Решение призывной комиссии можно. Обжалование решений призывной комиссии. Обжалование в суд

Всем привет. Сегодня на мы говорим о том как написать заявление в военкомат . К сожалению бывает и такое, но к счастью все же в последнее время все меньше и меньше.

По достижении совершеннолетия лицо мужского пола в ВС России. Зачастую работники военкомата в целях набора необходимого количества молодых людей для призывной кампании «закрывают глаза» на причины, по которым призывник не может проходить службу.

Именно на этой почве начинаются проблемы с сотрудниками военкомата, нарушающими права призывников. В данной ситуации целесообразно будет написать заявление о произволе призывной комиссии в соответствующие инстанции.

Для обжалования действий работников военкомата или решения призывной комиссии существует административный метод, который предполагает предъявление претензии непосредственно в военкомате. Если имеет место грубое нарушение закона, вопрос решается через судебные органы. Выбор наиболее подходящего метода зависит от множества условий. Как обжаловать вердикт сотрудников призывной комиссии, не привлекая к делу судебные органы?

Причины, по которым следует разрешать ситуацию административным путем:

Призыв студента, имеющего отсрочку от прохождения военной службы.

Признание годности к военной службе лица, имеющего ограничения по состоянию здоровья.

Наличие веских причин, предусмотренных законом, для освобождения от призывной компании (семейные обстоятельства, рождение второго ребенка, уход за родителями – инвалидами).

Правила составления и оформления претензии

Предъявление претензий к действиям военного комиссариата имеет ряд особенностей. Жалоба должна соответствовать определенным критериям, то есть в ней должно быть указано:

Название учреждения, именуемое призывной комиссией субъекта РФ указывается в полном объеме, без сокращений.

Инициалы и контактные данные призывника.

Подробное описание сути претензии к действиям сотрудников военного комиссариата с юридической формулировкой.

Перечень прилагаемых свидетельств и справок, доказывающих основательность предъявляемой жалобы.

Даже незначительные нюансы могут изменить ход дела призывной компании. Советы юристов дадут ответы на многие вопросы: что сделать, чтобы дать заявлению выход на новый уровень; как получить право на вторичное медицинское освидетельствование; как доказать врачебные ошибки. Кроме того, юристы проконтролируют процесс проведения экспертизы.

Обжалование заключения комиссии посредством судебного разбирательства

Причины обжалования, требующие судебного вмешательства:

Заключение врача узкого профиля;

Вынесения вердикта призывной комиссией в одностороннем порядке;

Досрочное присвоение первого воинского звания без прохождения службы;

Другие неправомерные действия, связанные с произволом должностных лиц. В случае угроз и запугивания со стороны сотрудников военкомата призывник имеет законные основания для подачи жалобы.

Заявление в военкомат образец

При подаче жалобы в судебные инстанции заявление должно соответствовать установленной форме с соблюдением всех пунктов:

Полное название судебной организации, куда направляется исковое заявление;

Фамилия, инициалы и контактные данные призывника;

Юридический адрес организации — ответчика (военкомата), личные данные врача, вынесшего вердикт;

Детальное изложение проблемы с указанием оснований для обращения в суд; аргументация, пакет документов и справок, доказывающих основательность жалобы;

Дата, подпись.

И все же надеемся, что до заявления в военкомат дело не дойдет и призывник без проблем отправится проходит военную службу по призыву.

В ___________ районный суд

Административный истец: … (Ф.И.О.,
место жительства или пребывания,
дата и место рождения)
телефон: …, факс: …, адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(наименование или Ф.И.О., сведения
о высшем юридическом образовании, с
учетом ст. , , , 57 КАС РФ)

адрес электронной почты: …

Административный ответчик: …
(наименование призывной комиссии
Военного комиссариата)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Госпошлина: … рублей

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения призывной комиссии

"__"________ __ года призывной комиссией … (указать наименование военного комиссариата ) в составе … (указать должности, Ф.И.О. (с учетом ст. 27 закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") ) в отношении административного истца было вынесено Решение N ___ о … (например, о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности, и т.д. - согласно п. 1 или п. 4 ст. 28 закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ) с указанием следующих оснований: … (привести основания ).

