Профессиональные жалобщики 44 фз. Готовится законопроект против профессиональных жалобщиков. Не нравится услуга – в «черный список»

В Санкт-Петербурге объявили борьбу с "профессиональными" жалобщиками, которые на торгах не редкость. За дело взялось городское управление Федеральной антимонопольной службы, которое намерено уже в первом квартале нового года начать проверки отозванных жалобы. Эксперты Т94 считают, что если опыт окажется успешным, то подобную практику можно пустить в другие регионы.

Дело в том, что "профессиональные" жалобщики обращаются в антимонопольную службу с одной лишь целью - повлиять на заказчика. Статистика следующая: за девять месяцев 2017 г. в северной столице было отозвано примерно 10% всех поданных жалоб. Многие из них, считают в УФАС, были поданы для того, чтобы подтолкнуть заказчика к диалогу. При этом сами они на контракты, как правило, не претендуют.

Как отмечают в ведомстве, проверка всех отзываемых жалоб лишит их стратегию смысла - заказчик просто не станет вступать в переговоры.

"Главная цель профессиональных жалобщиков - это получение определенного, выгодного для них результата закупки. Их деятельность наносит ущерб не только заказчикам, но и добросовестным поставщикам, участвующим в торгах, - комментирует Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловой России" по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Зачастую жалобы служат инструментом приостановки торгов, и, как следствие, затягивания закупки. Жалобщики понимают, что в некоторых случаях, сроки закупки нельзя передвинуть, а значит можно влиять на участников торгов под угрозой их срыва. В итоге создаются условия для недобросовестной конкуренции".

Эксперт подчеркивает, что подобный опыт проверок по Санкт-Петербургу может оказаться эффективной мерой, которую в дальнейшем стоит перенять и другим регионам.

К примеру, с такой проблемой столкнулось Нижегородское УФАС, которое сейчас надеется на помощь правоохранителей. В регионе за три квартала 2017 года УФАС проверило 582 закупки, 227 из них - около 40% - оказались с нарушениями. Общая сумма наложенных штрафов - 2,25 млн руб. Количество жалоб растет - в таком небольшом регионе за девять месяцев их было 709. Из них большая часть подается "профессионалами", которые делают на этом бизнес, считают в УФАС. Региональное антимонопольное ведомство смирилось, что своими силами не справится, поэтому и надеется на помощь правоохранительных органов.

Алексей Ульянов, руководитель движения "За реформу ФАС" отмечает, что руководство того же УФАС по Санкт-Петербургу всегда поддерживало позицию движения по борьбе с "профессиональными" жалобщиками и гринмейлерами. "В частности, там поддержали наше предложение о введении пошлины за подачу жалобы в ФАС по нарушению на торгах - это могло хоть как то ограничить поток заказных жалоб. К сожалению, у руководства центрального ФАС позиция другая - они это предложение не поддержали", - рассказывает Т94 Алексей Ульянов. Он критически уточняет, что эксперты давно замечали, что руководство ФАС делает не только план на потоке жалоб. "Многие добросовестные участники заказа отмечают, что к ним обращаются некоторые граждане, шантажируя подачей жалобы в ФАС, намекают, что там все схвачено. Так они ждут, когда им заплатят отступные. Они шантажируют также и участием или неучастием в тендерах", - продолжает эксперт. Свои слова он подтверждает статистикой: более половины жалоб ФАС признает необоснованными, количество возбуждаемых дел по закупкам остается гигантским - 20-30 тысяч ежегодно. Алексей Ульянов обращает внимание, что эксперты и участники госзаказа отмечают двойные стандарты ФАС при рассмотрении схожих дел, и действительно опасаются, что от личности жалобщика многое может зависеть. При этом у ФАС возникают ошибки и первого, и второго рода - жалобы по существу часто необоснованно признаются необоснованными.

"От личности руководства теруправления в регионе тоже многое зависит. Он сможет, проводя последовательную политику, искоренить некоторых профессиональных жалобщиков. Но на их место быстро придут другие - вход-то на этот "рынок" свободен, а соблазн легкого обогащения на шантаже и "гринмейле" велик. В таком большом управлении, как Петербургское, не приставишь контролера к каждому сотруднику УФАС, чтобы проследить, не связан ли он с гринмейлерами. Поэтому без смены руководства центрального ФАС проблему, увы, не разрешить", - резюмирует Алексей Ульянов.

Среди "профессиональных" жалобщиков есть как физические, так и юридические лица. При этом в УФАС подчеркивают, что нельзя путать жалобы "профессионалов" с жалобами активистов общественных организаций, таких, как Общероссийский народный фронт или Фонд борьбы с коррупцией. Последние тоже не являются участниками торгов и не претендуют на контракты, но преследуют совершенно другие цели и помогают бороться с нарушениями.

