только в одной стране, но и на международном уровне. Традиционный терроризм при всей его опасности не угрожал основам общества, тогда как современный терроризм, основанный на применении новых технологий, других достижений научно-технического прогресса, способен вызвать общий кризис всего мирового сообщества, и прежде всего стран с развитой инфраструктурой.

В настоящее время продолжает наблюдаться рост общественной опасности терроризма как для международных отношений, так и для национальной безопасности, конституционного строя и прав граждан самых различных по своему уровню стран мира.

Созданию условий и росту терроризма в России способствует очень много факторов.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:

    рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;

    социально-политическую и экономическую нестабильности в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;

    наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;

    стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;

    отсутствие надежного контроля за въездом – выездом из России и сохраняющуюся «прозрачность» ее границ;

    наличие значительного «черного рынка» оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.

К числу внутренних факторов роста терроризма относятся:

    наличие в стране большого нелегального «рынка» оружия и относительная легкость его приобретения;

    наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других «горячих точках», и их недостаточная социальная адаптированность в обществе;

    ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;

    наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;

    широкая криминализация в обществе, расширение масштабов деятельности организованной преступности и в том числе внедрение ее в государственные структуры;

    утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;

    резкое расслоение граждан по уровню материального благосостояния, что порождает социальную напряженность;

    обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;

    настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;

    слабая работа правоохранительных, социальных, государственных, общественных органов по защите прав граждан;

    низкий уровень политической культуры в обществе;

    широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий. Сейчас без труда можно найти пособия по изготовлению взрывчатых веществ из подсобных средств, организации взрывов, совершению убийств, насилия.

Таким образом, для обеспечения необходимой эффективности борьбы с терроризмом требуется одновременное целенаправленное воздействие на социальные факторы и условия, которые детерминируют терроризм и благоприятствуют его распространению.

Психологические последствия террора горазда более деструктивны и имеют большее влияние, чем действительное физическое разрушение. Основная задача террористов – это поставить общество на колени перед угрозой предстоящего насилия. В нынешнем веке, когда во многих семьях чуть ли не на каждого человека приходится по телевизору, заложниками становятся не только те, кого захватили террористы, не только их родственники, но и, по сути, все, кто смотрит телепередачи и сопереживает людям, попавшим в беду. Следовательно, существуют первичные и вторичные жертвы терроризма. Первичные жертвы – это те, которых напрямую коснулся террористический акт. Вторичные жертвы – это все те люди, которые оказались свидетелями совершавшегося теракта.

Таким образом, террористы в своей деятельности эксплуатируют ряд моментов:

    они осознали, что власть зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения и на власть можно надавить, используя общественное мнение;

    есть мощные средства массовой информации (СМИ), падкие на террористические сенсации и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение не только в государственном, но и в планетарном масштабе;

    люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его. Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – это насилие против мирных, беззащитных, не имеющих отношения к адресату террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических последствий при помощи средств массовой информации.

Терроризм теснейшим образом привязан к средствам массовой информации. Без газет, радио, телевидения, интернета террористы не имели бы такой известности, их действия не привлекали бы внимания и они не были бы способны создавать атмосферу страха своими действиями. Без известности терроризм не имеет смысла, а именно средства массовой информации создают террористам эту известность. Конечно, средства массовой информации обязаны информировать общественность о происходящих событиях, но только в той степени, чтобы не нарушать один из принципов противодействия терроризму – конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом (ФЗ № 35 от 06.03 2006 г.). Иначе СМИ непроизвольно становятся активными участниками террористических акций, они безответственно подвергают опасности жизнь заложников своей деятельностью и сами становятся инструментами террористической пропаганды. Поскольку одной из главных целей террористического акта является оказание психологического воздействия на индивидов, не являющихся непосредственными жертвами данного преступного деяния, то средства массовой информации способны вызвать неуверенность среди населения не только в национальном, но даже в международном масштабе. Примером того могут служить события, освещаемые каналом «Аль-Джазира» в США и Азии или отечественными средствами массовой информации – в Буденновске и Москве (террористическая акция в театральном центре на Дубровке).

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Виды террористических акций, их общие и отличительные черты, возможные способы осуществления. Оценка риска их возникновения, материальный и моральный ущерб. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Непосредственно терроризм воплощается в виде террористического акта - совершения преступления террористического характера, являющегося завершающим этапом террористической операции.

Все виды террористических актов, выделяемые на сегодняшний день, можно классифицировать по двум признакам:

    По способу осуществления.

    По характеру используемых средств насилия.

ВИДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

по способу осуществления

по характеру используемых средств насилия

ДИВЕРСИЯ

ТЕРРОРИЗМ

ПОХИЩЕНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ПОКУШЕНИЕ И

УБИЙСТВО

ХИМИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ОГРАБЛЕНИЕ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ

ТЕРРОРИЗМ

ЗАХВАТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

КОСМИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ЗАХВАТ ЗДАНИЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ВООРУЖЕННОЕ

НАПАДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ

ТЕРРОРИЗМ

По способу осуществления выделяют:

1. Диверсия – (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.). Производятся взрывы транспортных средств или в зданиях с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в тех случаях, когда террористы абсолютно все потенциальные жертвы рассматривают в качестве политических противников.

