Реестр недобросовестных заказчиков 223 фз. Реестр недобросовестных поставщиков. Правовые последствия включения информации об участнике закупок в реестр недобросовестных поставщиков

Время на чтение: 8 мин

Система государственного заказа – достаточно сложно выстроенный организм, главной целью существования и функционирования которого является обеспечение государственных и муниципальных нужд. Для того чтобы в этой системе было как можно меньше различных сбоев, государством предусмотрена группа мер воздействий, которая используется относительно поставщиков, различными способами стремящихся нарушить взятые некогда на себя обязательства.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Одной из наиболее действенных мер в данном случае является включение таких исполнителей по контрактам в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что такое РНП и где искать по нему информацию?

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных, в которой содержится информация по всем тем исполнителям контрактов, которые по каким-то причинам не исполняют взятые на себя ранее обязательства. Ведение данного реестра, на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, ложится на плечи контролирующего органа в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.

Ранее данный реестр и все содержащиеся в нем сведения были доступны на сайте ФАС для ознакомления и использования представленных в нем сведений для подтверждения своего статуса. В настоящее время реестр в полном объеме был перемещен на сайт zakupki.gov.ru , который исполняет роль Единой информационной системы.

На указанном сайте любое заинтересованное лицо может получить сведения о том, есть ли конкретный потенциальный исполнитель в данном реестре или нет. Кроме того, в настоящее время с помощью ресурса, предусмотренного в рамках , можно проверить, когда и по результатам нарушения правил исполнения какого контракта поставщик был включен в данный реестр.

Информация, которая содержится в указанном разделе Единой информационной системы, позволяет подтвердить или свое нахождение в данном реестре для потенциальных участников закупки, а также, в случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков, предоставить информацию о том, по каким причинам такой исполнитель был включен в него.

При проведении закупочных процедур на основании положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе указать в требованиях к потенциальному исполнителю контракта в рамках закупочной документации, что он обязан подтвердить свое отсутствие как в реестре, составляемом по указанному закону, так и в реестре, который формируется на основании требований «О контрактной системе в сфере закупок». Данные расширенные требования нарушением законодательства считаться при этом не будут.

Основания для внесения в РНП

В настоящее время для включения исполнителей по контрактам в Реестр недобросовестных поставщиков определяет лишь ограниченное количество оснований, указанных в части 2 статьи 5, к числу которых относятся:

  • уклонение от заключения договора . При этом уклонение от заключения договора или контракта является основанием для включения в РНП только того потенциального исполнителя, который признан победителем закупочной процедуры либо является . Если от заключения контракта или договора отказывается участник закупки, который занял второе место, то его действия уклонением от заключения контракта признать нельзя и, соответственно, нельзя его внести в РНП по этому основанию, так как действующее законодательство он не нарушает в данном случае;
  • контракт или договор с конкретным исполнителем был признан недействительным и подлежит расторжению на основании соответствующего решения суда , вынесенного по результатам рассмотрения специального заявления уполномоченного органа по контролю в сфере государственных и муниципальных закупок (например, ФАС) или на основании заявления прокурора, составленного в результате проведенной деятельности по осуществлению закупок конкретным заказчиком на предмет соответствия их целей целям функционирования такого заказчика.

Других оснований, в отличие от Федерального закона №44-ФЗ, данный закон не предусматривает, что позволяет говорить о более лояльной политике по отношению к контрактов со стороны законодателя, если такие исполнители работают в рамках закупочных процедур, проводимых на основании Федерального закона №223-ФЗ.

Алгоритм действий для включения в РНП

Что касается порядка действий, которые заказчик должен предпринять для включения конкретного исполнителя в , то в данном случае положения 223-го и 44-го Федеральных законов, регулирующих вопросы осуществления различных закупочных процедур для государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним лицам, являются схожими.

Для того чтобы включить исполнителя договора или контракта в РНП, заказчик обязан собрать необходимые сведения о таком исполнителе и причине его включения в данный реестр и направить их в для проведения соответствующих мероприятий.

