Обеспечение безопасности пассажиров при перевозках автобусами. Обеспечение безопасности при перевозке людей Требования безопасности при перевозке людей автомобильным транспортом

Изложены в «Инструкции по охране труда водителей автомобилей всех типов» и являются обязатель­ными при перевозке людей. Дополнительно предъявляются следующие требования:

1.2. Перевозка людей осуществляется по договорам и заявкам строи­тельных организаций и предприятий.

1.3. Заявка на перевозку людей (приложение 1) представляется в ЛТП не позднее двух суток до начала перевозки.

Заявка регистрируется в журнале учета и исполнения заказов на пе­ревозку людей (приложение 2).

1.4. При постоянных перевозках рабочих к месту работы и обратно АТП устанавливаются маршруты движения автомобилей.

Выбор трассы маршрута движения автомобилей производится с обя­зательным соблюдением следующих требований:

Проезжая часть дороги должна иметь ширину, достаточную для безопасного разъезда со встречным автотранспортом;

Все места, опасные для движения, должны иметь ограждения и соответствующие предупреждающие знаки;

Общий вес автомобиля с максимальной загрузкой не должен превышать допустимой нагрузки для мостов, расположенных на марш­руте;

Проезд через железнодорожные переезды должен быть согла­сован с организациями, в ведении которых находятся железнодорожные пути;

Проезд по ледовым переправам и ледовым дорогам произво­дится при наличии письменного разрешения дорожных органов с указа­нием порядка и сроков пользования ледовыми переправами и ледовыми дорогами.


1.5. На каждый маршрут перевозки рабочих на работу составляется схема опасных участков трассы.

1.6. Скорость движения автомобиля выбирается исходя из условий дорожного покрытия, рельефа местности, погодных условий и других неблагоприятных факторов, но не должна превышать 50 км/час.

1.7. Для перевозки людей привлекаются опытные водители I и II класса со стажем работы не менее 3-х лет, не имеющие нарушений трудовой и транспортной дисциплины.

1.8. Водители, впервые назначенные на автобусы или специально обо­рудованные для перевозки людей грузовые автомобили, проходят в уста­новленном порядке стажировку 10 дней.

1.9. Назначение водителей, а также выделение грузовых а/м для пере­возки людей оформляются приказом по АТП.

1.10. В организациях, использующих для перевозки людей автотран­спорт, должны быть приказом назначены ответственные за перевозку лица и старшие на каждый автомобиль.

Ответственным за перевозку людей лицом назначается начальник участка, прораб, мастер или диспетчер. Старшим по автомобилю назна­чается мастер, бригадир или опытный рабочий.

Старший по автомобилю должен пройти инструктаж по охране труда при перевозке людей.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

2.1. Для перевозки людей используются автобусы или специально оборудованные грузовые бортовые автомобили.

2.2. Кузов грузового автомобиля должен иметь сиденья, укрепленные на расстоянии не менее 15 см от верхнего края борта;

Сиденья, расположенные вдоль заднего и боковых бортов, дол­жны иметь прочные спинки;

Бортовые запоры должны быть надежно закреплены.

2.3. Грузовой автомобиль, предназначенный для постоянной перевоз­ки пассажиров, должен быть оборудован тентом (съемной будкой), ле­сенкой для посадки и высадки пассажиров, освещением внутри кузова и сигнализацией.

2.4. Автобусы и специально оборудованные автомобили для перевоз­ки людей должны быть оснащены средствами пожаротушения.

Средства пожаротушения (огнетушитель , кошма, ящик с песком)

размещаются на видном месте в салоне автобуса или кузова грузового автомобиля.

2.5. Для перевозки людей должны использоваться автомобили с на­дежной работой узлов, агрегатов и оборудования, обеспечивающие бе­зопасность движения в любых условиях.

2.6. При выпуске автомобилей для перевозки людей на линию техни­ческая служба АТП производит их тщательный технический осмотр.

2.7. Все водители, занятые на перевозке людей, ежедневно проходят медицинское освидетельствование.

2.8. В остальном необходимо руководствоваться требованиями, изло­женными в «Инструкции по охране труда для водителей всех типов авто­мобилей».

