Суд присяжных применяется. Что такое суд присяжных, какие дела он рассматривает, как влияет на решение судьи? Права присяжных по закону

Присяжные заседатели берут на себя часть полномочий от судей, но только в рамках уголовного разбирательства. Как именно проходит тяжба с привлечением присяжных заседателей и кто из граждан может избираться в коллегию, рассмотрим в рамках данной статьи.

Требования, выставляемые к присяжным в ФЗ «О присяжных заседателях»

Деятельность присяжных заседателей регулируется процессуальным законодательством, применяемым к уголовным делам. А вот для решения организационных вопросов, связанных с привлечением граждан РФ к участию в разбирательстве, есть отдельный законодательный актфедеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ.

Законом участие в суде присяжных заседателей обозначено как обязательное. Поэтому нужно иметь вескую причину, чтобы быть освобожденным от этого обязательства.

Есть ряд ограничений, закрепленных законодательно, которые не позволяют попасть в число присяжных заседателей . Ими не могут быть:

  • лица младше 25 лет;
  • лица, получившие судимость, которая не была погашена или снята;
  • недееспособные лица или ограниченные в своей дееспособности;
  • лица, попавшие на учет в наркологический или психоневрологический диспансер из-за проблем с алкоголем, наркотиками или психических расстройств.

Это общие причины , по которым граждане в принципе не могут стать присяжными заседателями . Но есть еще и частные причины, по которым граждан не могут сделать присяжными заседателями в рамках конкретного разбирательства. Сюда относятся случаи, когда лицо:

  • проходит подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
  • не знает языка, на котором идет судопроизводство;
  • имеет недостатки физического или психического характера, которые могут помешать ему полноценно принимать участие в процессе.

Если будет выяснено, что претендент на роль присяжного заседателя подпадает под действие хотя бы одного из перечисленных ограничений, то он не допускается к участию в разбирательстве.

Порядок отбора кандидатов для конкретного дела

Скачать форму анкеты

В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей : основной и запасной. Лица, попавшие в них, могут в любой момент при возникновении необходимости быть призваны для участия в процессе. Но не все вызванные лица становятся присяжными заседателями . Существует прописанный на законодательном уровне процесс, в рамках которого собирается коллегия из присяжных заседателей в количестве 12 человек для каждого дела.

Сначала отбираются не менее 20 лиц, могущих стать присяжными заседателями по делу. Отбор происходит по методу случайной выборки. И далее, уже на предварительном заседании, переходят к формированию будущей коллегии присяжных заседателей из отобранных кандидатов.

Вначале сами кандидаты могут высказаться за самоотвод , для этого есть такие обоснования:

  • достижение 60-летнего возврата;
  • наличие у женщины ребенка младше 3 лет;
  • религиозные убеждения, не позволяющие решать чужую судьбу;
  • временное неисполнение своих служебных обязанностей может быть недопустимым.

Если суд поддержит полученное от кандидата в присяжные заседатели ходатайство по вопросу о самоотводе, то заявитель выбывает из участия в процессе.

Не знаете свои права?

Скачать форму ходатайства

Далее обвиняемый и его защитник, а также государственный обвинитель могут заявить мотивированный отвод любому из кандидатов и 2 немотивированных отвода. По сути, каждая из сторон может убрать по 2 кандидатуры, которые, по их мнению, могут решить дело не в их пользу. Чтобы реализовать это право, стороны могут задавать кандидатам вопросы, раскрывающие их отношение к делу.

После вычеркивания отведенных кандидатов в списке должно остаться 14 человек; если их меньше, то призываются дополнительные присяжные заседатели , их фамилии берутся из запасного списка. Если больше, то берется 14 первых фамилий в списке. Из этих 14 человек первые 12 становятся присяжными заседателями , а двое оставшихся считаются запасными присяжными заседателями .

Права присяжных по закону

Чтобы вступить в свои права, присяжные заседатели принимают присягу, и только после этого начинается рассмотрение дела. В ходе разбирательства присяжные заседатели могут:

  • общаться с допрашиваемыми лицами, но не напрямую, а через председательствующего;
  • исследовать обстоятельства, имеющие прямое отношение к делу, и доказательства, проходящие по нему, однако исследуются только те доказательства, которые были обозначены как допустимые; сам же вопрос о допустимости доказательств решается судьей без присяжных заседателей ;
  • просить дать разъяснение законодательных норм и юридических терминов, которые используются другими участниками процесса;
  • вести свои записи и в дальнейшем использовать их.

