Территориальный принцип заключается в организации го. Организация гражданской обороны. Другие особенности гражданской обороны РФ

История развития ГО. Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в начале XX в. в Российской империи и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В России ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны "К населению Петрограда и его окрестностей" (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимический обороне в единую систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 04.10.1932 "О противовоздушной обороне СССР" закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона, которая организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подразделений местной противовоздушной обороны, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из гражданского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали невзорвавшиеся боеприпасы, возводили оборонительные укрепления, бомбо- и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура местной противовоздушной обороны, уточнены ее задачи. В 1961 г. она была преобразована в Гражданскую оборону СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Гражданская оборона была создана по территориально-производственному принципу, ее возглавлял начальник Гражданской обороны СССР. За время своего существования ГО страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961–1972 гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда в соответствии со стратегическими планами США ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам СССР и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята концепция о проведении массовой эвакуации в загородную зону из городов – вероятных целей нападения. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Проводилась активная подготовка к обеспечению крупномасштабных спасательных операций и мероприятий в очагах поражения. Для этого совершенствовались войска ГО, создавались массовые невоенизированные спасательные и аварийно-спасательные формирования.

На втором этапе (1972–1992 гг.) появились новые направления в ГО. Главное внимание уделялось быстрейшему накоплению средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось: убежищ на 1 млн чел. и противорадиационных укрытий на 3–4 млн чел. Активно приспосабливались под защитные сооружения метрополитены и подземные горные выработки, создавался запас средств индивидуальной защиты (СИЗ), достаточный для обеспечения всего населения страны. Особую актуальность в эти годы приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на ГО.

С 1992 г. начался третий этан развития ГО, характеризующийся несколькими особенностями.

  • 1. Чернобыльская катастрофа в 1986 г. и землетрясение в Армении в 1988 г., принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место в этом ГО.
  • 2. За прошедшие годы существенно изменилась военнополитическая обстановка в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.
  • 3. Изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • 4. В условиях коренного политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды ГО в прежних объемах.

В январе 1992 г. ГО была выведена из структуры Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), Вооруженных Сил России и объединена с созданным в декабре 1991 г. Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). Органы управления и войска ГО нацеливали на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. В 1994 г. ГКЧС России был преобразован в МЧС России. На вновь образованное министерство возложили ряд дополнительных функций, включая ведение аварийно-спасательных работ на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики.

Организационные основы ГО. В Федеральном законе "О гражданской обороне" определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

Гражданская оборона страны – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами ГО являются:

  • обучение населения способом защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и СИЗ;
  • проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Органы исполнительной власти субъектов РФ:

  • организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения;
  • осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
  • организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты ГО;
  • планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
  • планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • создают и содержат в целях ГО запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет территориальные органы, созданные в установленном порядке, – региональные центры. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, практически совпадают с границами федеральных округов.

По согласованию между МЧС России и субъектами РФ повсеместно созданы органы, осуществляющие управление ГО на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по ГО. Этими органами являются министерства, государственные комитеты и комитеты по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам ГО и ЧС, созданные в составе или при соответствующих органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Они возглавляются и комплектуются военнослужащими войск ГО.

Решением соответствующих органов местного самоуправления аналогичные управленческие структуры ГО образуются на территориях сельских районов, городов, не отнесенных к группам по ГО, и других населенных пунктов. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Основными направлениями деятельности ГО по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени, являются:

  • планирование мероприятий ГО;
  • создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления ГО;
  • накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений ГО для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему людей;
  • создание необходимых запасов СИЗ, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населения, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • развитие сил ГО и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;
  • организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальствующего состава органов управления и сил ГО, подготовка формирований сил ГО;
  • развитие научных исследований в области ГО, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" основным планирующим документом является

"План гражданской обороны и защиты населения", где расширен перечень планируемых мероприятий ГО в сторону увеличения мер защиты населения страны с учетом всего спектра современных угроз как в мирное, так и в военное время.