Каждому организатору торгов рано или поздно придется с этим столкнуться. Вы можете знать 44 и 223 Федеральные законы наизусть, вы можете быть самым внимательным человеком в мире, можете иметь врожденный иммунитет к коррупции, но все равно однажды утром вы обнаружите на своей электронной почте уведомление о поступлении жалобы в УФАС и требование о приостановлении закупки.

Долгое время это грозило только незапланированной поездкой в районный центр, подготовкой документов и потерей времени. В основном Поставщики жаловались, на необоснованное отклонение, завышенные требования или просто на то, что результаты закупки их не устраивают и выиграть должна была именно их фирма.

Жалобы в УФАС как бизнес

Однако прогресс не стоял на месте, и к началу 2016 года в обиходе все чаще стало появляться выражение «Профессиональные жалобщики». Первыми тревогу забили Управления Федеральной Антимонопольной службы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Именно этот регион стал пилотным у борцов за честные закупки. В первом квартале года группа из 5-7 компаний завалила управления жалобами на действия заказчиков. Справедливости ради, необходимо отметить, что более 70% жалоб были признаны обоснованными, и какая-то их часть была отозвана.

Уже к середине года Заказчикам стало ясно, что теперь им противостоят не штатные юристы организаций, а команды профессионалов, цель которых - не победить в закупке, а «развалить» ее. Так в сфере Государственных закупок родился новый бизнес.

Схема работы «профессиональных жалобщиков»

Схема оказалась довольно проста. После подачи жалобы Заказчика и победителя закупки могло ожидать несколько сценариев развития событий:

  1. Жалобщики предлагали отозвать свою жалобу за вознаграждение. Расчет был на то, что победителю легче заплатить отступные, чем рисковать победой в закупке. Заказчик же избавлялся от потенциального штрафа и перспективы проведения закупки заново.
  2. Жалобщики не останавливались до тех пор, пока не добивались победы в торгах фирмы, оплатившей подачу жалоб.

Методы борьбы с «профессиональными жалобщиками»

Такое положение дел не могло устраивать Заказчиков, и жалобщикам была объявлена война. В СМИ были заброшены сообщения о том, что такое поведение «участников заказа» наносит не поправимый вред экономике страны, а срывы процедур мешают плановым ремонту и строительству объектов. Участники закупок обвинялись в вымогательствах и шантаже.

На стороне Заказчиков выступило и УФАС, предложив ввести государственную пошлину за подачу жалобы. К счастью или сожалению поставщиков, данное предложение не нашло поддержки, либо проанализировав количество обоснованных жалоб и вспомнив об определении плательщика пошлины после вынесения решения, решили от него отказаться.

Жалобщики же, в свою очередь, все обвинения в нечестной игре отрицали. По их словам ничего противозаконного в их действиях нет, а причинами своих жалоб называли погрязших в коррупции организаторов закупок и ограничение участников путем прописывания документации под определенного поставщика.

В конце концов, шумиха вокруг ситуации только усугубила положение Заказчиков. И уже десятки последователей ООО «Стройинвест», ООО «Гарантстрой» и др. распространили эту деятельность по всей стране.

Заключение

В околозакупочном сообществе отношение к жалобщикам разделилось. Одни считают их преступниками. Другие, поддерживают такие методы, считая, что только ими можно навести порядок в Государственных закупках и поставить на место вконец обнаглевших от безнаказанности Заказчиков.

Добросовестным же Заказчикам в этой ситуации можно посоветовать только постоянно совершенствоваться в знании закона, следить за его изменениями и помнить, если не нарушать закон, то и оснований для жалоб не будет.

Госзакупки всегда были клубком проблем и противоречий. Действующий сегодня федеральный закон № 44–ФЗ "О контрактной системе" содержит ряд уязвимых мест, делающих участников процедуры легкой добычей для так называемых убийц торгов. Ни полиция, ни ФАС, ни заказчики ничего поделать с этим сегодня не могут: все по закону. "ДП" по инициативе Санкт–Петербургской центральной коллегии адвокатов совместно с УФАС по Петербургу собрал все заинтересованные стороны на тематической конференции, чтобы обсудить проблемы госзакупок.

, руководитель России по Петербургу:

В 2015 г. мы получили 4248 жалоб на госзаказ. Более половины - жалобы на заказчиков субъекта Федерации - города Петербурга. Меньшая половина примерно поровну делится между жалобами на федеральных и муниципальных заказчиков. Есть небольшая тенденция к снижению, но их число все–таки велико, и мы работаем с перегрузкой: в день приходится рассматривать до 25 жалоб. А 30 декабря 2014 г., например, мы получили 102 жалобы. Конечно, мы заинтересованы в остановке роста числа.

В 2015 г. где–то треть жалоб признана обоснованной. Но обращаю внимание коллег: даже при необоснованной жалобе торги могут быть, выражаясь на профессиональном сленге, снесены, потому что каждая жалоба является основанием для проведения внеплановой проверки обжалуемой процедуры, и зачастую мы находим иные основания для отмены торгов или изменения документации.

