Анализ нормирования труда на предприятии ооо "альтаир". Анализ состояния нормирования труда

13.2. Оценка состояния нормирования труда

Каждая норма труда выполняет на предприятии функции: меры труда, меры его вознаграждения, основы планирования, контроля, организации производства и проектирования новых предприятий и др. Она является важным фактором ценообразования, критерием рациональности организации производственных процессов, показателем при оценке достигнутых результатов деятельности, социальной защиты работников. Такого рода оценки и критерии могут быть объективными лишь в том случае, когда в их основу положены обоснованные нормы. Качество норм и, в частности, их напряженность в значительной степени определяются качеством нормативов времени, которые являются основой для их расчета.

Оценка состояния нормирования труда должна осуществляться с точки зрения уровня качества (точности) норм как главного продукта нормировочной деятельности, их способности отражать внешние и внутренние условия производства. Точность норм - одна из важных и весьма сложных теоретических и методических проблем. При ее решении нужно исходить из следующих предпосылок.

Во-первых, установление норм - это не самоцель. Норма - база планирования и организации производства, организации заработной платы; важное средство воздействия на производительность труда и оценка его уровня; неотъемлемый элемент управленческой деятельности. Из этого следует, что требуемая точность норм определяется тем, какая она нужна для планирования и организации производства и т.д.

Таким образом, нормы имеют обширную область использования; от точности их установления зависит точность расчета большого числа показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия. Вероятно, из всех областей использования норм нужно для каждых условий производства выбрать ту, для которой необходима наивысшая точность норм.

Во-вторых, точность - это всегда не абсолютная, а относительная оценка, требующая базы, относительно которой она устанавливается. Следовательно, необходимо решать вопрос, что должно служить базой. Если предположить, что база найдена, то в зависимости от метода установления обоснованных норм их точность будет зависеть выбора объекта исследования, восприятия и описания трудового процесса, регистрации процесса, выбора факторов и их формулирования, выбора системы построения нормативов (формы карт и т.д.), измерения времени (режимов) и его регистрации, расчета средних величин (в том числе влияния числа наблюдений и методов расчета), вывода закономерностей и расчетных формул, определения градаций факторов, расчета значений времени (режимов), в том числе округлений.

Точность нормативной величины зависит от:

а) объективной ошибки;

б) субъективной ошибки.

Субъективная ошибка, связанная с исполнителем, устанавливающим норму, определяется: уровнем и качеством подготовки нормировщика, профессиональной пригодности, знанием основных нормообразующих факторов, учета стратегии поведения предприятия на рынке.

Качество и точность норм труда в решающей степени обусловливаются состоянием нормирования труда на том или ином уровне народного хозяйства. Так как в условиях рыночных отношений деятельность в области нормирования труда смещается на уровень отдельного предприятия, то качество норм труда будет определяться общим состоянием системы нормирования труда на предприятии. Вопросам оценки качества норм труда и состояния нормирования труда на предприятии посвящен целый ряд работ отечественных специалистов. Сегодня акцент должен быть сделан не столько на оценку состояния системы норм труда, сколько на влияние уровня нормирования труда на другие показатели деятельности предприятия. Если ранее механизм оценки качества норм действовал в рамках достижения величины устанавливаемой плановой трудоемкости или же при введении новых условий оплаты труда, то сегодня такой механизм должен быть настроен на иные критерии и иметь другие цели своей реализации.

Оценка уровня нормирования труда на предприятии должна выступать составляющей частью общей работы по анализу деятельности предприятия, оценке основных экономических показателей. Основополагающим критерием уровня нормирования труда, оценки качества норм будет выступать степень соответствия уровня качества норм, их точности возможностям реализации предприятием стратегии поведения на рынке, выражающуюся в достижении такого объема производства, который бы обеспечивал удовлетворение соответствующей величины рыночного спроса. Абсолютная величина норм труда, уровень их качества и их точность должны обеспечивать реализацию основной цели деятельности предприятия.

Задачей сегодняшнего дня является критическое переосмысление существующих подходов к оценке состояния нормирования труда, анализ пригодности использования ряда показателей для этих целей, построение таких методов оценки, которые в полной мере отвечают потребностям рыночной экономики.

Современный анализ качества норм должен проводиться с целью систематического контроля за состоянием нормирования труда и разработки на этой основе мероприятий, направленных на его улучшение.

Задачи анализа:

Общая оценка качества всей совокупности действующих на предприятии норм;

Оценка качества норм по отдельным подразделениям предприятия и группам рабочих по цехам, участкам, видам работ, профессиям, разрядам;

Проверка качества норм на отдельных рабочих местах и операциях;

Установление причин отклонений в напряженности норм.

В зависимости от периодичности, методов проведения, детализации и широты исследуемых показателей различают три вида анализа: оперативный, целевой, анализ конкретных норм.

Оперативный анализ проводится на основе статистических данных в строго определенные сроки и по установленным формам.

Его цель - систематический контроль за показателями, характеризующими состояние нормирования труда, и выявление производственных участков, цехов, а также отдельных групп норм, где необходим более глубокий анализ.

Целевой анализ носит не столь систематический характер; он проводится по мере необходимости исходя из результатов оперативного учета и анализа. В его задачи входит более глубокое исследование состояния нормирования в отдельных подразделениях предприятия и по группам норм, где наблюдаются устойчивые отклонения в напряженности.

С помощью целевого анализа устанавливаются причины отклонений и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Анализ конкретных норм производится обычными методами технического нормирования: наблюдением, сопоставлением с нормативами. Он применяется в двух случаях: как составная часть и дальнейшее развитие целевого анализа и в качестве самостоятельного исследования по проверке качества норм.

При оперативном и целевом анализе в основном используются статистические данные. Анализ конкретных норм базируется обычно на результатах специальных наблюдений (фотографии рабочего времени, хронометражи).

Анализ качества норм должен проводиться как по предприятию в целом, так и в отдельных его цехах. Организация и методическое руководство этой работой осуществляется отделом труда и заработной платы предприятия.

Последовательность анализа должна быть единообразной:

Общая оценка всей массы норм;

Оценка составляющих ее групп;

Выборочная проверка норм.

При анализе норм в масштабе предприятия целесообразно проводить исследования по:

Цехам и производственным участкам; видам работ (профессиям).

Работа по проведению исследований и анализа качества нормирования должна соответствовать современным условиям деятельности предприятия, т.е. быть достаточно простой, нетрудоемкой, опираться на минимальное количество исходных данных и в то же время давать полную и исчерпывающую информацию о качестве норм труда.

В современных условиях для анализа качества норм труда следует шире использовать методы математической статистики. По сравнению с методами сопоставительного анализа на основе отчетных данных они, несмотря на требования специальной подготовки, позволяют дать общую оценку качества норм, оценить состояние нормирования труда по подразделениям, участкам, рабочим местам, видам работ и профессиям, установить причины отклонений в напряженности норм.

