Тендеры 44 фз и 223 отличия. этапов проведения конкурса

Место размещения извещения Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке. Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке. Внесение изменений в извещение и отмена закупки Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика. Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев. Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках. Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

223-фз и 44-фз: основные отличия

В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика. Положение о закупке каждого конкретного заказчика - первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.


Кто заказчик? 44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения 223-ФЗ
  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик? 44-ФЗ и 223-ФЗ Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Чем отличается 44‑фз от 223‑фз?

В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются. По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.


Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.

  • В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

Сравниваем 44-фз и 223-фз - таблица для чайников

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Для представителей малого бизнеса - не больше 2%. Для электронных аукционов до 3 млн - 1%.

Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и внесена им в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru. 223-ФЗ Остается на усмотрение заказчиков. Требование прописывают в документации, если оно есть.

Например, для одной из «дочек» РЖД при закупке транспорта на 1 320 000 рублей обеспечение не требуется, потому что это прописано в конкурсной документации.

Таблица отличий 223-фз от 44-фз

Важно

  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров. Способы закупок 44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

Чем отличается 44-фз от 223-фз?

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.


44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции. 223-ий закон создан для особых заказчиков:

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”.

Сравнительная характеристика фз № 44 и фз № 223

Определены заказчиком самостоятельно в Положении. Подпись для электронных документов Нужна усиленная неквалифицированная ЭП. В зависимости от площадки требуется квалифицированная либо нет.

Обеспечение заявок и контракта Обязательны в конкурсах и аукционах. Для других процедур строгой необходимости нет. Деньги зачисляют на счет заказчика или предъявляют банковскую гарантию.
В аукционе обеспечение заявки вносят только деньгами через ЭТП. Необходимость и способы указываются в Положении. Борьба с демпингом Регламентируется ст.
37 закона.

Не обязательна, но заказчик может определить такие меры в Положении. Обоснование НМЦК Необходимо при каждой процедуре (ст.

22). Не обязательно. Отчеты в ЕИС

  • о ходе исполнения сделки;
  • о выполнении плана по закупкам у СМП;
  • о неконкурентных процедурах (в т.ч.

Чем отличаются законы о закупках 223-фз и 44-фз?

У каких участников возможен приоритет? 44-ФЗ

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. 223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров согласно постановлению правительства. Постановление вступает в силу с 1 июля 2015 в отношении заказчиков, у которых годовая выручка составила больше 10 млрд.

Внимание

Электронные площадки Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
  • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
  • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.


3. Информационное обеспечение закупок: положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок Положение о закупках Не предусмотрено. Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

Чем отличается 223 ap от 44 ap простыми словами

  • запроса предложений;
  • запроса котировок;
  • открытого конкурса;
  • аукциона, имеющего закрытую форму;
  • открытого или закрытого конкурса с ограниченным участием;
  • многоэтапного конкурса;
  • заключения договора с единственным поставщиком в порядке статьи 93 рассматриваемого закона
  • конкурса;
  • аукциона;
  • в любой иной форме, предусмотренной собственным положением о закупках.

Разрешенные электронные торговые площадки Только 5 бесплатных площадок Любые площадки на усмотрение заказчика Обеспечение, изменение и расторжение контракта Условия установлены законом Условия прописываются в положении о закупках Сроки процедуры Установлены законом Устанавливаются заказчиком Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.

Чем отличается 223 фз от 44 фз простыми словами

В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.

Какие есть особенности описания предмета закупки Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.

Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку. Где узнать сроки подачи заявок Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.

Прописываются заказчиком в Положении. Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения.

Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах? 44-ФЗ Только неквалифицированная электронная подпись. 223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть квалифицированная и неквалифицированная подпись. Сроки подачи заявок 44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта - все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать. 223-ФЗ Сроки прописывает заказчик в своем положении о закупках.

Законодательство РФ предусматривает два основных правовых документа, на основе которых осуществляются заказы:

Для понимания отдельных правовых нюансов оба законоположения следует рассмотреть в сравнении.

Федеральный закон под номером 44 регулирует систему закупок муниципальными и государственными учреждениями. Закон был принят в марте 2013 года, последние изменения приходятся на 7 июня 2017 года. Назначение данного закона — урегулирование обеспечения государственных и муниципальных нужд, открытость в проведении закупок, результативность.

ФЗ 223

Федеральный закон под номером 223 регулирует проведение закупок отдельными юридическими лицами. Он имеет более узкую специализацию по сравнению с ФЗ 44 и несколько иные цели.