Для чего мы сегодня завели об этом речь? Обычно ФАС критикует госзаказчиков, мы всегда с удовольствием критикуем комитет госзаказа и федеральных заказчиков.

Но сейчас я хотел бы взглянуть на вопрос с другой стороны: поговорить о срыве госзаказа. И выступить не как контролер, а как представитель государства. Потому что, к сожалению, мы наблюдаем, как наше управление становится полем битвы для разных противоборствующих сил. Потому что сегодня к нам на комиссии ходят три категории жалобщиков. Первые - это добросовестные участники, те, кто действительно собирается участвовать в торгах. Настоящие, правильные заявители, которые ходят на комиссии.

Следующая категория - это специализированные организации, которые в полном соответствии с 44–м законом помогают заказчикам составить грамотную документацию, и каким–то образом этот рынок в Петербурге поделен. Мы знаем порядка пяти–шести таких специализированных организаций и обычно сразу видим, из–под чьего пера вышла та или иная документация. И все бы ничего, да только зачастую представители этих самых организаций пытаются оттеснить своих коллег локтем - путем шантажа заказчиков. Если, мол, вы не будете обращаться к нам за написанием грамотной, хорошей документации, мы на вас подадим в ФАС грамотную, хорошую жалобу. А мы в соответствии с законодательством должны все эти жалобы рассматривать. И, если там есть нарушение законодательства, мы должны выносить соответствующее предписание. Вот, как мне кажется, сегодня основная проблема, с государственной точки зрения, в госзаказе. И, честно говоря, мы пока не знаем, как эту проблему решать.

Наконец, третья категория - это люди, которые просто шантажируют заказчиков: если вы не будете правильно себя вести, то мы ваши торги снесем. Правильное поведение определяется суммой, которую заказчики должны заплатить убийцам торгов, чтобы те не подавали жалобы.

О том, что такой рынок существует, говорят цифры по отозванным жалобам: в 2013 г. - 140, в 2014–м - 456, за 11 месяцев 2015–го - 328. Видите? Объем большой. По жалобе в день, включая выходные. Это значит, что система действует. Хорошо подготовленные, правильно написанные жалобы, которые бери и в решение переноси, отзываются. Значит, люди о чем–то договорились.

Были предложения: каждую жалобу облагать пошлиной. Либо фиксированной, 2 тыс. рублей, либо радикально - в процентах от максимальной цены контракта. Хочешь пожаловаться на миллиардные торги - пожалуй миллиончик в Сбербанк. Не прошло. Как–то надо по–другому.

Станислав Мельник, заместитель директора Санкт–Петербургской центральной коллегии адвокатов:

Многие коллеги говорят об адвокатской монополии на представительство в суде как про свершившийся факт. Между тем, на наш взгляд, было бы весьма желательным распространение адвокатской монополии и на представительство в антимонопольной службе, как бы забавно это ни звучало. Пока это выглядит фантастически и требует проработки. Но, если это произойдет, качество административного производства существенно изменится к лучшему. Уйдет, например, такой вид злоупотреблений, как профессиональное рейдерство. Сутяжничество в госзакупках исчезнет как явление, ведь корень его - в ничем не ограниченном праве любого гражданина и юрлица обжаловать любые торги.

Злоупотребление правом не карается, поэтому никто ни разу еще не попытался доказать его. Если же в злоупотреблении правом будет уличен адвокат, представляющий интересы жалобщика в ФАС, он может быть лишен статуса адвоката, а вместе с этим и права представительства. Это серьезный сдерживающий фактор.

Но сутяжники - это одна сторона проблемы. Есть и обратная: низкая эффективность самой жалобы как инструмента борьбы с нарушениями на госзакупках. Обычная ситуация: компания обжалует итоги торгов, считая, что предложила лучшие условия, с ее доводами соглашается ФАС и предписывает госзаказчику устранить нарушения. Но заказчик обжалует предписание в суде и в качестве обеспечительных мер просит суд приостановить действие предписания.

Суд накладывает такое обеспечение, фирма - победитель торгов, не дожидаясь получение определения, начинает освоение денежных средств. И впоследствии, когда истец выигрывает суд, доказав реальность нарушений при закупках, оказывается, что половина денег уже потрачена. И суд оставляет все как есть, констатируя, что менять уже поздно. А потом выясняется, что дорога не построена, подрядчик исчез. И мы наблюдаем долгострои, где, как перчатки у молодой кокетки, меняются подрядчики у заказчика.

Мы видим злоупотребление, видим социальные последствия, где страдает логистика целого города, причем ущерб еще никто не успел подсчитать, а нужно было бы это сделать давно в каждом отдельном случае. На мой взгляд, выходом в данном случае была бы четкая норма, запрещающая заказчику заключать контракт до окончания судебного разбирательства по обжалованию предписания ФАС.

