Международные информационно правовые нормы. Информационно-правовые нормы международно-правовых актов. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм.

По юридической силе нормативно-правовые акты информационного законодательства делятся на федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

В основе приведенной классификации лежит принцип верховенства закона, в соответствии с которым нормы вышестоящего по иерархии акта обладают большей юридической силой по отношению к нижестоящему и являются определяющими для последнего.

На федеральном уровне источники информационного права представлены информационно-правовыми нормами Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источниками информационного права на уровне субъектов Российской Федерации выступают законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками информационного права на уровне органов местного самоуправления являются нормативно-правовые акты этих органов, принимаемые в развитие норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В связи с этим структурно законодательство в сфере информационного права может быть представлено в следующем виде:

Информационно-правовые нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации;

Нормативно-правовые акты отрасли информационного законодательства;

Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Важнейшими международными актами, гарантирующими свободу информации, являются:

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.).

Резолюция 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации» от 7 мая 1984 г.

Европейская конвенция о трансграничном телевидении (была открыта Комитетом министров Совета Европы для подписания 5 мая 1989 г. и вступила в силу 1 мая 1993 г.).

Резолюция № 2 четвертой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «Журналистские свободы и права человека» (Прага, 7-8 декабря 1994 г.).

Заявление четвертой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «О нарушениях журналистских свобод» (Прага, 7-8 декабря 1994 г.).

Резолюция № 1 Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» (Салоники, 11-12 декабря 1997 г.).

Соглашение стран СНГ «Об обмене правовой информацией» (21 октября 1994 г.) Окинавская хартия глобального информационного общества (22 июля 2000 г.).

Декларация Совета Европы о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (12 февраля 2004 г.).

Основу национального законодательства в сфере информационного права составляют нормы ст.ст. 23, 24, 29, 33, 41, 42, 43, 44, 45, 55, 56 Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина, а также устанавливающие порядок подготовки и принятия федеральных конституционных и федеральных законов, закрепленные в ст.ст. 15, 90, 102, 103, 104, 105, 106, 108, 114, 115.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации и органами местного самоуправления 15 марта 2000 г. Президентом Российской Федерации издан Указ № 511 «О классификаторе правовых актов», раздел которого 120.000.000 называется «Информация и информатизация» и содержит следующие классификаторы правовых актов:

· 120.010.000 Общие положения в сфере информации и информатизации

· 120.020.000 Управление в сфере информации и информатизации

· 120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами

· 120.030.010 Общие положения

· 120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство и информатизации

· 120.030.030 Обязательный экземпляр документов

· 120.030.040 Архивный фонд. Архивы

· 120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные)

· 120.030.070 Правовая информация

· 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги

· 120.040.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

· 120.040.010 Информатизация

· 120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

· 120.050.000 Средства массовой информации

· 120.070.000 Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов

В соответствии с приведенным классификатором отраслевые правовые нормы в информационной сфере могут быть условно разделены на ряд групп.

Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации, которое представлено Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», и др.

Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (части четвертой) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ, Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Основ законодательства Российской Федерации «О культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, ак-тов палат Федерального Собрания», Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения, которое образовано нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 1060 «О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий», Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1202 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии» и др. Законодательство об информационной безопасности, которое включает в свой состав Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента Российской Федерации от 03 апреля 1995 г. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2012 г. № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» и др.

В качестве примера информационно-правовых норм в составе других отраслей законодательства можно привести ст.161 «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования», ст. 298 «Тайна совещания судей», ст. 341 «Тайна совещания присяжных заседателей» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13.12. «Нарушение правил защиты информации», ст. 13.13. «Незаконная деятельность в области защиты информации», ст. 13.14. «Разглашение информации с ограниченным доступом» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и др.

Структурной единицей вышеназванных источников права является норма права. Под нормой права понимается общеобязательное формально определенное правило поведения, обеспечиваемое силой государства, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений.

Информационно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия (обстоятельства), при которых могут возникать информационные правоотношения.

Диспозиция содержит само правило поведения и указывает на то, каким должно быть это поведение, устанавливает юридические права и обязанности субъектов информационных правоотношений.

Санкция предусматривает меру ответственности за совершенное правонарушение в информационной сфере, которая в зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения может быть гражданско- правовой, административной или уголовной.

