Подводные камни при исполнении госконтрактов. Госконтракт что считать исполнением. Исполнение контракта Что значит исполнение контракта в полном объеме

Время на чтение: 7 мин

После того как исполнитель выполнил работы по государственному контракту или поставил необходимые товары, а заказчик оплатил их, то формально обязательства сторон по соглашению считаются исполненными. Но, с точки зрения 44-ФЗ, такой контракт нельзя считать закрытым.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Как закрыть выполненный контракт в ЕИС

В рамках 44-ФЗ предусматриваются две отчетные формы, после сдачи которых контракт считается официально закрытым. Заказчик обязан на сайте ЕИС не только сведения о проведении закупки, выборе победителя и заключении с ним контракта, но и данные по результатам его исполнения.

В 44-ФЗ предусмотрены две формы отчетности, связанные с госконтрактом. Это:

  1. Реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ .
  2. Отчет об контракта , результатах выполнения отдельного этапа по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ.

Контракт по нормам 44-ФЗ считается исполненным после того, как обе стороны выполнили все обязательства по нему.

Согласно гражданско-правовому законодательству, обязательство подрядчика или поставщика сводится к своевременной поставке качественного товара или оказанию услуги, а заказчика – их оплата на условиях договора. Так как оплата всегда производится после принятия результатов заказчиком, то именно это событие хронологически считается последним выполненным обязательством и после него заказчику предстоит закрыть контракт в установленном законодательством порядке.

Отчетность по результатам исполнения контракта позволяет всем желающим ознакомиться в :

  • со сведениями относительно соответствия исполненных обязательств требованиям закупки и плану-графику;
  • с соблюдением установленных контрактом сроков ;
  • со , которые были применены к сторонам;
  • с изменением или расторжением договорных условий ;
  • с ненадлежащим исполнением или контракта.

В обязанности заказчика входит закрытие контракта не только по результатам исполнения обязательств по нему, но и в следующих случаях:

  1. Контракт был расторгнут на основании решения одной из сторон .
  2. Контракт по соглашению сторон .
  3. Контракт расторгнут в одностороннем порядке .
  4. Выполнен этап работ, поставки товаров и услуг в случае, если контракт предусматривает поэтапную оплату.
  5. Поставщик или исполнитель по госконтракту были ликвидированы .

Помимо 44-ФЗ, порядок подготовки и размещения в ЕИС отчетности об исполнении государственного контракта и его форма определяются в Постановлении Правительства РФ №1093, Постановлении Правительства №1094 от 2013 года.

Алгоритм действий

Заказчику по 44-ФЗ необходимо придерживаться следующего алгоритма закрытия контракта:

  1. Исполнитель (подрядчик, ) исполняет свои обязательства по государственному контракту.
  2. Заказчик проводит внешнюю или внутреннюю выполненных работ или услуг либо поставленных товаров.
  3. При обнаружении недостатков исполнителю даются разумные сроки для их устранения.
  4. В случае если результаты выполненных работ или поставленные товары удовлетворяют требованиям закупки, то заказчик подписывает итоговый документ о приемке.
  5. Поставщик выставляет заказчику счет на оплату его услуг .
  6. Заказчик оплачивает результаты исполнения контракта .
  7. Передает необходимую информацию в реестр контрактов по 44-ФЗ.
  8. Подписывает отчетность при помощи и направляет отчетность об исполнении контракта в ЕИС . Отчетность может формироваться в электронном и графическом виде.

Стоит отметить, что выше приведен алгоритм для закрытия контракта, который был своевременно исполнен и оплачен. На практике так бывает не всегда.

В случае расторжения контракта, по которому еще не было исполнено никаких обязательств, по нему нужно разместить в ЕИС соглашение о расторжении контракта в и отчета.

Если плановые объемы закупок товаров, услуг и работ не совпали с фактическими, то предпринимаемые заказчиком действия будут зависеть от специфики ситуации:

  1. В случае если объем услуг или поставленных товаров по государственному контракту не был полностью выбран, то контракт расторгается через подписание соглашения сторон . После чего заказчик отчитывается в ЕИС.
  2. В случае если заказчику нужна дополнительная поставка в размере не более 10% от объема по контракту, сторонам следует подписать на увеличение объема госконтракта , после исполнения обязательств по которому формируется отчетность.
  3. В случае если объем товаров был фактически выбран, и до конца года потребность в товарах превышает 10%, контракт расторгается на сумму исполнения и заключается новый договор . В этом случае заказчик вправе заключить договор с и внести изменения в план-график не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения о закупке. Отчетность заказчик размещает по отдельности по каждому из подписанных контрактов.

