Организация проведения аварийно спасательных и других неотложных работ в зоне чс. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В условиях разрушения зданий

Чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

_______________________________________________________

Академия гражданской защиты

Кафедра аварийно-спасательных работ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Часть 4

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АСДНР

В УСЛОВИЯХ РАЗРУШЕНИЯ ЗДАНИЙ

И СООРУЖЕНИЙ

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

в качестве учебника для слушателей системы образования

МЧС России и структур РСЧС

Химки – 2006

Организация и ведение аварийно-спасательных работ (учебник). Часть 4. Технология ведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений. - Новогорск: АГЗ МЧС России, 2006. - 31с.; 63 библ.

В четвертой части учебника изложены основные технологии проведения поиска пострадавших в завалах, их деблокирования и эвакуации (транспортировки) с использованием различных способов и средств; технологии проведения неотложных работ, связанных с расчисткой проездов в завалах, обрушением и укреплением конструкций, грозящих обвалом, локализацией аварий на коммунально-энергетических сетях. Рассмотрены особенности проведения АСДНР при пожарах в высотных зданиях, а также основные меры безопасности при проведении работ.

Компьютерный набор.

ã АГЗ МЧС России, 2006.

Глава I

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ

МАССОВЫХ РАЗРУШЕНИЙ

Аварийно-спасательные работы должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в сроки их выживания в завалах.

Непрерывность и эффективность ведения аварийно-спасательных работ достигаются: созданием группировки сил, соответствующей сложившейся обстановке; своевременным вводом сил в очаг поражения (зоны ЧС); устойчивым и твердым руководством действиями спасателей; сосредоточением основных усилий в местах наибольшего скопления пострадавших и там, где пострадавшим угрожает наибольшая опасность; полным и своевременным обеспечением действий спасателей необходимыми материально-техническими средствами; организацией режима работ в соответствии со складывающейся обстановкой.

Маршруты ввода сил в очаг поражения, включающие один - два основных и один-два дополнительных маршрута, назначаются, как правило, по дорогам с твердым покрытием и капитальными мостами, допускающими пропуск тяжелой техники.

Для обеспечения ввода сил вслед за разведывательными формированиями направляются отряды обеспечения движения, оснащенные средствами механизации по устройству магистральных проездов. Затем выдвигаются противопожарные, аварийно-технические, инженерные, аварийно-спасательные и медицинские формирования.

В периферийные зоны очага поражения формирования могут направляться пешим порядком, не дожидаясь готовности проездов.

В целях обеспечения устойчивого управления очаг поражения делит-

ся на зоны ответственности (сектора), участки, объекты работ, включающие определенную территорию с расположенными на ней зданиями и сооружениями. Количество зон, участков и объектов работ определяется исходя из сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших, их состояния.

Границы зон ответственности (секторов) работ назначаются по широким улицам, площадям, полосам зеленых насаждений, рекам, каналам, полосам отвода железных дорог, наземных линий метро и другим рубежам, которые могут сохраниться и не будут завалены.

Зоны ответственности (сектора) разделяются на несколько участков, включающих группу объектов, кварталов или микрорайонов. Каждый участок должен иметь выход на незаваливаемую улицу или проезд.

Для ведения аварийно-спасательных работ на назначенном участке (объектах) создается группировка сил. Группировка сил при большом объеме работ создается в составе двух-трех эшелонов с выделением резерва.

Распределение сил и средств осуществляется исходя из характера и объемов аварийно-спасательных работ на участках (объектах), назначенных спасательным формированиям.

В сложных условиях обстановки работы ведутся посменно.

Продолжительность работы спасателей (включая перерывы на отдых) не должна превышать 8 (в военное время – 10) часов в сутки и устанавливается в каждом конкретном случае с учетом тяжести работы и условий ее выполнения.

В ночное время продолжительность работы каждой смены спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха. Организуется освещение рабочих площадок и непосредственно рабочих мест.

Перерывы в работе продолжительностью 10-15 мин назначаются с учетом состояния работоспособности спасателей. При тяжелой работе отдых во время перерыва должен носить пассивный характер. При отрицательных

температурах окружающей среды места отдыха организуются в теплых по-

мещениях, а при жаркой погоде – в тени.

Прием пищи во время проведения аварийно-спасательных работ организуется до начала, и после окончания рабочей смены.

Режим работы спасателей устанавливается с учетом тяжести работы, температуры окружающей среды, предельно допустимого времени работы в средствах индивидуальной защиты.

Количество и состав смен определяются в зависимости от характера обстановки, поставленной задачи и объема спасательных работ. При создании смен, по возможности, должна сохраняться организационно-штатная структура формирований.

