Агломерация - это ключевая форма современного расселения, качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему . Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности, высших форм обслуживания.
Формирование агломераций . В основе их развития заключена территориальная концентрация деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» (рисунок 2.5).
Формирование агломерации «от города». По достижении определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его хозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия)
динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития - территориях, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.
Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в пригородные территории. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками .
В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.), как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного комплекса города. В других - они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.
Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты не местного значения. Постепенно он становится организационно-хозяйственным и культурным центром. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.
Так происходит становление города, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников начинает преобладать замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заняты отвалами, складами, подъездными путями.
Формирование агломерации - выборочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неоднородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величине, степени зрелости. В то же время как специфическая форма расселения они имеют некоторые общие свойства. Отметим те, которые могут быть названы фундаментальными (по Г. Лаппо):
· интенсивное и эффективное взаимодействие. Агломерация предстает как ареал ближних связей, не требующих больших затрат времени и средств;
· взаимодополняемость (комплементарность) составляющих элементов - центров разного профиля. Города и поселки взаимно ориентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутриагломерационных связей;
· динамизм развития и функционирования;
· концентрация прогрессивных элементов производительных сил, с которыми связана разработка нового в науке, технике, культуре. Это делает агломерацию «точкой роста» и фактором развития прилегающей территории.
Все перечисленные свойства определяют роль агломерации как очага и побудителя развития, источника возникновения и распространения инноваций.
В агломерации, как и в городе (в расселении вообще) действует закон самоорганизации. Однако нельзя ожидать, что агломерации будут жить как бы в режиме автоматического регулирования на основе этого закона. Необходимо разработать концепцию развития каждой агломерации и на ее основе создать план рационального природопользования, сбалансированного развития всех составляющих ее элементов в экологически допустимых рамках. Это - обязательное условие эффективного использования потенциала агломераций.
Пространственная структура агломераций . Границы, разделяющие разные части агломерации (рисунок 2.6), определены прежде всего условиями доступности центра. От этого же зависит и ее общая граница. Различия в доступности выступают в качестве исходного условия дифференциации, которая в дальнейшем усиливается и делается отчетливее под влиянием интенсивности связей зоны спутников с городом-центром, характера использования территории, плотности
размещения объектов, уровня транспортной обслуженности и т.д. Дифференциация агломераций носит мозаичный, ячеистый характер .
Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиальные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения населения, пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды.
Между лучами расселения, которые выглядят или сплошной полосой непрерывной застройки, или цепочкой населенных пунктов, разделенных открытыми буферными зонами, простираются зеленые клинья. В градостроительных схемах им отводится важная роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошное застроенное пятно, а зеленые клинья вводятся в структуру самого города-центра. Очень часто наблюдается подобие каркасов центрального города и зоны спутников. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечивает взаимодействие составляющих пригородную зону частей. Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающиеся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов. Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представляют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плотность населения и
наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса высока доля жителей, работающих в центральном городе. Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны периферийным районам города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и характеру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других поселений, они раздвигают границы агломерации .
Замыкающие спутники располагаются там, где центростремительные потоки маятниковой миграции из-за предельного расстояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спутникам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.
В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются локализации повышенной плотности, получившие название агломераций второго порядка (Г. Лаппо, З. Яргина). Чаще всего они возглавляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся размерами, развитостью функциональной структуры, центральностью). Есть и биполярные образования. В агломерациях второго порядка, вследствие повышенной концентрации населения и производства осложняется планировочная и экологическая обстановка.
Второй пояс спутников формируется в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами - сельскохозяйственными и лесными ландшафтами.
Внешняя, зона, окаймляющая зону спутников, не связана с центральным городом ежедневными трудовыми поездками населения. Наибольшее значение имеют рекреационные связи, резко возрастающие летом. В это время агломерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно расширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее образование с периодически перемещающимися границами .
По мере эволюции агломераций происходит последовательное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транспорте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получают роль ближних противовесов городу-центру.
Центр агломерации . Формирование агломерации на базе крупного города - естественный процесс саморазвития расселения. Компактный город имеет преимущества перед агломерацией, но до известных пределов. Растягивание его территории не может быть беспредельным. Г.А.Гольц рассчитал, что при размерах городской территории свыше 500 км 2 принципиально невозможно с помощью общественного транспорта обеспечить приемлемые затраты времени на трудовые поездки. Сооружение метрополитена позволяет поднять верхний предел размеров территории города до 800 км 2 . Москва этот предел уже существенно превысила.
