Что такое акт магнитского. Что такое список Магнитского? Где уже работают "законы Магнитского"

18 мая появилось сообщение о том, что в Канаде приняли аналог «закона Магнитского». По словам министра иностранных дел этой страны Христи Фриланд, за это выступила большая часть парламентариев. Ранее (в апреле) стало известно, что «закон Магнитского» приняли в Великобритании, а также готовятся к тому, чтобы принять в Литве. Говорят, что подумывают о его утверждении и в других странах Европы. Что же представляет собой эта столь популярная в нынешнем году законодательная норма и как она вообще появилась?

В 2007 году имело место достаточно резонансное событие – российский бюджет уменьшился сразу на 5,4 миллиарда рублей, забранных мошенниками, что характерно, единоразово. Первые, что обнаружил нарушение – это работники фирмы Firestone Duncan, которые обслуживали ряд юридических интересов фонда инвестиций Hermitage Capital Management. В их числе указывают Эдуарда Хайретдинова, Владимира Пастухова, Джемисона Файерстоуна и Сергея Магнитского. Эти личности поспособствовали тому, чтобы началось расследование по факту хищения бюджетных средств. По ходу дела был выведен целый список преступников, среди которых были десятки работников российских органов исполнительной власти.

Осенью 2008 года Магнитского арестовали, инкриминировав ему помощь владельцу выше указанной фондовой структуры Уильяму Брудеру с уплатой налогов. Менее, чем через год, пребывая в СИЗО, обвиняемый умер в больнице. Что характерно, его аресту поспособствовали именно те, кого раскрыли за хищение благодаря Магнитскому и его коллегам.

Спустя два года по просьбе члена сената Соединённых Штатов Бенджамина Кардина тогда госсекретарь Хилари Клинтон вынесла на рассмотрение в парламенте страны закрытие визового коридора на территорию этого государства для 60 представителей российского чиновничьего аппарата, которые были причастны к выше указанному. Через несколько месяцев конгрессмены проголосовали за предложение сенатора, а позже такое решение было утверждено и в Европарламенте. Была принята так называемая необязательная резолюция, которая рекомендовала главам правительств стран Евросоюза изучить возможность применить визовые и финансовые санкции против 61 человека. К вышеуказанным шестидесяти добавили ещё судью Артура Карпова.

Кроме санкции в плане въезда, в Европарламенте предложили, чтобы правоохранительные органы европейских государств ещё и заморозили банковские активы представителей российского чиновничьего аппарата, которые причастны к делу Магнитского. По словам тогдашнего председателя подкомитета организации по правам человека Хейди Хауталы, таким образом должна восстанавливаться справедливостью к человека, который был осуждён ни за что. Это такие моменты, которые нельзя умалчивать.

В итоге, в 2012 году в США приняли акт Магнитского (он же – закон Магнитского), который инициировал сам начальник покойного Уильям Брудер. Данная законодательная норма отменяла поправку Джексона-Вэника и вводила ряд персональных санкций против тех россиян, кто ответственен за нарушение прав человека и принципа верховенства правовых норм на территории Российской Федерации. Запреты представляют собой не возможность въезда на территорию Соединённых Штатов и заморозку финансовых активов в американских банках.

На этом дело не закончилось. В Европарламенте была принята очередная резолюция в отношении ещё более, чем 30 лиц, которые причастны к смерти Сергея Магнитского.

В России, к слову, также в 2012 году была принята ответная американской законодательная норма. Инициативу по её поводу была от спикера Сергея Нарышкина, которого многие поддерживали. Таким образом, в конце декабря 2012 года было принято решение о введении санкций против тех граждан Соединённых Штатов, которые признаны виновными в нарушениях прав россиян.

Кроме всего прочего, такие личности не могут усыновлять сирот из России. В дальнейшем закон был расширен в отношении граждан любой страны, где нарушают права жителей Российской Федерации. Уточняется, что, кроме всего прочего, под запретом некоммерческие организации, которые финансирует США и которые угрожают России.

После принятия российского «санкционного» закона в Белом доме даже стали предлагать пополнение Списка Магнитского за счёт российского лидера Владимира Путина и ряда российских парламентариев, его принявших. В дальнейшем предложения приняты не были, и в Вашингтоне объявили, что все споры с Кремлём будут решаться на уровне переговоров. Список же Магнитского пополнялся практически каждый год. В числе последних туда включили Александра Бастрыкина, Станислава Гордиевского, Дмитрия Ковтуна, Андрея Лугового и Геннадия Плаксина.

Интересно также, что зимой 2016 года в США было принято дополнение к закону Магнитского, предусматривающее санкции не только против россиян, а и против жителей других стран. В поправке указано, что президент Соединённых Штатов может добавлять новые имена в список, если считает этих людей коррупционерами, проводящими безрассудные казни, применяющими пытки, а также нарушающими иные права юристов и разоблачителей незаконной деятельности.

Таким образом, «закон Магнитского» - это законодательная норма, которая даёт право не пустить в свою страну кого-либо, если есть подозрения или сведения, что этот человек нарушает права других личностей. Теоретически, этот закон действителен в любом государстве, где ограничивают въезд, предъявляя ряд обвинений, просто не везде его называют характерным словосочетанием. Норма эта достаточно двоякая, спорная, разные политики по-разному оценивают её правильность и необходимость, а новые главы правительств разных государств спорят, стоит её принимать или нет, пока что больше склоняясь, тем не менее, в сторону первого.

Великобритания исполняет еще одно обещание, данное в связи с делом Сергея и Юлии Скрипалей. После нападения 4 марта 2018 года на бывшего двойного агента и его дочь, в котором Лондон подозревает Россию, нижняя палата британского парламента приняла законопроект "О санкциях и борьбе с отмыванием денег". В него включена "поправка Магнитского" - положение, похожее на законы, ранее уже принятые в ряде других стран.

Где такие законы уже приняты? Как они действуют и чем отличаются от того законопроекта, который 1 мая поддержала Палата общин и который теперь ждет одобрения Палаты лордов? DW отвечает на ряд вопросов о законах, названных в честь умершего в СИЗО в 2009 году российского аудитора Сергея Магнитского.

Где уже работают "законы Магнитского"

Закон или "акт Магнитского" (от английского Magnitsky Аct) принят в шести странах. Первыми это сделали в США - в 2012 году, позже похожие законы были одобрены в Эстонии - в 2016 году, в Канаде и Литве - в 2017-м, а также в Латвии - в 2018-м. В Великобритании первая часть "закона Магнитского", которая касалась заморозки активов тех, кто, как считают в Лондоне, причастен к грубым нарушениям прав человека, была принята в 2017 году.

