1 право в системе социальных норм. Система социальных норм. Гипотезы классифицируются по двум критериям

В.Ф. Мартынов*

К вопросу о месте норм права в системе социальных норм

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавливаются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешения спорных и конфликтных ситуации, а также определяются меры ответственности за несоблюдение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрывную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными.

Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо-плохо, приемлемонеприемлемо; возможно-невозможно и т.п. Из оценок вытекают соответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определенные последствия. К примеру, убивать людей плохо -убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы.

Система социальных норм складывается под воздействием различных факторов: исторического периода, уровня технического и культурного развития; геополитической обстановки и т.п. Как отмечает В.С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа1. Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала (и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «добра» и «зла»2. Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обществом вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недопустимого поведения.

Таким образом, социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые и признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т.п.) образцы, (стандарты, модели) поведения участников социального общения.

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность - социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта либо какое поведение является недопустимым с точки зрения интересов общества;

Нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер - сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, т. е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;

Сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь и через институции (организации, союзы, объединения, устойчивые нравы) органически врастают в общественные отношения»3;

Культурная обусловленность - социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

* Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Теория права и государства

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В качестве примера политических норм,вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа. Вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по поводу законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования.

Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономического развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный, в зависимости от обстоятельств, товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.

Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания, и т.п.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально-значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана: «“Регулярное” государство Петра I сознавало себя как систему указов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. “Обычай” - жизнь не возведенная в ранг “грамматики”, - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, “закостенелостью”. Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как “регулярное”. Государственная деятельность осмыслялась как введение “регламентов” с последующим преобразованием жизни по их образцу»4.

По характеру воздействия на социальную среду - прогрессивные и регрессивные.

Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство исследователей считают прогрессивными те преобразования которые были обусловлены реформами Петра I. При этом ре формационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и моральными нормами, правилами этикета и т.п.

Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, используемые в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80%5.

Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констатировать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил ИЮ. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.»6.

Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе. В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право» «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий»7.

Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы складывающейся из общезначимых (правил) норм, принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора:

Общезначимость;

Результативность.

При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т.е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия.

Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и в частности противоречие «право - государство - закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной8.

Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социального явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право).

В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, наряду с правом в процессе социального регулирования участвуют и другие правила поведения, получившие свое формальное закрепление в нормах религии, обычаев, морали и т.п.

Соотношение правовых норм с иными социальными нормами будет рассмотрено нами в соответствующих разделах.

Соотношение права и нравственности

Проблема соотношения права и нравственности традиционно рассматривается в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены «право» и «нравственность» воспринимаются как самостоятельные и обособленные. Подобный подход допустим только в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических (рассматриваемых вне реальных жизненных обстоятельств) категориях. Более логичным представляется рассмотрение проблемы соотношения права и нравственности в контексте сочетания нравственных и юридических начал в содержании правовых норм. Основным нравственным началом права является его справедливость, что же касается юридического начала, то на наш взгляд это, прежде всего общезначимость и результативность правового предписания.

Оценка права с точки зрения справедливости представляет собой субъективную характеристику, воспроизводимую на уровне индивидуального либо общественного правосознания. Так, реформы проводимые в эпоху царствования Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «справедливые (правильные)». В свою очередь, не менее масштабные государственноправовые и социокультурные преобразования, имевшие место в период властвования И.В. Сталина, зачастую оцениваются как «несправедливые (неправильные)» Причем субъективные оценки права с точки зрения его нравственности (безнравственности) зачастую носят полярный характер и определяются тем воздействием, которое право оказало на положение конкретного субъекта. Так, один и тот же судебный приговор может рассматриваться в качестве справедливого с точки зрения лица, пострадавшего от преступления, и несправедливого, неоправданно жестокого с точки зрения

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Теория права и государства

лица, признанного виновным в совершении этого преступления и осужденного по решению суда.