Для присяжных заседателей установлены и некоторые запреты: они не могут покидать зал заседаний во время слушания, общаться с лицами, не относящимся к суду, собирать сведения о деле самостоятельно и разглашать тайну голосования.

Учитывая полномочия присяжных заседателей , можно сказать, что судебный процесс организован так, чтобы они вынесли решение на основании представленных к рассмотрению сведений. А вот какие сведения им представляют, решает уже судья.

Вердикт суда присяжных

Когда активная фаза заседания заканчивается и все участники высказались, судья ставит перед присяжными заседателями ряд вопросов, на которые они должны дать ответ. Вот они:

  • сумело ли обвинение доказать, что деяние произошло;
  • сумело ли обвинение доказать, что именно подсудимый его совершил;
  • очевидна ли вина подсудимого.

Также могут быть озвучены и частные вопросы, чтобы уточнить детали квалификации деяния. Кроме того, может быть поставлен вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

На вопросы присяжные заседатели дают ответы во время совещания. Для этого проводится голосование, при котором никто не имеет права воздерживаться.

  • обвинительный вердикт, если по всем 3 вопросам большинство присяжных заседателей проголосовали утвердительно;
  • оправдательный вердикт, если хотя бы по одному вопросу больше 6 присяжных заседателей ответили отрицательно.

Наказание для лица, осужденного судом присяжных заседателей

При вынесении оправдательного вердикта подсудимый освобождается из-под стражи в зале суда, и присяжные заседатели могут расходиться, но само разбирательство продолжается; в ходе него выясняются различные организационные вопросы.

После вынесения обвинительного вердикта заседание также продолжается, присяжные заседатели имеют право остаться в зале. Далее уже суд решает вопрос о конкретном виде наказания в сложившийся ситуации. Во внимание принимается факт признания подсудимого заслуживающим снисхождения — это отражается при выборе вида наказания. Итогом рассмотрения становится назначение наказания.

Чем отличается статус арбитражных заседателей от присяжных?

В арбитражном процессе к рассмотрению дела тоже могут привлекаться заседатели, но только арбитражные. Делается это в тех случаях, когда для понимания сути спора нужны специальные знания. Таким образом, арбитражные заседатели — это специалисты, которые помогают судьям разобраться в конфликте.

Их отличие от присяжных заседателей состоит в полномочиях. Арбитражные заседатели пользуются теми же процессуальными правами, что и судьи. В то же время компетенции присяжных заседателей и судьи в уголовном процессе строго разделены.

Подсудимый в отдельных случаях может реализовать свое право на назначение разбирательства с привлечением присяжных заседателей . Перечень преступлений, по которым возможно такое рассмотрение, закреплен в УПК РФ. В ходе разбирательства присяжные заседатели выслушивают представителей защиты и обвинения, знакомятся с доказательствами по делу. Именно присяжные заседатели должны вынести вердикт подсудимому, и если он окажется обвинительным, тогда уже судья назначает конкретный вид наказания.

С 1 июня коллегия присяжных сможет рассматривать дела не только областных, но и районных судов, а состоять она будет всего из 8 человек, а не из 12. Такие изменения содержатся во вступившем в силу федеральном законе.

Присяжные смогут рассматривать уголовные дела об убийстве с отягчающими обстоятельствами или без них (ч. 1-2 ст. 105 УК), об умышленном тяжком вреде здоровью, повлекшем смерть (ч. 4 ст. 111 УК), о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, правоохранителя или лица, осуществляющего правосудие или расследование (ст. 277, 295 и 317 УК), а также дела о геноциде (ст. 357 УК).

Коллегии присяжных, рассматривающих уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов, уменьшатся с 12 до 8, а коллегии в районных и военных гарнизонных судах - с 12 до 6.