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

3.1. Требования безопасности во время работы, изложенные в «Инст­рукции для водителей всех типов автомобилей» распространяются и на водителей, занятых перевозкой людей, дополнительно к этому:

3.2. Водитель, осуществляющий перевозку людей, обязан:

3.2.1. Ознакомиться перед выездом на линию с маршрутом движения и проверить исправность автомобиля, а у грузового автомобиля, кроме того, состояние бортов и надежность их запоров, прочность крепления сидений.


3.2.2. Представить по прибытии к заказчику путевой лист, посадку людей производить только в присутствии старшего по автомобилю, фа­милия которого указана в путевом листе.

3.2.3. Не допустить проезда в кузове, а также в кабине грузового авто­мобиля пассажиров, сверх количества, установленного нормами.

3.2.4. Производить посадку и высадку пассажиров в специально пре­дусмотренных местах или у бровки тротуара (обочины дороги) после полной остановки автомобиля.

3.2.5. Трогать с места и останавливать автомобиль плавно, без рыв­ков, переезжать рытвины и ухабы на пониженной передаче.

3.2.6. Вынужденную остановку (для долива воды в радиатор, провер­ку техсостояния и т. д.) производить только на горизонтальном участке дороги, с хорошим двухсторонним обзором, предварительно выключив двигатель и затормозив автомобиль ручным тормозом.

3.2.7. Быть предельно осторожным и внимательным в зоне действия предупреждающих знаков.

3.2.8. Следить за правильным размещением людей в кузове, не разре­шать им сидеть на бортах и стоять в кузове.

3.3. Старший по автомобилю обязан:

3.3.1. Проверить путевой лист и оборудование грузового автомобиля для перевозки людей.

3.3.2. Руководить посадкой и высадкой людей, размещением их в ав­томобиле, соблюдать установленные нормы вместимости, контролиро­вать соблюдение водителем маршрута движения.

3.3.3. Требовать от пассажиров выполнения правил проезда в автомо­билях, не разрешать сидеть на бортах и стоять в кузове грузового автомо­биля во время движения, не допускать посадку и высадку пассажиров до полной остановки автомобиля.

3.3.4. Требовать немедленного прекращения движения при обнару­жении у водителя признаков опьянения, утомления и других, представ­ляющих угрозу для перевозки людей, сообщить об этом в АТП и ближай­шие органы внутренних дел.

3.4. Перевозка детей осуществляется только в автобусах, с правой сто­роны лобового стекла автобуса устанавливается трафарет «Осторожно, дети!»

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. В случае возникновения аварийной ситуации, при обнаружении неисправности, во всех иных случаях, когда невозможно дальнейшее движение, водитель обязан высадить пассажиров и указать им место для безопасного движения.

4.2. Во всех остальных случаях необходимо руководствоваться тре­бованиями, изложенными в «Инструкции по охране труда для водителей всех типов автомобилей».

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы, после окончания перевозок пассажиров, необходимо выполнить требования вышеуказанной инструкции.

Инструкция по охране труда
при перевозке людей автотранспортом

1. Общие требования охраны труда


1.1 К самостоятельной работе, связанной с проездом на автотранспорте, допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
1.2 Работник обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая ему поручена и требования безопасности которой им усвоены.
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда.
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания (отравления).
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.
1.2.9 Уметь применять первичные средства пожаротушения.
1.3 При проезде на автотранспорте возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
-движущиеся транспортные средства и другие машины и механизмы.
1.4 Руководитель в период неблагоприятных погодных условий обязан провести внеплановый инструктаж. Перед выходом работника с территории предприятия в период гололёда напоминать о правилах работы в условиях повышенной опасности.
1.5 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя и обратиться в медицинское учреждение.
1.6 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.


2. Требования охраны труда перед началом работы


2.1 Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
2.2 Для перевозки работников могут использоваться автобусы или специально оборудованные грузовые автомобили.
2.3 Каждое автотранспортное средство должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителями (один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля).
2.4 Для разовых перевозок работников кузов бортового грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сидениями на удобной высоте, но не ниже 15 см от верхнего края бортов; сидения, расположенные вдоль бортов, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сидения мест.
2.5 Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки работников, должен быть оборудован:
-тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
-ровным полом без сквозных отверстий и щелей;
-звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
-стационарной или съёмной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
-выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.
2.6 Грузовой автомобиль с кузовом типа «фургон», используемый для перевозки людей, кроме того должен иметь:
-исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или справой стороны кузова;
-исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
-исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
-подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;
-освещение, защищенное от механических повреждений;
-устройство для обогрева в холодное время года.
2.7 Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.


