Государство – главный объект политической карты

Главными объектами политической карты являются суверенные государства и несамоуправляющиеся территории .

Суверенные государства – это государства, обладающие суверенитетом. Число таких государств растет. Так, в 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. Накануне Второй мировой войны их было 71, в 1947 г. - 81, а к 2000 г. суверенитетом обладало уже более 190 стран.

Суверенитет государства означает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающей всякую иностранную власть. Он подразумевает также неподчинение властям иностранных государств в сфере международного общения за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.

В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Понятие суверенитет лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается также около 30 несамоуправляющихся территорий . Их можно условно разделить на две группы:

    колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении независимости);

    территории, не включенные в перечень ООН, так как по утверждениюуправляющих ими государств, они являются «заморскими департаментами», «заморскими территориями» или «свободно ассоциированными» с ними государствами и т.п.

Некоторые несамоуправляющиеся территории на современной политической карте мира:

  • 1. Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) острова и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др.
  • 2. Владения Франции: («заморские департаменты» управляются комиссаром или префектом Французской Республики, назначаемым правительством): Французская Гвиана (Южная Америка); Гваделупа и Мартиника (Карибское море); остров Реюньон (Индийский океан, около Мадагаскара); «заморские территории» в Океании: о. Новая Каледония; Французская Полинезия: острова Общества, Туамоту, Маркизские острова, Тубуаи, Бас и др.
  • 3. Владения Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова: Бонайре, Кюрасао, Саба и др. (Карибское море); о. Аруба (в ближайшее время возможно получение суверенитета).
  • 4. Владения США: Виргинские (США) острова (в северной части Малых Антильских островов, Карибское море); Пуэрто-Рико с 1952 г. государство «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа - «неинкорпорированная (неприсоединенная) территория» США (Океания); военные базы на островах Тихого океана: Гуам, Мидуэй Джонстон"и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания); Федеративные Штаты Микронезии, Содружество северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова, Республика Палау (Океания) - «ассоциированные» с США государства.

Образование и развитие государств - сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических. Специалисты по международным проблемам насчитывают в настоящее время на земном шаре более 200 объектов, по которым имеются споры: территориальные, этнические, религиозные, пограничные, в том числе несколько десятков таких, где существует острая конфликтная ситуация. Во многих суверенных государствах существуют очаги сепаратизма . В настоящее время специалисты отмечают наличие около 50-ти такого рода конфликтов.

Наиболее острые конфликты современности:

В Европе

    Северная Ирландия;

    Страна Басков, Галисия и Каталония в Испании;

    Корсика и Валлония во Франции и др.

    Балканский конфликт.

В Азии :

    Курдистан (территория этой горной области в Юго-Западной Азии, не имеющей фиксированных границ, входит в состав Турции, Ирана, Ирака и Сирии);

    Горный Бадахшан в Таджикистане;

    Пакистанская провинция Белуджистан;

    Южный Йемен;

    Область Читтагонг в Бангладеш;

    Индийские штаты Пенджаб, Джамму и Кашмир;

    Северные области Шри-Ланки;

    Тибет и Синьзянн (Уйгуристан) в Китае и др.

    Конфликт между Израилем и Палестинской автономией.

    Афганистан.

    Конфликт в Персидском заливе (Ирак, Кувейт).

    Тайванский пролив.

На американском континенте :

    Канадская провинция Квебек.

    Мескиканский штат Чьяпас;

    самоуправляющаяся территории Дании остров Гренландия.

На африканском континенте:

    Западная Сахара.

    Спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром.

В Южной Америке :

    Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной из-за владения Фолклендскими (Мальвинскими) островами около берегов Аргентины.

    Военные действия происходили на границе между Перу и Эквадором.

Тема. Объекты политической карты мира. Независимые государства.

Цель: формировать понятие об объектах политической карты мира.

Задачи:

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы:

  • Беседа
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Частично-поисковый

Средства обучения: научная литература, мультимедийная презентация, интернет-ресурсы.

  1. Оргмомент.

Вхождение в урок.

Притча о гальке

Трое кочевников устраивались на ночлег в пустыне, как вдруг небо озарилось волшебным светом, и раздался голос Бога:

Идите в пустыню. Соберите столько гальки и камешков, сколько сможете. И завтра вы будете восхищены.