Эффективность анализа определяется объемом исходных данных системы сбора, которую современным предприятиям необходимо строить заново. Построение такой системы должно отвечать принципам комплексности, целесообразности, минимизации затрат, выступая основной частью общей системы сбора и анализа основных показателей деятельности предприятия.

Анализ работ, посвященных вопросам оценки состояния нормирования труда, позволяет сделать вывод: большинство авторов в качестве критериев качества нормирования труда выделяют следующие показатели:

Уровень выполнения норм, свидетельствующий об их точности, т.е. о том, насколько действующие нормы соответствуют организационно-техническим условиям работы; данный показатель указывает также на то, насколько умело руководители подразделений (цехов, производств) используют премиальные положения и структуру заработной платы, а также характеризует уровень производительности труда работников;

Степень напряженности норм, дающая представление о том, каких усилий (незначительных или больших) требуется от рабочего для выполнения установленной нормы. Рассматриваемое понятие аналогично понятиям жесткости, реальности, точности норм;

Прогрессивность норм, показывающая соответствие действующих на предприятии норм организационно-техническому уровню, заложенному в межотраслевых и отраслевых нормативах;

Удельный вес работников, труд которых нормируется.

Данная система показателей оценки уровня нормирования труда строилась в условиях плановой экономики и с определенной степенью объективности позволяла судить о качестве нормирования как на уровне народного хозяйства, так и отдельно предприятия. Проведенный анализ показывает, что данная система критериев может быть использована и в условиях рыночных отношений, но при условии большей направленности на оценку состояния нормирования труда на уровне предприятия, учета особенностей определения данных показателей в современных условиях, а также пересмотра доли влияния каждого из показателей на величину общей оценки.

Так, рассматривая показатель напряженности норм, следует иметь в виду, что абсолютная величина нормы сама по себе не может характеризовать уровень ее напряженности. Напряженность норм - величина относительная. Чтобы определить количественную величину данного показателя, его уровень (У„), величину нормы {Нвр), рассчитанной по отраслевым и межотраслевым нормативным материалам, сопоставляют со временем, необходимым для выполнения этой работы в данных организационно-технических условиях, или временем, определяемым с учетом технико-технологических, экономических, организационных, психофизиологических, социальных ограничений.

Величина необходимого времени индивидуальна для каждого рабочего места, и измениться она может только при совершенствовании организационно-технических условий работы и самого трудового процесса. Причем такое изменение может происходить скачкообразно (при внедрении новой техники, более рациональной организации труда) или постепенно (вследствие роста квалификации и навыков).

Если известен процент выполнения норм (Кип), то величина напряженности норм может быть определена по следующей формуле.

В связи с исключением в современных условиях практики выведения уровня заработной платы посредством корректировки величины нормы труда, показатель уровня выполнения норм труда приобретает большую объективность, следовательно, практическую значимость при анализе состояния нормирования труда.

На уровне рабочего места в зависимости от конкретных производственных особенностей коэффициент (процент) выполнения норм определяется.

Выполнение норм по участку, цеху или предприятию определяют: по фактически отработанному времени или как показатель выполнения нормы при отсутствии каких-либо организационно-технических неполадок (Котр); по сменному (календарному) времени или как показатель выполнения нормы при данных конкретных условиях работы (КС1)).

Тбрр - затраты времени на исправление брака по вине рабочего. В силу того, что уровень выполнения норм складывается под влиянием двух факторов - напряженности и производительности труда работника - возникает необходимость определения как оптимальной средней, так и предельной величины выполнения норм по совокупности работников с целью проведения анализа уровня напряженности, а также границы уровня выполнения норм для отдельного исполнителя.

Данных об абсолютном уровне выполнения норм еще недостаточно для оценки уровня их напряженности. За средними показателями может скрываться невыполнение норм одними группами работников и значительное их перевыполнение другими. Поэтому для подробного анализа качества норм его необходимо дополнить рассмотрением распределения рабочих по уровню выполнения норм, что позволит судить об организации работы по нормированию труда на предприятии, проанализировать причины невыполнения и перевыполнения норм. Следовательно, сравнение норм по напряженности, исходя из среднего процента выполнения, в современных условиях можно проводить лишь внутри предприятия (ввиду отсутствия возможности сбора данных по группам предприятий, отраслям и т.д.) и только там, где формы распределения процента выполнения по численности рабочих достаточно близки.

Методикам построения, анализа графиков нормального распределения работников по уровню выполнения норм в отечественной научной и методической литературе посвящены многие публикации. Поэтому достаточно отметить, что использование данного элемента математико-статистического анализа будет достаточно эффективным при оценке уровня нормирования труда на предприятии. При этом действенная система нормирования труда будет характеризоваться такой кривой распределения рабочих по степени выполнения норм, которая стремится к нормальному распределению с выраженной правосторонней скошенностью (рис. 26). Чем выше уровень нормирования на предприятии, тем выраженнее становится правосторонняя скошенность и растет высоковершинность. На этой основе можно задать основные критерии оптимальности такой кривой:

Высоковершинная (наибольшее количество рабочих должно группироваться в окрестностях 100%);

Правосторонняя скошенность (большая доля рабочих должна выполнять и перевыполнять нормы).

На практике так и остался нерешенным вопрос об оптимальности величины процента выполнения норм. За оптимальную величину различные предприятия принимали 100, 110, 115 и даже больший процент. По-видимому, предельные границы выполнения норм, превышение которых приводит к необходимости их пересмотра, будут определяться исходя из конкретной производственной обстановки с учетом анализа зарплатоемко-сти продукции, сопоставления темпов роста производительности труда с темпами роста средней заработной платы, степени мастерства, компетентности исполнителей и др. В то же время высокий уровень нормирования труда, отвечающий современным условиям, оптимальный уровень напряженности норм, учитывающий весь комплекс влияющих факторов, предполагают достижение такой величины среднего процента выполнения норм на предприятии или в структурном подразделении, которая находится в пределах 100-105%.

В условиях разрушения нормативной базы, на основе которой осуществляется расчет норм труда, или применения устаревших, часто не отвечающих существующим условиям труда нормативных материалов возникает необходимость оценки уровня прогрессивности норм с учетом удельного веса обоснованных норм (включая все влияющие факторы), а также степени ориентации действующих норм на использование достижений и навыков лучших работников, их производственного опыта, знаний, умений и квалификации. В целях получения более точных результатов удельный вес обоснованных норм следует определять как отношение трудоемкости работ, осуществляемых по обоснованным нормам, к общей трудоемкости всех выполняемых работ и уточнять данный расчет при помощи математико-статистического анализа.

Уровень нормирования труда на предприятии в значительной степени определяется широтой охвата нормированием труда различных категорий персонала предприятия.

Невозможно достигнуть значительных результатов деятельности там, где одна часть работников и видов работ исследуется с точки зрения их нормирования, а другие работники, не являющиеся объектом нормирования труда, имеют значительные затраты труда вследствие применения неэффективных методов исполнения работ, потерь рабочего времени, выполнения несвойственных функций и т.д. Однако было бы неразумно однозначно стремиться к стопроцентному охвату нормированием труда всех работников или всех видов работ, что на практике весьма часто невозможно сделать. В этом случае может быть использован подход, позволяющий осуществить первоочередной выбор работ (операций), следовательно, работников с целью изучения и нормирования их трудовых функций. При выборе объекта нормирования необходимо учитывать влияние трех факторов: экономической или финансовой эффективности, технологического и социального.