Алексей Бриллиантов, начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Санкт–Петербургу и ЛО:

Общее количество выявленных в этом году преступлений, связанных с бюджетом, - около 400. Из них в рамках госзаказа - порядка 40. Окончено производством 170, в суд направлено 146 уголовных дел. Много это или мало? Посмотрим с другой стороны. Всего в Петербурге за год проведено до 200 тыс. торгов; 4 тыс. жалоб в УФАС - это 2–5%. Говоря об этом зле, мы понимаем, что 95–97% закупок заключается в тишине и согласии и никого не беспокоит. Сигналов - ни от участников торгов, ни от заказчиков - о том, что к ним приходят неустановленные лица и предлагают за вознаграждение урегулировать вопрос отсутствия жалоб на торги, - нет. В рамках оперативно–разыскной деятельности мы выявляем такие случаи. Их в этом году выявлено два, возбуждены уголовные дела по ст. 290 УК. В связи с латентностью данного вида преступлений, то есть заинтересованностью обеих сторон в результате, в правоохранительные органы ни от заказчика, ни от подрядных организаций заявлений не поступает. И чаще всего подразделениям ЭБиПК приходится проводить проверки по уже исполненным контрактам.

От конкурса до выполненных работ - срок огромный, приходится привлекать специалистов различного профиля для проведения исследований и экспертиз, опрашивать все подрядные и субподрядные организации, каких на крупные госконтракты привлекается большое количество. При этом зачастую к уголовной ответственности привлекаются технический надзор и специалисты, которые отвечают за приемку работ. Именно на данных этапах должен быть жесткий контроль госучреждений, однако этого не происходит.

На рынке появились фирмы, оказывающие юридические услуги в сфере госзакупок. Они привлекают квалифицированных специалистов в разных отраслях, чтобы выявлять ошибки и недочеты госорганов при составлении техзадания. С точки зрения уголовного права деятельность данных лиц при отсутствии вымогательства, коррупции нельзя отнести к уголовно наказуемым деяниям.

Владимир Катенев, президент :

Мы как представители бизнеса пытаемся донести до власти, что главная проблема - это доступ бизнеса к информации о торгах. Мы просили план закупок у города. И нам дали талмуд в несколько сотен страниц, где убористым шрифтом вбито все, что планируется закупать в этом году. Но мы не видим, кто закупает, когда, каковы параметры закупки. Выкладывайте план закупок заранее в Интернет - с качественным поисковиком.

Если все технические задания, запланированные на год вперед, будут заранее выкладываться в открытый доступ и будет организован канал обратной связи от рынка, то любая закупка будет исправляться на этапе планирования. Все незаконные пункты техзаданий, которые ограничивают здоровую конкуренцию, будут оспариваться и исправляться до проведения торгов. И не будет никаких ошибок.

Однако пока наш призыв остается неуслышанным.

Виталий Бахвалов, заместитель председателя Петербурга:

Все хорошо знают , но мало кто сталкивался с работой нашего комитета. А между тем наш функционал объединяет полномочия частично и Росфиннадзора, и ФАС. Мы следим за контрактом на этапе планирования, на этапе заключения, на этапе исполнения.

И вот мало кто знает, что жаловаться на нарушения, допущенные в ходе торгов, можно не только в ФАС. Можно жаловаться и нам. Мы с удовольствием разгрузим антимонопольную службу. Потому что количество жалоб у нас не сравнить: в неделю порядка 10 жалоб, то есть в разы меньше. Основная же проблема в госзаказе, на мой взгляд, - это сам 44–й закон. Вечером ложишься спать, думая, что ты все знаешь, а утром встал - что–то новое появляется, как метеорит на голову.

Еще мы столкнулись с тем, что у заказчиков Петербурга свой подход к определению победителя, допуску к торгам. Этих подходов разных - не два, не три, их пять–шесть - не меньше. Поэтому мы приняли решение эту ситуацию исправлять. И мы каждую пятницу собираем по пять–шесть заказчиков и проводим с ними методические круглые столы. И, к удивлению у некоторых заказчиков, подход оказался интересный и даже более правильный.

Олег Дорохин, руководитель территориального управления Росфиннадзора по Петербургу:

Я бы отметил такую проблему, как завышение начальной цены контракта. Это приводит не столько к срыву госзаказа, сколько к лишним, неоправданным тратам бюджетных средств. В этой связи актуален - и вполне, как показывает практика, действенен - такой правовой механизм, как возмещение ущерба, наносимого бюджету. У нас, в частности, был недавно выявлен такой случай, и госзаказчик добровольно согласился компенсировать ущерб, заключив с исполнителем заказа допсоглашение, снижающее стоимость контракта на 16 млн рублей.