В отличие от нравственной характеристики права, которая в силу своего субъективного характера не подлежит формальному закреплению, юридические свойства правовых норм (общезначимость и результативность) обеспечиваются посредством законодательного закрепления нормативных установок, создания системы государственных гарантий их реализации, а также юридической ответственности за неисполнение и нарушение установленных при помощи права правил поведения. При этом право воспринимается как объективная регулятивно-охранительная система, существующая и действующая независимо от ее субъективной оценки в качестве справедливой либо несправедливой.

В процессе правового регулирования соотношение нравственных и юридических начал права наиболее отчетливо прослеживается в сфере правоприменительной деятельности. К примеру, деятельность судов присяжных построена на сочетании «суда по справедливости», осуществляемого присяжными, с юридической деятельностью профессионального судьи, производящего юридического оформление принятого решения, а также деятельностью сторон обвинения и защиты, принимающих участие в состязательном процессе. При этом позиции юристов, поддерживающих сторону обвинения либо защиты в процессе, должны строиться как с учетом юридической, так и нравственной оценок рассматриваемой ситуации.

Соотношение права и религии

Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)9.

Религиозные нормы, как уже отмечалось выше, регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий.

Соотношение права и религии представляется целесообразным рассматривать в контексте двух основных подходов:

1. Право и религия выступают в качестве самостоятельных регулятивно-охранительных систем. В рамках подобного подхода церковь отделена от государства. Соответственно воспринимаются в качестве самостоятельных (обособленных) сферы государственно-правового (светского) и религиозного (духовного) регулирования. Государственно-правовое регулирование направлено на упорядочение и охрану публичных (общеобязательных) отношений. При этом государство, закрепляя в законах правила общеобязательного поведения, гарантирует их реализацию всеми представителями сообщества, на основании и в соответствии с правовыми нормами вершит правосудие и осуществляет меры юридической ответственности, в основу которых положены принципы конкретного наказания за конкретное правонарушение и адекватности наказания вреду, причиненному конкретным правонарушением.

Религия, в свою очередь, рассматривается в качестве регулятивно-охранительной системы корпоративного характера. Закрепление на законодательном уровне принципа свободы вероисповедания означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции России 1993 г.). Соответственно, религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей соответствующей конфессии.

2. Религия представляет основание и основную ценность права. В рамках данного подхода предполагается провозглашение единой государственной религии, обеспечиваемой при помощи государственного принуждения и направляющей свое регулятивное и охранительное воздействие на все важнейшие общественные отношения. Примером современного «религиозного права» является шариат10. В шариате с точки зрения исламской религии наряду с собственно духовными освещаются светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина «от колыбели до могилы»11 .

Соотношение права и технических норм

Наряду с нормами (правилами), регламентирующими человеческое поведение в социальной среде, существуют технические нормы, посредством которых устанавливают регламенты эксплуатации техники, правила проведения различных работ, режимы природопользования и т.п. Не

являясь социальными, технические нормы тем не менее непосредственным образом связаны с человеческой жизнью12. С их реализацией связывается общественное развитие и, соответственно, их несоблюдение и нарушение влечет наступление социально-вредных последствий.

Соотношение технических и правовых норм целесообразно рассматривать в рамках трех подходов.

1. Субъект действует в четком соответствии с предписанием технической нормы. В этом случае правовая норма бездействует либо используется в качестве поощрительной. К примеру, водитель, в течение длительного времени осуществляющий безаварийную езду, не допускающий поломок вверенного ему автотранспортного средства и таким образом исполняющий как правила эксплуатации технических средств, так и правила дорожного движения, в соответствии с нормами трудового законодательства может быть поощрен (премирован, представлен к государственной награде, почетному званию и т.п.).

2. Субъект нарушает требования технической нормы, причиняя при этом вред только себе. При этом интересы других людей данное нарушение не затрагивает. В сложившейся ситуации правовая норма бездействует. Считается, что вред, причиненный нарушителем самому себе, выступает в качестве наказания за совершенное нарушение. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, связанную с аварией автомобиля, наступившей по вине водителя, в результате которой вред был причинен только автомобилю и самому водителю. При этом дополнительной правовой ответственности к нарушителю, который одновременно является и пострадавшим, в законе не предусмотрено.