Для размещения отчетных сведений в ЕИС заказчику следует придерживаться такого алгоритма:

  1. Зайти в личный кабинет ЕИС .
  2. Во вкладке «Отчеты» выбрать пункт «Создать» .
  3. Выбрать «Отчет об исполнении» .
  4. Заполнить предложенные поля о заказчике, поставщике и итогах контракта , а также одно из полей с информацией о госконтракте, о ненадлежащем исполнении, об изменении или расторжении контракта.
  5. Прикрепить необходимые документы .
  6. Нажать кнопку «Сохранить и разместить» .

Какие документы необходимо приложить

Перечень документов, которые заказчику необходимо приложить к отчетности, зависит от того, в чем заключался предмет контракта. Именно этим определяется вид подписываемых документов о приемке. Это могут быть:

  1. Товарная накладная при поставках товаров .
  2. Акт о приеме-передаче выполненных работ .
  3. Акт о приемке оказанных услуг .

Также к отчету прилагается заключение, которое было выдано по результатам внешней экспертизы. Такие заключения о соответствии принятой продукции требованиям контракта подрядчикам нужно получить у внешних экспертов в случае закупок технически сложных товаров и услуг, если провести экспертную оценку качества собственными силами заказчика не представляется возможным. Результаты внутренней экспертизы, проведенной собственными силами заказчика, прикладывать к отчетности по контракту не нужно.

Исходя из специфики закупки, к отчетности может прилагаться другая документация.

Перечень прилагаемых к отчету сведений перечислен в ч. 10 ст. 94 44-ФЗ и является исчерпывающим. Контролирующие инстанции не вправе требовать от заказчика предоставления платежных документов, которые бы подтвердили оплату им услуг подрядчика. При этом реквизиты платежных документов заказчику нужно прописать в форме отчета.

Что касается реестра отчета, то в него передаются ключевые положения заключенного контракта, включая источник финансирования, способ определения поставщика, дату подведения итогов закупки и подписания государственного контракта, объект закупки, цену победителя, цену единицы товара, наименование страны, сроки исполнения контракта.

Для подтверждения указанных сведений заказчику следует приложить к форме для реестра копию подписанного контракта, заверенную ЭЦП, либо дополнительного соглашения, которое изменяет его условия. Также от заказчика потребуются следующие документы:

  1. Документация о приемке результатов работ или поставке товара поставщиком (подрядчиком).
  2. Решение врачебной комиссии , если предполагалась закупка лекарств.
  3. Прочая информация и , которые прописаны в законах.

При формировании записи в реестре заказчику нужно прикладывать документацию о согласовании закупки у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Сроки закрытия

Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчики должны в течение 3 рабочих дней направлять в ЕИС сведения о , расторжении и исполнении контракта, а также о приемке товаров, услуг и работ со дня заключения, исполнения или расторжения контракта.

По Постановлению Правительства №632 от 2018 года были внесены изменения в порядок отчетности по 44-ФЗ и Постановление Правительства №1084 от 2013 года, которое его регламентирует сегодня.

С июля 2018 были увеличены сроки для передачи информации данных об исполнении контракта в реестре. Теперь они составляют не три, а пять рабочих дней. Помимо этого, с июля 2018 года не размещаются в ЕИС сведения и документы по госконтрактам, которые были подписаны по результатам закрытых закупочных процедур по п. 3-5 ст. 84 44-ФЗ.

Сведения об изменении контракта и его расторжении передаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня по требованиям ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, хотя указанные здесь сроки противоречат положениям ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, где прописаны трехдневные сроки.

В ч. 26 ст. 95 44-ФЗ прямо не сказано о том, что информацию о данных событиях нужно размещать в реестре, но других норм законодательство о контрактной системе не содержит. Поэтому во избежание спорных ситуаций заказчику стоит ориентироваться на сроки в 1 день.