Для непосредственного проведения аварийно-спасательных работ на основе спасательных подразделений и подразделений механизации работ могут создаваться сводные механизированные спасательные группы численностью 25-50 человек для выполнения спасательных работ в тяжелых и средних завалах. Спасательные работы в легких завалах ведутся спасательными отделениями (6-8 человек) с ручным аварийно-спасательным инструментом.

Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ выбирается командиром (начальником) формирования исходя из обстановки, объема, условий работы и принятой технологии отработки отдельных рабочих операций. При постановке задач ночным сменам, учитывая более сложные условия, заданный объем работ соответственно уменьшается.

Смена подразделений производится непосредственно на рабочих местах. Время и порядок смены определяет руководитель работ. Старшим на период смены является командир (начальник) сменяемого формирования. Он обязан ознакомить командира формирования, прибывшего на смену, с обстановкой на участке (объекте) работ; особенностями выполнения работ ; опасными и вредными факторами, препятствующими проведению работ; состоянием техники, полученными распоряжениями; местами нахождения пострадавших, деблокировать которых к моменту смены не удалось; местом нахождения медицинского пункта, пункта замены средств индивидуальной защиты, пункта дозаправки техники, порядком организации связи и ее состоянием.

Техника при смене, как правило, не выводится, а передается прибывшему формированию непосредственно на месте работ.

Сменяемое подразделение выводится с участка работ, при необходимости проводится санитарная обработка личного состава, после чего подразделение следует в район отдыха.

Аварийно-спасательные работы в условиях разрушений направлены на:

поиск пострадавших;

деблокирование пострадавших из завалов, заваленных защитных сооружений, с верхних этажей поврежденных и разрушенных зданий и сооружений;

оказание пострадавшим первой медицинской и первой врачебной помощи;

эвакуацию пострадавших из очага поражения на пункты сбора пострадавших или в лечебные учреждения;

эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы;

проведение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению населения.

1.1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПОИСКА ПОСТРАДАВШИХ

В ЗАВАЛАХ РАЗРУШЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Поиск пострадавших в завалах разрушенных зданий и сооружений имеет целью обнаружение места их нахождения, уточнение условий их нахождения и состояния, установление с ними звукового или визуального контакта, определение примерного объема и характера необходимой им помощи.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28-ФЗ 3. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. №151-ФЗ 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ Нормативно-правовые документы 4. "Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций", 1996 г.

3 слайд

Описание слайда:

7. "Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 6. "Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г. 8. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Учебное пособие; Под общ. ред. Г.Н. Кириллова, г. Москва, 2002 Нормативно-правовые документы

4 слайд

Описание слайда:

Одной из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) Источники ЧС опасное природное явление авария опасное техногенное происшествие широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений применение современных средств поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника

5 слайд

Описание слайда:

Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений Наиболее характерные последствия ЧС

6 слайд

Описание слайда:

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы(АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на: спасение жизни и сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов

7 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСДНР – это совокупность действий, осуществляемых по различным технологическим процессам и включающих в себя порядок их проведения Технологии выполнения АСДНР в значительной степени зависят от совокупностей объекта (РОО, ХОО и т.д.), на котором должны осуществляться работы по спасению пострадавших и от среды их проведения АСДНР – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС, заключающаяся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающего воздействия, предотвращении воздействия вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. АСДНР другие неотложные работы аварийно-спасательные работы

8 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения Аварийно-спасательные работы - это действия по: спасению людей материальных и культурных ценностей защите природной среды в зоне ЧС локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов Цель проведения аварийно-спасательных работ: розыск и деблокирование пострадавших оказание им первой медицинской помощи эвакуация из опасной зоны

9 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

10 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы: Собственно спасательные работы Вспомогательные работы Специальные работы Спасательные работы, связанные со спасением людей: поиск пострадавших в местах возможного блокирования; извлечение пострадавших из поврежденных, горящих, зараженных ОВ (АХОВ), РВ зданий; оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим; эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; вывод (вывоз) населения из зон заражения в безопасное место. Специальные работы включают: тушение пожаров; локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях; устройство проездов (проходов) в завалах; укрепление (обрушение) неустойчивых конструкций; проведение специальной обработки. Вспомогательные связаны с подготовкой участка спасательных работ: расчистка площадок; установка на них техники, ограждений и предупреди-тельных знаков; освещение рабочих мест. Специальные и вспомогательные работы осуществляются для обеспечения эффективного проведения собственно спасательных работ.