Основным назначением ФЗ 223 является обеспечение единого экономического механизма, в рамках которого будет обеспечиваться взаимодействие поставщиков и заказчиков. Создание такой системы призвано развивать добросовестную конкуренцию и исключить монополизацию рынка, коррупцию и иные злоупотребления.

ФЗ 223 обладает меньшим объемом, однако структурно регулирует схожие аспекты:

  • правовые моменты в проведении торгов и конкурсов, основные принципы;
    особенности отдельных видов торгов;
  • информационное сопровождение всей процедуры по закону ФЗ 223;
  • создание и ведение реестров договоров;
  • проведение оценки и контроль над исполнением условий договоренности;
  • контроль над соблюдением положений данного закона и ответственность за их нарушение.

Закон был принят в июле 2011. Последние изменения были также введены в июне 2017 года. Скачать ФЗ-223 в последней редакции можно .

Сравнение ФЗ 44 и ФЗ 223

Чтобы наглядно сравнить оба закона, следует рассмотреть их положения в отдельном порядке.

Федеральный закон под номером 44 Федеральный закон под номером 223

Назначение и цель законоположений

Регулирование всех аспектов, касающихся проведения закупок для государственных и муниципальных нужд на уровне закона, предоставление соответствующих гарантий всем сторонам сделки. Закон определяет общие положения, которые в индивидуальном порядке могут отличаться друг от друга. Соблюдаются лишь основные принципы открытости, добросовестной конкуренции.

Заказчики

Государственные и муниципальные учреждения.
  • Организации с долевым участием государства не менее 50%;
  • организации с регулируемой деятельностью — учреждения по электро- и водоснабжению, газовому обеспечению;
  • организации с естественным правом монополии — РЖД, Ростелеком;
  • бюджетные организации, проводящие закупку за внебюджетные средства.

Виды закупок

  • Статьи 48, 56 и 57 указывают на проведение открытых конкурсов, с ограниченным участием и двухэтапных;
  • ст 59 — проведение электронного аукциона;
  • статья 83 регламентирует порядок запроса предложений;
  • ст 72 учитывает запрос по котировкам;
  • статья 93 ФЗ 44 регулирует процедуру приобретения товаров или услуг у единственного поставщика;
  • статьи 84-92 предписывают порядок проведения закрытых способов закупки.
Статья 3 указывает на два возможных варианта проведения закупки — организация торгов или проведение конкурса.

Торговые площадки

Ограниченное количество электронных площадок — до 6 официальных сайтов. Количество площадок постоянно меняется, доходит до пары сотен.

Планирование

  • План закупок составляется на 3 года;
  • план-график актуален в течение года.
Имеется один документ для планирования, составляемый на год. На закупку инновационной техники, лекарственных или высокотехнологичных средств составляется план на 5-7 лет.

Условия заключения контракта

Обеспечение контракта для торгов и конкурсов выставляется обязательно;

статья 37 ФЗ 44 предусматривает принятие антидемпинговых мер;

ст 22 предусматривает один из способов обеспечения цены контракта — сопоставление рыночной стоимости, нормативное, тарифное, затратное, проектно-сметное;

затраты на закупку у малого бизнеса должны составлять не менее 15% от общих показателей.

Обеспечение регулируется по усмотрению заказчика;

обязательные антидемпинговые меры не предусмотрены;

установление начальной или максимальной цен не является обязательным к исполнению;

норма закупки составляет не менее 10% для тех заказчиков, которые закупают более чем на 2 млрд рублей.

Как известно, некоторые виды заказчиков, подпадающие под сферу действия Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе в случаях, предусмотренных законом, применять в своей закупочной деятельности нормы Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В частности, речь идет о бюджетных учреждениях, которые согласно положениям ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, руководствуясь ФЗ № 223.

При этом указанное право возникает в 2015 г. при наличии у заказчика правового акта (Положения о закупке) , утвержденного на основании ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС), а до ввода ее в эксплуатацию - на Официальном сайте для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru до 31 декабря 2014 г. Соответственно, в 2014 г. заказчики вправе были руководствоваться нормами ФЗ № 223 при условии утверждения и размещения Положения о закупке на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru до 1 апреля 2014 г. (ч. 25 ст. 112 ФЗ № 44).