Отчетность по результатам исполнения контракта должна появиться в ЕИС при наступлении одного из событий, которые указаны ниже:

  1. Оплата обязательств заказчика перед поставщиком на основании подписанного приемочного документа по результатам исполнения контракта.
  2. Оплата отдельного исполнения контракта на основании промежуточной приемочной документации, подписанной заказчиком или приемочной комиссией.
  3. Оплата заказчиком обязательств по государственному контракту и подписание им документа о приемке поставленных товаров , оказанных услуг и выполненных работ.
  4. Расторжение контракта на основании соглашения сторон, судебного решения, решения поставщика или заказчика об от исполнения контракта (сроки отсчитываются со дня принятия такого решения).

В случае если по решению суда заказчика обязали оплатить услуги подрядчика, то отчетность о контракте должна быть размещена в ЕИС по результатам оплаты по исполнительному листу в течение 3 дней. То есть отчетность формируется в стандартном порядке, как при закрытии исполненного контракта, но при оплате неустойки ее необходимо прописать отдельно.

Обязанность заказчика по закрытию контракта считается исполненной только после размещения информации о нем в ЕИС. То есть дата фактического формирования отчетности в этом случае не учитывается.

Если отчетность составляется в отношении контрактов, которые содержат государственную тайну, то дата ее подписания руководством заказчика и считается датой подготовки отчетности. Связано это с тем, что сведения об исполнении таких контрактов не подлежат размещению в открытом доступе.

К вопросу исполнения сроков по 44-ФЗ заказчику необходимо подойти максимально ответственно. Если по результатам плановой или внеплановой ФАС обнаружит просрочку в размещении информации о закрытии контракта в ЕИС, то заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по нормам ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП и установлена в размере 15 тыс. р. для должностных лиц заказчика в лице специалиста контрактной службы или управляющего либо 50 тыс. р. – для организации.

Если обязательные документы о закрытии не были размещены в ЕИС, то штраф установлен в размере 50 тыс. р. для должностных и 500 тыс. р. – для юридических лиц. Такие санкции установлены в ч. 3 ст. 7.30 КоАП.

Сроки давности для привлечения к административной ответственности за данное деяние составляют 1 год с момента наступления соответствующего события, нарушающего нормы закона.

Таким образом, под закрытием контракта по 44-ФЗ понимается передача сведений о нем в реестр контрактов и отчетности по результатам исполнения в ЕИС. На передачу информации в реестр заказчику отводится по новым правилам 5 дней с момента исполнения обязательства. Отчетность должна быть размещена в течение 7 дней после ее формирования. За нарушение сроков заказчику грозит административная ответственность.

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа . При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Владимир Кузнецов
14.03.2018

Всем привет!

Сегодня поговорим о «подводных камнях» при исполнении государственных контрактов.

Давайте договоримся, что я не буду расписывать полное название Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, все ссылки на статьи и неполное название относятся именно к этому документу.

Не будем останавливаться на «особенностях» проведения отдельных тендеров, пусть это останется на совести нечистоплотных заказчиков, а мы попробуем разобраться в часто возникающих вопросах при исполнении обязательств и путях их решения.

Итак, вы нашли подходящую закупку, выиграли тендер и заключили контракт.

Поздравляю! Теперь начинается все самое интересное!

Вы, естественно, полны сил и энтузиазма поскорей что-нибудь поставить, получить свои кровные и посчитать, сколько вы реально заработали.

На практике не все так просто, заказчику может быть и не нужен весь объем продукции сразу и аванс он платить не готов, зато по первому зову будьте любезны осуществить поставку. Конечно, далеко не все тендерные документации составлены именно так, но мы разбираем неприятные ситуации, которые могут возникнуть при исполнении госконтрактов, поэтому и будем строить наше общение в этом ключе.

Камень первый! Срок оплаты.

Прежде всего, необходимо отметить, что с 1 мая 2017 года вступил в силу ряд поправок, которые направлены на защиту поставщиков и ограничивают максимальный срок оплаты по государственному (муниципальному) контракту.