Известно, что из расположенных на транспортных радиусах спутников достичь центра главного города агломерации можно при значительно меньших затратах времени, чем из некоторых периферийных районов главного города. Таким образом, в основе возникновения и развития агломераций лежат определенные экономические и социальные причины. Город как центр агломерации берет на себя дополнительные обязанности по обслуживанию своего окружения и одновременно использует это окружение для решения собственных проблем, что приводит к существенным изменениям самого города . Часто в зону спутников перемещаются такие территориеемкие звенья градообразующей базы, как испытательные полигоны различной техники, выпускаемой предприятиями города, сортировочные железнодорожные станции, склады, аэропорты и т.п. Помимо того, что эти объекты требуют большой территории, во многих случаях они пожаро- и взрывоопасны, являются наиболее активными и крупными загрязнителями атмосферы, почвы и воды.
В городах спутниках последовательно улучшаются условия для приобщения его населения к сосредоточенным в городе-центре ценностям, благам культуры, искусства, образования, деловой активности, науки, техники, всякого рода информационным центрам. У жителей спутниковой зоны, использующих места приложения труда, сконцентрированные в центральном городе, расширяются возможности выбора рода и места работы.
Город-центр агломерации, расширяя и совершенствуя обязанности по отношению к зоне спутников, соответствующим образом меняет также свою планировочную структуру. Она насыщается элементами, с помощью которых осуществляются контакты с окружением. В Московской агломерации можно выявить следующие новообразования в планировочной структуре ядра агломерации (Г. Лаппо, З. Яргина).
1. Совмещенные или предельно сближенные остановки городского (метро) и пригородного (электропоезда) транспорта: на Рязанско-Казанском железнодорожном радиусе («Электрозаводская», «Выхино»), Рижском («Дмитровская», «Тушино»), Смоленском («Беговая»), Курском («Текстильщики»), Нижегородском («Серп и молот» - «Площадь Ильича»), Павелецком («Коломенская» - «Варшавская»). Кроме того, городской и пригородный транспорт состыкованы у всех вокзалов, т.е. по всем одиннадцати железнодорожным направлениям.
2. Промышленные и научно-производственные зоны в периферийных районах центрального города как бы выдвинуты навстречу устремленным к нему потокам маятниковых мигрантов. В Москве такие зоны возникли в полосах, прилегающих к железнодорожным радиусам (Чертаново, Дегунино, Бирюлево, Очаково и др.), которые дополнили уже ранее сложившиеся (Перово, Текстильщики, Люблино).
3. Торговые центры - универсамы и рынки на привокзальных площадях, иногда у периферийных пригородно-городских транспортных узлов.
4. Автостанции у конечных станций метрополитена, от которых начинаются многочисленные автобусные маршруты, связывающие город-центр с зонами спутников.
Зона спутников и город-центр охватываются общим экологическим каркасом. Городские парки и лесопарки служат продолжением зеленых клиньев, подходящих из пригородной зоны по межрадиальным секторам.
Одним из результатов усиливающегося взаимодействия центрального города с его окружением является территориальное разрастание застройки навстречу друг другу, обычно не предусматриваемое в генеральных планах и схемах районной планировки. Зеленый пояс, который должен отличаться стабильностью и играть ключевую роль в экологическом каркасе, подвергается экспансии со стороны и города-центра и его спутников.
Сложившаяся в современном градостроительстве традиция периодически пересматривать границы города, расширять его территорию приводит к необходимости изменять и территориальную организацию региона, что маскирует процесс агломерирования. Одна из причин активного поглощения городом больших пространств пригородной зоны - отсутствие цены на землю. Этим же объясняется и бесхозяйственное использование городской территории .
Города-спутники. В Градостроительстве так называют создаваемые специально поселения вблизи какого-либо крупного города для решения его проблем, регулирования экономической базы, стабилизации или торможения роста населения. К этой категории следует также отнести все поселения, сформировавшиеся в непосредственном окружении крупного города, независимо от того, возникли они стихийно или создавались специально по разработанным проектам. Спутники, создаваемые для регулирования роста крупных городов, - своего рода реакция на их гипертрофию - очень распространенная категория нового города в XX веке. Положение вблизи столиц предъявляло повышенные требования к качеству новых городов. Их проектирование и строительство способствовало повышению градостроительного искусства и разработке ряда актуальных проблем градостроительства.