3. Нарушение технической нормы повлекло наступление социально-вредных последствий. В этом случае к нарушителю применяется мера юридической ответственности, предусмотренная санкцией соответствующей нормы права. К примеру, в Федеральном Законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ в ст. 1 определяется, что «требования пожарной безопасности - это специальные условия... технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности». Ст. 38 названного Закона содержит предписание, согласно которому нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей и нанесение материального ущерба, обусловливает привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В заключение статьи представляется целесообразным сделать некоторые обобщения и выводы.

Прежде всего необходимо отметить, что отношения между людьми носят упорядоченный характер и регламентируются множеством поведенческих стереотипов - социальных норм.

Многообразие социальных норм предопределяет необходимость их дифференциации и иерархизации. Постепенно в системе социального регулирования выделяется специфическая нормативная система, объединяющая нормы общезначимого (публичного) характера. Такая система получает название права. От других социальных норм нормы права отличаются прежде всего тем, что только они признаются общезначимыми и общеобязательными. При этом правовой норма может считаться только в том случае, если оказывает результативное (регулятивно-охранительное воздействие) на общественные отношения.

Рассматривая проблему соотношения норм права с другими социальными нормами, целесообразно выделять три группы отношений: права и морали, права и религии, права и технических норм. При этом во всех случаях в основу соотношения названных норм положены принципы непротиворечия праву и окончательного разрешения возникающих коллизий в соответствии с правовыми нормами.

1 См.: Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 5.

2 См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 157.

3 Лейст. О.Э. Указ. соч. С. 157.

4 Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. С. 41.

5 См.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 33.

6 Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. С. 5.

7 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. С. 16.

8 См.: Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб., 2004. С. 30-31.

9 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 675.

10 Термин «шариат» происходит от арабского «шараа» - «направлять», «издавать законы».

11 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 3.

12 Следует отметить, что дифференциация социальных и технических норм в ряде случаев носит достаточно условный характер, поскольку ряд технических норм (правила техники безопасности труда, безопасности движения транспорта, санитарные, ветеринарные нормы и др.) по сути являются социальными, а некоторые социальные нормы (нормы рентабельности и эффективности функциональной деятельности, языковые нормы и др.) близки к техническим. См. Лейст О.Э. Указ. соч. С. 153.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Социальные и технические нормы.(37)

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;
  2. религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;
  3. корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;
  4. политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;
  5. организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

  1. предметом регулирования являются общественные отношения;
  2. субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

  1. предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
  2. субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

Технико-юридические приемы.(38)

Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия(39)

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.

Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права - common law.

Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы - человеческой культуры.

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

  • в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
  • у норм нрава и морали единый обьект регулирования - общественные отношения;
  • как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;
  • нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
  • нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

Влияние права на религию в известной мере специфично. Так, конституция Российской Федерации, федеральный закон «О свободе совести» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие концессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время, сегодня становится очевидным, что право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путём зомбирования превращающим её в слепого исполнителя воли «гуру», «учителя» и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой ситуации должно быть настороже, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». 20 век возродил религиозные движения, содержащие в себе основания для своеобразного понимания справедливости.

Право и государство.(40)

Право и государство имеют как общие черты, так и различия. Общими для них являются следующие: 1) они имеют одну цель, которая выражается в создании организованного общества, функционирующего как единое целое; 2) они обеспечивают взаимосогласованную деятельность структур общества – государственных органов разных уровней, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, других формирований и отдельных граждан по единым правилам; 3) их деятельность направлена на обеспечение мира и согласия в обществе, разрешение конфликтов судебными и иными органами на основе закона, недопущения насилия, противостояния и вооруженных конфликтов, нарушения прав граждан; 4) обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической ответственности, восстанавливают законность и правопорядок; 5) на международной арене государство и право данной страны выступают как единое национальное образование, защищают ее независимость и суверенитет, обеспечивают самостоятельное существование и развитие собственной нации, ее культуры и языка.

