Невыполнение обязательств по договору согласно гк рф. Обеспечение исполнения обязательств по контракту Что такое обязательства по контракту

Гапанович Анна Владимировна, начальник отдела договорной и претензионно-исковой работы ТюмГНГУ. Научная специализация - гражданское, предпринимательское право, система государственных закупок.

Родилась 10 июля 1982 г. В 2004 г. окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области "Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права".

Автор следующих трудов: "Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Право и экономика. 2009. N 8); "Особенности размещения заказа путем проведения запроса котировок" (Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. N 18); "Особенности определения эквивалентности товара при размещении заказов" (Государственные и муниципальные закупки-2009: Сборник докладов IV Всероссийской практической конференции-семинара. М., 2010); "Реализация принципа свободы договора в Законе о размещении заказов" (Наука и современность-2010: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 3-х ч. Новосибирск, 2010. Часть 3); "Злоупотребления со стороны участников размещения заказов при обжаловании результатов торгов (запросов котировок)" (Государственные и муниципальные закупки-2010: Сборник докладов V Всероссийской практической конференции-семинара. М., 2011); "Правовая природа института размещения заказов (Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2011. N 2).

В статье отражаются особенности исполнения обязательств, вытекающих из государственного (муниципального) контракта, заключенного по результатам проведения торгов (запросы котировок) с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Автор раскрывает основные элементы исполнения обязательств применительно к специфике контракта в соотношении норм Гражданского кодекса Российской Федерации с нормами Закона о размещении заказов. Особо автором исследуется возможность изменения условий контракта ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Ключевые слова: государственный заказ, размещение заказов, государственный контракт, исполнение обязательств, обстоятельства непреодолимой силы.

Peculiarities of enforcing obligations of state (municipal) contract

The article defines the peculiarities of enforcing obligations, arising from the state (municipal) contract, made as a result of tenders (indications of price) complying with the requirements of Law of 21.07.2005 N 94-FZ "On placing of orders on delivery of goods, execution of work, rendering of services for state and municipal needs". The author discloses the main elements of enforcing obligations in respect to specific character of the contract in correlation of the Civil Code RF norms with the norms of the Law on placing of orders. The author specially analyzes the possibility for changing the contract provisions due to the presence of force majeure circumstances.

Key words: state order, placing of orders, state contract, enforcing obligations, force majeure circumstances.

Основными целями участия государства, его субъектов, муниципальных образований и иных получателей бюджетных средств в гражданско-правовых отношениях является обеспечение потребностей указанных структур в определенных товарах, работах, услугах для решения поставленных перед ними задач.

Учитывая специфику регулирования правоотношений по размещению заказов посредством специального Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), отметим, что государственному (муниципальному) контракту, гражданско-правовому договору бюджетного учреждения (далее - контракты) свойственна специфическая цель его заключения, которая носит двойственный характер: для контрагента по контракту (поставщик, подрядчик, исполнитель) целью является получение прибыли, в то время как для государственных (муниципальные, иные) заказчиков (далее - заказчики) в первую очередь имеет значение обеспечение потребностей соответствующих заказчиков, а в ряде случаев - удовлетворение социально-общественных потребностей. В силу указанной целевой направленности участия заказчиков в договорных отношениях сущность контракта заключается в его непредпринимательском характере.

В связи с этим для данных категорий субъектов важен конечный имущественный результат, который достигается исполнением соответствующего гражданско-правового обязательства.

Отметим, что гражданское законодательство не определяет термин "исполнение обязательств", а содержит лишь общие положения исполнения обязательств (гл. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). В юридической литературе исполнение обязательств определяется как совершение его сторонами определенных действий, составляющих содержание их прав и обязанностей <1>. В то же время встречаются и иные трактовки термина "исполнение обязательств" .

<1> Подобным образом исполнение обязательств определяется М.В. Кротовым. Ученый понимает под исполнением обязательств реализацию должником и кредитором прав и обязанностей, составляющих содержание обязательства .

В ряде случаев ученые-правоведы дают определение термина "исполнение обязательств", а в ряде случаев - "исполнение обязанности".

Например , в юридической литературе упоминается об исполнении обязанности в обязательственном правоотношении и под данным термином понимается совершение должником действия, которого вправе требовать от него кредитор . Вместе с тем представляется достаточно дискуссионным отождествление терминов "исполнение обязательств" и "исполнение обязанности", так как исходя из буквального толкования ст. 307 ГК РФ обязательство фактически представляет собой гражданское правоотношение, состоящее из требования (права требования) и корреспондирующей с ней юридической обязанности совершить определенное действие.

