Менеджмент - теория управления производством, трансформированная в теорию управления деятельностным поведением людей.
К основным понятиям менеджмента относятся следующие.
Система - совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая иными свойствами, чем каждый элемент в отдельности. Основная задача системы - изменять и преломлять внешнюю среду под себя.
Управление - целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства.
Социально-экономическая система - такая система, основным элементом которой являются коллективы людей, основными связями между элементами являются экономические связи и отношения, труд - основа их функционирования. Они создаются искусственно.
Объекты и субъекты менеджмента
Объекты менеджмента разделяются:
- ? по функциональным областям: финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др.;
- ? виду объекта - операция, процесс, система;
- ? уровню иерархии - организация в целом, цех, участок, рабочее место.
Субъекты менеджмента - руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий (генеральный ) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, профцентров.
Функциональный (специальный ) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньями, направлениями (финансы, персонал, инновации, производство, экология, снабжение, маркетинг).
нормативный менеджмент - предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации на рынке, формирование общих стратегических намерений;
стратегический менеджмент - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации, обеспечение стратегического контроля за реализацией плана;
оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития фирмы.
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, направление, организация, контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
Методы менеджмента - система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. К методам относятся экономические, организационно-распределительные, социально-психологические.
Принципы менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:
- ? целостности (системное свойство);
- ? иерархической упорядоченности;
- ? целевой направленности развития;
- ? научной обоснованности и оптимальности;
- ? сочетания централизации и децентрализации;
- ? демократизации.
Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения.
- 1. Применение системного подхода в управлении.
- 2. Применение ситуационного подхода в управлении.
- 3. Кибернетический подход.
- 4. Новая роль управления - нововведения (инновации), интеграция, рационализация.
- 5. Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом.
Европейская модель управления основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или инженерно-экономическую), которая имеет прямое отношение к технической, экономической или управленческой деятельности предприятий; во-вторых, повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе практической работы, как правило, на краткосрочной основе. Сюда же примыкает и профессиональная переподготовка как более основательная форма развития знаний и умений вплоть до получения новой специальности в области бизнеса, менеджмента или предпринимательства.
Американская модель основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако, как правило, в рамках американской модели, прежде чем получить высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый практический опыт работы, дабы изнутри понять, что такое бизнес и менеджмент в реальной жизни. Лишь после этого он выбирает «карьерный путь» менеджера и снова возвращается в систему высшего профессионального образования для приобретения серьезных знаний именно в области бизнеса и менеджмента, которые становятся для него главной профессией.
Японская модель. Японские методы управления в корне отличаются от европейских и американских. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом. Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, т.е. получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
Шесть признаков японского менеджмента:
- 1) гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
- 2) гласность и ценности корпорации;
- 3) управление, основанное на информации;
- 4) управление, ориентированное на качество;
- 5) постоянное присутствие руководства на производстве;
- 6) поддержание чистоты и порядка.
Американские организации |
Тип Z Японские организации |
|
Человеческий |
Малые вложения в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка |
Крупные вложения в обучение. Общее обучение. Неформализованная оценка |
Трудовой |
На первом месте - внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения |
На первом месте - внутренние факторы. Долгосрочный наем. Неспециализированная лестница продвижения |
Преданность организации |
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальные рабочие задания |
Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе |
Особое внимание необходимо уделить такой категории менеджмента, как его функции.
Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
В дальнейшем состав этих функций был дополнен.
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления.
Дадим определение основным функциям менеджмента.
Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т.п.
Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, поскольку осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Этот цикл управления является универсальным по отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т.п.
Например, функция организации производственной деятельности включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После этого разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющая минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и в итоге достичь поставленных целей, т.е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Связующими являются процессы коммуникаций и принятия решений. В последнее время к связующим процессам все чаще ученые относят и процесс целеполагания, так как установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.
Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
Цель - это предвосхищение результата деятельности.
Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получают информацию, необходимую для принятия решений, и доводят принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.
В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:
- ? при планировании: постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;
- ? осуществлении функции организовывания: структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов.
Процесс мотивации включает в себя установление и оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих воздействий (мер).
Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т.п.
Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
Динамизм функций выражается в необходимости их приспособления к все возрастающим изменениям во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби , который гласит, что «только разнообразие может уничтожить разнообразие», можно утверждать: только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым. Иными словами, для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем больше эффективность функционирования предприятия.
В постоянном гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления.
Рассматривая менеджмент, нельзя оставить без внимания вопросы лидерства и власти.
Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы, другие - обучаются этому, а третьи никогда этого не постигают.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы. Лидер должен быть оптимистом, быть смелым, обладать широтой взглядов, быть решительным, тактичным и внимательным. Лидер всегда честен, честолюбив, последователен и скромен, уверен в себе. Лидер должен быть наставником. Справедливость - тоже важная черта лидера.
- Эшби Уильям Росс - английский психиатр, специалист по кибернетике (1903-1972).