В перечень сведений входят:

  • наименование исполнителя (необходимо предоставить сведения о полном наименовании, а также о юридическом и фактическом адресе расположения такого исполнителя);
  • данные об учредителях потенциального исполнителя (необходимо указать сведения о руководителе такого учредителя);
  • сведения о , от подписания контракта или договора по итогам которой уклоняется конкретный потенциальный исполнитель, независимо от того, идет ли речь о юридическом или физическом лице;
  • в том случае, если речь идет о контракте или договоре, который должен быть расторгнут на основании решения суда, необходимо предоставить информацию о номере и дате заключения договора, а также сведения о решении суда , на основании которого происходит расторжение такого договора (решение должно вступить в законную силу и не проходить процедуру обжалования).

Кроме того, может потребоваться указание другой информации, перечень которой формируется в рамках специальных постановлений Правительства Российской Федерации для случаев включения недобросовестных исполнителей контрактов в соответствующие реестры.

Что же касается сроков, в течение которых заказчики должны направить в ФАС сведения для включения информации в РНП, то они значительно длиннее, нежели сроки, предусмотренные в рамках Федерального закона №44-ФЗ.

Предоставить сведения для направления их в ФАС заказчик обязан в течение тридцати дней с момента подписания договора или контракта со вторым участником закупочной процедуры либо в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда о расторжении договора или контракта.

Меры ответственности к заказчику за нарушение правил и порядка включения

Если по каким-то причинам заказчик не направил вовремя сведения в Федеральную антимонопольную службу о том исполнителе, который нарушил правила контракта, или о соответствующем решении суда, либо не направил вовсе, то на него будут наложены меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях, действующего в Российской Федерации.

В том случае, если были направлены недостоверные сведения о конкретном юридическом лице либо сведения о лице, которое не должно быть включено в реестр, то в этом случае будет назначено административное наказание в виде на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей за одно выявленное нарушение.

Если заказчик не направил сведения в Федеральную антимонопольную службу для проведения работ по включению потенциального исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, то за такое нарушение может быть назначено наказание в виде штрафных санкций в размере двадцати тысяч рублей на должностных лиц за одно выявленное нарушение.

Таким образом, при назначении штрафных санкций в случае допущения нарушений действующего Федерального закона №223-ФЗ, уполномоченными контролирующими органами могут быть использованы те же положения КоАП РФ, что и в случае с аналогичными , которые могут быть допущены при использовании Федерального закона №44-ФЗ.

На какой срок включаются исполнители?

Реестр недобросовестных поставщиков действует одинаковым способом независимо от того, на основании нарушений положений какого закона было осуществлено включение в него тех или иных исполнителей по контрактам.

В настоящее время на основании принятых норм действующего федерального законодательства и специальных Постановлений Правительства Российской Федерации срок, на который могут быть включены недобросовестные исполнители, составляет два года.

Однако при наличии некоторых условий данный срок может быть существенным образом сокращен, для чего необходимо предпринять ряд оправданных, с юридической точки зрения, действий.

Правовые последствия включения

В том случае, если оспорить включение в РНП юридическому или физическому лицу не удалось, то для него наступает ряд правовых последствий, которые могут оказать серьезное влияние на функционирование исполнителя как участника и .

К числу основных правовых последствий следует отнести:

  • невозможность участвовать в большинстве проводимых закупочных процедур , если государственный или муниципальный заказчик установил соответствующее требование, которое ограничивает возможности для участия в закупке лиц, включенных в РНП;
  • установление дополнительных требований в отношении исполнения контракта для тех исполнителей, которые победили в закупке, но являются лицами, включенными в РНП;
  • более тщательный контроль за результатами исполнения контракта , если его исполняет участник закупки, который включен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Перечень правовых последствий может быть изменен по решению руководящих и контролирующих органов в сфере государственных и муниципальных закупок.

Алгоритм проверки на присутствие в РНП

Проверка наличия той или иной организации, участвующей в закупке по 223-ФЗ, может быть осуществлена только на основании специальной формы, расположенной в функционале Единой информационной системы. Общий порядок действий в данном случае выглядит следующим образом:

  • через стартовую страницу необходимо перейти в раздел, посвященный Реестру недобросовестных поставщиков (Группа сведений, относящихся к мониторингу в сфере закупок);

  • в поле поиска ввести те сведения, которые известны о конкретном потенциальном исполнителе, подавшем на участие в закупочной процедуре , а также установить фильтры, отвечающие за то, по каким нормативным актам ведется тот реестр, в котором необходимо осуществить поиск;

  • на основании введенных сведений или использованного фильтра формируется список , в котором указываются все те организации, которые включены в конкретный реестр, либо формируется информация о конкретном поставщике, если таковой включен в РНП;

  • в сформированной информационной карте можно получить всю информацию о том, когда и при каких обстоятельствах произошло включение в РНП , а также на основании действия какого фактора. Кроме того, данная карта позволит получить исчерпывающую информацию о том, на какой срок был включен конкретный исполнитель в данный реестр, а также предпринимались ли им попытки оспаривания вынесенного решения (такая информация будет указана в виде обозначения срока или даты, по наступлению которой юридическое или физическое лицо должно быть исключено из данного реестра).