В юридической литературе также встречается мнение о том, что исполнение обязательства является формой реализации права, при которой субъект совершает активные действия (или воздерживается от таковых) во исполнение возложенной на него юридической обязанности . При этом проводится параллель с принципом свободы договора как одним из основополагающих начал частного права. С точки зрения исполнения договорного обязательства предназначение свободы договора состоит в возможности сторон добровольно реализовать предусмотренное договорным обязательством право. Механизмом исполнения обязательства является взаимная заинтересованность сторон .

С указанной позицией следует согласиться, так как любой гражданско-правовой договор, заключаемый участниками имущественного оборота, представляет собой объективно обоснованный результат проявления ими воли на заключение именно данного вида договора и на условиях, предусмотренных в нем, т.е. результат реализации договорной свободы, присущей всем участникам гражданского оборота . В большей степени принцип свободы договора в контрактных обязательствах проявляется в действиях контрагента заказчика, так как именно он свободен в проявлении своего волеизъявления на заключение контракта, выражающегося в активных действиях по участию в процедурах торгов, проводимых заказчиком во исполнение Закона о размещении заказов, с соблюдением всех процедурных аспектов.

Для целей исполнения контракта только активные действия контрагента свидетельствуют о надлежащем исполнении им возложенных на него обязательств. Отметим, что характер совершаемых контрагентом действий во исполнение своих обязанностей зависит от вида обязательства и должен соответствовать условиям обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. Соблюдение должником данных требований свидетельствует о надлежащем исполнении им обязательства.

Для института исполнения обязательств характерны два основных принципа: принцип надлежащего исполнения и принцип реального исполнения. Соотношение данных принципов является предметом научных исследований и дискуссий среди ученых-правоведов. Так, отмечается, что сущность реального исполнения заключается в совершении определенного действия, а надлежащего исполнения - в качественной характеристике действия (воздержания от действия) .

Представляется, что оба принципа имеют самостоятельное юридическое значение, при этом они взаимосвязаны друг с другом и по смыслу вытекают один из другого: если обязательство не исполнено в натуре, достаточно сложно утверждать о надлежащем характере исполнения договорного обязательства.

Надлежащее исполнение обязательства по общему правилу предполагает исполнение обязательства надлежащим лицом и надлежащему лицу, надлежащим предметом, надлежащим способом, в надлежащем месте, в надлежащий срок. Указанные элементы в полной мере характерны для существа контракта, заключаемого в соответствии с Законом о размещении заказов.

В силу особого характера контракта субъектами исполнения являются стороны контракта, так как обязательство, вытекающее из контракта, создает обязанности именно для участвующих в нем лиц.

ГК РФ предусматривает возможность множественности лиц как на стороне кредитора, так и на стороне должника (солидарные обязательства - ст. 322 ГК РФ). Вместе с тем законодательство о размещении заказов не предполагает наличие множественности лиц в обязательстве; для рассматриваемой сферы характерна индивидуальность заключения и исполнения контрактов, что обусловлено существом потребности заказчика и тем самым спецификой контракта. Несмотря на то что Закон о размещении заказов, с одной стороны, предусматривает определенную юридическую возможность совместного участия двух или более заказчиков в размещении заказов (п. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов), с другой стороны, в нем закреплена императивная норма, устанавливающая самостоятельность каждого заказчика, проводившего такие торги, в заключении контрактов с победителем. Данный подход законодателя обусловлен индивидуализацией прав, обязанностей и ответственностью обеих сторон контракта.

В то же время при исполнении условий контракта на стороне поставщика (подрядчик, исполнитель) возможны варианты участия лиц, не являющихся стороной контрактного обязательства. Подобная ситуация, в частности, имеет место в случае привлечения последним к исполнению своих обязательств третьих лиц (субподрядчики, соисполнители) в порядке, определенном ст. 706 ГК РФ. Тем не менее в силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ. Кроме того, юридическая конструкция "заказчик - подрядчик - субподрядчик" не предполагает изменения состава сторон основного обязательства по контракту: в любом случае лицом, обязанным совершить определенные действия, являющиеся предметом контракта, служит подрядчик.

