Государственный и муниципальный контракт. Государственный контракт: что это и его как заключить Государственный контракт договор заключенный государственным заказчиком

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются положения о договоре поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525).

Помимо ГК РФ, отношения по поставке для государственных и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и рядом других нормативных актов. Кроме того, сохраняют силу отдельные положения Федерального закона от 13 марта 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному или муниципальному заказчику (далее — заказчику) либо указанным им получателям без заключения каких-либо договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Однако соответствующим контрактом может предусматриваться прикрепление заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Сторонами государственного или муниципального контракта на или муниципальных нужд являются заказчик и поставщик (исполнитель).

Согласно ст. 4 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в качестве заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — аукцион) — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта — заказчиком.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных или муниципальных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный или муниципальный заказ к исполнению.

Особенностью предмета данной разновидности купли-продажи является цель приобретения товаров — удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Заключение государственного (муниципального) контракта и договора поставки для государственных (муниципальных) нужд

Государственный или муниципальный контракт (далее — контракт) заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФЛ Причем для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, если иное не установлено законом. А для поставщика (исполнителя) оно обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

Размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения контракта. Проект контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Та сторона, которая получила проект, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. При наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок должен быть составлен протокол разногласий. Последний вместе с подписанным контрактом либо уведомление об отказе от его заключения направляется другой стороне.

Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть их и принять меры по согласованию последних с другой стороной и известить ее о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

Если контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

В случаях, когда сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.

Правила о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 529 ГК РФ. В частности, если согласно контракту поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципапьных нужд.

В свою очередь поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, которая получила подписанный проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

В случаях, когда поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта.

Закон предоставляет покупателю право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 530 ГК РФ). В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) должен либо выдать извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

В случае невыполнения заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от него принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика. В случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. Если отказ заказчика от товаров повлек расторжение или изменение договора, то убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком (ст. 534 Г К РФ).

Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. — п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Особенности государственного или муниципального контракта:

  • по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования:
  • по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ);
  • заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию:
  • основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК РФ (основания заключения государственного или муниципального контракта);
  • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанною его победителем (п. 2 ст. 766 ГК РФ);
  • отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

В качестве государственного или муниципального заказчика соответственно могут выступать:

  • по государственному контракту — государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федератьного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
  • по муниципальному контракту — органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ).

В качестве заказчика выступает либо государственный орган, либо организация, нацеленная соответственным государственным органом правом распоряжения государственными ресурсами.

В качестве подрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

Государственный или муниципатьный контракт на подрядные работы содержит существенные условия:

  • характеристику объекта;
  • объем и стоимость работ;
  • начальные и конечные сроки:
  • размер и порядок финансирования;
  • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств соответствующего бюджета. выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК РФ).

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

    Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

    Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина , имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным - ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2019

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )

  • Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

С. В. Манохова , редактор журнала

В прошлом номере журнала мы писали о порядке размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд в форме электронного аукциона . Теперь поговорим о других способах размещения заказа, возможной ответственности поставщика, заключившего государственный (муниципальный) контракт (в частности в случае нарушения срока поставки товаров, а также поставки товаров ненадлежащего качества).

В соответствии со ст. 10 Закона о госзакупках заказы на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд размещаются заказчиком (государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, казенными и бюджетными учреждениями):

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Размещение заказа путем проведения конкурса

Если товары, являющиеся объектом госзакупки, целесообразно сравнить не только по цене, но и по другим качественным характеристикам (критериям) (при этом они не входят в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее – Перечень )), заказ может быть размещен в форме конкурса. Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) на участие в конкурсе (п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках ). Все требования к товару (качеству, техническим и функциональным характеристикам, их безопасности, размерам, упаковке, отгрузке товара, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара и иным показателям) заказчик устанавливает в конкурсной документации (п. 1 ст. 22 Закона о госзакупках ).

