Водоканал начислил плату в повышенном размере. Повышающий коэффициент больше не будет применяться к нормативу потребления тепла при отсутствии общедомовых и индивидуальных счетчиков в многоквартирном доме. О возможности принудительной установки

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего: вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

В случаях, установленных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраль 2012 № 124 (далее - Правила № 124), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.

Пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3) Правил № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).

Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.

В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организаций, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила № 354, которыми отменено применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление, также исключены формулы 2(2) и 2.3 Приложения № 2 Правил № 354.

Согласно, подпункту «е» пункта 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также (стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 603 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

В случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии в котором все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления тепловой энергии индивидуального прибора учета тепловой энергии осуществляться не может.

Вместе с тем, положениями частей 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель установил обязанности лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в части разработки и информирования о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме. Комментируемые обязанности входят в состав правового механизма энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирном доме, обозначенного в настоящей статье, и включают в себя:

Предмет обязанностей (предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);

2 этапа исполнения обязанностей (разработка предложений и доведение их до сведения собственников помещений в доме);

Хронологические требования (разработка и доведение предложений не реже чем один раз в год);

Обязательное содержание предложений (расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятии.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу применения повышающего коэффициента к размеру платы за коммунальные услуги. В частности, указано следующее.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Это мера, направленная на стимулирование потребителей на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах.

Если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то вырученные с учетом повышающих коэффициентов средства формируют доходы, используемые на покрытие расходов по регулируемой деятельности.

Если исполнителем является управляющая компания, то средства формируют доходы, которые могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организации. Применение коэффициента в отношении потребителей не предусмотрено.

Разъяснено, как рассчитывать плату за отопление в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями).

Если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета, но все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета, то плата за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления теплоэнергии индивидуального прибора учета начисляться не может.

Для исключения расходов управляющих компаний по оплате стоимости теплоэнергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета.

Каждый собственник и проживающий на жилплощади гражданин наверняка хотя бы раз был заинтересован в том, что включает в себя квартплата и по каким принципам к ней применяется повышающий коэффициент. Так, например, ссылаясь на 154 статью в Жилищном кодексе Российской Федерации, счёт за потребление ресурсов для лиц, подписавших договор о социальном найме, включает в себя:

  • Платёж за наём жилой площади;
  • Взнос для содержания жилья;
  • Взнос для проведения капитального ремонта;
  • Сумма за получаемые коммунальные услуги.

Для физических лиц, которые владеют недвижимостью и находятся по месту жительства в квартире многоквартирного дома, счёт состоит из:

В каждом населённом пункте тарифы и размер оплаты несколько отличаются друг от друга и зафиксированы в подписанных договорах, заключаемых с управляющими организациями и компаниями, поставляющими тот или иной ресурс. Кроме того, для каждого жилого помещения насчитываются свои платежи исходя из общего метража, количества зарегистрированных проживающих лиц, наличия или отсутствия счётчиков, а также принятых региональных тарифов. Важно и то, что смета дохода составляется каждый год и включает в себя расходы по содержанию общей собственности, что также влияет на окончательные суммы в квитанциях.

Определение размера оплаты

Взносы, из которых состоит квартплата, рассчитывается с учётом содержания совместного имущества и планируемых ремонтных работ. Эти два пункта касаются не только нанимателей муниципального жилья, но и владельцев приватизированных квартир или комнат. Каждый из платежей должен быть рассчитан в соответствии с правительственными постановлениями Российской Федерации, в частности №491 от 13 августа 2006 года. Стоит принять к сведению, что правила поставки населению коммунальных услуг, на которые ссылались раньше при рассчетах, с 2016 года отменены.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):


Затраты, включённые в квитанцию, согласно правительственному постановлению (ремонт и содержание):


Размеры оплаты по коммунальным платежам зависят также от уровня благоустройства и качества тех услуг, которые населению предоставляются. Если кто-либо из граждан неудовлетворён качеством работы управляющих компаний или оно не соответствует установленным требованиям, законодательство предоставляет населению право требовать перерасчёт. Делается он после ряда тщательных проверок.

Величины повышающих нормативов

Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг для жилых помещений и общих домовых нужд предусмотрены правительственным постановлением №344 от 16 апреля 2013 года и №1380 от 17 декабря 2014 года. Однако в них не входит газоснабжение и водоотведение.