По общему правилу, предусмотренному ст. 313 ГК РФ, гражданским законодательством допускается исполнение обязательства третьим лицом, а не должником, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Однако п. 6.1 ст. 9 Закона о размещении заказов содержит императивную норму, запрещающую перемену поставщика (исполнитель, подрядчик), за исключением случаев правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В ходе исполнения контракта возможны случаи частичной уступки контрагентом права (требования) по контракту, в частности, права требования от заказчика оплаты поставленных по контракту товаров (выполненные работы, оказываемые услуги). Фактически данная уступка не влечет замену лица (контрагента) в контрактном обязательстве в силу взаимного характера данного вида обязательства. Так, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в п. 6 информационного письма от 30 октября 2007 г. N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации", уступка права (требования) по обязательству, в котором уступающий требование кредитор является одновременно и лицом, обязанным перед должником, не влечет перевод на цессионария соответствующих обязанностей цедента. Цедент не освобождается от исполнения продолжающих лежать на нем обязанностей.

Таким образом, в данном случае по договору цессии уступается не право исполнения контракта, а право требования оплаты за поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги). При этом поставщик (подрядчик, исполнитель) продолжает исполнять обязанности по контракту, в том числе гарантийные обязательства, нести ответственность в виде уплаты неустойки (штрафа, пени) за нарушение своих обязательств по контракту и т.д. Данный вывод также содержится в письме Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2009 г. N Д22-1625 и подтверждается материалами судебной практики <2>.

<2> См.: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 декабря 2010 г. N А19-12020/10; ФАС Московского округа от 3 ноября 2010 г. N КГ-А41/11842-10; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 г. N 17АП-2436/2010 и т.д.

Принцип реального исполнения в определенных договорных конструкциях проявляется в соблюдении сторонами условия о предмете исполнения обязательства - предмете договора (которое в силу ст. 432 ГК РФ является существенным условием любого договора), а именно в совершении конкретных юридических действий, составляющих существо обязательства, т.е. в исполнении обязательства в натуре. При этом с позиции принципа надлежащего исполнения товар, результат работ (услуг) должен соответствовать определенным качественным, количественным характеристикам.

Учитывая то обстоятельство, что передача и принятие предмета исполнения зачастую составляют цель заключенного контракта, для заказчиков важно, чтобы должник передал именно тот предмет исполнения, который предусмотрен контрактом.

Указанный тезис позволяет выделить три группы предмета исполнения по контракту (в понимании ст. 5 Закона о размещении заказов):

вещь(-и) (по договору поставки);

конкретный материальный результат работ (по договору подряда);

результат определенных действий (определенной деятельности) (по договору возмездного оказания услуг).

Предмет исполнения в силу ст. ст. 22, 34, 43 Закона о размещении заказов устанавливается заказчиком при подготовке документации о торгах (запрос котировок).

Гражданско-правовые обязательства должны исполняться надлежащим способом <3>. В юридической литературе это означает, что при исполнении обязательства должен соблюдаться установленный законом, иными правовыми актами или договором либо следующий из обычаев делового оборота или существа обязательства порядок действий сторон в процессе исполнения обязательства . При этом способы исполнения обязанности передать предмет определяются свойствами того, что передается, а также условиями договора и указаниями нормативных актов .

<3> В юридической литературе дореволюционного периода рассматривался "образ исполнения". При этом отмечалось, что "...должник обязан исполнить то именно действие, которое имелось в виду при установлении обязательства. Без согласия верителя должник не имеет права предлагать исполнение другого, хотя бы оно представляло и большую имущественную ценность. Исполнение всякого другого действия, кроме условленного, равносильно неисполнению обязательства и не лишает верителя его права требовать условленного исполнения" .

При этом в выделяется три стадии процесса принятия исполнения:

принятие во владение;

проверка предмета с качественной и количественной стороны;

признание обязанности исполненной.

В отношении обязательств по контракту особое значение имеет проверка предоставляемого предмета исполнения посредством процедуры приемки.

В силу ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов условие контракта о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, является его обязательным условием. В связи с этим заказчик вправе установить тот порядок приемки, который в большей степени защищает его от передачи некачественного предмета исполнения с соблюдением общих норм законодательства, регулирующего порядок приемки.

В большинстве случаев трудности в ходе приемки возникают при проверке качественной составляющей предмета исполнения, так как при обычном способе проверки установить действительные недостатки (особенно скрытые) предмета исполнения сложно. При этом даже особые способы приемки (в том числе с помощью испытаний) не всегда выявляют данные недостатки. В связи с этим контракт должен содержать четкие условия приемки предмета исполнения, а также последствия выявления его несоответствия условиям контракта.