11 слайд

Описание слайда:

Другие неотложные работы - это деятельность по: всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ; оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи; созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; Цель проведения неотложных работ: создание условий для проведения спасательных работ; предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС. Другие неотложные работы в очагах поражения

12 слайд

Описание слайда:

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей. Другие неотложные работы включают:

13 слайд

Описание слайда:

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей. Другие неотложные работы включают:

14 слайд

Описание слайда:

II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

15 слайд

Описание слайда:

Режим повышенной готовности Режим повседневной деятельности Режим чрезвычайной ситуации Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР При отсутствии угрозы возникновения ЧС При угрозе возникновения ЧС При возникновении ЧС

16 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при отсутствии угрозы возникновения ЧС сбор информации о ЧС; планирование АСДНР в возможных зонах ЧС; создание органов управления; создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих ним территориях; создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

17 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при угрозе возникновения ЧС приведение органов управления в готовность к выполнению задач; уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ее масштабов; создание группировок сил и средств и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

18 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при возникновении ЧС восстановление нарушенных функций управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; выдвижение сил в районы проведения работ; управление проведением АСДНР.

19 слайд

Описание слайда:

Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Оценка обстановки Организация АСДНР Организация АСДНР

20 слайд

Описание слайда:

Поддержание устойчивой связи Сбор данных об обстановке, ее анализ и оценка Поддержание взаимодействия и обеспечения сил Ведение учета выполнения АСДНР Уточнение задач, доведение их до подчиненных Ведение учета потерь населения, сил РСЧС(ГО) Обмен информацией об обстановке Поддержание устойчивого управления Проведение АСДНР

21 слайд

Описание слайда:

Организация проведения АСДНР Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ЧС мирного и военного времени проводятся круглосуточно, посменно до полного завершения. Непрерывность работ Успешное выполнение задач проведения АСДНР Д О С Т И Г А Е Т С Я рациональной их организацией; оперативным и твердым управлением; своевременным маневром силами и средствами; полным обеспечением необходимыми средствами защиты и материально-техническими средствами; своевременной заменой формирований и спасателей с учетом режимов работы в условиях заражения (ОВ, АХОВ, РВ) своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; своевременным вводом сил и средств в очаги поражения; заблаговременным изучением командирами (руководителями) формирований участков (объектов) работ; организацией взаимодействия сил и средств, всесторонним их обеспечением; соблюдением правил и мер безопасности при проведении работ. Все задачи при проведении АСДНР выполняются в максимально короткие сроки, в три этапа

22 слайд

Описание слайда:

II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС

23 слайд

Описание слайда:

Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение о возникновении ЧС использование средств защиты эвакуация из опасных районов соблюдение режимов поведения розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им мед. помощи Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС: локализация очагов поражения перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) приостановка или отключение технологических процессов тушение пожаров; санитарная обработка и обеззараживание. Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР: проведение разведки оценка обстановки и прогнозирование ее развития приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС принятие решения на проведение АСДНР 1 этап Принятие экстренных мер

24 слайд

Описание слайда:

Окончательная выработка решения на проведение АСДНР Постановка задач формированиям Организация управления, взаимодействия и обеспечения Контроль за выполнением поставленных задач Проведение АСДНР 2 этап Проведение полномасштабных АСДНР

25 слайд

Описание слайда:

Розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств Эвакуация населения из опасных районов Оказание пострадавшим первой медицинской помощи и других видов помощи Локализация очага поражения Разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением Восстановлением энергетических и коммунальных сетей, линий связи в интересах обеспечения спасательных работ Проведение специальной обработки (санитарной обработки людей, дегазации, дезактивации техники, имущества, сооружений территорий и т.д.) Основные работы 2 этапа в ходе проведения АСДНР

26 слайд

Описание слайда:

Первая группа работ Создание условий и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения Вторая группа работ Восстановление деятельности объектов, пострадавших при ЧС 3 этап Ликвидация последствий ЧС

27 слайд

Описание слайда:

Организация проведения специальной обработки, дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района Организация восстановления систем и объектов первоочередного жизнеобеспечения населения Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения Реэвакуация населения Организация топливо - энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения Организация медико-санитарного обеспечения и другие необходимые меры. Организация медицинского обслуживания населения Содержание работ первой группы Временное размещение населения, оставшегося без крова Обеспечение населения продуктами питания, водой и предметами первой необходимости

