Памятка к уведомлению фмс о найме и увольнении безвизовых мигрантов. Неуведомление фмс о приеме иностранных граждан Ответственность за неуведомление о иностранном гражданине

Статья 18.15. КОАП, самая используемая сотрудниками ФМС. По ней накладывается больше всего Штрафов ФМС.

Часть 3 статьи 18.15. накладывает ответственность за НЕУВЕДОМЛЕНИЕ - ФМС, ЦЗН и ИФНС о том, что компания приняла на Работу иностранца.

При приеме на работу граждан СНГ - Уведомления отправляются -

  • В ФМС в 2-х дневный срок.
  • В ЦЗН - в 3-х дневный срок.
  • В ИФНС в 10-ти дневный срок.

Подтверждением своевременной отправки такого Уведомления, является «оригинальный» штамп, почтового отправления. Или платежная квитанция, оплаты почтового отправления.

При приеме на работу гражданина из Визовой страны - Уведомление отправляется -

  • В ЦЗН - в 3-х дневный срок.
  • В ИФНС в 10-ти дневный срок.

Подтверждением своевременной отправки такого Уведомления, является»оригинальный» штамп, почтового отправления. Или платежная квитанция, оплаты почтового отправления.

ВНИМАНИЕ - отсчет этих сроков начинается

  • с момента подписания Трудового Контракта, между компанией и иностранцем.
  • с дня начала работы, который назовет в своем Объяснении иностранец, когда его поймают сотрудники ФМС.

И ЕЩЕ ВАЖНО - по Гражданскому Кодексу России, значение имеют только оригиналы почтовых штампов или Квитанций об отправке почтового отправления.

Если Вы действительно отправили, такое Уведомление, то в ЦЗН, УФМС и ИФНС, особенно в ФМС, ваше Уведомление сразу фиксируется и попадает в компьютер. И проблем в дальнейшем не возникает.

За исключением только одного случая - когда вы берете на работу нового работника в замен уволенного. И вам снова приходится, с самого начала, начинать отправлять все требуемые Уведомления.

ВОПРОС - а как быть, если пришла проверка, а Уведомления не отправлялись. Или отправлять Уведомления уже надоело. И вы их осознанно не отправляете.

Тогда вам остается только одно - вы можете применить Хитрость -

  • зная заранее, что отправлять Уведомления, каждый раз не будете, отправьте заранее в эти органы «чистый» лист бумаги. Получите и тщательно храните, почтовую квитанцию.

Как показывает опыт, спросить с Вас, что-то в этом случае у ФМС не получается.

Ну а если пришла проверка, а у Вас нет Почтовых квитанций с нужными датами, то остается только одно.

  • Пообещайте сотрудникам ФМС, представить документы позже. Сделайте нужные штампы, с нужными датами, но не от регионального почтового отделения. А от почтового отделения, где ни будь в «Тьму Тараканьске». Лучше от несуществующего почтового отделения. И предъявите с «умным» видом, эти конверты со штампами, сотрудникам ФМС, Скажите, что работник, которому поручили отправить эти Уведомления, ехал в командировку и отправил письма в дороге.

Опыт показывает, что и это проходит. Все же лучше, чем платить Штрафы или оплачивать наши услуги.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции - ФМС органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации - ЦЗН. или налогового органа - ИФНС. о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 35 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Как избежать неприятностей связанных с бюрократическими «ловушками» заложенными в статье 18.15. часть 3 КОАП, вы можете прочитать на следующих страницах нашего сайта.

Попробуйте применить Аренду персонала или Миграционный Аудит. Подробнее об этом, Вы можете прочитать на страницах нашего сайта -

  • посмотрите страницу нашего сайта - « »

Это, как раз, тот случай, когда Почта России,

может спасти вас от Штрафа ФМС

Согласно действующему законодательству неуведомление федеральной миграционной службы о заключении либо расторжении трудового договора, а также предоставлении отпуска иностранному гражданину является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Зачастую УФМС назначает значительные штрафы гражданам и юридическим лицам, не учитывая того, что умысла на сокрытие таких сведений у лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения, не было.

Учитывая тот факт, что последствием такого неуведомления (согласно ст. 18.15 КоАП РФ) является наложение значительного по своей сумме административного штрафа либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

В данной статье будут рассмотрены примеры наиболее часто встречающихся споров в судебной практике, которые условно можно разделить на три группы, согласно влекущим правовым последствиям:

1. Первая группа: имеются все законные основания возможности применения в отношении обвиняемого лица правил ст. 2.9 КоАП РФ, в силу которых при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Необходимо отметить, что для первой группы характерно наличие трех составляющих: правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям; правонарушение не повлекло за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству.