Государство и право различаются также по нескольким характеристикам: 1) государство – это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения, установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством; 2) основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами, и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов; 3) государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение; 4) государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения.

Право и политика (41)

Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее время она понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства.

Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования.

Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у власти группы людей, слоя, клана или большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают.

В современных демократических государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные органы формируются непосредственно народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности.

И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений.

Право в политике, как и в экономике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д.

В этом случае эффективность правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению с регулированием их с помощью норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.

Право и экономика (42)

Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права.

Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики:

1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;

2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность;

3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;

4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные;

5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов;

6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства.

Правовые ценности.(44)

Право является ценностью в обществе, т.е. социальным благом, соответствующим интересам и идеалам определенных классов, общества, личности.

Если рассматривать право с той стороны его сущности, которая характеризует его как орудие классово-политического господства, то ценность права является однопорядковой с ценностью других социально-политических институтов и учреждений, существующих в данной системе классовых отношений. Ценность права в этой плоскости состоит в служении определенным классовым интересам. В обеспечении экономических, политических, идеологических интересов господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе) и заключается высшая социальная ценность права как политического классового явления.

Понятие «источник права».(45)

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

Виды источников права. Общая характеристика (46)

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

  • правовой обычай;
  • нормативный правовой акт;
  • юридический прецедент;
  • договор нормативного содержания;
  • юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай - представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании.

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, какюридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

В некоторых случаях источником права может бытьдоговор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права - правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Обычное право и правовой обычай.(47)

Нормативный правовой акт: понятие и система (49)

Понятие нормы права.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.

Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой “если - то - иначе”. “Если” -- это условие действия нормы права, “то” - само правило поведения, “иначе” -- это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя. Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично. Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению. Эта структура выделяется в практических целях -- для четкого определения адресатом нормы, что от него требует правовое предписание. Наконец, о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами, но определяется в социологических понятиях - смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации. Норма права всегда “упакована” в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача.

Теория права помогает этому процессу, рассматривая способы изложения нормы права и отличие нормы права от индивидуальных предписаний.

3. Классификация норм права.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

  1. гражданского;
  2. административного;
  3. финансового;
  4. конституционного;
  5. семейного;
  6. трудового;
  7. уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят:

  1. на императивные;
  2. рекомендательные;
  3. диспозитивные;
  4. поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также:

  1. общезакрепительные;
  2. декларативные;
  3. дефинитивные;
  4. коллизионные;
  5. оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют:

  1. региональные, действующие на территории субъектов РФ;
  2. общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
  3. локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

4.Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

Логический анализ рассмотренных элементов нормы права, их отыскание в нормативных правовых актах иногда может вызывать трудности, поэтому, выработаны следующие способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов:


  • одна статья нормативного правового акта содержит одну норму;

  • одна статья нормативного правового акта состоит из двух или более норм права;

  • норма права располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или в разных нормативных правовых актах;

  • в статьях нормативных правовых актов гипотеза или диспозиция опускается, если из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.

Соответственно, существуют следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах : прямой способ (все структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта), отсылочный способ (в статье нормативного акта излагается часть нормы, отдельные ее структурные элементы и делается отсылка к тексту другой статьи этого же нормативного акта), бланкетный способ (в статье одного нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту другой статьи другого нормативного акта).

Разные варианты изложения норм помогают законодателю создавать нормативные акты лаконичными, избегать повторений, обеспечивать единообразное прочтение текстов.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.

Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общие признаки социальных норм:

1)Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. 2)Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

3)Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества.

4)Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить.

5)Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

6)Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Право в системе социальных норм

Социальные нормы – это правила поведения которые:

  1. обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц,
  2. регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями).

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны).