Отметим, что обязательства по контракту характеризуются встречным исполнением, в силу которого исполнение обязательства одной из сторон в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (п. 1 ст. 328 ГК РФ) (так, обязанность заказчика по оплате товара может быть обусловлена предварительной передачей поставщиком данного товара).

Встречное исполнение, предусмотренное контрактом, является своеобразной гарантией прав кредитора (заказчика), посредством которого последний может избежать возможных убытков, связанных с ненадлежащим исполнением контрагентом своих обязательств.

Одним из важных элементов принципа надлежащего исполнения обязательства также является место исполнения обязательства. В юридической доктрине местом исполнения обязательства признается "...место, в котором должник обязан исполнить, а веритель принять действие, составляющее объект обязательства" . Под местом исполнения обязательства также понимается географический пункт, в котором должник обязан исполнить обязательство .

Отметим, что в соответствии с ГК РФ место исполнения не относится к существенным условиям договора. Вместе с тем его определение имеет большое значение для порядка исполнения обязательства (п. 3 ст. 393 ГК РФ, ст. 510 ГК РФ, п. 4 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) и т.д.).

Место исполнения обязательств, вытекающих из контракта, в силу норм Закона о размещении заказов определяется заказчиком при подготовке конкурсной документации (документация об аукционе, запрос котировок) (ст. ст. 22, 34, 41.6, 43 Закона о размещении заказов). Ввиду этого обязательства по контракту должны исполняться контрагентом именно в том месте, которое определено заказчиком. В противном случае исполнение в любом другом месте будет считаться уклонением от исполнения обязательства либо просрочкой исполнения.

На практике возникают споры о законности указания заказчиком в документации в графе "Место оказания услуг" конкретного населенного пункта, так как, по мнению подателей жалоб, в данном случае наблюдаются признаки нарушения конкуренции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представляется, что нарушением законодательства о размещении заказов могут являться случаи определения места оказания услуг посредством указания конкретного населенного пункта, который взаимоувязывается с местом нахождения участника размещении заказа. В данном случае фактически число участников размещения заказов будет ограничиваться лишь теми, чьим местом нахождения в соответствии с учредительными документами будет являться указанный населенный пункт. В связи с этим данное обстоятельство может быть признано ограничением доступа к участию в торгах, запроса котировок и явиться основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (п. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

В остальных случаях признаки нарушения законодательства о размещении заказов отсутствуют, так как отсутствие у участника размещения заказа возможности оказания услуг в конкретном населенном пункте является результатом их экономической деятельности и не доказывает нарушения заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников аукциона <4>.

<4> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2010 г. по делу N А29-13750/2009.

Сроком исполнения обязательства считается наступление определенного момента - календарной даты, истечение периода, наступление определенного события, когда обязательство должно быть исполнено .

В ряде случаев момент возникновения обязательства и момент его исполнения совпадают. Однако в большинстве случаев возникновение обязательства и момент его исполнения разделены во временном промежутке. Последнее утверждение в полной мере относится к обязательствам по контрактам.

Срок исполнения обязательств по контрактам, как и место исполнения, определяются заказчиком в конкурсной документации (документация об аукционе, запрос котировок) (ст. ст. 22, 34, 41.6, 43 Закона о размещении заказов). Помимо этого, срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг является существенным условием любого гражданско-правового договора (ст. ст. 506, 708 ГК РФ).

Порядок определения сроков исполнения обязательств установлен ст. 314 ГК РФ, а также нормами ГК РФ в отношении конкретных договорных конструкций (например, п. 1 ст. 457, ст. 708 ГК РФ и др.).

Законом о размещении заказов императивной нормой установлено, что срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчик, исполнитель) не подлежит изменению сторонами (п. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов). Изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика в соответствии с п. 2 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет применение административной ответственности.

Вместе с тем ГК РФ предусматривает случаи исключения гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

Легальное определение непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которым обстоятельства непреодолимой силы представляют собой чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств, под непредотвратимостью - невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении субъекта техническими и иными средствами. При этом действие непреодолимой силы должно быть органически связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения <5>.

<5> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московской области от 3 февраля 2005 г. N КГ-А40/13350-04.

Признак чрезвычайности характеризуется наличием обязательного критерия - объективностью, т.е. обстоятельство нетипично, неординарно не потому, что таковым его считает данный субъект, а в силу объективного понимания чрезвычайности вообще, вне зависимости от субъективного отношения к данному обстоятельству. Следовательно, непреодолимая сила всегда объективно чрезвычайна .