Фактор экономической или финансовой эффективности предполагает выбор таких объектов нормирования, как:

1) ключевые операции, создающие большую долю прибыли или составляющие значительную долю производственных затрат, а также операции, протекающие с наибольшими производственными потерями. В данном случае выбор операций с подобными свойствами в значительной степени мог бы облегчить Парето-анализ ранжирующей совокупности работ по степени их значимости в общей величине прибыли или издержек;

2)» операции, от которых зависит выполнение других жизненно важных процессов или которые имеют длительный производственный цикл;

3) трудоемкие операции, состоящие из повторяющихся элементов, выполнение которых будет продолжаться длительный период времени;

4) транспортные операции, осуществляющие перемещение материальных ресурсов на большие расстояния и требующие значительных затрат труда.

Технологический фактор предполагает предварительный анализ производственного и трудового процесса с точки зрения внедрения новой техники и технологии. В противном случае технологические усовершенствования только подчеркнут неэффективность организации производства и труда на данном участке.

Требования социального фактора вынуждают выделять для нормирования операции, вызывающие чувства неудовлетворенности у работников по причине своей монотонности, высокой доли ручного труда, опасного влияния на здоровье человека и т.д.

Приоритетным направлением расширения сферы нормирования труда на предприятии становится нормирование всех видов работ, относящихся к наиболее значимой единице изделия, а не стремление к максимальному охвату нормами занятого персонала, независимо от того, какая работа выполняется в данный момент.

Для более точного анализа качества нормирования труда можно использовать подход, разработанный НИИ труда (31). Хотя данный подход достаточно трудоемкий и требует наличия хорошо построенной системы сбора и учета первичной информации, полученные результаты, обеспечивают высокую точность и позволяют делать выводы не только о состоянии нормирования труда, но и об уровне организации производства и труда по изучаемому объекту в целом.

Анализ состояния нормирования труда проводится для рабочих-сдельщиков, рабочих повременщиков и инженерно-технических работников и служащих с последующим определением интегрального показателя уровня нормирования труда.

Для рабочих-сдельщиков на основе статистической и оперативной информации производится ежемесячный оперативный анализ по структурным подразделениям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. На основе полученных результатов осуществляется целевой анализ.

Процедура анализа завершается определением количественной оценки состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков, который включает в себя определение.

Однако здесь необходимо учитывать, что структура действующих норм неоднородна. Для этого используется коэффициент корректирования показателя напряженности норм (КСд), определяемый по формуле.

При анализе состояния нормирования труда рабочих-повременщиков, так же как и для сдельщиков проводится оперативный анализ. Затем на его основе определяется количественная оценка, характеризующая уровень нормирования труда данной категории работников. Количественная оценка уровня нормирования труда рабочих повременщиков включает в себя следующие показатели:

1. Охват нормированием труда рабочих-повременщиков.

2. Удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основе межотраслевых и других более прогрессивных нормативов.

3. Долю роста производительности труда, нашедшую отражение в нормах.

Важное значение при анализе имеет учет величины эффективности замены и пересмотра норм у рабочих-повременщиков, которая определяется количеством условно высвобожденных работников. Величина условно высвобожденных работников в результате замены и пересмотра норм может быть учтена через индекс производительности труда, нашедший отражение в нормах (Ипн).

Для определения доли прироста производительности труда, нашедшей отражение в нормах, необходимо установить общий рост производительности труда рабочих-повременщиков, определяемый по формуле.

На основании частных показателей уровня нормирования труда каждый категории работающих (рабочих, ИТР и служащих) может быть определен общий интегральный показатель, характеризующий в целом уровень нормирования труда в подразделении.

Планированию норм предшествует анализ состояния нормировнаия труда. Состояние нормирования труда и резервы его улучшения выявляются в результате анализа нормирования труда, то есть критического рассмотрения всех составляющих его элементов с целью выяснения положительных и отрицательных сторон в этой деятельности, причин и факторов, их определяющих.

В зависимости от регулярности проведения, масштабов и глубины исследования анализ бывает:

1) Оперативный анализ проводится по мере необходимости и, как правило, носит узконаправленный характер. Он применяется, например, при проверке величины, структуры и степени выполнения нормы по конкретным операциям или видам работ.

2) Текущий анализ проводится по материалам стат. отчетности о выполнении плана по труду.

3) Итоговый анализ - наиболее подробный, проводится раз в год по окончании планового периода. При его проведении используются материалы годовой отчетности, данные оперативных и текущих анализов, другая документация, характеризующая состояние нормирования труда.

Анализ нормирования труда осуществляется с использованием приемов, широко применяемых в различных видах экономического анализа. Все большее применение получают экономико-математические методы анализа, позволяющие изучать влияние на исследуемый объект множества факторов, связанных с ним сложными зависимостями.

Первое направления анализа - изучение степени охвата работников нормированием труда -с целью выявления резервов для расширения сферы нормирования труда. Здесь определяются несколько показателей: число работников промышленно-производственного персонала, труд которых может нормироваться; число работников, труд которых фактически нормируется на предприятии, включая работников, для которых установлены технически обоснованные нормы, и число работников, для которых установлены нормы на основе межотраслевых и отраслевых нормативов по труду.

Изучая охват работников нормированием труда, следует выяснить численность работников, труд которых нормируется по технически обоснованным нормам времени (выработки), обслуживания, численности, в том числе рассчитанным по межотраслевым и отраслевым нормативам.

Вторым направлением анализа нормирования труда является анализ качества норм труда. Он преследует цель установления степени обоснованности и прогрессивности действующих на предприятии норм труда и выявления резервов для их совершенствования.

Качество норм труда характеризуется степенью их соответствия необходимым затратам труда для данных организационно-технических условий производства. Как правило, необходимые затраты труда меньше конкретных норм на определенный вид работ. Чем меньше различие между ними, тем выше качество норм труда.

Отношение необходимого времени на производство единицы работ (изделия) к времени по установленной на предприятии норме является показателем напряженности нормы. Если, например, необходимые затраты времени (В) на производство изделия составляют 35 мин., а норма времени (Н) - 40 мин, то напряженность нормы равна 0,88 (35/40). Оптимальная напряженность норм равна 1.

Важным требованием технического нормирования труда является обеспечение равной напряженности норм на предприятии. Это достигается в том случае, если абсолютные значения норм, принятых на предприятии, прямо пропорциональны необходимым затратам времени на нормируемые работы.

Третье направление анализа - анализ обеспеченности предприятия нормативно-методическими материалами для нормирования труда и их качества - проводится для вскрытия резервов улучшения нормирования на основе лучшего использования централизованно разработанных методических материалов по нормированию труда, нормативов по труду, а также для выяснения степени их прогрессивности.