Административный истец считает Решение от "__"________ __ года N __ незаконным, поскольку оно противоречит ст. __ Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (и (или) указать иной нормативный правовой акт ) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: ……, что подтверждается ……

"__"_______ __ года административным истцом в призывную комиссию … (указать наименование субъекта Российской Федерации ) была подана жалоба на Решение административного ответчика от "__"________ __ года N __, в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от "__"_______ __ года N __ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: ……

(Вариант: В призывную комиссию … (указать наименование субъекта Российской Федерации) жалоба на Решение административного ответчика от "__"_______ __ года N __ не подавалась. )

Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от "__"_______ __ года N __ о … (с учетом п. 1 или п. 4 ст. 28 закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе")

Приложения:
1. Копия Решения призывной комиссии от "___"_______ __ года N __.
2. Документы, подтверждающие незаконность принятого решения.
3. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
4. Копия ответа из призывной комиссии субъекта Российской Федерации, если такой комиссией была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.
5. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

(Вариант: 5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.) .

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
7. Доверенность от "__"___________ ____ г. N _____ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца (если административное исковое заявление подписывается представителем).
8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

"__"________ __ г. Административный истец (представитель): ___________/ Подпись __________/ (Ф.И.О.)

Искренне надеюсь, что вы заглянули в эту главу из чистого любопытства. В обратном случае, вам впору задуматься о поиске грамотного юриста или адвоката.

И так, если дело не в любопытстве, значит в отношении вас призывной комиссией вынесено решение о призыве. Ситуация не из приятных, но не волнуйтесь в рамках действующего законодательства практически любое решение призывной можно отменить.

В случае несогласия с решением о призыве чаще всего молодой человек подает заявление в суд с требованием отменить действующее решение, признать его ограниченно годным к военной службе и зачислить в запас вооруженных сил. Такой способ обжалования является мало перспективным и ниже я расскажу как грамотно приостановить решение о призыве, какие действия необходимо совершить, а чего делать, напротив, не стоит.

Для начала давайте определимся с целями и инструментами при обжаловании решения о вашем призыве. Теоретически существует две основных цели обжалования решения о призыве:

  1. Приостановить или отменить, уже вынесенное решение о призыве, и тем самым избавить себя от уголовной ответственности за неявку по повестке на отправку в войска.
  2. Добиться пересмотра решения о призыве и замены его на решение о зачислении в запас.

Последняя задача практически не осуществима без помощи грамотного юриста или адвоката. Кроме того процесс достижения данной цели крайне трудоемок, сильно растянут во времени и требует проведения обязательной независимой военно-врачебной или судебно-медицинской экспертизы. Поэтому я не рекомендую самостоятельно двигаться в данном направлении.

А вот добиться приостановки действующего решения о призыве, напротив очень просто и сейчас мы рассмотрим как это сделать.

Вариант 1. Административное обжалование

Цель минимум: выиграть время, затянуть процесс обжалования до конца призыва. Если вам это удастся, то дальше у вас будет несколько месяцев, чтобы качественно подготовиться к следующему призыву.

Цель максимум: отменить, вынесенное призывной комиссией решение о призыве.

В чем плюс этого способа: можно быстро и легко приостановить вынесенное решение о призыве.

В чем минусы? Первый и главный - скорее всего вышестоящая призывная комиссия оставит ранее вынесенное решение без изменений, и может случиться так, что призыв еще не закончился, в ваша жалоба будет рассмотрена и решение о вашем призыве оставлено без изменений. Поэтому, я рекомендую такой способ обжалования, только если до конца призыва осталось не более месяца. Тогда можно смело надеяться, что вышестоящая призывная комиссия просто не успеет рассмотреть вашу жалобу и вынести по ней решение.