Кроме указанных признаков в юридической литературе, а также на практике отмечаются и иные характерные признаки (условия), которые должны в обязательном порядке иметь место для целей определения конкретного обстоятельства в качестве непреодолимой силы: непредвиденность в момент заключения договора, их возникновение после заключения договора, их подконтрольность сторонам обязательства и их непосредственное влияние на исполнение обязательства сторонами, т.е. наличие причинно-следственной связи между обстоятельством непреодолимой силы и невозможностью исполнения обязательства .

Было обращено внимание на внешний характер события по отношению к деятельности ответственного лица: признак внешнего характера является обязательным для характеристики понятия непреодолимой силы, так как непреодолимая сила всегда, в отличие от случая, является обстоятельством внешним по отношению к деятельности ответственного лица .

Таким образом, можно констатировать, что узкое определение непреодолимой силы, содержащееся в ГК РФ, не в полной мере отражает все существо данной категории.

Проведя анализ существенных признаков непреодолимой силы, один из специалистов дал следующее определение непреодолимой силы, которое во многом охватывает большинство существенных признаков рассматриваемого понятия: "...под непреодолимой силой следует понимать обстоятельство, возникающее после заключения договора независимо от волевого поведения либо связанное с ним, характеризующееся при данных условиях чрезвычайностью, непредотвратимостью и внешним по отношению к деятельности должника характером и влекущее за собой нарушение договорного обязательства" .

ГК РФ, устанавливая лишь часть критериев, определяющих институт непреодолимой силы, не указывает прямо, какие именно события им охватываются, что порождает сложности для правоприменителей при квалификации событий в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

В литературе проводится подразделение обстоятельств непреодолимой силы на стихийные природные явления и общественные события (обстоятельства общественной жизни) .

Анализ юридической литературы и материалов судебно-арбитражной практики позволяет в большей степени определить те факты, которые не могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы (в дополнение к событиям, указанным в п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В частности, к указанным обстоятельствам не относятся следующие:

повышение погоды наружного воздуха в зимнее время, так как оно не относится к природным явлениям стихийного характера, а является прогнозируемым событием, поэтому не может рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы <6>;

<6> См.: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 8 сентября 2008 г. N А43-8402/2007-23-174, от 27 ноября 2008 г. N А82-3214/2008-38; ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2011 г. N А33-7951/2010.

хищение груза во время перевозки, так как оно не рассматривается как обстоятельство, избежать которого профессиональный перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены <7>;

<7> См.: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18 мая 2005 г. N Ф08-1739/05; ФАС Московского округа от 9 декабря 2005 г. N КГ-А40/12191-05.

наложение ареста на дебиторскую задолженность, так как не представлены доказательства того, что ответчик принимал необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств <8>;

отсутствие у должника необходимых денежных средств <9>;

финансово-экономический кризис в мировой экономике ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость <10>;

<10> См.: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 ноября 2010 г. N А82-86/2010; от 8 апреля 2010 г. N А82-4506/2009; от 14 января 2010 г. N А82-15183/2008-22.

неблагоприятная экономическая конъюнктура ввиду недоказанности влияния социально-экономической ситуации в регионе на исполнение обязательств по договору <11>;

<11> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. N А32-13958/2009.

забастовки, если они законны, то лицо должно их предвидеть, и они не являются чрезвычайными ;

несвоевременное финансирование из бюджета работ, предусмотренных контрактом <12>, и т.д.

Бремя доказывания невозможности исполнения обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы лежит на лице, на них ссылающемся (зачастую им является ответчик). В ряде случаев обстоятельства, относящиеся к категории общеизвестных, доказыванию не подлежат в силу норм п. 1 ст. 69 АПК РФ. Однако большинство обстоятельств подлежат доказыванию, особенно если они связаны с фактами общественной жизни.

В качестве доказательства подтверждения обстоятельств непреодолимой силы могут служить документы, выдаваемые профильными компетентными органами в зависимости от конкретных фактов. В то же время документ, выданный соответствующим компетентным органом, является достаточным подтверждением лишь наличия и продолжительности действия обстоятельств. Однако сам по себе он не может свидетельствовать о причинно-следственной связи между данными обстоятельствами и фактом неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по договору.