3. Требования охраны труда во время работы


3.3 Пассажиры обязаны:
-при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
-посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
3.4 Пассажирам запрещается:
-отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
-при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
-открывать двери транспортного средства во время его движения.
3.5 Работники предприятия при выходе из автомобиля должны:
-соблюдать осторожность при передвижении в зонах возможного движения автомобилей, особенно при наличии объектов, ограничивающих обзорность. При выходе из-за стоящих автомобилей, из-за углов зданий, из ворот необходимо остановиться и осмотреть путь дальнейшего движения, чтобы убедиться в отсутствии автомобиля;
-пропустить движущийся транспорт;
-соблюдать осторожность при переноске (перевозке) предметов, ограничивающих обзор пути движения и окружающей обстановки, а также при движении по скользкому покрытию и в темное время суток;
-с осторожностью передвигаться в возможных узких проходах между рядом стоящими автомобилями (особенно с работающим двигателем).
3.6 Проезд запрещается:
-на безбортовых платформах;
-на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова;
-на длинномерном грузе и рядом с ним;
-на цистернах, прицепах и полуприцепах;
-в кузове автомобиля-самосвала;
-на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах;
-в кузове, где установлены контейнеры и в самих контейнерах;
-в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем указано в паспорте завода – изготовителя автотранспортного средства.
3.7 Запрещается:
-выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу;
-стоять в кузове движущегося грузового автомобиля.
3.8 Работники, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования водителя.


4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях


4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно известить руководителя.
4.2 При возникновении пожара, задымлении:
4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану.
4.2.2 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
4.2.3 Организовать встречу пожарной команды.
4.3 При несчастном случае:
4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).
4.4 В случае нападения на работника с целью завладеть материальными ценностями он должен действовать, руководствуясь обстановкой и исходя из принципа, что жизнь и здоровье несоизмеримо дороже материальных ценностей. При этом не поддаваться панике, выполнять требования нападающих, постараться запомнить приметы нападавших и, когда угроза минует, голосом привлечь внимание других лиц, затем обратиться в правоохранительные органы.


5. Требования охраны труда по окончании работы


5.1 По окончании работы - доложить непосредственному руководителю обо всех опасных ситуациях, которые возникают при проезде по выбранным (рекомендованным) маршрутам.

ОАО «СИБНЕФТЬ-НОЯБРЬСКНЕФТЕГАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ НЕФТИ И ГАЗА


ИНСТРУКЦИЯ № _____

по охране труда при перевозке людей на автотранспорте предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Инструкция разработана для руководства при организации безопасной отправки работников УПСН и Г к месту работы и обратно, перевозке их на производственном объекте.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Администрация УПСН и Г обеспечивает работников, работающих на месторождениях автобусами (вахтовыми машинами).

1.2. Место отправки работников на месторождения – автовокзал.

1.3. Ответственным за безопасность пассажиров при перевозке их на автотранспорте является водитель автобуса (вахтовой машины).

1.4. К управлению автобусами (вахтовыми машинами) допускаются водители I и II классов не моложе 21 года, прошедшие медицинский осмотр, имеющие заключение службы безопасности движения о соответствии практических и теоретических навыков пассажирских перевозок.

1.5. Все транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, должны быть технически исправны и оборудованы для этой цели. Допущенные к перевозкам пассажиров автомобили должны иметь исправные поручни, ступеньки, сиденья и ограждения, чтобы не допустить травмирования пассажиров.

1.7. Запрещается перевозить на всех видах транспорта огнестрельное и холодное оружие, а также предметы и жидкости создающие угрозу для жизни и здоровья пассажиров.

1.8. Водителям запрещается стелить на ступеньки, лестницы различные коврики, тряпки, сетки, решетки во избежание падения пассажиров при входе и выходе.