Ссылаясь на последние применяемые изменения, повышающий коэффициент составляет следующие показатели:

  • с 1 января по 30 июня 2015 года – 1,1;
  • с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1,2;
  • с 1 января по 30 июня 2016 года – 1,4;
  • с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1,5;
  • с 2017 года – 1,6.

Несмотря на такие, казалось бы, незначительные повышения, на практике, складывая суммы приходящих платёжек, разница всё же ощутима. Более того, норматив определяют с учетом повышающих коэффициентов, обусловливая своё решение отсутствием коллективных счётчиков, если технически установить их было можно возможно, но никто этого не сделал. Таким образом, государство подталкивает граждан к установке счётчиков в добровольно-принудительном порядке.

Важно также и то, что каждый субъект, относящийся к государственной власти, обязуется определять по каждой коммунальной услуге:

  • Базовый норматив по потреблению без повышения коэффициентом;
  • Повышенный норматив в потреблении с повышающим коэффициентом.

Согласно с этим, каждый населённый пункт обязан иметь соответствующий нормативный акт, включающий в себя и общие, и повышенные нормативы. Это значит, что даже соседи, живущие в одном доме, на одном этаже, имея одинаковый метраж квартиры и равное количество прописанных человек, могут уплачивать совершенно разные суммы, если у одних есть счётчики, а у других их нет.

Как изменились показатели нормативов

Положения первой части 157 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации и действующие ныне утверждённые правила устанавливают расчёт коммунальных услуг в соответствии с объёмом их потребления. Здесь применяются показатели счётчиков. Если же они не установлены, берутся общие нормативы потребления, к которым применяются повышенные коэффициенты.

Если человек получает раздельные платёжки по каждой предоставляемой ему услуге ЖКХ, а не единую через управляющую компанию, то сумма оплаты зависит от наличия учётных приборов. Например, ели счётчик на воду в квартире установлен, человек будет платить по его показаниям с учётом базового норматива. Если же счётчика на воду нет, то при расчёте суммы платежа в формуле будет применён повышающий коэффициент. Однако применять его будут только в том случае, если в данной квартире есть техническая возможность поставить счётчик, но собственник жилья этого не сделал из личных соображений. Если владелец не поставил счётчики по причине невозможности их установить, ему стоит позаботиться о том, чтобы это было зафиксировано должным образом. Имея на руках акт освидетельствования данного факта, он может рассчитывать на то, что к его платежам повышающие коэффициенты применять не станут.

Объёмы ресурсов

Когда поставщиком коммунальных услуг выступают управляющие компании, жилищные и жилищно-строительные кооперативы или товарищества некоммерческих собственников жилья, действуют следующие правила:


Разумеется, объёмы ресурсов при наличии счётчиков более объективны, что позволяет оплачивать именно то количество услуг, которые были реально использованы. В свою очередь это мотивирует граждан экономит природные ресурсы, что в условиях нынешней экологической обстановки не менее важно, чем экономия собственных финансовых средств.

Перенаправление платежей

Финансовые средства, которые переводятся гражданами в качестве оплаты за полученные ими коммунальные услуги, поступают в бюджет без переплат, если в их многоквартирном доме имеются общие домовые счётчики. Действует принцип: сколько получено – столько заплачено, без повышения нормативов и ссылаясь на показатели приборов учёта. Все условия поступления оплаты оговорены между сторонами, поставляющими ЖКУ и посредническими организациями, такими, как управляющие компании и ЖКХ.

Повышающий коэффициент, применимый при расчётах для граждан без счётчиков, создаёт излишек денежных средств. Эти средства идут на реализацию мероприятий, касающихся сбережения энергии и повышению её эффективности. Фактически, поступающая за счёт повышенных нормативов оплата спонсирует эти мероприятия, без которых корректное функционирование ЖКХ попросту не представляется возможным.

Поставщики, которые отвечают за предоставление услуг ЖКХ, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, имеют полномочия становиться инициаторами при внесении изменений в заключённый ранее основной договор между ними и управляющими компаниями.

Нежилая недвижимость и водоотводы

Касательно вопросов по расчёту оплаты коммунальных ресурсов, предоставляемых в жилые помещения потребителей и их нежилые объекты, можно отметить, что размеры платежей для нежилой недвижимости выше. Особенно это ощутимо при отсутствии счётчика. Если же учётный прибор установлен по всем правилам, но конкретные помещения внутри не имеют личных счётчиков, суммы платёжек по коммунальным услугам ЖКХ относительно нежилых помещений будут рассчитаны, ссылаясь на принятые в населённом пункте нормативы. Когда они не утверждены, в расчетах будут принимать участие общие государственные нормы.