Представляется, что в отношении исполнения обязательств по контракту применение института непреодолимой силы осуществляется на общих началах с соблюдением всех вышеперечисленных условий, но может быть выражено в еще более жесткой форме. Ведь зачастую для большинства контрактов характерны достаточно небольшие сроки их исполнения. С учетом особого характера правоотношений по контракту, а также его целевой направленности для сторон контракта можно с достаточной степенью определенности прогнозировать порядок и ход исполнения обязательства. Наступление обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, должно носить экстраординарный характер и отвечать всем критериям непреодолимой силы.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы:

обязательствам по контрактам характерна специфическая цель, которая предопределяет требования к предмету и способу его исполнения;

все существенные, необходимые и важные для заказчика условия контракта определяются на стадии организации и проведения процедур торгов, запросов котировок. При этом установление данных условий является прерогативой заказчика;

Закон о размещении заказов практически не допускает возможности изменения сторонами контракта его условий, ввиду этого можно говорить о статичном, нединамичном характере контракта;

обязательства по контракту подлежат исполнению его сторонами, ввиду чего им несвойственна множественность лиц ни на стороне кредитора, ни на стороне должника;

исполнение обязательств по контракту всегда носит встречный характер и обусловлено предварительным исполнением обязанности одной из его сторон (чаще поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

Список литературы

  1. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. Ч. 1.
  2. Егоров Н.Д., Елисеев И.В. и др. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. Т. 1. С. 620.
  3. Сарбаш С.В. Общее учение об исполнении договорных обязательств: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  4. Толстой В.С. Исполнение обязательств. М.: Юрид. лит., 1973.
  5. Доренкова Ю.М. Исполнение договорного обязательства в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 12.
  6. Гапанович А.В. Реализация принципа свободы договора в Законе о размещении заказов // Наука и современность-2010: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 3-х ч. / Под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. Ч. 3. С. 303.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения. Изд. 3-е, стер. М.: Статут, 2008. С. 420.
  2. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Статут, 2005. Т. 2.
  3. Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. С.С. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Проспект; Институт частного права, 2009.
  4. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. 3-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Проспект.
  5. Захарова О.Н. Непреодолимая сила и гражданско-правовая ответственность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  6. Муратова Д.Д. Форс-мажорные обстоятельства: отражение в договоре // Аудиторские ведомости. 2008. N 9.
  7. Коршунова Н.П. Совершенствование законодательства о непреодолимой силе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.
  8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ // Справочно-поисковая система.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях , установленных Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер , установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

9.1. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% начальной (максимальной) цены контракта, что в рублевом эквиваленте составляет – 62 096 (шестьдесят две тысячи девяносто шесть) рублей 80 коп.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ.

9.2. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику в размере обеспечения исполнения контракта, установленном в пункте 9.1. настоящей контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Исполнителем, с которым заключается контракт, самостоятельно.

9.3. В случае если обеспечение исполнения контракта представляется в виде банковской гарантии:

9.3.1. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, Услуги, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

9.3.2. Банковская гарантия должна быть выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

9.3.3. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.

9.3.4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

9.3.5. Если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем обязательств по контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), Исполнитель обязуется предоставить заказчику иное (новое) обеспечение исполнение контракта. Новое обеспечение должно быть предоставлено на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в документации и контракте.

9.3.6. Исполнитель в срок не позднее 7 (семи) календарных дней с момента заключения контракта обязан предоставить заказчику оригинал банковской гарантии, выданной банком.

9.4. В случае внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта:

9.4.1. Внесение денежных средств на счет Заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, должно быть произведено Исполнителем по следующим реквизитам Заказчика:

Получатель: УФК РФ по Республике Башкортостан (Финансовое управление администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - Администрация)

Отделение № 8598 Сбербанка России г. Уфа

Номер расчетного счета: 40302810406605086400

Номер лицевого счета: 05200000010

БИК: 048073601

ИНН: 0242009355

КПП: 024201001

Назначение платежа: внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения обязательств по муниципальному контракту оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, № закупки.

Факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения настоящего Контракта подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (оригинальной выпиской из банка в случае, если перевод денежных средств осуществляется при помощи системы «банк – клиент»).

9.4.2. Денежные средства, внесенные в обеспечение исполнения контракта, возвращаются Исполнителю Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя, направленного в адрес Заказчика при условии надлежащего выполнения Исполнителем всех своих обязательств по контракту в соответствии с разделом 3 настоящего контракта. Указанные денежные средства перечисляются на расчетный счет, указанный Исполнителем в его письменном требовании.

