Правонарушение: примеры и виды. Нарушение норм права Нарушение правовых норм называется

15. Ответственность за нарушения

международного гуманитарного права

Цели и задачи модуля:

Рассмотреть, кто может нести ответственность за нарушения МГП; какие виды этих нарушений бывают, кто должен судить и наказывать военных преступников, какие существуют проблемы, связанные с привлечением к ответственности нарушителей МГП.

План модуля:

1)Кто может нести ответственность за нарушения МГП;

2)Разновидности нарушений; военные преступления;

3)Преследование военных преступников на национальном уровне;

4)Преследование военных преступников на международном уровне.

Ответственность за нарушения норм МГП несут как государства, так и отдельные лица .

По отношению к государствам современное международное право предусматривает прежде всего так называемые «квази-гражданские» санкции, обязывающие государство выплатить компенсацию за причиненный им ущерб – форма ответственности, предусмотренная с 1907 г. Гаагским правом и повторенная почти дословно в Женевском праве (в Первом дополнительном протоколе 1977 г.): «Сторона, находящаяся в конфликте, которая нарушает положения Конвенций или настоящего Протокола, должна возместить убытки, если к тому есть основание. Она несет ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил».

Но, несомненно, еще более важно, что согласно современным нормам МГП, отдельные лица , совершившие или приказавшие совершить военные преступления, несут индивидуальную уголовную ответственность за свои действия. Отвергая попытки использовать для защиты немецких военных преступников доктрину государственного акта и свести дело лишь к ответственности государства как такового, Нюрнбергский приговор провозгласил: «Преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями».

Нарушения МГП делятся на две основные категории: серьезные и все остальные. Не вдаваясь в некоторые юридические тонкости, скажем, что серьезные нарушения МГП считаются военными преступлениями . Они четко прописаны в источниках современного международного гуманитарного права.

В частности, в Женевских Конвенциях 1949 г. (ст. 50 Первой конвенции, ст. 51 Второй конвенции, ст. 130 Третьей конвенции, ст. 147 Четвертой конвенции) к таким серьезным нарушениям отнесены следующие действия, совершаемые по отношению к лицам, находящимся под защитой МГП: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование и арест, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества гражданских лиц .

Первый дополнительный протокол 1977 г. этот перечень расширил. Статьей 85 к серьезным нарушениям Протокола отнесены: превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения; совершение нападения неизбирательного характера; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС); превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста или других защитных знаков .

За эти и другие военные преступления (в частности, основанный в 1993 г. международный трибунал по бывшей Югославии добавил к перечню военных преступлений изнасилование, совершенное комбатантом в период войны ) уголовная ответственность должна наступать всегда.

Согласно Женевским конвенции 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним, а также ряду других источников МГП, государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения конвенций. (Что касается других нарушений гуманитарного права, не перечисленных в источниках МГП, государства должны пресекать их совершение, но они не обязаны подвергать виновных уголовному преследованию, хотя и могут это делать; чаще всего за эти нарушения предусматривается дисциплинарное взыскание).

Согласно принципу универсальной юрисдикции , государство обязано преследовать военных преступников, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, национальности, независимо от того, где и против кого они совершили военное преступление . Так, действуя в соответствии с принципами универсальной юрисдикции, Бельгийский суд возбудил уголовное преследование против руандийцев, обвиняемых в убийствах своих сограждан у себя на родине; Германия судила у себя человека, совершившего преступления в Боснии.

Важная особенность также заключается в том, что военные преступления не имеют срока давности . Например, совсем недавно в Великобритании было возбуждено судебное преследование против 80-летнего эмигранта из Белоруссии за преступления, совершенные во время второй мировой войны (правда, дело было прекращено из-за невозможности обвиняемого предстать перед судом).

Таким образом, человек, совершивший военное преступление, согласно нормам МГП, неотвратимо должен понести за него уголовное наказание, даже если этого человека удастся обнаружить только спустя много лет после совершения им преступления, и где-то в другой части света. Ни одна страна не имеет права избавить военного преступника от наказания, предоставив ему политическое убежище. Государство обязано либо само судить человека, обвиняемого в совершении военного преступления, либо выдать его тому государству, на территории которого было совершено военное преступление , если то государство сделает соответствующий запрос.

Таким образом, преследование военных преступников, прежде всего, осуществляется на уровне отдельных государств. Если военные преступления, влекущие за собой уголовную ответственность, перечислены в основных источниках МГП, то такое конкретно наказание назначать виновным – дело самих государств. Учитывая, что в разных странах, естественно, существуют разные законы (даже если исключить такой фактор, как симпатии-антипатии), участь человека, признанного виновным в совершении военного преступления, во многом зависит от того, в какой стране его судили . За одно и то же преступление в разных странах наказывают по-разному. В некоторых странах предусмотрены очень серьезные наказания за военные преступления. Например, в Канаде или Австралии за нанесение увечий лицу, находящемуся под защитой Женевских конвенций, полагается большой срок тюрьмы, а за убийство – смертная казнь. Тогда как в Германии максимальное наказание за аналогичные преступления – 10 лет тюрьмы, а в Тайланде – только 7 лет тюрьмы. Положение осложняется также тем, что государства зачастую не могут или не хотят преследовать за военные преступления своих военнослужащих, своих высокопоставленных чиновников (а ведь даже глава государства может быть повинен в совершении военных преступлений!).

Подобное положение дел, очевидно, нельзя признать нормальным. Но его нереально исправить, пока преследование за военные преступления осуществляется на уровне отдельных государств. В последнее время появились надежды на некоторое изменение ситуации в связи с созданием Международного уголовного суда. Таким образом, в настоящее время существует два уровня, на которых осуществляется преследование и наказание военных преступников: государственный и международный .

Некоторые известные правоведы, такие, как Арье Найер, считают, чтоособенно важно, когда следствие и наказание осуществляется на международном уровне – это недвусмысленное заявление о том, что в осуждении преступников принимает участие весь мир. К тому же, только международный суд в некоторых случаях может дать реальную возможность преследовать за совершение военных или других тяжких преступлений (таких, как геноцид) высокопоставленных государственных чиновников.