Силы ГО в соответствии с законодательством включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны (войска ГО) и нештатные аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны (войска ГО). Войска гражданской обороны Российской Федерации являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Подразделения и воинские части войск ГО не раз доказывали свою востребованность и высокий профессионализм при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Наиболее масштабными операциями с участием подразделений войск ГО являются: ликвидация последствий землетрясений, наводнений, участие в тушении природных пожаров, проведение превентивных мероприятий и ликвидация ледяных заторов в паводкоопасный период на реках, участие в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, доставка грузов гуманитарной помощи в пострадавшие от чрезвычайных ситуаций регионы Российской Федерации и зарубежные страны.

Одна из важных задач войск ГО – проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов.

Созданы восемь спасательных воинских формирований регионального подчинения и два – центрального. Общая их численность составляет 7230 чел.

Нештатные аварийно-спасательные формирования. Самая массовая часть сил ГО – нештатные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, их перечень и примерные нормы оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами определены приказом МЧС России от 23.11.2005 № 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать нештатные аварийно-спасательные формирования и организовывать их деятельность для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно- спасательные формирования. Их оснащают в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

  • проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
  • санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
  • обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Нештатные аварийно-спасательные формирования действуют но планам ГО и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

  • по подчиненности – на территориальные и принадлежащие организациям;
  • по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации, – на посты, группы, звенья, команды;
  • по предназначению – на радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать в мирное время – 24 ч, военного время – 6 ч.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, комплектуется в первую очередь аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Нештатные аварийно-спасательные формирования обеспечиваются специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для производственной деятельности. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:

  • 1) характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
  • 2) особенности ЧС природного и техногенного характера;
  • 3) поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно-химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
  • 4) предназначение формирования и функциональные обязанности;
  • 5) производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от содержания паспорта безопасности объекта;
  • 6) порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
  • 7) место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
  • 8) назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, включенных в оснащение формирования;
  • 9) порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен уметь:

  • 1) выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
  • 2) поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
  • 3) оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
  • 4) работать на штатных средствах связи;
  • 5) проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • 6) незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры но ее локализации и ликвидации;
  • 7) выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Организация формирований ГО. Спасательная команда – это объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте. В своем составе спасательная команда имеет три спасательные группы по 25 чел. в каждой и одну санитарную дружину, в которую входят 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.). Всего в спасательной команде находятся 105 чел., один автомобиль и один мотоцикл. В снаряжение включены приборы радиационной и химической разведки и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1000 чел. и оказать пострадавшим первую помощь. В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-спасательная команда – это объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей. В составе аварийно-спасательной команды находятся три группы по 13 чел.: электротехническая, водопроводно-канализационных и газовых сетей. Всего в ней 45 чел. В команде имеются бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция.

Обычно при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ аварийно-спасательная и спасательная команды, работая вместе, дополняют друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

Сводная команда – это основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного комплекса. Она предназначена для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города). В состав сводной команды входят звено связи и разведки – 6 чел., две спасательные группы по 25 чел. в каждой, группа механизации – 26 чел. (четыре звена специалистов) и санитарная дружина – 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.); всего 108 чел. Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, две электростанции, два сварочных аппарата, радиостанцию, приборы радиационной и химической разведки, шесть грузовых автомобилей, из них один – в звене связи, один в санитарной дружине, остальные в группе механизации.

Ориентировочно за 10 ч работы сводная команда может:

  • устроить проезд по завалу шириной 3,0-3,5 м – до 1 км;
  • откопать и вскрыть три-четыре заваленных убежища;
  • извлечь до 500 пострадавших и оказать им помощь;
  • отключить 5–10 участков разрушенных коммунально-энергетических сетей;
  • установить в 10 колодцах пробки (заглушки);
  • возвести до 10 защитных сооружений.

Перечисленные силы и средства РСЧС, как показывает практика, успешно справляются с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Перспективы развития РСЧС и ГО. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на гражданскую оборону возложена задача по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, РСЧС и ГО решают одну и ту же задачу в мирное время.

Единство решаемой задачи, организации выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ

(АСДНР), использование одинаковых технических средств и т.д. диктуют необходимость сближения этих систем.

Уже сейчас в РСЧС и ГО используются единые системные связи, оповещения и информационного обеспечения, имеются постоянно действующие органы управления на всех уровнях и органы повседневного управления. Идет дальнейшее сближение этих систем и по другим направлениям. Ставится задача интеграции РСЧС и ГО в единую систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ).