9.4.3. В случае неисполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных контрактом, обеспечение исполнения контракта, денежные средства, внесенные в обеспечение исполнения контракта, остаются у Заказчика, возврат денежных средств Исполнителю не производится.

9.5. В ходе исполнения контракта Исполнитель вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер оказанных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

ФОРС-МАЖОР

10.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если это неисполнение явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Контракта в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить разумными мерами: стихийные бедствия, наводнения, взрывы, объявленные или необъявленные военные действия и иные подобные обстоятельства.

10.2. При наступлении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой они возникли, должна в течение 3 дней известить о них в письменном виде (факс, электронная почта) другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Контракту.

10.3. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, то она обязана возместить другой Стороне понесенные убытки. В случае наступления вышеуказанных обстоятельств, срок исполнения Стороной обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия этих обстоятельств и (или) их последствий.

СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА

11.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2016 года, а в части расчетов до полного исполнения сторонами обязательств.

11.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям и в порядке, предусмотренным в частях 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

12.1. Любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные Контрактом, считается действительной, если она подтверждена Сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения или протокола.

12.2. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013

12.3. В случае принятия Правительством Республики Башкортостан решения об уменьшении лимитов бюджетных обязательств, заказчик в 10-дневный срок уведомляет об этом Исполнителя. В 10-дневный срок со дня получения уведомления заказчика Стороны заключают дополнительное соглашение к Контракту об изменении условий Контракта либо расторгают Контракт в связи с невозможностью его исполнения.

Не допускается прием и оплата Работ по Контракту, произведенных после получения Исполнителем уведомления от заказчика об уменьшении лимитов бюджетных обязательств.

12.4. Стороны обязаны уведомлять друг друга в течение 48 часов с момента изменения реквизитов, указанных в пункте 14 настоящего Контракта. Сторона, своевременно не уведомившая другую сторону об изменении своих реквизитов, несет риски и убытки, которые могут у нее возникнуть в связи с исполнением другой Стороной своих обязательств.

12.5. Споры, возникающие между Заказчиком и Исполнителем при заключении, изменении, расторжении и выполнении Контракта, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в претензионном порядке, срок рассмотрения претензии – 10 (Десять) дней с момента ее получения.

12.6. В случае возникновения споров между сторонами по вопросам, предусмотренным настоящим Контрактом, стороны примут все меры для их решения путем переговоров.

12.7. В случае невозможности урегулировать спор путем переговоров, данный спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЯ К КОНТРАКТУ

13.1. Нижеперечисленные документы образуют приложения к настоящему Контракту и являются его неотъемлемой частью:

Приложение №1 Техническое задание

РЕКВИЗИТЫ СТОРОН


Приложение № 1 к контракту

Закона № 44-ФЗ в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее по тексту также — «ЕИС»), должны быть включены банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или, в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ должны быть включены в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается. Правила ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, а также Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий (далее по тексту также – «Правила») предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005.

Гарантийные обязательства по контракту

Как прописываются гарантийные обязательства Согласно ч. 6 ст. 34 44-ФЗ, в каждом контракте должны быть прописаны гарантийные обязательства (ГО) и ответственность поставщика за нарушение их исполнения. Однако в 44-ФЗ нет прямого указания на определение гарантийного срока (ГС). Регламент установления и применения ГС прописан в гражданском законодательстве.


ГК регулирует гарантию качества реализуемой продукции (ст. 470 ГК РФ), ГО по выполненным работам (ст. 722 ГК РФ) и гарантию на выполнение работ по строительству (ст. 755 ГК РФ). Срок гарантий зависит от характера поставляемых ТРУ. ГС на автомобили и прочий транспорт устанавливается на период от 2 лет, на бытовую технику - от 6 месяцев.
Для объектов строительства срок гарантии определяется не менее чем на 5 лет.

Как правильно прописать гарантийные обязательства в контракте

Закона № 44-ФЗ; — срок действия банковской гарантии; — копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ; — иные информация и документы, перечень которых установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005; Указанные в ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта. В течение одного рабочего дня после включения указанных в ч.


9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Отметим также, что на проверку банковской гарантии бенефициар в силу ч. 5 ст.