Виды социальных норм:

Нормы права

устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали

складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, например врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи

складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета

складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций

складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, например, воинские традиции).

Нормы ритуалов

могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы

устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятсятехнико-юридическими.

показать содержание

Право и мораль.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Мораль - это также обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, основывающаяся на нравственности и регулирующая нравственные аспекты поведения человека в обществе, обеспеченная возможностью общественного одобрения или порицания.

Общие черты : 1) право и мораль представляют собой разновидности единой системы социальных норм; 2) право и мораль имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей; 3) право и мораль основываются на общности социально-экономических интересов и культуры общества.

Различия: 1) по времени возникновения. Исторически мораль возникла раньше права и в определённом смысле является его прародителем. 2) По способу образования. Мораль формируется в недрах общества, основывается на его культурном уровне. Право же помимо этих установлений привлекает ещё и данные наук (например, экономики) и формулируется государством. 3) По степени детализации. Мораль по-прежнему является конкретной, носит казуальный характер, питается из конкретных примеров. Праву же свойственна, с одной стороны, абстракция, а с другой – чёткая квалификация конкретных действий, перечисление необходимых и достаточных признаков деяний. 4) по форме выражения. Право формализовано, строго документировано, носит системный характер. Мораль не имеет чёткой формы и является частью общественного сознания, мировоззрения. 5) По способу охраны от нарушений. Право охраняется государством, которое вправе применять за нарушение соразмерную санкцию, носящую характер ограничения или лишения определённых прав и свобод, а также возмещения причинённого ущерба. Мораль же ограничивается общественным осуждением, которое, несмотря на это, может быть очень строгим, но не всегда справедливым.

Право и мораль

Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка зрения (И. Кант): если мораль является объективно существующей нормативной системой, то нравственность – это субъективная способность человека априорно воспринимать добро и зло. В этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

Взаимодействие права и морали

1. Общее в праве и морали:

1. относятся к надстройке над экономическим базисом общества, они меняются в связи с изменением экономических отношений;

2. нормы права и морали являются социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношения.

2. Различия права и морали:

1. право возникает одновременно с государством, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2. нормы права устанавливаются государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3. мораль включает не только нормы, но и представления чувства;

4. нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются государством;

5. право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. Соотношение норм права и морали по содержанию. Тут есть разные точки зрения. Р. Иеринг, например, считал право «этическим минимумом»

В советском правоведении преобладала точка зрения, что все незаконные действия аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Но при этом, например, организация Социалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. Вообще для марксизма характерен нравственный релятивизм – нравственным считается все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. Сам этот тезис представляется безнравственным.

Право в системе социальных норм

Понятие, признаки и функции права

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки:

Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).

Общеобязательность - обязательно для всœех.

Системность - не просто совокупность, а стройная система.

Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).

Формальная определённость.

Волевой характер - в праве выражена воля: 1. Воля народа + 2. Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.

Функции - основные направления исследовательской деятельности.

Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

Гносœеологическая - (гносœеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

Прогностическая (предсказательная) - на базе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

Прикладная (политическая) - консультация "политики", выработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.

В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла значительной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не всœе из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объём регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.
Размещено на реф.рф
Право - ϶ᴛᴏ только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм состоит в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют из себяне конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Οʜᴎ не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделœей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определœенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования всœе нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Важно заметить, что для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, к примеру между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всœех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определœенных санкций. В случае если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, к примеру коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Οʜᴎ обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, крайне важно выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повсœедневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Позитивные стимулы и санкции для нарушителœей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея ʼʼстрашного судаʼʼ - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определœенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсœеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Οʜᴎ не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определœенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила бывают внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

Право в системе социальных норм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Право в системе социальных норм" 2017, 2018.

15.1 Понятие и виды социальных норм

Социальная норма – общее правило поведения, регулирующее наибо-лее типичные ситуации, отношения в целях установления порядка в обществе.