В конкретной статье нормативного правового акта редко присутствуют все три составляющие информационно-правовой нормы. Они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

В зависимости от содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы определяют содержание государственной политики в информационной сфере, устанавливают юридические права и обязанности участников информационных правоотношений, их ответственность.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру реализации прав и обязанностей субъектов информационных отношений, установленных материальными нормами, устанавливают процессы обращения информации, в том числе формирования информационных ресурсов.

В зависимости от способов воздействия на субъектов правоотношений - императивные и диспозитивные.

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, регламентируют вопросы формирования государственных (муниципальных) информационных ресурсов, создания государственных информационно-телекоммуникационных систем, регулируют отношения об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав (честь, достоинство личности, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации).

В зависимости от назначения выделяют следующие информационно-правовые нормы:

Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий;

Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.);

Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности;

Компетенционные нормы, очерчивающие правовые пределы деятельности субъектов права.

По сфере применения различаются:

Информационные нормы федерального уровня и действия;

Информационные нормы субъектов Российской Федерации;

Информационные нормы органов местного самоуправления.

По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на:

Нормы общего действия, применяемые во всех сферах и отраслях правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. К ним относятся нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению информации потребителям;

Межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

Отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

На уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

Информационно-правовые нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы Конституции РФ;

Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

"Вертикальная" структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов РФ, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере РФ и субъектов РФ (предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, предметы ведения субъектов РФ) в соответствии со ст. ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

"Горизонталь" структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство - комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О Классификаторе правовых актов» утвержден «Классификатор правовых актов». Приводим разделы этого Классификатора по вопросам информационного законодательства.

Расширенную структуру информационного законодательства можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция РФ (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

Законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

Законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

Законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

Законодательство об интеллектуальной собственности;

Законодательство о средствах массовой информации;

Законодательство о библиотечном деле;

Законодательство об архивном фонде и архивах;

Законодательство о государственной тайне;

Законодательство о коммерческой тайне;

Законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

Конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

Гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения);

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях);

Законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях);

Законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Системщик Ш. использовал при создании информационно-поисковой системы «Контроль» часть программы своего коллеги М., уехавшего полгода назад в США. При этом Ш., являясь соавтором программы, зарегистрировал ее в установленном законом порядке, но договор с М., определяющий дальнейшее использование программного продукта, заключать не захотел.

После отъезда М. системщик Ш. объявил себя единственным правообладателем программы и стал выгодно продавать ее на рынке информационных услуг. Это стало известно М., который обратился в суд с иском к своему коллеге и потребовал взыскать с него половину средств, полученных от продажи программного продукта. Квалифицируйте действия Ш. и М.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Таким образом, действия Ш. не правомерны, М. имеет право в судебном порядке возместить причиненные ему убытки.

Введение

1.

2. Международные акты и международный обмен информацией

3.

Заключение

Введение

Ст. 1 Конституции РФ провозглашает нашу страну правовым государством, т.е. государством, в котором правовыми средствами обеспечивается осуществление, защита и восстановление прав и свобод человека и гражданина. К подобным правовым средствам целесообразно отнести и принципы государства, с помощью которых реализуется демократический и правовой режим, включающие свободу слова.

На сегодняшний день актуальной является изучение проблемы регулирования права на информацию, которую мы получаем в самых разных формах: через СМИ, в том числе через прессу и устные каналы коммуникации. А значит, соблюдение процедуры использования информации является неотъемлемым элементом правового государства, поскольку одним из принципов, являющихся общеобязательным и закреплённым в нормативно-правовых актах, выступает законность. Но довольно редко мы задаём себе вопрос, насколько та или иная информация достоверна, и каким путем она получена, обнародована?

Следовательно, право на информацию и особенности его законной регламентации, прежде всего, касаются поля деятельности СМИ, а также государственных органов, распространяющих общественно важную публичную информацию. Информация для конкретного лица - это всегда безграничный океан знаний, благодаря которым оно развивается и совершенствуется. Информация является главным фактором социализации людей, выступает связующим звеном между индивидом и обществом. Достоверное и своевременное информирование граждан со стороны государства, СМИ, пр. субъектов, и предоставление необходимой для функционирования государства информации со стороны граждан является залогом формирования действительно правового государства и гражданского общества. Поэтому в нашей работе мы рассмотрим отечественные и международные правовые акты, касающиеся права на информацию.