Второй минус заключается в том, что если вы призваны по итогам КМО, то данное решение в административном порядке оспорить невозможно, поскольку оно вынесено вышестоящей призывной комиссией. Если в процессе административного обжалования у вас возникнут какие-либо вопросы - обязательно свяжитесь с нашими юристами - мы поможем!

Вариант 2. Судебное обжалование

Способ достижения: подать соответствующее заявление в суд по месту вашей регистрации или по месту расположения военного комиссариата. Здесь крайне важно определиться с вашими требованиями, указанными в заявлении. Я настоятельно рекомендую в качестве основного требования заявлять: "признать решение призывной комиссии незаконным и отменить". В этом случае судебный процесс будет проходить в рамках публично-правового производства. Не буду забивать вам голову ненужной информацией, а лучше объясню чем такая форма судебного процесса выгодна для вас.

Главный плюс, заключается в том, что при публично-правовом производстве, заявителю(вам) достаточно обозначить перед судом сам факт предполагаемого нарушения законодательства, а ответчик (призывная комиссия) обязан предоставить доказательства того, что никаких нарушений допущено не было. То есть, в данном случае вам ничего доказывать суду не потребуется, а военкомат,напротив, должен будет доказывать отсутствие с его стороны нарушений при проведении призывных мероприятий.

В общем от вас требуется только заявление, а расхлебывать ситуацию придется представителям военкомата. Очень удобно)

Именно по этому, юристы в нашей компании очень любят подобный способ приостановления решения о призыве. Час на подготовку документов и готово! Теперь клиент может спокойно жить, не боясь быть призванным! С образцом заявления в суд можно ознакомится в нашей группе http://vk.com/ivprizivnik

Важно: Запомните подача заявления в суд, приостанавливает решение о призыве. Заявление считается поданным, если:

  1. Передано в канцелярию суда. В этом случае важно на своем экземпляре заявления поставить входящий номер.
  2. Если отправлено в суд по почте. При этом датой подачи заявления, а значит и датой приостановки решения о призыве является дата, указанная на почтовом штемпеле.

При подаче заявления необходимо предоставить квитанцию об оплате государственной пошлины, в противном случае судья может оставить ваше заявление без движения. Оплатить пошлину можно в любом отделении сбербанка.

Совет: если вас призывают в начале призыва, я рекомендую совместить оба способа обжалования. Сначала подаете заявление в ПКСРФ, а через пару недель, в суд. При таком подходе вы выигрываете дополнительно пару недель.

Важно: знайте, что решение суда вступает в законную силу через 30 дней после объявления.

Как это практически использовать? Да очень просто! Рассмотрим на примере. Допустим, что в отношении вас в октябре вынесено решение о призыве, отправка в войска назначена 10 ноября. 8 ноября вы подаете заявление в суд. На 25 ноября судья назначает судебное заседание, на котором вы по какой либо причине не смогли присутствовать. В виду отсутствия ответчика судья переносит заседание на 2 декабря, на это заседание вы так же не являетесь и судья третий раз переносит заседание на 9 декабря. 9 декабря вы снова не приходите в суд и дело рассматривается в отсутствии ответчика. Предположим, что результат рассмотрения неутешительный и суд постановил отказать вам в удовлетворении заявленных требований.

Это значит что решение о вашем призыве снова вступает в законную силу, но не сразу, а через 30 дней, то есть 8 января. А поскольку 31 декабря призыв закончится, то решение анулируется, как нереализованное!

Вот так потратив всего несколько часов на подготовку заявления в суд, вы надежно и абсолютно законно защитили себя от призыва!

В примере выше, мы вскользь коснулись одного важного важного момента, сейчас разберем его подробнее.

Важно: решение о призыве вынесенное призывной комиссией действует исключительно в течение призыва.

А это значит что если по какой либо причине военкомату не удалось призвать вас в сроки призыва, то решение аннулируется и следующий призыв начинается для вас с чистого листа - с нового медицинского освидетельствования.