Как появился "закон Магнитского"

Изначально США ввели санкционные меры в отношении ряда российских силовиков и чиновников, которых они подозревают в причастности к гибели аудитора консалтинговой компании Firestone Duncan Сергея Магнитского. В 2008 году Магнитский утверждал, что обнаружил схему масштабных хищений из российского бюджета, в общей сумме на 5,4 миллиарда рублей. Однако вместо расследования предъявленных им фактов сам аудитор столкнулся с обвинениями в налоговых и коррупционных нарушениях. Магнитский оказался в СИЗО "Матросская тишина", где был обнаружен мертвым, проведя в заключении почти год. Часть свидетельств, указывающих, как считают адвокаты Магнитского, на насильственный характер его смерти, позже исчезла из официальных отчетов.

Затем Сергея Магнитского в России судили посмертно. Власти РФ объясняли данную практику, схожую со средневековой, тем, что жив и скрывается от российского правосудия второй фигурант дела, работодатель Магнитского и руководитель инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Последний считает обвинения в свой адрес политически мотивированными и несостоятельными.

Именно Браудер был главным лоббистом принятия штрафных мер в странах Запада в отношении, по его убеждению, преступных российских чиновников. В 2016 году Конгресс США изменил "закон Магнитского", сделав его глобальным, то есть, его стали применять его не только к гражданам России, но и других стран. Сегодня, например, в список попавших под санкции входит Гульнара Каримова - старшая дочь покойного президента Узбекистана Ислама Каримова.

Как работают "акты Магнитского"

Основной механизм закона заключается в запрете на выдачу виз и на въезд в страны, принявшие этот нормативный акт. Запрет может быть ограничен сроком на пять лет или более. Вторая штрафная мера - возможность заморозить любые активы попавших под санкции лиц. США, Канада и Великобритания не ограничивают преследования в рамках данного закона только граждан России. В "черные списки" вносят и представителей других стран.

В американском "списке Магнитского" числятся 49 российских граждан. Прежде всего, это чиновники, которые, как считают в США, причастны к хищениям средств из российского бюджета (Магнитский утверждал, что выявил факты таких хищений). А также силовики и чиновники, которые, как предполагается, довели Магнитского до смерти.

В списке есть известные имена, не связанные с делом Магнитского, например, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, фигуранты дела об отравлении бывшего сотрудника Александра Литвиненко Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, сын Генпрокурора России Артем Чайка, а также глава Чечни Рамзан Кадыров.

Что в других странах , кроме США

Канадский "список Магнитского" включает 30 россиян, а также граждан других стран, например, Венесуэлы и Судана. Список схож с американским - в нем очерчен тот же круг фигурантов, подозреваемых в причастности к гибели Магнитского.

Страны Балтии внесли в свои списки только россиян. Эстония приняла закон в 2016 году, но активно использовать стала только в марте этого года, включив в "черный список" 49 российских чиновников. Он практически повторяет американский. Аналогичный список опубликовала в январе 2018 года Литва: в обоих списках, помимо фигурантов дела Магнитского, можно найти фамилию чеченского лидера и главы российского Следственного комитета. В марте власти Литвы расширили свой "черный список ", однако имена из него пока не раскрыты. В феврале 2018 года последней из стран Балтии приняла аналогичный закон Латвия.

Участие балтийских стран объясняется среди прочего тем, что, согласно данным властей ряда европейских стран и США, именно через балтийские банки, прежде всего латвийские, отмывалась значительная часть похищенных из российского бюджета средств, о которых сообщал Магнитский.

В чем отличие британской " поправки Магнитского"

Главное отличие заключается в том, к кому и на основании каких критериев могут быть применены санкции в рамках британского "закона Магнитского". В уже принятых аналогичных законах есть два основания для включения лиц в "черные списки": предполагаемое нарушение ими прав человека или причастность к коррупции. "В США действуют оба этих принципа, в Великобритании только тот, что связан с нарушениями прав человека", - объяснил DW бывший британский дипломат Найджел Гулд-Дэвис, работающий сегодня в исследовательском институте Chatham House.

Тем не менее Гулд-Дэвис уверен, что так или иначе закон Магнитского все равно поднимает главный вопрос о "роли русских денег в Великобритании". В том, что касается коррупции, у Лондона есть или в настоящее время разрабатывается ряд других инструментов, таких, например, как возможность потребовать объяснений о происхождение их активов у вызывающих подозрение граждан.

Законопроект, к которому добавлена "поправка Магнитского", также обяжет раскрывать имена владельцев офшорных фирм, зарегистрированных на британских заморских территориях, таких, как Каймановы и Британские Виргинские острова. Публичный реестр бенефициаров таких компаний должен быть создан до конца 2020 года.

Против кого будет работать новый британский закон

В связи с тем, что новый закон в качестве основного критерия обозначил нарушения прав человека, эксперты не ожидают попадания в "черный список" Великобритании крупных российских бизнесменов. "Скорее, это будут так называемые силовики, а также руководители некоторых северокавказских регионов", - предположил Гулд-Дэвис.

Как замечает в своем анализе нового законопроекта британский Королевский Объединенный институт оборонных исследований, сложности в применении закона могут возникнуть в случае, если попавшие под санкции персоны оспорят их в суде.

Контекст

Если отказ в выдаче визы или разрешения на въезд не требует от властей объяснения причин, то финансовые санкции, например заморозка активов, повлечет за собой необходимость предъявить суду свидетельства, достаточные для вынесения штрафных мер в том случае, если фигурант санкции оспорит их в суде. Впрочем, эксперты сходятся в том, что это еще не обязательно должно отразиться на эффективности самих санкций.

В ЕС "списка Магнитского" нет. Он появится ?

На уровне Евросоюза нет единого "списка Магнитского" и соответствующего нормативного акта, вводящего санкции. Пока только Европарламент принял резолюцию и составил перечень из 32 лиц, но это случилось еще в 2014 году.

Великобритания - первая за пределами Северной Америки крупная страна ЕС, которая принимает такой закон. Найджел Гулд-Дэвис уверен, что "создан прецедент", который может ускорить появление аналогичных законов в других странах ЕС. Дискуссии той или иной степени интенсивности ведутся на этот счет в Швеции, Нидерландах, Дании и Польше.

Закон Магнитского

«Закон Магнитского»: кто его читал в России?

Предлагаем нашим читателям взгляд на проблему, представленный московскими экспертами и журналистами Мариной и Виктором Калашниковыми.

В последнее время много занимаемся «Законом Магнитского» во всех его ипостасях и откликами на него. Выяснилась интересная вещь: сам закон, оказывается, никто не читал. Реакция на факт его появления сама по себе огромная, страсти кипят, а вот до первоисточника как-то никто не добирается. Еще можно понять, если недоступен для чтения оригинал – все-таки восемь страниц чужого и к тому же казенного юридического языка. Но десятки людей, причастных к указанному реагированию, которых мы спросили, русский перевод в глаза не видели. И что вдвойне занимательно – не очень-то и пытались его заполучить. Это еще и к вопросу о современной российской политической, правовой и информационной культуре.

