Обжалование предписания жилищной инспекции судебная практика. Сроки обжалования предписания гжи. Предписания жилищной инспекции и порядок их обжалования. Наказание за невыполнение предписания жилищной инспекции

Управляющим организациям регулярно приходится сталкиваться с Госжилинспекцией, которая выносит предписания и требует их исполнения. В статье мы рассмотрим роль ГЖИ в работе УК, перечислим основные случаи вынесения предписаний и расскажем о том, как действовать компании, которая хочет выполнить предъявленные контролирующим органом требования, отсрочить их выполнение или обжаловать полученные указания.

В июле 2014 года начал работать 255-ФЗ, внесший в Жилищный кодекс РФ изменения, касающиеся лицензирования управляющих организаций. С этого момента у государства появился действенный инструмент, позволяющий допускать УК на рынок и в случае нарушений лишать их возможности работы путем отзыва лицензии. В новых условиях более широкие полномочия в качестве контролера получила Государственная жилищная инспекция, подразделения которой работают в каждом регионе.

При обнаружении нарушений выносит предписания об их устранении, а также инициирует применение санкций - от наложения штрафов до отзыва лицензии и привлечения руководства УК к суду.

Роль ГЖИ в работе управляющих компаний

Госжилинспекция решает две основные задачи:

Жилищная инспекция выписывает требующие исполнения предписания не только в отношении управляющих компаний, этот государственный орган, в том числе, следит за нарушениями со стороны властей на всех уровнях.

За Госжилинспекцией закреплен достаточно широкий перечень полномочий в отношении УК. Это одна из основных инстанций для обращения граждан, у которых появляются претензии к качеству получаемых жилищно-коммунальных услуг и работе управляющей компании.

(при получении жалоб), обнаружение в ходе них нарушений грозит штрафом, причем при невыполнении предписаний ответственность и санкции ужесточаются. ГЖИ вполне правомерно может проводить следующие действия в отношении УК:

  • проверять документацию, всесторонне анализировать ее, предоставлять рекомендации, позволяющие оптимизировать деятельность управляющей организации;
  • контролировать то, насколько полно УК исполняет свои обязанности в отношении обслуживаемого ею жилищного фонда и своевременного выполнения ремонта в МКД;
  • контролировать проведение ремонтных работ в многоквартирных домах, а также их финансирование.

Кроме этого, жилищная инспекция может следить за:

  • содержанием придомовой территории;
  • состоянием коммуникаций внутри многоэтажки;
  • соблюдением требований противопожарной безопасности;
  • обоснованностью выставляемых жильцам счетов на оплату коммунальных услуг и многими другими аспектами деятельности управляющей организации.

Существенное расширение полномочий ГЖИ произошло в 2013 году, когда было принято правительственное постановление №493. В том числе, с этого момента жилищная инспекция занимается разбирательством всех вопросов, касающихся платежей за коммунальные и жилищные услуги.

В каких случаях инспекторы выносят предписания

Если сотрудники ГЖИ при проверке обнаруживают нарушения, то они составляют протокол и выносят требующее исполнения в определенный срок предписание, которое заключается в устранении установленных недостатков. К примеру, Госжилинспекция может потребовать от УК:

  • провести ремонт какого-то из элементов многоэтажки, например, стен, крыши, подвала, окон или инженерных коммуникаций;
  • выполнить перерасчет оплаты за ЖКУ;
  • восстановить нормативные параметры поставляемых жильцам коммунальных ресурсов, например, температуру горячей воды в кранах или воздуха в комнатах;
  • соблюсти санитарные требования в части содержания дома, к примеру, обеспечить чистоту подъездов, и так далее.

ГЖИ может выносить предписания не только в отношении управляющих организаций. В том числе, она реагирует на нарушения со стороны ресурсоснабжающих организаций или самих жильцов. РСО, к примеру, могут получать предписания о повышении температуры подаваемой воды, если проверка зафиксирует нарушения параметров на коммуникациях за пределами МКД.

Претензии Госжилинспекции к собственникам квартир в большинстве случаев связаны с незаконным выполнением перепланировок. Если инспекторами будут зафиксированы несогласованные или угрожающие безопасности жильцов (как соседей, так и самих владельцев жилплощади) изменения конструкций многоэтажного дома, то они вынесут предписание об их немедленном устранении.