Признаки социальной нормы:

1) общее правило поведения;

2) регулирует наиболее типичные ситуации, отношения;

3) её цель формирование порядка, который достигается путём установления:

Наиболее комфортных моделей поведения;

Моделей поведения предотвращающих конфликты, противоречия между людьми.

Социальная норма помогает сочетать свободу одних со свободой других. С одной стороны, норма задаёт общее направление свободы выбора и действий, с другой, определяет её меру, границу. Вот почему норму называют правилом, эталоном, масштабом поведения.

Социальные нормы разнообразны. По содержанию социальные нормы подразделяются на нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы и т.д. Самостоятельное место в системе социальных норм занимают нормы права.

15.2 Понятие правовой нормы

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения, обеспеченное обществом и государством.

Признаки нормы права:

Является важнейшей разновидностью социальных норм. Ей харак-терны все признаки, присущие социальной норме как родовому понятию;

Представляет собой правило поведения общего характера, вы-ступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере её действия;

Обособленное правило поведения. Право в целом – всеобщая мера свободы и справедливости. Отдельная норма права – лишь частичка данной всеобщности. Каждая норма выражает свой, только ей характерный аспект содержания права;

Официальное правило поведения. Норма права – продукт правотворческой деятельности. Средство позитивного права. Норма права непосредственно связано с государством, его органами. Она результат, прежде всего, проектно нормативной деятельности государства, государственных органов. Статус органов, их деятельность придаёт норме права характер официального правила поведения. Нормы права могут исходить от граждан, их ассоциаций. Такие нормы также имеют юридическое значение. Однако это не связано с властными полномочиями. Это право на саморегулирование. Данное право официально признано;

Носит системный характер, т.е. регулирует отношения не отдельно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими нормативо-регулятивными средствами;

Рассчитана на длительное действие и многократную реализацию;

Формально-определенное правило. Норма права достаточно полно выражает права, свободы, обязанности, что позволяет ей оказывать во многих ситуациях вполне определенное позитивное направляющее воздействие на субъектов;

Закрепляется в статьях нормативно-правовых документов;

Норма права регулирует как внешнее, так и внутреннее поведение людей. Воздействие на внутренние поведение особенно важно для управомочивающих норм, к осуществлению которых нельзя принуждать. Поэтому необходимо, чтобы субъект принял норму, увидел в ней нужное, полезное для себя, посчитал, что вариант поведения заложенный в ней наиболее предпочтительный. Отсюда ошибочно мнение, что для права, его норм безразлично из каких внутренних побуждений реализует их индивид, т.е. ведёт себя правомерно. Учитывать нужно субъективную сторону не только неправомерного поведения;

Наиболее динамичное правило поведения. Норма права чаще чем, например, принципы реализуются, они наиболее подвержены изменениям;

Действие норм права обеспечивает общество, государство;

Структурно организованное правило. Норма права – единственное из нормативно- регулятивных средств, правило, имеющее структуру, состоит из элементов. Каждый элемент выделен, определён (имеет своё название), содержание и чёткое предназначение (об этом ниже).

15.3 Виды норм права

Основания классификации норм права разнообразны.

По регулируемым правовым отношениям (отраслевой принад-лежности) различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

По форме правила поведения подразделяются на нормы предписа-ния и нормы дозволения. Нормы предписания содержат категорические, строго обязательные требования, не допускающие какого-либо от-ступления или усмотрения. Они имеются в разных отраслях права, однако, преобладают в уголовном, административном праве. Нормы дозволения предоставляют субъектам широкую свободу выбора (усмотрения) и действия, но, с условием не нарушения прав и свобод других людей (диспозитивные, рекомендательные нормы). Нормы дозволения харак¬терны для гражданского, семейного, трудового права и др.

По характеру закрепляемых прав и обязанностей выделяются нормы - материальные (уголовно-правовые, гражданско-правовые) и процессуальные (уго-ловно-процессуальные, гражданско-процессуальные).