Четвертое направление - анализ организации нормирования труда - направлен на выявление резервов совершенствования нормирования труда за счет лучшей организации нормировочной работы на предприятии. Изучаются состав и функции подразделений и отдельных работников, занимающихся нормированием труда, степень централизации функций нормирования труда на предприятии, обеспеченность кадрами экономистов но труду, уровень квалификации нормировщиков, их загруженность работой по нормированию труда. Необходимо установить численность персонала, занятого нормированием труда, организационную схему его размещения на территории предприятия (централизованную или децентрализованную), состав подразделений, занятых нормированием труда, и фактически выполняемые ими функции.

Планирование работ по нормированию труда: этапы разработки норм труда

Работа по планированию и установлению норм труда включает несколько последовательных этапов. Наиболее эф. зарекомендовала себя система, принятая на ВАЗе (рис). Этой системой предусматривается четыре этапа.

На первом этапе технологическими службами рассчитываетсямашинное и машинно-автоматическое вр. Такие расчеты выполняют, руководствуясь треб-ями рабочих чертежей, проектируемыми технологическими процессами, оптимальной подборкой обор-я, на основе паспортных данных обор-я, хар-к инструмента и приспособлений.

Второй этап явл-ся продолжением первого, т.к. здесь заканчивается цикл окончательной разработки проектной нормы. В этот период окончательно определяются проектные орг.-технические усл-я, рассчитываются эл-ты работ, относящиеся ко вр. облслуж-я раб. мест и всомогательному вр. При этом м.б. использованы как централизованно разработанные общемашиностроительные и отраслевые нормативы, так и микроэл-ное нормирование.

Третий этап начинается с момента начала пр-ва новой продукции. в этот период с помощью хронометража проверяются все установленные расчетным путем Нвр на раб. местах. Выявленные отклонения проектных норм от фактических затрат явл-ся предметом анализа и разработки мероприятий по приведению их в соответствие. Т.о. устанавливаютсяокончательные нормы затрат тр. по операциям.

Четвертый этап продолжается до снятия изделия с пр-ва. Изменение действующих норм происходит в соответствии с внедрением орг.-технических мероприятий, оказывающих влияние на изменение тр. затрат.

Описанный порядок НТ позволяет еще до запуска нового изделия в пр-во рассчитать технически обоснованные Нвр и поддерживать высокий ур. их напряженности до снятия изделия с пр-ва.

Пересмотра норм труда

Действующие нормы тр. подлежат пересмотру и обязательной замене новыми в следующих случаях:

1) по мере внедрения в пр-во орг.-тех. усл-й, обеспечивающих рост пр. тр. К ним относятся:

Ввод нового и модернизация действующего оборудования;

Внедрение более прогрессивной технологии, усовершенствование технологической и организационной оснастки, инструмента;

Улучшение конструкции изделий, механизация и автоматизация произ. процессов, рационализация раб. мест;

Использование новых видов материалов, сырья, топлива;

1) при увеличении или уменьшении партии изготавливаемых изделий или такта потока;

3) при признании действующих норм устаревшими. Устарвешими считаются нормы, установленные на работы, трудоемкость которых снизилась в результате совершенствования орг-ции пр-ва и тр., увеличения объемов пр-ва, улучшения обслуживания раб. мест, обеспечения ритмичности, внедрения более рац. Режимов тр. и отдыха;

4) при выявлении ошибочно установленных норм. К ошибочно установленным нормам относятся Нвр, при расчете которых неправильно учтены орг.-тех. усл-я либо допущены ошибки в применении нормативных м-лов при выполнении расчетов. Такие нормы подлежат пересмотру по мере их выявления;

5) по инициативе рабочих. Такая инициатива возмодна, если на предприятии действует система мат. стимулирования рабочих или коллектива, применивших лучшие по сравнению с существующими приемы и методы выпонения работ и выступивших с предложением о персмотре действующих норм;

6) в целях поддержания прогрессивного ур. действующих норм они подлежат обязательной проверке при проведении аттестации раб. мест. Если будет признано что норма устаревшая или не аттестована, она подлежит пересмотру и замене.

Нормы тр. на пр-во продукции разрабатываются одновременно с технологическими процессами в соответстии с запроектированными при этом орг.-тех. усл-ями пр-ва. Новые нормы, включая измененные и пересмотренные, вводятся по согласованию с профсоюзными комитетами.

О введении новых норм тр. рабочие и служащие извещаются заблаговременно, но не позднее, чем за 1 месяц. Этому предшествует преведение орг.-тех. усл-й пр-ва в соответствие с запректиованными в нормах. При запуске в пр-во новой продукции разрабатывают график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения проектных мощностей и технико-эк. показателей (см. выше). В этот период к технически обоснованным нормам устанавливается доп. нормированное вр. Срок его действия определяется в каждом конкретном случае в зав-сти от сложности осваиваемого пр-ва изделия, технологического процесса, порядка подготовки пр-ва и т.д., но не может превышать:

Нормативных сроков освоения пр. мощностей новой продукции, техники и технологии;

Одного года при несоответствии фактических орг.-тех. усл-й запроектированным во вновь вводимых нормах и нормативах.

По мере освоения пр-ва или преведении орг.-тех. усл-й в соответствие с запроектированными доп. нормрованное вр. уменьшается и в итоге отменяется. При временном отклонении фактических усл-й от запроектированных (несоответствие материала, инструмента, временное отклонение от технологии и т.п.) нормы не изменяются. В этом случае работнику устанавливается соответствующая доплата на период приведения фактических усл-й в соответствие с запроектированными.

Аттестация норм труда

Использование календарных планов

Когда аттестация раб. мест не проводится, устаревшие нормы пересматриваются по мере их выявления и включения в календарный план замены и пересмотра норм труда. Разработка этого плана осуществляется на основе намеченных орг.-тех. или др. хоз. мероприятий. План выносится на обсуждение коллектива и принимается в коллективном договоре.

Календарный план замены и пересмотра норм разрабатывают работники ООТиЗа совместно с отделом шлавного технолога. Он утверждается руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюзов и включается в кол. договор.

Создается этот план на основе намеченных к внедрению мероприятий плана тех. развития и совершенствования пр-ва и др. хоз. мероприятий, обеспечивающих рост пр. тр., а также с учетом результатов аттестации раб. мест и проверок действующих норм.

В тех случаях, когда аттестация раб. мест проведена после утверждения кал. Плана, на основе ее результатов разрабатывается доп. перечень норм, подлежащих изменению. Этот перечень утверждается в кач-ве приложения кал. плану замены и пересмотра норм.

Реализация кал. плана замены и пересмотра норм осуществляется в предусмотренные сроки. При этом можно условно выделить два направления работы по изменению норм:

- первое – изменение норм в результате внедрения орг.-тех. мероприятий. Оно проводится в сроки, увязанные с внедрением конкретных мероприятий;

- второе – пересмотр устаревших норм, выявленных в результате аттестации раб. мест или плановой проверке их кач-ва.