Один из основателей МККК, соратник Анри Дюнана Гюстав Муанье еще в 1860-х годах предложил учредить международный уголовный суд. Но прошло много времени прежде, чем его идея начала воплощаться в жизнь.

Впервые международные трибуналы были созданы по окончании второй мировой войны. Речь идет о Нюрнбергском и Токийском трибуналах , на которых судили нацистских и японских военных преступников. Нюрнбергский и Токийский процессы имели огромное значение для дальнейшего развития международного права. Основные положения уставов и приговоров этих трибуналов были подтверждены несколькими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и стали общепризнанными принципами современного международного права. В частности, значение уставов и приговоров данных трибуналов заключается в том, что они со всей категоричностью подтвердили принцип индивидуальной уголовной ответственности за нарушения норм права вооруженных конфликтов. Именно решения Нюрнбергского трибунала сформировали принцип МГП, согласно которому совершение военного преступления по приказу начальника (командира) не освобождает исполнителя от ответственности , хоть и может явиться в некоторых случаях смягчающим вину обстоятельством. Командир же несет уголовную ответственность не только в тех случаях, когда сам отдал приказ о совершении преступного деяния, но и в тех случаях, когда он знал о готовящемся преступлении и не сделал все возможное для его предотвращения. То есть преступным может быть не только действие, но и бездействие.

Непосредственно по окончании работы Нюрнбергского и Токийского трибуналов в ООН прозвучали предложения создать постоянно действующий международный уголовный суд, но их реализации помешала «холодная война». Кроме того, слишком многие правительства опасались, что в случае создания такого суда они сами могут оказаться на скамье подсудимых. Необходимая политическая поддержка была оказана только в 1993 г., то есть спустя почти полвека после завершения работы Нюрнбергского трибунала: 22 февраля 1993 года Совет безопасности ООН единогласно решил, что «должен быть создан международный трибунал для привлечения к ответственности лиц, повинных в тяжких нарушениях МГП, имевших место на территории бывшей Югославии с 1991 года ». (Первое заседание трибунала состоялось в Гааге 17 ноября 1993 года). Вскоре после этого был создан еще один трибунал, полномочный привлекать к ответственности лиц, совершивших преступления во время конфликта в Руанде в 1994 г . Эти трибуналы сыграли значительную роль в развитии гуманитарного права, уточнили некоторые нормы МГП, привлекли ряд преступников к ответственности. Однако данные трибуналы носят локальный, ограниченный во времени и пространстве, характер. Первый из вышеупомянутых трибуналов обладает полномочиями судить за преступления, совершенные на территории бывшей Югославии начиная с 1991 г, второй – за преступления, совершенные в Руанде или гражданами Руанды в 1994 г. Кроме того, трибунал по бывшей Югославии нередко обвиняют в политической ангажированности. Подобные обвинения представляются небеспочвенными. Факты говорят сами за себя. Например, к началу 1998 г. Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) публично обвинил 76 человек, из которых 57 сербов, 10 хорватов и 9 мусульман. … 12 июня 1999 г., после окончания бомбежек Югославии, миссия Трибунала вошла в Косово вместе с силами KFOR . Вновь началась усиленная охота на сербов, обвиняемых в военных преступлениях. В то же время, как было отмечено в постановлении Госдумы России, МБТЮ «игнорирует серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные государствами-членами НАТО в ходе агрессии против СРЮ». Албанские экстремисты, совершавшие в Косово преступления против человечества, также избежали судебного преследования.

Возникает подозрение: не влияет ли на подобную пристрастность Трибунала то обстоятельство, что финансируется он, в основном, за счет Соединенных Штатов Америки, а также за счет других стран-членов НАТО? (в штате Трибунала состоят свыше тысячи человек, ежегодный бюджет Трибунала – около 100 млн. долларов).

Применение «двойных стандартов» может скомпрометировать саму идею преследования военных преступников на международном уровне. Остается надеяться, что начавший работу в 2002 г. постоянно действующий Международный Уголовный Суд (МУС) постепенно станет беспристрастным и независимым органом правосудия. Хотя, к сожалению, уже есть основания для пессимизма…

Вкратце история МУС такова: На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея ООН постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении международного уголовного суда, которая впоследствии состоялась летом 1998 года в Риме. На этой конференции, в которой участвовали представители 160 государств, был принят Статут международного уголовного суда. Для того чтобы Суд начал функционировать, не менее шестидесяти государств должны были ратифицировать Статут. К июлю 2002 г. это произошло, и МУС, располагающийся в Гааге (Нидерланды) официально приступил к работе.

В Статут включено положение о «дополнительном характере» суда , то есть о том, что Международный уголовный суд будет не подменять собой национальное правосудие, адополнять работу национальных судебных систем, принимая к рассмотрению дела только в таких ситуациях, где отправление правосудия национальными судами окажется «неэффективным или недостижимым».

Суд наделен мандатом судить не государства, а физических лиц, и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества: военные преступления, преступления против человечности и геноцид, а также преступление агрессии.

Необходимо сделать две оговорки.

МУС обладает юрисдикцией не в отношении любых военных преступлений, а в отношении тех, которые совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений. Иными словами, по требованию некоторых государств, был установлен своеобразный «порог», позволяющий предотвратить передачу в МУС отдельных, «единичных» военных преступлений.

Что касается преступления агрессии, то МУС сможет судить за него лишь после того, как будет принято четкое, устраивающее всех участников Римского статута определение понятия «агрессия».

Понятия «военные преступления», «преступления против человечности» и «геноцид» нередко путают. Действительно, по сути своей, они схожи друг с другом. Более того, одно и то же деяние (например, пытки и биологические эксперименты на людях) может рассматриваться и как военное преступление, и как преступление против человечности, в зависимости от обстоятельств.

Военные преступления , являющиеся серьезными нарушениями норм МГП, могут быть совершены только в период вооруженного конфликта, тогда как преступления против человечности и геноцид могут быть совершены как в военное, так и в мирное время.

Преступления против человечности , в соответствие со Статутом МУС, включают в себя такие деяния, осуществляемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население , как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилования, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам.

Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу (в частности, убийство членов этой группы, причинение серьезных телесных повреждений, создание невыносимых условий жизни).

Доказать факт геноцида обычно бывает трудно, так как для этого необходимо установить, что действие было совершено именно с намерением , упомянутым выше (причем, число жертв в этом плане особой роли не играет).

Так, же, как и военные преступления, геноцид и преступления против человечности не имеют срока давности.

Создатели МУС полагали, что Международный уголовный суд позволит «по горячим следам» привлекать к ответственности людей, виновных в вышеупомянутых преступлениях, в какой бы точке Земли они ни совершили эти преступления, что сам факт существования постоянно действующего Международного уголовного суда явится сдерживающим фактором , заставит людей хорошенько подумать прежде, чем отдавать или исполнять преступные приказы.

Статутом МУС был предусмотрен целый комплекс мер, направленных на достижение беспристрастности и компетентности принимаемых Судом решений.

Накануне создания МУС генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: «Создание международного уголовного суда вселяет надежду на торжество справедливости во всем мире». Но суждено ли этой надежде сбыться?

Не все государства согласились признать юрисдикцию Международного уголовного суда. Среди стран, не подписавших статут и заявивших об отказе участвовать в его работе – Китай, Пакистан, Индия, Турция. Пожалуй, наиболее жестким противником Международного уголовного суда выступили Соединенные штаты Америки (конкретно – администрация Джорджа Буша-младшего). Посол США Стефан Миникес заявил: «Соединенные Штаты решительно возражают против претензии МУС на юрисдикцию в отношении граждан тех стран, которые не являются участниками договора… Нас беспокоит то, что неподотчетность МУС и его обвинителей приведет к политически мотивированным попыткам проводить следственные и судебные действия в отношении американских военных и других государственных служащих».

Не секрет, что многие желали бы привлечь к ответственности представителей США, в том числе и высокопоставленных, за действия американских военных в Ираке и других «горячих точках» (Международный уголовный суд обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после 1 июля 2002 г. ). Власти США объявили, что прекращают военную и экономическую помощь странам, которые поддержали МУС. Послы США едва ли не во всех странах мира начали вести переговоры о подписании двусторонних соглашений, выводящих граждан Соединенных Штатов из-под юрисдикции суда (такие соглашение США уже подписали более чем с 80 государствами). Пригрозив Совету безопасности ООН вывести из Боснии американских миротворцев, представители США добились двенадцатимесячного моратория на судебное преследование со стороны МУС граждан тех стран, которые не ратифицировали Статут. Учитывая, что мораторий этот может быть неоднократно продлен, существует большая вероятность того, что МУС так и не будет обладать возможностью судить граждан США. Как заявил представитель США в ООН Джон Негропонте, «правительство США никогда не позволит задержать ни одного американца по решению МУС». Официальные представители многих стран расценили предоставление Соединенным Штатам упомянутого иммунитета как нарушение основ международного права и поражение фундаментального принципа «перед судом все равны».

До сих пор большинство людей, совершивших военные преступления и преступления против человечности, оставались безнаказанными. С постоянно действующим Международным уголовным судом многие связывали надежды на изменение ситуации. Однако если отныне граждане одних стран будут нести ответственность за свои преступления по всей строгости закона, а граждане других стран будут обладать «иммунитетом» - такую ситуацию тоже трудно признать нормальной.

Резюме.

Ответственность за нарушения норм МГП несут как государства, так и отдельные лица. Нарушения делятся на две основные категории: серьезные и все остальные. Серьезные нарушения (военные преступления) четко прописаны в источниках современного международного гуманитарного права.

Согласно принципу универсальной юрисдикции , государство обязано преследовать военных преступников, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, национальности, независимо от того, где и против кого они совершили военное преступление. Военные преступления не имеют срока давности. Государство должно либо само судить человека, обвиняемого в совершении военного преступления, либо выдать его другому государству, сделавшему соответствующий запрос.

Кроме национального (государственного) уровня, преследование и наказание военных преступников осуществляется также на международном уровне. С 2002 г. существует постоянно действующий Международный Уголовный Суд (МУС). В его Статут включено положение о «дополнительном характере» суда, то есть о том, что он не подменять собой национальное правосудие, адополнять работу национальных судебных систем, принимая к рассмотрению дела только в таких ситуациях, где отправление правосудия национальными судами окажется «неэффективным или недостижимым». Суд наделен мандатом судить физических лиц и привлекать их к ответственности за военные преступления, преступления против человечности и преступление геноцида. Однако, противодействие деятельности МУС со стороны ряда государств (прежде всего, США) вызывает сомнения по поводу того, действительно ли МУС сможет стать эффективным органом международного правосудия.

Еще одной из наиболее сложных проблем в сфере права вооруженных конфликтов, ввиду отсутствия наднациональной власти, была и остается проблема санкций за нарушение положений названной отрасли права. В каждом конкретном случае возникали и продолжают возникать непростые вопросы. Какова должна быть процедура применения санкций? Какие санкции следует применить? Наконец, кто должен выступать в качестве субъекта ответственности, государство, не соблюдающее свои международно-правовые обязательства? Отдельные лица, нарушающие право? Или возникающая в данном случае ответственность должна носить комбинированный характер и распространяться как на государство, так и на отдельных лиц?

Ответственность за нарушение норм права вооруженных конфликтов

Санкции, применяемые к государствам

Что касается санкций, применяемых к государствам, то вполне очевидно, что нарушение норм права вооруженных конфликтов военнослужащими вооруженных сил государства влечет за собой ответственность этого государства по международному праву. Это значит, что государство должно нести ответственность перед потерпевшим государством за последствия всех без исключения противоправных действий каждого военнослужащего его вооруженных сил. Государство-нарушитель должно восстановить законность и, как уже отмечалось, при необходимости возместить потерпевшему государству причиненные убытки.