И все. Свет померк, и наступила полная тишина. Кочевники были в ярости.

Что это за Бог? – говорили они. – Он предлагает нам собирать мусор?! Настоящий Бог сказал бы нам, как уничтожить бедность и страдание. Он дал бы нам ключ к успеху и научил, как предотвратить войны. Он открыл бы нам великие тайны.

Но все же кочевники отправились в пустыню и собрали несколько камешков. Небрежно бросив их на дно дорожных сумок. А потом отправились спать. Утром они двинулись в путь. Не сразу один из них заметил что-то странное в своей сумке. Он запустил туда руку, и в ладони его оказался – нет, не бесполезный камень! – великолепный бриллиант. Кочевники стали доставать другие камешки и обнаружили. Что все они превратились в бриллианты. Они были в восторге – пока не осознали, как мало камней они насобирали прошлым вечером.

  1. Изучение новой темы.
  1. Вступительная беседа.

Что такое политическая карта мира?

Какие объекты, по-вашему, изображаются на политической карте мира? (государства, территории, страны)

Какие государства вы знаете?

Вывод: Политическая карта – это географическая карта, на которой изображены государства, их границы и столицы. На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ. Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрат государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемен форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

  1. Знакомство с объектами политической карты мира. (слайды)
  1. Работа по составлению глоссария. Учащиеся работают в парах, используя энциклопедическую литературу.

Глоссарий:

  • Независимые государства
  • Самопровозглашенные территории
  • Колонии
  • Доминионы
  • Протектораты
  • Мандатные территории
  • Ассоциированные государства
  • Заморские территории
  • Департаменты
  1. Самостоятельная работа. Задание: изучите список независимых государств. Определите: какая форма правления и территориально-государственного устройства в них преобладает, где больше всего расположено независимых государств.