Важным этапом орг. работы явл-ся доведение кал. планов до непосредственных исполнителей. Рабочие должны знать, за счет каких мероприятий и на каких операциях (работах) предусматривается пересмотр действующих норм тр., р-ры и сроки пересмотра. Поэтому мероприятия плана и задания по снижению трудоемкости продукции доводятся до коллективово структурных подразделений предприятия (цехов, участков и т.д.) и бригад. Администрация обязана разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемамитр. и усл-ями, при которых они должны применяться

При анализе организации и нормирования труда прежде всего следует исходить из целей предприятия как системы. Это означает, что анализ трудовых процессов и социально – трудовых отношений должен проводиться как часть комплекса мер по повышению эффективности производства.

Анализ организации и нормирования труда может проводиться на предприятии по след. основным направлениям:

Структура персонала, ее соответствие целям предприятия;

Использование рабочего времени персонала и фонда времени работы оборудования;

Соответствие рабочих мест и условий труда требованиям техники безопасности, эргономики, санитарно- гигиеническим правовым нормам;

Система обслуживания рабочих мест;

Характер взаимоотношений между сотрудниками и социальными группами предприятия;

Система норм и нормативных материалов, применяемых на предприятии;

Структура доходов сотрудников предприятия; формы и системы оплаты труда, структура заработной платы по группам персонала.

Для успешного решения проблем организации труда большое значение имеет оценка уровня организации труда, сложившегося на предприятии. Уровень организации труда на предприятии в целом, а также в его подразделениях может оцениваться с помощью системы коэффициентов, представляющих собой отношение фактических показателей к нормативным, на основе которых рассчитывается интегральный сводный коэффициент.

Уровень организации труда рассчитывается по след. основным коэффициентам.

Уровень разделения труда (К р.т.) по формуле:

К р.т. = 1 – [Σ t n.p./ (Тсм * n)],

где t n.p. – суммарное время выполнения рабочими не предусмотренной заданием работы в течение смены, мин.;

Тсм –продолжительность рабочей смены, мин.;

n – число рабочих.

Уровень организации рабочих мест (К р.м.) по формуле:

К р.м. = n р.м.т / n р.м.,

где n р.м.т – количество рабочих мест, организованных по типовым проектам (если на предприятии проводится аттестация рабочих мест, то в качестве показателя можно принимать количество аттестованных рабочих мест);

Уровень оснащенности рабочих мест (К осн..м.) по формуле:

К осн.м. = Sф / Sn,

где Sф - число единиц оснастки, инструментов, фактически применяемых на рабочем месте;

Sn – число единиц оснастки и инструмента, предусмотренных технологией.

Уровень централизованного обслуживания рабочих мест (К обс) по формуле:

К обс = n р.м.обс / n р.м.,

где n р.м.обс – количество рабочих мест, которые обслуживаются централизованно;

n р.м. – общее количество рабочих мест.

Уровень условий труда (К у.т.) по формуле:

К у.т. = n √а1* а2*аn ,

где а1, а2, аn – индекс соответствия фактических условий труда нормативным, по факторам, их определяющим;

n – количество факторов, характеризующих условия труда, по которым проводились замеры.

Анализ состояния нормирования труда.

Анализ состояния нормирования труда на предприятии осуществляется с целью поддержания высокого уровня напряженности действующих норм, расширения степени охвата нормированием различных категорий работающих, проверки и повышения качества имеющихся нормативных материалов, разработки планов пересмотра действующих норм и мероприятий по улучшению работы по нормированию труда.

Анализ качества действующих норм включает:

Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих – сдельщиков на основе статистической и оперативной информации, материалов первичного учета;

Целевой анализ нормирования труда рабочих – сдельщиков, основанный на выборочной проверке норм методами технического нормирования;

Анализ применяемых нормативных материалов;

Анализ состояния нормирования труда рабочих – повременщиков;

Анализ состояния нормирования труда специалистов и служащих;

Разработку мероприятий по повышению уровня нормирования труда на предприятии.

Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих – сдельщиков проводится ежемесячно по материалам первичного учета и статистической отчетности. Такой анализ целесообразно проводить по структурным подразделениям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. При этом анализируются след. показатели:

Распределение рабочих – сдельщиков по уровню выполнения норм выработки и средний процент выполнения норм выработки;

Количество пересмотренных норм, в том числе в сторону повышения.

В процессе анализа показатели рассматриваются и в динамике, что позволяет выявить тенденцию их изменений. При наличии отрицательных тенденций необходимо провести целевой анализ для выявления причин этих изменений.

В результате анализа уровня выполнения норм выработки определяется, в какой мере он отклоняется от среднего по предприятию и насколько это вызвано качеством действующих норм. С этой целью определяются максимально допустимые отклонения за счет различий в индивидуальной производительности труда рабочих по формуле:

Д = (П в.н. * М) /(√ n * 100),

где П в.н. – средний процент выполнения норм по предприятию в целом;

М – максимальное отклонение индивидуальной производительности труда отдельных рабочих от среднего уровня;

n - численность рабочих – сдельщиков в данном подразделении, чел.

Если среднее выполнение норм выработки по подразделению превышает величину Д, это свидетельствует о низком качестве действующих норм.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на уровень выполнения норм оказывают влияние организационно – технические условия производства, уровень квалификации и производственных навыков рабочих, состояние трудовой и производственной дисциплины, индивидуальная производительность рабочих. Поэтому данные о выполнении норм по действующей отчетности, которая неполностью учитывает простои и сверхурочные работы, не могут достаточно точно характеризовать простои и сверхурочные работы, не могут достаточно точно характеризовать степень напряженности действующих норм.

Целевой анализ осуществляется на основе данных оперативного анализа и имеет целью выявить причины устойчивых отклонений в напряженности действующих норм по отдельным подразделениям и профессиям рабочих. Его содержание определяется в зависимости от характера выявленных недостатков.

Например, если отмечается большое число рабочих, не выполняющих нормы, анализируются материалы учета использования и выясняются причины потерь рабочего времени, изучаются изменения в структуре кадров (увеличение удельного веса молодых рабочих, пришедших на производство).

Перевыполнение норм выработки может быть следствием имеющихся недостатков в учете фактического объема работы, нарушения технологии. Такие недостатки могут быть выявлены при анализе доплатных нарядов за работу, вызванную отклонениями от технологии, и за сверхурочную работу.

Если отмечается рост численности рабочих, значительно перевыполняющих нормы выработки, осуществляется выборочная проверка качества действующих норм. Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотраслевым и отраслевым нормативам.

Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженности действующих норм, который может быть определен по формуле:

Ун = (Σ tф * К) / Σ Н д,

где Σ tф - сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин.;

К – коэффициент, учитывающий нормативное время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, выполнение подготовительно – заключительных работ;

Σ Н д – сумма действующих норм времени на эти операции, мин.