Суды уже начали уведомлять участников процессов. Например, накануне информация о новых судах присяжных появилась на сайте Забайкальского краевого суда. Там напомнили также, как стать присяжным. Ими могут стать дееспособные люди старше 25 лет, не имеющие судимостей. "Если вы получите по почте анкету кандидата в присяжные, просим ответственно отнестись к этому факту и проявить свой гражданский долг, ответив на вопросы анкеты и вернув ее в суд, вы этим самым даете согласие на участие в судопроизводстве в качестве присяжного заседателя", - сказано в сообщении суда.

Каждому присяжному суд платит вознаграждение в размере половины оклада судьи этого суда.

Труд присяжных оплачивается. Каждому присяжному заседателю суд выплачивает вознаграждение в размере половины оклада судьи этого суда, рассчитывая сумму по отработанным дням. Общая сумма должна выходить не меньше среднего заработка по месту основной работы присяжного. Также ему компенсируют проезд до суда и командировочные, если нужно.

Суд присяжных отличается от других процессов: в присутствии коллегии не рассматриваются вопросы о личности подсудимого и законности получения доказательств и их достоверности. В процессе исследуются только те моменты, которые по существу относятся к делу.

Адвокат, председатель московской коллегии адвокатов "Скрипка, Леонов и партнеры" считает, что количество дел с присяжными не сильно увеличится, потому что составы преступлений, которые могут быть рассмотрены с участием коллегии присяжных, получились достаточно "экзотические". Однако эксперт не отрицает, что "появление суда присяжных в районных судах - это чрезвычайно важный шаг".

Количество оправдательных приговоров при рассмотрении дел с участием присяжных, конечно же, увеличится, поскольку решения по делу будут приниматься простыми людьми, которые не обязаны отчитываться перед вышестоящими инстанциями за свой вердикт и не отягощены багажом службы в правоохранительных органах.

Адвокат Игорь Скрипка

По мнению адвоката, сокращение количества присяжных в коллегиях - спорное решение. Возможно, оно направлено только на уменьшение расходов. И при этом так и не устранено главное - присяжные по-прежнему не смогут оценивать достоверность доказательств. "Часто судья просто запрещает защите ссылаться на материалы дела или представлять присяжным вещественные доказательства, если они полностью опровергают версию обвинения. Следовательно, для коллегии присяжных заседателей такого доказательства нет, о нем нельзя говорить, его нельзя анализировать", - говорит Скрипка. В идеале присяжных нужно допустить до всех вопросов дела, заключает эксперт.

Несмотря на некоторые отмеченные недостатки, в России к новому закону положительное отношение. В регионах, например в прокуратуре Чувашии, ожидают "гражданской сознательности и активного участия" жителей республики в судах. По всей России сотни тысяч граждан получили письма от администраций и стали кандидатами в присяжные, потому что понадобилось увеличить количество людей для вхождения в коллегии. При этом у судов должен быть как основной, так и запасной список кандидатов.

Во всех 35 районных судах Москвы появятся свои коллегии присяжных, рассказала председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. "Если человек хочет, чтобы его дело слушалось с участием присяжных, то мы готовы к этому в любом суде", - заявила она.

Суд присяжных – это форма судопроизводства по уголовным делам, при которой вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, виновен ли подсудимый в совершении преступления, заслуживает ли он снисхождения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-неюристов, сформированная методом случайной выборки.

За профессиональным судьей, председательствующим в процессе, остаются решения вопросов права, таких как юридическая квалификация содеянного, назначение наказания, а также разрешение гражданского иска и так далее.

Суд присяжных в Российской империи

Впервые предложение о введении суда присяжных было представлено Екатерине II (годы правления: 28 июня 1762 - 6 ноября 1796) русским учёным-юристом С.Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года.

После Екатерины с 6 ноября 1796 год по 11 марта 1801 года правил Павел I. В этот период не было упоминаний на данную тему.

Но уже в 1809 году государственный деятель Сперанский М.М. предлагал эту форму суда Александру I (12 марта 1801 - 19 ноября 1825). После Александра I правил Николай I с 19 ноября, но фактически с 13 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года. И уже 18 февраля 1855 года престол занял Александр II. Во времена его правления с 18 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года была проведена в 1864 году судебная реформа.