0

1. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи

В феврале 1918 г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации - Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система Гражданской обороны.

В ходе Великой Отечественной войны подтвердилась целесообразность проводившихся в МПВО инженерно-технических мероприятий (строительство командных пунктов, убежищ и укрытий). МПВО страны обеспечило укрытие в убежищах, землянках и щелях 25 млн. человек.

Появление атомного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) - химического и бактериологического - потребовало новых способов и средств защиты населения. В свете этого Гражданская оборона (ГО), созданная в 1961 г., стала системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно на всей территории страны.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Гражданской обороне» от 28 января 1998 г., Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Силы Гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. На вооружении войск Гражданской обороны имеется специальное вооружение и техника.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах.

Служба Гражданской обороны - служба, предназначенная для организации мероприятий Гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств.

Задачами Гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

Эвакуация населения, материальных, и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты;

Проведение аварийно-спасательных работ.

2. Организация управления Гражданской обороной

Государство заблаговременно, в мирное время, ведет подготовку экономики и объектов с учетом развития вооружения и средств защиты населения, возникающих при ведении военных действий.

Введение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны или введения Президентом Российской Федерации военного положения на какой-либо территории России.

При этом Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области Гражданской обороны.

Все органы исполнительной власти и организации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по Гражданской обороне;

Осуществляют обучение населения и своих работников;

Проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.

Каждый гражданин России:

Принимает участие в мероприятиях по Гражданской обороне;

Проходит обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы или учебы.

Управление Гражданской обороной в стране осуществляют:

Федеральный орган исполнительной власти - МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области Гражданской обороны, и его территориальные органы;

Специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области Гражданской обороны.

3. Структура и органы управления Гражданской обороной

В стране создаются службы:

Федеральные,

Республиканские,

Областные,

Автономной области и округов,

Районные и городские службы Гражданской обороны,

Службы Гражданской обороны организаций.

На территориях есть службы:

Аварийно-спасательные,

Экстренной медицинской службы в ЧС,

Наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками ЧС,

Противопожарные,

Оповещения и связи,

Торговли и питания и др.

Гражданские организации Гражданской обороны - это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу. Они владеют специальной техникой и имуществом, а личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В них зачисляются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Территория, отнесенная к Гражданской обороне - это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение.

Формирования Гражданской обороны подразделяются:

По назначению - общего назначения и служб Гражданской обороны (специального назначения);

По подчиненности - территориальные и объектовые;

По срокам (степени) готовности - повышенной и обычной.

Формирования Гражданской обороны обычно создаются в виде отрядов (200...400 человек), команд (50...150 человек), групп (15...20 человек) и звеньев (3... 10 человек).

К формированиям общего назначения относятся:

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы),

Сводные отряды (команды) механизации работ.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; для оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их доставки к местам погрузки; для расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений; для локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и др.

Объектовые формирования служб Гражданской обороны предназначаются для выполнения специальных мероприятий по проведению спасательных работ (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.) и усиления формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников Гражданской обороны объектов.

Территориальные формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников ГО района, города, республики для ведения АС и ДНР на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями.

Отделы Гражданской обороны совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в состоянии готовности (как приложения к плану Гражданской обороны объекта).

Для борьбы с лесными пожарами, для ликвидации стихийных бедствий, аварий (катастроф) часть территориальных и объектовых формирований в мирное время содержится в состоянии повышенной готовности. Эти формирования обеспечиваются необходимым имуществом (средствами индивидуальной защиты, в первую очередь приборами радиационной и химической разведки).

Для решения задач по защите личного состава формирований и населения, а также для специальной обработки транспорта и техники на крупных предприятиях, особенно химической промышленности, развертывается сеть учреждений. К ним относятся:

Лаборатории Гражданской обороны (радиометрические и химические);

Стационарные обмывочные пункты (СОП),

Станции обеззараживания одежды (СОО),

Станции обеззараживания транспорта (СОТ).