Проверка проводится непосредственно на рабочем месте в след. порядке:

Сопоставляются существующие и запроектированные организационно – технические условия выполнения операции;

Сопоставляются фактическое и запроектированное содержание операции, анализируются методы и приемы ее выполнения и определяется рациональный вариант трудового процесса;

Проводятся хронометражные наблюдения, устанавливается фактическая продолжительность операции и ее элементов;

Сопоставляется продолжительность элементов операции по действующим нормам с результатами изучения затрат рабочего времени, а также с межотраслевыми и отраслевыми нормативами;

Делаются выводы о напряженности действующей нормы.

Такая комплексная проверка позволяет оценить качество действующих норм и разработать необходимые меры по его повышению.

Оценка уровня нормирования труда рабочих – повременщиков производится по след. показателям:

Охват нормированием труда рабочих повременщиков;

Удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основе межотраслевых, отраслевых и других, более прогрессивных нормативов;

Качества действующих норм.

Первый показатель отражает удельный вес рабочих – повременщиков, труд которых нормируется, и определяется по формуле:

А = Чн / Ч общ,

где Чн - численность рабочих – повременщиков, труд которых нормируется, чел.;

Ч общ – общая численность рабочих – повременщиков, чел.

Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи с этим рекомендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к первому показателю. Данный коэффициент отражает структурный качественный состав действующих норм и рассчитывается по формуле:

К n = (1.23 * ОП + 1,09 * ТОм + ОТц) / 100,

где ОП, ТОм, ОТц - удельный вес рабочих, выполняющих работы соответственно по опытно – статистическим нормам, местным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и местным, более прогрессивным нормативам, в общей численности рабочих – повременщиков, труд которых нормируется.

Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих – повременщиков может быть определен по формуле:

Аск = А/ Кn,

Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии рабочего времени как отдельных рабочих, так и групп (бригад). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслуживания) При значительных потерях времени сокращают численность работающих или расширяют зоны обслуживания.

Для характеристики уровня нормирования труда специалистов и служащих используются 2 показателя:

Удельный вес специалистов и служащих, труд которых нормируется;

Уровень напряженности используемых нормативов.

Первый показатель нормирования труда специалистов и служащих рассчитывается по формуле:

Ас = Чn / Чоб,

где Чn -численность специалистов и служащих, труд которых нормируется4

Чоб – общая численность специалистов и служащих.

Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:

а) охваченных нормативами численности:

Р1 = Σ Чн i / Σ Чфi,

где Чнi , Чфi – соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления; i = 1...n.

а) охваченных нормативами времени:

Р2 = Σ Чнр / Σ ВЧнр,

где Чнр –численность специалистов и служащих, находящихся на сдельной системе оплаты труда, а также работающим по нормативным заданиям;

В – уровень выполнения норм по подразделениям;

N – количество подразделений на предприятии.

б) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:

Р3 = Σ Ч nф i / Σ Чnнi,

где Чnфi, Чnнi – соответственно нормативная и фактическая численность подчиненных; i = 1...m – количество подразделений предприятия, где применяются указанные нормативы.

По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширение сферы его применения. Эти меры должны предусматривать:

Расширение сферы нормирования;

Установление и внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;

Своевременную замену норм выработки и обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно – технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;

Пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших норм выработки и обслуживания на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объема производства;

Разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов по труду и повышение на этой основе качества норм;

Улучшение организационно – технического уровня производства и доведение его до уровня, предусмотренными нормативами.

Анализ состояния нормирования труда на предприятии осущест­вляется с целью поддержания высокого уровня напряженности действу­ющих норм, расширения степени охвата нормированием различных кате­горий работающих, проверки и повышения качества имеющихся норма­тивных материалов, разработки планов пересмотра действующих норм и мероприятий по улучшению работы по нормированию труда.

Анализ качества действующих норм включает:

    оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков на основе показателей статистической и оперативной информации, материалов первичного учета;

    целевой анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков, основанный на выборочной проверке норм методами технического формирования;

    анализ применяемых нормативных материалов;

    анализ состояния нормирования труда рабочих-повременщиков;

    анализ состояния нормирования труда специалистов и служащих;

    разработку мероприятий по повышению уровня нормирования труда на предприятии.

Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков проводится ежемесячно по материалам первичного учета и статистической отчетности. В соответствии с имеющимися рекомен­дациями 1 его целесообразно проводить по структурным подразделе­ниям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. При этом анали­зируются следующие показатели:

    распределение рабочих-сдельщиков по уровню выполнения норм выработки и средний процент выполнения норм выработки;

    количество пересмотренных норм, в том числе в сторону повышения.

В процессе анализа показатели рассматриваются и в динамике, что позволяет выявить тенденцию их изменений. При наличии отри­цательных тенденций необходимо провести целевой анализ для выяв­ления причин этих изменений.

В результате анализа уровня выполнения норм выработки опре­деляется, в какой мере он отклоняется от среднего по предприятию и насколько это вызвано качеством действующих норм.

Если среднее выполнение норм выработки по подразделению превышает величину допустимого отклонения, то это свидетельству­ет о низком качестве действующих норм.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на уровень выполнения норм влияют организационно-технические условия производства, уро­вень квалификации и производственных навыков рабочих, состояние трудовой и производственной дисциплины, индивидуальная произво­дительность рабочих. Поэтому данные о выполнении норм по действу­ющей отчетности, которая не полностью учитывает простои и сверху­рочные работы, не могут достаточно точно характеризовать степень напряженности действующих норм.

Целевой анализ осуществляется на основе данных оперативно­го анализа и имеет целью выявить причины устойчивых отклонений в напряженности действующих норм по отдельным подразделениям и профессиям рабочих. Его содержание определяется в зависимости от характера выявленных недостатков. Например, если отмечается большое число рабочих, не выполняющих нормы, анализируются мате­риалы учета использования рабочего времени и выясняются причины его потерь, изучаются изменения в структуре кадров (увеличение удельного веса молодых рабочих, пришедших на производство).

Перевыполнение норм выработки может быть и следствием име­ющихся недостатков в учете фактического объема работы, нарушения технологии. Такие недостатки могут быть выявлены при анализе доплатных нарядов за работу, вызванную отклонениями от техноло­гии, и за сверхурочную работу.

Если отмечается рост численности рабочих, значительно пере­выполняющих нормы выработки, осуществляется выборочная про­верка качества действующих норм. Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведе­ние хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотраслевым и отраслевым норма­тивам.

Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженно­сти действующих норм по формуле:

где
сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин.;

К - коэффициент, учитывающий нормативное время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, выполнение подготовительно-заключительных работ;

сумма действующих норм времени на эти операции, мин.

Объем выборки (п) определяется по формуле:

где t - коэффициент кратности ошибки (коэффициент доверия);

σ - среднее квадратическое отклонение выполнения норм отдельными группами рабочих от среднего уровня по предприятию;

N - общее количество норм, действующих на предприятии;

Δ - предельная ошибка (точность) выборки.

Требования к точности расчетов будут удовлетворены, если для расчета объема выборки будет принято

Величина а определяется по формуле:

где X i - средний процент выполнения норм рабочими, попавшими i-ю группу (i-й интервал);

Х - средний процент выполнения норм по предприятию;

n i - количество рабочих, входящих в i группу.