Порядок исключения организации из РНП

В случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков действующее законодательство дает право такому юридическому или физическому лицу оспорить свое нахождение в данном реестре. Оспариванию в данном случае подлежит решение Федеральной антимонопольной службы, так как ведением этого реестра занимается именно она. При этом оспаривание в данном случае возможно по следующим причинам:

  • решение суда, согласно которому был расторгнут договор или контракт, заключенный на основании положений о закупочных процедурах, отраженных в 223-ФЗ, было оспорено либо отменено ввиду его противоречия действующим нормам законодательства, а сам договор или контракт восстановлен и продолжил исполняться обеими сторонами, участвующими в нем;
  • от подписания контракта или договора юридическое или физическое лицо уклонялось не по своей воле, а в силу возникновения таких обстоятельств , которые негативным образом оказали влияние на возможность подписания договора или контракта в установленные законом сроки. О наступлении таких обстоятельств заказчик был уведомлен;
  • в Федеральную антимонопольную службу были направлены сведения для включения в реестр юридического или физического лица, хотя такое включение не является обоснованным в силу того, что сами направленные сведения являются недостоверными.

Однако каждое из перечисленных оснований должно быть подтверждено с юридической точки зрения в виде специального пакета документов, который будет сопровождать поданное заявление.

Общий порядок действий для исключения организации из РНП или оспаривания вынесенного ФАС решения выглядит следующим образом:

  • подача заявления в территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы , которое будет оспаривать вынесенное решение данной службы о включении конкретной организации или физического лица в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • к заявлению, как уже говорилось выше, необходимо приложить все те документы, которые, по мнению заявителя, могут выступить в качестве основы для вынесения положительного решения . Чаще всего такие документы необходимо приложить в виде оригиналов или заверенных нотариально копий (какие документы в каком виде следует подавать, необходимо уточнить в территориальном подразделении ФАС, куда будет происходить обращение). При этом следует помнить, что если в качестве заявления об исключении из РНП лежит решение суда о восстановлении ранее расторгнутого контракта, то такое решение должно быть не только вступившим в силу, но и не находиться на стадии обжалования в вышестоящих инстанциях;
  • последним этапом в исключении организации или физического лица из РНП является получение документов, подтверждающих данное решение Федеральной антимонопольной службы . Если вынесенное решение отказывает в исключении информации из данного реестра, то заявитель вправе обратиться в суд для разрешения возникшей ситуации.

При этом следует помнить, что повторная подача заявления в ФАС для исключения из РНП является невозможной. Оспорить его возможно только путем обращения в судебные органы.

Таким образом, порядок действий, которые должны быть осуществлены юридическими или физическими лицами для того, чтобы быть исключенным из РНП, является стандартным как в случаях, когда речь идет о реестре, который ведется для соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ, так и для реестров, которые могут оформляться для соблюдения требований других нормативных актов.

Для того чтобы все заключенные контракты и договоры, подписание которых происходит в рамках осуществления закупок на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получившего номер 223-ФЗ, полностью исполнялись и не было нарушений при исполнении таких контрактов действующего законодательства, в настоящее время активно функционирует Реестр недобросовестных поставщиков, который оформляется на основании положений данного закона.

Однако с точки зрения жесткости данного реестра для потенциальных и действующих исполнителей контрактов и договоров, можно сказать, что правила включения в него значительно мягче и что из данного реестра возможно легче исключить организацию или физическое лицо, нежели сделать аналогичные действия в отношении реестра, который ведется по 44-ФЗ. Тем не менее нахождение в данном реестре может быть чревато для потенциального участника закупочной процедуры невозможностью участия в таковой, так как заказчик имеет все возможности проверить, есть ли тот или иной участник в данном реестре или нет и в случае его наличия в нем (если установлены ограничения на участие) отклонить поданную заявку.