В настоящее время террористами используются взрывные устройства самые разнообразные как по внешнему виду, так и по принципу их действия.

Например, взрывное устройство в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.

Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления.

Если взрывное устройство имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио.

Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока.

Большое распространение получили взрывные устройства, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда взрывчатого вещества.

В автомобиле взрывное устройство может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания либо включаются потребители энергии (фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и т. д.) Взрыватель может быть установлен в выхлопной коллектор двигателя, в глушитель. При этом замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры.

Могут использоваться также взрывные устройства с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Также взрывные устройства в состоянии срабатывать в установленное заранее время.

При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.

Кроме того, во взрывном устройстве могут находиться еще взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия.

Демаскирующими признаками взрывного устройства являются:

    наличие взрывчатого вещества в конструкции взрывного устройства;

    наличие антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого взрывного устройства;

    наличие часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);

    наличие проводной линии управления;

    наличие локально расположенной массы металла;

    неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т. д.);

    наличие теплового контраста между местом установки и окружающим фоном;

    характерная форма взрывного устройства.

Часто объектом подрыва является личный или служебный автомобиль. Основные места для минирования в машине это – сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие места. Кроме того, мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным.

Настораживающими вас признаками должны служить следующие:

    появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля;

    остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона;

    натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля;

    чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике;

    появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т. п. недалеко от автомобиля.

Для покушения может использоваться и почтовый канал. Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т. д. Например, взрывные устройства в бандеролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.

Взрыватели замедленного действия по истечении заранее установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание взрывного устройства происходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него.

Поражающее действие взрывоопасных предметов

Поражающее действие взрывоопасных предметов в основном заключается в воздействии воздушной ударной волны и осколков (см. табл.).

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

2.1) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 , и 2.1 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Терроризм — политика, созданная с целью систематического применения террора. Термин «терроризм» часто используется в юридической области. Однако на практике его значение до настоящего времени остается неоднозначным. Синонимом к слову «террор» может быть «запугивание» и «насилие».

В России терроризм означает совокупность методов насилия. Также практикуется воздействие на общественное сознание. При помощи органов местного самоуправления, международных организаций и правовых документов, используют силовое воздействие на устрашение населения. Применяются и иные формы противоправных насильственных действий, которые определяются в законе «О противодействии терроризму».

Закон был принят Государственной думой 26 февраля 2006 года. Действующий ФЗ №35 устанавливает главные аспекты, способствующие выполнению условий защиты от террористических действий. Также используются организационные и правовые принципы, при помощи которых проводятся профилактические мероприятия для устранения терроризма в стране. Последние изменения вступили в силу 6 июля 2016 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ-35 «О противодействии терроризму» рассматривает следующие вопросы :

  • В законе перечислены основные понятия;
  • Описываются предложения по организационным действиям для защиты населения от террористических действий;
  • Предлагаются способы защиты от террористических действий в воздушной, подводной и наземной среде;
  • Описаны условия, способствующие проведению контртеррористической операции;
  • В законе предусмотрена ответственность компаний и организаций за причастность к террористическим действиям;
  • Описаны способы вознаграждения в случае содействия в борьбе с терроризмом.

Скачать

ФЗ-35 «О противодействии терроризму» гласит о том, что Российская Федерация сотрудничает с зарубежными странами в сфере противодействия терроризму на основании международных договоров.

В списке значатся :

  • Иностранные государства;
  • Специальные службы;
  • Правоохранительные органы.

Следует отметить, что Россия руководствуется интересами в области повышения безопасности каждого гражданина, общества в целом и государства. Если на территории РФ находятся обвиняемые или подозреваемые лица, которые причастны к терроризму, Правительство РФ устанавливает для них жесткие условия и правила существования. Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по следующей .

Последние изменения в ФЗ-35 «О противодействии терроризму»

Следует отметить, что значительные изменения, внесенные в Федеральный закон о терроризме, вступили в силу 20 июля 2016 года. Был изменен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму.

Статья 15

В ст 15 действующего закона описываются силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Чтобы предотвратить действия террористических групп, используются средства федеральной службы безопасности.

Также создается группировка сил и средств. В их состав включаются воинские части, подразделения и соединения Вооруженных Сил РФ. Сюда относятся и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые решают вопросы в сфере обороны, безопасности, внутренних дел для обеспечения деятельности .

Подразделения Вооруженных сил РФ защищают не только территорию, но и население от возможных чрезвычайных ситуаций, появлению которых способствуют террористические группировки. Также обеспечивается пожарная безопасность и защита людей на водных объектах.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ РФ о противодействии терроризму с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей .



Поделиться