193 независимые государства

1. Австралия - Австралийский Союз
2. Австрия - Республика Австрия
3. Азербайджан - Республика Азербайджан
4. Албания - Республика Албания
5. Алжир - Алжирская Народная Демократическая Республика
6. Ангола - Республика Ангола
7. Андорра - Княжество Андорра
8. Антигуа и Барбуда - Антигуа и Барбуда
9. Аргентина - Аргентинская Республика
10. Армения - Республика Армения
11. Афганистан - Исламская Республика Афганистан
12. Багамы - Содружество Багамских Островов
13. Бангладеш - Народная Республика Бангладеш
14. Барбадос - Барбадос
15. Бахрейн - Королевство Бахрейн
16. Белоруссия - Республика Беларусь
17. Белиз - Белиз
18. Бельгия - Королевство Бельгия
19. Бенин - Республика Бенин
20. Болгария - Республика Болгария
21. Боливия - Республика Боливия
22. Босния и Герцеговина - Босния и Герцеговина
23. Ботсвана - Республика Ботсвана
24. Бразилия - Федеративная Республика Бразилия
25. Бруней - Бруней Даруссалам
26. Буркина Фасо - Демократическая Республика Буркина Фасо
27. Бурунди - Республика Бурунди
28. Бутан - Королевство Бутан
29. Вануату - Республика Вануату
30. Ватикан - Государство-город Ватикан
31. Великобритания - Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
32. Венгрия - Республика Венгрия
33. Венесуэла - Боливарианская Республика Венесуэла
34. Восточный Тимор) - Демократическая Республика Восточного Тимора
35. Вьетнам - Социалистическая Республика Вьетнам
36. Габон - Габонская Республика
37. Гаити - Республика Гаити
38. Гайана - Кооперативная Республика Гайана
39. Гамбия - Республика Гамбия
40. Гана - Республика Гана
41. Гватемала - Республика Гватемала
42. Гвинея - Республика Гвинея
43. Гвинея-Бисау - Республика Гвинея-Бисау
44. Германия - Федеративная Республика Германия
45. Гондурас - Республика Гондурас
46. Гренада - Гренада
47. Греция - Греческая Республика
48. Грузия - Республика Грузия
49. Дания - Королевство Дания
50. Джибути - Республика Джибути
51. Доминика - Содружество Доминики
52. Доминиканская Республика - Доминиканская Республика
53. Египет - Арабская Республика Египет
54. Замбия - Республика Замбия
55. Зимбабве - Республика Зимбабве
56. Израиль - Государство Израиль
57. Индия - Республика Индия
58. Индонезия - Республика Индонезия
59. Иордания - Иорданское Хашемитское Королевство
60. Ирак - Иракская Республика
61. Иран - Исламская Республика Иран
62. Ирландия - Ирландская Республика
63. Исландия - Республика Исландия
64. Испания - Королевство Испания
65. Италия - Итальянская Республика
66. Йемен - Йеменская Республика
67. Кабо-Верде - Республика Кабо-Верде
68. Казахстан - Республика Казахстан
69. Камбоджа - Королевство Камбоджа
70. Камерун - Республика Камерун
71. Канада - Канада
72. Катар - Государство Катар
73. Кения - Республика Кения
74. Кипр - Республика Кипр
75. Киргизия - Киргизская Республика
76. Кирибати - Республика Кирибати
77. Китай - Китайская Народная Республика
78. Коморские Острова - Федеративная Исламская Республика Коморы
79. Конго - Республика Конго
80. ДР Конго) - Демократическая Республика Конго
81. Колумбия - Республика Колумбия
82. КНДР
83. Республика Корея
84. Коста-Рика - Республика Коста-Рика
85. Кот-д’Ивуар - Республика Кот-д’Ивуар
86. Куба - Республика Куба
87. Кувейт - Государство Кувейт
88. Лаос - Лаосская Народно-Демократическая Республика
89. Латвия - Латвийская Республика
90. Лесото - Королевство Лесото
91. Либерия - Республика Либерия
92. Ливан - Ливанская Республика
93. Ливия - Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия
94. Литва - Литовская Республика
95. Лихтенштейн - Княжество Лихтенштейн
96. Люксембург - Великое Герцогство Люксембург
97. Маврикий - Республика Маврикий
98. Мавритания - Исламская Республика Мавритания
99. Мадагаскар - Республика Мадагаскар
100. Македония - Республика Македония
101. Малави - Республика Малави
102. Малайзия - Малайская Федерация
103. Мали - Республика Мали
104. Мальдивы - Мальдивская Республика
105. Мальта - Республика Мальта
106. Марокко - Королевство Марокко
107. Маршалловы Острова - Республика Маршалловы Острова
108. Мексика - Мексиканские Соединенные Штаты
109. Мозамбик - Республика Мозамбик
110. Молдавия - Республика Молдова
111. Монако - Княжество Монако
112. Монголия - Республика Монголия
113. Мьянма - Союз Мьянма
114. Намибия - Республика Намибия
115. Науру - Республика Науру
116. Непал - Федеративная Демократическая Республика Непал
117. Нигер - Республика Нигер
118. Нигерия - Федеративная Республика Нигерия
119. Нидерланды - Королевство Нидерландов
120. Никарагуа - Республика Никарагуа
121. Новая Зеландия - Новая Зеландия
122. Норвегия - Королевство Норвегия
123. ОАЭ - Объединённые Арабские Эмираты
124. Оман - Султанат Оман
125. Пакистан - Исламская Республика Пакистан
126. Палау - Республика Палау
127. Панама - Республика Панама
128. Папуа - Новая Гвинея - Независимое Государство Папуа - Новая Гвинея
129. Парагвай - Республика Парагвай
130. Перу - Республика Перу
131. Польша - Республика Польша
132. Португалия - Португальская Республика
133. Россия - Российская Федерация
134. Руанда - Республика Руанда
135. Румыния - Румыния
136. Сальвадор - Республика Сальвадор
137. Самоа - Независимое Государство Самоа
138. Сан-Марино - Республика Сан-Марино
139. Сан-Томе и Принсипи - Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи
140. Саудовская Аравия - Королевство Саудовская Аравия
141. Свазиленд - Королевство Свазиленд
142. Сейшельские Острова - Республика Сейшелы
143. Сенегал - Республика Сенегал
144. Сент-Винсент и Гренадины - Сент-Винсент и Гренадины
145. Сент-Киттс и Невис - Сент-Китс и Невис
146. Сент-Люсия - Сент-Люсия
147. Сербия - Республика Сербия
148. Сингапур - Республика Сингапур
149. Сирия - Сирийская Арабская Республика
150. Словакия - Словацкая Республика
151. Словения - Республика Словения
152. США - Соединённые Штаты Америки
153. Соломоновы Острова - Соломоновы Острова
154. Сомали - Сомали
155. Судан - Суданская Республика
156. Суринам - Республика Суринам
157. Сьерра-Леоне - Республика Сьерра-Леоне
158. Таджикистан - Республика Таджикистан
159. Таиланд - Королевство Таиланд
160. Танзания - Объединённая Республика Танзания
161. Того - Тоголезская Республика
162. Тонга - Королевство Тонга
163. Тринидад и Тобаго - Республика Тринидад и Тобаго
164. Тувалу - Тувалу
165. Тунис - Тунисская Республика
166. Туркмения - Туркменистан
167. Турция - Турецкая Республика
168. Уганда - Республика Уганда
169. Украина - Украина
170. Узбекистан - Республика Узбекистан
171. Уругвай - Восточная Республика Уругвай
172. Федеративные Штаты Микронезии - Федеративные Штаты Микронезии
173. Фиджи - Республика Островов Фиджи
174. Филиппины - Республика Филиппины
175. Финляндия - Финляндская Республика
176. Франция - Французская Республика
177. Хорватия - Республика Хорватия
178. ЦАР - Центральноафриканская Республика
179. Чад - Республика Чад
180. Черногория - Республика Черногория
181. Чехия - Чешская Республика
182. Чили - Республика Чили
183. Швейцария - Швейцарская Конфедерация
184. Швеция - Королевство Швеция
185. Шри-Ланка - Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
186. Эквадор - Республика Эквадор
187. Экваториальная Гвинея - Республика Экваториальная Гвинея
188. Эритрея - Государство Эритрея
189. Эстония - Эстонская Республика
190. Эфиопия - Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
191. ЮАР - Южно-Африканская Республика
192. Ямайка - Ямайка
193. Япония - Япония