Для закупок, проводимых в общем порядке, этот срок составляет не более 30 дней (см. ч.13.1 ст.34 Закона), а в случае осуществления закупок для субъектов малого предпринимательства, срок оплаты устанавливается не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (см. ч.8 ст.30 Закона).

Остановимся на данном вопросе подробнее.

Допустим заказчику необходимо поставить 30 сотовых телефонов известной марки, по условиям технического задания и контракта поставка должна быть осуществлена 3 партиями по 10 штук. Вы подписали контракт, предусмотрительно закупили 10 телефонов необходимой конфигурации и осуществили поставку первой партии.

Когда заказчик обязан произвести оплату? По логике в течении 30 дней с момента поставки, мы же читали закон, да и денег у нас на одну партию, а следующие две мы планировали закупить на полученные за первую партию деньги.

Читаем часть 13.1 статьи 34 внимательнее: «Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона».

В законе разделены два понятия - это срок оплаты товара и срок оплаты отдельных этапов исполнения контракта. Понимаете, в чем разница?

В случае, если в контракте указан срок оплаты поставленного товара, то и заказчик произведет оплату по факту поставки всех трех партий, 30 дней начнут исчисляться с момента поставки последней партии. А вот в случае указания срока оплаты отдельных этапов исполнения контракта, оплата будет производиться после поставки каждой партии.

Итак, вы отгрузили первую партию, оплату от заказчика еще не получили, надо же еще 2 партии телефонов поставить, а свободных средств нет! Что делать?! Можно бежать в банк и попробовать оперативно получить кредит, но я рекомендую присмотреться к

Penenza , краудлендинговой платформе, на которой инвесторы напрямую кредитуют поставщиков.

В настоящее время данный сегмент рынка активно развивается т.к. позволяет получить заём в течении суток без предоставления кучи никому не нужных бумаг, что особенно ценно в условиях сжатых сроков исполнения по контрактам.

Камень второй! Обеспечение исполнения контракта.

Скорее это даже нe камень, а лайфхак для людей, умеющих считать свои деньги.

Предположим, вы выиграли крупный тендер на 100 млн. рублей, по условиям закупки размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от начальной цены или 30 млн. рублей, срок выполнения работ 1 год.

Вы можете предоставить банковскую гарантию или перечислить в залог денежные средства. Естественно выводить 30 млн. рублей из оборота компании на 1 год нелогично, так как даже положив эти деньги в банк под 7% годовых вы заработаете 2.1 млн. рублей, поэтому многие выбирают способ обеспечения банковской гарантией.

Обратимся к части 7 статьи 96: «В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта».

Вы правильно поняли, что как только выполнен первый этап работ, то сразу можно представить уменьшенное обеспечение.

Что это дает и как на этом сэкономить?

Каждый (ну или почти каждый) банк берет премию за выдачу банковской гарантии и комиссию в годовых процентах, которая формируется исходя из срока, на который выдается банковская гарантия. При заключении договора с банком уточняйте условия досрочного расторжения (прекращения действия) банковской гарантии. Комиссию за выдачу вам скорее всего никто не вернет, а вот сумму за пользование банковской гарантией пересчитают в зависимости от фактического срока использования.

Допустим, при заключении контракта вы перечислили в залог денежные средства, после выполнения первого этапа работ вы сообщаете заказчику, что хотите уменьшить обеспечение и заменить его на банковскую гарантию.

Если с момента подписания контракта прошел какой-то значительный срок (хотя бы месяц) и вы выполнили какую-то часть работ, то в случае обращения в банк за гарантией вам будут считать комиссию уже не от всей суммы контракта, а от размера неисполненных обязательств и срока до окончания работ. Изменив способ обеспечения, вы выведете свои денежные средства и заплатите банку уменьшенную комиссию.

Камень третий! Штрафы.

К сожалению, не всегда получается исполнить контракт вовремя, причин может быть масса: производитель продукции подвел, в партии товара обнаружился брак, в процессе доставки сломался транспорт и т.п.

На момент написания данного материала правила определения размера штрафа и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.

На самом деле даже если вы нарушили какие-то условия контракта и тем более если это произошло вследствие непредвиденных обстоятельств, то не паникуйте и не бегите галопом оплачивать неустойку, выставленную заказчиком.