1. Право на информацию в законодательстве и юридической литературе

Для начала, нам необходимо выяснить, что же подразумевает российский законодатель под понятием «информация». Например, помимо Конституции РФ, Закон РФ «Об информации» определяет информацию как общую категорию «сведений», «данных», под доступом к информации понимается возможность получать ее, а также использовать. При этом в Законе говориться о том, что распространять и получать информацию могут свободно все граждане РФ, за исключением случаев, когда эта информация закрыта от доступа государственными органами, т.е. составляет государственную или иную тайну. Также ограниченной для доступа является информация о частной жизни людей, конфиденциальная информация организаций, коммерческая тайна. В других актах, а именно в Законе «О персональных данных» вводиться также понятие персональных данных - «любой информации, относящейся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». В Законе РФ «О СМИ» мы можем найти определение массовой информации - сведений для неограниченного круга лиц, а также материалов, их содержащих.

Среди прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих право на информацию в РФ можно отметить Гражданский Кодекс РФ, (1т. 17, 1045, 1300), Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 17), Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.

Рассмотрев несколько нормативно-правовых определений данного понятия, можно сделать вывод, что информация - это сведения, которые объективно имели место в обществе. Но довольно часто тяжело или даже невозможно установить объективность того или иного явления, классифицировать порождённую ими информацию, разграничить публичные и персональные данные.

В юридической литературе, среди учёных - юристов, существуют различные мнения относительно гражданско-правового определения информации. Одни, полагают, что информация - это процесс фиксации данных о предметах и явлениях, с последующей их передачей различными способами, другие, что это - процесс отражения явлений и предметов в сознании отдельных индивидов и общества, удовлетворяющий определённые социальные потребности. Так или иначе, все они сходятся во мнении, что информация - это синтетическая категория, находящаяся на границе точных и гуманитарных наук, и являющаяся результатам интеллектуальной деятельности. При этом открытая общественно важная, или т.н. публичная информация, право на которую и регламентируется законами, имеет ряд характерных признаков: самостоятельность, нематериальный и субъективный характер, многоразовое использование, не истощаемость при использовании, системность, возможность количественной оценки, сохраняемость, интегрирование и т.д. Таким образом, можно сказать, что информация - это общественный ресурс.

Ст. 3 Закона «Об информации» определяет ряд принципов, присущих информационным отношениям, среди которых мы видим такие как достоверность и полнота информации, правомерность получения, использования, распространения, хранение и защиты информации, защищенность лица от вмешательства в личную и семейную жизни. Из этого можно сделать вывод, что вся информация должна быть получена законным путем, без нарушения прав и свобод людей, которых такая информация прямо или опосредованно касается. То есть можно говорить также о личной, персональной информации, хотя и весьма размыто.

Вопросам права на информацию, на ее получение, распространение, защиту и реализацию посвящено множество нормативно-правовых актов, статей, публикаций. Эта проблема на сегодняшний день является довольно актуальной, поскольку при осуществлении информационной деятельности, легко нарушить правовые предписания. Особенно это касается роботы СМИ и журналистов.

В современных условиях бывает очень сложно разграничить публичную информацию и данные о личной жизни. Нередко журналисты пишут то, что хочет читать аудитория, придерживаясь принципа «антиреклама - также реклама». Игнорируют они не только правила распространения, но и получения информация, вмешиваясь в работу государственных органов. Также наблюдается и обратный процесс чрезмерной информационной закрытости многих учреждений.

Следует отметить, что при наличии факта публикации недостоверной информации или иного нарушения права на информацию для журналиста наступают негативные последствия в форме определённого вида ответственности. На практике журналисты в России редко несут ответственность, еще реже несут ответственность государственные органы, нарушающие право граждан на информацию.

Среди главных международных актов, регламентирующих право на информацию следует отметить Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений, Декларацию о свободе выражения взглядов и информации, ряд резолюций и рекомендаций ООН, например, 1636 «Показатели демократии в медиа», 1003 «Об этических принципах журналистики», 1142 «О парламентах и СМИ» и пр.

Так, ст. 19 Международного пакта об общественных и политических правах гласит, что каждый человек может свободно в пределах своей родины и за ее границами использовать любую информацию, как способ выражения своих взглядов. Европейская конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод в ст. 10 дополняет это положение необходимостью санкционирования пользования информацией с целью обеспечения международной безопасности.

При этом большинство этих нормативно-правовых актов также не дают чёткого определения информации, но направленны на характеристику международного обмена информацией и наиболее актуальных его аспектов: соотношения национального суверенитета и международного сотрудничества при использовании информации, поддержания справедливости и демократии в мире, в т.ч. свободы слова, охраны интеллектуальной собственности, шифрования информации, электронной торговли и трансграничного обмена данными, защиты трудовых прав в сети Интернет, гарантий безопасности и пр.