Зачет № 1

Политическая карта мира

Государственный строй стран мира


  1. Главный объект политической карты мира - это...

  1. В конце XX века количество стран и территорий достигло:
а) 120

  1. Политически независимыми государствами называются:
а) колонии

Б) суверенные

В) метрополии

Г) «ключевые» страны

4. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:

А) Канада

Б) Австралия

В) Россия

Е) Бразилия

5. К микрогосударствам Европы относятся:

А) Ватикан

Б) Монако

В) Бруней

Г) Португалия

6. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения:

А) Китай, Индия, США

Б) Индия, Бразилия, Китай

В) Китай, США, Индонезия

7. Приморское положение имеют страны:

Б) Швеция

В) Швейцария

Г) Афганистан

8. Страны-архипелаги - это:

А) Индонезия

Б) Япония

В) Исландия

Г) Шри-Ланка

9. Полуостровное положение имеют страны:

А) Франция

Б) Италия

В) Греция

Г) Норвегия

10. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:

А) Швейцария

Б) Венгрия

Г) Швеция


  1. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции , выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется…

  2. В «большую семерку» не входит страна:
а) США

Б) Канада

В) Япония

Г) Франция

Д) Россия

13. К «ключевым странам» не относится:

Б) Бразилия

в) Республика Корея

Г) Мексика

14. К НИС относятся страны:

А) Сингапур

Б) Тайвань

В) Таиланд

Г) Республика Корея

15. Нефтеэкспортируюшие страны расположены в районе:

А) Персидского залива

Б) Бенгальского залива

В) Средиземного моря

Г) Аравийского моря

16. Россия относится к странам:

А) «ключевым»

В) странам с переходной экономикой

Международные отношения.

Политическая география и геополитика

1. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?

А) республика

Б) монархия

В) федерация

Г) унитарная республика

2. Какой континент не имеет монархий?

А) Европа

Б) Африка

В) Южная Америка

3. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?

А) Великобритания

Б) Ватикан

В) Финляндия

Г) Бангладеш

4. Какая страна является абсолютной монархией?

А) Норвегия

Б) Бельгия

В) Саудовская Аравия

Г) Венгрия

5. Теократической монархией является:

А) Монако

Б) Румыния

Г) Ватикан

6. В какой части света в конце XX века появилось наибольшее количество новых государств?