Кстати, заказчик не вправе включать в нее дополнительные требования к производителю товара и к участнику размещения заказа (если только возможность установления таких требований не предусмотрена Законом о госзакупках ). В частности, в конкурсной документации не должны содержаться требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы, к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта (п. 2.1 ст. 22 Закона о госзакупках ).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках ).

Так же как и аукцион, конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик размещает заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну.

Пунктом 3 ст. 20 Закона о госзакупках предусмотрено, что взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе (за исключением платы за предоставление конкурсной документации в отдельных, установленных законом случаях) не допускается. В то же время заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Размер такого обеспечения в общем случае не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта, а если участник размещения заказа – субъект малого предпринимательства – 2% начальной (максимальной) цены контракта (размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления денежных средств указываются в конкурсной документации). В случае если торговая организация участвовала в конкурсе, но не стала его победителем, данное обеспечение будет ей возвращено в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Кроме того, в конкурсной документации может быть установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления. Размер этого обеспечения не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта. В случае если начальная цена превышает 50 млн руб., размер обеспечения устанавливается в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена его выплата), а в случае, если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, – в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса). Особое внимание торговые организации должны обратить на критерии оценки заявок на участие в конкурсе (эти критерии также отражаются в конкурсной документации).

Определение лучших условий исполнения контракта

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет их по цене, а также по иным критериям, указанным в конкурсной документации. Это могут быть (п. 4 ст. 28 Закона о госзакупках ):

  1. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  2. расходы на эксплуатацию товара;
  3. расходы на техническое обслуживание товара;
  4. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  6. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Правила оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 . В соответствии с их нормами значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100 (п. 4 ). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев. Как уже отмечалось выше, один из них – цена контракта (его значимость не может быть менее 35%). Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. Для оценки заявки рассчитывается итоговый рейтинг путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость (п. 6 , 7 , 11 Правил оценки заявок ).

Таким образом, конкурсной комиссией на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта (набравшей наибольший итоговый рейтинг), присваивается первый номер (п. 8 ст. 28 Закона о госзакупках ). Все участники торгов могут ознакомиться с оценками и сопоставлениями заявок на участие в конкурсе на официальном сайте в сети Интернет на следующий день после подписания протокола. При этом любой участник конкурса вправе направить заказчику запрос о разъяснении результатов конкурса, а в случае несогласия с объявленными результатами – обжаловать их.

По истечении 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с победителем заключается контракт. В случае если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Способ обеспечения исполнения контракта из указанных выше определяется таким участником конкурса самостоятельно. В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней со дня заключения с ним контракта (ст. 29 Закона о госзакупках ).

Размещение заказа без проведения торгов

Запрос котировок

Если цена контракта не превышает 500 000 руб., заказчик может размещать заказ путем запроса котировок цен товаров (п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках ). При этом он не вправе размещать заказ на поставку товара названным способом, если предметом контракта выступают одноименные товары на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала .

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 42 Закона о госзакупках).

Коротко опишем ход данной процедуры. Не менее чем за 7 рабочих дней (при размещении заказа на поставку товаров на сумму, не превышающую 250 000 руб., – не менее чем за 4 рабочих дня) до дня истечения срока представления котировочных заявок заказчик размещает на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса (п. 1 ст. 45 Закона о госзакупках ). Одновременно с этим заказчик может направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Если торговая организация претендует на заключение государственного (муниципального) контракта, она должна подать котировочную заявку. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, рассматривает их на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает поданные заявки. Победителем признается участник размещения заказа (при условии, что заявка отвечает всем требованиям), в заявке которого указана наиболее низкая цена товаров. Таким образом, в отличие от аукциона, который проводится путем снижения начальной (максимальной) цены, торговая организация – участник размещения заказа при его размещении путем запроса котировок может предложить свою цену только один раз. При предложении низкой цены товаров несколькими участниками победителем в проведении запроса котировок признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников (ст. 47 Закона о госзакупках ). Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подав-ших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложения о наиболее низкой цене товаров и другие сведения. На основании протокола выявляется победитель запроса котировок. Не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола может быть заключен государственный (муниципальный) контракт.