В международных правовых документах указана такая особенность информации как принадлежность ее к специфическому рынку товаров. Международные отношения в сфере информации подпадают под регулятивные действия общеопределённых принципов международного права, конкретизированных в международных актах разной юридической силы.

Ниже приведен список международных правовых актов, которые регулируют информационные отношения, в частности документы, рассматривающие общие принципы и нормы права на информацию, ратифицированы и Россией;

акты, гарантирующие свободу слова, плюрализм и т.п.;

акты, которые рассматривают информацию как продукт;

акты, запрещающие распространение информации;

пакет документов «международные договора об информационной собственности».

Документы, которые являются главными в международных отношениях относительно информации, это:

Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира (1932 p.);

Конвенция о предотвращении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.) - старейшая международная конвенция в области информации. Она призывает государства к уничтожению и предотвращению обращения порнографических изданий. Эта норма созвучна новому закону РФ о защите детей от вредной информации;

Соглашение о международном обмене визуальными и звуковыми материалами образовательного и научного характера (1948 p.);

Конвенция о международном обмене изданиями (1958 p.);

Конвенция об обмене правительственными документами и официальными изданиями между государствами (1958 p.);

Регламент международного союза электронной связи (1972 р);

Международная конвенция электронной связи (1982 p.);

Проблемы использования и передачи информации регламентированы также в международных документах, имеющие рекомендательную силу:

Декларация ЮНЕСКО о принципах спутниковой связи (1972 p.);

Второй раздел заключительного акта ОБСЕ (1975 p.);

Резолюция ООН об информации на службе человечества (1996 p.);

Также о праве людей на информация более подробно идет речь в:

Общей декларация прав человека (ст. 19);

Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 20);

Американской конвенции о правах человека и др.

Среди нормативных документов, по которым осуществляются международные информационные отношения, прежде следует выделить те, которые запрещают распространение информации (они являются обязательными к выполнению всеми странами - членами ООН и входят в национальное законодательство каждого государства).

К таким документам относятся:

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 110 часть 2 от 3.11.1947 - осуждение пропаганды агрессивных войн;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.20 - запрет законом пропаганды агрессии и насилия);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1972 г.;

Общая декларация прав человека (1948 p.);

Если государством нарушается обязывающий документ, то на государство налагаются штрафные санкции, в основном политические и экономические. В случае нарушения рекомендательного документа, государство может подпасть моральному осуждению мирового сообщества. В то же время Концепция внешней политики РФ гласит, что РФ обязана следить за отражением внешних информационных угроз ее суверенитету.

3. Проблемы доступа к информации в РФ

информация публичный доступ обмен

На сегодня наблюдается много трудностей в сфере доступа граждан РФ к публичной информации (которой обладают органы государственной власти и органы местного самоуправления). Органы государственной власти и муниципальные образования фактически безосновательно отвечают отказом в предоставлении информации СМИ и отдельным гражданам, относя ее к информации с ограниченным доступом; неправомерно применяются грифы ограничения доступа к информации «опубликованию не подлежит», «не для печати», «для служебного пользования»; существует большая трудность в получении гражданами локальных нормативно-правовых актов местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не говоря уже о проектах таких актов.

Российские органы государственной власти и органы местного самоуправления не полностью выполняют требование делать достоянием гласности информацию о своей деятельности (в том числе через сеть Интернет). Не все внутриведомственные акты публикуются в официальных изданиях и, таким образом, государственные органы становятся подобными владельцам информации, которые по собственному усмотрению принимают решение о предоставлении или отказе в предоставлении информации. Особенно это касается работы судебных органов.

Одной из причин существования такой ситуации является несовершенство законодательства РФ об информации, которое не отвечает современному уровню развития информационных отношений и не способно адекватно решать возникшие проблемы. Как мы убедились в первой главе, в отечественных нормативно-правовых актах нет чёткого определения категорий «информация», «право на информацию». Отсутствует в них и классификация типов информации и режимов ее использования. Очень размытой представляется трактовка персональных данных, на практике практически невозможно определить, где заканчиваются идентификационные данные о человеке, и начинается информация о его личной жизни. Большей частью рассмотренные законодательные акты или приводят очень размытые определения, или декларируют определённые положения без указаний на пути их реализации, или имеют место «ссылки на ссылку», или ссылка на такие нормы отдельных законов, которые к сфере информационных отношений невозможно применить без учёта специфики объекта. Это касается и однократности использования информации, составляющей тайну и отсутствия чёткого разграничения понятий информации и носителя информации и мн. др. Все эти проблемы должны быть в кратчайшие сроки урегулированы на законодательном уровне, как того требует Конституция РФ, поскольку пробелы информационного права могут привести к неконтролируемым ограничениям прав граждан и к возникновению угроз информационной безопасности.