По уровням правового регулирования подразделяются на нормы содер-жащиеся в федеральные, региональных, местных и локальных нормативно-правовых актах.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести Указ Президента о введении чрезвычайного положения в определённом регионе в связи со стихийным бедствием.

По выполняемым функциям можно различать регуля¬тивные и правообеспечительные нормы. Регулятивные нормы направлены на упорядочение фактических отношений, возникающих между раз¬личными субъектами, посредством предоставления им прав и возло¬жения на них обязанностей. Правообеспечительные нормы устанавливают средства стимулирования, охраны и защиты прав и свобод, меры правового принуждения к правонарушителям (поощрительные нормы, нормы, устанавливающие меру наказания).

По способу правового регулирования выделяются управомочи-вающие, обязывающие и запрещающие нормы.

Управомочивающая - норма, закрепляющая возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу и т.п.);

Обязывающая – норма, закрепляющая обязанность совершать определенные положительные действия (защищать отечество, платить налоги, оплачивать проезд на пассажирском транспорте и т.п.).

Запрещающая - норма, закрепляющая обязанность не совершать недозволенные действия (насиловать, незаконно лишать свободы, грабить и т.п.).

По степени определённости элементов выделяются

нормы абсолютно определенные (точно устанавливающие

условия своего действия, права и обязанности участников правоотноше-ния, юридические последствия в зависимости от правомерности или не-правомерности поведения), относи¬тельно определенные (дающие возмож-ность уточнить, например, содержание прав и обязанностей исходя из сло-жившейся ситуации), и альтернативные (закрепляющие возможность выбора одного или одновременно двух и более. отличающихся друг от друга вариантов поведения; одного из двух или нескольких. исключающих друг друга вариан¬тов поведения).

По кругу лиц, на которых оказывают своё воздействие нормы, они делятся на общие и специальные. Общие нормы распространяются абсолютно на каждого человека и гражданина, все организации, всех должностных лиц, находящихся на тер¬ритории данного государства (конституционные нормы), а специальные нормы - только на определенный круг лиц -муниципальных служащих, ветеранов, студентов, космонавтов и т.д. (например, закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).

По субъектам правотворчества различают нормы, исхо¬дящие непосредственно от народа, государственных органов и местных органов власти. В первом случае нормы принимаются непосредственно населением всей страны путем всенародного референдума (так, в 1993г. была принята Конституция РФ), Нормы права могут содержаться в актах регионального и местного референдума. Во втором случае правовые документы, содержащие нормы принимают соответственно, государственные и местные органы представительной и исполнительной власти.

15.4 Структура правовой нормы

Будучи элементом системы права, норма одновременно сама сложное образование, имеющее соб¬ственное структуру. Структура – внутреннее строение данного явления, сочетание элементов этого явления. Структура нормы – это внутренняя её организация, связь её элементов.

Структурными элементами нормы являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент нормы, определяющий условия, фактические об-стоятельства при наступлении или не наступлении которых норма начинает «работать». Образно сказать, оживает. Это: правомерные (неправомерные) действия, юридические события, акты государственных органов события и т.д.

Диспозиция – элемент нормы, определяющий права и обязанности, которые возникают при наличии предусмотренных в гипотезе условий. Диспозиция раскрывает содержание самого правила поведения, т.е. устанавливает, что могут и (или) должны делать (не делать) участники правоотношения.

Санкция – часть нормы права, которая указывает на последствия, наступающие за действие (бездействие). Последствия могут быть позитив-ные и негативные.

Словесная формулировка структуры нормы права может быть выражена так: «если – то – соответственно». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» - диспозиции; «соответственно»- санкция.

Вопрос о структуре правовой нормы относится к дискуссионным. В литературе бы¬ли высказано мнение, будто не каждая юридическая норма содержит обязательно все три элемента. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность - уголовную, административную. Данное мнение не учитывает, что санкции существуют не только негативные, но и позитивные. В любой ситуации роль санкции обеспечить действие всех других элементов нормы – гипотезы и диспозиции. Иное дело, что в тексте нормативного акта все элементы нормы представлены не всегда. В науке была предложена конструкция идеальной нормы или логической нормы права, в которой органически соединены все три элемента: гипо-теза, диспозиция и санкция. Это было сделано для того, чтобы реальная норма (норма в тексте юридического акта) строилась с учетом признаков, характерных норме права как родового понятия.