По общему правилу, бюджетное учреждение вправе производить закупки товаров, работ, услуг на основании норм ФЗ № 223 в следующих случаях:

1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) когда бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя по контракту и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц (например договор субподряда) для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) в отношении средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Как показывает практика, многие представители организаций бюджетных учреждений положительно оценили подобную альтернативу законодателя, которая позволила проводить закупочные процедуры с соблюдением требований двух федеральных законов - ФЗ № 44 и
ФЗ № 223.

Вместе с тем бюджетные учреждения сталкиваются с большими трудностями при применении норм ФЗ № 223 в ходе своей практической работы и это вполне обоснованно и логично, поскольку ФЗ № 44 более «процедурный» закон, он гораздо детальнее в отличие от положений ФЗ № 223 описывает и регламентирует все этапы осуществления закупок, закон о контрактной системе предусматривает более жесткие сроки для совершения действий, направленных на достижения конечного результата - удовлетворение потребности бюджетного учреждения в необходимых товарах, работах, услугах.

В свою очередь, ФЗ № 223 больше носит рамочный характер и определяет только лишь общие принципы осуществления закупок.

Поэтому для удобства заказчиков, а также заинтересованной аудитории участников закупок, желающих разобраться в основных отличиях работы по ФЗ № 44 и ФЗ № 223, предлагаем сравнительную таблицу, которая, надеемся, расставит верные акценты в понимании данного вопроса.

ФЗ № 44

ФЗ № 223

Заказчиками являются

ст.3 ФЗ № 44

Государственные заказчики;

Муниципальные заказчики;

Бюджетные учреждения;

Автономные учреждения, государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия при предоставлении средств из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности (ч.4 ст. 15 ФЗ№ 44).

Государственные корпорации;

Государственные компании;

Субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

Государственные унитарные предприятия;

Муниципальные унитарные предприятия;

Автономные учреждения;

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, и их дочерние хозяйственные общества;

Бюджетное учреждение при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Нормативно-правовые и локальные акты, которыми заказчики должны руководствоваться в своей закупочной деятельности

Конституция РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Конституция РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс об административных; правонарушениях РФ;

Положение о закупке (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223).

Способы закупок

Открытый конкурс - ст. 48 ФЗ № 44;

Конкурс с ограниченным участием - ст. 56 ФЗ № 44;

Двухэтапный конкурс - ст. 57 ФЗ № 44;

Электронный аукцион - ст. 59 ФЗ № 44;

Запрос котировок - ст. 72 ФЗ № 44;

Запрос предложений - ст. 83 ФЗ № 44;

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) ст. 93 ФЗ № 44;

Закрытые способы - §5 ФЗ № 44.

ч.3 ст. 3 ФЗ № 223

Конкурс;

Аукцион;

А также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке.

Электронная подпись

п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 44

Используется усиленная неквалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов.

Используется усиленная квалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов (Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Электронные площадки

Заказчик может использовать для проведения закупки с помощью электронного аукциона только следующие электронные площадки:

ООО «РТС-тендер»,

ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),

ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,

ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,

ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».

Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, запроса предложений, редукциона, запроса котировок, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.

Комиссия по закупкам

ст. 39 ФЗ № 44

Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

п. 4 ст. 447 ГК РФ

Обязательно создается при проведении конкурса.

В иных случаях создание комиссии происходит согласно Положению о закупке заказчика.

У бюджетного учреждения, работающего по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223, может быть две комиссии для принятия решений по закупкам по каждому из законов.

Информационное обеспечение закупочного процесса, документация и сроки ее размещения

Положение о закупке

Не разрабатывается

ч. 1 ст. 4 ФЗ № 223

Положение о закупке и изменения к нему в течении 15 дней со дня утверждения размещаются в ЕИС.

Положение о закупке разрабатывается и утверждается заказчиком (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223).

Планирование закупок

ст. 16, 17, 21 ФЗ № 44

Планирование закупок осуществляется в два этапа посредством формирования:

Плана-графика, который формируется на 1 календарный год и размещается в ЕИС;

Плана закупок, который формируется на 3 года и размещается в ЕИС.

Формирование и размещение планов-графиков закупок осуществляется на основании Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н и Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 182/7н.

Закупки, осуществляемые согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, в плане-графике отражаются укрупненно.

ч. 2 ст. 4 ФЗ № 223

План закупок формируется на срок не менее 1 года, размещается в ЕИС.

ч. 3 ст. 4 ФЗ № 223

При необходимости закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств формируется дополнительно отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет, который размещается в ЕИС.