Обеспечение исполнения по контракту, гарантийный срок по 44 фз

Уменьшение суммы обеспечения исполнения контракта при сохранении того же способа (в виде независимой безотзывной банковской гарантии) обеспечения представляется возможным путем предоставления новой гарантии. Исполнитель в таком случае предоставляет заказчику новую банковскую гарантию, сумма которой по сравнению с ранее выданной гарантией должна быть уменьшена на размер исполненных обязательств по контракту. При этом для прекращения действия прежней гарантии гаранту, принципалу и бенефициару целесообразно рассмотреть вопрос о заключении соглашения о порядке замены обеспечения, которое бы имело условие об отказе заказчика от прав по ранее предоставленной гарантии при условии и с момента предоставления новой гарантии, удовлетворяющей требованиям, описанным нами выше (таким образом, фактически данное соглашение представляет собой сделку под отлагательным условием).

Срок гарантийного обязательства в договоре

Внимание

Исходя из абзаца четвертого перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005, следует, что обеспечение гарантийных обязательств является частью обеспечения исполнения контракта. Однако включение требования об обеспечении гарантийных обязательств в состав обеспечения исполнения контракта имеет некоторые правовые проблемы. В соответствии с положениями статей 470, 722 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – «ГК РФ») гарантия качества товара, результата работ — это письменные заверения исполнителя, что качество товара, результата работ, услуг будет соответствовать установленным к нему требованиям на протяжении гарантийного срока.

Если происходит задержка сроков исполнения контракта, должны ли мы продлить банковскую гарантию на срок задержки? Ответ. Да, в этом случае должно быть составлено дополнительное соглашение к договору, и банковская гарантия продлена на этот срок плюс 31 день. Вопрос. Из контракта и ТЗ: Договор действует до выполнения Сторонами принятых на себя обязательств.

Важно

Из Информационной карты: Срок действия обеспечения исполнения договора должен превышать срок исполнения обязательств по договору не менее чем на шестьдесят дней. Вопрос — банк просит обоснование срока предоставления гарантии. Ответ. Как правило, информации, указанной в информационной карте, банку достаточно для определения срока действия банковской гарантии.

Гарантийные обязательства по контракту сроки

Закона N 94-ФЗ заказчик в указанных в этих нормах случаях был обязан определить обязательства о предоставлении гарантий производителя и поставщика на товар, а также обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в указанном там же размере — от 2% до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Безусловно, хотя Закон N 44-ФЗ не предусматривает предоставления обеспечения гарантийных обязательств, но он и не запрещает установление такого требования. При этом согласно принципу свободы договора, закрепленному в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны договора свободны в установлении любых не противоречащих закону условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
N Д28и-2865 Минэкономразвития России указывает, что Заказчик обязан вернуть денежные средства, представленные в качестве обеспечения исполнения контракта, после исполнения основного обязательства, если контрактом не предусмотрено, что указанные денежные средства возвращаются после окончания срока гарантийных обязательств. Исходя из того, что законодатель наделил исполнителя правом уменьшить размер обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения контракта, считаем, что заказчик вправе требовать предоставления обеспечения исполнения гарантийных обязательств только в том случае, если это отдельно предусмотрено контрактом и в отдельно указанном размере.

Если тендерной документацией или проектом контракта не предусмотрено распространение срока действия банковской гарантии на гарантийный период, то данное требование заказчика неправомерно. Вопрос. В случае, если в контракте есть формулировка: «срок действия контракта — до 31.12.2014», а в части принятых обязательств «до полного их исполнения», в таком случае должна банковская гарантия покрывать гарантийные обязательства? Ответ. Такая формулировка действительно двусмысленна. Во избежание различных трактовок, перед подачей заявки на участие, нужно подать запрос на разъяснение требований документации с просьбой об уточнении срока действия гарантии.

По нашей практике, в подавляющем большинстве случаев, ответ на запрос не содержит требования о необходимости распространения срока действия обеспечения на гарантийные обязательства. Вопрос.
В контракте такое обслуживание прописывается наравне с ГС. В договорных условиях под ГО понимается выполнение поставщиком работ по устранению недостатков и дефектов, выявленных после приемки приобретенных заказчиком ТРУ в период установленного ГС. К нему можно также отнести техническое и иное обслуживание, технический осмотр, замену деталей и т.
д.(Письмо УФНС № 20-12/092926 от 03.10.2008). Гарантийные обязательства и обеспечение Госзаказчики вправе включать в контракт условие об обеспечении гарантийных обязательств по приобретаемым ТРУ. В положениях 44-ФЗ такое обеспечение не закреплено, поэтому, если поставщик не предоставляет обеспечение ГО, организация-заказчик не имеет права отказать ему в заключении контракта (Письмо Минфина России № 02-02-07/32132 от 02.07.2014).



Поделиться