Роль управления в современном мире чрезвычайно велика. С его помощью приводятся в движение огромные массы разнообразных ресурсов. Значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления - государственного, муниципального, территориального, отраслевого, управления самостоятельны-предприятиями и организациями и т.д. Именно качество управления определяет уровень жизни населения в любой стране.
Управление - это целенаправленное воздействие на объект для обеспечения его заданного функционирования в соответствии с поставленными целями.
Управление - понятие многомерное, охватывающее различные уровни и направления социальной, технической, биологической |иной деятельности. Оно выделилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения труда, его кооперации и уверения масштабов производства. Становление управления как науки связано с тремя важными событиями:
Рост крупных корпораций. Огромным промышленным организациям, которые возникли в конце XIX в., требовались новые модели управления;
Разделение владения и управления. С концентрацией капитала к собственникам пришло осознание необходимости профессионального управления собственно-
стью. Частная собственность на обычные акции послужила разделительной линией между инвесторами и теми, кто осуществлял повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, не имеющие собственности на капитал фирмы или имеющие небольшую долю акций, стали наемными работниками;
Развитие новых теорий. По мере того как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана от одного работника другим.
Специфический вид управленческой деятельности, который связан с людьми, организациями и социальными взаимодействиями, принято называть менеджментом (от англ. management, to manage - управлять, уметь обращаться). Староанглийский глагол to manage буквально означал «объезжать лошадей» и восходил к латинскому слову manus - рука. Будучи связанным с процессом езды, управлением лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление», которое и определило название науки об управлении.
Менеджмент - это социальная управленческая деятельность, связанная с обработкой информации и выработкой оптимального (наилучшего в определенном смысле) решения, а также с его реализацией.
В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент». В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.
Известно определение менеджмента как типа управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям и условиям рыночной экономики.
В классическом толковании категория «управление» значительно шире категории «менеджмент». Понятие «управление» по отношению к понятию «менеджмент» необходимо рассматривать как общее по отношению к частному, однако следует помнить, что эти понятия взаимно дополняют и конкретизируют друг друга.
Понятие «менеджмент» принято рассматривать:
Как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими, ставя цели и разрабатывая способы их достижения;
Функции управления-планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, - осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;
Искусство, т. е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности;
Орган или аппарат управления - группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формирование решений и инициирующих соответствующие действия в интересах организации;
Науку, т.е. самостоятельную область знаний, имеющую свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.
Менеджмент как наука имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
С информационной точки зрения менеджмент - систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированы данные, полученные специальными науками - социологией организаций, микроэкономикой и т.д., а также такими дисциплинами, как информатика, исследование операций, кибернетика.
Процесс управления в сфере физической культуры и спорта имеет много общих черт с процессом управления организацией, действующей в любой другой отрасли. Вместе с тем спортивный менеджмент имеет ярко выраженные особенности.
Менеджмент в физической культуре и спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках проекта спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.
Категории менеджмента есть наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией. К основным категориям менеджмента относятся:
Система управления, в которой реализуются функции менеджмента как взаимодействие объекта и субъекта управления;
Объект управления, т.е. управляемая часть системы, воспринимающая управленческое воздействие;
Субъект управления, т.е. управляющая часть системы, оказывающая управленческое воздействие.
В зависимости от конкретной ситуации субъект управления может рассматриваться и как объект управления по отношению к вышестоящему звену системы.
Организация (от позднелат. organize - сообщаю стройный вид, устраиваю) - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения значимой для всех цели. Организация выступает в качестве объекта управления. Группа людей будет считаться организацией, если она характеризуется наличием:
Членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели;
По крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;
По крайней мере одной цели, т.е. желаемого конечного состояния или результата, которую принимают как общую все члены группы.
Объектом управления спортивного менеджмента считается физкультурно-спортивная организация, являющаяся ключевым, системообразующим отрасли физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет физкультурно-спортивную организацию как юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Спортивная организация осуществляет деятельность в области спорта, целью которой является подготовка спортсменов, проведение спортивных мероприятий, образование или другой вид деятельности, связанный со спортом. Термином «спортивная организация» определяется широкий круг общественных и коммерческих структур, поэтому юридическое толкование этого термина в разных странах может быть различным.
Физическую культуру и спорт необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций: спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т. д.
В современной России физкультурно-спортивную работу проводят более 100 тыс. различного рода физкультурно-спортивных и спортивных организаций, в которых трудятся более 240 тыс. специалистов: тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и работников других категорий, а также более 500 тыс. рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - физкультурно-спортивные услуги, т. е. организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и др.
Физкультурно-спортивные организации принято классифицировать по типу объединения, или внутренней административно-организационной структуре. Однако следует учесть: схожие по внутренней структуре, они могут иметь разные названия.