Только в совокупности вышеописанных составляющих можно позволить говорить о его малозначительности. Таким образом, суд, рассматривая такие споры, оценивает в комплексе все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, и освобождает от административной ответственности обвиняемого.

В качестве примера можно привести решение по делу № 12-20/2015 Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2015 г.; постановление по делу № 5-7/15 от 05 февраля 2015 г. Сельцовского городского суда Брянской области; решение по делу № 5-163/2015 от 11 августа 2015 г. Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики.

2. Вторая группа: в соответствии с частью 3.2 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вторая группа характеризуется тем, что суды при вынесении своего решения ссылаются на Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в », Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, положения части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

В данном случае суды анализируют две основные составляющие:

Обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями (правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям и т.п.);

Имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

И в результате анализа указанных составляющих судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа (для юридических лиц!) составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

При таких обстоятельствах назначенное административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела, незначительного нарушения срока уведомления о заключении трудового договора, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

В качестве примера можно привести решение по делу № 7.1-532/2015 от 26 августа 2015 года Ростовского областного суда, решение по делу № А33-6424/2015 от 25 августа 2015 года Арбитражного суда Красноярского края и др.

3. Третья группа: оснований для вывода об исключительности рассматриваемого случая суд не усматривает и назначает штраф в максимальном объеме либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В третьей группе решений оснований для вывода об исключительности рассматриваемого случая суд не усматривает. В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В качестве примера можно привести постановление № 09АП-57272/2014 по делу № А40-172729/14 от 10 февраля 2015 года Арбитражного суда г. Москвы.

На основании изложенного необходимо отметить, что при подготовке правовой позиции лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения, необходимо ссылаться на следующие обстоятельства: правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям; правонарушение не повлекло за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству; примененная мера административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершённого правонарушения и носит скорее карательный, а не превентивный характер и может привести к признанию лица несостоятельным (банкротом).

Источники:

1. КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 29.06.2015);

2. Интернет - ресурсы (официальные сайты судов): http://selcovsky.brj.sudrf.ru/ ; http://prohladnensky.kbr.sudrf.ru/ ; http://kr-bakovsky.nnov.sudrf.ru/ ; http://www.rostoblsud.ru/ ; http://krasnoyarsk.arbitr.ru/ ; http://www.msk.arbitr.ru/ .

Виктория Мариновская, [email protected]

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 - настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем , установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным

Многие работодатели вынуждены прибегать к услугам работников-иностранцев, готовых выполнять некоторые виды работ. Государство требует строгого соблюдения миграционного законодательства, учётной политики при приёме на работу и увольнении работников-иностранцев. Данная статья поможет работодателям избежать некоторых ошибок, повлекших нарушение миграционного и трудового законодательства и расскажет более подробно как осуществляется уведомление об увольнении иностранца.

Причины увольнения работника иностранца

Работники-иностранцы, в свою очередь, имеют право вести трудовую деятельность на территории РФ лишь в тех случаях, когда:

  • работник достиг возраста 18 лет;
  • у работника есть патент или разрешение на работу на территории Российской Федерации.

Для прекращения трудовых отношений с работником, гражданином иной страны, существует ряд объективных причин:

Общие для всех работников

(независимо от гражданства)

· Окончание срока действия трудового договора

· Расторжение трудового договора по инициативе работника

· Расторжение трудового договора по соглашению сторон

· Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Особые (применимы только к иностранным работникам)

· Произошло превышение числа штатных иностранных работников

· Организация утратила право приёма иностранцев на работу

· Работник утратил право работать на территории Российской Федерации (истёк срок действия патента, разрешения на работу, ВНЖ, РВП, полиса ДМС)

Особые причины увольнения, применимые только к иностранным гражданам, нельзя рассматривать в случаях, если у работника-иностранца имеется один из следующих документов:

  • вид на жительство (ВНЖ) в Российской Федерации;
  • разрешение на временное проживание (РВП) на территории Российской Федерации.

В период актуальности данных документов иностранные граждане пользуются практически теми же правами, что и граждане Российской Федерации.

Увольнение работника-иностранца по инициативе работника

Работник-иностранец может быть уволен по собственному желанию. В этом случае необходимо последовательно выполнить ряд действий согласно Трудовому кодексу РФ:

Этап

Комментарий
Заявление Работник-иностранец пишет заявление для расторжения трудового договора по собственному желанию.

В соответствии со ст.80 ТК РФ работник обязан предупредить работодателя о своём намерении расторгнуть трудовой договор не менее, чем за 2 недели до предполагаемой даты увольнения.