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Группировка сил и средств для проведения АСДНР При ЧС военного времени Группировка сил (на основе оценки прогнозируемой обстановки) отражена в специальном разделе «Плана ГО и защиты населения» Основное звено организующее проведение АСДНР – субъект РФ (область) Группировка сил Первый эшелон Мобильные, подготовленные и оснащенные техникой силы для выполнения работ в высоком темпе войска ГО воинские части и подразделения, выделяемые по планам взаимодействия аварийно-спасательные формирования категорированных городов аварийно-спасательные службы и формирования привлекаемые в интересах ГО Резерв Для внезапно возникающих задач, замены сил аварийно-спасательные формирования муниципальных образований; силы ГО, выделяемые по планам взаимодействия. Второй эшелон Для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ и замены подразделений первого эшелона силы ГО муниципальных образований части и подразделения МО РФ войска ГО с более поздними сроками развертывания

30 слайд

Описание слайда:

Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; принятие решений; уточнение планов (планирование действий); своевременное доведение задач до подчиненных; организацию и поддержание взаимодействия; организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; непосредственное руководство подразделениями и контроль исполнения поставленных задач.

31 слайд

Описание слайда:

Организация управления АСДНР Оценка обстановки Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Организация управления

32 слайд

Описание слайда:

Главная цель управления Обеспечение эффективного использования сил и средств по спасению людей и выполнению неотложных работ Выполнение АСДНР в полном объеме, в короткие сроки и с минимальными потерями сил и населения Основой управления является Решение руководителей местного самоуправления и организаций (председателя КЧС) и указаний вышестоящего органа управления по ГОЧС Управление в ходе ведения АСДНР Требования к управлению Непрерывность Гибкость и твердость Оперативность

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. УПРАВЛЕНИЕ СПАСТЕЛЬНЫМИ И ДРУГИМИ РАБОТАМИ

Если ЧС предотвратить не удалось, то приходится ее ликвидировать. Основные цели ликвидации ЧС и ее последствий:

· спасение людей, домашних животных и материальных ценностей;

· сокращение ущерба народному хозяйству;

· восстановление систем жизнеобеспечения населения;

· ликвидация причиненного ущерба;

· предотвращение или сокращение масштабов экологических бедствий.

В зонах ЧС может возникнуть необходимость проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание этих работ может существенно различаться в зависимости от вида ЧС и масштабов последствий.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы обычно рассматривают (АСиДНР): в очагах разрушений и пожаров, в очагах химического заражения, в очагах биологического заражения, в очагах и зонах радиоактивного заражения, в районах стихийных бедствий и др.

Условно АСиДНР можно разделить на спасательные и неотложные работы. Считается, что неотложные работы необходимы для успешного проведения спасательных работ.

Несмотря на определенные различия в содержании спасательных работ в различных ЧС, они имеют и много общего, а именно спасательные работы включают:

· разведку участков работ и поиск пострадавших;

· оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

· доставку продовольствия, воды, медикаментов, одежды и другого имущества пострадавшим (при необходимости);

· эвакуацию людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

· спасение домашних животных и оказание им ветеринарной помощи;

· спасение материальных ценностей, продовольствия и др.

И все же в различных ЧС имеются свои особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

В очагах разрушений и пожаров проводятся следующие виды работ:

· разведка и поиск пострадавших;

· извлечение людей из завалов, подвалов и других заваленных помещений;

· спасение людей из горящих зданий, загазованных и задымленных помещений;

· оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

· локализация и тушение пожаров;

· эвакуация людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

· обеспечение пострадавших продовольствием, водой, одеждой, медикаментами, палатками или жилыми помещениями (при необходимости);

· спасение домашних животных, материальных ценностей и продо­вольствия;

· локализация аварий на коммунально-энергетических сетях;

· восстановление линий связи и других систем жизнеобеспечения;


· обрушение или усиление неустойчивых конструкций зданий, угрожающих обвалом;

· санитарная обработка очага разрушений и пожаров;

· учет и захоронение погибших.

В очагах химического заражения проводятся следующие работы:

· разведка зоны заражения и поиск пострадавших;

· оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения безопасных районов;

· ликвидация утечек вредных ядовитых веществ;

· дегазация очага заражения;

· проведение мероприятий по предупреждению экологических бедствий;

· санитарная обработка людей;

· оказание ветеринарной и другой помощи домашним животным, а также их эвакуация в безопасные районы;

· дезинфекция очагов заражения;

· учет и захоронение погибших.

В очагах биологического заражения проводятся следующие работы:

· биологическая и медицинская разведка;

· оказание срочной медицинской помощи пострадавшим, отправка в лечебные учреждения (при необходимости);

· установление карантина или обсервации;

· санитарная экспертиза, контроль заражения биологическими средствами продуктов, воды, жилых помещений и их обеззараживание;

· противоэпидемические, санитарно-гигиенические, про-
филактические мероприятия, à также разъяснительная работа.