Но нас поджидал еще один сюрприз: официального перевода «Закона Магнитского», судя по всему, вообще не существует! То есть несколько вариантов перевода, конечно, имеются, их можно извлечь из Интернета. Но все они сделаны неизвестно кем, содержат явные ошибки и искажения и, конечно, не являются аутентичными стандартными версиями, достойными серьезного обсуждения.

Между тем, «Закон Магнитского» важен не только сам по себе: он еще затрагивает многие другие международные соглашения, и тут ошибки в терминах и толкованиях чреваты путаницей и разными неприятностями в практических делах, в том числе в тех, что касаются жизнеустройства обычных людей, включая сирот.

Так или иначе, американцы после долгих дискуссий приняли некий закон о нас и для нас. Невредно бы поинтересоваться, в чем там дело.

Впрочем, узкая группа лиц этот закон подробно прочитала, хорошо поняла, оценила и доложила тем, от кого в Москве зависят стратегические решения (это, конечно не фигуристки, гимнастки, борцы вольного стиля и мафиози, заполняющие своими телами пространство Госдумы). И вот эти-то первые лица решили текст и смысл закона от населения утаить, а вместо этого подбросить ему другие интересные темы: оскорбление нашей Отчизны треклятым Госдепом, методы уничтожения сирот в России как класса, назначение Жерара Депардье министром культуры Удмуртии и так далее.

А ведь что-то похожее уже было. В СССР не то что американские законы, но даже основополагающие тексты ООН ходили только в самиздате и при обысках их изымали как подрывную литературу. Почему? Потому, что там объяснялось: международное право важнее любого национального, в том числе, советского, и оно, это международное право, гарантирует советскому гражданину свободу слова, совести, собраний, демонстраций – словом, те же права и свободы, которыми наделены и пользуются американцы, британцы, французы и многие прочие. Роль же родного советского государства, согласно ООН, должна была сводиться исключительно к тому, чтобы обеспечивать указанные права и помогать ими воспользоваться. И все! Действительно, страшная крамола, от воздействия которой требовалось оградить советского обывателя.

Кстати, если кто-то еще не знает: частная собственность – основа рыночной экономики – является согласно тому же международному законодательству производным институтом от фундаментальных прав человека. Сначала права человека (на рынке труда, в суде и так далее), а потом частная собственность, а вовсе не наоборот. «Наоборот» – это то, о чем врут номенклатура, «системные либералы», чекисты, олигархи и прочие «приватизаторы», то есть криминальные расхитители общенационального достояния. «Закон Магнитского» направлен еще и против них – против той самой мафии, в погонах и без, которая и составляет, в России и не только в ней, реальную власть.

И вот нынче та советская история повторяется (или продолжается – как угодно). «Закон Магницкого» по всей своей концепции, по букве и духу вытекает из норм ООН, а также из требований ОБСЕ и Совета Европы. И он в очередной раз напоминает принцип, под которым неоднократно ставили свою подпись Москва и другие столицы: «Защита прав человека, особенно в случае страны, которая взяла на себя обязательства защищать права человека согласно международным соглашениям, участником которого она является, не является исключительно внутренним делом этой страны»

Громкий, «резонансный», многоаспектный случай гибели Сергея Магнитского составляет один из центральных сюжетов этого закона, но его фабула и значение гораздо шире. Вообще, закон не об этом и не о наказании отдельных российских чиновников. Кремлевская пропаганда врет и здесь.

В тексте со ссылками на многочисленные, тщательно собранные факты говорится о том, что дела с обеспечением универсальных прав в Российской Федерации весьма плохи и за последние годы непрерывно ухудшались. И вот настало время мировому сообществу вмешаться ибо преступления против человечности, происходящие в России, уже переросли в вызов непреложным принципам цивилизации, права и даже международной безопасности.

Суть в том, что Россия отныне поставлена на контроль в области соблюдения фундаментальных прав человека. Поставлена на неопределенный срок – вероятно, покуда положение не исправится. В законе также указано, что и как будет делаться для того, чтобы исправить положение.

Этот контроль будут, исходя из принципов ООН и ОБСЕ, осуществлять Соединенные Штаты, к которым за последние недели уже присоединились еще несколько стран, и их список будет расти.

С другой стороны, авторы «Закона Магнитского» рассматривают его как модель, которая постепенно распространится на весь мир, то есть на страны, где правительства не в состоянии справиться с массовым и систематическим нарушением прав человека или даже соучаствуют в нем. Разумеется, а также к счастью, разрешения у таких правительств спрашивать не обязательно – тем более, что, как злостные нарушители международных норм, они вообще считаются нелегитимными.

Другими словами, налицо прорыв или новый этап в глобальной правозащите. Она станет важнейшим направлением деятельности Объединенных Наций и всех демократий мира. В недавней инаугурационной речи президента Обамы говорится именно об этом.

В такой ситуации удивляет легкомысленность многих политиков на постсоветском пространстве. Могли бы, по меньшей мере, осмыслить происходящее на самом Западе. Там в последнее время идет явное ужесточение государственной, финансовой и правовой дисциплины на всех уровнях. Не щадят ни своих премьеров, ни президентов, не говоря о функционерах рангом поменьше. Хотя последние, смею уверить, ценятся властями Германии, Евросоюза или США гораздо выше, чем высокопоставленные деятели из «новых демократий». И, вероятно, это справедливо.

С другой стороны, Ангеле Меркель, очевидно, наплевать, называют ли ее демонстранты в Афинах «внучкой Гитлера» или как-то еще. «Платите налоги и полностью соблюдайте законы», – следует неизменный ответ. Интересно, что некоторые греческие, а также кипрские банкиры и бюрократы бросились было (очевидно, по старой привычке) за политической и финансовой поддержкой к Москве, но таковой не получили. Выясняется, что в кризисные времена Европа консолидируется, а международные мафии, напротив, рассыпаются. Всякий криминальный авторитет норовит спасать свою шкуру. Полезный урок для энтузиастов разных видов «единства» и «братства», но только не тех, что основаны на международном праве.

А восточноевропейским политикам это еще и напоминание о том, что час отчета и оценки их личной деятельности неумолимо приближается. Помните о Слободане Милошевиче, так сказать.

Что касается российских вождей, то лучше им было бы всю эту информационную атаку со вбрасыванием «сиротской темы» не затевать. Конечно, сначала внимание российской и международной общественности удалось ненадолго отвлечь. Но потом выяснилось, что положение сирот и ситуация в детских домах в России – это гигантская гуманитарная катастрофа, еще одно свидетельство полной недееспособности и даже зловредности российской власти. Не исключено, что гуманитарных проблем, требующих экстренного международного вмешательства, в России еще немало. И все это, заметим, на фоне сверхдоходов от экспорта сырья, мега-коррупционных проектов вроде Сочинской олимпиады, новых программ вооружений и прочего. А также под аккомпанемент назойливой трескотни о вставании с колен, державности, Третьем Риме, Русском мире и тому подобных глупостях.