Приказ Работодатель издаёт приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника. Работник обязан под подпись ознакомиться с данным документом.
Запись в трудовую книжку
Завершающие действия

Увольнение работника-иностранца по инициативе работодателя

Работодатель обязан выполнить ряд действий:

Этап

Комментарий
Уведомление работника Работник-иностранец должен быть в письменной форме предупреждён о предстоящем увольнении не менее, чем за 3 дня до предстоящего увольнения.
Приказ Работодатель издаёт приказ о расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Работник обязан под подпись ознакомиться с данным документом.
Запись в трудовую книжку Работодатель вносит запись об увольнении в трудовую книжку.
Завершающие действия

В последний рабочий день работодатель обязан:

  • выдать на руки работнику трудовую книжку и все необходимые документы;
  • получить подпись работника в Личной карточке Т-2, подтверждающую получение трудовой книжки работником;
  • произвести окончательный расчёт.

Например:

Гражданин Узбекистана Хайтбай Х. работал дворников в ООО «АБВ» с 01.01.2017 г. 25.05.2017 г. у него аннулировано разрешение на работу на территории РФ. Директор ООО «АБВ» обязан уволить работника-иностранца и уведомить ФМС, т.к. с 25.05.2017 г. Хайтбай Х. не имеет права вести трудовую деятельность на территории РФ.

В случае, если увольнение работника-иностранца вызвано дисциплинарным взысканием – увольнение работника производится в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Например:

Гражданин Узбекистана Хайтбай Х. работал дворников в ООО «АБВ» с 01.01.2017 г., но с 15.05.2017 г. перестал выходить на работу. Директор ООО «АБВ» имеет право применить дисциплинарное взыскание и уволить работника-иностранца за прогулы.

Уведомление ФМС об увольнении иностранца

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ обязателен для исполнения как работниками-иностранцами, так и работодателями. Так, данный нормативный акт обязует работодателей уведомлять территориальный орган ФМС как о приёме, так и об увольнении работника-иностранца.

Так, работодатель в 3-дневный срок отправляет уведомление о расторжении трудового договора с работником-иностранцем в случае увольнения работника:

  • по инициативе работодателя (несоответствие работника заявленной квалификации, нарушение трудовой дисциплины работником и т.д.);
  • в связи с окончанием срока действия патента или разрешения на работу на территории РФ;
  • по собственному желанию.

Уведомление об увольнении иностранца: форма уведомления

Форма уведомления утверждена Приказом Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (Приложение № 20).

Уведомление о прекращении трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства содержит:

  • сведения о работодателе;
  • сведения о работнике;
  • сведения о разрешении на работу или патенте, на основании которых иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность;
  • дата увольнения работника;
  • дата составления документа;
  • данные доверенности (если используется при подаче уведомления);
  • подпись, печать работодателя.

Как уведомить ФМС об увольнении иностранца?

Уведомление об увольнении иностранца можно подать несколькими способами:

  • предоставить лично в территориальный отдел ФМС;
  • отправить уведомление заказным письмом с уведомлением в территориальный отдел УФМС;
  • посредством сайта Госуслуг.

Важно соблюсти срок предоставления уведомления – 3 дня.

Органы службы занятости и ФНС уведомлять об увольнении работника-иностранца не требуется.

Гарантии иностранцу при увольнении

Оформление документов при увольнении иностранца

При расторжении трудового договора с работником-иностранцем работодатель обязан заполнить ряд документов:

  1. Трудовая книжка.
  2. Уведомление о прекращении трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Ответственность работодателя за несвоевременное уведомление об увольнении

Нарушение требований миграционного законодательства чревато для работодателей серьёзными последствиями, а именно:

Нарушение

Штрафные санкции Нормативный документ
Неуведомление или нарушение порядка (формы) уведомления территориального органа ФМС при расторжении трудового договора с иностранцем Граждане: 2000-5000 рублей

Должностное лицо: 35000-50000 рублей

Юридическое лицо: 400000-800000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

п.3 ст.18.15 КоАП РФ
Для Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области:

Граждане: 5000-7000 рублей

Должностное лицо: 35000-70000 рублей

Юридическое лицо: 400000-1000000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

п.4 ст.18.15 КоАП РФ

Вопросы и ответы

Вопрос № 1. Имеем ли мы право оформить увольнение иностранного работника в выходной день?

Ответ: Если трудовым графиком предусмотрены рабочие смены в календарные выходные и праздничные дни – Вы имеете право уволить работника в рабочий для него день.

Вопрос № 2. Могу ли я уволить работника-иностранца задним числом?

Ответ: Увольнение работников задним числом является грубым нарушением трудового законодательства.