Порядок исполнения предписаний и контрольная проверка

Управляющие компании обязаны исполнять предписания ГЖИ, их невыполнение карается штрафом в соответствии с частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, в случае невозможности выполнения нужно добиваться переноса и продления сроков, либо заниматься обжалованием и оспаривать вынесенное решение.

Требования Госжилинспекции выполняются в соответствии с теми сроками и указаниями, которые приводятся в предписании. По завершении установленного времени ГЖИ присылает на объект инспекторов для проведения контрольной проверки. Управляющую организацию об этом обычно не оповещают. Однако сроки такой проверки всегда примерно одни и те же - она проводится сразу после завершения выделенного на устранение нарушения временного промежутка.

Внесенные в предписания ГЖИ . Некоторые управляющие компании неправильно трактуют этот момент и считают, к примеру, что указанный инспекторами перечень работ по текущему ремонту необходимо сначала утвердить на общедомовом собрании. Действительно, в обычной ситуации последовательность действий именно такая. Работы по дому заказываются и оплачиваются жильцами, поэтому требуют их утверждения.

Однако в случае с вынесенным жилищной инспекцией предписанием все несколько иначе. Требования этого органа обязательны, в том числе, и для общедомового собрания, поэтому его подтверждения здесь не требуется. Управляющей организации в такой ситуации остается только два пути:

  • провести требуемые работы;

Собрание при получении указаний ГЖИ проводить, скорее всего, придется. Однако на нем будет обсуждаться не само решение контролирующего органа, а то, как именно организовать его исполнение. Например, собственники квартир будут обсуждать, какую организацию пригласить для проведения работ и где взять средства для оплаты ее услуг.

Наличие предписания не означает, что УК будет заниматься ремонтом за собственный счет. Оплачивать это в любом случае будут владельцы квартир. Если у управляющей организации на данный момент нет накоплений для проведения работ, то на общедомовом собрании будет ставиться вопрос о дополнительном сборе средств и о сумме, которую в определенный срок должна внести каждая из квартир.

Санкции при неисполнении предписаний

Максимальный размер штрафных санкций для УК в случае неисполнения законного предписания ГЖИ в соответствии с КоАП РФ - 300 000 рублей. Кроме этого, в отношении злостных нарушителей Госжилинспекция может начать процедуру лишения лицензии.

При фиксации инспекторами каких-либо нарушений в работе УК небольшой штраф выписывается практически всегда, это неизбежно. Будут ли к управляющей организации применены более серьезные меры - зависит от ее дальнейших действий. Она может либо обжаловать вынесенное предписание, либо заняться его исполнением. Если выполнить все требуемое ГЖИ к установленному сроку не представляется возможным, то нужно хотя бы показать определенную активность в заданном направлении. Это позволит избежать признания злостным нарушителем, в отношении которого применяют наиболее суровые наказания.

Как обжаловать предписание Госжилинспекции

Если управляющая организация склоняется к обжалованию предписания ГЖИ, то делать это нужно в определенный срок, и здесь возможно два варианта действий.

  1. Инспектор не указал в предписании конкретного срока его исполнения. В таком случае у УК имеется три месяца на то, чтобы обжаловать его.
  2. В предписании прописан срок выполнения требований. В этой ситуации обжаловать документ нужно до окончания указанного временного промежутка. В противном случае управляющая организация будет признана нарушившей предписание, что чревато серьезными последствиями. Если срок исполнения предписания кажется УК слишком коротким, то следует подавать ходатайство о его продлении (образец этого документа мы прикрепим в качестве приложения).

Перед обжалованием действий ГЖИ необходимо выяснить, кому именно подотчетна эта структура, потому что в разных регионах тут могут быть различия. В зависимости от ситуации управляющая организация может подать:

  • жалобу в городскую мэрию или губернатору;
  • жалобу в приемную руководителя ГЖИ региона;
  • заявление о признании незаконности предписания в суд.

Обращение в суд - это крайняя мера. Срок давности для подобных исков составляет 90 дней. Образец судебного заявления также приложим к статье.

Вложенные файлы

  • Ходатайство о продлении срока исполнения предписания государственного органа.doc
  • Жалоба в ГИЖ.doc

Интересное дело недавно рассмотрел Арбитражный суд Московской области и принял по нему неожиданное решение.