Требования к форме плана закупок и порядок его формирования регулируются Постановлением Правительства от 17.09.2012 № 932.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 заказчик вправе не включать в план закупок сведения о закупке товаров, работ, услуг до 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Извещение о закупке

ст. 42 ФЗ № 44

Извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок (ст. 49, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 ФЗ № 44).

Электронный аукцион - если начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) не превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие;

если начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие (ст. 63 ФЗ № 44).

Запрос котировок - еслиНМЦК не превышает 250 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 4 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок, а если НМЦК составляет от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 7 раб. дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 ФЗ № 44).

Запрос предложений - извещение размещается в ЕИС за 5 дней до проведения запроса предложений (ч. 3 ст. 83 ФЗ № 44).

Извещение формируется в случаях, предусмотренных ФЗ № 44, и размещается в ЕИС за 5 дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).

ч. 2 ст. 3 ФЗ № 223

Открытый конкурс, открытый аукцион - извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок.

В случае использования иных предусмотренных Положением о закупке способов закупки сроки размещения и подачи заявок также регламентируются Положением о закупке.

Но необходимо помнить о ч. 15 ст. 4 ФЗ № 223, согласно которой заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Извещение об изменении закупки

Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, изменения размещаются в ЕИС в течении 1 дня с даты принятия решения, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок он составлял 10 раб. дней (ч. 4 ст. 49 ФЗ № 44).

Электронный аукцион -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течение 1 дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 дней или 15 дней в зависимости от НМЦК
(ч. 6 ст. 63 ФЗ № 44).

Запрос котировок -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 раб. дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течении 1 раб. дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 раб. дней, а при осуществлении закупок на сумму до 250 тыс. руб. - 4 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 6 ст. 74 ФЗ № 44).

Запрос предложений - изменения в извещение вносить запрещено (ч. 5 ст. 83
ФЗ № 44)

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) -возможность внесения изменений в извещение ФЗ №44 не предусмотрена.

ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223

Открытый конкурс, открытый аукцион. Если изменения в извещение внесены позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен так,чтобы со дня размещения извещения об изменениях до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее 15 дней.

Извещение об отмене закупки

Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион -за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44).

Запрос котировок -за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44).

Запрос предложений -отменять определение поставщика запрещено (ч. 1 ст. 36, ч. 5 ст. 83 ФЗ № 44).

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) -возможностьотмены
ФЗ № 44 не предусмотрена.

Случаи и способы отмены процедур закупок указываются в Положении о закупке.

Если в Положении о закупке случаи отказа от проведения процедуры закупки не предусмотрены, то по общему правилу (ст. 448 ГК РФ) заказчик может отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта/договора

Обеспечение заявки обязательно в случае проведения конкурса, аукциона. Обеспечение заявки может быть предоставлено участником закупки в форме денежных средств или банковской гарантии во всех случаях, за исключением проведения электронного аукциона, так как при участии в электронном аукционе обеспечение заявки предоставляется только путем внесения денежных средств (ст. 44 ФЗ № 44).

Обеспечение исполнения контракта обязательно в случае проведения конкурса, аукциона.

В случае проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе в проекте контракта установить требование к предоставлению обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) путем внесения денежных средств или предоставлением банковской гарантии (ст. 96 ФЗ № 44).

Примечание: Постановление м Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 определены случаи и условия, при соблюдении которых заказчик вправе в 2015 году не устанавливать требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Заказчик вправе при проведении процедуры закупки установить для участников закупки требование об обеспечении заявки/договора.

Случаи, способы и размеры обеспечения заявки и обеспечения договора определяются Положением о закупке.

Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Применяются согласно ст. 37 ФЗ № 44 при проведении конкурсов и аукционов.

Не применяются в соответствии с положениями ФЗ № 223, но могут быть предусмотрены в Положении о закупке.

Национальный режим

Согласно ст. 14 ФЗ № 44 и принятыми в развитие нормативно-правовыми актами устанавливаются ограничения на закупку иностранной продукции следующих категорий товаров, связанных с:

    обороной страны и безопасностью государства(Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 1224),

    машиностроением (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656),

    легкой промышленностью (Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791),

    закупкой медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102), а также преференции товарам российского, белорусского и казахстанского происхождения (Приказе Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155).

Не применяется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрен в Положении о закупке.

Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки осуществляется в соответствии со ст. 32 ФЗ № 44 и Постановлением Правительства от 28.11.2013 г. № 1085, которым установлены правила оценки заявок. Критерии оценки заявок не используются при проведении аукциона, запроса котировок и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, указанных в документах о закупке, согласно п. 12-13 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 производится способами, предусмотренными в Положении о закупке.