1.9. Запрещается перевозить в кабине, кузове и салоне автомобиля количество людей, превышающее указанное в паспорте завода-изготовителя.

1.10.За нарушение настоящей инструкции пассажиры несут дисциплинарную,

административную и уголовную ответственность.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОСАДКЕ В АВТОМОБИЛИ

2.1. Ответственность за соблюдение порядка при посадке, высадке и во время движения автобуса (вахтовой машины) несет старший вахты (старший по автомобилю), назначенный приказом по УПСН и Г и диспетчер отдела транспортного обеспечения (при посадке с автовокзала).

2.2. При посадке в вахтовый автобус старший вахты вместе с диспетчером отдела транспортного обеспечения (ТО) должны проверить наличие документов на право поездки в вахтовом автобусе.

2.3. В случае выявления среди пассажиров посторонних лиц, лиц в нетрезвом состоянии, а также лиц, имеющих в багаже запрещенные к перевозке предметы, старшему вахты (старшему по автомобилю) или диспетчеру отдела ТО отстранить данных людей от поездки.

2.4. Пассажиры, перевозимые вахтовыми автобусами, должны быть одеты в чистую одежду.

2.5. За 5 минут до отправки с автовокзала по громкоговорящей связи пассажиров должны ознакомить с номером автобуса, следующего по нужному маршруту, и пригласить на посадку.

2.6. Водитель обязан предоставить автобус (вахтовую машину) с чистым салоном для посадки в него пассажиров не позднее, чем за 5 минут до отправки с автовокзала.

2.7. Предъявив проездное удостоверение диспетчеру или старшему вахты (старшему по автомобилю), пассажиры должны, держась за поручень, спокойно войти в салон автомобиля и занять свободное место.

2.8. Для посадки работников в вахтовые автобусы, при вывозе их с месторождений, автобус должен быть подан на площадку посадки и высадки за 5 минут до отправления.

Время отправления вахтовых автобусов с месторождений должно быть оговорено приказом УПСН и Г с учетом продолжительности рабочего времени в данном цехе (на данном объекте).

3. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ

3.1. Водитель начинает движение только после того, как пассажиры разместятся на сиденьях и двери будут полностью закрыты. Количество перевозимых в одном автомобиле пассажиров на пригородных маршрутах не должно превышать число посадочных мест.

3.2. Водитель автотранспортного средства должен соблюдать расписание движения и путь следования с учетом дорожных и погодных условий, производить остановку на маршруте только в указанных местах.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ АВТОТРАНСПОРТОМ

ТОИ Р-07-021-98

Согласована письмом ЦК профсоюза работников лесных отраслей
Российской Федерации от 23 сентября 1998 г. № 3-11

1. Общие требования безопасности

Раздел составляется самостоятельно на основании Типовой инструкции ТОИ Р-07-001-98 "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" с учетом специфики конкретного лесхоза и нижеприведенных требований.

1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей в лесном хозяйстве, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала-цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается: скопление на двигателе и его картере грязи и масла; оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы отопления; применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества; подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами; курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя; пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем; автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные номера на транспортное средство; путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский контроль.

2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути: тормозов; рулевого управления; колес и шин; двигателя и трансмиссии; внешних световых приборов и салона (кузова).

2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность: лестницы для посадки; двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя; освещения салона; аптечки с набором медикаментов; легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью 2 л; двери, открывающейся из салона наружу; полумягких сидений, отопления салона.

2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность: съемной лестницы для посадки; огнетушителя емкостью 2 л; аптечки с набором медикаментов; звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя; сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов; бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

2.5. Проверить наличие надписи "Люди" и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, бензопил, незачехленных острых инструментов.

2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещении в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей: один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой-в кабине; фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.

3. Требования безопасности во время работы

Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

3.1. Водитель должен осуществлять движение автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя действующие Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.