Плеяда городов-спутников Лондона, города Парижского района, разместившиеся на осях развития - ориентирах пространственного роста Большого Парижа, спутник шведской столицы Веллингбю и финской Тапиола стали типичными примерами городов-эталонов .
Развивать систему городов-спутников Москвы предлагалось уже в первые послереволюционные годы в планах реконструкции столицы Сакулина (1918 г.) и Шестакова (1921-1925 гг.; рисунок 2.7). В 1950-х годах для Московского региона также была разработана схема размещения городов-спутников. Один вариант предусматривал создание кольца ближних спутников, удаленных от Москвы на 34-40 км. В другом намечалось кольцо дальних, на расстоянии 70-80 км.
Удачный пример города-спутника - современный Зеленоград - один из самых привлекательных новых городов России. Население спутника предполагалось формировать за счет москвичей, которые выразят желание переехать в город-спутник. Чтобы люди не чувствовали себя ущемленными, было принято решение считать Зеленоград административным районом столицы.
Другим примером города-спутника является г. Дзержинск. Причиной создания Дзержинска вблизи Нижнего Новгорода стало строительство комплекса химических предприятий общесоюзного значения.
Типы городов-спутников. Выделяются две основные категории (по Г. Лаппо):
а) города, ориентированные своими функциями на удовлетворение потребностей города-центра как сгустка населения, производственного, коммунально-хозяйственного и строительного комплексов. Таковы поселения при аэропортах, станциях аэрации и водопроводных, предприятиях строительных материалов. Сюда же относятся центры-поставщики полуфабрикатов и вспомогательных материалов (текстильное сырье, пресс-порошки для изготовления пластмассовых изделий, формовочные пески и др.) и т.п.;
б) центры, специализирующиеся на видах деятельности и производствах, аналогичных тем, которые составляют верхние ярусы функциональной структуры главного города. Таковы центры фундаментальных научных исследований (города – наукограды).
Типологически, генетически и функционально - города-спутники очень разнообразны. Типологические схемы, известные из градостроительства и урбанистики, обычно не распространяются на города-спутники. Основными критериями разделения на типы являются характер взаимоотношений с городом-центром, а также развитость функциональной структуры и положение в агломерации.
В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализи-рованного центра с простой функциональной структурой. Если основное производство или вид деятельности «обрастает» другими, функционально связанными с основным, возникает спутник-специализированный комплекс. Если два (или более) территориально сближенных спутника-специализированных центра сливаются в один, то возникает многофункциональный спутник-конгломерат. В Подмосковье таковы Кашира, которая поглотила город Новокаширск (при Каширской ГРЭС), Дубна, к которой присоединен был город Иваньково и др.
Многофункциональные спутники формируются в результате естественного развития города, постепенно усложняющего и умножающего выполняемые им обязанности. Главные функции спутников:
· находиться в тесном взаимодействии с городом-центром;
· обслуживать его потребности;
· участвовать в решении его проблем;
· способствовать реализации его потенциала.
Выполняя эти основные функции, города-спутники естественным образом создают вместе с городом-центром целостное единство - функциональное, планировочное, расселенческое. Весьма существенно различаются спутники в зависимости от своего положения в территориальной структуре агломерации. Распространены спутники-пригороды, свойственные многим развитым агломерациям и особенно характерные для Московской. Один из них город Люберцы - прямое продолжение юго-восточной части Москвы, которая в 1980-х гг. перешагнув МКАД, вступила с ним в непосредственное соприкосновение .
По положению в системе расселения, выделяются следующие основные типы: а) город-пригород; б) замыкающий спутник; в) центр агломерации второго порядка; г) «спутники-спутников». В роли «спутника спутников» обычно выступают узкоспециализированные центры.
Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.
История появления
Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.
Определение
Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.
Критерии определения агломерации
Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:
- на 1 м 2 .
- Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
- Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
- Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
- Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
- Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
- Общая логистическая сеть.
- Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.
Типы городских агломераций
При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.
Структура
Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.
Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:
- Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
- Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
- Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
- Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
- Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.