Отдельно стоит выделить и водоотводы, по отношению к расчёту платежей за которые также применимы общие требования. Согласно им, если в жилой имеющейся квартире или ином помещении нет индивидуального счётчика на горячее и холодное снабжение водой, суммы уплаты по коммунальным услугам водоотвода будут определены в соответствии с принятыми в населённом пункте нормативами. Разумеется, дополнительно к ним будет применим и повышающий коэффициент, если счётчик не был установлен, не смотря на такую возможность.

Нормативы отопления

Особенности расчёта суммы оплаты коммунальных слуг в отношении отопления заключаются в том, что повышенный норматив по потреблению устанавливаются местной властью, выступающей субъектом Российской Федерации, если имеется утверждённый базовый коэффициент для конкретного населённого пункта. Повышающие коэффициенты будут применимы по отношению к потребителям каждого жилого и нежилого объекта недвижимости, который не оснащён соответствующим счётчиком, если есть возможность его установить. При отсутствии счётчиков, при расчёте платы будет взята во внимание общая площадь помещения.

Важно также, чтобы органы местного самоуправления и компании, предоставляющие коммунальные услуги, проводили не только агитацию населения по установке учётных приборов, но и информационные разъяснительные работы, для чего счётчик нужен и что он дает.

Как показывает практика, очень многие граждане действительно не понимают и не заинтересованы самостоятельно разбираться во всех недостатках и преимуществах учётных приборов, так как не желают обзаводить излишними заботами, связанными с их установкой и решением сопутствующих вопросов. Это и есть показатель плохо проводимой информационной работы среди российского населения.

Для льготных категорий

Ссылаясь на законы о сбережении энергетических ресурсов и мероприятиях по повышению энергетической эффективности, федеральное законодательство постановило, что все владельцы жилья обязаны установить у себя счётчики на воду, электричество и газ. Для физических лиц, которые пренебрегаю данными обязательствами, в соответствии с первой частью 157 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, при расчете суммы за коммунальные услуги предусмотрено применение повышающего коэффициента. Это своеобразная мера пресечения, позволяющая населению оставаться без учётного прибора, но обязывающая платить с каждым разом всё больше и больше.

Государственному бюджету стало невыгодно предоставлять льготы по средним показателям, так как часто они были чересчур завышены. Сейчас же на расчёт льгот влияют нормы потребления, имеющие ограничительные черты. Все показатели, превышающие граничную норму, льготные категории населения обязаны самостоятельно оплачивать без каких-либо скидок. Единственные, кого не затронуло данное изменение, это участники ВОВ и их семьи, ветераны труда и боевых действий, лица с ограниченными возможностями и семьи, опекающие детей-инвалидов.

Вечер добрый!

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
К НОРМАТИВАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с поступлением многочисленных обращений по вопросу применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг с 1 января 2015 года направляю прилагаемую к настоящему письму информацию по указанным вопросам и прошу довести ее до уполномоченных на установление нормативов потребления коммунальных услуг органов, а также иных заинтересованных лиц.

А.В.ЧИБИС

Приложение
к письму заместителя Министра
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от __________ N ______

ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НОРМАТИВАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. По вопросу расчета норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
Применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению и по водоотведению на общедомовые нужды) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 и от 17 декабря 2014 г. N 1380.
Повышающие коэффициенты составляют:
1. с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
2. с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
3. с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
4. с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
5. с 2017 года - 1,6.
Как следует из действующей редакции Правил N 306, определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.
В этой связи следует обратить внимание на следующее:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами N 306 необходимо определить для каждого вида коммунальных услуг:
- нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (далее - базовый норматив);
- нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (далее - повышенный норматив).
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется привести свои нормативные правовые акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующей редакцией Правил N 306, предусмотрев, что они должны содержать как «базовые нормативы», так и «повышенные нормативы» по указанным периодам их действия.
Необходимо отметить, что из взаимосвязанных положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 3 Правил N 306 полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). В этой связи применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего «повышенного норматива» потребления коммунальных услуг.
Следовательно, для применения исполнителем коммунальных услуг «повышенных нормативов» потребления коммунальных услуг необходимо принятие уполномоченным органом указанного выше нормативного акта.
При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего «повышенный норматив» потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления (за исключением случаев, установленных пунктами 60, 60(1), 60(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