О включении в реестр недобросовестных поставщиков

Новые правила включения компаний в РНП

На сайте ФАС опубликовали сообщение о переходе на новый порядок включения компаний в список недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ из-за разъяснений Верховного Суда. Для подробного ознакомления с новым порядком, сроками включения и исключения данных из РНП Антимонопольная служба подготовила письмо-разъяснение № ИА/100065/19 от 14.11.2019. Собрали основные выводы из этого письма в таблицу.

Вопрос Разъяснение
Какой срок направления заказчиком обращения о включении информации об участниках закупки в РНП?

3 рабочих дня от даты совершения действий, которые предусмотрены ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ.

Учитывайте, что при направлении заказчиком информации о недобросовестном поставщике почтой датой направления сведений считается дата подтверждения приема почтового отправления, которая указана на почтовом штемпеле.

Какой срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в РНП? Общий срок рассмотрения обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков — не больше 8 рабочих дней с даты поступления документов и информации, которые указаны в ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ.
Какой срок исключения информации об участниках закупки из РНП?

Срок исключения информации о недобросовестном поставщике из РНП исчисляется с даты, когда ФАС должна была разместить информацию в рамках требований контрактного законодательства.

Например, если заказчиком информация об участнике закупки для включения в РНП направляется в ФАС с опозданием на 30 дней с регламентированной даты (по ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ — три рабочих дня с момента признания победителя уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта), то информация о таком участнике исключается из реестра недобросовестных поставщиков раньше соответствующего срока на 30 дней.

Нахождение информации о недобросовестном поставщике в РНП по истечении 2 лет с даты наступления у ФАС обязанности по его включению в реестр нарушает его права и законные интересы.

В этом же письме ФАС учла позицию Верховного Суда и рекомендовала территориальным контрольным органам в резолютивной части решения или в приказе (если участник закупки по решению суда включается в реестр) указывать информацию о недобросовестных поставщиках в табличной форме. Такую таблицу ФАС приложила к письму.

Так выглядит таблица с информацией, которую указывают в резолютивной части решения или в приказе о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Почему изменили порядок включения в РНП

Последняя судебная практика говорит о том, что суды стали отменять решения ФАС о включении компаний в РНП за то, что ФАС включала компании в реестр недобросовестных поставщиков с опозданием, иногда на полгода, тем самым искусственно продлевая 2-летний срок нахождения компании в этом реестре. Собрали в таблицу примеры из практики:

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое РНП в госзакупках. В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков, который утвержден постановлением правительства от 25.11.2013 № 1062. Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков ФАС находится в ЕИС в разделе «Контроль и аудит». Ссылка на сайте ФАС перенаправляет в ЕИС.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность .

В ЕИС реестр недобросовестных поставщиков размещен в свободном доступе.

Основания для внесения в РНП

РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках , которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки , с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта .

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), Ф.И.О. (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства и ИНН учредителей и лиц, исполняющих функции исполнительного органа в организации или симметричный номер для иностранных компаний. Исключение — публично-правовые образования;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в РНП необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т. п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

Список сведений утвержден постановлением правительства № 1211 от 22.11.2012. В РНП по 223-ФЗ попадают такие сведения:

  1. Запись из реестра и дата, когда уполномоченный орган включил в него сведения о недобросовестном поставщике.
  2. Название органа, который включил сведения о неблагонадежности подрядчика в реестр.
  3. Название ООО или другой организационно-правовой формы юрлица, Ф.И.О. физлица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми соглашения по решению суда расторгнуты за существенные нарушения.
  4. Сведения о том, где находится юрлицо или живет физлицо: для компании — страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса; для физического лица — страна, почтовый индекс, название единицы административно-территориального деления Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и квартиры, где физлицо зарегистрировано по месту жительства.
  5. ИНН, который присваивается налоговыми органами, или аналог этого номера в рамках законодательства зарубежных стран.
  6. Дата, когда комиссия подвела итоги закупки (если победитель уклонился от подписания договора), либо дата, когда признали закупку несостоявшейся, в которой единственный участник закупки уклонился от заключения договора (если участник по документации обязан это сделать), дата заключения договора, который не исполнили или выполнили, но ненадлежащим образом, реквизиты документа, которые подтверждают это.
  7. Сведения о договоре: наименование товаров, работ, услуг; код ОКПД 2 (нужно обязательно заполнить разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы видов продукции и категорий и подкатегорий продукции); валюта; цена; срок исполнения; код валюты договора.
  8. День, когда расторгли договор. У кажите основания (существенное нарушение поставщиком условий соглашения) и документ, на котором основано расторжение (например, решение суда).