В учебной литературе сложились следующие классификация элемен-тов структуры нормы права.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтерна¬тивные

Простые гипотезы ставят действие нормы права в зависи¬мость от одного определенного обстоятельства (ч. 1 ст. 70 ТК РФ»).

Сложные гипотезы ставят действие нормы права в зависи¬мость от двух и более обстоятельств (ч. 1 ст. 72 СК РФ).

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких перечисленных в норме права обстоятельств (ст. 17 СК РФ) .

Диспозиции нормы права по степени их определенности могут быть определенными, относительно-определеными и неопределенными (бланкетными).

Определенная диспозиция характеризуется тем, что правило пове-дения непосредственно закрепляется в статье нормативного акта (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Относительно-определенная диспозиция характеризуется тем, что участникам правоотношения приходиться либо варьировать свое поведение либо уточнять самим содержание прав и обязанностей. Конечно, всё это производится в пределах, установленных нормой (например, возможность выбора варианта поведения содержит ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Неопределенная диспозиция (бланкетная) характеризуется тем, что правило поведения непосредственно не закрепляется в статье данного нормативного акта. В нем содержится указание в каком или в каких нор-мативных актах находится нужное правило.

Санкции нормы права по степени определенности подразделяются на определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Определенные санкции точно указывают вид и меру наказания правонарушителя (например, штраф и его сумма).

Относительно-определенные санкции разрешают применять меры наказания в определенных рамках - «от - до» (например, лишение сво-боды на срок от трех до… лет).

Альтернативные санкции содержат указание на несколько воз-можных санкций, из которых можно выбрать любую из них (лишение свободы на срок до… лет, или исправительные работы на срок до…, или штраф).

Позитивные (поощрительные) санкции могут быть определенными и альтернативными (например, ст. 191 ТК РФ).

15.5 Норма права и нормативные обобщения

Учение о норме права – одно из центральных, ключевых в правоведении, а нормативная школа правопонимания, одно из ведущих научных направлений. По существу юристы (учёные и практики) нередко говоря о праве имеют в виду под ним юридические нормы. Многое сказанное в адрес нормы вполне заслуженно.

Право как нормативная регуляция не сводится к нормам или к их си-стеме. Юридическая норма есть одно из её проявлений, один из носителей важнейшего свойства права. Поэтому когда речь заходит о непосредст-венной нормативной регуляции, то с ней должен ассоциироваться весь комплекс нормативных регулятивных средств - нормативных обобщений (принципов, целей, задач, дефиниций) и норм, выступающих внутренней формой выражения права как общей меры свободы и справедливости. Правовые обобщения осуществляют регулятивную функцию на самом высоком уровне абстракции, давая общие ориентиры (критерии правомерности) поведения. Задача норм обеспечить конкретизированное правовое регулирование. В этом проявляется взаимодополнительность нормативных обобщений и норм права. Только при этом условии возможно системное, концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.

Ориентация же на одни нормы, то есть на явления, наиболее подвергающиеся корректировкам, изменениям со стороны правотворческих субъектов, неизбежно приведет к неверному восприятию закрепленных в праве идей, ценностей, положений, дозволений и запретов, а значит, в итоге к неправильному, ошибочному решению, ограничивающему активность людей и часто делающему ее невозможной.

Сказанное, не снижает ценности нормы права, её места в системе правового регулирования. Любая концепция права ущербна, если она игнорирует роль нормы – самостоятельного, значимого, наиболее распространённого явления регулятора. Не менее ущербно как для обучения, так и для исследования и практической работы видеть в норме права чуть ли не единственный регулятор поведения.



Поделиться