Другими словами, у мирового сообщества появляются все новые поводы заняться проблемами выживания разных групп населения в России. И лучше бы российские власти этим усилиям не мешали…

Закон Магнитского

Закон Магнитского или список Магнитского (также Акт Магнитского, англ. Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act http://www.govtrack.us/congress/bills/112/s1039/text ) - принятый в декабре 2012 года в США закон, вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица. В 2011 году Государственный департамент США заявил, что в страну уже запрещён въезд 60 российским чиновникам, по его мнению, причастным или подозреваемых в причастности к смерти Магнитского. В сентябре 2012 стало известно, что Великобритания уже ввела в действие «список Магнитского». Введение в пределах стран санкций, предусмотренных законом Магнитского, предложили депутаты двух стран Евросоюза.

Список содержит 60 фамилий чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ФСИН вместе с кратким описанием роли каждого из указанных лиц в деле Hermitage Capital. Часть «списка…» может остаться неопубликованной: фамилии должны быть обнародованы в течение 120 дней, но согласно принятой Конгрессом поправке к закону госсекретарь США имеет право не раскрывать отдельных фигурантов списка «в интересах национальной безопасности США».

14 декабря 2012 «закон Магнитского» подписан Президентом США Б. Обамой. Закон вводит санкции в отношении российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках США.

Дело Магнитского

В апреле 2010 года член сената США Бенджамин Кардин попросил госсекретаря Хиллари Клинтон закрыть визовый коридор в США для 60 российских чиновников, причастных к «делу Магнитского». В мае того же года семья покойного С. Магнитского получила официальные соболезнования от президента Барака Обамы. В сентябре 2010 г. конгресс США проголосовал за инициативу Кардина. То же самое в декабре сделал Европарламент.

В связи с делом был составлен список Кардина - перечень лиц, ответственных за содержание под стражей, плохое обращение или смерть Сергея Магнитского и другие грубые нарушения прав человека в Российской Федерации. Список является частью Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012. Назван по имени сенатора США Бена Кардина, который совместно с сопредседателем Комиссии Палаты представителей Конгресса США по правам человека Джеймсом Макговерном 26 апреля 2010 года обратился с соответствующим заявлением к госсекретарю США Хиллари Клинтон с приложением списка имён.

Резолюция Европарламента

16 декабря 2010 года Европейский парламент проголосовал за резолюцию, призывающую запретить въезд в страны ЕС российским должностным лицам, имеющим отношение к делу Сергея Магнитского. Резолюция не имеет обязательной силы, но рекомендует правительствам стран ЕС изучить возможность визовых и финансовых санкций против лиц, упомянутых в документах, связанных с делом Магнитского (Список Кардина).

Помимо запрета на въезд Европарламент предлагает правоохранительным органам стран ЕС заморозить активы причастных к делу Магнитского российских должностных лиц на своей территории. Председатель подкомитета Европарламента по правам человека Хейди Хаутала так прокомментировала результат голосования:

Этим голосованием Европейский парламент призывает восстановить справедливость по отношению к невиновному человеку, умершему в тюрьме. Его смерть выходит за все границы. Наступает момент, когда возможности молчать не остается

Хейди Хаутала также сообщила, что депутаты российской Госдумы усиленно лоббировали против принятия резолюции Европарламента, но отметила, что эта мера получила поддержку среди многих оппозиционных политиков в России.

В то же время, противоположная сторона привлекает внимание к ситуации с Hermitage Capital, в том числе указывая, что фонд пользовался услугами фирмы Firestone Duncan, сотрудником которой и был Сергей Магнитский. В зарубежной прессе с подачи Hermitage он фигурирует как юрист или даже адвокат, но на деле он закончил институт по специальности «Финансы и кредит», имел аттестат аудитора и всю жизнь работал бухгалтером и аудитором. Высказывается мнение, что это сделано для усиления весомости обвинений: звание адвоката подразумевает адвокатско-клиентскую привилегию, а, следовательно, любое уголовное преследование в его отношении - уже серьёзное нарушение.

Сенатор Бокус выступил перед Сенатом с призывом отказаться от поправки Джексона-Вэника, которая перестала быть актуальной в нынешних рыночных условиях, и принять меры для достижения «односторонней выгоды» в отношениях с Россией. В Сенате Список Магнитского был поддержан и демократами, и республиканцами. Было также заявлено, что список Магнитского должен был заменить поправку Джексона-Вэника.

21 декабря 2012 года стало известно, что европейские банки, афилированные с американскими, присоединятся к финансовым санкциям, которые вводятся принятым в США «законом Магнитского» в отношении российских чиновников, причастных к нарушениям прав человека. Санкции будут представлять собой замораживание активов.

9 января 2013 стало известно, что швейцарские следователи, работающие по «делу Магнитского» добились заморозки ряда счетов в банке Credit Suisse. В самой финансовой организации заявили о том, что банк «в вопросе противодействия отмыванию денег действует в соответствии с законом».

Принятие закона в США

Обсуждавшийся с 20 апреля 2012 года в Конгрессе США законопроект «Сергей Магнитский - верховенство закона и ответственность» (англ. H.R 4405 или Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012) предусматривал возможность ареста активов российских чиновников, причастных по мнению американской стороны к смерти Магнитского, а также запрет въезда и ареста активов других россиян, уличённых в серьезных нарушениях прав человека на территории Российской Федерации, при одновременной отмене поправки Джексона-Вэника.

6 ноября 2012 года В.Путин отправил в отставку Сердюкова А.Э. министра обороны, бывшего министра ФНС, начальника бывших инспекторов ФНС, упомянутых в законе Магнитского, которые на момент отставки уже работали в министерстве обороны. Причина отставки, по разъяснению Путина, заключалась в неспособности Сердюкова справляться с управлением собственностью министерства обороны, а также в том, чтобы обеспечить чистоту расследования.

16 ноября 2012 года закон Магнитского одновременно с отменой поправки Джексона-Вэника был одобрен в нижней палате Конгресса. 6 декабря 2012 года законопроект одобрен Сенатом (голоса: 92 - за; 4 - против). 14 декабря, после подписания Президентом США, закон вступил в силу. 20 декабря поправка Джексона-Вэника была официально отменена.

Сенатор-республиканец Джон Маккейн заявлял в ходе прений по законопроекту, что закон является «не антироссийским, а наоборот пророссийским, так как направлен на соблюдение прав человека и верховенство права», то есть на защиту тех ценностей, которыми, по мнению Маккейна, дорожат россияне.

В середине декабря 2012 года американский историк Стивен Коэн высказался против «Закона Магнитского», поскольку, по его мнению, он не имеет юридических оснований, и в отношении России всем правит идеология, а именно стереотипы холодной войны, а «закон Магнитского» служит интересам лоббистских групп.

Принятие закона освещалось в американской печати, в частности, в редакционной статье Wall Street Journal утверждает, что мало кто из американцев обратил внимание на принятие «закона Магнитского», который был частью большого законопроекта, нормализующего торговлю с Россией, но закон «определенно привлек внимание Кремля». Газета приводит возмущенные заявления российских официальных лиц о «законе Магнитского» и добавляет, что по мнению авторов закона и журналистов он направлен на торжество американских демократических ценностей в России.