А) в Африке

Б) в Азии

В) в Европе

Г) в Северной Америке

7. Частью какого государства в XX веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

Б) России

8. Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется

А) монархией

Б) федерацией

В) республикой

Г) унитарным государством

9. Федеративным государством не является:

А) Франция

Б) Бельгия

В) Россия

10. К НИС относится:

А) Сербия

Б) Россия

В) Сингапур

11. Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:

4. Индонезия

5. Япония

А. ДжакартаБ. Вашингтон

В. Пекин Г. Токио Д. Дели

12. Укажите варианты , в которых неверно указана столица государства

А) Индия - Бомбей

Б) Великобритания - Манчестер

В) Италия- Рим

Г) Польша – Краков

13. Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления?

А) Италия

Б) Германия

Г) Бельгия

Часть 2

В1 . Установите соответствие между страной и ее столицей


Страна

Столица

1) Турция

А) Каир

2) Перу

Б) Анкара

3) Египет

В) Ла-Пас

Г) Лима

Запишите в таблицу буквы

1

2

3

В2. Установите соответствие между страной и ее столицей.

Страна

Столица

1) Канада

А) Тегеран

2) Иран

Б) Багдад

3) Ирак

В) Анкара

Г) Оттава

Запишите в таблицу буквы , соответствующие выбранным ответам.

1

2

3

В3 . Установите соответствие между государством Центральной Америки и буквой , которой оно обозначено на политической карте.

Государство

Буква

1) Панама

А) А

2) Ямайка

Б) Б

3) Гондурас

В) В

Г) Г

Запишите в таблицу буквы , соответствующие выбранным ответам.

1

2

3

В4 . Установите соответствие между государством зарубежной Европы и буквой , которой оно обозначено на политической карте


Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


1

2

3

С1 . Определите страну по ее краткому описанию
Эта полуостровная страна по форме правления является конституционной монархией (королевством). По структуре хозяйства это – аграрная страна с интенсивно развивающейся промышленностью, доля которой в ВВП составляет почти треть. Приоритетные отрасли промышленности: электронная, легкая промышленность ; развиваются высокие технологии. Замечательные морские побережья, заповедные острова, дворцы и буддийские храмы привлекают многих иностранных туристов.

Ответ:______________

С2 . Определите страну по ее краткому описанию.

Эта страна-архипелаг по форме правления является конституционной монархией. Однородное по национальному составу население этой страны отличается большой численностью: она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран мира. Страна обладает очень крупным и самым современным морским торговым флотом , так как 9/10 используемого сырья и топлива импортируется

Ответ:______________

Зачет №1

10 класс

Практические работы.


  1. По картам атласа и учебнику составить классификацию стран (по 5):

    • Величина территории,

    • Численность населения,

    • Особенности географического положения ,

    • Социально-экономическому развитию.

  1. Составить таблицу стран с разными формами государственного строя (по 5):

Итоговая контрольная работа.


  1. В чем заключается многоликость современного мира?

  2. Перечислите основные типы стран.

  3. Новый этап международных отношений и его отражение на современной карте мира.

  4. Основные формы правления и административно-территориального устройства.
  5. Группировка нефтеэкспортируюших стран.


  6. Организация Североатлантического договора.

  7. Страны, добившиеся огромного скачка в развитии в 80-х и 90-х годах, их называют «азиатскими драконами».

  8. Показатель социально-экономического развития, применяемый в последнее время ООН.
География 10 класс

Зачёт №2 10 класс

«Природные ресурсы мира»


Содержание зачёта

Вопросы для собеседования.

Природные ресурсы и окружающая среда.

  1. Роль природных ресурсов в жизни общества.

  2. Дать определение географической среде.

  3. Размещение ресурсов и обеспеченность ими

Минеральные ресурсы.

  1. Размещение полезных ископаемых.

  2. Топливные полезные ископаемые.

  3. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

  4. Проблема истощения минеральных ресурсов и пути их решения.

Земельные ресурсы.

  1. Структура земельного фонда.

  2. Сокращение и расширение площади обрабатываемых земель.

Содержание зачёта

Вопросы для собеседования.

Водные ресурсы.