В связи с этим я иногда рекомендую не обращаться в суд, под конец призыва, когда нужно протянуть буквально несколько дней. В этом случае, например, в случае обострения проблем со здоровьем вы можете обратиться за медицинской помощью. При этом необходимо что бы наличие проблем со здоровьем было подтверждено больничным листом. Больничный должен быть открыт не позднее даты отправки в войска и закрыт по окончании сроков призыва. После закрытия больничного, обязательно отправить его копию в призывную комиссию заказным письмом с уведомлением о вручении, дополнительно в конверт вложите объяснение о том, что вы не смогли явится на отправку по причине болезни.

Точно так же крайне важно уведомить призывную комиссию о факте обжалования решения о призыве - самое простое по почте, направив на имя председателя призывной комиссии соответствующее заявление плюс копию заявления в суд с входящим номером, поставленным в канцелярии суда или с копией почтовой квитанции и копией описи вложения отправленного в суд заявления.

Так же я рекомендую о факте обжалования решения о вашем призыве уведомить органы внутренних дел и прокуратуру - это убережет вас от риска силового призыва и от обвинений в уклонении от воинской обязанности, в случае если военкомат направит в отношении вас заявление в прокуратуру. В целом уведомления в органы внутренних дел и прокуратуру не обязательны, но крайне желательны. Образцы данных заявлений можно найти в нашей группе

2743 просмотра

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования.

Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию – призывную комиссию субъекта РФ – производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не даётся;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не даётся;
  • суть жалобы;
  • личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.

Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.

Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).

В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» - тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.

Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Судебный порядок обжалования.

Порядок оспаривания актов управления в суде определён Гражданским процессуальным кодексом РФ (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 25) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Ст. 254 ГПК РФ позволяет оспорить в суде решение, действие (бездействие) не только органа государственной власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва – медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва – заседании призывной комиссии: решения призывной комиссии;
  • решение о присвоении первого воинского звания рядового и действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва);
  • иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

Практика показывает, что, несмотря на установленный ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.

Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.

Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд . Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, – со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.

Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.

В заявлении должны быть указаны:

Его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 200 рублей;

Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, предусмотренном ст. 53 ГПК РФ;

Как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

  • Подпись истца (или его представителя, если тот наделён полномочиями на подписание заявления и предъявление его в суд).

Установленный ст. 257 ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.

В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.

В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга

Заявитель: _________________________, зарегистрированный по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________

Заинтересованное лицо: Призывная комиссия МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________

Заинтересованное лицо: Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, __________________________: Санкт-Петербург, ______________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»

и заключений врача, руководящего работой

по медицинскому освидетельствованию граждан,

подлежащих призыву на военную службу

Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.