В рамках плановой проверки организации, управляющей несколькими многоквартирными домами, Государственная жилищная инспекция Московской области обнаружила нарушения при начислении собственникам помещений платы за жилищные и коммунальные услуги.

В результате плановой проверки Госжилинспекцией управляющей компании были выданы два предписания, в соответствии с которыми было предписано произвести перерасчет начиная с 2011 года платы за электроснабжение на общедомовые нужды (ОДН) по нормативам потребления, произвести перерасчет платы за отопление – использовать вместо нормативов потребления показания общедомового прибора учета, корректировку платы за отопление за несколько лет, а также произвести перерасчет начисленного размера платы за содержание и ремонт в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Мной было подготовлено и подано в Арбитражный суд Московской области заявление об оспаривании указанных предписаний. Процесс длился более полугода. В ходе разбирательства Госжилинспекция МО представила письменные возражения на заявление об отмене предписаний, свои расчеты платы за электроснабжение и отопление. На возражения Госжилинспекции мной представлялись свои контррасчеты, давались устные и письменные пояснения, представлялась различная документация.

В ходе судебного разбирательства мне удалось убедить суд в обоснованности заявленных мной требований, они были удовлетворены, два предписания Госжилинспекции – признаны незаконными и отменены. Мотивированного решения пришлось ожидать почти месяц, что необычно для арбитражных судов. Неожиданной в решении оказалась мотивировка. Судя по всему, суд решил не утруждать себя исследованием формул, методик расчета объемов тепловой энергии и электроснабжения, следующих из десятков листов пояснений и проектной документации и указал лишь на процессуальные нарушения, допущенные Госжилинспекцией МО при проведении плановой проверки, которые я так же перечислил в заявлении.

Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Из содержания ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что общество должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Мне удалось доказать, что управляющая компания была уведомлена Госжилинспекцией МО о проведении плановой проверки за два рабочих дня до ее начала.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. В ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ сказано, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки).

На основании изложенного выше Арбитражный суд Московской области признал недопустимым доказательством акт плановой выездной проверки, а в связи с тем, что данный акт являлся единственным доказательством нарушений, факты, указанные в предписаниях, суд счел недоказанными, а предписания – незаконными.

Апелляционная и кассационная жалобы Госжилинспекции, рассмотренные Десятым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Московского округа, оставлены без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Остались вопросы? Вы можете получить на них ответы, позвонив мне.

В [наименование арбитражного суда]

Заявитель:
[наименование управляющей компании]
[место нахождения]
[номер телефона]

Заинтересованное лицо:
[наименование инспекции государственного жилищного надзора]
[место нахождения]
[номер телефона]

Заявление о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора

На основании распоряжения [наименование должности лица, издавшего распоряжение] N [значение] от [число, месяц, год] была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований деятельности [наименование заявителя] по управлению многоквартирным домом N [значение] по улице [вписать нужное] города [вписать нужное], а именно: [указать вопросы проверки], о чем составлен акт проверки N [значение] от [число, месяц, год].

В ходе проверки [наименование инспекции государственного жилищного надзора] (далее - Инспекция) выявлены следующие нарушения: [вписать нужное]. На основании этого Инспекцией сделан вывод о том, что [наименование заявителя] не обладает правовыми основаниями для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N [значение] по улице [вписать нужное] города [вписать нужное].

По результатам проверки Инспекцией выдано предписание N [значение] от [число, месяц, год], которым [наименование заявителя] в срок до [число, месяц, год] предписано прекратить деятельность по управлению многоквартирным домом N [значение] по улице [вписать нужное] города [вписать нужное], [иные требования] (далее - Предписание).

Согласно [наименование нормативного правового акта субъекта РФ, его реквизиты] Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти [наименование субъекта РФ], осуществляющим региональный жилищный надзор.

В соответствии с положениями ст. 20 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предписание обязует [наименование заявителя] прекратить деятельность по управлению многоквартирным домом.

Согласно ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу положений жилищного законодательства РФ только собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом. Таким образом, Инспекция не уполномочена выносить предписание о прекращении [наименование заявителя] деятельности по управлению спорным многоквартирным домом. При этом общее собрание не принимало решения об отказе от исполнения заключенного договора управления указанным многоквартирным домом.