Вопрос № 3. Работник, гражданин Узбекистана, уехал на Родину и на протяжении двух месяцев не даёт о себе знать. От его знакомых удалось получить информацию о том, что возвращаться он не собирается. Трудовая книжка осталась у нас, заявление на расторжение трудового договора он не писал. Как поступить в данной ситуации?

Ответ: Данную ситуацию можно рассматривать в качестве дисциплинарного нарушения, в отношении которого можно применять ст.192 ТК РФ. В случае неявки работника на работу в табеле учёта рабочего времени необходимо производить соответствующие отметки. В дальнейшем составляются акты о неявке на работу, фиксируются пояснения коллег о месте нахождения и причинах отсутствия работника. В трудовой книжке производится запись об увольнении на основании пп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Так же, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ необходимо направить уведомление в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о:

  • досрочном расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с нарушением работником трудовой дисциплины;
  • самовольном оставлении работником места работы или места пребывания.

Вопрос № 4. С работниками-иностранцами у нас заключены срочные договоры с 01.05.2017 г. по 30.09.2017 г. Должны ли мы подавать уведомление в ФМС после окончания срочных договоров с работниками?

Ответ: Вам необходимо направлять уведомление в ФМС в любых случаях, когда происходит расторжение трудовых договоров или договоров оказания услуг с работниками-иностранцами.

Вопрос № 5. У нас работает гражданин Узбекистана с 01.08.2016 г. С 01.07.2017 г. он планирует уехать в отпуск с последующим увольнением. В отпуск он уедет с полученной трудовой книжкой. Когда нам предоставлять уведомление в ФМС?

Ответ: Вы должны уведомить ФМС в 3-дневный срок после увольнения работника. В Вашем случае не рекомендуется отправлять работника в отпуск с последующим увольнением. Лучше предоставить отпуск, а потом уволить или уволить до наступления отпуска с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск.

Штрафные санкции на отсутствие уведомления либо его несвоевременность

Российское законодательство предусматривает строгие штрафы и иные меры относительно физических и юридических лиц, а также ИП, которые выступают работодателями иностранцев, потому имеет огромное значение точность и безошибочность соблюдения сроков и правил подачи уведомлений ГУВМ МВД (ФМС). Согласно части 4 . 3 . 2. 1. статьи 18.15 КоАП РФ, предусматриваются внушительные штрафы за не уведомление или несвоевременное уведомление органов ГУВМ МВД России о приёме на работу / увольнении мигрантов.

Например , если вы не проинформировали ГУВМ МВД (ФМС) о трудоустройстве иностранного гражданина, либо нарушены сроки подачи уведомления о приеме на работу, или допустили ошибку в процессе заполнения формы уведомления о трудоустройстве иностранца, вас ожидает штраф:

  • 5000-7000 рублей на физическое лицо;
  • 35000-70000 рублей, если ответственность за правонарушение несет должностное лицо;
  • 400000-1000000 рублей для юридических лиц, которые допустили правонарушение.

Кроме того, не исключено административное приостановление работы компаний и ИП сроком до 90 суток.

Самому иностранному гражданину могут закрыть въезд на территории РФ, с административном штрафом 5 000 тыс.рублей.

Известно, что работодатель, принимая либо увольняя иностранца, должен проинформировать ФМС о том, что был заключен или расторгнут трудовой договор с представителем другого государства. При этом в 2016 году функции ФМС были ликвидированы и переданы ГУВМ МВД. Работодатели стали задаваться вопросом, кого нужно уведомлять: ГУВМ МВД либо ФМС, куда отсылать уведомления о приеме на работу иностранца, и нужно ли информировать ФМС в принципе. Я постараемся дать исчерпывающие ответы не только на них, но и на другие вопросы, касающиеся уведомления о приеме в штат иностранца с 2016 года.

Уведомление ФМС о трудоустройстве/увольнении иностранца в 2018 года

Согласно ФЗ №115, уведомление о трудоустройстве или увольнении иностранца представляет собой важное условие легитимного осуществления трудовой деятельности представителями других стран в РФ. Законодательство обязывает руководство предприятий выполнить эту процедуру при приеме на работу иностранных граждан всех категорий: визовых, (разрешение на работу); безвизовых (патент); и РВП или ВНЖ.

В итоге если в фирму принимают такого иностранного гражданина, работодатель должен отослать уведомление о его приеме на работу в государственные органы сразу после того, как подписан трудовой договор с представителем другого государства. Кроме того, работодателю обязательно придется отправить уведомление о том, что иностранец уволен, если с ним на самом деле расторгнут трудовой договор. При этом проинформировать о расторжении трудовых отношений с иностранным гражданином нужно вне зависимости от основания увольнения.