Дмитрий Ренев, начальник управления методологического сопровождения комитета по госзаказу Петербурга:

Заказчиков я здесь представляю практически один. И мы, как я вижу, плавно перешли от обсуждения недобросовестных поставщиков к недобросовестным заказчикам, которые так плохо составляют конкурсную документацию. "А если они составят грамотно, то торги снести будет нельзя!" Это заблуждение. Гвоздем 44–го закона должна была стать ст. 38, в которой говорится о контрактной службе.

Гвоздем она не стала по целому ряду причин. В частности, потому, что заказчиков в Петербурге 3054. Из них больше половины - как вы думаете, кто? Детские сады. Давайте поаплодируем профессионализму заказчиков. Потому что кто там делает техзадания? Младшие воспитатели. Иногда заведующие. Остальные тоже ненамного лучше: школы, поликлиники, учреждения культуры - при этом я не беру подведомственные комитету по культуре театры, музеи и т. д. Органов исполнительной власти в городе - 60 штук из всех этих 3054. Это раз.

Выпустил комитет по госзаказу регулятор, выпустил типовую документацию - ее сам я делаю и курирую. Вроде бы бери эту типовую документацию, заполняй пустые места, и все у тебя будет в порядке. А если что–то будет не в порядке и нас поправит контролирующий орган, мы очень быстро внесем изменения. И пожалуйста: пользуйся совсем без страха. К сожалению, это не так. Потому что гвоздем закона стала ст. 33 - описание объекта закупок. До 90% жалоб в УФАС признаются обоснованными в связи с нарушением этой самой статьи. Первая фраза первого пункта первой части этой статьи звучит так: "Описание объекта закупки должно носить объективный характер". Точка. Это самая простая фраза из всей огромной статьи. Пока битвы в судебной практике идут по этой первой фразе. Частей в ст. 33 еще много. Нам много предстоит еще интересного. Так вот, что такое объективное и субъективное, все решают на основании личного опыта, здравого смысла, понимания правильности описания. Решить, что такое объективное и субъективное, заказчик самостоятельно не в состоянии. А комитет по госзаказу не в состоянии проконсультировать всех. Если объект закупки простой и стандартный, еще куда ни шло, можно еще уложиться в рамки ст. 33. Если же объект более–менее сложный - а таких большинство, когда дело касается больших сумм: дорожные, строительные работы и тому подобное, - то техзадание становится огромным, и найти в нем избыточные требования становится очень легко. Поэтому давайте робко скажем, что 44–й закон недостаточно качественный. Есть простое правило: чем сложнее замок, тем больше способов его открыть. И самый правильный путь - дать в руки заказчикам простой и внятный инструмент по выбору добросовестного поставщика.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Московское управление ФАС России за первое полугодие 2016 года выписало штрафов на 60 миллионов рублей, а также получило 7,5 тысячи жалоб на действия государственных заказчиков от бизнеса. О том, кто такие профессиональные предприниматели-жалобщики, как участников госзакупок уличить в картельном сговоре с помощью IP-адреса компьютера и почему к этической экспертизе рекламных слоганов Burger King были привлечены москвичи, в интервью сайт рассказал руководитель московского управления ФАС Армен Ханян.

– Армен Эдуардович, сколько жалоб к вам поступило за первое полугодие 2016 года?

– Из года в год количество жалоб, поступающих в московское УФАС, растет: предприниматели и граждане становятся активнее. Взять, к примеру, сферу госзакупок: за первую половину этого года мы получили 7,5 тысячи жалоб на действия государственных заказчиков, что на 40 процентов больше показателя аналогичного периода прошлого года. Этому есть два простых объяснения. С одной стороны, бизнес поверил в то, что, обратившись в контролирующие органы, можно добиться справедливости. С другой стороны, появилась категория так называемых профессиональных предпринимателей-жалобщиков, которые, подавая заявления, стараются вставлять заказчикам палки в колеса.

За первое полугодие 2016 года в бюджет поступило порядка 60 миллионов рублей

– Есть список таких жалобщиков?

– Такого списка у нас нет, равно как и необходимости его вести. Поясню. По закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) право пожаловаться на действия государственного заказчика при проведении закупки имеет любой гражданин. Профессиональными жалобщиками мы называем тех, кто в торгах не участвует, но часто пишет нам заявления с необоснованными претензиями, а порой, откровенно говоря, злоупотребляет этой возможностью. Однако мы не можем не реагировать на их обращения, хоть и понимаем, что они подаются с одной целью: не дать заказчику провести закупку.

– Сколько жалоб на государственные закупки Московское УФАС признало обоснованными?

– Из 7,5 тысячи поступивших к нам жалоб более половины обоснованные.

– На что чаще всего жалуются?