Каким же образом потерпевшее государство может получить компенсацию? Оно может заявить протест и потребовать, чтобы другая сторона воздержалась от дальнейших нарушений. Содействие в этом может оказать Держава-покровительница. В любом случае, согласно ст. 52, 53, 132, и 149 соответственно 1-1V Женевских конвенций 1949 г. потерпевшее государство может потребовать провести расследование. Такое расследование, однако, обусловлено согласием всех заинтересованных сторон, и в первую очередь - обвиняемой стороны, чего до до сих пор еще не удавалось получить. В Протоколе 1 содержится важное нововведение, основанное на идее посредничества третьей стороны - Международной комиссии по установлению фактов.

Эта Комиссия, о которой говорится в ст. 90 Протокола 1, должна по получении просьбы о проведении расследования внести ясность в отношении случаев, о которых говорится как о серьезных нарушениях Женевских конвенций и Протокола 1 или об ином серьезном нарушении права вооруженных конфликтов. Любое государство - участник Конвенций может во время ратификации Протокола 1 или после этого заявить о своем признании ipso facto компетенции Комиссии. К середине 1999 г. заявление об этом сделало более тридцати государств. Сама Комиссия была учреждена 25 июня 1991 г.

Комиссия, состоящая из 15 человек, назначенных странами-участницами Протокола I выполняет две функции: во-первых, расследует факты, которые, как предполагается, представляют собой серьезное нарушение как оно определяется Женевскими конвенциями и Протоколом 1, во-вторых, предлагает сторонам свои добрые услуги по восстановлению уважения к нормам права вооруженных конфликтов В функции Комиссии не входит давать правовую оценку ситуации, то есть говорить о законности или незаконности рассматриваемых действий. Несмотря на это ограничение, названная комиссия безусловно способна, при наличии доброй воли заинтересованных сторон внести существенный вклад в дело защиты прав человека во время войны.

Вместе с тем, потерпевшая сторона не вправе отказаться выполнять обязательства по праву вооруженных конфликтов на том основании, что другая сторона грубо нарушила свои обязательства, хотя, согласно праву международных договоров такое право у нее в принципе имеется. Однако, согласно п. 5 ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., это право не применяется "к положениям, касающимся защиты человеческой личности, которые содержатся в договорах, носящих гуманитарный характер, и особенно к положениям, исключающим любую форму репрессалий по отношению к лицам, пользующимся защитой по таким договорам".

Напомним, что обязательства, вытекающие из права вооруженных конфликтов не обусловливаются взаимностью. Они должны выполняться каждой договаривающейся стороной при всех обстоятельствах и без каких-либо условий.

Военная акция НАТО в отношении Югославии ставит вопрос об ответственности Альянса, как такового, и каждого из входящего в него государств за серьезные нарушения норм права вооруженных конфликтов и возмещение материального ущерба, причиненного в ходе названной акции.

Санкции, применяемые к отдельным лицам

Следует признать, что в международном праве отдельные лица относительно редко привлекались к ответственности Единственным значительным прецедентом явилось так называемое Нюрнбергское право и Нюрнбергский процесс. Практике известны и случаи уголовного преследования нарушителей норм права вооруженных конфликтов национальными судебными органами.

Начало правовому регулированию отношений, возникающих в связи с уголовной ответственностью за нарушение норм и принципов права вооруженных конфликтов было положено в нынешнем веке.

С 1907 г. в международно-правовые документы, являющиеся источниками права вооруженных конфликтов, включаются положения, побуждающие участников принять меры или предложить своим законодательным органам издать законы, призванные предотвратить совершение актов, противоречащих нормам этой отрасли международного права.

Достаточно четкие положения на этот счет содержатся в Женевских конвенциях 1949 г. В соответствии с ними стороны, как уже отмечалось, обязуются принять законодательные меры, необходимые«для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или - приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, указанные в следующей статье». Они также обязуются разыскивать виновных и привлекать их либо к собственному суду, либо выдавать их, в соответствии с принципом aut dedere, aut punire. На них также лежит обязанность принять все необходимые меры по пресечению действий, противоречащих Конвенциям, но не являющихся серьезными нарушениями содержащихся в них норм. Перечень серьезных нарушений варьируется от конвенции к конвенции. Некоторые фигурируют в каждой: преднамеренное убийство, пытки или негуманное обращение и т.д.

Первая, Вторая и Четвертая Конвенции упоминают уничтожение или присвоение имущества. Третья и Четвертая - выделяют также принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах противной стороны и лишение такого лица > права на беспристрастное и нормальное судопроизводство. Четвертая Конвенция называет также незаконное депортирование или перемещение, незаконный арест покровительствуемого лица и взятие заложников.

Названные положения, как уже отмечалось, получили, дальнейшее развитие в специальном разделе Протокола I (ст. 85-91). Список «серьезных нарушений» пополнился целым рядом действий, направленных, особенно при нападении, против лиц и объектов, пользующихся уважением и защитой в соответствии с Протоколом I.

Как известно, из решений Нюрнбергского трибунала родилась норма обычного права, оказавшая влияние на внутреннее законодательство стран. Согласно этой норме, каждый человек несет персональную ответственность за свои поступки, даже если он действовал по приказу.

Так, старший начальник, отдающий противоправные приказы, несет за это уголовную ответственность. В Уставе Нюрнбергского трибунала четко записано, что даже главу государства можно призвать к ответственности за его действия (52).

Серьезные нарушения права вооруженных конфликтов (или военные преступления) преследуются не только держащей в плену державой, но и любой державой, во власти которой находится обвиняемый. Т.о., речь идет об универсальной юрисдикцией.

Важным шагом на пути создания механизма привлечения к уголовной ответственности на международном уровне явилось Решение Совета Безопасности ООН от 22 февраля 1993 г. о создании трибунала по Югославии.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

Виды юридической ответственности

Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонарушений. Выделяют девять видов юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.

Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.

Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. е. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.

Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы смягчает его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка.

Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.

Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Юридическая ответственность выступает важным, но лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупредительного воздействия, меры пресечения, правовосстановительные меры.