В ходе судебной реформы в систему российского судопроизводства был введен суд присяжных. Реформа стартовала 20 ноября в 1864 года. В этот день был принят судебный устав. И примерно через 2 года — 21 августа 1866 года прошел первый в Российской империи суд с участием присяжных заседателей.

Таким образом, суд присяжных появился в России во времена правления императора Александра II.

Начиная с 1993 года, на российской территории возобновлена работа одного из наиболее важных институтов правосудия – суда присяжных заседателей. Таковая форма уголовного судопроизводства применяется при рассмотрении дел в первичной инстанции правосудия по обвинениям в свершении особо тяжких преступлений. Коллегия присяжных, отобранная из граждан без юридического образования с применением случайной выборной методики, решает исключительно вопросы факта, то есть определяет, было ли совершено преступление, а также решает вопросы факта виновности подсудимого и определяет возможность снисхождения для него. Степень вины подсудимого на основании заключительного решения коллегии заседателей определяет судья и им же выносится приговор.

Оглавление:

Суд присяжных в РФ и его правовое регулирование

Деятельность судов с участием коллегии присяжных на территории России регламентируется двумя основными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 20.08.2004 №113;
  • УПК РФ.

Помимо этого, рассматривает возможность применения в системе правосудия суда присяжных и основной юридический документ государства, а именно – Конституция РФ. Её ст. 47 закрепляет за обвиняемым в тяжком уголовном преступлении право на рассмотрение его дела судом присяжных. Данное право ограничено перечнем преступлений (ст.31 ч.3 УПК РФ), дела по которым могут рассматриваться судом присяжных.

Кроме того, необходимо заявление обвиняемого о рассмотрении его дела присяжными. Если по уголовному делу проходят несколько подсудимых, то судом присяжных рассматривается дело в отношении всех фигурантов, если ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных было заявлено, хотя бы одним из подсудимых.

Важный факт

Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей не принимается, вне зависимости от его желания.

К особенностям рассмотрения дел судом присяжных относится и обязательное проведение предварительного слушания в порядке, определенном гл. 34 УПК РФ. Итогом предварительного слушания является окончательное постановление судьи о рассмотрении дела судом с участием коллегии присяжных, определяется количество кандидатов в присяжные заседатели и определяется, каким будет судебное заседание (открытым, частично закрытым или закрытым).

Как выбирают присяжных

Конституционное право граждан на участие в «отправлении правосудия» закреплено в положениях ст. 32 основного документа РФ.

Каждые четыре года формируются два списка кандидатов в присяжные заседатели – общий и запасной. После назначения судебного заседания проводится отбор кандидатов, из находящихся в суде списков, методом случайной выборки с использованием соответствующего программного обеспечения в виде государственной электронной системы «Выборы». Запрещается участвовать в качестве присяжного заседателя более одного раза в год. Также, граждане, не желающие фигурировать в качестве присяжных, могут потребовать исключения их из сформированных списков только если они являются:

  • Священнослужителями;
  • Сотрудниками органов внутренних дел, прокуратуры, судебных учреждений всех инстанций, адвокатами, нотариусами;
  • Лицами, достигшими 65-летнего возраста;
  • Не владеющими языком ведения судопроизводства;
  • Неспособными исполнять обязанности присяжного по причине состояния своего здоровья.

Участники разбирательства могут заявить мотивированный или немотивированный отвод присяжных заседателей. Присяжные могут заявить о самоотводе, указав причину.

Не могут быть в ультимативном порядке присяжными заседателями следующие лица:

  • Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • Не владеющие языком, на котором будет проводиться судопроизводство;
  • Имеющие статус недееспособного лица;
  • Обладатели неснятых или непогашенных судимостей;
  • Не достигшие 25-летнего возраста к моменту составления списков присяжных;
  • Находящиеся на психонаркологическом учёте по причине алкогольной зависимости, наркомании или токсикомании.

Также, при выборе и собеседовании с кандидатами в присяжные заседатели, таковые кандидаты могут попросить освободить их от необходимости выступать в качестве присяжного по различным причинам, к которым относится как особый вид рабочих обязанностей, временное нарушение распорядка которых может привести к серьезным последствиям, так и социальное положение, наличие детей, состояние здоровья, религиозные и гражданские убеждения, наличие осужденных близких родственников.