В очагах и зонах радиоактивного заражения проводятся следующие работы:

· разведка очагов и зон заражения, оценка степени опасности;

· йодная профилактика населения (при необходимости);

· ограничение пребывания населения на открытой местности и срочная эвакуация отдельных групп населения (при необходимости);

· исключение или ограничение потребления населением зараженных радиоактивными веществами продуктов и воды;


· использование средств индивидуальной защиты населением при работах на открытом воздухе;

· дезактивация продовольствия и воды;

· дезактивация местности, зданий, сооружений и техники;

· комплекс мероприятий санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера;

· перевод домашних животных на стойловое содержание, на незараженные корма и их эвакуация (при необходимости).

Вышеперечисленные мероприятия проводятся непосредственно после аварии на радиационно опасном объекте в течение 10–90 суток. В дальнейшем, в зависимости от уровня радиоактивного заражения местности, могут проводиться и другие мероприятия.

В районах стихийных бедствий проводятся следующие работы:

· разведка районов стихийных бедствий и возможных масштабов их последствий;

· поиск пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;

· эвакуация людей и домашних животных в безопасные районы;

· оказание помощи населению продуктами, водой, одеждой и т.д.;

· проведение комплекса мероприятий по предупреждению эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

· спасение домашних животных, оказание им ветеринарной помощи;

· спасение материальных ценностей, сельскохозяйственных посевов;

· ремонт плотин и дамб, их возведение (при необходимости);


· ликвидация заторов и зажоров на реках во время половодий;

· восстановление систем жизнеобеспечения в населенных пунктах после ураганов, бурь и смерчей;

· тушение лесных, торфяных пожаров и полевых пожаров, а также пожаров в жилых массивах в результате самовозгорания или ударов молнии;

· борьба со снежными заносами, гололедом и др.

В реальной жизни спасательные и другие работы приходится проводить в очагах комбинированного поражения.

В ЧС руководители всех уровней обязаны организовать спасательные и другие неотложные работы своими и приданными силами. При организации спасательных и других неотлож­ных работ руководитель должен придерживаться следующей универсаль­ной схемы (рис.2.):

· сбор информации об обстановке;

· выработка и принятие решений;

· приведение подчиненных формирований в готовность;

· постановка задач подчиненным;

· взаимодействие с другими формированиями и доклады вышестоящему руководству;

· всестороннее обеспечение проводимых мероприятий.

Наиболее сложной задачей является выработка и принятие решения. Она включает: уяснение поставленной или стоящей задачи, расчет времени на все мероприятия, отдачу предварительных распоряжений, оценку обстановки, принятие решения.

Схема является универсальной и применяется при принятии решения по любому вопросу.


Уяснить задачу означает понять: цель и характер предстоящих действий; свою задачу; замысел вышестоящего руководителя, если он поставил задачу; свою роль и роль своих подчиненных, если в спасательных и других работах участвуют другие формирования МЧС.

Расчет времени производится на: оповещение и сбор подчиненных; выработку и принятие решения; получение техники, имущества, инструмента и приборов; проверку готовности подчиненных; постановку задач; основные этапы работ и др.

С возникновением ЧС первоочередной задачей органов и сил РСЧС и ГО становятся организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

АСиДНР включают две группы работ: аварийно-спасательные работы (АСР) и другие неотложные работы (ДНР).

Цель АСР – поиск и эвакуация людей из зоны ЧС в безопасные районы, оказание помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения, создание для спасенных нормальных усло­вий жизнедеятельности.

Цель ДНР – создание более благоприятных условий для быстрого и безопасного проведения АСР, обеспечения жизнедеятельности сохранившихся элементов объекта и восстановления в последующем его функционирования в целом. Они должны ограничить или устранить действия полей поражающих факторов (ПФ) источников опасности. В первую очередь ДНР проводят там, где ведутся АСР и где аварии создают опасность для людей и организации, угрожают дополнительными авариями, разрушениями, взрывами, затрудняют ведение АСР.

В общем виде к АСР относятся: разведка объектов (участков) работ и маршрутов выхода к ним; локализация и тушение пожаров на объектах (участках) работ и путях выхода к ним; отыскание и вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение из них людей; поиск и спасение людей из завалов, поврежденных и горящих зданий, сооружений и подвижного состава, задымленных, загазованных и затопленных помещений; оказание первой медицинской помощи на месте обнаружения пораженного и эвакуация его в лечебное учреждение вне зоны ЧС (в очаге массового поражения могут быть развернуты подвижные отряды первой медицинской помощи; в этом случае пораженных после оказания первой медицинской помощи эвакуируют в эти отряды, где им оказывают первую врачебную помощь, и затем отправляют в больницы загородной зоны); вывоз населения из зоны ЧС в безопасные районы; вывод со станции поездов (вагонов) с людьми; санитарная обработка людей и обеззараживание одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, технических и транспортных средств, местности.