Из анализа положений ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ следует, что в случаях выявления нарушений требований Жилищного кодекса РФ при принятии решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, порядка выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения, жилищная инспекция вправе обратиться в суд с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом и соответствующего решения собственников недействительными.

В данном случае Инспекция не оспаривала в судебном порядке решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N [значение] по улице [вписать нужное] города [вписать нужное], оформленные протоколом от [число, месяц, год].

Таким образом, считаем предписание незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы [наименование заявителя].

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 20, 46, 161 ЖК РФ, ст. ст. 17, 23 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ст. ст. 27, 198, 199 АПК РФ, просим:

1. Признать недействительным предписание [наименование инспекции государственного жилищного надзора] N [значение] от [число, месяц, год].

2. Приостановить действие оспариваемого предписания до вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.

Приложения:

1. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление заинтересованному лицу копии заявления и приложенных к нему документов.

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

4. Предписание N [значение] от [число, месяц, год].

5. Копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от [число, месяц, год].

6. Доверенность/иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

7. [Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Заявитель основывает свои требования].

[подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего заявление]

[число, месяц, год]

При реализации прав гражданами и организациями в сфере жилищных правоотношений могут возникать ситуации, когда есть необходимость пожаловаться на должностных лиц Государственной жилищной инспекции.

Данная необходимость возникает в двух случаях:

  • при бездействии работников инспекции при обращении к ним за защитой своих жилищных прав
  • при нарушении прав работниками инспекции в ходе проведения проверки в отношении Вас (например, если являетесь представителем управляющей компании многоквартирного дома, товарищества собственника жилья и т.д.)

В сущности, порядок обжалования в обоих указанных случаях одинаков.

Итак, на действия (или бездействие) работников ГЖИ жалобу можно подать:

— вышестоящему должностному лицу инспекции;

исполнительный орган субъекта РФ

— в прокуратуру;

В первом случае жалоба подается на действия и бездействие инспекторов данного органа. Она подается на имя главного инспектора ГЖИ по соответствующему субъекту РФ в порядке, характерном для направления жалоб (заявлений) в любой государственный орган.

В жалобе должны указываться — адресат (главный инспектор ГЖИ по субъекту, Ф.И.О.), наименование органа. Далее необходимо написать от кого подается заявление (Ф.И.О., адрес, контактные данные). В середине листа пишется наименование документа – «Заявление» «Жалоба». Под наименованием с новой строки максимально подробно излагается сведения о нарушителе (имя и должность инспектора действия и бездействие которого обжалуется), излагается сущность нарушения допущенного с его стороны (желательно со ссылками на нормы законодательства). Далее излагается просьба о принятии мер. Указывается дата составления заявления (жалобы) (число, месяц, год) и ставится подпись.

Поскольку ГЖИ по субъекту РФ подчинена исполнительному органу субъекта РФ (администрации области, правительству республики и т.п.), то если Вам необходимо обжаловать акты подписанные непосредственно Главным инспектором по субъекту РФ (например, решение о проведении проверки), действия и бездействие ГЖИ субъекта РФ, а также если осталась неудовлетворенной жалоба, разрешенная на уровне Главного инспектора, можно обращаться в исполнительный орган субъекта РФ .

Однако, нужно отметить, что такое обращение редко приводит к желаемому результату, поскольку маловероятно, что в Вашей проблеме должностные лица администрации будут разбираться более тщательно и подробно после специально созданного ими для этих вопросов органа.

Более целесообразным является обращение в прокуратуру.

Следует иметь в виду, что ГЖИ созданы на уровне субъектов РФ и надзор за их деятельностью органами прокуратуры осуществляется также на уровне прокуратур субъектов. Поэтому жалобы на действия (бездействие) ГЖИ необходимо направлять в прокуратуры областей (краев, республик).

В судебном порядке можно обжаловать как действия, так и бездействие сотрудников ГЖИ любого уровня. Но с точки зрения эффективности, лучше обращаться в суд для обжалования актов ГЖИ в отношении Вас, например когда Вам необоснованно направлено предписание или наложен штраф.

Практика показывает, что в случае бездействия должностных лиц ГЖИ лучше обращаться к вышестоящему должностному лицу или в прокуратуру, а для обжалования актов должностных лиц ГЖИ — в суд.



Поделиться