24 декабря на сайте Белого Дома появилась петиция о включении в Список Магнитского Президента России Владимира Путина. Появилась и другая петиция, с предложениием внести в список Магнитского всех депутатов, которые приняли спорный закон. Для того, чтобы подобные обращения рассмотрел Белый дом, нужно, как минимум, 25 тыс. подписей. За первый список свой голос оставили чуть более 12 тыс. человек, за второй - 50 тыс., в основном россиян. Впоследствии Вашингтон заявил, что намерен решать спорные вопросы с Москвой на переговорах, после этого петиции были удалены с сайта американского правительства.

Реакция в РФ на закон в США

С резкой критикой закона Магнитского выступила Госдума РФ. Инициатором ответного законопроекта выступил спикер Сергей Нарышкин, которого поддержали лидеры всех четырёх фракций ГД РФ. По оценке депутата от «Единой России» Вячеслава Никонова закон «является беспрецедентным со времен холодной войны СССР и США». Ответный законопроект Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" , предполагающий введение санкций против американцев, виновных в преступлениях против граждан России, неофициально назвали «законом имени Димы Яковлева», по имени двухлетнего российского ребёнка, умершего в 2008-м году в США по вине приёмных родителей. 14 декабря закон прошёл первое чтение в Госдуме. 17 декабря в законопроект депутатами Е. Лаховой (Единая Россия) и Е. Афанасьевой (ЛДПР) было предложено внести запрет усыновления российских детей-сирот американскими гражданами. 19 декабря Госдума приняла законопроект во втором чтении, в том числе включив в него поправки, запрещающие усыновление российских сирот гражданами США и расширяющие действие документа на любые страны, нарушившие права россиян, а также запрещающих деятельность на территории России НКО, финансируемых из США и представляющих угрозу российским интересам.

Российский законопроект критиковался рядом официальных лиц, журналистов и российских граждан. Среди противников закона он получил неофициальное прозвище «Закон подлецов ».

Список

Список является закрытым для публики и официально не опубликован. Он должен быть опубликован в течение 120 дней с момента принятия закона. Поправка международного комитета сената США разрешает госсекретарю добавить в «список Магнитского» секретный раздел, если этого потребуют интересы государственной безопасности.

На сайте Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. Commission on Security and Cooperation in Europe) опубликован список, озаглавленный Individuals involved in the tax fraud against Hermitage and the torture and death of Sergei Magnitsky, содержащий имена российских чиновников и обвинения в коррупции каждого из них.

Имя

Должность

Ведомство

Алексей Аничин

Бывший заместитель главы МВД РФ - начальник СК МВД

СК МВД

Олег Логунов

Начальник правового управления Генеральной прокуратуры, ранее заместитель начальника СК МВД

Генпрокуратура

Олег Сильченко

Руководитель следственной группы

СК МВД

Александр Матвеев

Заместитель начальника СК МВД

СК МВД

Геннадий Карлов

Начальник отдела

СК МВД

Наталья Виноградова

Заместитель начальника отдела

СК МВД

Александр Рябинин

Следователь

СК МВД

Сергей Олейник

Следователь

СК МВД

А. А. Малыгина

Следователь

СК МВД

М. О. Сапунова

Следователь

СК МВД

Е. В. Михайлов

Следователь

СК МВД

Р. А. Грицай

Следователь

СК МВД

И. А. Варганов

Следователь

СК МВД

Нелли Дмитриева

Следователь

ГУВД Москвы

Артём Кузнецов

Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (заместитель начальника 6 отдела), ныне ДЭБ МВД

ГУВД Москвы

Алексей Дроганов

Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (подчиненный Кузнецова)

ГУВД Москвы

Дмитрий Толчинский

ГУВД Москвы

А. А. Кречетов

Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (сотрудник 6-го отдела)

ГУВД Москвы

Александр Клевцов

Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (Начальник 6-го отдела)

ГУВД Москвы

Анатолий Михайлин

Начальник Управления по налоговым преступлениям (уволен)

ГУВД Москвы

Павел Карпов

Следователь Главного следственного управления

ГУВД Москвы

Иван Глухов

Начальник Главного следственного управления ГУВД по Москве (уволен)

ГУВД Москвы

Николай Будило

Следователь

СК МВД

Олег Уржумцев

Следователь

Следственное управление СКП по республике Татарстан

Александр Кувалдин

Сотрудник Департамента экономической безопасности («К»)

ФСБ РФ

Виктор Воронин

Начальник Департамента экономической безопасности («К»)

ФСБ РФ

Станислав Гордеевский

Прокурор

Прокуратура Москвы

Наталья Якимович

Прокурор, заместитель начальника отдела по САО Москвы

Прокуратура Москвы

Сергей Лазуткин

Прокурор, начальник отдела по САО Москвы

Прокуратура Москвы

Аркадий Мажаев

Начальник управления процессуального контроля в сфере противодействия коррупции

СКП РФ

Александр Буров

Прокурор

Генпрокуратура

Андрей Печегин

Начальник отдела

Генпрокуратура

Виктор Гринь

Заместитель Генерального прокурора

Генпрокуратура

Елена Химина

Начальник Налоговой инспекции 25

ФНС Москвы

Сергей Жемчужников

Заместитель начальника налоговой инспекции 25

ФНС Москвы

Раиса Бурмистрова

Начальник отдела налоговых задолженностей (инспекция 25)

ФНС Москвы

Александра Кузнецова

Начальник отдела (инспекция 25)

ФНС Москвы

Юлия Колтунова

Начальник отдела налоговых проверок (инспекция 25)

ФНС Москвы

Ольга Степанова

Начальник налоговой (инспекция 28)

ФНС Москвы

Ольга Цумай

ФНС Москвы

Светлана Дубровская

Начальник отдела налоговых проверок (инспекция 28)

ФНС Москвы

Ольга Давыдова

Начальник отдела налоговых задолженностей (инспекция 28)

ФНС Москвы

Екатерина Фролова

Начальник отдела (инспекция 28)

ФНС Москвы

Олеся Шаргородская

Сотрудник инспекции 28

ФНС Москвы

Максим Третьяков

Начальник правового управления инспекции 28

ФНС Москвы

Иван Прокопенко

Начальник СИЗО

СИЗО «Матросская тишина»

Дмитрий Комнов

Начальник СИЗО (в отставке)

Бутырское СИЗО

Дмитрий Кратов

Заместитель начальника СИЗО «Бутырка» по лечебно-профилактической работе

Бутырское СИЗО

Лариса Литвинова

Начальник медицинского отделения СИЗО «Бутырка»

Бутырское СИЗО

Сергей Подопригоров

Судья

Тверской районный суд Москвы

Алексей Криворучко

Судья

Тверской районный суд Москвы

Светлана Ухналева

Судья

Тверской районный суд Москвы

Елена Сташина

Судья

Тверской районный суд Москвы

Галина Филиппова

Судья

Тверской районный суд Москвы

Татьяна Корнеева

Судья

Симоновский районный суд Москвы

Руфина Газизова

Судья

Вахитовский районный суд Казани

Андрей Юшков

Судья

Арбитражный суд Татарстана

Елена Ким

Судья

Арбитражный суд Москвы

Ильдар Салимзянов

Судья

Арбитражный суд Татарстана

Маргарита Зинурова

С 18.09.2007 г. - заместитель председателя Арбитражного суда

Арбитражный суд Московской области

ЗАКОН МАГНИТСКОГО

(ПЕРЕВОД)

Продолжение »

Закон Магнитского (также Акт Магнитского, англ. Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act) - принятый в декабре 2012 года в США закон, вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица.