– На сегодняшний день около 60 процентов от общего числа выявленных нами нарушений в сфере госзаказа приходится на чрезмерную детализацию требований в закупочной документации. Например, заказчик требует, чтобы поставщики прописали точные сведения о химическом составе болтов и шурупов, которыми крепится задняя крышка светофора. Поставщик не может знать этого, ведь он не производит шурупы. В результате закупочная комиссия отклоняет заявку как несоответствующую требованиям документации, а к торгам допускает того, кто учел все нюансы, но при этом по цене не сдвинулся.

Чаще всего подобные излишние требования не отражают реальную потребность заказчика и устанавливаются с единственной целью – затруднить подготовку заявок и умышленно ограничить круг участников закупки. Московское УФАС активно борется с такой тенденцией. Совместно с правительством Москвы ведем работу по утверждению обязательных типовых требований к описанию объектов закупки, которые должны использовать столичные заказчики.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

– Когда вы планируете разработать и предложить эти новые требования заказчикам?

– Эта работа ведется непрерывно на протяжении нескольких лет, и она будет продолжаться. На сегодняшний день утверждено порядка 60 типовых технических заданий, где указаны только объективно необходимые требования к товарам, используемым при выполнении работ или оказании услуг. Все сложные случаи мы пытаемся учесть и перенести в типовые формы документации, за рамки которых заказчик не может выходить.

– То есть казуистика в документации, создание заведомо невыполнимых условий для поставщиков – самое главное нарушение?

– Это основной недочет, который в большинстве случаев допускается не по незнанию, а специально. Это ограничивает конкуренцию и приводит к неправильному расходованию государственных средств.

– На какую сумму ведомство выписало штрафов за нарушение антимонопольного законодательства?

– За первое полугодие 2016 года в бюджет поступило порядка 60 миллионов рублей. Важно отметить, не так давно расширился список нарушений, по которым мы не сразу штрафуем компании, а сначала предоставляем им шанс исправиться – выдаем предупреждение. Сам по себе механизм выдачи предупреждений является эффективным и удобным для всех участников процесса. Нарушители стараются быстрее исправиться, чтобы не получить штраф, а заявители в короткий срок видят положительные изменения, не дожидаясь порой долгого процесса возбуждения и рассмотрения антимонопольного дела.

– Если компания не исполняет предупреждение, то какие последствия ее ждут?

– В таком случае мы возбуждаем дело, выносим решение, предписание и накладываем оборотный штраф от выручки нарушителя, если речь идет о естественных монополистах. Дело в том, что нам важно не оштрафовать монополиста, а заставить его действовать добросовестно. Мы стараемся сделать так, чтобы крупные компании, от которых зависит будет ли, допустим, электричество у того или иного предпринимателя, не затягивали сроки по подключению и не навязывали невыгодные условия. Предписывая монополисту устранить нарушения, мы обеспечиваем скорейший выход бизнеса сразу на два рынка – его профильный и на рынок потребления электроэнергии.

– Поступают ли к вам жалобы на завышение цен на услуги ЖКХ?

– Поступают и довольно часто. Причем жалуются в основном управляющие компании на ресурсоснабжающие организации. Такие как МОЭК, Мосэнергосбыт, Мосгаз и так далее. Так, например, МОЭК выставлял управляющим компаниям счета за потери тепловой энергии, которые возникали внутри многоквартирного дома из-за погрешностей приборов учета. Управляющие компании были вынуждены оплачивать издержки, что могло сказаться на последующих платежах потребителей (жильцов многоквартирных домов). Если говорить о жалобах от физических лиц, то вопрос завышения цен на услуги ЖКХ уже непосредственно управляющими компаниями контролирует Мосжилинспекция.

– Сеть ресторанов Burger King в рекламных акциях использует неоднозначные по смыслу слоганы: "Смотри не обострись", "Налижемся!". УФАС проводило опрос среди москвичей, насколько слоганы правомерны. Что показал опрос? Спорную рекламу Burger King запретят в итоге?

– Опрос показал, две трети москвичей считают рекламу Burger King допустимой. Поскольку результаты подобных опросов играют основную роль при решении антимонопольным органов вопроса о возбуждении дела, в данном случае мы не видим оснований для дальнейшего разбирательства. Кроме того, данную рекламу мы также обсуждали на Экспертном совете при Московском УФАС России, и члены экспертного совета тоже не увидели нарушения, хотя и были мнения, что креатив на грани.

Картельный сговор – бич времени

– Некоторые ритейлеры сейчас предлагают обменять карту лояльности конкурента на свою. Например, продавцы магазинов "Перекресток" предлагали обменять на карту своего конкурента – "Азбуки вкуса". Это нарушение правил конкуренции?

– Предложение покупателям обменять чужую дисконтную карту на свою фактически является предложением просто-напросто перестать посещать торговую сеть конкурента. Магазины таким образом не привлекают новых клиентов, а переманивают их, что, безусловно, недопустимо. К слову, за эти действия сеть магазинов "Перекресток" была оштрафована.

– Насколько распространены нарушения на запрет рекламы алкоголя?