Описание предмета закупки

ст. 33 ФЗ № 44

Описание объекта закупки указывается в документации к закупке и должно носить объективный характер. В описании объекта указываются функциональные, эксплуатационные, технические и качественные характеристики объекта закупки.

Запрещено включать в описание закупки: указание на товарный знак, фирменное наименование, страну производителя и т. п. (п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44).

Ели предметом закупки выступают работы или услуги и для их выполнения требуются товары с определенным товарным знаком , то заказчик вправе его указать с обязательным использованием слов «или эквивалент».

Заказчик должен описать предмет закупки в документации о закупке, а именно указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223).

Документация о закупке может содержать указание на конкретный товарный знак закупаемого товара, производителя и страну происхождения продукции, при этом слова «или эквивалент» могут не употребляться.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора (далее - НМЦК)

В ст. 22 ФЗ № 44 перечислены 5 методов обоснования НМЦК:

Метод сопоставимых рыночных цен,

Нормативный метод,

Тарифный метод,

Проектно-сметный метод,

Затратный метод,

из которых заказчик может выбрать подходящий. Также Министерством экономического развития разработаны методические рекомендации, которые должны помочь заказчикам в определении способа и порядка обоснования НМЦК для осуществления закупки (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567).

На законодательном уровне порядок обоснования начальной (максимальная) цены договора (далее НМЦД) не определен.

Согласно п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 заказчик должен в документации о закупке указать сведения о НМЦД (цене лота), а также порядок формирования цены договора (цены лота) (п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223), определенные Положением о закупке.

Заказчик определяет для себя самостоятельно в Положении о закупке, каким образом будет установлена НМЦД.

Требования к участникам закупки

Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 ФЗ № 44), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 ФЗ № 44; Постановление правительства от 04.02.2015 № 99).

Иные требования к участникам закупок заказчик не имеет права устанавливать.

Заказчик закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44).

Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 ФЗ № 223).

Предоставление преимуществ некоторым участникам закупки

Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44).

Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44).

Для субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО) в закупках предоставляются следующие преимущества: обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок
(ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44).

Если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения о закупке только у СМП, СОНКО, то заказчик обязан произвести оплату не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44).

Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223).

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определяет объем и порядок осуществления таких закупок. Заказчик обязан производить закупки у СМП и субъектов среднего предпринимательства (далее ССП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМП и ССП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок.

Экспертиза поставленных товаров, произведенных работ, оказанных услуг

ст. 41, ч. 3 ст. 94 ФЗ № 44

заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком в 2 формах:

Силами заказчика (внутренняя экспертиза);

С привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Не осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрена Положением о закупке.

Заключение и изменение условий контракта/договора

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 ФЗ № 44.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 ФЗ № 44).

Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 ФЗ № 44), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке.

При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 ФЗ № 223).

Заказчик самостоятельно в Положении о закупке определяет для себя порядок и пределы такого изменения. ФЗ № 223 не содержит норм, уточняющих, в каком объеме могут быть изменены условия договора.

Отчетность по закупкам

ч. 9-12 ст. 94 ФЗ № 44, Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта).

Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну;

4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки у СМП и ССП, а также до 01.02.2016 г. годовой отчет о годовом объеме закупок у СМП и ССП.

Реестр контрактов/договоров

ст. 103 ФЗ № 44, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

Примечание: Согласно ч. 26 ст. 95 ФЗ № 44 информация об изменении контракта или о расторжении контракта размещается заказчиком в ЕИС в течение 1 рабочего дня , следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

В реестр контрактов вносится следующая информация:

    о заключении контракта -в течение 3 раб. дней с даты заключения контракта (ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44);

    об изменении контракта -в течение 3 раб. дней с даты изменения контракта(ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44);

    об исполненииконтракта - в течение 3 раб. дней с даты исполненияконтракта (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44);

    о расторжении контракта - в течение 3 раб. дней (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44).

В реестр контрактов не вносится информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

ст. 4.1 ФЗ № 223, Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132

В реестр договоров вносится следующая информация:

    о заключении договора -в течение 3 раб. дней с даты заключения договора(ч.2
    ст. 4.1 ФЗ № 223);

    об изменении договора с 01.01.2016 г. -в течение 10 раб. дней с даты изменения договора(подп. «Ж» п. 2 Постановления Правительства РФ от31.10.2014 г. №1 132);

    об исполнении договора с 01.01.2016 г. - в течение 10 раб. дней с даты исполнения договора (подп.«З» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132);

    о расторжении договора с 01.01.2016 г. -в течение 10 раб. дней (подп. «Л» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132).