Проверка проводится непосредственно на рабочем месте в следу­ющем порядке:

    сопоставляются существующие и запроектированные организационно-технические условия выполнения операции;

    сопоставляются фактическое и запроектированное содержание операции, анализируются методы и приемы ее выполнения и определяется рациональный вариант трудового процесса;

    проводятся хронометражные наблюдения и устанавливается фактическая продолжительность операции и ее элементов;

    сопоставляется продолжительность элементов операции по действующим нормам, результатам изучения затрат рабочего времени, а также с межотраслевыми и отраслевыми нормативами;

    делаются выводы о напряженности действующей нормы. Такая комплексная проверка позволяет оценить качество действующих норм и разработать необходимые меры по его повышению.

Оценка уровня нормирования труда рабочих-повременщиков проводится по следующим показателям:

    охват нормированием труда рабочих-повременщиков;

    удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основе межотраслевых, отраслевых и других более прогрессивных нормативов;

    качество действующих норм.

Первый показатель отражает удельный вес рабочих-повременщи­ков, труд которых нормируется, и определяется по формуле:

где Ч н - численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, чел.;

Ч общ - общая численность рабочих-повременщиков, чел.

Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи с этим рекомендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к первому показателю. Данный коэффициент отражает структурный качественный состав действующих норм и рассчитывается по формуле:

где ОП, ТО м, ТО ц - удельный вес рабочих, выполняющих работы, соответственно по опытно-статистическим нормам, мест­ным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и дру­гим более прогрессивным нормативам, в общей чис­ленности рабочих-повременщиков, труд которых норми­руется.

Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих-повременщиков может быть определен по формуле:

Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии рабоче­го времени как за отдельными рабочими, так и за группами (бригадами). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслужива­ния). При значительных потерях сокращают численность работающих или расширяют зоны обслуживания.

Для характеристики уровня нормирования труда специалис­ тов и служащих используются два показателя:

1) удельный вес численности специалистов и служащих, труд которых нормируется;

2) уровень напряженности используемых нормативов.

Первый показатель нормирования труда специалистов и служащих рассчитывается по формуле:

где Ч н -численность специалистов и служащих, труд которых нормируется;

Ч об - общая численность специалистов и служащих.

Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:

1) охваченных нормативами численности

где Ч н i и Ч ф i - соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления;

2) охваченных нормативами времени:

где Ч нр -численность специалистов и служащих, находящихся на сдельной системе оплаты труда, а также работающих по нормированным заданиям;

В - уровень выполнения норм по подразделениям;

i = 1,2,3,..., п - количество подразделений на предприятии;

3) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:

где Ч пф i , Ч пн i - соответственно фактическая и нормативная численность служащих, подчиненных одному руководителю по всем подраз­делениям предприятия;

т - количество подразделений предприятия, где применяются указанные нормативы.

По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и рас­ширение сферы его применения. Эти меры должны предусматривать:

    расширение сферы нормирования труда;

    установление и внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;

    своевременную замену норм выработки и обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;

    пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших норм на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, совершенствования управления;

    разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов по труду и повышение на этой основе качества норм.

При анализе организации и нормировании труда следует исходить из целей предприятия как системы. Это означает, что анализ трудовых процессов и социальных трудовых отношений должен проводиться как часть комплекса мер по повышению эффективности производства.

Анализ организации и нормирования труда имеет следующие направления:

1. Структура персонала, ее соответствия целям предприятия.

2. Использование раб времени персонала и фонда времени работы оборудования.

3. Соответствие раб. мест и условий труда требованиям ТБ.

4. Система обслуживания раб. мест.

5. Характер взаимоотношений м/у сотрудниками и соц. группами предприятия.

6. Система норм и нормативных материалов.

7. Структура доходов сотрудников предприятия, формы и системы оплаты труда, структура з/п.

Уровень организации труда рассчитывается по коэф-там:

Уровень разделения труда (К р.т) по формуле :

Кр.т.=1-Σtп.р. / Тсм * n,

Где t н.р - суммарное время выполнения рабочим не предусмотренной заданием работы в течение смены, мин; Т см – продолжительность рабочей смены, мин; n – число рабочих.

Уровень организации рабочих мест (К р.м) по формуле:

Кр.м.=nр.м.т. / nр.м., где n р.м.т – количество рабочих мест, организованных по типовым проектам; n р.м – общее количество рабочих мест.

Уровень оснащенности рабочих мест (К осн.м) по формуле: Косн.м=Sф / Sn

Где S ф – число единиц оснастки, инструментов, фактически применяемых на рабочем месте; S n – число единиц оснастки и инструмента, предусмотренных технологией.

Уровень централизованного обслуживания рабочих мест (К обс) по формуле: Кобс=nр.н.обс. / nр.м, где n р.м.обс – количество рабочих мест, которые обслуживаются централизованно; n р.м – общее количество мест.

Уровень условий труда (К у.т) по формуле :

Ку.т= n √ а 1 ; а 2 , …, а n , где а 1 ; а 2 , …, а n - индекс соответствия фактических условий труда нормативным, по факторам, их определяющим; n – количество факторов, характеризующих условия труда, по которым проводились замеры.

Анализ нормирования труда:

Анализ состояния нормирования труда в подразделениях предприятия проводят с целью оценки организации работы по нормированию труда и разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков. В зависимости от периодичности и методов проведения анализ может быть оперативным или целевым. Анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков . При оперативном анализе в разрезе структурных подразделений изучают численность рабочих-сдельщиков и ее распределение по проценту выполнения норм; средний процент выполнения норм. В процессе анализа указанные показатели сопоставляют по цехам, участкам, бригадам, а также со средним показателями по предприятию в целом. Анализ может проводиться поквартально или ежемесячно. В процессе анализа уровня выполнения норм целесообразно определить, в какой степени отклонения среднего процента выполнения норм по подразделениям от аналогичного показателя по предприятию в целом вызваны изменениями качества действующих норм. С этой целью по каждому подразделению необходимо определить максимально допустимые отклонения в уровне выполнения норм за счет различий в индивидуальной производительности труда рабочих:

Д=Пв.н. * М / √n * 100, где П ВН – средний процент выполнения норм по предприятию в целом; М – статистическое допустимое отклонение индивидуальной производительности труда отдельных рабочих от среднего уровня; n – численность, рабочих-сдельщиков в данном подразделении.

Если отклонение процента выполнения норм по данному подразделению от среднего процента по предприятию превышает указанную величину Д, то это свидетельствует о низком качестве действующих в данном подразделении норм, об их слабой напряженности.

Если отмечается рост численности рабочих, значительно перевыполняющих нормы выработки, осуществляется выборочная проверка качества действующих норм. Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотраслевым и отраслевым нормативам. Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженности действующих норм, который может быть определен по формуле: Ун=Σtф * К/ΣНд, где Σt ф – сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин; ΣН д – сумма действующих норм времени на эти операции, мин; К – коэффициент, учитывающий нормативное время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, выполнение подготовительно-заключительных работ.