Уведомление о том, что расторгнут или заключен трудовой договор с иностранцем, подают отдельно на каждого человека. Также мигранты, работающие по патенту, должны на протяжении двух месяцев проинформировать о трудоустройстве ГУВМ МВД. Иностранец обязан лично предоставить копию трудового договора, если этого ранее не сделал его работодатель (закон не обязывает его это делать).

Куда предоставить уведомления в 2018 года?

Когда ФМС ликвидировали и переподчинили ГУВМ МВД, потребовалось отсылать уведомления о приеме на работу иностранцев в МВД, а не ФМС. Сегодня уведомления о том, что расторгнут или заключен трудовой договор с представителем другой страны, все еще можно лично подавать территориальным органам ГУВМ МВД, либо пользоваться почтовыми услугами. Отметим, что в органах ГУВМ МВД нередко действует лимит на число уведомлений в день при подаче одним представителем ИП, юридического лица или физическим лицом-нанимателем.

  • Бесплатный способ: подача уведомлений сложно неосуществима из-за огромных очередей.
  • Платный способ: здесь люди теряют и время, и денежные средства. При этом реорганизация миграционной службы привела к тому, что стали привычным делом неожиданные не приемные дни при отсутствии разъяснения причин.

Работодателям, которые самостоятельно проинформировали ГУВМ МВД (ФМС) о том, что заключен трудовой договор, известно, с какими сложностями можно столкнуться в этом неприятном процессе. Кроме безграничных очередей и лимитированного времени приема, желающие подать уведомление столкнутся с придирками к таким моментам, как актуальность формы бланка, качество чернил, размер шрифта и аккуратность почерка. Иногда с иностранца могут потребовать такие документы, которые даже не предусмотрены законом для подобной процедуры.

Сроки оповещения ГУВМ МВД (ФМС) о трудоустройстве/увольнении иностранца

Работодателю обязательно требуется отослать в ГУВМ МВД (ФМС) уведомление о приеме на работу иностранного гражданина, проинформировав об этом органы на протяжении трех дней с момента заключения трудового договора с представителем другого государства. Такие же сроки установлены для отправки уведомления о расторжении договора с иностранцем.


В случае заключения или расторжения трудового договора с иностранцем руководство предприятия обязано проинформировать об этом ГУВМ МВД (ФМС). Процедура оповещения включает несколько пунктов:

  • аккуратное и грамотное заполнение бланка-уведомления о трудоустройстве иностранного работника;
  • детальная проверка заполненных бланков на наличие недочетов/ошибок;
  • размещение на бланке уведомления ГУВМ МВД (ФМС) печати организации, подтверждающей заключение трудового договора в установленном для этой цели месте;
  • подача уведомления представителем юр. лица в органы ГУВМ МВД по почте либо лично;
  • получение физическим лицом-нанимателем или представителем юр. лица, ИП отрывной части бланка уведомления о том, что заключен трудовой договор, с печатью уполномоченного органа.

Ключевым условием соблюдения легитимности этой процедуры считается информирование уполномоченных органов не позже, чем в течение трех дней с момента заключения трудового договора с иностранцем. Отдельно отметим особенности отправки уведомления о расторжении/заключении трудового договора по почте. В теории это очень легко и удобно, однако каждая допущенная ошибка приведет к тому, что уведомление не будет зарегистрировано, и спустя какое-то время работодателю предъявят штраф до миллиона рублей за то, что он несвоевременно оповестил о трудоустройстве либо увольнении мигранта.

Аналогичные меры предпримут и в отношении вашей организации, если вы не проинформировали ГУВМ МВД (ФМС) о расторжении договора с иностранным гражданином, или нарушили сроки оповещения об увольнении работника, либо совершили ошибку в процессе заполнения формы уведомления.

Естественно, каждому работодателю самому известно, как развивать свою предпринимательскую деятельность, и он принимает решения, с кем работать. Однако современная ситуация в российском трудовом и миграционном законодательстве все чаще заставляет каждое благоразумное должностное лицо подумать об упрощении и надежности методов избавления от миграционных и кадровых рисков.

Несомненно, одним из лучших методов решения подобных проблем считается вывод персонала за штат компании. Невзирая на то, что аутстаффинг не является новым явлением, большинство предприятий в РФ еще не оценили всего его плюсы.

Не сомневайтесь, доверить решение кадровых вопросов специалистам – значит не только предотвратить штрафы, дополнительные проверки и бессмысленные риски, но и эффективнее использовать внутренние ресурсы организации, а главное – сэкономить время и средства.



Поделиться