Размещение заказа у единственного поставщика

Если цена контракта не превышает 100 000 руб. (величины предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке ), заказчик вправе вообще не проводить торги и разместить заказ у единственного поставщика (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках ). В пункте 2 названной статьи перечислены и другие случаи, когда заказ может размещаться указанным образом. Например, если осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов и иных аналогичных фондов (пп. 3 п. 2 ст. 55 ); если представлена только одна заявка на участие в конкурсе (аукционе); если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), признан участником конкурса (аукциона); если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся (пп. 8 – 11 п. 2 ст. 55 ).

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (п. 1 ст. 55 Закона о госзакупках ).

Для наглядности представим способы размещения заказов и их основные характеристики в таблице.

Способы размещения заказа на поставку товаров для нужд заказчиков:

Способ
размещения
заказа

Сумма заказа

Примечание

Аукцион (закрытый, открытый, в том числе в электронной форме)

Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб. Если предметом госзакупки выступают товары, поименованные в Перечне, проводится открытый аукцион в электронной форме

Конкурс (закрытый, открытый)

Нет ограничений по начальной цене контракта

Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб.

Запрос котировок

Не более 500 000 руб. (п. 2, 3 ст. 42 Закона о госзакупках)

Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках, за исключением случаев, предусмотренных п. 5, 6 ст. 42 и гл. 5 Закона о госзакупках

У единственного поставщика

Не более 100 000 руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках)

Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках, а также в иных случаях, указанных в п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках

Ответственность поставщика по государственному контракту

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи. В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ к нему применяются правила о договоре поставки, урегулированные § 3 «Поставка товаров» ГК РФ , специальные правила, предусмотренные § 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» ГК РФ , а также иными законами. К ним относятся федеральные законы от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» , от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» , от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее – Закон о государственном материальном резерве ).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ ). Законом о госзакупках предусмотрены определенные меры ответственности за нарушение договорных обязательств для обеих сторон сделки. В частности, согласно п. 9 ст. 9 названного закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом (например, обязательства оплатить товар), другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) . Размер такой неустойки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства). Кстати, заказчик избежит ответственности, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Мы же в данной статье сделаем акцент на поставщике товаров. Какие меры ответственности могут быть применены к нему?

В соответствии с в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, установленного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Как и в предыдущем случае, начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Однако размер такой неустойки устанавливается контрактом. Немаловажное условие: он не может быть менее 1/300 действующей на день ее уплаты ставки рефинансирования (). При этом в целях реализации данных мер ответственности контракт должен содержать указание на основания применения ответственности и порядок определения размера неустойки (штрафа, пени) (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 № ИА/19716 ).

Нарушение срока поставки

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ ). По факту применения этой нормы, а также п. 11 ст. 9 Закона о госзакупках сформирована обширная арбитражная практика. Как правило, если доказан факт нарушения продавцом срока поставки товаров, судьи признают правомерным применение штрафных санкций. При этом они нередко снижают сумму неустойки, если считают, что ее размер несоразмерен последствиям нарушения условий контракта (см., например, Постановление ФАС ДВО от 27.02.2012 № Ф03-7188/2011 ).

Для справки

Пунктом 2 ст. 16 предусмотрена специальная имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва. В частности, за недопоставку материальных ценностей в государственный резерв поставщик уплачивает штраф в размере 50% стоимости недопоставленных материальных ценностей. За просрочку поставки материальных ценностей с поставщика взыскиваются пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств.

Поставка товаров ненадлежащего качества

Качеству товаров, поставляемых по государственному (муниципальному) контракту, должно уделяться особое внимание. Как уже отмечалось выше, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 – 522 ГК РФ ). В свою очередь, в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ к договору поставки товаров применяются положения, предусмотренные § 1 гл. 30 «Общие положения о купле-продаже» ГК РФ ,если иное не предусмотрено правилами того же кодекса о договоре поставки товаров. Статьей 475 ГК РФ установлены последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, кроме того, покупатель вправе вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Приведем примеры отдельных судебных процессов, в которых у госзаказчиков возникли претензии к качеству поставляемой продукции.