Прежде всего, давайте разберемся: за что можно выставлять штрафы, а за что пени?

Читаем внимательно приложение № 1 к вышеуказанному постановлению:

Пункт 3 гласит: За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.

Таким образом, штрафы начисляются, в случае если вы не выполнили или выполнили некачественно свои обязанности по контракту.

А как быть с просрочкой? Читаем пункт 10:

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Т.е. в случае поставки товара или выполнения работ с опозданием начисляется пеня, особо отметим, что размер пени должен быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам.

Выше я уже говорил, что не стоит бежать и оплачивать выставленную неустойку и далее объясню почему.

Заказчик всегда нацелен на экономию бюджетных средств. Предположим, какому-то государственному предприятию из года в год выделяют одну и ту же сумму средств из бюджета и ничего не меняется, ни лучше, ни хуже, а высшее руководство требует увеличения показателей, аппетиты растут.

Вот и получается, что зачастую руководители на местах вынуждены искать пути экономии средств, за те же деньги сделать больше. Но как? Получить экономию по аукциону или вернуть деньги предприятию через штрафы.

Поэтому в случае каких-либо противоречий с заказчиком не думайте, что вы сильно нарушили условия поставки, прежде всего, внимательно прочитайте контракт, наверняка там есть какие-то пункты, регламентирующие приемку товара, порядок замены, а также порядок направления претензии.

Как правило, на приемку результатов работ (услуг) отпускается около 14 дней, а на направление претензии 10 дней и на исправление недоделок еще 10 дней.

Например, если вы в день «Х» привезли партию товара, часть из которой оказалась браком, то это не означает, что вам сразу должны выставить штраф. Заказчик должен предложить вам устранить недостатки в разумный срок или направить претензию.

Что хочется сказать напоследок? Читайте законы и знайте свои права и тогда все у вас будет хорошо! Всем удачи!

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими сторонами своих обязательств. То есть исполнитель должен поставить товар, выполнить работу или оказать услугу по условиям контракта, а заказчик – принять и оплатить их. В процессе исполнения контракта стороны должны опираться на положения 44-ФЗ и Гражданского кодекса.

Что такое исполнение контракта

Условия, на которых предполагается исполнить государственный контракт, согласуется сторонами на этапе его подписания и фиксируется сторонами в тексте документа.

Приемка

Важным этапом при исполнении контракта выступает приемка результатов работ. Заказчик прописывает порядок приемки в условиях государственного контракта. В процессе приемки заказчик проводит экспертизу как собственными силами, так и путем привлечения сторонних экспертных организаций.

Результаты внутренней приемки прописываются заказчиком в передаточном документе: например, в акте приема-передачи или товарной накладной. Если экспертиза проводилась силами сторонних организаций, то оформляется письменный отчет о проведении экспертизы. Он прилагается к акту или иному документу.

При несоответствии результатов потребностям заказчика, условиям контракта или законодательным нормам заказчик должен оформить письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ. В этом документе заказчиком устанавливается достаточный временной промежуток для исправления допущенных недочетов. Если поставщик не сможет исправить выявленные недостатки, то заказчик вправе расторгнуть с ним контракт в одностороннем порядке.

Оплата

В 2017 году сроки оплаты государственного контракта были пересмотрены.

Теперь заказчикам отводится максимально 30 дней с момента подписания документов о приемке. Если поставщиком является или СОНКО, то сроки на оплату сокращаются в два раза: до 15 рабочих дней.

Другие сроки для оплаты контракта могут быть также установлены в специальных законодательных нормах и по решению Правительства, если они нужны для обеспечения обороноспособности и безопасности.

В случае пропуска заказчиком установленных сроков для оплаты он должен будет заплатить, помимо задолженности по контракту, пени. Пени начинают начисляться со следующего рабочего дня.

Отказ от исполнения контракта

Отказ от исполнения государственного контракта допускается как по инициативе заказчика, так и по инициативе поставщика. Расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, в одностороннем порядке или через подписание мирового соглашения.

Решение об отказе в исполнении договора в одностороннем порядке со стороны заказчика допускается:

  • если поставщиком не раз были сорваны сроки поставок ;
  • если он отказался устранять нарушения или не исправил результаты работ в отведенные сроки;
  • если поставщик неоднократно передавал заказчику бракованную продукцию и пр.