С. Л. Магнитский был руководителем отдела налогов и аудита в фирме Firestone Duncan. Летом 2007 года российское отделение фонда Hermitage Capital заподозрили в уклонении от уплаты налогов и Магнитский был арестован. 16 ноября 2009 года после 11 месяцев предварительного заключения он скончался в больнице следственного изолятора. В акте о смерти, подписанном 16 ноября врачами больницы «Матросской Тишины», сказано, что Магнитский умер от токсического шока и острой сердечной недостаточности. В графе «диагноз» указан острый панкреатит и закрытая черепно-мозговая травма. Дальнейшее расследование показало, что смерти Магнитского предшествовало его конвоирование в отдельную камеру 8-ю конвоирами для диагностики «психологической неадекватности» вследствие его периодических жалоб на плохие условия содержания, неоказание медпомощи и угрозу жизни (всего около 100 жалоб). Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть не сразу.

7 июня 2012 международная организация «Врачи за права человека» заявила, что следствие уничтожает образцы органов Магнитского с целью сокрытия следов преступления и намеренно выгораживает людей, причастных к его гибели.

В 2011 году Государственный департамент США заявил, что в страну уже запрещён въезд 60 российским чиновникам, по его мнению, причастным или подозреваемых в причастности к смерти Магнитского. В сентябре 2012 стало известно, что Великобритания уже ввела в действие «список Магнитского». Введение в пределах стран санкций, предусмотренных законом Магнитского, предложили депутаты двух стран Евросоюза.

Список содержит 60 фамилий чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ФСИН вместе с кратким описанием роли каждого из указанных лиц в деле Hermitage Capital. Часть «списка…» может остаться неопубликованной: фамилии должны быть обнародованы в течение 120 дней, но согласно принятой Конгрессом поправке к закону госсекретарь США имеет право не раскрывать отдельных фигурантов списка «в интересах национальной безопасности США».

14 декабря 2012 «закон Магнитского» подписан Президентом США Бараком Обамой. Закон вводит санкции в отношении любых российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках США.

12 апреля 2013 года министерство финансов США официально опубликовало персональный состав списка, в который вошли 18 человек.

112th CONGRESS 2d Session

Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012

Текст закона:

«To impose sanctions on persons responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, and for other gross violations of human rights in the Russian Federation, and for other purposes.»

Перевод:

«Данный законопроекта преследует цели введения санкций в отношении лиц, ответственных за содержание под стражей, противоправное обращение или смерть Сергея Магнитского и других грубых нарушений прав человека в РФ; а также иные цели.»

Уже в самом начале закона написано, что США будут вводить санкции не только в отношении лиц, которые были связаны с делом Магнитского, но и в отношении любого человека, который, по мнению США, нарушает права человека. А также Госдеп США будет пополнять список Магнитского, преследуя «иные цели».

Текст закона:

«SEC. 2. FINDINGS.

Congress finds the following:

(1) The United States aspires to a mutually beneficial relationship with the Russian Federation based on respect for human rights and the rule of law, and supports the people of the Russian Federation in their efforts to realize their full economic potential and to advance democracy, human rights, and the rule of law.

(2) The Russian Federation-

(A) is a member of the United Nations, the Organization for Security and Co-operation in Europe, the Council of Europe, and the International Monetary Fund;

(B) has ratified the Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, the International Covenant on Civil and Political Rights, and the United Nations Convention against Corruption; and

(C) is bound by the legal obligations set forth in the European Convention on Human Rights.

(3) States voluntarily commit themselves to respect obligations and responsibilities through the adoption of international agreements and treaties, which must be observed in good faith in order to maintain the stability of the international order. Human rights are an integral part of international law, and lie at the foundation of the international order. The protection of human rights, therefore, particularly in the case of a country that has incurred obligations to protect human rights under an international agreement to which it is a party, is not left exclusively to the internal affairs of that country.»

Перевод:

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конгресс считает что:

(1) Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основанных на уважении прав человека и верховенстве закона и поддерживает народ Российской Федерации в его усилиях по реализации полного экономического потенциала и укрепления демократии, прав человека и верховенства закона.

(2) Российская Федерация:

(A) является членом Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Международного валютного фонда;

(B) ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции; и

(C) приняла на себя юридические обязательства, изложенные в Европейской конвенции о правах человека.

(3) Государства добровольно обязуются уважать обязательства и обязанности путем принятия международных соглашений и договоров, которые должны соблюдаться в духе доброй воли для того, чтобы поддерживать стабильность международного порядка. Права человека являются неотъемлемой частью международного права и лежат в основе международного порядка. Таким образом, защита прав человека, особенно в случае страны, которая взяла на себя обязательства по защите прав человека в соответствии с международным соглашением, участником которого она является, не может ограничиваться исключительно внутренним положением дел этой страны.»

Смысл всего написанного выше заключается в том, что Российская Федерация подписала различные международные обязательства, а по конституции РФ международное право выше российского, о чём гласит Статья 15 пункт 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.». США напоминают, что их страна может вводить санкции в отношении граждан РФ не только за рубежом, но и на территории Российской Федерации.

Далее в законе рассказывается о коррупции в России, о деле Магнитского. Также рассказывается о том, какой несправедливый суд был в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, причём не упоминается, что в сентябре 2011 года Европейский суд по правам человека признал, что схемы налоговой оптимизации, которые применял «ЮКОС», никогда не были законными в России. Вспоминаются различные убийства, избиения, которые приписываются опять же таки правительству РФ. Затем идёт растолкование терминов. Всё это можно прочитать в законе о «Списке Магнитского» на официальном сайте правительства США http://www.gpo.gov . Мы же рассмотрим 4-ый раздел данного закона.

Текст закона:

«SEC. 4. IDENTIFICATION OF PERSONS RESPONSIBLE FOR THE DETENTION, ABUSE, AND DEATH OF SERGEI MAGNITSKY AND OTHER GROSS VIOLATIONS OF HUMAN RIGHTS.