Итак, к основным проблемам, которые связаны с доступом граждан к информации, и соответственно мешают обеспечению прозрачности деятельности публичной администрации в РФ, относятся:

наличие и широкое неправомерное применение грифов ограничения доступа к информации;

неустроенность терминологии информационного законодательства, нередко приводящая к разному применению правовых норм на практике;

ненадлежащее выполнение требования органами власти делать достоянием гласности информацию о своей деятельности;

отсутствие реальных механизмов обеспечения ответственности за нарушение информационного законодательства.

Для преодоления всех этих негативных явления реализации права на информацию в РФ необходимо:

принятие базового закона «Об информации» в новой редакции с уточнением терминологии данной категории и специальных законов в области информационного права, в частности требований к СМИ, построенных на основе международных нормативно-правовых актов и тенденций международного обмена информацией;

систематизация информационного законодательства путем кодификации, т.е. принятие Информационного кодекса, который объединил бы отдельные правовые институты отрасли;

введение классификации информации по типам с соответствующим сужением класса конфиденциальной информации, в частности о личных данных и выведение ее из сферы государственного регулирования (т е. чёткое размежевание сведений о личной жизни не подлежащих разглашения и персональных данных, которые могут быть известны всем);

контроль за соблюдением ответственности за нарушение использования информации всеми субъектами общественных отношений, ужесточение наказаний представителей государственных органов, лишающих граждан права на доступ к информации;

снятие монополии государства на владение персональными данными, в т.ч. разрешение на обмен информацией с финансовыми учреждениями, страховыми и аналитическими организациями с соответствующим усилением системы безопасности реестров персональных данных и законодательными изменениями.

Все эти и мн. др. изменения требуют не только юридической проработки, но и философского осмысления, а также наличия достаточной финансово-экономической базы.

Заключение

После написания данной реферативной работы, мы убедились в том, что право на доступ к информации является конституционным правом человека, предусмотренным и гарантированным ст. 29 и 42 Конституцией РФ, которая, в свою очередь, основывается на положениях Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (статья 10), Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 18, 19) и т.п. При этом под информацией понимаются любые сведения, полученные законным путем с учетом принципов пользования информации.

Основная суть права на доступ к информации заключается в возможности человека свободно искать, накапливать, использовать и передавать устную, письменную или комбинированную информацию. В отдельных случаях эти права могут быть сужены и санкционированы для обеспечения безопасности государства, защиты его суверенитета и охраны порядка, а также для профилактики преступлений, защиты личной информации граждан и организаций с целью охраны их законных интересов, для укрепления авторитета государственной власти. При этом речь идет о тайне, или о конфиденциальности. Запрещено отвечать отказом в запросе на информацию лишь потому, что запрашиваемая информация, не касается личных интересов вопрошающей стороны.

Данное право должно гарантироваться государством, что включает в себя в частности определение на законодательном уровне информации, доступ к которой ограничивается, и цель ограничения.

В РФ наблюдаются некоторые негативные тенденции использования информации, в частности нарушения государственными органами прав граждан на свободный доступ к информации, нарушения правовых и моральных норм со стороны СМИ. Все это требует корректировки отечественного информационного законодательства и совершенствования практики пользования публичной информацией и персональными данными.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - М.: АСТ, 2013. - 64 с.

.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2013) «О средствах массовой информации». - М.: Омега-Л, 2013. -40 с.

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - М.: Омега-Л, 2013. - 24 с.

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О персональных данных». - М.: Рид Групп, 2011. - 48 с.

.Асланов Р.М.О. Международное правовое регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности // Закон и право. 2012. № 3. С.104.

.Бачило И.Л. Информационное право. - М.: Юрайт, 2012. - 576 с.

.Боков Д.Ю. Социально-правовые основы информационного общества. - М.: Де-По, 2011. - 188 с.

.Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию // Гражданин и право. 2012. № 8. С. 20-35.

.Городов О.А. Информационное право. - М.: Проспект, 2013. - 242 с.

.Куняев Н.Н. Правовое обеспечение национальных интересов РФ в информационной сфере. - М.: Логос, 2010. - 348 с.