В общем виде к ДНР относятся: устройство проездов и проходов в завалах и на зараженных участках местности; прокладывание колонных путей в обход их; локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических и технологических системах и сетях, в подвижном составе с опасными грузами; укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и ведению АСР; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи, электрических и водопроводных сетей для обеспечения АСР; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия людей в случае дополнительных аварий, повторных ударов противника в военное время; вывод с мест работ подвижного состава с опасными грузами, при невозможности – выгрузка и складирование этих грузов на безопасном расстоянии или вывоз в безопас­ное место; обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении.

Для обеспечения общественного порядка, организованности среди населения, охраны объектов и имущества граждан организуется комендантская служба. Она создает контрольно-пропускные пункты на основных маршрутах, комендантские посты, организует патрулирование. Необходимыми мероприятиями являются опознание и захоронение трупов.

На железнодорожном транспорте должностные лица должны принимать необходимые меры по обеспечению сохранности перевозимых грузов в условиях ЧС.

В случае перерыва в движении поездов параллельно с АСиДНР могут вестись работы по возобновлению движения поездов, также относящиеся к срочным. В таких условиях формирования, ведущие АСиДНР, и специальные строительно-восстановительные формирования железнодорожного транспорта, занимающиеся восстановительными работами, должны тесно взаимодействовать. В зависимости от обстановки первые могут быть привлечены к восстановительным работам, вторые, наоборот, – к ведению АСиДНР.

В конкретной зоне ЧС (очаге поражения) состав АСиДНР зависит от вида аварии, стихийного бедствия, примененного противником вида оружия, масштабов и характера разрушений, пожаров, заражений местности, воздуха, иных объектов внешней среды, затоплений и других факторов.

Так, в очаге ядерного поражения состав АСиДНР меняется в зависимости от зоны разрушений. В зоне полных разрушений очага поражения имеет место весь комплекс АСиДНР. В зоне сильных разрушений – тоже, но объем инженерных работ будет значительно меньше, так как меньше завалов, разрушений и повреждений на коммунально-энерге­ти­ческих сетях (работы в основном ведутся на наземных сетях и смотровых колодцах). В зоне средних разрушений работы сводятся главным образом к тушению пожаров, спасению людей из очаговых завалов, разрушенных и горящих зданий, расчистке входов в заваленные защитные сооружения; в зоне слабых разрушений – к локализации и тушению пожаров, спасению людей из горящих и поврежденных зданий. Подветренная часть очага может оказаться в зоне радиоактивного загрязнения, что потребует проведения дезактивации.

Что касается обычного оружия, то в последние годы в концепциях войн первостепенное значение придается высокоточному оружию с большой дальностью действия. Точечными ударами могут быть выведены из строя важнейшие объекты промышленности, в том числе потенциально опасные, энергетики, транспорта (крупные железнодорожные узлы, мосты, тоннели, аэродромы, порты), связи и других отраслей экономики. В результате могут возникнуть очаговые зоны разрушений, пожаров, заражений, поражения людей, животных, в которых потребуется ведение всех видов АСиДНР. Но в современных условиях нельзя исключать и возникновения очагов массового поражения.

В районах стихийных бедствий и некоторых производственных аварий работы могут включать весь комплекс АСиДНР.

Однако в ряде случаев возникает необходимость в дополнительных мероприятиях или работы носят специфический характер, например, при наводнениях, селевых потоках, землетрясениях и др.

Так, район сильного землетрясения внешне напоминает очаг ядерного поражения, только разрушения носят очаговый характер. Возможно возникновение пожаров, поскольку происходят короткие замыкания электропроводки, разрушаются печи, падают нагревательные приборы. Вторичные пожары возникают в результате повышенной плотности застройки городов, большого количества сгораемых материалов в конструкциях зданий, неблагоприятной погоды, паники. Состав АСиДНР аналогичен работам в очаге ядерного поражения, за исключением дезактивации.

В ходе работ организуют палаточные городки, пункты водоснабжения, питания, медицинские пункты, пункты сбора пострадавших, туалеты, освещение мест работ в темное время суток (запасы палаток, продовольствия, медикаментов, резервных источников электрической энергии и др. в сейсмоопасных районах должны быть созданы заблаговременно и храниться рассредоточено).