Также заказчик обязан расторгнуть контракт в следующих случаях:

  • если поставщик предоставил недостоверные сведения о поставляемых товарах, работах и услугах;
  • если победитель закупки не соответствовал требованиям тендерной документации или задекларировал ложные сведения о себе;
  • если предметом контракта выступает произведенный и модернизированный продукт в рамках инвестиционного контракта, который был исполнен .

Поставщик может обратиться в суд для расторжения контракта с заказчиком, если тот неоднократно срывал установленные сроки оплаты или неоднократно отказывался принимать работу без веских оснований и пр.

Срок исполнения контракта

Срок исполнения контракта – временной промежуток, в течение которого обязательства по контракту были исполнены поставщиком и заказчиком. Указанный временной интервал не всегда совпадает со сроками действия договора. Даже если сроки действия договора истекли, то это не снимает со сторон исполнить свои обязательства по госконтракту.

Срок исполнения контракта начинается со следующего дня после его подписания. Сроки завершения контракта прописываются заказчиком в тексте соглашения. Завершается исполнение контракта выполнением обязательств каждой стороной и оплатой контракта заказчиком (последним из событий). С этой даты контракт считается исполненным.

При просрочке в исполнении контракта со стороны заказчика или исполнителя им назначаются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Заказчик обязан заплатить пени за просрочку в оплате по контракту, а исполнитель – за просрочку в сдаче результатов работ или в поставке товаров. Пени рассчитывается только от суммы неисполненных обязательств.

Иногда в контракте фиксируется срок поставки товара или результата оказания услуги и выполнения работы.

Штрафы за некачественное исполнение контракта

В Постановлении Правительства РФ от 2017 года №1042 предусмотрены санкции для поставщиков и заказчиков за некачественное исполнение контракта. Сумма штрафа зависит от цены контракта и рассчитывается в индивидуальном порядке:

  • при цене в пределах 3 млн р. – 10% от цены контракта;
  • при цене 3-50 млн р. – 5% от цены контракта;
  • при цене 50-100 млн р. – 1% от цены контракта;
  • при цене 100-500 млн р. – 0,5% от цены контракта;
  • 500 млн-1 млрд р. – 0,4% от цены контракта;
  • 1-2 млрд р. – 0,3% от цены контракта;
  • 2-5 млрд р. – 0,25% от цены контракта;
  • 5-10 млрд р. – 0,2% от цены контракта;
  • более 10 млрд р. – 0,1% от цены контракта.

При отсутствии у денежного обязательства стоимостного выражения размер штрафа составит:

  • 1000 р. при цене госконтракта в пределах 3 млн р.;
  • 5000 р. – при цене 3-50 млн р.;
  • 10000 р. – при цене 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Штрафы за некачественное исполнение условий госконтракта для СМП устанавливается в уменьшенном размере.

Для заказчиков также установлены штрафные санкции в фиксированном размере:

  • 1000 р. при цене госконтракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. – от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Где и как отображается исполнение контракта в ЕИС

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ должен быть опубликован в ЕИС.

Отчет подлежит публикации в информационной системе в течение 7 рабочих дней после оплаты исполненного контракта или его отдельного этапа. В документ включается информация о результативности закупки, о соответствии результата требованиям договора, о соблюдении поставщиком сроков, о допущенных нарушениях и применяемых санкциях.

Отчет формируется с учетом Постановления Правительства №1093 от 2013 года. Согласно требованиям законодательства, отчетность формируется в электронном виде и подписывается ЭЦП. Отчет для ЕИС может быть трех типов:

  1. . В данном случае подразумевается успешное исполнение контракта, поставка всех товаров, работ и услуг в отведенные сроки и перечисление оплаты.
  2. . Тогда сюда нужно включить данные о допущенных поставщиком нарушениях и санкциям, которые были на него наложены.
  3. Об изменении и расторжении контракта .

К отчету прилагаются документы о приемке результатов контракта.