Этапы развития
Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:
- Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
- Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
- Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
- Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.
Особенности российских агломераций
Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.
Крупнейшие городские агломерации России
Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):
- Московская.
- Санкт-Петербургская.
- Ростовская.
- Самарско-Тольяттинская.
- Нижегородская.
- Новосибирская.
- Екатеринбургская.
- Казанская.
- Челябинская.
- Волгоградская.
Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.
Мировые агломерации
Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:
- Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
- Джакарта (Индонезия).
- Дели (Индия).
- Сеул-Инчхон (Республика Корея).
- Манила (Филиппины).
- Шанхай (КНР).
- Карачи (Пакистан).
- Нью-Йорк (США).
- Сан-Паулу (Бразилия).
Проблемы городских агломераций
При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.
Что такое агломерация и почему это понятие встречается все чаще? Данный термин имеет определение как групповые формы городского расселения, которые связаны с историческим разрастанием городов и ростом населения.
Агломерации – это системы поселений, размещающихся рядом и связанных между собой постоянными трудовыми, организационными или хозяйственными связями. Центром городской агломерации является ядро. Что это такое? Обычно это крупнейший населенный пункт на рассматриваемой территории.
Вконтакте
Общие понятия
Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:
- городские;
- промышленные.
Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.
Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий , и является важной частью экономики государства.
Формируется подобное поселение на основе , возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации , и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.
Исторические данные
Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке — лишь в 19 веке.
Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.
Критерии определения
Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:
- от 100000 чел. на 1 квадратный метр;
- менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией;
- от 5 и более поглощенных спутников;
- высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно;
- общая инфраструктура;
- логистическая сеть;
- высокий процент людей, занятых промышленными работами.
На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.
Процесс урбанизации
Городские агломерации
Такую форму поселений можно подразделить на типы:
- моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж);
- полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).
Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими , поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.
Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.
Структура и развитие
Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц , чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.
Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:
- Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
- Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
- Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы — высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
- Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
- Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.
Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:
- Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
- Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
- Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
- Постиндустриальный — процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.
Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.
Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса.
Формирование городской структуры
Агломерации России
Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы возникли определенные , поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.
Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз.
В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:
- Московская;
- Санкт-Петербургская;
- Ростовская;
- Самарско-Тольяттинская;
- Нижегородская;
- Новосибирская;
- Екатеринбургская;
- Казанская;
- Челябинская;
- Волгоградская.
Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.
Екатеринбургская агломерация
Крупные агломерации мира
В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:
- Токио-Иокогама — 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров;
- Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров;
- Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров;
- Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра;
- Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра;
- Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров;
- Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров;
- Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра;
- Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров;
- Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.
Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!
На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.
Крупнейшие агломерации мира
Плюсы и минусы подобных форм поселений
Как и любое современное явление, городская агломерация имеет свои преимущества и недостатки. К первым относятся:
- увеличение рабочих мест;
- рост благосостояния населения;
- сокращение транспортных путей между промышленными объектами;
- культурный рост населения;
- развитие рыночных отношений;
- упрощение логистических связей;
- ускорение всех экономических процессов на территории.
Недостатки агломераций заключаются в:
- большой растянутости коммуникаций;
- снижение комфорта граждан за счет перегрузок ЖКХ;
- затруднениях в транспортных и логистических системах (пробки, долгие транспортировки грузов);
- упадок сельскохозяйственной промышленности;
- загрязнение окружающей среды;
- миграции из отдаленных городов, что приводит к проблеме трудоустройства;
- сложности в управлении.
Самые большие населённые городские агломерации. Самые большие города.
Юрий КРУПНОВ — Агломерация и Урбанизация — Как выжить людям в городе?
Вывод
Формирование агломераций – это неизбежные урбанистические процессы, которые имеют свои преимущества и недостатки. В рамках агломераций можно реализовывать массу инвестиционных проектов, которые помогут повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и увеличить конкурентоспособность рынков сбыта и услуг.
Городская агломерация - это компактная и относительно развитая совокупность взаимодополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамическое единство; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны.
Городские агломерации играют роль ведущих узловых элементов в опорном каркасе расселения и в территориальной структуре хозяйства.