.Основы журналистской деятельности. - М.: Юрайт, 2013. - 332 с.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ , постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ , нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства:

  • информационно-правовые нормы международных актов;
  • информационно-правовые нормы Конституции РФ;
  • нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
  • информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

  • законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;
  • законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);
  • законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);
  • законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;
  • законодательство об информационной безопасности;

Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).

Информационно-правовые нормы международных актов.

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть

· законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

· законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

· законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

· законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

· законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть

· законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

· законодательство о средствах массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);

· законодательство о библиотечном деле (представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»);

· законодательство об архивном фонде и архивах;

· законодательство о государственной тайне (Законом РФ «О государственной тайне»,);

· законодательство о коммерческой тайне (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»);

· законодательство о персональных данных(ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»)

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

· конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации); гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования);

· законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях) (в стадии формирования);

· законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования);

· законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Конституция Российской Федерации подняла уровень пра­вового регулирования информационных отношений. В ней впер­вые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распрос­транение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Впервые в Конституцию РФ включено положе­ние, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Подчеркивая фундаментальный характер права на инфор­мацию, Конституция РФ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 право на информацию входит в категорию "высшие ценности", ибо его режим подчиняется всему конституционному механизму, установленному в гл. 1, 2 Конституции РФ". Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию лично­сти, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения 2 . Это право является естественным и прирожденным. Анализ конституционных норм позволяет говорить о глав­ном принципе информационных отношений - свободе инфор­мации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирова­ния. Из принципа свободы информации непосредственно выте­кают два следствия: 1) открытость и доступность основной "(ассы информации; 2) презумпция доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, кон­фиденциальности) лежит на владельце ("держателе") инфор­мации. Доля информационных норм в общем массиве междуна­родно-правовых норм постоянно возрастает. Только за после­дние три года было заключено 18 международных договоров, затрагивающих проблему обмена информационными ресурса­ми. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного ин­формационного права. Отношение к данной концепции долж­но быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рас­сматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека". Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отно­шения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, на­учно-технической, экономической и иными видами специали­зированной информации; определения правового статуса меж­дународных баз и банков данных, компьютерных систем воен­ного и космического характера; международно-правового ре­гулирования статуса журналистов; определения правового ста­туса информации как международного ресурса и общего дос­тояния человечества. Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной ин­формации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об ин­формации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа, охватывающего все основ­ные проблемы международного информационного права. Федеральное информационное право - это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отноше­ния, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации. Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям. В состав информационного права входят следующие воп­росы (объект регулирования): права граждан и других субъектов права на информацию; правовой режим информации и информационных ресурсов; государственная политика и управление в сфере инфор­мации и информатизации; правовое положение информационных центров и автома­тизированных систем; вопросы собственности, владения и распоряжения; правовые вопросы, возникающие при оказания информа­ционных услуг; информация в условиях рынка и развития предпринима­тельства; индустрия информатизации, информационные ресурсы; международно-правовое сотрудничество в сфере инфор­мации и информатизации. Особенная часть данного законодательства регулирует ин­формационные отношения, которые складываются в различ­ных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, зако­нодательство о средствах массовой информации). Основной целью развития законодательства России об ин­формации и информатизации является: создание полной системы нормативных правовых актов; повышение эффективности действующих информацион­ных норм; создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы).



Вопрос № 21 «Правовая информатизация. Основные направления правовой информатизации.»

Концепция правовой информатизации разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента РФ, осуществлявшего в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем и утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966.

Информатизация – это системный, междисциплинарный процесс внедрения достижений методов информатики и новых информационных технологий в общественную жизнь, в научно-технические, социально–экономические, правовые и другие институты государства с целью повышения их эффективности, всестороннего развития личности.

Основываясь положениях Концепции правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Правовые основы информатизации – правовые нормы и законы, регулирующие актуализацию информации и информационных систем, технологий.

В рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

Информатизация правотворчества;

Информатизация правоприменительной деятельности;

Информатизация правоохранительной деятельности;

Информатизация правового образования и воспитания;

Правовое обеспечение процессов информатизации.

Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества; выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством, приведение его с соответствие с вновь принятыми нормативными актами, своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм.

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации.

Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий

Указом для реализации этой концепции была утверждена Президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 808). Основным направлением этой работы было определено создание и развитие в три этапа к 2000 г. общегосударственной правовой системы, охватывающей все республики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям, и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации и создание предпосылок для формирования единого общегосударственного информационно-правового пространства.



Поделиться