Учреждения Гражданской обороны создаются на базе предприятий коммунального хозяйства, автохозяйств и других учреждений по решению соответствующих начальников Гражданской обороны.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

>>ОБЖД: Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Гражданская оборона

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.


Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  10. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  11. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  12. срочное захоронение трупов в военное время;
  13. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.


Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Руководит министерством С.К. Шойгу.


Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.


Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.


Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.


Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. Военнослужащие войск гражданской обороны проходят службу в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и его территориальных органах (МЧС России).


Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Основными задачами войск гражданской обороны являются: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.


Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей природной среды и собственности (имущества) в случае аварий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под обороной РФ?
2. Какие нормативно правовые акты лежат в основе обороны РФ?
3. Какие обязанности в области обороны установлены российским законодательством для граждан и организаций независимо от форм собственности?
4. Какие мероприятия включает себя организация обороны?
5. Перечислите полномочия органов государственной власти РФ в области обороны.
6. Дайте характеристику полномочий организаций и граждан в области обороны.
7. Что понимается под Вооруженными Силами РФ, какова их структура и предназначение?
8. Какими нормативно- правовыми актами регламентируется военное положение?
9. Какие нормативно-правовые акты РФ лежат в основе мобилизации и мобилизационной подготовки?
10. Что понимается под гражданской обороной?
11. Перечислите основные задачи и принципы гражданской обороны.
12. Для чего создаются силы гражданской обороны?

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций определены Федеральным законом «О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123-ФЗ, 2002 г. и № 122-ФЗ, 2004 г.).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - руководители гражданской обороны) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Они осуществляют непосредственное повседневное руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

в федеральных округах Российской Федерации - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);

в субъектах Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России);

в федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением создаются штатные структурные подразделения (отделы, сектора, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы), уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи, функции и полномочия МЧС России определены указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке МЧС России. Задачи, функции и полномочия регионального центра и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации определены «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», утвержденными приказами МЧС России соответственно от 1 октября 2004 г. № 458 и от 6 июня 2004 г. № 372.

Вопросы создания органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях, не отнесенных к группам по гражданской обороне, регламентируются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаются по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти за счет численности и фонда заработной платы, установленной для данного органа. Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 1999 г. № 782.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется, исходя из следующих принципиальных положений: в организациях, отнесенных к категориям по ГО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с количеством работающих до 500 чел. - 1 освобожденный работник; с количеством работающих от 500 до 2 000 человек - 2-3 освобожденных работника; от 2 000 до 5 000 человек 3-4 освобожденных работника, свыше 5 000 человек - 5-6 освобожденных работников; в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работающих свыше 200 человек 1 освобожденный работник; в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работающих до 200 человек работа по ГО может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; - вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные регионы; определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения бюджетных организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Общими обязанностями руководителей федеральных органов исполнительной власти являются:

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны;

обеспечение защиты работников федеральных органов исполнительной власти от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

разработка и осуществление мероприятий по эвакуации работников федеральных органов исполнительной власти; принятие мер по заблаговременной подготовке базы для их размещения в загородной зоне;

разработка и принятие (в пределах своих полномочий) нормативных актов в области гражданской обороны и доведение их до бюджетных организаций’ находящихся в их ведении;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, а также мероприятий по снижению опасности возникновения вторичных очагов поражения, выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений;

разработка и представление в установленном порядке проектов планов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, осуществление контроля за реализацией утвержденных планов;

методическое руководство созданием нештатных аварийно-спасательных формирований в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

обеспечение светомаскировки подведомственных объектов;

организация проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по тематике гражданской обороны.

Общими обязанностями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности к выполнению возложенных задач;

организация проведения мероприятий по выполнению задач гражданской обороны на соответствующей территории;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;

организация управления гражданской обороной, создание, развитие (реконструкция) и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи, а также систем разведки, наблюдения, прогнозирования, информации и контроля за радиоактивным, химическим и биологическим (бактериологическим) заражением;

организация подготовки органов управления гражданской обороны, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация разработки и представления в установленном порядке проектов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, контроль за реализацией утвержденных планов;

организация заблаговременного накопления и хранения в мобилизационном резерве техники и специального имущества для нужд гражданской обороны;

накопление и поддержание в готовности защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

оповещение и информирование органов управления гражданской обороны и населения об угрозе нападения противника, опасности заражения и катастрофического затопления, а также в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

ввод в действие плана гражданской обороны и защиты населения и приведение в готовность гражданской обороны в установленном порядке;

обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

обеспечение выполнения при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от современных средств поражения; создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

планирование мероприятий по светомаскировке объектов и населенных пунктов с заинтересованными органами;

организация пропаганды по вопросам гражданской обороны.