После исполнения контракта сведения об этом включаются в реестр подписанных контрактов. Заказчику следует уложиться в трехдневные сроки. В реестре должна отображаться следующая информация:

  • наименование заказчика ;
  • источник финансирования государственного контракта ;
  • способ определения поставщика ;
  • реквизиты ;
  • дата подписания и номер контракта ;
  • объект закупки ;
  • авансирование (при наличии);
  • данные о поставщике и сроках гарантийных обязательств ;
  • копия подписанного контракта ;
  • информация о договорах, подписанных с субподрядчиками из СМП и СОНКО ;
  • сведения о расторжении контракта и пр.

Сведения в реестр направляются заказчиком посредством личного кабинета в ЕИС. За проверку поступившей информации и ведение реестра отвечает Казначейство.

Если контракт находится на стадии реализации, приемки или оплаты, то ему присваивается статус «Исполнение». Выполненная закупка получает статус «Завершено». Если контракт расторгается, то ему присваивается статус «Прекращено».

Требование об обеспечении

Для того чтобы снизить риски для заказчика, связанные с некачественным исполнением контракта, устанавливается обеспечение исполнения контракта. Если требование об обеспечении контракта установлено, то поставщик обязан внести обеспечение до подписания соглашения. В случае если поставщик не внесет обеспечение до срока подписания контракта, то он будет считаться уклонившимся, и сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.

Конкретная величина обеспечения устанавливается заказчиком в извещении о проведении закупки, и проекте государственного контракта по 44-ФЗ. В законодательстве о контрактной системе установлен лишь определенный процентный диапазон для установления обеспечения. Он составляет 5-30% от начальной цены контракта. В случае если соглашение предусматривает авансирование, то размер обеспечения не может быть меньше аванса.

Начиная с января 2019 года, размер обеспечения исполнения контракта с ценой более 50 млн р. при проведении закупки через электронный аукцион устанавливается в размере 10-30% от максимальной цены. Указанная сумма не может быть меньше аванса, поэтому если авансирование превышает 30%, то обеспечение приравнивается к нему.

При проведении закупки среди представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ обеспечение определяется не на основе НМЦК, а по цене контракта. При этом также должно быть не менее аванса.

Если в процессе закупки участником была предложена цена контракта на 25% менее НМЦК, то обеспечение вносится с учетом антидемпинговых мер. Так, при НМЦК до 15 млн р. участник закупки выбирает увеличить сумму обеспечения при исполнении госконтракта в 1,5% раза или предоставить сведения, которые подтверждают его добросовестность. Аванс при применении антидемпинговых мер не платят.

Для СМП и СОНКО предусмотрена дополнительная привилегия – средства им должны вернуть в течение 15 дней.

Способы обеспечения

В 44-ФЗ предусмотрены две формы обеспечения исполнения контракта:

  1. В виде денежных средств , которые перечисляются по реквизитам, выданным поставщиком.
  2. В виде с учетом срока по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Период действия гарантии должны превышать сроки по контракту минимум на месяц.

К банковской гарантии предъявляются особые требования : она должна быть выдана в одном из банков, который входит в реестр организаций, выдающих гарантии. Гарантия должна быть отзывной. За выдачу гарантии поставщик уплачивает определенную комиссию в банк.

Можно ли не вносить

На основании ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки может не вносить обеспечение в ограниченных случаях.

Так, если закупка проводится среди представителей малого бизнеса, то при предоставлении ими сведений из реестра контракта об успешно проведенных 3 и более закупках за последние 3 года обеспечение не вносится. Сумма стоимости по таким контрактам должна быть не менее НМЦК.

Также обеспечение не нужно в следующих частных случаях:

  • если участником торгов выступает казенная организация ;
  • если закупаются услуги по кредитованию ;
  • если закупаются услуги по выдаче банковской гарантии .

Возврат гарантии

После успешного исполнения контракта заказчику необходимо поставщику обеспечение, внесенное в денежной форме (банковская гарантия не подлежит возврату). В некоторых случаях заказчик может удержать гарантию или ее часть (при уменьшении гарантии на начисленную неустойку).

В ст. 96 44-ФЗ прописана возможность пересмотра размера обеспечения и возврата части обеспечения по результатам выполнения отдельного этапа. Для возврата части обеспечения поставщику необходимо направить в адрес заказчика заявление на возврат и указать в нем реквизиты для перевода.



Поделиться