2. По вопросу применения нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанных с учетом повышающих коэффициентов.
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из положений действующей редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться «повышенный норматив».
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется «базовый норматив».
Поскольку наличие или отсутствие технической возможности установки приборов учета выявляется на дату обследования, а в последующем, например, в результате ремонта или реконструкции, ситуация может измениться, в этой связи в целях определения необходимости применения «повышенных нормативов» Минстрой России полагает целесообразным проведение обследований многоквартирных домов и жилых помещений исполнителями коммунальных услуг с участием организаций, на которые решениями собственников многоквартирных домов возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Указанные обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения «повышенного норматива» при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей.
«Базовый норматив» также применяется при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также в домах, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), поскольку на такие дома не распространяется требование статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в части обеспечения оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 с 1 января 2017 года подпункт «у(1))» пункта 31 признан утратившим силу.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в пункт 21 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, введен п. 21(1), касающийся порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения.

3. По вопросу применения подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив:
а) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «в» пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124). При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения «базового» или «повышенного» нормативов.
Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей «повышенного норматива».
В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов), в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354;
б) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей «повышенных» или «базовых» нормативов.
Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей «повышенного норматива».
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей «повышенных» нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ.
Кроме того, выполнение исполнителем коммунальных услуг требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354 распространяется на случаи применения исполнителем «повышенного норматива», установленные пунктами 60, 60(1) 60(2) Правил N 354.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю в результате применения в отношении потребителей коммунальных услуг «повышенных нормативов» и повышающих коэффициентов к «базовым нормативам», осуществляется в соответствии с договором управления многоквартирным домом. При этом исполнитель коммунальных услуг в установленном ЖК РФ порядке инициирует внесение изменений в договор управления многоквартирным домом в части включения в перечень выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома соответствующих мероприятий по энергосбережению, финансирование которых осуществляется в соответствии с подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил N 354.

4. По вопросу расчета платы за коммунальные услуги потребителям в нежилых помещениях.
Размер платы за коммунальные услуги потребителям в нежилых помещениях с применением «повышенных нормативов» определяется только при расчете приходящейся на них платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также платы за коммунальную услугу по отоплению, в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
В случаях, когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, а расположенное в нем нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса в порядке, установленном Правилами N 354.

5. Особенности расчета размера платы за коммунальную услугу по водоотведению.
В отношении расчета платы за коммунальные услуги водоотведения в жилых помещениях применяется порядок, установленный в пункте 42 Правил N 354, при котором в отсутствие в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной и (или) прибора учета горячей воды размер платы за коммунальные услуги водоотведения определяется исходя из норматива потребления коммунальных услуг водоотведения. При этом соответственно применяются «повышенные нормативы» (при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета).

6. Особенности расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
«Повышенные нормативы» потребления коммунальной услуги по отоплению устанавливаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации только при утверждении им «базового норматива», рассчитанного в соответствии с Правилами N 306.
В таком случае «повышенные нормативы» применяются в отношении потребителей во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, не оснащенного общедомовым прибором учета тепловой энергии (при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), независимо от наличия или отсутствия в отдельных помещениях такого дома индивидуальных приборов учета тепловой энергии. Это обусловлено общим принципом распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещения в многоквартирном доме, предусмотренного пунктом 42(1) Правил N 354.
В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принято решение о применении (сохранении) порядка, предусмотренного пунктами 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, то при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются базовые нормативы.
Ко всему вышеизложенному Минстрой России считает значительно важным проведение органами местного самоуправления, а также исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями информационно-разъяснительной работы с гражданами-потребителями коммунальных услуг об обязательности учета используемых коммунальных ресурсов с применением соответствующих приборов учета, о необходимости их установки, в том числе доведение до сведения потребителей информации о необходимости представления в адрес исполнителя коммунальной услуги акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, предусмотренного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, и наличие которого является необходимым для применения при расчете размера платы за коммунальную услугу соответствующего вида норматива потребления коммунальной услуги («базового» или «повышенного»).