– В целом, в СМИ наблюдается снижение количества нарушений закона "О рекламе". Хотя некоторые случаи, конечно, до сих пор встречаются. Буквально на днях мы признали компанию, владеющую интернет-изданием The Village, нарушившей закон путем размещения на своем сайте рекламы водки. Не раз торговые центры попадались на рекламе алкоголя, оправдывая размещение такой рекламы наличием в торговом центре точек, торгующих алкоголем. Но мы с такой аргументацией не согласны, ведь покупатели ходят в крупные торговые центры не только за алкоголем, а значит, и не стоит лишний раз акцентировать внимание.

– В конце июня вы вынесли предписание войсковой части № 28188 за то, что она закупала кофе определенной марки. Выполнили ли они его? В чем опасность поставок в госучреждения продуктов определенной марки?

– Предписание войсковая часть выполнила. У них было две закупки, в документацию об одной они внесли изменения, а от второй закупки отказались. Нарушение войсковой частью закона выразилось в том, что заказчик установил такие требования к закупаемому кофе, которым мог соответствовать только товар определенной марки. В итоге поставщики были поставлены в неравные условия, поскольку одному из них (обладающему требуемым кофе) были умышленно созданы преференции. Это запрещено законом.

– В Москве полным ходом идут работы по благоустройству. Вы контролируете закупки в этой области?

– Стоимость контрактов по благоустройству в Москве, как правило, превышает миллиард рублей, а такие закупки контролируются центральным аппаратом ФАС России.

– УФАС достаточно часто заявляет о раскрытии картельных сговоров. Сколько всего удалось раскрыть?

– Картельный сговор – одна из главных проблем сегодняшнего дня, бич времени. Сговорившись, несколько компаний удерживают цены на торгах и никому не дают входить на рынок. В результате стоимость лота фактически не уменьшается, заключение контракта происходит по цене с наименьшим снижением, что ведет к искусственному росту цен. Иными словами, государство и его учреждения платят в разы больше за услуги, которые, возможно, уступают по качеству услугам добросовестных организаций.

В этом году мы раскрыли 23 картельных сговора, а всего с 2013 года – 124. В большинстве случаев такие дела возбуждаются нами инициативно после получения от электронных торговых площадок информации об IP-адресах, с которых участниками закупки подавались заявки и ценовые предложения. Если документы поданы с одного IP-адреса, а содержание файлов заявок идентично, то это явный признак сговора.

В этом направлении есть одна серьезная проблема. Штрафы за участие в сговоре накладываются на юридических лиц, то есть на компании, а не на их руководителей. В итоге недобросовестные бизнесмены закрывают одну компанию, создают другую, и ситуация повторяется. У нас есть планы изменить формат – выявлять и наказывать именно должностных лиц.

– Есть ли планы сформировать реестр физических и юридических лиц, причастных к картельному сговору, и выкладывать его в открытый доступ?

– Список таких физических лиц мы уже ведем для внутреннего пользования, однако публиковать его нельзя, потому что это персональные данные. Между тем, в планах сделать такой реестр (как по юридическим, так и по физическим лицам) открытым. Правда, необходимо эту идею более глубоко проработать, проанализировать, насколько реестр будет нужен гражданам.

– Какой наиболее яркий случай картельного сговора вы раскрыли за последнее время?

– За последнее время мы раскрыли несколько громких картельных сговоров, которые касались закупок на поставку дорогостоящего медицинского оборудования. К примеру, совсем недавно выявлен сговор сразу на 34 таких аукционах, которые проводили Российский кардиологический научно-производственный корпус, Первый МГМУ имени Сеченова и Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко. Общая начальная (максимальная) цена контрактов превышала 89,6 миллионов рублей. Три компании сговорились и удерживали цены на торгах, в результате чего совокупная стоимость контрактов не снизилась даже на 1 миллион рублей.

– Многим регулярно приходит SMS-спам. Это нарушение закона о рекламе?

– Конечно. Две трети наших дел, касающихся нарушений закона о рекламе, как раз связаны с незаконными SMS-рассылками абонентам без их согласия. Около трети наложенных в сфере законодательства о рекламе штрафов приходится на штрафы за SMS-спам. Стоит сказать, часто в расследование показывает: граждане сами дали согласие на получение такой рекламы, например, указав свой номер телефона при получении дисконтной карты. Однако даже при таких обстоятельствах каждый имеет возможность отказаться от любой рассылки, просто обратившись к оператору связи. Если же эта мера не работает, всегда можно пожаловаться в антимонопольный орган.

Беседовала Светлана Казанцева

В ближайшее время стоит ожидать появления достаточно нестандартного законопроекта о противодействии «профессиональным жалобщикам», которые вносят неразбериху в проведение закупочных аукционов. Столичное УФАС представило результаты правоприменительной практики за последний период, за публичным обсуждением которых 8 июня наблюдал корреспондент сайт.