При таких стихийных бедствиях, как оползни и селевые потоки, возникновение и приближение опасности могут быть спрогнозированы.

Об этом население должно быть заблаговременно оповещено. Объем и характер разрушений во многом зависит от заблаговременно принятых мер защиты.

Селевые потоки, оползни, горные обвалы могут вызвать разрушения зданий, сооружений, населенных пунктов, железных и автомобильных дорог, коммунально-энергетических сетей, затопление территорий, поражение и гибель людей, животных. При оползнях в грунте образуются провалы, трещины. Если возникла угроза схода селевого потока или оползня, население, сельскохозяйственные животные, материальные ценности могут быть эвакуированы из опасной зоны по заранее разработанным планам.

В случае возникновения селевого потока выполняют работы по устройству плотин, водоотводных канав для задержания, отвода, сброса паводковых вод и селевой массы, заделывают оконные и дверные проемы. Чтобы защитить мосты, плотины, водозаборные и другие сооружения выделяют аварийные команды. Во всех населенных пунктах и на объектах, которым угрожает затопление, выставляют спасательные посты. Одновременно проводят спасательные работы в зонах затопления и движения селя. Для помощи людям, попавшим в селевой поток, используют шесты, доски, веревки и другие подручные средства. Выводить спасаемых из потока следует по направлению его движения, постепенно приближая их к берегу.

В районах схода оползня, горного обвала основными работами являются откопка, разборка завалов и извлечение из них людей, оказание им медицинской помощи и эвакуация в лечебные учреждения; устройство проездов в завалах, локализация и тушение пожаров, ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях. После остановки оползня или горного обвала приступают к ремонту и восстановлению дорог, мостов, линий связи, расчистке улиц от завалов и другим работам.

Ураганы, бури, смерчи способны разрушать здания и сооружения, сносить легкие строения, повреждать транспортные магистрали и мосты. Они могут валить деревья и столбы линий электропередач и связи, вызывать аварии на производстве и коммунально-энергетических сетях, приводить к человеческим жертвам.

В настоящее время учреждения гидрометеослужбы могут лишь зафиксировать момент возникновения урагана (бури, смерча) и предупредить население о возможных направлениях ветра и времени подхода урагана к определенным районам. Поэтому работы в зоне этих явлений должны быть направлены не только на ликвидацию возникших последствий, но, в первую очередь, на предупреждение тяжелых последствий. С получением оповещения о приближении урагана необходимо принять меры по укрытию людей, укреплению зданий, сооружений и конструкций. Следует убрать предметы, которые могут быть подняты ветром и травмировать людей, закрыть окна, двери и чердаки. Находящиеся в лесах должны быть выведены на открытое пространство и укрыты в защитных сооружениях, при невозможности – в оврагах, канавах, ямах, подальше от мест, где возможны травмы от летящих предметов (осколки шифера, черепицы и др.). Опасны порванные и необесточенные провода. Запрещается выходить из укрытия сразу после ослабления ветра.

Во время урагана с учетом обстановки необходимо разыскивать потерпевших, извлекать их из-под обломков зданий, сооружений, эвакуировать население из опасных районов. Следует также оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и доставлять их в лечебные учреждения, тушить пожары, спасать людей из горящих и поврежденных зданий, ликвидировать аварии.

При угрозе наводнения возможна упреждающая или экстренная эвакуация населения из зон предполагаемого затопления. Она бывает частичной или общей. План эвакуации с указанием пунктов временного размещения разрабатывается заблаговременно.

При наводнении происходят разрушения зданий, сооружений, размыв участков дорог, повреждения гидротехнических и дорожных сооружений, выход из строя оборудования, имущества, расположенных в затопленных помещениях. Основными работами являются: поиск людей на затопленной территории, погрузка их на плавсредства, оказание первой медицинской помощи и эвакуация; эвакуация сельскохозяйственных животных и материальных ценностей; контроль за состоянием мостов, плотин, дамб (при необходимости – их ремонт и усиление); непрерывная разведка силами гидрометеопостов, разведывательных групп (звеньев) водного и воздушного транспорта, органов управления по делам ГО и ЧС. К работам привлекаются формирования на плавсредствах, усиленные санитарными дружинами, специализированными подразделениями водного транспорта, другие силы. Личный состав этих формирований должен знать и умело выполнять приемы спасения утопающих и оказания им первой медицинской помощи, способы снятия людей с полузатопленных зданий и различных местных предметов. Эффективным средством обнаружения и спасения людей являются вертолеты.