  1. Соотношение ресурсов солёной и пресной воды.

  2. Мировое водопотребление.

  3. Проблемы пресной воды (пути преодоления дефицита).
Лесные ресурсы.

  1. Запасы и размещение.

  2. Лесопользование.

  3. Рациональное использование лесных ресурсов.

Ресурсы Мирового океана.

  1. Роль океана в жизни человека.

  2. Биологические ресурсы.

  3. Минеральные ресурсы.

  4. Энергия вод Мирового океана.

Зачет № 2

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

Часть 1

А1. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым возобновимым?

1) энергия приливов

2) солнечная энергия

3) биологические

4) энергия ветра

A 2 . Примером почерпаемых невозобновимых природных ресурсов является


  1. гидротермальная энергия

  2. ядерная энергия

  3. каменный уголь

  4. морская вода
A3. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым?

  1. солнечная энергия

  2. нефть

  3. энергия ветра
А4. Основная часть разведанных ресурсов природного газа находится в странах

1) Северной Америки

3) Северной Африки

4) Юго-Восточной Азии

А5 . Крупные месторождения алмазов в России сосредоточены в Республике


  1. Коми

  2. Северная Осетия

  3. Саха (Якутия)

  4. Алтай
А6 . Какая из перечисленных стран Латинской Америки обладает наибольшими лесными ресурсами

  1. Бразилия

  2. Перу
3) Аргентина

А7 . Какая из перечисленных стран обладает наибольшими лесными ресурсами?

1) Канада

2) Аргентина

3)Австралия
4) Великобритания

А8. К горючим полезным ископаемым относятся:

А9. Какие из указанных стран входят в первую десятку стран по запасам нефти:

В) Саудовская Аравия

Г) Канада

А10. Какой регион имеет самые крупные запасы нефти?

А) Зарубежная Азия

Б) Африка

В) Европа

Г) Северная Америка

А11. Самые крупные запасы нефти имеет страна:

Б) Саудовская Аравия

Г) Россия

А12. Первое место по запасам газа занимает:

Б) Россия

А13. Мир в целом лучше всего обеспечен:

Б) нефтью

А14. В первую тройку стран по запасам угля входят:

А) Австралия, Индия, ФРГ

Б) США, ЮАР, Украина

В) США, Китай, Россия

А15. «Медный пояс» мира расположен в регионе;

А) Андские страны

Б) Центральная Африка

В) Юго-Восточная Азия

А16. Страна, имеющая самую большую обеспеченность пашней:

Б) Австралия

В) Япония

4. Основные объекты политической карты мира

В настоящее время основными объектами политической карты являются суверенные государства мира и несамоуправляющиеся территории. Выделяются около 230 стран и территорий, из них более 190 – суверенные, т. е. эти государства являются политически независимыми, обладают самостоятельностью во всех своих делах (внешних, внутренних).

Страны группируются по определенным признакам. В настоящее время используется классификация стран по численности населения, величине территорий, особенностям их географического положения. По размерам территории выделяются 7 самых больших стран: Россия, Китай, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия. Их площадь составляет более 3 млн км 2 . Эти страны в совокупности занимают приблизительно половину всей земной суши. По численности населения выделяют 10 самых больших стран, в которых число жителей составляет свыше 100 млн человек: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. В совокупности на эти страны приходится около 60 % населения всего земного шара.

На политической карте мира преобладают крупные (рассмотрены выше), средние и небольшие страны. Микрогосударства – это наиболее маленькие страны: Люксембург, Монако, Лихтенштейн.

Под суверенитетом государства понимают полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, что исключает любую иностранную власть.

Суверенитет государства всегда должен быть полным и исключительным – это одно из основных свойств государства.

В основе принципа суверенного равенства государств, принципа взаимного уважения государственного суверенитета, позиции невмешательства стран во внутренние дела друг друга лежит понятие суверенитета государства.

Сложнейшими историческими процессами являются образование и развитие государств, что определяется множеством внешних и внутренних факторов: социальных, политических, экономических, этнических и др.

В современном мире существуют более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно подразделить на группы:

1) колонии, которые были официально включены в список ООН;

2) территории фактически колонии, но не включенные в перечень ООН, так как по установлению управляющих ими государств они могут быть «заморскими территориями», «заморскими департаментами», «свободно ассоциированными государствами» и т. д.