Меры предупредительного воздействия можно подразделить на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.), и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии, и проч.). Названные меры носят профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что оно осуществляется без согласия лиц, обязанных подчиниться предписанным действиям либо воздержаться от каких-либо действий, и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Меры пресечения преследуют цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Они должны быть оперативными и осуществляться в интересах общества, государства или в интересах самого потенциального правонарушителя (помещение в медицинский вытрезвитель, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.). Иногда меры пресечения нарушают физическую неприкосновенность граждан, как это имеет место при использовании служебных собак, технических средств (дубинок, газов, водяной струи, наручников и т. п.). Меры пресечения отличаются большим разнообразием. Помимо уже отмеченных к ним относятся привод в правоохранительные органы и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, изъятие имущества (например, холодного оружия, печатей, штампов и т. д.), административное задержание. К сожалению, наиболее полно в законодательстве урегулирован лишь вопрос об административном задержании.

Правовосстановительные меры применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности, или за деяния, представляющие собой лишь некоторую «правовую аномалию», незначительное отклонение от нормального правопорядка, не приобретшие характер правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило. Например, изъятие вещи на основе виндикапионного иска, взыскание взятой в долг денежной суммы, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе незаконно уволенных, взыскание ошибочно выплаченных работнику сумм (командировочных и др.).

Разграничение юридической ответственности и иных видов государственного принуждения важно потому, что позволяет выбрать наиболее целесообразное и эффективное средство государственного реагирования для защиты интересов личности, государства, общества.

Все мы живем в правовом государстве в соответствии с определенными нормами и законами. За их несоблюдение может наступить юридическая ответственность.

Понятие это в законодательной деятельности означает неблагоприятные последствия имущественного, личного и специального характера, которые налагает государство в форме, установленной законом. Другими словами, это применение принудительных мер к виновному лицу за совершение какого-либо правонарушения.

Юридическая ответственность: признаки

Как и любое понятие или явление, юридическая ответственность обладает собственными признаками, которые выделяют ее из ряда других. Рассмотрим основные из них.

Юридическая ответственность и ее основные функции

Цель любой ответственности, в том числе и юридической, это защита прав человека. Эти права и свободы зарегестрированы в основном законе нашей страны - Конституции. Второе целевое назначение - обеспечение порядка и законности. Такая цель определяет и основные функциональные особенности юридической ответственности. Среди функций выделяются:

Принципы, по которым осуществляется юридическая ответственность

Для выполнения всех вышеперечисленных целей существуют определенные принципы, в соответствии с которыми и осуществляется юридическая ответственность.


Юридическая ответственность и ее виды

Нарушение закона бывает разного характера. В зависимости от этого выделяется и несколько видов юридической ответственности.

Основания юридической ответственности

Любая юридическая ответственность не может наступить просто так. Она всегда должна быть обоснована. Основаниями юридической ответственности являются действия, которые делают возможным привлечение лица к ней. Все основания делятся на 2 группы - фактические и юридические.

Фактические основания

Единственным таким основанием считается правонарушение. При этом следует учитывать, что к юридической ответственности можно привлечь только при наличии всех элементов состава правонарушения.

Элементы состава правонарушения

Юридическая ответственность не может наступить, если состав правонарушения не полный.

В него входят:

  1. Объект. То есть то, чему причинен был вред. Например, имущество, порядок, общественные интересы.
  2. Субъект. То есть тот, кто совершил нарушение. Субъект может быть индивидуальный или коллегиальный.
  3. Объективная сторона. То есть само правонарушение, причинно-следственная связь между деянием и последствиями. Действие должно быть противоправным и опасным для общества. В противном случае основания для юридической ответственности могут быть и не найдены. Например, если речь идет о превышении самообороны или о случаях обоснованного риска.
  4. Субъективная сторона. То есть состояние лица на момент совершения преступления. Юридическая ответственность может не наступить, если деяние было произведено в состоянии аффекта или невменяемым лицом.

Юридические основания

Существует несколько таких оснований:

  • Правовая норма, которая была нарушена совершенным деянием. Другими словами, противоправность.
  • Правовая норма, содержащая санкцию за то или иное правонарушение. Иначе говоря, наказуемость.
  • Правоприменительный акт о привлечении к ответственности конкретного лица.

Правоприменительные акты

Как уже говорилось выше, без правонарушения не может быть и речи о юридической ответственности. Кроме этого, ее наступление должно быть подтверждено изданием правоприменительного акта. Такие акты содержат индивидуальные государственные предписания, в них закрепляются решения юридического дела. Чаще всего это вердиктно-штрафные акты. К ним можно отнести приговоры суда, решения о наложении штрафа, постановления об увольнении. Акты применения права имеют следующие особенности:

  • Имеют государственно-властный характер.
  • Издаются только компетентными органами.
  • Исполнять их должны все лица, которым они адресованы, в обязательном порядке.

Постскриптум

Между тем, само правонарушение не может вызывать юридическую ответственность. Оно может служить только основанием для нее.

ЧАСТЬ I

Здоровый дух и здоровое тело

ТЕМА 1

Нормы права и правонарушения *

На этом уроке ты:

    знакомишься с понятиями ";правонарушени";, ";просту­пок";, ";вина";;

    размышляешь о причинах правонару­шений;

    учишься анализировать свои и чужие поступки с точки зрения правомерного поведения;

    осмысливаешь по­нятие ";юридическая ответственност";;

    сравниваешь фор­мы юридической от­ветственности на примерах древних и современных правовых норм;

Основные понятия темы:

    правонарушение

    проступок;

    преступление;

    юридическая ответственность;

    цели наказания;

    справедливость.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ - человек, способный на правонарушение.

Потенциал - совокупность средств,

возможностей, необ­ходимых для чего-либо

УНИКАЛЬНОСТЬ – неповторимость, неодинаковость взглядов, вкусов, поступков.

Свойства характера и качества личности, которые приводят к правонарушениям:

    легкомыслие,

    самонадеянность,

    неуважение к за­кону,

    неуважение к другим людям.

ВИНА - это отноше­ние лица к совершае­мому им обществен­но опасному деянию; способность предви­деть, допускать, осо­знавать и желать от­рицательных послед­ствий своих действий.

Это интересно!