    копия заключенного договора с 01.01.2016 г. (подп. «М» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132).

В реестр договоров не вносится информация о договорах, которая в соответствии с ФЗ № 223 не подлежит размещению в ЕИС.

Ответственность за неисполнение предписаний закона

Ст. 7.29, 7.29.1, 7.29.2, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.1 КоАП РФ

Ст. 7.32.3, 19.5, 19.7.2-1 КоАП РФ

Гугуева Дарья Александровна ,

преподаватель НОУ МЦПК «Ориентир»

26.06.2015 г.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Поэтому между ними может возникать путаница. Принципиальное отличие состоит в том, что в первом законе идет речь о закупках, совершаемых бюджетными организациями, а во втором – о закупках компаний, которыми государство владеет на половину и больше. Очевидно, что рамки, налагаемые 44-ФЗ, значительно строже. Рассмотрим расхождения положений законов в ключевых моментах процесса закупок.

Заказчики и поставщики

  • 44-ФЗ: заказчиками выступают любые бюджетные учреждения: муниципальные или государственные; поставщиком может стать индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо.
  • 223-ФЗ: торги организовывают компании, которые на 50 и более процентов принадлежат государству, бюджетные компании, которые проводят тендер на собственные средства (не обращаясь к государственному бюджету), компании, которые занимаются ресурсами, контролируемыми государством (например, энергетика), а также субъекты естественных монополий. Поставщиком, как и в случае с 44-ФЗ, может стать любое лицо или организация.

Доступные способы закупок

  • 44-ФЗ: законом предусмотрены следующие виды конкурентного отбора поставщиков: конкурсы (открытый и закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Заключение контракта с единственным поставщиком возможно, но случае неконкурентных закупок ограничены.
  • 223-ФЗ: в ч.3 ст.3 закона отмечено два обязательных способа закупок: аукцион и конкурс, однако заказчик вправе сам выбрать подходящий способ. Также закон не налагает запрет на неконкурентные закупки, но для их проведения необходимо обозначить причину выбора.

Гарантия исполнений условий контракта

  • 44-ФЗ: обеспечение исполнения контракта необходимо, без него соглашение не может быть заключено. Если начальная максимальная стоимость работ превышает 50 миллионов рублей, то обеспечение должно составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если же контракт заключается на меньшую сумму, то обеспечение назначается в рамках 5–30%. Обеспечить исполнение контракта можно либо перечислением денег на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.
  • 223-ФЗ: заказчик сам принимает решение о размере суммы, обеспечивающей выполнение условий контракта.

Внесение изменений и отмена действия контракта

  • 44-ФЗ: контракт может быть расторгнут на условиях, оговоренных в конкурсной документации, которую составляет заказчик. Существенные изменения в условия контракта вноситься не могут.
  • 223-ФЗ: заказчик может изменять любые условия контракта, но возможность изменений должна быть обязательно указана в положении о закупке.

Антидемпинговые меры

  • 44-ФЗ: обязательное применение антидемпинговых мер оговорено в ст.37 закона.
  • 223-ФЗ: в законе нет упоминания об антидемпинговых мерах, но заказчик может ввести их по своему усмотрению.

Обжалование действий заказчика

  • 44-ФЗ: жалоба передается в Федеральную антимонопольную службу, в течение двух дней с момента ее получения она публикуется на сайте zakupki.gov.ru , а затем специалисты ФАС рассматривают ее и принимают решение в течение 5 рабочих дней. Это правило распространяется на все закупки по 44-ФЗ.
  • 223-ФЗ: жалоба также публикуется в Федеральной налоговой службе, однако в этом случае порядок ее рассмотрения должен быть прописан в контракте.

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.

Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.


223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.


Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ. А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.


Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:


Федеральный закон №44-ФЗ Федеральный закон №223-ФЗ
Какие виды закупок предусмотрены
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.

При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

  • Аукционы;
  • Конкурсы.

Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.

На каких ЭТП публикуются тендеры
  • РТС-тендер;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая Электронная Торговая Площадка;
  • Заказ РФ;
  • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  • Российский аукционный дом.
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
Усиленная неквалифицированная. Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
  • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
Не предусмотрены.


Поделиться