Колония – территория или страна, которая находится под властью иностранного государства, лишена экономической и политической независимости и управляется на основе специального режима.

Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Глава 5. Задача политической философии Замысел данной книги состоит не в том, чтобы пространно излагать либо отстаивать философию естественного закона или разрабатывать этику, основанную на естественном законе и предназначенную для личной нравственности человека.

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Искусство политической борьбы Как готовили свою ‘первоклассную тяжелую артиллерию’ – лозунги борьбы лидеры коммунистов начала 20-го века? Прежде всего, для действенного лозунга требовалось выполнение следующих условий:1. Лозунг должен быть один (максимум два-три) и

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Возникновение вульгарной политической экономии. С развитием капитализма и обострением классовой борьбы классическая буржуазная политическая экономия уступает место вульгарной политической экономии. Маркс назвал её вульгарной потому, что её представители заменили

Из книги ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (ЧАСТЬ I) автора Городников Сергей

Развитие марксистской политической экономии капитализма В. И. Лениным. Разработка ряда новых положений политической экономии капитализма И. В. Сталиным. Экономическое учение Маркса и Энгельса получило своё дальнейшее творческое развитие в трудах В. И. Ленина (1870-1924).

Из книги ПОЛИТИКА В ПОНИМАНИИ НАЦИОНАЛ-ДЕМОКРАТА автора Городников Сергей

Два принципа политической борьбы I.Если потребительский рынок разбалансирован в сторону отсутствия самого необходимого, то уж рынок партийных программ, уставов, знамён и символик всяческого вида разбалансирован в сторону переизбытка их. Бедняга избиратель! Не обойтись

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

КАНКАН РОССИЙСКОЙ «ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ» У здравомыслящего наблюдателя не может не складываться подозрение, что наша законодательная и исполнительная власть, олигархическая клика вблизи власти дышат каким-то особым воздухом, в котором растворены наркотические

Из книги Сборник рефератов по географии для 10 класса: Экономическая и социальная география мира автора Коллектив авторов

19.3. Меркантилизм – предыстория политической экономии Экономическая теория как наука, т. е. система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец XVI – начало XVII вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Реферат ШВЕЙЦАРИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА План1. История заселения и хозяйственного освоения территории.2. Природные условия.3. Население и трудовые ресурсы.4. Аграрно-промышленный комплекс.5. Транспорт и связь.6. Рекреационная сфера и туризм.7. Место страны в мировой

Из книги Сочинения автора Прудон Пьер Жозеф

Колумб политической экономии Как известно, Колумб не собирался открывать Америку, а только искал морской путь в Индию. До конца жизни он не знал, что открыл новый континент.Петти публиковал памфлеты, преследующие конкретные, порой даже корыстные цели, как все экономисты

Из книги Кризис «Капитала 2.0» [Навстречу новой реальности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава I Основные начала политической экономии, законы бедности и равновесия Пусть не ослепляют нас тщеславие нашей роскошью и горячка наших наслаждений: пауперизм столько же свирепствует среди цивилизованных народов, сколько и между полчищами варваров, а может быть, и

Из книги Обман и провокации в малом и среднем бизнесе автора Гладкий Алексей Анатольевич

Похороны известного нам мира - мира «Капитала 2.0». Литургия http://snob.ru/selected/entry/85091Продолжаем публиковать текст Андрея Курпатова, посвященный новым экономическим отношениям. Во второй части читайте о парадоксе Бодрийяра и оптимизме Фукуямы, а также о том, как доверие стало

Из книги Как погиб Запад. 50 лет экономической недальновидности и суровый выбор впереди автора Мойо Дамбиса

Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия Сальвадор

В поисках политической свободы Запад верил в модель, сформулированную на языке политической свободы (особенно личных свобод и демократии), а также финансовые идеалы, основанные на рациональном, полном и сравнительно надежном мире, где личные свободы побуждают человека

Из книги автора

Управление политической динамикой культурных преобразований Любой процесс изменений образа мыслей и методов работы в компании имеет две важнейшие стороны, которые следует четко разделять: политическую и эмоциональную. Управление политической стороной изменений

Тема урока . Государство – главный объект политической карты .