Алгоритм проверки поставщика в РНП

Вот пошаговая инструкция, как проверить в реестре недобросовестных поставщиков:

Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажимаем кнопку «Органам контроля».

Шаг 2. В открывшейся вкладке находим раздел «Контроль и аудит» и кликаем на вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».

Шаг 3. Настраиваем фильтры поиска. В этом разделе размещены и реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ по 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.

Шаг 4. Чтобы проверить ИНН в реестре недобросовестных поставщиков, ФАС достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.

Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Расширенный поиск».

Шаг 6. Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку «Найти».

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в РНП. Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

Когда сохраняете протокол, система проверит сведения об участниках на предмет наличия в едином реестре РНП. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

Впервые такой механизм защиты интересов заказчиков как Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) был введен ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и довольно быстро доказал свою эффективность. Действенность такого способа защиты обусловлена тем, что РНП фактически на 2 года лишает предпринимателя доступа к государственным и муниципальным заказам. Для лиц, чей рынок сбыта охватывается бюджетной сферой (медицинское оборудование, лекарственные препараты, строительство автомобильных дорог и т.п.) такой запрет приравнен к «выкидыванию» с рынка.

При принятии ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223-ФЗ) был учтен имеющийся опыт ведения РНП и в Закон 223-ФЗ были включены соответствующие положения.

Как и РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) ведение РНП в сфере действия Закона 223-ФЗ осуществляется органами Федеральной антимонопольной службы (пп. 5.3.4. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Общий срок нахождения сведений в РНП по Закону 223-ФЗ составляет 2 года, по истечении которых информация из него исключается.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Особенностью ведения РНП согласно Закону 223-ФЗ является то, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, включаются в РНП только в том случае, если заключение договора по итогам закупки являлось обязательным. Поэтому при решении вопроса о возможности включения лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

При включении в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты судом в связи с существенным нарушением необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ;

2) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в том числе, в порядке ст. 310 ГК РФ сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в РНП не включаются;

3) действующим законодательством не предусмотрено обязательное вступление в силу соответствующего судебного решения. Поэтому, с формальной точки зрения для включения в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) достаточно решения суда первой инстанции, однако, на практике органы ФАС не осуществляют включение сведений в РНП до момента вступления решения суда в силу.

Перечень сведений, включаемых в РНП, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС РФ, порядок ведения РНП, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Необходимо отметить, что вопреки расхожему мнению направление информации о недобросовестных участниках закупки в ФАС является обязанностью Заказчика, а не его правом. Указанный вывод следует из п.п. 2, 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211. За ненаправление такой информации предусмотрена административная ответственность в размере от 10 000 до 15 000 рублей (для должностных лиц) или от 30 000 до 50 000 рублей (для юридических лиц) согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

Для отказа в допуске участнику закупки, сведения о котором включены в РНП, заказчику необходимо обязательно устанавливать соответствующее требование в закупочной документации, при этом заказчик вправе также включить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП, ведение которого осуществлялось в порядке, действовавшем до 01.01.2014 г. (по Закону 94-ФЗ).

Для получения более подробной консультации рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел. 8-912-351-26-42.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Используется понятие «реестр недобросовестных поставщиков» 1 . В данный реестр, ведением которого занимается ФАС, включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 . Обратим внимание, что по букве закона попасть в реестр можно исключительно по этим 2 основаниям, другие «грехи» (например, предоставление участником закупки в своей заявке заведомо ложных сведений) такими основаниями быть не могут 3 . Также сразу отметим, что по той же букве закона случаи, когда заключенные договоры расторгаются заказчиком в одностороннем порядке без отдельного судебного разбирательства, призванного установить существенное нарушение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) существенных условий договоров (см. выше), тоже не являются основанием для включения поставщиков в рассматриваемый реестр 4 .

Осуществляя закупку, заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки как в этом реестре, так и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном в 44-ФЗ 5 . Отметим, что на практике, как правило, заказчики по 223-ФЗ устанавливают требования об отсутствии сведений об участнике закупке в обоих реестрах. То есть даже если участник закупки по 223-ФЗ «засвечен» только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть автоматически отклонена.