Постановление ФАС ДВО от 18.04.2011 № Ф03-1191/2011 . Поставленный товар (смесь сушеных фруктов)при поступлении к месту назначения был подвергнут обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, по результатам которого установлено несоответствие его качества требованиям государственного контракта. На этом основании суд пришел к выводу, что госзаказчик вправе отказаться от поставленного ему товара и у него отсутствует обязательство по его оплате (сработало правило, в соответствии с которым покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (абз. 2 п. 2 ст. 475 ГК РФ )).

Таким образом, поставка некачественного товара может быть расценена госзаказчиком как неисполнение обязательства , предусмотренного контрактом, которое приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. При таком положении дел заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон или в судебном порядке и потребовать от поставщика возмещения убытков, а также привлечь его к ответственности в соответствии с п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках (такие пояснения были даны в Письме Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 № Д22-588 ). В то же время госзаказчик вправе расценить действия поставщика, поставившего некачественный товар, как ненадлежащее исполнение обязательства , предусмотренного контрактом, которое не приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. В этом случае заказчик может принять такой товар и потребовать от поставщика возмещения причиненных ему убытков, и также привлечь его к ответственности.

Еще один пример – Постановление ФАС УО от 05.03.2012 № Ф09-542/12 . В соответствии с условиями государственного контракта при несоответствии качества поставляемой продукции (мазута) его требованиям поставщик обязан за свой счет в месячный срок заменить бракованный товар на доброкачественный (напомним, что в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 475 ГК РФ покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору). При этом поставка некачественного товара не засчитывается в выполнение обязательств по контракту. Условием контракта предусмотрена ответственность поставщика в случае поставки продукции не соответствующей по своему качеству, ассортименту условиям, указанным в контракте, в виде уплаты государственному заказчику неустойки в размере 5% стоимости бракованной продукции. При этом уплата неустойки (штрафа) не освобождает поставщика от выполнения принятых обязательств по поставке товара.

Другой пример. Продавец с нарушением установленного срока произвел в рамках госконтракта поставку реанимобилей (современных автомобилей скорой медицинской помощи), которые не соответствуют условиям контракта и требованиями ГОСТов (Постановление ФАС СЗО от 25.07.2011 № А56-32612/2010 ). В соответствии с условиями контракта просрочка поставки товара влечет за собой выплату пеней в размере 0,5% за каждый день просрочки от стоимости недопоставленного товара, ненадлежащее исполнение обязательств наказывается штрафом в размере 0,5% от суммы контракта. Кроме того, предусмотрены дополнительные санкции за поставку товаров без документов, подтверждающих качество товаров, – в виде пени в размере 0,5% от стоимости такого товара. В итоге размер неустойки по данному контракту составил 3,5 млн руб. Такой большой размер штрафных санкций суд посчитал обоснованным, так как предполагаемый к поставке товар является социально значимым.

Для справки

Пунктами 5 – 7 ст. 16 Закона о государственном материальном резерве предусмотрена специальная имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва. В частности, за поставку непригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта товаров поставщик уплачивает штраф в размере 20% их стоимости. За поставку в государственный резерв немаркированных (ненадлежаще маркированных) материальных ценностей либо поставленных в ненадлежащей таре поставщик уплачивает штраф в размере 5% стоимости указанных материальных ценностей. Кроме того, поставщик обязан в течение месяца заменить забракованные товары, тару, восстановить (исправить) маркировку. При обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, заложенных в государственный резерв, поставщик несет имущественную ответственность независимо от времени поставки материальных ценностей в государственный резерв и времени обнаружения указанных дефектов (при условии соблюдения установленных режимов хранения этих материальных ценностей).