Случилось это в 1926 г., во время похода скаутов по югу Англии. Воспользовав­шись занятостью наставника, 8-летний Линдон Хоукинс забрался в его палатку и похитил две дольки шоколада. Почти семь десятилетий хранил он тайну о совершенном преступлении. Совершенно случайно Хоукинс узнал, что тот командир отряда скаутов, а ныне 90-летний священник Дэвид Ки, еще жив. Узнав адрес священника, раскаявшийся ";граби­тель"; отправил ему письмо с чеком на 50 фунтов стерлингов. ";Я долгие годы стра­дал от чувства вины за содеянное, - написал Хоукинс. -Примите этот маленький чек в благодарность за про­веденные вместе прекрасные дни и очень вкусный шоколад";.

Пометки на полях:

Право - это все то, что истинно и справедливо.

В. Гюго.

Если ты выполнял задание, предлагающее нарисовать дерево ";Строение права";, то не­зависимо от того, рисовал ли ты это дерево на листе бумаги или представлял его образ в своих мыслях, можешь сделать вывод о том, какое огромное количество норм права можно на нем поместить. А сколько их существует в действительности? Очень мно­го. Вполне закономерен вопрос - неужели человек в состоянии соблюсти такое коли­чество законов и норм? Но мы с тобой признали, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятель­ности. Поэтому в большинстве случаев впол­не добровольно люди соблюдают эти нормы.

Поведение людей, соответствующее нормам права, называется правомерным .

Итак, в основном люди отличаются именно правомерным поведением. Но внутрен­ние причины для этого у каждого разные.

Одни соблюдают законы потому, что по­читают их, признают их важность.

Другие над этим могут и не очень задумы­ваться, а просто ведут себя ";как все";.

Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания.

Впрочем, один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может руководствоваться всеми перечисленными доводами.

Однако нельзя отрицать того, что нару­шения закона все-таки происходят.

Поведение людей, нарушающее нор­мы права, называется правонарушени­ем .

Теперь подумаем над тем, почему люди нарушают закон. Видимо, те доводы, кото­рые способствуют правомерному поведению, не всегда срабатывают. Кто-то не признает важность закона. Кто-то не хочет поступать, как все. Кто-то не боится наказания или думает, что никто не узнает о правонаруше­нии.

Встречаются люди, для которых харак­терно и первое, и второе, и третье. Они особенно легко идут на нарушение закона.

Интересно, если бы потенциальный пра­вонарушитель перед совершением проти­воправного поступка думал о неизбежности наказания, решился бы он на правонаруше­ние или нет? Скорее всего, все-таки нет. Люди, идущие на правонарушение, думают, что так или иначе они сумеют остаться безнаказанными.

Иногда это объясняется их легкомысли­ем, иногда излишней самонадеянностью. Однако и общество виновато в том, что люди не боятся наказания. Зачастую государство и общество слабо реагируют на правонарушения, на беззаконие, и преступники остаются безнаказанными.

Мы неоднократно говорили о том, что каждый человек уникален . А один из важ­нейших признаков права, как ты уже знаешь, - общеобязательность. Нет ли здесь противоречия? Может быть, нельзя придумать одинаково хорошие законы для всех людей разом и добиться их исполнения? И если это так, то кто-то всегда будет посту­пать не как все?

Все это приводит к заключению, что гу­манные законы должны учитывать то, что является общим для всех нас; те же законы, которые разделяют и различают людей, приводят к дискриминации, а значит, к росту числа правонарушений. Однако и сам человек, прежде чем поступать вопреки всем и вся, должен серьезно задуматься над последствиями таких поступков.

Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Человек не понимает или не хочет понимать важности соблюдения закона для благополучия общества, а значит, и каждого его члена. Он не уважает старших, он помыкает младшими и слабыми.

Относительно же к алкоголю и другим наркотикам, главной причиной наркотизма является доступность наркотиков и положительная психологическая программа на их потребление и применение.

Если законы призваны опираться на нормы добра и справедливости, то, нарушая закон, человек нарушает нравственную норму. Воспитывая нравственные качества, ты воспитываешь тем самым в себе правомер­ное поведение, и наоборот, правомерное поведение охраняет нравственность.

Таким образом, мы с тобой пришли еще к одной важной мысли. Препятствиями на пути правомерного поведения являются те же самые преграды, что стоят на пути добра.

Таковы некоторые общие причины неправомерного поведения.

Каковы отличительные признаки поступка, признанного правонарушением?

Если право охраняет общество, то правонарушение приносит ему вред. Нарушение нормы права общественно опасно. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - это первый признак правонарушения.

Второй признак, необычен, но если он отсутствует, то поступок, который выглядит как правонарушение, таковым не является. Этот признак - НАЛИЧИЕ ВИНЫ.

Представь себе ситуацию. С одного из верхних этажей строящегося здания падает работник, который вставлял в окна рамы. Он задевает строительную люльку, и это сохраняет ему жизнь. Но из люльки выпадает рабочий-маляр и получает серьезные увечья. Совершил ли правонарушение первый рабочий-строитель, если его собственное падение было случайным? Нет, так как в случайном падении не может быть предвидения отрицательных последствий. Его поступок, говоря проще, не несет вины , которая является обязательным признаком правонарушения. Если же первый рабочий был пьян, то его вина безусловна.

Правонарушения могут быть легкими и тяжелыми, то есть иметь разную степень опасности для общества. По степени этой опасности, вредности для общества их мож­но разделить на две группы.

ПРОСТУПКИ - правонарушения мень­шей степени опасности. Они могут быть дисциплинарные, административные, иму­щественные, финансовые, семейные.

Это очень многочисленная группа право­нарушений. В течение дня в школе то и дело совершаются дисциплинарные проступки, хотя многие из вас не склонны относить их к правонарушениям. Например, списыва­ние на экзамене, опоздание на урок и про­сто... разговоры между учениками, мешаю­щие учителю вести ТЕМА. Не забывай, что за любое правонарушение человек несет ответ­ственность и должен быть наказан!

ПРЕСТУПЛЕНИЯ - опасные виды право­нарушений. За них, конечно, следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступ­лений перечислены в Уголовном кодексе Рос­сийской Федерации.

К сожалению, приходится признать, что количество преступлений не уменьшается, а, наоборот, растет, особенно совершенных в результате потребления алкоголя и других наркотиков.

Людей всегда мучил вопрос, как бороться с правонарушениями. Что для этого должно сделать общество и что может сделать каж­дый отдельный человек? Подумай над этим и ты.