Цели урока. 1. Совершенствовать знания о политической карте мира. 2. Познакомиться с основными формами правления государств, формами государственного устройства. 3. Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

Методический комментарий . На уроках обществознания учащиеся уже знакомились с формами государственного устройства и формами правления. Целесообразно учащимся дать задание повторить перед уроком данную тему. В связи с этим темп урока должен быть достаточно быстрым.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Приветствие;

- выявление отсутствующих учеников.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

Изменения на политической карте мира происходят и в настоящее время. Вспомните, какими могут быть изменения по характеру? Приведите примеры на конкретных странах. Ответ:

1. Количественные изменения – связаны с изменением территорий государств (распад Советского Союза, распад Югославии, распад Чехословакии, присоединение Крыма к России…) 2. Качественные сдвиги – приобретение независимости, введение нового государственного устройства, образование новых союзов и т.д. (провозглашение суверенитета Южной Осетией, образование СНГ, Евросоюза…) 3. Какие изменения происходят чаще: качественные или количественные? Объясните. 4. Что такое «политическая карта мира»? Ответ : изображение государств, их границ…

3. Актуализация знаний и определение новой темы.

Ребята, действительно, на политической карте мира мы можем увидеть конфигурацию государства, т.е. его территорию, границы государства, страны – соседи. Так что же является главным объектом политической карты? Ответ : государство . Верно.

На доску выводится слайд с темой урока «Государство – главный объект политической карты» ( слайд 1) . Тема записывается в тетрадь учащихся. – Сегодня мы с вами выясним, что такое территория государства, государственные границы, какие бывают формы правления, формы государственного устройства.

На доску выводится план урока и записывается в тетрадь. (слайд 2) 1. Территория и границы государств.
2. Формы правления.
3. Формы государственного устройства.

4. Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на доску. (слайд 3) Я не случайно выбрала именно эту карту. Также на доске вы видите два термина: территория государства и границы государства . Попробуйте самостоятельно дать определения этим терминам, опираясь на карту. Можете записать свои определения в тетрадь. Зачитайте получившиеся определения.

А теперь посмотрим на доску с правильными определениями (слайд 4). Вы молодцы. В географии есть название территории – анклав (Объяснение термина учителем). А в нашей стране есть анклав? (Калининградская область)

Ребята, в мире насчитывается более 200 государств. Формирование политической карты происходило на различных этапах развития общества. Но любая страна характеризуется формой правления и формой государственного устройства (слайд 5) .

Учитель объясняет различия между формами правления. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайд 6.

Как вы думаете, государств с какой формой правления больше? (с республиканской). На всех ли континентах есть монархии? (нет в Америке, Австралии)

Учитель объясняет различия между формами государственного устройства. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайды 7,8.

Как выдумаете, какая форма государственного устройства преобладает в мире? (Унитарное государство)

5. Первичное закрепление изученного материала. Работа в парах.

1) Географический диктант. На слайде термины по теме урока. Учитель зачитывает краткое определение, учащиеся подбирают термины из предложенных на слайде 9 . Задание выполняется устно.

    Форма государственного устройства, при которой отдельные территории, составляющие государство, обладают определенной самостоятельностью (федерации).

    Форма государственного правления, при которй избираются органы власти на определенный срок (республика).

    Линии, определяющие пределы государственной территории (границы государства).

    Форма государственного устройства, при которой страна не имеет автономий, обладает одной конституцией, одним правительством… (унитарное государство).

    Форма государственного правления, при которой власть передается по наследству (монархия).

    Часть планеты, находящаяся под суверенитетом какой-либо страны (территория государства).

2) Задание . С помощью параграфа учебника заполнить таблицу «Государственный строй стран мира». Каждой паре выдаётся таблица.

конституционная

6. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание учащихся.

Что нового узнали на уроке? Как полученные на уроке знания могут вам пригодится?

7. Домашнее задание. Домашнее задание по вариантам. На контурной карте отметить: 1 вариант – страны - монархии, подписать их названия, выделить границы; 2 вариант – страны – федерации, подписать их названия, выделить границы.

Дополнительное задание (по желанию): подготовить презентацию о стране с монархической формой правления.



Поделиться