ИА SakhaNews . С 1 января 2017 года при расчетах за электроэнергию по нормативам потребления применяют повышающий коэффициент. Что это за коэффициент, в каких случаях его используют? На эти и другие вопросы отвечает директор Энергосбыта ПАО «Якутскэнерго » Наталья Корягина , текст интервью которой ИА SakhaNews предоставила пресс-служба энергокомпании.

– Наталья Юрьевна, в каком случае применяют повышающий коэффициент?

– 26 декабря 2016 года принято постановление Правительства РФ №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». В этом документе есть конкретное указание на применение повышающего коэффициента (ПК). Применение ПК – одна из мер в реализации федерального законодательства.

С 1 января этого года повышающий коэффициент равен 1,5. Во-первых, этот коэффициент применяется для расчетов с собственниками помещений, не установившими индивидуальные приборы учета при наличии технической возможности их установки. Во-вторых, к тем, кто не обеспечил своевременную замену вышедшего из строя прибора учета.

Таким образом, государство стимулирует собственников жилья к установке приборов учета и расчетам за коммунальные услуги по их показаниям, поскольку оплата по нормативу, как я уже говорила, становится экономически невыгодной.

Кроме этого, применение повышающего коэффициента возможно, если в течение трех месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета, а срок его эксплуатации истек более трех месяцев назад.

Также повышающий коэффициент будет применен, если исполнителя коммунальной услуги не допустят для проверки приборов учета два и более раз. Все это оговорено в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Применение повышающего коэффициента при расчетах платы – это мера стимулирования потребителей, предназначенная для энергосбережения и рационального потребления коммунальных ресурсов.

– В каких случаях повышающий коэффициент не применяют?

– Предусмотрены они для абонентов, которые не могут установить счетчик по техническим причинам. Это должно быть подтверждено соответствующим актом. В данном случае жильцы платят как и раньше – по нормативу без повышающего коэффициента.

– 1,5 – коэффициент максимальный?

– Это не предельная величина. В случае несанкционированного подключения оборудования потребителя к инженерным системам для расчета объема потребления коммунального ресурса, при невозможности определения мощности подключенного оборудования, может применяться повышающий коэффициент равный 10.

Иными словами абонент, допустивший потребление электроэнергии в обход прибора учета, обязывается оплатить объем похищенного ресурса. Его размер может исчисляться либо из круглосуточной работы всех безучетно подключенных электроприборов, либо исходя из норматива потребления электроэнергии, умноженного на 10. Также ПК применяется в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. В этом в случае при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников. В результате суммы, предъявленные в этом году к оплате нарушителям, значительно вырастут.

Именно об этом сказано в изменениях, внесенных Постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг гражданам». Эти изменения вступили в силу в январе этого года.

Более того, в новой редакции постановления дано подробное разъяснение понятия «несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта». Теперь нарушением является не только отсутствие контрольных пломб на электросчётчике и явные повреждения прибора учёта, позволяющие осуществлять вмешательство в его работу, но и наличие других механических повреждений. Это не предусмотренные изготовителем отверстия и трещины, а также не полное прилегание стекла индикатора. Все эти нарушения будут свидетельствовать о неучтённом потреблении электроэнергии.

– Точнее с 23 по 28 число каждого месяца. И это тоже в интересах потребителя. Напомню, что по законодательству абонент обязан рассчитаться за коммунальные услуги с 1 по 10 число месяца, следующего за расчетным.

В связи с этим Энергосбыт рекомендует потребителям скорректировать свой «календарь плательщика коммунальных услуг». На самом деле просто нужно запомнить, что в конце текущего месяца потребитель передает показания в Энергосбыт. А с 1 по 10 число следующего месяца вносит оплату любым удобным способом – по счету-квитанции, составленной по показаниям, которые передал абонент в конце месяца.

В противном случае непредставления показаний в установленный законодательством срок плата за коммунальную услугу определяется исходя из среднемесячного объема потребления с последующим перерасчетом по данным приборов учета. По истечении трех месяцев расчет будет производиться по нормативам.

– Какие способы передачи показаний приборов существуют?

– Потребители могут передавать показания приборов учета: через личный кабинет на сайте «Якутскэнерго » (информация о регистрации в личном кабинете размещена на сайте), по телефонам контакт-центра Энергосбыта: 8-800-100-22-05, (8 4112) 498-498. Можно воспользоваться электронной почтой: [email protected]. Передать показания можно в любом пункте приема платежей Энергосбыта, обратившись к кассиру.