В правосудии есть еще одно замечательное правило. До того как суд принимает свое решение, человек считается невиновным. Ну а если вина доказана - держи ответ.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения за совершенное правона­рушение.

Государство наказывает правонарушите­ля разными способами. Трудно судить чело­века, сложно его и наказывать. В наказании важна справедливость. Попробуем разобраться в том, что означает ";справедливое наказа­ние";. Вспомни, когда тебя в последний раз наказывали за проступок.

Сознание права развивает сознание долга. Всеоб­щий закон - это свобода, кончающаяся там, где начи­нается свобода другого.

В. Гюго

Мой проступок

Полученное наказание

Соответствовало ли оно поступку?

Что я чувствовал

Гюго, Виктор Мари (1802-1885) – французский писатель.

Сущность права состоит в равновесии двух нравст­венных интересов: личной свободы и общего блага.

В. Соловьев.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ.

Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.

П. Гольбах

Гольбах, Поль Анри (1723-1789) – французский философ.

Не следует забывать, что враги часто бывают правы, осуждая наших друзей, а правда усиливает удар врага; -сказать печальную и обидную правду о дру­зьях раньше, чем скажет ее враг, значит обессилить нападение врага.

М. Горький.

Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) – русский писатель.

Сделай вывод о том, в чем заключался результат наказания. Обменяйтесь мнения­ми.

И еще один вопрос. Знал ли ты заранее о том, какое наказание последует за твоим проступком? Какую роль это сыграло?

А какие меры принимает государство к правонарушителю?

В древнем обычном праве считалось правильным и справедливым, чтобы преступника наказывал сам потерпевший. Чаще всего потерпевший наносил обидчику точно такой же ущерб, какой понес сам. Действовало правило ";око за око, зуб за зуб";.

Со временем, с развитием государствен­ности, появляются специальные органы, на которые возлагается функция наказания. Они обязаны действовать в соответствии с законом. Современное общество не может обойтись без мер государственного воздействия. Но как мы сейчас определяем цели наказания?

    Для восстановления справедливости преступник должен понести кару - лишения, страдания, ограничения.

    Наказание должно привести к ис­правлению правонарушителя, его пере­воспитанию.

    Наказание правонарушителя долж­но послужить уроком для других людей, предупредить другие правонарушения.

Непросто определить такое наказание, при котором все цели были бы достигнуты. Что важнее - покарать преступника или перевоспитать его? Все важно!

С ростом числа правонарушений все боль­шее число людей склоняется к мнению, что нужно ужесточать наказание. Но это может озлобить человека, и вместо возвращения к правомерному поведению он приобретет же­лание мстить. Этого ли мы хотим?

Мы уже обсуждали необходимость воспитания в себе такого качества, как умение - прощать. Если люди не научатся это делать, то оступившийся человек окажется в одино­честве. Чувствуя враждебность, он сохранит склонность к антиобщественным поступкам.

Вопросы и задания

I. Для того чтобы лучше понять и осмыслить вопросы о причинах.правонарушений, сделаем схематический рисунок в виде яичницы. В центре - человек и мотивы его неправомерного поведения, вокруг - общество и те обстоятельства, которые способствуют росту правонарушений.

Раскрась ";яичницу"; (можешь ее сделать разноцветной). Приведи свои примеры, раскрывающие указанные причины нарушения норм права.

II. Ответь на вопросы:

1. Почему в большинстве случаев люди добровольно соблюдают нормы права?

2. Каковы внутренние причины правомерного поведения?

3. Что такое правонарушение?

4. Всегда ли, нарушая нравственную норму, мы нарушаем норму права? (Докажи примерами).

Всегда ли, нарушая норму права, мы нарушаем нравственную норму? (Докажи примерами).

5. Каковы признаки правонарушения?

6. Чем отличаются правонарушения друг от друга.

III. Объясни новые понятия и термины, запомни их:

правомерное поведение;

правонарушение;

признаки правонарушения;

вина;

проступок;

преступление.

IV. Попробуй найти в себе одно или несколько внутренних свойств, которые помогают тебе соблюдать правовые нормы (например, правила дорожного движения, устав школы, правила поведения на транспорте, в общественных местах и др.).

А какие внутренние качества тебе в этом немного мешают? Можешь ли ты указать хотя бы одно внутреннее качество, которое бы ты назвал слабостью?

Сделайте упражнение по цепочке:

Мне помогает...

Мне мешает...

V Постарайся проанализировать свои поступки в течение одного дня с позиции правомерности поведения. Сделай это добросовестно и ничего не пропусти.

Если возникнут затруднения в оценке поступка, обратись за по­мощью к учителю. В случае подробного описания можно ограничиться анализом нескольких поступков, совершенных в течение какой-либо части дня.

VI. Обсуди следующие ситуации. Укажи, какие нормы права морали нарушены.

1. 8-й ";Б"; класс учился во вторую смену. Перед началом уроков Гаркави и Красовский встречали ребят из школы и объявляли, что первого урока истории не будет, так как учитель заболел. Собравшись у школы, одноклассники решили погулять в парке по соседству и заодно обсудить подготовку к школьному КВН. Учителю истории Гаркави и Красовский сообщили, что ребята не придут на урок, так как готовятся к важному мероприятию. Гаркави и Красовский остались довольны своей ";грандиозной аферой";, решив, что, в случае разоблачения, объяснят все шуткой и заботой об общем деле...

2. Учительница математики решила побеседовать с мамой Саши Колокольниковой о причинах снижения успеваемости Саши. В дневнике была сделана соответствующая запись. Встреча назначалась на 2 декабря. Саша ожидала неприятностей и осторожно перед цифрой 2 поставила единичку...

3. Юрий Бессонов, который в 9-м ";Б"; пользовался уважением одних за постоянную готовность смело поднимать руку на всех уроках и других - за отважные битвы врукопашную на переменах, однажды вошел в класс с огромным лиловым синяком под глазом. Ребятам он сказал: ";Их было четверо из 9-го ";Г";. Для поддержания боевого духа товарища и в знак солидарности 9-й ";Б"; решил проучить обидчиков. Договорились встретить недругов сразу после уроков.