Каждая агломерация, способствуя интеграции самых разных видов деятельности, одновременно исполняет свои вполне определённые, более или менее специализированные общехозяйственные и социальные функции. Поэтому городская агломерация, как и её основа - крупный город - не только форма расселения населения, но и форма территориальной организации промышленности и вообще хозяйства, это удобная для населения форма сочетания жилища с местами приложения труда, а также местами отдыха, образования и т. п.
В общем виде процесс делимитации городских агломераций, т. е. определение их границ, складывается из пяти основных этапов:
- определение цели и принципов делимитации;
- выбор территориальных ячеек;
- определение критериев делимитации;
- установление количественных значений для выбранных критериев;
- выявление контура городской агломерации.
Все критерии делимитации городских агломераций, которые сравнительно просты и универсальны, можно разбить на следующие группы:
- критерии величины города-ядра (прежде всего численность населения);
- критерии развитости внешней зоны (число и людность в ней городских поселений, их соотношение с ядром, численность сельского населения);
- интегральные критерии, т. е. характеризующие агломерацию в целом (плотность населения, сложность (развитость) городской агломерации и др.).
- критерии выделения границ городской агломерации на основе определения её пространственного или временного радиуса, фиксирующего размеры рассматриваемой территории, в пределах которой сложилась или складывается агломерация.
Чтобы система поселений была агломерацией, соответствующий ей коэффициент развитости* К разв.=Р · (М · m + N · n) должен быть не меньше 1,0, где Р - численность городского населения агломерации; М и N - количество городов и посёлков городского типа соответственно; m и n - доли в городском населении агломерации.
За межпереписной период (1989–2002 гг.) административные преобразования охватили достаточно большое количество регионов, множество населенных пунктов сменили свой административный статус.
В нескольких регионах качественных преобразований не наблюдалось (Калининградская область), а в некоторых было зафиксировано всего лишь по одному преобразованию (Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Ставропольский край, Тамбовская и Пензенская области).
Непосредственные изменения касались как городских, так и сельских населенных пунктов. Начиная с 1991 г. количество регионов с административными изменениями превосходило число регионов, где продолжалось традиционное наращивание городской сети. Если в советский период для маленького поселка было выгоднее и престижнее состоять в категории городских, то в кризисные 1990-е г. выгодным стало прямо противоположное.
Процесс активного перевода городских поселений в сельские начался в 1991 г., причем в лидеры выдвинулась Оренбургская область (16 поселков городского типа, переведенных в разряд сельских поселений).
Наибольшее количество изменений в статусе населенных пунктов произошло в регионах, не охваченных процессом агломерирования. В тех регионах, где наличествовали городские агломерации, изменения далеко не всегда касались населенных пунктов, входящих в состав городских агломераций (Рязанская и Владимирская области).
Перевод населенных пунктов в категорию сельских по-разному отразился на агломерациях. Там, где в их состав входит достаточное количество городов и поселков городского типа, смена статуса не повлекла за собой снижение коэффициента развитости.
Весомым видом преобразований стало открытие части закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Период статистического открытия ЗАТО приходится на 1994 г. В это время на карте городов и поселков появилось много новых населённых пунктов, которые несколько изменили представление о системе расселения России. Большинство новооткрытых поселений расположены в спутниковых зонах крупных городов, таких как Москва, Красноярск, Томск, Мурманск, Пенза. Благодаря «новым» городам некоторые агломерации (Томская) смогли удержаться в списке городских агломераций, а также повысить коэффициент развитости.
Открытие ЗАТО увеличило количество городского населения Российской Федерации на 1 млн человек. Часть населения из этого миллиона оказалась проживающей в городах и посёлках городского типа, входящих в состав городских агломераций. Это обстоятельство «сохранило жизнь» части агломераций и дало новые импульсы к их развитию.
Были зафиксированы случаи преобразования посёлков городского типа в города, но их количество не так велико, как число преобразований поселков городского типа в сельские населенные пункты.
Далеко не всегда ставшие городами посёлки городского типа оказывались в границах агломераций. Это явление зафиксировано всего в четырех областях - в Ленинградской (Сертолово и Никольское), Владимирской (Курлово), Брянской (Рогнедино) и Курской (Курчатов).
В большинстве случаев новые города не входили в состав агломераций и существенно не изменили их состав. Чаще всего города возникали на территориях нового освоения (Север, Западная и Восточная Сибирь), при месторождениях нефти, газа и других . В связи с этим же некоторые поселки городского типа Тюменской области были переведены в категорию города.