Жители Якутска и пригородных населенных пунктов могут это сделать с помощью ящика для сбора показаний приборов учета в Центре обслуживания потребителей «Якутскэнерго » (ул.Ф.Попова, 21), районов и улусов – обратившись в отделения и участки Энергосбыта по месту жительства. Способов передачи много, каждый может выбрать удобный для себя вариант.

Энергосбыт осуществляет реализацию электрической и тепловой энергии в 20 улусах (районах) республики, расположенных на территории Центрального, Западного и Южно-Якутского энергорайонов.

Справка:

ПАО «Якутскэнерго » – дочернее зависимое общество Группы “РусГидро” и основной гарантирующий поставщик электрической энергии в Республике Саха (Якутия), осуществляющий деятельность на всей территории субъекта РФ.

В состав «Якутскэнерго » входят Каскад Вилюйских ГЭС им. Е.Н.Батенчука, Якутская ГРЭС, Якутская ТЭЦ. Два предприятия электрических сетей обеспечивают транспортировку электроэнергии до потребителей. Энергосбыт осуществляет реализацию электрической и тепловой энергии и услуг ЖКХ на всей территории республики.

ПАО «Якутскэнерго » владеет пакетами акций АО «Сахаэнерго», АО «Теплоэнергосервис», АО «Якутская энергоремонтная компания», АО «Энерготрансснаб».

Установленная электрическая мощность объектов «Якутскэнерго » составляет 1 216,275 МВт, тепловая – 1174,367 Гкал/ч. Протяженность высоковольтных линий по цепям – 24 641,6 км.

Группа «РусГидро» – один из крупнейших российских энергетических холдингов, объединяющий более 90 объектов возобновляемой энергетики в РФ и за рубежом, тепловые электростанции и электросетевые активы на Дальнем Востоке, а также энергосбытовые компании и научно-проектные институты.

Установленная мощность электростанций, входящих в состав РусГидро, включая Богучанскую ГЭС, составляет 38,9 ГВт.

По какой формуле рассчитывается норматив и сверхнорматив по ОДН за электричество? Где установлен повышающий коэффициент. Может ли повышающий коэффициент относиться к тарифу. Или только к нормативу. если нет технической возможности установить ОД, применяется ли повышающий коэффициент

Ответ

Плата за ОДН рассчитывается по нормативу. Специальной формулы расчета нет. Тарифы утверждаются региональными властями. Для определения размера платы надо тариф умножить на норматив, который также определяется региональными властями. Данные правила действуют, если в доме выбрана управляющая организация.

В остальных случаях плата за ОДН считается в соответствии по п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Нормативы ОДН определяются также на региональном уровне.

Повышающие коэффициенты не применяются к случаю, когда плата за ОДН входит в состав платы за содержание общего имущества.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Управление МКД» .

«С 1 января 2017 года применяются положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату:

  • холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, а также
  • отведения сточных вод в целях содержания такого имущества.

Эти положения закреплены в пункте 2 части 1, пункте 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

Для реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения Правительство РФ утвердило постановление от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498).

Это постановление изменило:

  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491);
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее - Правила № 124);
  • Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).

Внесенные изменения предусматривают:

  • случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД (далее - коммунальные ресурсы на СОИ);
  • случаи и порядок начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее - ОДН);
  • новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО) коммунальных ресурсов, используемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК для содержания общего имущества.

В чем отличие коммунальных ресурсов на СОИ от коммунальных услуг на ОДН

С 1 января 2017 года холодная вода, горячая вода, электрическая энергия и отведение сточных вод, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, - это:

  • либо коммунальные ресурсы на СОИ;
  • либо коммунальные услуги на ОДН.

Все зависит от способа управления МКД.

Если домом управляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, то речь идет о коммунальных ресурсах на СОИ. Дело в том, что с 1 января плата за перечисленные выше ресурсы по общему правилу входит в плату за содержание жилого помещения. Это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ и пунктами 29, 33 Правил № 491. Однако перечисленные ресурсы относятся к коммунальным услугам на ОДН, если собственники помещений:

  • не выбрали способ управления;

В каждом из этих трех случаев плата за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, включается в плату за коммунальные услуги. Это установлено частью 5статьи 154 Жилищного кодекса РФ и пунктом 40 Правил № 354. В то же время отопление всегда считается коммунальной услугой. Независимо от выбранного способа управления МКД ее нужно оплачивать совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Это закреплено в абзаце 2 пункта 40 Правил № 354.