Ответственность присяжных, а также оплата их труда


Законодательно предусмотрена административная ответственность за неисполнение возложенного на гражданина долга выступления в качестве присяжного заседателя.
Тем не менее, предварительно суд отбирает кандидатов в присяжные заседатели путем направления им письменного приглашения на таковой отбор. Отказ от такового приглашения либо его игнорирование не могут повлечь наступления административной ответственности, так как таковая не предусмотрена российским законодательством. Однако если лицо прошло отбор, было выбрано в качестве присяжного заседателя, а потом отказалось от исполнения своих обязанностей или проигнорировало повестку в суд на заседание, оно может быть подвергнуто административному наказанию.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра юриспруденции

Контрольная работа

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

на тему: «проблематика судов присяжных заседателей в России»

Выполнил: ст. гр. Юс-102

Коровин В.Ю.

Проверил: Скробов А.А.

Волгоград 2012

Введение………………………………………………………………………. 2

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России…… 4

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России………….. 4

1.2. Судебная реформа 1991 года и реальность суда присяжных……….... 6

Глава 2. Суд присяжных: его достоинства и недостатки …………………. 10

2.1. Дискуссионные аспекты суда присяжных……………………………... 10

2.2. Необходимость суда присяжных в современной России……………... 13

Заключение…………………………………………………………………… 20

Библиография…………………………………………….…………………... 22

Введение

Суд с участием присяжных заседателей был введен не одновременно на всей территории России, а в качестве эксперимента лишь в нескольких субъектах, следовательно, право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных реализовывалось в зависимости от места его нахождения, что представляется юридическим нонсенсом. За время существования суда присяжных в Российской Федерации он проявил себя как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Законом «О введении в действие УПК РФ» установлено введение суда с участием присяжных заседателей с 1 января 2003 года во всех субъектах Российской Федерации. Однако 11 декабря 2002 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Закон «О внесении изменений в закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ». Согласно принятому закону, с 1 января 2003 года суд с участием присяжных заседателей будет действовать в 70 судах субъектов Российской Федерации, а затем с 1 июля 2003 года дополнительно в 14 регионах, в том числе Москве, с января 2004 года еще в 7 регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, и с 1 января 2007 года в Чеченской Республике. Тем самым Суд присяжных вводится не только как одна из наиболее справедливых форм судопроизводства, обеспечивающая сопричастность местного населения к правосудию, но и как средство преобразовать инквизиционный процесс древности в состязательный.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что в процессе деятельности суда присяжных на современном этапе возникает большое количество проблем при реализации тех или иных положений Закона. Кроме того, противников данного института значительно больше, чем сторонников.

В данной работе хотелось бы остановиться на отдельных проблемных аспектах деятельности суда присяжных в России.

Целью работы является освещение суда присяжных в его становлении и развитии, а также отдельных аспектов деятельности на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения, становления и развития института суда присяжных в России.

2. Осветить основное содержание правового регулирования института суда присяжных в современном уголовно-процессуальном законодательстве и изложить точки зрения различных авторов на проблему суда присяжных.

Проблемами суда присяжных на современном этапе занимаются такие специалисты, как Алексеев И.Н., Божьев В.П., Верин В.П., Кони А.Ф., Пашин С.А., Стус Н.В., Тащилин М.Т. и другие авторы.

Проблемы развития института суда присяжных были и есть, окончательное же их решение может быть достигнуто в результате успешной научно-исследовательской деятельности ученых современности и не только юристов с многолетним опытом работы.

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

Проводимая судебно-правовая реформа требует изучения исторического российского опыта. Суд присяжных не является для России нововведением. Этот и другие институты в области судоустройства и судопроизводства были в России в XIX - начале XX веков. Введение данных институтов было связано с судебной реформой 1864 года, которая коренным образом изменила судебную систему. Её задача состояла в возрождении в России мощной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека.

Российский дореволюционный опыт имеет значение при решении задачи современной судебной реформы - повышения статуса судьи. Не менее важным является и введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей, богатый опыт деятельности которых имела дореволюционная Россия.