Общими обязанностями руководителей органов местного самоуправления (выполняемых самостоятельно в границах муниципальных образований) являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения, проведение мероприятий гражданской обороны;

поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведение подготовки и обучения населения способам защиты от военных действий или вследствие этих действий;

организация создания и поддержания в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты;

осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организация создания нештатных аварийно-спасательных формирований;

проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

обеспечение выполнения норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

ввод в действие планов гражданской обороны и защиты населения, приведение в готовность гражданской обороны муниципальных образований в установленном порядке;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидаций последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки населенных пунктов и организаций.

Общими обязанностями руководителей организаций являются:

планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны;

издание приказов, отдача распоряжений и указаний в пределах своей компетенции по вопросам гражданской обороны, а также привлечение в установленном порядке лиц, зачисленных в нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны для выполнения мероприятий гражданской обороны;

обеспечение защиты своих работников от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; обучение их способам защиты от данных опасностей;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения;

проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности сил и средств гражданской обороны; создание, обучение и укомплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами; введение в действие планов гражданской обороны с последующим докладом вышестоящим органам управления гражданской обороны;

личное руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

Руководители организаций являются непосредственными организаторами гражданской обороны на своих объектах и несут личную ответственность за ее постоянную готовность, а также за своевременное выполнение задач гражданской обороны. Они выполняют указания и распоряжения по организации и ведению гражданской обороны вышестоящего руководителя по ведомственной принадлежности, а также руководителя органа местного самоуправления по месту дислокации организации.

Обязанности органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. На МЧС России возлагается:

разработка предложений по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны и их реализация; организация разработки и внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны;

разработка и внесение в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации предложений о порядке введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

осуществление разработки и контроля за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, реализация в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны;

организация в установленном порядке подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны;

организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны;

разработка и утверждение показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке, в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

разработка в установленном порядке предложений об отнесении территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ и иных объектов гражданской обороны, о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организация разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных мероприятий гражданской обороны;

руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, контроль за созданием и деятельностью этих систем;

контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также о прогнозе в области ГО;

осуществление государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне; участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне;

разработка и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для утверждения Президентом Российской Федерации проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

участие в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся мероприятий в области гражданской обороны;

осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработка и реализация плана гражданской обороны МЧС России, организация проведения мероприятий по гражданской обороне. включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны МЧС России;

методическое руководство и контроль организации обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в разработке Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территорий Российской Федерации в целях обороны, обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

организация по согласованию с Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирования в установленном порядке действий и применения войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовка войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

осуществление текущего и перспективного планирования мобилизационного развертывания войск гражданской обороны; определение потребности специалистов для войск гражданской обороны и подготовка их в образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;

поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, войск гражданской обороны;

координация деятельности и взаимодействие с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач в области гражданской обороны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, комплектование их личным составом, тарификация их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организация их материального, технического, финансового и других видов обеспечения;

проведение в установленном порядке проверок готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны; - осуществление по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверок готовности указанных органов к проведению мероприятий гражданской обороны;

осуществление международного сотрудничества в области гражданской обороны.

В начале 2000 г. впервые Указом Президента Российской Федерации был утвержден План гражданской обороны Российской Федерации, разработанный с учетом требований Федерального закона «О гражданской обороне». 5 января 2004 г. Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Документ подобного рода в области гражданской обороны был принят в нашей стране впервые. В нем заложены концептуальные основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, пути реализации этой политики.

Дальнейшее развитие этот документ получил в «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утвержденных Президентом Российской Федерации (Пр-2613) 03.09.2011г.

Это программный документ на ближайшие годы в области совершенствования и развития гражданской обороны.



Поделиться