Потребители должны оплачивать коммунальные ресурсы на СОИ в рамках платы за содержание жилого помещения. Это установлено пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Первоначально при включении расходов на оплату этих коммунальных ресурсов в плату за содержание жилого помещения их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Для первого включения принимать решение на общем собрании собственников помещений не требуется. Это закреплено в части 10 статьи 12 Закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 176-ФЗ).

После первого включения размер расходов на оплату коммунальных ресурсов на СОИ нужно определять исходя из нормативов их потребления. Это определено абзацем 4 пункта 29 Правил № 491.

Нормативы потребления должны утвердить уполномоченные органы субъекта РФ в порядке, который предусматривают региональные нормативные акты. Это установлено пунктом 3Правил № 306.

Срок для утверждения - до 1 июня 2017 года. До того как нормативы утвердят, нужно применять нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН, которые установлены субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Это предусматривают пункты 2-3 Постановления № 1498.

Нормативы должны утвердить исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ и услуг, услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - Минимальный перечень). Это следует из пункта 2 Правил № 306. Если перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД превышает Минимальный перечень, то собственники помещений вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение коммунальных ресурсов сверх установленного норматива. Это закреплено в абзаце 4 пункта 29 Правил № 491.

Внимание: после первоначального включения расходов на коммунальные ресурсы на СОИ для изменения их размера требуется решение собственников помещений. Если субъект РФ утвердил норматив потребления коммунальных ресурсов на СОИ, но собственники не приняли указанное выше решение, то расходы на эти ресурсы нужно учитывать:

  • в составе платы за содержание жилого помещения;
  • в размере норматива, действующего на дату выставления платы;
  • без изменения размера платы за содержание общего имущества.

А значит, в результате изменится доля расходов на содержание общего имущества в МКД.

Такая позиция изложена в пункте 3 письма Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».

Порядок расчетов с РСО определен в пункте 21 Правил № 124.

Если МКД оборудован ОДПУ, то объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, нужно определять по показаниям этого ОДПУ за вычетом объема, потребленного в нежилых помещениях по прямым договорам с РСО. Если МКД не оборудован ОДПУ, то такой объем необходимо определять по формуле, приведенной в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124, исходя из норматива потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества. Если исполнитель не обязан оплачивать коммунальный ресурс в полном объеме, то он должен оплатить коммунальный ресурс на СОИ:

  • в объеме норматива потребления при отсутствии ОДПУ или
  • в объеме разницы показаний ОДПУ и всего объема, который должны оплатить потребители.

Это предусмотрено пунктом 21(1) Правил № 124.

Такие ситуации возможны, например, в случаях, если:

  • собственники решили сохранить прежний порядок предоставления и расчетов за коммунальные услуги при смене непосредственного управления (ч. 18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ);
  • РСО воспользовалось правом на односторонний отказ от договора с исполнителем (п. 30 Правил № 124).

Если МКД управляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, то потребитель вносит плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении. Коммунальные услуги на ОДН не начисляются. Коммунальный ресурс на СОИ нужно оплачивать в рамках платы за содержание жилого помещения.

Потребители оплачивают коммунальные услуги на ОДН отдельно от коммунальных услуг, потребленных в жилых или нежилых помещениях, в случаях, если собственники:

  • выбрали непосредственное управление МКД;
  • не выбрали способ управления;
  • не реализовали выбранный способ управления.

Это предусмотрено пунктом 40 Правил № 354 и частью 5 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, за исключением отопления, закреплен в пункте 42 Правил № 354.

Плату за коммунальные услуги, потребленные на ОДН, нужно определять в порядке, который установлен пунктами 44-46 Правил № 354.

Плату за отопление необходимо рассчитывать без разделения на потребление внутри помещения или на ОДН в порядке, установленном пунктами 42(1) и 42(2) Правил № 354. Начисление зависит от установленного субъектом РФ способа оплаты:

  • в течение отопительного периода;
  • равномерно в течение календарного года.

Потребителям в нежилых помещениях исполнитель начисляет плату за отопление в порядке, определенном пунктом 43 Правил № 354*.»



Поделиться