За период 1989–2002 гг. многие городские агломерации выросли, повысилась численность населения. Рост численности городов-ядер часто достигался путём включения в них близлежащих городов и посёлков городского типа. Иногда включение в состав города других городов и посёлков городского типа проводилось для сглаживания очень сильной убыли населения. Так, в черту за период с 1989 по 2002 г. было включено более 20 городских поселений общей численностью населения более 300 тыс. человек. Были случаи, когда включение городов происходило за счет стремительного роста города-ядра. Пример - Московская агломерация, население которой возросло (с 1979 г.) практически на 2,5 млн человек. На сегодняшний день население Московской агломерации насчитывает более 15 млн человек. Сама Москва значительно увеличила своё население и площадь, «захватив» при этом многие сёла и посёлки городского типа, находившиеся в непосредственной близости от неё.
Аналогичные преобразования, связанные с активным развитием Липецка, лишили Липецкую агломерацию всех посёлков городского типа: все они были включены в период с 1991 по 1998 г. в черту Липецка, причем за счет этого население Липецка увеличилось на 56 тыс. человек. (с 450 тыс. в 1989 г. до 506 тыс. в 2002 г.).
В настоящее время большинство городов с населением более 290 тыс. человек являются ядрами агломераций. Некоторые города с меньшей численностью населения также являются ядрами, иногда полицентрических, агломераций. Например, Пятигорск (140 тыс. чел.) и Кисловодск (130 тыс. чел.) являются ядрами полицентрической Кавминводской агломерации.
Потенциальными являются агломерации, соответствующие одному или нескольким критериям и вместе с тем не соответствующие другим признакам. Их мониторинг исключительно важен в том смысле, что некоторые из них теоретически могут войти в число сложившихся городских агломераций в будущем.
В группу потенциальных городских агломераций входят: Орловская, Сочинская, Череповецкая, Хабаровская, Оренбургская, Читинская, Комсомольская, Улан-Удинская. Большинство потенциальных городских агломераций расположены в отдалённых районах страны, из этого можно сделать вывод о том, что потенциал восточных регионов ещё не исчерпан и там имеются резервы для дальнейшего укрепления сети городских агломераций Российской Федерации.
Период 1989–2002 гг. сопровождался массой событий и факторов, которые ранее отсутствовали. Конец 1980-х годов - начало перестроечного периода в России. В это время резко меняются все ориентиры развития страны и, следовательно, городских агломераций. Распад Советского Союза повлёк за собой ряд процессов, таких как - отток населения за рубеж (в особенности из крупных и развитых городов), острый экономический кризис, снижение естественного прироста населения, которые крайне негативно отразились на развитии процессов агломерирования.
С 1989 по 2002 годы из списков городских агломераций выбыла только одна - Грозненская агломерация. Это произошло по вполне понятным причинам: война, разрушение городов, массовый отток населения, возникновение большого количества беженцев. В списке новых городских агломераций России появилась тоже одна - Тюменская. Таким образом, количество городских агломераций России не изменилось.
Учитывая то, что за последние годы образовалась только одна новая агломерация, можно сказать, что процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершён. Мало вероятно, что в ближайшее десятилетие на территории России возникнут новые городские агломерации. Сегодня развитие агломераций идёт в другом направлении - интенсификация связей внутри уже сформировавшихся городских агломераций, стягивание в них населения и как следствие повышение класса развитости.
Дислокация агломераций и степень их развитости совпадают с основной полосой расселения, причём с запада на восток их становится меньше.
Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской части России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены оставшиеся девять агломераций, в т. ч. на Дальнем Востоке всего одна - Владивостокская агломерация. Бросается в глаза рост Новосибирской агломерации, что подчеркивает увеличение значимости как столицы Сибири.
На Европейской территории России сконцентрированы городские агломерации, имеющие высокий класс развитости. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций. В Центральном районе практически все столицы и центры субъектов Российской Федерации являются ядрами городских агломераций. Высокая урбанизированность, выгодное транспортное положение, благоприятные природно-климатические условия издавна привлекали в них население. Бурное развитие науки и промышленности в ХХ веке обеспечило региону постоянное население, густую сеть городских поселений и способствовало хорошему развитию процессов агломерирования.