Оценка уровня нормирования труда рабочих-повременщиков производиться по следующим показателям:

Охват нормированием труда рабочих-повременщиков;

Удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основе межотраслевых, отраслевых и других, более прогрессивных нормативов; - качество действующих норм.

Первый показатель отражает удельный вес рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, и определяется по формуле: А=Чн/Чобщ, где Ч н – численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, чел.; Ч общ – общая численность рабочих-повременщиков,чел.

Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи рекомендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к первому показателю. Данный коэффициент отражает структурный качественный состав действующих норм и рассчитывается по формуле: Кn=1,23*ОП+1,09*Том+ОТц / 100, где ОП, ТО М, ТО Ц – удельный вес рабочих, выполняющих работы соответственно по опытно-статистическим нормам, местным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим, более прогрессивным нормативам, в общей численности рабочих-повременщиков, труд которых нормируется

Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих-повременщиков может быть определен по формуле: Аск=А/Кn,

Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии рабочего времени как отдельных рабочих, так и групп (бригад). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслуживания). При значительных потерях времени сокращают численность

Своевременную замену норм выработки и обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;

Пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших норм выработки и обслуживания на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объема производства; - разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов по труду и повышение на этой основе качества норм;

Улучшение организационно-технического уровня производство и доведение его до уровня, предусмотренного нормативами.

Работающих или расширяют зоны обслуживания.

Для характеристики уровня нормирования труда специалистов и служащих используются 2 показателя:

Удельный вес специалистов и служащих, труд которых нормируется;

Уровень напряженности используемых нормативов.

Первый показатель нормирования труда специалистов и служащих рассчитывается по формуле: Ас=Чn/Чоб,

Где Ч н - численность специалистов и служащих, труд которых нормируется; Ч об – общая численность специалистов и служащих.

Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:

а) охваченных нормативами численности: P1=ΣЧнi / ΣЧфi,

Где Ч Hi , Ч Ф I - соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления;

б) охваченных нормативами времени : Р2=ΣЧнр/ΣВЧнр,

Где В – уровень выполнения норм по подразделениям;

Ч нр – численность специалистов и служащих, находящихся на сдельной системе оплаты труда, а также работающих по нормированным заданиям;

n – количество подразделений на предприятии;

в) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:

Р3= ΣЧnфi/ ΣЧnнi, где Ч n ф i , Ч n н i – соответственно фактическая и нормативная численности подчиненных; m – количество подразделений предприятия, где применяются указанные нормативы.

По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширения сферы его применения. Эти меры должны предусматривать:

Расширение сферы нормирования труда;

И внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;

7.7 Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.

Эф-ть управления должна , в конечном счете, определяться результатами произ-ва. Оценка эф-ти системы управления может производиться по критериям, носящим кач-ый и колич-ный хар-р.

К кач-ным показателям относятся:

Научно-технический уровень управления (применение научных методов, организационной и вычислительной техники);

Уровень квалификации работников управленческого аппарата (образование, опыт работы и др.);

Обоснованность принимаемых решений работниками аппарата управления;

Достоверность и полнота информации, которой располагает управляющая система;

Уровень культуры управления (характеризуется практикуемым стилем руководства, количеством конфликтных ситуаций и т.д.);

Уровень культуры труда работников аппарата управления (использование рабочего времени, режим дня, условия труда).

Колич-ыми показателями оценки эф-ти системы управления являются:

– трудовые: соот-ие численности руководителей, ИТР, служащих и рабочих; фактическая трудоемкость выполняемых управленческих работ по сравнению с нормативной; величина затрат управленческого труда на один рубль объема производства;

– финансовые: величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде зар.платы персонала.

Наибольшее распространение при оценке управленческого труда получили:

1. Метод определения эф-ти стр-ры рабочего дня.

2. Метод оценки использования рабочего времени.

3. Метод экспертного нормирования.

4. Метод экспертных оценок.

1. Так, например, эф-ть стр-ры рабочего дня можно определить по следующей формуле: Эс = n/О , где Эс - эффективность структуры рабочего дня; n - время на решение перспективных задач; О - время на оперативную деятельность.

2. Для оценки результативности использования рабочего времени может применяться коэф-т использования рабочего времени К , который рассчитывается по формуле: K = K э*K и , где K э - коэф-т экстенсивности использования рабочего времени; K и -коэф-т интенсивности использования рабочего времени;

Kэ = (Ф-П)/Ф, здесь Ф - общий фонд рабочего времени; П - потери рабочего времени.

Коэф-т интенсивности использования рабочего времени определяет рациональность структуры рабочего времени руководителя в сравнении с нормативной, полученной экспертным путем, и рассчитывается по формуле:

где j Ф и j Н - фактическая и нормативная доля каждого элемента в структуре баланса рабочего времени; n - количество видов затрат рабочего времени.

В оптимальном случае значение общего показателя использования рабочего времени должно быть близким к единице. Чем ниже значение показателя, тем, следовательно, хуже использовано рабочее время руководителя.

3. Метод экспертного нормирования заключается в том, что формирование нормативов осуществляется группой высококвалифицированных специалистов-экспертов на основе оценки потенциала работника, количества и качества труда, исходя из собственного опыта в выполнении данной работы или научного прогноза. Правомерность оценок экспертов проверяется методами ранговой корреляции.

Метод экспертного нормирования получил распространение в нашей стране еще в середине 70-х гг. в работах С.Д. Бешелева, А.А. Годунова, Ф.Г. Гурвича, А.А. Звягина и др. при прогнозировании развития общества, определении тенденций в развитии науки и техники, в социологических исследованиях, особенно по оценке деловых качеств и квалификации работников. Известны разработки по применению метода экспертных оценок для нормирования затрат труда линейных руководителей, инженерных работников, нормирования трудоемкости проектных работ.

Сущность метода экспертного нормирования управленческого труда заключается в исследовании, систематизации и оценке фактических затрат труда и сроков выполнения функциональных обязанностей, определяемых экспертно самим работником управления по базовым предприятиям, статистической оценке достоверных данных, корректировке данных с учетом квалификации кадров, объема информации и применяемых технических средств с помощью поправочных коэффициентов, определении средневзвешенных значений трудоемкости и сроков решения задач. Метод экспертного нормирования управленческого труда имеет ряд преимуществ.

Во-первых , затраты на разработку экспертных нормативов значительно ниже в расчете на одну задачу управления, чем затраты при использовании других методов. Некоторое снижение точности экспертных нормативов и возможный ущерб от их применения компенсируются значительно более низкими затратами на их

разработку.

Во-вторых, они могут быть использованы для единообразного нормирования труда руководителей и специалистов.

В-третьих, привлечение кадров управления в качестве экспертов для разработки нормативов по своей должности снижает психологический барьер к последующему применению нормативов.

Сбор данных о фактических затратах управленческого труда осуществляется на предприятиях путем анкетирования руководителей, которые экспертно определяют размеры затрат труда на решение конкретных задач с помощью специальной анкеты.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24



Поделиться