Числиться как в том, так и в другом реестре участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) будет в течение 2 лет после включения сведений о нем в соответствующий реестр 6 . Решение о включении сведений об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в эти реестры принимает ФАС на основе данных, которые обязаны предоставить ему заказчики при наступлении случая недобросовестного поведения участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя)7. Этот же орган исключает сведения из реестров по истечении 2 лет. Отметим, что исключение сведений из реестра может произойти и раньше, но только по решению суда 8 .

Примечательно, что если заказчик по 223-ФЗ не предоставит в ФАС сведения о недобросовестных лицах или предоставит о них недостоверные сведения, то это будет считаться административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., а на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. 9 .

Таким образом, попадание в реестр недобросовестных поставщиков грозит юридическому лицу или физическому лицу (в т.ч. индивидуальному предпринимателю) «отлучением» от участия в закупках по 223-ФЗ на срок 2 года. Узнать, кто включен в данные реестры, можно в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) - они размещены в открытом доступе (раздел «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок»). На 20.11.2018 в реестре по 223-ФЗ присутствовали сведения о 721 лице, в реестре по 44-ФЗ - о более 11 тысяч лиц.

Если участник тендера , который стал ее победителем или который был единственным допущенным до участия в закупке лицом, не подписал договор в установленный в документации о закупке срок, то заказчик обязан направить сведения об этом участнике в ФАС для включения в сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков в течение 30 календарных дней после заключения договора с участником закупки, занявшим второе место, или после истечения указанного срока (если документацией о закупке не было предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора) 10 . В случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик направляет в ФАС сведения об этом поставщике (исполнителе, подрядчике) не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договор 11 . Затем, в течение 10 дней ФАС проводит проверку предоставленных заказчиком сведений и документов и в течение 2 рабочих дней после завершения проверки принимает решение о включении сведений об участнике закупки в реестр или об отказе в таком включении, после чего не позднее 3 рабочих дней с даты принятия «решения о включении» сведения включаются в реестр 12 .

Справедливости ради укажем, что ФАС не всегда однозначно принимает решения о включении сведений о поставщике в реестр по представлению заказчиков. Встречаются примеры очень мягкого отношения, когда поставщик не попадает в реестр, так как ему удалось доказать ФАС, что задержка с заключением договора в срок была вызвана нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске 13 . «Уклонистам» могут прощаться задержки с получением банковских гарантий для обеспечения исполнения договоров 14 , долгая отправка договора заказным письмом вместо его быстрого заключения в электронной форме в соответствии с условиями документации о закупке 15 и т.д. Более того, есть примеры, скажем так, удивительно мягкого отношения, когда будущий подрядчик отказывается от подписания договора в связи с «сжатыми сроками работ», а ФАС считает его хоть и уклонившимся от заключения договора, но не находит в его действиях недобросовестности, а включение сведений об этом подрядчике в реестр называет «санкцией, несоразмерной допущенному нарушению» 16 .

Что касается практики судебного обжалования решений ФАС о включении сведений о поставщиках в реестр (такая возможность в 223-ФЗ предусматривается 17), то картина здесь несколько иная. В суды обращаются те участники закупки или поставщики (подрядчики, исполнители), которые не согласны с решением ФАС о включении сведений о них в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считают, что уклонение от заключения договора с их стороны или нарушение ими существенных условий договора, ставшее основанием для расторжения договора в судебном порядке, произошло по независящим от них причинам или даже вследствие неправомерных действий заказчика. Ссылка на «независящие причины» помогает слабо - например, если поставщик оборудования отказался от заключения тендера на сигнализацию из-за того, что производитель оборудования внезапно оказался неспособным произвести оборудование, заявленное в техническом предложении поставщика, то суды могут счесть, что поставщик допустил неосмотрительное поведение и не принял всех мер к надлежащему исполнению требований документации о закупке, а именно к поиску иного производителя оборудования 18 . В судах не выдерживают критики доводы участников закупки о том, что они не могут заключить договор из-за смены собственника 19 , или о том, что поставить необходимый заказчику товар не получится из-за праздничных дней 20 . Также может «не прокатить» вариант, когда участник закупки просто направляет заказчику подписанный со своей стороны договор, в который он внес изменения, противоречащие условиям, изложенным в документации о закупке (например, изменил указанный в проекте договора способ расчета объема фактически оказанных по договору услуг) 21 .