(a) In General. --Not later than 120 days after the date of the enactment of this Act, the Secretary of State, in consultation with the Secretary of the Treasury, shall publish in the Federal Register a list of each person the Secretary of State has reason to believe--

(1) is responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, participated in efforts to conceal the legal liability for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, financially benefited from the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, or was involved in the criminal conspiracy uncovered by Sergei Magnitsky; or

(2) is responsible for extrajudicial killings, torture, or other gross violations of internationally recognized human rights committed against individuals seeking-

(A) to expose illegal activity carried out by officials of the Government of the Russian Federation; or

(B) to obtain, exercise, defend, or promote internationally recognized human rights and freedoms, such as the freedoms of religion, expression, association, and assembly, and the rights to a fair trial and democratic elections; or

(3) acted as an agent of or on behalf of a person in a matter relating to an activity described in paragraph (1) or (2).

(b) Updates. --The Secretary of State shall update the list required by subsection (a) as new information becomes available.»

Перевод:

«ОПИСАНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ЗАДЕРЖАНИЕ, НЕПРАВОМЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ГИБЕЛЬ СЕРГЕЯ МАГНИТСКОГО И ДРУГИЕ ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

(a) Не позднее чем через 120 дней после даты принятия настоящего закона, Государственный Секретарь, консультируясь с Министром Финансов, публикует в Федеральном регистре список всех людей, которых Государственный Секретарь сочтёт:

(1) в ответе за задержание, неправомерное отношение или смерть Сергея Магнитского, участником попыток скрыть ответственность перед законом за задержание, жестокое обращение или смерть Сергея Магнитского, финансовую выгоду от содержания под стражей, неправомерного отношения или смерти Сергея Магнитского, или был вовлечен в преступный сговор, раскрытый Сергеем Магнитским; или

(2) несет ответственность за внесудебные казни, пытки или другие грубые нарушения международно-признанных прав человека, совершенные против лиц, стремящихся:

(A) разоблачить незаконную деятельность, осуществляемую должностными лицами правительства Российской Федерации; или

(B) получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы; или

(3) выступавших в качестве агента или от имени лиц в вопросах, касающихся деятельности, описанных в пункте (1) или (2).

(b) обновления. --Государственный Секретарь будет обновлять список необходимых в подразделах по мере появления новой информации.»

Сразу возникает вопрос, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского»? Неужели в обязанности Министра Финансов входит расследование дел, связанных с нарушением прав человека в России и во всё мире? И почему именно Государственный Секретарь устанавливает, кто должен попасть в список?

Согласно пункту (2) в «список Магнитского» будут вноситься не только те лица, которые каким-либо образом связаны со смертью Магнитского, но и те, кто несет ответственность за «другие грубые нарушения международно-признанных прав человека». Что это за «другие грубые нарушения», исходя из вступительного описания раздела (a), будут уже решать Государственный Секретарь и Министр Финансов. Далее расшифровываются «иные цели», которые были упомянуты в самом начале закона. В список нужно внести тех, кто «против лиц», стремящихся:

«…получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы ».

Таким образом, под прикрытием понятия «грубые нарушения международно-признанных прав человека» в список Магнитского может попасть любой гражданин РФ, который выступает против «продвижения международно-признанных прав человека и свободы», установленными США. Например, если какой-нибудь депутат выступает за закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, то такой депутат автоматически заносится в список Магнитского, поскольку он ущемляет права гомосексуалистов. Или же, если депутат выступает против однополых браков, значит, он против продвижения «международно-признанных прав человека и свободы», и за это в отношении него могут быть введены санкции со стороны США. Другой пример можно привести с так называемой «свободой религии». Если где-то в России появляется религиозное объединение, которое замечено в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни, и правоохранительные органы заводят против такого объединения уголовное дело, то представители правоохранительных органов, связанных с данным делом, могут быть занесены в список Магнитского, если США увидят в этом нарушение прав, и совершенно неважно, что подобное объединение может быть машиной пропаганды США. Примеров можно приводить массу.

Текст закона:

«(c) Removal From List. --A person shall be removed from the list required by subsection (a) if the person demonstrates to the Secretary of State that the person did not engage in the activity for which the person was added to the list.»

Перевод:

«(c) Удаление из списка. Человек должен быть удален из списка согласно подразделу (а), если человек продемонстрирует Государственному Секретарю, что не занимались деятельностью, согласно которой он был добавлен в список.»

Т.е., если человек попал в список Магнитского, то он может прийти к Государственному Секретарю США или к кому-нибудь из его подчинённых и попросить прощения, продемонстрировав, что он согласен на все условия Госсекретаря, чтобы его убрали из списка.

Текст закона:

«(d) Requests by Chairperson and Ranking Member of Appropriate Congressional Committees.-

(1) In general. --Not later than 120 days after receiving a written request from the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees with respect to whether a person meets the criteria for being added to the list required by subsection (a), the Secretary of State shall submit a response to the chairperson and ranking member of the committee which made the request with respect to whether or not the Secretary determines that the person meets those criteria.

(2) Form. --The Secretary of State may submit a response required by paragraph (1) in classified form if the Secretary determines that it is necessary for the national security interests of the United States to do so.

(3) Removal. --If the Secretary of State removes from the list required by subsection (a) a person who has been placed on the list at the request of the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees, the Secretary shall provide that chairperson and ranking member with any evidence that contributed to the removal decision. The Secretary may submit such evidence in classified form if the Secretary determines that such is necessary for the national security interests of the United States.»

Перевод:

«(d) Запросы Председателя и Высокопоставленных Членов соответствующих Комитетов Конгресса.

(1) Общее положение. Не позднее чем через 120 дней после получения письменного запроса от Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса при условии, что человек соответствует критериям добавления в список согласно подразделу (а), Госсекретарь направляет ответ Председателю и высокопоставленному члену Комитета сделавшего запрос, указывая, считает ли Госсекретарь, что лицо удовлетворяет этим критериям или нет.

(2) Форма доклада. Государственный секретарь может представить ответ, предусмотренных пунктом (1) в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо сделать в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(3) Удаление (из списка). Если государственный секретарь удаляет из списка, приведённого в подразделе (а) человека, который был включён в список по просьбе Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса, Госсекретарь должен предоставить Председателю и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса доказательства, на которых основано решение об исключении из списка. Госсекретарь может предоставить такие доказательства в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.»

Из пункта (2) видно, что список Магнитского может быть засекречен « ». Согласно пункту (3) при удалении человека из списка, Госсекретарь должен предоставить «доказательства, на которых основано решение об исключении из списка », и также он может это сделать в «засекреченной форме », «если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки ». Стоит обратить особое внимание на то, что Госдеп и не скрывает, что данный закон действует НЕ в интересах России, а «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов ». Данная фраза в этом американском законе зазвучит ещё много раз.

Текст закона:

«SEC. 5. INADMISSIBILITY OF CERTAIN ALIENS.

(a) Ineligibility for Visas. --An alien is ineligible to receive a visa to enter the United States and ineligible to be admitted to the United States if the alien is on the list required by section 4 (a).