Формирования, действующие на плавсредствах, следует обеспечить баграми, веревками, лестницами, спасательными кругами и жилетами. Личный состав должен знать возможности переправочных средств, порядок их использования и меры безопасности при проведении работ. Запрещается перегружать лодки, катера, понтоны. Высота сухого борта лодки при безветренной погоде должна быть не менее 20 см, а при волнении – не менее 35 см. На бортах плавающих транспортеров, паромов, катеров должны быть закреплены трапы, спускаемые в воду, для подъема людей из воды.

Передвижение по затопленной территории ограничивается. На ней нельзя пить некипяченую воду, употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с водой. Находясь в воде или сыром помещении, нельзя притрагиваться к электропроводке и электроприборам. Последними можно пользоваться только после просушки.

После спада воды люди возвращаются к местам жительства и приступают к ликвидации последствий наводнения, а именно: отводят воду из затопленных участков и осушают их; обрушают и убирают полуразрушенные сооружения, не подлежащие восстановлению; откачивают воду из подвальных и других помещений, подвергшихся затоплению; ремонтируют поврежденные водой сооружения, участки дорог, мостов; очищают после схода воды затопленные участки и др.

В районах снежных лавин и заносов основными работами являются: расчистка территории, заваленных снегом зданий, дорог, поиск людей в снегу; оказание помощи обмороженным и другим пострадавшим; эвакуация пострадавших. Работы организуются с учетом низких температур, гололеда и ветра. Развертывают пункты обогрева населения, личного состава формирований, пункты обеспечения горячей пищей и др.

Крупные производственные аварии имеют ряд особенностей.
При разрушении зданий, сооружений образуются крупные обломки.
Пожары сопровождаются образованием токсичных веществ из-за горения полимерных материалов, опасным задымлением. Возможны взрывы, быстрое распространение огня, нарушение пожарного водоснабжения, при наличии соответствующих источников – химическое и радиоактивное загрязнения.

В районе аварии могут выполняться все виды АСиДНР. При высокой степени застройки работы ведутся в стесненных для инженерной и пожарной техники условиях. Между тем наличие в завалах крупных обломков требует использования наряду с малогабаритной техникой крупногабаритных тяжеловесных кранов и др. Необходимо сочетание крупно- и малогабаритной техники, средств малой механизации, ручного инструмента.

Работа техники в условиях сильной запыленности приводит к ее быстрому износу, необходимости замены машин и их деталей.

На объектах железнодорожного транспорта ведение АСиДНР осложняется тем, что на сравнительно небольшой территории обычно сосредоточивается большое число вагонов с различными грузами, в том числе опасными. Могут быть поезда и вагоны с людьми. Вагоны в поездах, на соседних путях находятся в непосредственной близости друг от друга, что создает опасность быстрого распространения огня, взрывов вагонов с взрывчатыми веществами (ВВ), легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), а доступ пожарных средств к местам горения затруднен, так как нет проездов и проходов, особенно поперек путей. Прокладка пожарных шлангов поперек путей затруднена, поскольку шланги приходится прокладывать под рельсами, проделывая углубления в балласте. Разрушения и повреждения вагонов с АХОВ, РВ могут привести к образованию зон химического и радиоактивного загрязнения.

Ликвидация последствий ЧС на станции часто связана с необходимостью вывода составов с ее территории на соседние станции, перегоны, тупики и подъездные пути. В первую очередь выводят поезда и вагоны с людьми и опасными грузами. На электрифицированных участках при возникновении пожара необходимо обесточить станционные пути. Для рассредоточения подвижного состава используют тепловозы.

При крушениях поездов и авариях на перегонах выполняют работы, связанные со спасением людей и материальных ценностей, открытием движения поездов в минимальные сроки.

Состав работ зависит от конкретной обстановки. В общем виде он включает: определение характера и объемов разрушений и заражений пути, подвижного состава, контактной сети и других сооружений, масштабов пожаров, наличия и состояния пострадавших людей, опасных грузов, определение порядка расстановки аварийно-восстановительных сил и средств и организации работ; розыск людей в разрушенных и поврежденных вагонах, оказание первой помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; вывод непострадавших людей в безопасные районы, тушение пожаров, обеззараживание пути, подвижного состава и других устройств (при необходимости), растаскивание разбитого подвижного состава за пределы габарита приближения строений с предварительной разгрузкой и штабелевкой на безопасном расстоянии опасных и ценных грузов; поднятие на рельсы годного подвижного состава или имеющего небольшие повреждения, при которых возможны его доставка до ближайшего раздельного пункта и последующий ремонт; восстановление земляного полотна, верхнего строения пути, контактной сети, связи и других сооружений и устройств; санитарная обработка людей (при необходимости).



Поделиться