А вот если, например, заказчик направил в ФАС сведения об уклонившемся от заключения договора участнике закупки до истечения срока, отведенного для подписания договора участником закупки, то суд может отменить решение ФАС в включении сведений об этом участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков 22 .

Отдельно отметим, что если в документации о закупке заказчик установил требование об внесении обеспечения исполнения договора, а участник закупки, с которым должен был заключаться договор, не представил это обеспечение в установленный срок, то такой участник тоже может считаться судом уклонившимся от заключения договора - и даже предоставление им обеспечения после истечения установленного срока здесь не поможет 23 . Но вот если в похожем случае решение о включении сведений об участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиков было вызвано тем, что участник предоставил в качестве требуемого обеспечения исполнения договора копию, а не оригинал банковской гарантии (на фоне того, что в документации о закупке оригинал гарантии не требуется), то такое решение может быть судом отменено 24 .

1 Ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.

3 См. Письмо Минэкономразвития России от 03.06.2015 N Д28и-1580.

4 См., например, Решение Краснодарского УФАС России от 11.10.2018 по делу № 11-Р/2018, Решение Камчатского УФАС России от 11.12.2017 по делу № РНП41-02-2017.

5 Ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 Ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 9 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

8 П. 11 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211; п. 16 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062.

9 Ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

10 П. 2 и 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

11 П. 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

12 Приказ ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

13 Решение Иркутского УФАС России № 1103/18.

14 Решение Мурманского УФАС России N 06-13/17-05.

15 Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.

16 Решение Ульяновского УФАС России от 13.12.2017 по делу N 14-596/03-2017.

17 Ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

18 См. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2018 № Ф01-213/2018 по делу № А43-14650/2017; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2018 № Ф04-3990/2018 по делу № А70-16908/2017.

19 См. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2017 № Ф02-6736/2017 по делу № А33-4972/2017.

20 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.12.2017 N Ф10-5247/2017 по делу N А23-2132/2017.

21 См. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2018 по делу № А40-243599/17-17-2060.

22 См. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015 по делу № А17-1908/2015.

За невыполнение условий контракта или их нарушение грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ. Внесению в РНП в Законе о закупках отдельными видами юрлиц посвящена статья 5. Далее расскажем, за что можно угодить в этот список и как внести в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков по ФЗ 223

Оба реестра - по 44-ФЗ и по 223-ФЗ - ведет Федеральная антимонопольная служба. В этот перечень вносятся сведения о компаниях, с которыми договор расторгли по суду из-за серьезных нарушений, а также о тех, кто уклонился от заключения соглашения.

Чтобы найти РНП по 223-ФЗ, зайдите на главную страницу портала ЕИС и в боковом меню слева выберите вкладку «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок». Далее нажмите на появившуюся ссылку «Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ».


В реестр РНП по 223-ФЗ включают сведения, определенные в постановлении Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211. Там же содержится порядок направления данных в ФАС.

Постановление по РНП 223-ФЗ

Нужно направить следующие данные о поставщике и закупке:

  • наименование юрлица;
  • адрес;
  • дату подведения итогов закупки или заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора;
  • информацию о договоре (наименование объекта закупки, код классификатора, валюта, цена договора, срок его исполнения).

Если договор расторгнут по суду из-за существенных нарушений поставщика, отправить указанные сведения заказчик должен в течение 10 дней со дня расторжения соглашения. Помимо информации о поставщике понадобится только копия решения суда.

В ФАС также нужно предоставить сопроводительное письмо, подписанное руководителем компании-заказчика. Это может быть электронный документ или обычное письмо, направленное по почте. В нем следует указать, какие бумаги направляются в ФАС, а также приложить документ, которая подтверждает полномочия должностного лица на представление интересов заказчика (например, приказ о назначении руководителя).

Обратите внимание, что за предоставление в антимонопольный орган заведомо ложных данных заказчики несут ответственность.

Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ происходит сроком на 2 года. Это значит, что в течение 2 лет поставщик фактически лишен возможности заключать выгодные договора, поскольку с ненадежными исполнителями, как правило, не хочет иметь дело ни один заказчик. Можно оспорить включение в РНП по 223-ФЗ, если участник закупки уверен, что оно было принято безосновательно. Для этого он должен подать заявление в суд.

Мы собрали примеры из судебной практики о том,



Поделиться