(b) Current Visas Revoked. --The Secretary of State shall revoke, in accordance with section 221 (i) of the Immigration and Nationality Act (8 U.S.C. 1201 (i)), the visa or other documentation of any alien who would be ineligible to receive such a visa or documentation under subsection (a).»

Перевод:

«НЕДОПУЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ИНОСТРАНЦЕВ.

(a) Отсутствие права на визу. Иностранец не имеет права получать визу для въезда и не может быть допущен в Соединенные Штаты, если иностранец находится в списке, описанном в раздел 4 (а).

(b) Отзыв текущей визы. В соответствии с разделом 221 (i) Закона об иммиграции и гражданстве (8 U.S.C. 1201 (i)), Государственный секретарь аннулирует визу или другой документ любого иностранца, который имел право на получение такой визы или документа в соответствии с подразделом (а).»

Т.е. если иностранец попадает в список Магнитского, то ему не дают визу, а если у него есть какие-либо документы, относящиеся к США, то они аннулируются.

Текст закона:

«SEC. 6. FINANCIAL MEASURES.

(a) Freezing of Assets. --The Secretary of the Treasury shall, pursuant to the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1701 et seq.), freeze and prohibit all transactions in all property and interests in property of a person that the Secretary determines has engaged in an activity described in paragraph (1), (2), or (3) of section 4 (a) if such property and interests in property are in the United States, come within the United States, or are or come within the possession or control of a United States person.»

Перевод:

«ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ.

(a) Замораживание активов. Министр Финансов должен согласно закону о международных чрезвычайных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1701 et seq.), заморозить и запретить передачу всего имущества и имущественного права лица, которое Секретарь определяет как лицо занявшееся деятельностью, описанной в пункте (1), (2), или (3) раздела (4а), если его имущество и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, попадают в пределы Соединенных Штатов, являются, или же попадают в распоряжении или под контроль лица Соединенных Штатов Америки.»

Теперь становится понятно, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского». Министр Финансов будет отбирать имущество у тех, кто записан в список Магнитского, именно поэтому его мнение так важно в составлении списка. Причём конфискация имущества и имущественного права лица может осуществляться не только в Соединенных Штатах, но и в других странах, где США имеет своё влияние. Как известно, США имеет своё влияние в большинстве стран мира, и пусть какая-нибудь страна только попробует не выполнить распоряжения США, такая страна сразу поймёт, что значит препятствовать «продвижению международно-признанных прав человека и свободы».

Текст закона:

«(c) Enforcement.--

(1) Penalties. --A person that violates, attempts to violate, conspires to violate, or causes a violation of this section or any regulation, license, or order issued to carry out this section shall be subject to the penalties set forth in subsections (b) and © of section 206 of the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1705) to the same extent as a person that commits an unlawful act described in subsection (a) of such section.»

Перевод:

«(c) Соблюдение исполнения.

(1) Штрафы. Лицо, которое нарушает, или пытается нарушить, вступает в сговор с целью нарушить или нарушает положения этого раздела или постановления, полномочий или приказа выданного для реализации положений этот раздела, подлежит наказанию согласно подпунктам (b) и (c) раздела 206 закона о Международных Акту о Чрезвычайных Экономических Полномочиях (50 U.S.C. 1705) в той же степени, в какой и лицо, совершившее противоправное деяние, описанное в подразделе (a) этого раздела.»

Т.е., если подчинённый не выполняет распоряжения Госсекретаря привести в действие санкции в отношении лица, занесённого в список Магнитского, то такой подчинённый сам попадёт в список и у него отберут всё имущество. Причём необязательно, чтобы подчинённый должен находиться в США. Это может быть обычный госслужащий в России, которому приходит письмо из Вашингтона с требованием ввести санкции в отношении того или иного человека, и если тот не выполнит требования, то его занесут в список Магнитского.

Текст закона:

«SEC. 7. REPORT TO CONGRESS.

Not later than one year after the date of the enactment of this Act and annually thereafter, the Secretary of State and the Secretary of the Treasury shall submit to the appropriate congressional committees a report on:

(1) the actions taken to carry out this Act, including:

(A) the number of persons added to or removed from the list required by section 4 (a) during the year preceding the report, the dates on which such persons have been added or removed, and the reasons for adding or removing them; and

(B) if few or no such persons have been added to that list during that year, the reasons for not adding more such persons to the list; and

(2) efforts by the executive branch to encourage the governments of other countries to impose sanctions that are similar to the sanctions imposed under this Act.»

Перевод:

«ДОКЛАД КОНГРЕССУ

Не позднее одного года после даты вступления в силу настоящего закона и затем ежегодно, Государственный Секретарь, и Министр Финансов представляют соответствующим комитетам Конгресса отчет о:

(1) мерах, принятых для выполнения этого закона, включая:

(A) количество лиц, добавленных или удаленных из списка, согласно разделу (4а) на протяжении года, предшествующего докладу, даты, в которые эти лица были добавлены или удалены из списка и причин для добавления или удаления их из списка; и

(B) если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список, то должны быть объяснены причины, по которым новые лица в список не были включены.

(2) усилия исполнительной власти направленные на поощрение правительств других стран за наложение санкций схожих с санкциями предусмотренными настоящим Законом.»

Из пункта (1A) следует, что список Магнитского обязательно должен всё время пополняться, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», и, «если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список», то Государственный Секретарь и Министр Финансов должны отчитаться, почему список такой маленький и почему так мало отобрано имущества. Т.е. Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы в список постоянно пополнялся.

Из пункта (2) следует, что те страны, которые будут принимать законы, похожие на закон Магнитского, будут поощряться Соединёнными Штатами Америки. И опять же таки мы видим, что Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше стран к наложению санкций в отношении России.

Текст закона:

«SEC. 8. TERMINATION.

The provisions of this Act shall terminate on the date that is 10 years after the date of the enactment of this Act.»

Перевод:

«ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА.

Положения этого закона прекращается действовать 10 лет спустя с момента принятия этого закона.»

Т.е. закон Магнитского будет действовать в течение 10 лет.

Вывод: Закон имени Магнитского является ничем иным, как инструментом давления на политическую элиту России со стороны США. В этот список может попасть любой, кто может угрожать «интересам национальной безопасности Соединенных Штатов». Причём, в законе нигде нет ни слова о том, что в список вносятся только граждане России. Этот закон касается всех стран мира. Причина, по которой человек заносится в список Магнитского, может быть абсолютно любая. Распространяться санкции могут не только за рубежом, но и на территории РФ, т.к. по конституции РФ международное право выше российского. Если человек пойдёт на сотрудничество с США, то его могут простить и удалить из списка. Список и все доказательства засекречены. Принятием закона имени Магнитского США самым грубейшим образом нарушают международно-признанные права человека и свободы, и Госсекретарю США ничего не остаётся, как занести в список Магнитского всех представителей Госдепартамента США и самого себя. Но, как мы понимаем, санкции на правительство США не распространяются.



Поделиться