  1. Я, _______________, «___» ___________ 20___ года был обследован в __________________. По результатам обследования у меня было обнаружено заболевание: _______________. Указанное заболевание в соответствии со ст. ______ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания меня ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу.
  2. А) В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование. Таким образом, медицинское освидетельствование является элементом (входит в состав) такого комплексного мероприятия, как призыв на военную службу. Б) Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Поскольку призыв осуществляется в строго установленные законом сроки, то и все его составляющие могут проводиться только в эти сроки. Только в эти сроки может проводиться и медицинское освидетельствование. В) Медицинское освидетельствование в отношении меня было проведено «___» ____________ 20___ года, т.е. не в установленные законом сроки. Результаты освидетельствования, проведённого за рамками установленных законом сроков, ничтожны.
  3. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объёме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Сведения о результатах исследований, согласно п. 8 вышеназванной Инструкции, записываются в разделе II учётной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (указанные карты хранятся в личном деле призывника). Указанные диагностические мероприятия в отношении меня не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать меня «___» ______________ 20___ года, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными.
  4. Согласно ст. _____ Расписания болезней, по категории годности «Б» освидетельствуются только граждане, подлежащие призыву на военную службу, страдающие следующими заболеваниями: «___________________________». При постановке заключения о годности к военной службе у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не было сведений о том, что я страдаю указанными заболеваниями. Учитывая, что в силу ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на должностное лицо, это решение принявшее, считаю необходимым затребовать у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, медицинские сведения, которыми он руководствовался, вынося заключение о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями.
  5. Врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были юридически связаны диагнозом заболевания, представленным мною на медицинское освидетельствование. Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость. Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом-_____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении по направлению призывной комиссии, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение). Согласно же преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о годности к военной службе даёт не организация, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист. При этом врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, наделены распорядительными полномочиями (выражающимися в вынесении заключения о годности к военной службе, предопределяющего содержание решения призывной комиссии, членом которой является врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу) в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (призывников). Таким образом, согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ, они являются должностными лицами. Будучи должностными лицами, они не является предпринимателями. Следовательно, они не могут оказывать медицинские услуги. Если врач-специалист-_____________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, прежде, чем дать заключение о годности, поставили мне диагноз заболевания, то они вышли за рамки своих полномочий.
  6. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сомнений в достоверности диагноза «_______________», правильности его постановки и т.п. не давало ему полномочий освидетельствовать меня по не обнаруженным у меня заболеваниям. В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», невозможность дать заключение о годности к военной службе на месте является основанием для направления призывника на обследование, в рамках которого был бы определён диагноз заболевания, которое у меня присутствует. В том случае, если по результатам обследования был бы опровергнут диагноз, поставленный мне в __________________, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имел бы основания для вынесения заключения о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия – для вынесения решения о призыве меня на военную службу. Таким образом, именно направление на обследование является единственным предусмотренным законом средством опровержения недостоверных диагнозов в условиях ненаделённости врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по постановке диагноза. Мне направление на обследование не было дано, при этом врачи либо ошиблись с квалификацией заболевания, неправомерно освидетельствовав меня по не применимой ко мне статье Расписания болезней, либо неправомерно поставили мне новый диагноз и освидетельствовали в соответствии с ним.
  7. А) Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частное с общим, военно-врачебная экспертиза также подлежит лицензированию. Б) Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности гражданина к военной службе определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена. Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы – деятельности, осуществление которой требует лицензирования. В) Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, теми же полномочиями обладает врач-специалист. Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист-___________ осуществляют военно-врачебную экспертизу – деятельность, осуществление которой требует лицензирования. Г) Обозначенные ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врача-специалиста-____________ в квалификации имеющихся у меня заболеваний вызывают сомнения в компетентности врачей требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Поскольку ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны представить суду лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
  8. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку в соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на принявшее его должностное лицо, считаю необходимым истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания.
  9. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей-специалистов. Согласно той же норме, персональный состав врачей - специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Мне не известно, занимал ли ___________________ должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую он занимал на момент назначения на занимаемую должность.

Тексты оспариваемых актов – заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии – мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.

На основании изложенного

ХОДАТАЙСТВУЮ:

  1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения реализовывать решение о моём призыве на военную службу до вступления в законную силу решения суда;
  2. Истребовать от отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по ______________скому району (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
  3. Истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ______________, диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста, лицензию на осуществление медицинской деятельности, документ, подтверждающий наличие у него специального звания, а также сведения о том, занимал ли он должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение __________________ (Санкт-Петербург, _______________________), представив на экспертизу _______________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?
  1. Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» _______________ 20___ года о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями;
  2. Признать незаконным решение призывной комиссии МО «__________________» от «___» ______________ 20___ года о призыве меня на военную службу.

Приложение:

  • Копия настоящего заявления – 2 экз.;
  • Квитанция оплаты госпошлины;
  • Копия медицинской справки _______________ - 3 экз.;
  • Копия заявления о выдаче копии оспариваемых актов – 3 экз.;
  • Копия описи вложения в ценное письмо – 3 экз.;
  • Копия повестки военного комиссариата – 3 экз.

«___» ___________ 20___ года________________/_______________

Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.

Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.

Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ – прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры – прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.

В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.

  • Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения
  • Обжалование решений призывной комиссии



    Поделиться