Старая судебная система не отвечала предъявленным к ней требованиям. Программу усовершенствования судебной системы России предложил в 1809 года М.М. Сперанский. Во «Введении к Уложению государственных законов» она получила свое дальнейшее развитие. В 1830 годы разработкой подобных проектов законов о судоустройстве и судопроизводстве занимались Министерство юстиции и Второе Отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии. В 1844 году еще один проект подготовил начальник Второго Отделения Д.И. Блудов.

Только со вступлением на престол Александра II, правительство которого вплотную занялось подготовкой отмены крепостного права, получила свое развитие судебная реформа.

Судебная реформа была наиболее последовательной из всех реформ 50 - 60 годов XIX века. Суд присяжных рассматривался как центральный институт судебных уставов 1864 года. Подписанные Александром II основные документы Судебной Реформы, вошедшие в историю под названием Судебных Уставов: Учреждение судебных установлений - собрание правил об устройстве и организации судов а также Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства - кодексы, определяющие порядок действий суда, должностных лиц, других участников уголовного и соответственно гражданского судопроизводства.

Суд присяжных в России строился по образцу французского суда. Коронный его состав складывался из трех членов: председателя и двух его товарищей - заместителей. Скамья присяжных состояла из 12 очередных и 2 запасных заседателей.

Присяжные заседатели избирались «из местных обывателей всех сословий», во-первых, состоящих в русском подданстве, во-вторых, имеющих не менее 25 и не более 70 лет отроду и, в-третьих, проживавших не менее двух лет в том уезде, где они избирались.

Для избрания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки.

Граждане призывались к исполнению обязанностей присяжного заседателя один раз в году на десять рабочих дней.

Процесс с участием присяжных заседателей назывался сессией, которая начиналась с торжественного приведения их к присяге и разъяснения председательствующим обязанностей присяжных.

Для управления совещаниями присяжные избирали из числа грамотных старшину.

Функция присяжных заседателей состояла в решении вопроса о виновности или невиновности подсудимого на основании установленных в суде доказательств, закон требовал от них мотивирования своего решения. Решение выносилось в виде вердикта, то есть ответа на вопрос о виновности, сформулированного судом в итоге судебного следствия и прений сторон. Присяжные заседатели обязывались сохранять тайну их совещаний и не объявлять никому, какие голоса были поданы в пользу или против подсудимого.

Вердикт присяжных выносился большинством голосов, если невозможно было добиться единогласия. Голоса подавались устно по каждому вопросу в отдельности. Последним выражал свое мнение старшина.

При разделении поровну принималось мнение, которое было в пользу подсудимого.

По возвращении в зал старшина в присутствии подсудимого прочитывал вслух вопросы суда и ответы присяжных. Затем вопросный лист передавался председателю суда, который удостоверял его своей подписью.

В приговорах, вынесенных на основании вердикта присяжных, отсутствовала мотивировка решений. Суд обязан был изложить только соображения, относящиеся исключительно к применению законов в части определения меры наказания подсудимому.

Приговор, вынесенный судом с участием присяжных заседателей, считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в уголовном департаменте Сената. Он мог быть отменен полностью или частично. Но это не касалось самого вердикта, а только вынесенного на его основе решения суда.

При новом рассмотрении дела суд обязан был исходить из вынесенного ранее присяжными вердикта о виновности подсудимого. Суд выслушивал мнения прокурора и защитника о применении законов в соответствии с этим вердиктом и выносил новый приговор.

Участие в уголовном процессе присяжных заседателей предполагало демократическую процедуру судебного разбирательства, что уже само по себе противоречило обвинительному уклону в судопроизводстве. Восприятие ими происходящего в ходе судебного разбирательства, оценка фактических обстоятельств дела были принципиально иными, нежели у суда, состоящего из профессионалов.

Судебная реформа 1864 г. изменила судопроизводство, процессуальное и в какой-то мере материальное право Российской империи. Был введен самый демократический вид суда - суд присяжных, который позволил заметно уменьшить обвинительный уклон в уголовном преследовании.

В 1917 году суд присяжных был упразднен, а с октября 1922 года упоминание о нем было полностью исключено из законодательства России.



Поделиться