3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

3.5. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.7. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автомашины. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

3.8. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашине, подавшей сигнал об обгоне, повороте. Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

3.9. Водителю автотранспорта запрещается:

управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения; отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;

въезжать в опасную зону валки леса;

производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;

подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.10. Водитель транспортного средства обязан:

заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;

разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;

для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;

с наступлением темноты и при плохой видимости днем включить внешние световые приборы, дальний свет использовать на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителя встречного транспорта.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;

если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;

при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившимся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

4.5. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие либо населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и. покинуть место возгорания.

Аналогичным способом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

4.6. При экстренной остановке автобуса (машины) с необходимостью покинуть салон и разместиться на местности во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время необходимо поставить ее на обочине или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автомашина технически неисправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.

5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.

5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

Автотранспортом.

Перевозка людей автотранспортом должна соответствовать требованиям Правил дорожного движения. Для перевозки людей выделяются автобусы. Только при их отсутствии допускается использовать специально оборудованные грузовые автомобили.

Техническое состояние автобусов и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, должно отвечать правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта. Скорость движения автомобилей, перевозящих людей, должна быть не выше 60 км/ч.

К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением категории "Д".

Запрещается перевозить людей на автомобиле–самосвале, автомобиле-цистерне и других специальных грузовых автомобилях, на грузовом прицепе (полуприцепе), на тракторах и других транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей.

Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован салоном, лестницей для посадки пассажиров, сигнализацией из салона в кабину водителя, освещением кузова, медицинской аптечкой для оказания первой помощи, легкосъемным (находящимся вне кабины) огнетушителем вместимостью не менее 2 л. На передней и задней стенке должна быть надпись "Люди".

Кузов грузового автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должен быть оборудован полумягкими сидениями, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края борта, а сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, – прочными спинками. Бортовые замки должны быть закрыты и надежно закреплены. Число перевозимых людей не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.

При перевозке людей в грузовом автомобиле должны быть выделены лица, ответственные за безопасную перевозку (один человек должен находиться в кузове, а другой – в кабине автомобиля). Фамилии ответственных лиц записываются в путевой лист.

Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, разрешается только лицом, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены удобным местом, расположенным ниже уровня бортов. В исключительном случае разрешается проезд на неприспособленном для перевозки людей грузовом автомобиле лицам, сопровождающим груз, но их должно быть не более 6 человек. Такой проезд запрещается на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне и выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, в кузовах самосвалов, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех видов.

Число пассажиров в кузове не должно превышать для грузовых автомобилей грузоподъемностью менее 1,5 т – 9 человек; 1,5-2,0 т – 16 человек; 2,5-3,0т – 20 человек; 3,5-4,5 т – 24 человека; 5-7 т – 30 человек; 7 т и более – 36 человек.

Автобусы и специально оборудованные для перевозки людей грузовые автомобили должны быть оснащены средствами пожаротушения. Средства пожаротушения (огнетушители, ящики с сухим песком) размещаются на видном месте в самом автобусе или кузове грузового автомобиля. Шофер является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися на автомобиле, а также всеми лицами, связанными с его работой и обслуживанием, и обязан требовать выполнение этих правил.

Если шофер или лицо, сопровождающее автомобиль, при тех или иных обстоятельствах ставится в условия, опасные для жизни и здоровья людей, то он обязан немедленно сообщить об этом ответственному за погрузочно-разгрузочные работы. Работы могут быть продолжены в этом случае только с его письменного разрешения.

Запрещается заправка бензином автомобилей, загруженных легковоспламеняющимися грузами, а также при нахождении людей в кузове автомобиля.

Площадка для стоянки автомобилей в полевых условиях должна очищаться от сухой травы, валежника, опахиваться кругом полосой шириной более 1 м, не ближе 100 м от построек, лесных складов, стогов сена, соломы, токов, хлеба на корню и лесонасаждений.

При передвижении автомобиля на переправах по воде и льду рек и водоемов необходимо соблюдать следующие правила:

передвижение по льду и работы на льду не разрешаются без предварительной рекогносцировки ледяного покрова и определения его грузоподъемности;

толщину и прочность льда должны определять группы не менее чем из двух человек;

участники обследования должны быть обеспечены лыжами, веревками, пешней или ломом, топором и досками для оказания помощи. Допустимая толщина плотного слоя льда для передвижения по нему людей и конного транспорта должна быть не менее указанной в табл.3.3.



Поделиться