Количественный рост городских агломераций завершён, а качественный рост не происходит в полную силу по различным причинам. Одной из них является большая естественная убыль населения, которая явно не способствует повышению людности агломераций и, соответственно, повышению коэффициента развития. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из города в село, а потом (с 1994 г.) обратно, что привело к некоторому размыванию населения по территории. Кризис также усилил региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока лишил крупные города (иногда они уже входят в группу потенциальных городских агломераций) возможности формирования агломераций. Население устремлено в Европейскую часть России, территория которой получает дополнительные стимулы для развития городских агломераций; большинство уехавших из Сибири жителей оседают в крупных городах, которые, как правило, являются ядрами агломераций.
Фаза интенсивного развития сети городских агломераций Российской Федерации в основном пройдена. Дальнейшее развитие агломераций России пошло по пути их качественного совершенствования и структуризации, применительно как к каждой городской агломерации в отдельности, так и к их сети в целом.
В XXI веке агломерации должны стать базой развития городского пространства, ведущей формой расселения жителей, концентрирующей в себе основную жизнедеятельность человека. Развитие населенного пункта в составе агломерации дает множество преимуществ, главные из которых следующие:
- сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
- высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населённого ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
- возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной ёмкостью;
- более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
- возможность систематического использования культурных ценностей;
- наиболее полное и интенсивное использование территории.
Образование и качественное развитие городских агломераций, безусловно, выгодны и для населения. Человек, проживающий в пределах агломерации, имеет больше возможностей для самореализации (большой выбор учебных заведений, разнообразие мест приложения труда и проведения досуга). В процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни (что крайне важно в условиях незавершённой урбанизации и нехватки городов на всей территории России).
В условиях мировой глобализации только внутри городских агломераций возможно интенсивное развитие самих населённых пунктов, экономики, человеческой личности. Благодаря сосредоточению большого количества населения на определенной территории, увеличивается концентрация денежной массы, соответственно, идет более бурное развитие финансовой и банковской сфер, которое крайне необходимо экономике страны на современном этапе развития.
За счет постоянно возрастающего социально-экономического и культурного потенциала агломерации, увеличивается приток рабочей силы, в том числе дешёвой, нехватка которой ощущается сегодня во многих отраслях экономики по причине их непрестижности (в отраслях жизнеобеспечения города - жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, а также торговля и - заняты преимущественно мигранты).
Возрастает потребность в жилье, офисах, культурно-бытовых объектах, что ведёт к оживлению строительства. Данный процесс можно в полной мере наблюдать в Московском столичном регионе.
Концентрация огромного количества ресурсов (финансовых, человеческих) в определённой точке (населённом пункте) способствует притоку дополнительного капитала. Возрастает объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.
Таким образом, город и его спутниковая зона становятся центром диффузии инноваций на прилегающую территорию, повышают уровень социально-экономического развития всей окружающей территории. При полноценном развитии спутниковой зоны и городов, в ней расположенных, инновации распространяются на большую территорию.
Следовательно, городские агломерации являются «точками роста». Их развитие исключительно важно для России с её огромным пространством. Правильно спланированное развитие городских агломераций позволит более интенсивно развиваться всей территории страны.
Развитие городских агломераций имеет и некоторые отрицательные стороны.
Внутри городских агломераций возрастает нагрузка на территорию, появляется множество (повышенная загрязнённость воздуха, повышенный уровень шума и т. д.). В пределах агломераций ведётся активное строительство, а это обусловливает сокращение зелёных насаждений и разрушение естественного ландшафта. Развитие территории агломерации способствует расселению жителей в отдалённых её частях, а работает человек, как правило, в городе-центре, это приводит к повышенным временным затратам на дорогу к развитию транспортной усталости (она формируется, если на транспорт тратится более 1,5 ч. в день). Кроме того, концентрация социально-экономического потенциала в агломерации ведёт к некоторому опустошению территории вне её.
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от латинского aggloméra - присоединять, накапливать, нагромождать), компактная территориальная группировка поселений (главным образом городских), объединённых многообразными и интенсивными связями (хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.). Городская агломерация как целостное территориальное социально-экономическое образование возникает на основе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер). В окружении крупного города формируются поселения разных типов (пригороды, города-спутники и т.п.), служащие его производственными, транспортными, рекреационными, коммунально-хозяйственными и другими дополнениями. Пространственная сближенность и взаимодополняемость поселений городской агломерации способствуют созданию благоприятных условий для развития в них разнообразных сфер деятельности.