Еще один интересный, на наш взгляд, процесс слушался в уральском округе (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2010 № А60-12036/2010-С2 , постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по тому же делу, ФАС УО от 21.12.2010 № Ф09-9903/10-С3 , Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2011 № А60-12036/2010-СР ). По результатам аукциона между заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен госконтракт на поставку мясных консервов в количестве 300 000 кг, по цене 98,19 руб. за кг на сумму 29 457 000 руб. По результатам проверки образцов консервов первая поставленная партия товара была полностью забракована в связи с ее несоответствием требованиям качества. ИП отказался от замены товара и предложил расторгнуть договор. По соглашению сторон контракт был расторгнут. Позднее государственный заказчик заключил контракт на поставку того же количества консервов с поставщиком, участвовавшим в аукционе и предложившим предпоследнюю цену. Контракт заключен по цене 99,09 руб. за кг на сумму 29 727 000 руб. В связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем обязательств по контракту госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании с предпринимателя штрафной неустойки за неисполнение обязательств по поставке товара (в соответствии с условием договора – 20% от непоставленной продукции или 5 891 400 руб.) и убытков в виде разницы в цене, которую пришлось после расторжения первоначального контракта заплатить другому поставщику (270 000 руб.). Судом признано обоснованным взыскание с ответчика убытков в указанной сумме. Что касается правомерности взимания неустойки, мнение суда менялось. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что, поскольку неустойка представляет собой один из способов обеспечения обязательства и вид гражданско-правовой ответственности за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение (ст. 330 ГК РФ ), при прекращении самого обязательства договорная не-устойка взысканию не подлежит, и освободили тем самым предпринимателя от уплаты огромной суммы. Суд кассационной инстанции с таким видением ситуации не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Вывод арбитров Свердловской области после нового рассмотрения был прямо противоположный: расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавши-еся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Таким образом судьи признали взыскание неустойки правомерным.

Ключевой момент

Расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Справедливости ради отметим, что заявленный истцом размер неустойки за непоставленную продукцию судом был признан несоразмерным, в связи с этим он усмотрел возможность ее уменьшения до 589 140 руб.

Заключение государственного (муниципального) контракта – заманчивая перспектива для многих производителей и торговых организаций, которая может решить проблему сбыта продукции. Однако поставка товаров для государственных нужд налагает на продавцов большую ответственность: государственный (муниципальный) контракт в обязательном порядке содержит условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательства. Как правило, это не одно, а целый ряд указаний на основания применения ответственности. Таким образом, перед тем как принять решение об участии в аукционе, конкурсе, проведении запроса котировок, организация должна трезво оценить свои силы и возможности, внимательно изучить конкурсную документацию о требованиях, предъявляемых к товарам. Ну а если в силу различных причин организация торговли, заключившая госконтракт, стоит перед фактом необходимости уплаты договорной неустойки, она может попытаться снизить ее размер в суде.

Внимание: заявление ответчика (торговой организации) о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81 ). Если организация при рассмотрении дела судом первой инстанции заявила о явной несоразмерности не-устойки последствиям нарушения обязательства и представила соответствующие доказательства, однако суд первой инстанции ее размер не снизил либо снизил, но стороны не согласны с этой суммой неустойки, суд апелляционной инстанции по жалобе соответствующей стороны решает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения. Что касается суда кассационной инстанции, он не вправе снизить (увеличить) размер взысканной (сниженной судом) неустойки, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение. Однако суд кассационной инстанции по жалобе кредитора может довзыскать неустойку, если она была снижена судом по собственной инициативе в отсутствие соответствующего заявления ответчика.

См. статью «Поставка товаров по государственному контракту: организационные моменты».

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

Для определения одноименности товаров Минэкономразвития был издан Приказ от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2011 № Д28-659).

Установлена Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

О правовой стороне неустойки см. статью М. О. Денисовой «Условия договора не соблюдены: применение обеспечительных мер», № 2, 2012.

Правила ст. 333 ГК РФ предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Государственный контракт - это разновидность договора, которая оформляется в госзакупках. О том, что собой представляет этот документ, в чем его отличия от других видов договоров, каковы правила его подписания, читайте далее в нашем материале.

Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт - это договор, заключенный государственным заказчиком для обеспечения госнужд в продукции, работах, услугах. Существуют государственные и муниципальные контракты. Госконтракт заключается от имени РФ или ее региона, муниципальный от имени муниципалитета.

Государственный контракт, муниципальный контракт – это контракты, которые оформляют соответственно:

  • госорганы, казенные учреждения, действующие от имени региона или РФ за счет бюджетных средств;
  • местные органы или казенные учреждения, действующие от имени муниципалитета за счет местного бюджета.

Исполнителем госконтракта может быть любое юрлицо (кроме оффшорных компаний) или физическое лицо. Однако существуют случаи, когда в тендере могут принять участие, а, следовательно, и заключить контракт могут компании или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию за занятие определенным видом деятельности или какое-либо другое разрешение.

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Чем отличается договор от государственного контракта

Приведем таблицу, показывающую, в чем разница между государственным контрактом и договором:

Критерий сравнения

Госконтракт

Процедура заключения

Заключается по итогам тендера, без такового его можно оформить в ограниченных случаях

Заключается, как правило, без проведения тендера. Одна сторона делает оферту, вторая сторона ее акцептует

Сроки подписания документа

Четко регламентированы 44-ФЗ

Определяются соглашением сторон

Существенные условия, установленные ГК РФ дополнены другими положениями

Установлены ГК РФ

Ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения

Установлена ст. 34, она не подлежит изменению

Установлена ГК РФ, может корректироваться по соглашению сторон

Внесение изменений

Запрещено менять существенные условия, исключения содержатся в ст. 95 44-ФЗ

Производится, если стороны пришли к согласию по этому вопросу

Договор во исполнение государственного контракта заключается исполнителем госконтракта, его положения должны соответствовать госконтракту.

5 завершающих штрихов, которые сделают проект контракта идеальным

На примерах покажем, какие условия стоит включить в проект на подряд или услуги, чтобы при исполнении ни один его пункт не удалось оспорить подрядчику. Именно такие формулировки помогли заказчикам доказать свою правоту в судах. Включите их в свои контракты и поставщики уже вряд ли осмелятся вам перечить.

Существенные условия

Его обязательные условия:

  • предмет (Продукция, работа или услуга, которую госзаказчик приобретает). Например, государственный контракт на оказание услуг по 44-Ф должен содержать указание на конкретную услугу.
  • цена госконтракта.
  • сроки и способы оплаты.
  • сроки поставки, предоставления услуг или выполнения работ.
  • ответственность за нарушение невыполнение или ненадлежащее выполнение госконтракта.

Государственные и муниципальные контракты размещаются в ЕИС.

Порядок заключения

Государственный контракт - это договор, оформленный:

Рассмотрим, как оформляют госконтракты по 44-ФЗ по итогам проведения электронных торгов. Регулирует этот процесс ст. 83.2 44-ФЗ. Условно его можно разделить на 2 ситуации:

  • возражения исполнителя по тексту документа отсутствуют;
  • возражения присутствуют.

Итак, государственный контракт - это договор, подписываемый в следующем порядке:

  1. определяется победитель электронного тендера. Публикуется итоговый протокол госзакупки;
  2. заказчик публикует в ЕИС проект (5 дней с момента публикации протокола);
  3. исполнитель подписывает документ (тоже 5 дней, но уже с момента публикации проекта);
  4. госзаказчик ставит свою подпись.(3 рабочих дня).

Государственные и муниципальные контракты – это договоры, к которым протоколы разногласий составляются только в двух строго определенных случаях:

  • положения проекта не соответствуют тендерной документации;
  • положения противоречат информации, представленной победителем торгов в своей заявке.

Вложенные файлы

  • Государственный контракт на оказание образовательных услуг.docx
  • Государственный контракт на поставку товаров.docx
  • Государственный контракт на работы по строительству автомобильной дороги.docx


Поделиться