Руководитель УФАС Москвы Армен Ханян напомнил, что 5 апреля 2018 года состоялся Госсовет, посвященный развитию конкуренции, и на нем было принято немало «основополагающих решений». Теперь, по его словам, предстоит заняться стандартами развития конкуренции и определением результатов, которых необходимо достичь.

– В Москве ситуация по конкуренции намного лучше, чем в других субъектах. Мы передовой регион! - с видимым удовольствием доложил Ханян. – Если же говорить о закупках, то количество жалоб у нас осталось практически на том же уровне, что и в прошлом году. Единственное, что изменилось - количество обоснованных. Оно в процентном соотношении уменьшилось - сейчас меньше 50% жалоб являются обоснованными. Это очень серьезный предмет для нашей дальнейшей работы.

Как уточнил руководитель УФАС столицы, основное число жалоб поступает на закупочные процедры, осуществляемые субъектом. Поэтому нужно проводить дальнейшую стандартизацию этих процедур, сделав их настолько автоматизированными и понятными для всех, чтобы в итоге количество недовольных снизилось. Вся документация должна быть предельно понятной и при этом «не избыточной» для участников, подчеркнул он.

– Мы имеем дело с рядом нарушений, которые я бы назвал шаблонными, – сообщил он. – Прежде всего, стоит назвать неразмещение или несвоевременное размещение в единой информсистеме необходимой аукционной документации, а также включение в нее некоторых явно лишних параметров – например, требований о предоставлении некоторых конкретных значений, которые априори не могут быть известны потенциальному участнику закупки на момент подачи заявки. Это колоссальный сдерживающий фактор.

Ханян заявил, что возглавляемое им управление выступает за закрепление в законодательстве новых инициатив по борьбе с так называемыми «профессиональными жалобщиками» – с теми, кто изначально не ставит перед собой цель заключения контракта, а «постоянно жалуется, даже не участвуя в закупочных процедурах». А также с теми, кто участвует, но направляет свою деятельность на срыв процедур.

– В скорой перспективе мы направим письменные предложения в центральный аппарат ФАС о внесении изменений в 44 Закон (закон о закупках - прим.ред.) и в административные регламенты, которые позволят эффективно бороться с ситуацией, – сказал чиновник.

Еще одна «болевая точка» – безучетное потребление и выставление счета хозяйственным обществам, что ущемляет их права. В 2018 году УФАС уже возбудила более 30 таких дел. По большинству эпизодов противоправных действий по выставлению счета при безучетном потреблении Мосэнергосбыта и МОЭСК, подчеркнул Ханян, вынесены судебные решения.

– Мы увидели здесь большую проблему, – отметил докладчик. – До принятия решения антимонопольным органом в рамках закона о защите конкуренции подаются гражданско-правовые иски – и суды не оценивают моменты ущемления прав хозсубъектов в рамках именно антимонопольного законодательства. Сплошь и рядом принимается решение по формальному принципу необходимости оплаты обществом безучетного потребления энергии. А когда ФАС выносит решение о том, что были допущены злостные нарушения, в частности, неправильно оформлен акт установления безучетного потребления, суды и первой, и второй инстанции подтверждают нашу правоту.

Ханян предложил проинформировать заинтересованные общества (разместить сведения на ведомственном сайте) о том, что в рамках гражданско-правовых споров они могут выходить с ходатайством на судебных заседаниях приостанавливать рассмотрение таких исков до вынесения решения антимонопольным органом либо до его привлечения к спору в качестве третей стороны. «Мы должны преподнести суду нашу позицию, оценив соответствие составленного акта и выставленного требования об оплате нормам антимонопольного законодательства», – заметил выступающий.

Еще одно типичное нарушение – игнорирование правил отбора управляющих компаний в многоквартирных домах. В этом году УФАС вынесло несколько предупреждений о необходимости соблюдения муниципалитетами обязанности проведения открытых конкурсов. По словам Ханяна, они «не должны просто назначать того, кого они считают нужным».

– Мы часто видим желание уйти от необходимости проведения конкурсных процедур путем придумывания словосочетаний вроде «многофункциональный комплекс» по отношению к дому, – отметил руководитель антимонопольного органа. – Строится обычная многоэтажка, ее называют этим словосочетанием, и некоторые деятели считают это достаточным основанием, чтобы не соблюдать Жилищный кодекс. По данному направлению у нас тоже очень позитивная судебная практика, суды нас поддерживают.

Кроме того, чиновник коротко рассказал о распространенной ситуации, связанной с договорами долевого участия в строительстве, когда уже после возведения дома в квартирах появляются «лишние» квадратные метры – и покупатели жилья вынуждены за них доплачивать.

– Это напрямую ущемляет интересы неопределенного круга лиц. Мы выдали ряд предупреждений, и застройщики все недочеты привели в соответствие, – подытожил Ханян.



Поделиться