В любом ли состоянии человек способен соблюдать правила?

Всегда ли хорошо быть честным?

Почему взрослые часто говорят, что месть - это плохо? Ты с этим согласен?

Придумай окончания ситуаций. Какие последствия могут ожидать героев этих историй?

Домашнее чтение

Антиалкогольное законодательство в Древнем мире *

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются законы Хаммурапи (I792-I750 гг. до н. э.), увековеченные на черном базальтовом столбе. Одна из статей законов запрещала свободной женщине посещать корчагу ";для питья сикеры";. Если все-таки она нарушала запрет, то ее должны были сжечь.

Ликург - легендарный законодатель Спарты (ок. IХ-VII вв. до н. э.). Под страхом сурового наказания он запретил попойки и употребление вина молодоженами в день свадьбы.

Солон (640-560 гг. до н. э.) в своих радикальных реформах стремился искоренить пьянство у архонтов. По свидетельству Писистрата в Афинах действовал такой закон: ";архонту, если его застанут пьяным, наказание - смерть";. Из высказыва­ний Эзопа в изречениях так называемых Семи мудрецов мы узна­ем о том, что Солон издал указ, запрещающий рабам ";напиваться"; хмельных изделий. А из диалога Анахарсиса и Питтака следует, что последний будучи руководителем в Митилене на Лесбосе (ок. 590-580 гг. до н. э.) принял закон, согласно ко­торому за проступок, совершенный ";во хмелю";, полагалось взыска­ние ";вдвое против трезвого";.

Известный памятник древнеримского права ";Законы 12 таб­лиц"; приписывается децемвирам и датируется 451-450 гг. до н. э. В этих законах отражены требования к поведению римлян в общест­венных местах, а также запрещен обычай, связанный с поминани­ем усопшего раба. Например, Законы ";установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали не­обходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложит или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого";. В большинстве случаев такого рода преступления совершались в хмельном состоянии. Согласно закону десятой таблицы ";отменяется бальзамирование (умащивание) рабов и питье круговой чаши. ";Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц";.

Представление о нормах образа жизни в Древней Индии и по­ложении четырех сословий дают ";Ману-смрити";, которые часто называют ";Законами Ману";. Они впервые записаны между II в. до н. э. и II в. н. э. Многие правовые нормы в этом сборнике регулируют отношения, связанные с употреблением хмельных изделий, с поведением варн в состоянии опьянения. Вот лишь некото­рые из них: ";Когда (кто-либо) тайком овладевает спящей, опьяненной иди безумной, это - наихудший из видов брака, восьмой, известный, (как) пайщача";. ";Нет греха в употреблении мяса и в плотских удовольст­виях - таков образ жизни живых существ; но воздержание (от всего этого приносит) большую награду";. ";Пьянст­во, игра в кости, женщины и охота - по порядку (перечисления) -эту четверку надо считать наихудшей в группе (пороков), порожденной желанием";. ";Пьянство, общение с дурными людьми, оставление мужа, бродяжничество, спанье (в неположен­ное время), проживание в другом доме - шесть действий, пороча­щих женщину";. ";Убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру - они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех. Для этих четырех, не совершивших искупление, надо определить законное наказание - телесное и денежное. На осквернителя ложа гуру должно быть наложено (клеймо, изображающее) женский орган, на пьяницу – знак продавца спиртного (изображение чарки), на вора - знак собачьей ноги, на убийцу брахмана - знак трупа без головы";. Клеймо ставилось на лоб. ";Убийство брах­мана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру и даже со­общество с такими (преступниками) объявили великими грехами. Пренебрежение Ведой, порицание Веды, лжесвидетельство, убийст­во друга, поедание запрещенной и несъедобной пищи - шесть (преступлений), равных пьянству";.

В середине IV в. до н. э. министр Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) в царстве Цинь провел реформы, которые должны были привести к усилению государства. Он ввел единое законодательст­во. Что касается наказаний за преступления, то они отличались жесткостью. Например, групповая выпивка наказывалась смертной казнью. Применялись различные виды смерт­ной казни: четвертование, разрубление пополам, обезглавлива­ние, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени.

Примерно с 2 тыс. до н. э. проводились римские мистериально-оргиастические празднества тайного культа в честь греко-рим­ского бога вина Вакха (Диониса). Однако в дальнейшем из-за частых беспутств и разврата участников празднеств по предложе­нию Катона римский сенат в 186 г. до н. э. запретил культ вакха­налий не только в метрополии, но и в провинциях. Но этот запрет не везде и не всегда выполнялся.

Плиний Старший (23/24 - 79 гг.) в 14-ой книге ";Естественной истории"; повествует о том, ";что некий римлянин был оправ­дан за убийство жены, предавшейся пьянству, что некая римлянка, взломавшая замок у места хранения ключей от винного погреба, чтобы вылить хмельного напитка, была уморена голодом своими родственниками за этот проступок";.

Антиалкогольное законодательство в Средние века

В памятнике древнерусского права ";Русской Правде"; в статье 3 указывалось, что удар нанесенный обидчику на пиру чашей или рогом, влечет ответный удар, который должен следовать сразу за оскорблением. Если обиженный по той или иной причине не смог сразу отомстить, обидчик подвергался денежному взысканию в размере 12 гривен. В ";Русской правде"; (пространная редакция, первая четверть XII в.) статья 6 относила убийство на пиру к менее тяжкому преступлению; статья 54 указывала, что не распространяется право на получение кредита на пьянствующих купцов; статья 62 запрещала господину, находясь в сильной степени опьянения, избивать безвинного крестьянина.

Устав князя Ярослава ";О церковных судах"; (пространная ре­дакция, конец ХII - первая четверть XIII в.) предписывая суду епископата бороться с пьянством попов, монахов и монахинь.

правонарушениях от 30.12. ...

  • Венгеров государства и права

    Список учебников

    И состояния. Вместе с тем норма права – это и особая социальная норма , имеющая свои социокультурные характеристики... . Гражданское правонарушение (деликт) – также общественно вредное поведение, нарушающее урегулированные нормами права имущественные и...



  • Поделиться