Различают: моноцентрические городские агломерации с одним городом-ядром, на который ориентировано развитие и функционирование окружающих поселений, расположенных в его пригородной или в так называемой внешней, периферийной зоне (например, крупнейшие городские агломерации России - Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская и др.); полицентрические городские агломерации, имеющие в качестве ядер несколько расположенных относительно недалеко друг от друга крупных городов-центров [например, Нижнерейнско-Рурская агломерация в Германии, её главные центры - фактически слившиеся города Дуйсбург, Эссен, Бохум и Дорт-мунд (так называемый Рурштадт), а также Кёльн, Дюссельдорф и Бонн; смотри Конурбация]. В крупных городских агломерациях часто формируются локальные гнёзда расселения - агломерации 2-го порядка (например, Ногинско-Электростальская, Орехово-Зуевская, Коломенская, Серпуховская и другие агломерации в окружении Московского мегаполиса). В местах с наиболее благоприятными условиями для территориальной концентрации различных видов деятельности и населения разрастающиеся городские агломерации соединяются в мегалополисы. К ним относятся: цепь агломераций атлантичного побережья США, протянувшаяся от Бостона до Вашингтона (Босваш), тихоокеанского побережья Калифорнии - от Сан-Франциско до Сан-Диего (Сан-Сан); Японии - от Токио до Осаки (Токайдо) и др.
Городская агломерация, как ареал взаимосвязанного расселения, обычно замыкает в себе недельный цикл жизнедеятельности населения. Внешние границы городской агломерации, как правило, определяются 1,5-2,0 часа затрат времени для достижения города-центра; по мере совершенствования путей сообщения и транспортных средств границы городской агломерации раздвигаются.
Формирование городской агломерации способствует более полному использованию потенциала крупных городов, одновременно являясь эффективным средством решения их проблем. Неупорядоченный рост городской агломерации ведёт к негативным последствиям (в более крупных масштабах и с большей остротой воспроизводящим недостатки больших городов): чрезмерной скученности населения и концентрации сфер хозяйственной деятельности на ограниченной территории, резкому обострению экологических и транспортных проблем, острому дефициту водных ресурсов и др. Совершенствование пространственной организации городской агломерации на плановой основе - важная задача государственной политики в области градостроительства.
В большинстве стран мира в 20 веке (особенно во 2-й половине 20 века) городские агломерации становятся важнейшими звеньями территориальной организации хозяйства, мощными узлами в опорном каркасе расселения. В высокоразвитых странах рост городских агломераций происходит в результате «разгрузки» городов-ядер от чрезмерно разросшихся в них сфер хозяйственной деятельности за счёт разрастания их пригородных зон - развития процессов субурбанизации (смотри в статье Урбанизация); численность населения пригородных зон обычно превышает людность городов-центров.
В России развитие городских агломераций происходит главным образом путём привлечения в зону тяготения крупных центров новых объектов промышленности и сферы услуг, а также населения (в том числе из других регионов страны). Практика постоянного расширения городской черты, то есть поглощения городами-ядрами поселений пригородных зон, затушёвывает реальную картину развития агломерационных процессов в стране. В среднем доля пригородов и городов-спутников в численности населения российских городских агломераций составляет около 20% (середина 2000-х годов), этот показатель не изменяется с начала 1990-х годов. Всего в России насчитывается 53 крупных городских агломерации (с численностью населения центральных городов не менее 250 тысяч человек; 2002, перепись). В них проживают 66,0 миллионов человек (45,5% населения страны), в том числе в городах-центрах агломераций - 46,2 миллионов человек, в пригородных зонах - 19,8 миллионов человек. За 1989-2002 число городских агломерацих не увеличилось, а их население сократилось на 2,1% (городов-центров - на 1,1%, пригородных зон - на 4,3%).
Лит.: Дубровин П. И. Агломерации городов (генезис, экономика, морфология) // Вопросы географии. М., 1959. Сб. 45; Лаппо Г. М. Развитие городских агломераций в СССР. М., 1978; Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988; Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. Екатеринбург, 1998; Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М., 1999.