Первичными организациями физкультурно-спортивной направленности принято называть те, в которых непосредственно проводится учебно-тренировочная работа и различные по форме физкультурно-оздоровительные занятия с населением разных социальных и демографических групп. К первичным организациям принято относить спортивные секции, кружки, клубы, школы.
На основе первичных организаций исторически складывались более крупные организации, призванные повысить эффективность работы, улучшить организационно-методическое или коммерческое руководство. Это спортивные общества, ассоциации, федерации, союзы, объединения, конфедерации, лиги и комитеты.
Цели менеджмента
Взаимодействие объекта и субъекта управления характеризуется как процесс, имеющий определенные ограничения и осуществляемый в соответствии с определенной целью, которая является исходным пунктом управления любой организации.
Цель управления - это желаемое состояние объекта управления и его параметров, это будущее состояние, которое должно быть достигнуто. Целью может быть и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.
Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации, которое должно быть достигнуто.
Количество целей организации может быть достаточно большим. Их можно классифицировать по степени важности, периоду времени, содержанию, форме выражения и т.д.
Цели могут относиться к организации в целом и отражать концепцию ее развития. В этом случае они называются общими (стратегическими, или корпоративными). Цели могут разрабатываться по основным видам и направлениям деятельности подразделений, т.е. каждое подразделение может иметь свои цели и задачи в рамках общих целей организации. Такие цели в теории управления называются специфическими (функциональными).
Цели и задачи отдельных сотрудников и подразделений должны соответствовать друг другу и согласовываться с общими целями организации. Упорядоченная совокупность общих и специфических целей любой организации, в том числе физкультурно-спортивной, составляет систему целей.
В состав общих целей входят генеральная цель, которая называется миссией, и четыре -шесть общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих содержание миссии.
В теории и практике менеджмента сложилось два понимания миссии организации. В широком смысле миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации. Миссия организации также может рассматриваться как сформулированное утверждение - документ - относительно того, для чего (по какой причине) существует организация. В этом документе отражается специфика организации.
Миссия (предназначение) организации - это ответ на вопрос, в чем заключается деятельность организации, чем она намерена заниматься, чего организация хочет достичь в самом широком смысле.
Миссия физкультурно-спортивной организации есть публичная цель деятельности организации, т.е. понимание организацией своей роли в индустрии физической культуры и спорта. Можно выделить шесть видов целей, отражающих основные направления деятельности физкультурно-спортивной организации:
Повышение конкурентоспособности основных и сопутствующих услуг, предлагаемых организацией;
Коммуникация, т. е. достижение необходимой степени известности организации за счет рекламы и формирования (улучшения) имиджа;
Сбыт и совершенствование распространения (продаж) услуг;
Достижение (повышение) рентабельности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
Кадровое развитие;
Ценовая политика.
Цели физкультурно-спортивной организации обычно фиксируются в трех документах: устав организации, концепция организации и целевая программа развития физической культуры и спорта (для федераций по видам спорта - соответствующего вида спорта) на территории, входящей в сферу обслуживания организации (район, город, субъект Российской Федерации).
Формулировка миссии физкультурно-спортивной организации должна отражать ее позицию по отношению к внешней среде - спортивному движению, потенциальным и реальным клиентам, конкурентам, обществу, государству, содержать задачи физкультурно-спортивной и рыночной деятельности, отражать и демонстрировать уровень культуры и рабочей атмосферы в организации.
Конечной целью менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации является обеспечение прибыльности (доходности) ее работы путем рациональной организации труда. Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные организации - некоммерческие структуры, целью их менеджмента является постоянное стремление удовлетворить потребности и интересы различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах. Например, миссия Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России - воспитать звезд мировой величины среди российских горнолыжников и сноубордистов, создать на территории РФ условия, способствующие массовому развитию горнолыжного спорта и сноуборда.
Наряду с общей целью физкультурно-спортивная организация формулирует специфические цели, которые в учредительных документах чаще называются задачами организации. Это производственные цели функциональных подразделений, интегрирующие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности, т.е. задачи в области производства, логистики, маркетинга, финансов и кадровой политики.
Правильная постановка целей на 50 % предопределяет успешность принятия управленческих решений. Без ясно поставленных целей, отмечает Роджер Олдкорн, основываясь на большом личном опыте управленческой работы, организация напоминает лодку на веслах с кучей гребущих в разные стороны ребятишек. Но если ребятишки никуда не доберутся - это полбеды, если развалится организация - это большая беда для ее сотрудников.
Умение ставить четкие практические цели и задачи своим сотрудникам - одна из основных компетенций эффективного руководителя. Правильная постановка целей и задач означает, что они являются конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и соотносятся с конкретными сроками.
В теории и практике управления существуют так называемые SMART-критерии , которым должны соответствовать цели. SMART (по-английски «умный») - аббревиатура, образованная первыми буквами слов:
Specific - конкретный;
Measurable - измеримый;
Attainable - достижимый;
Relevant - значимый;
Time-bounded - соотносимый с конкретным сроком.
У этой техники постановки целей существует российский аналог - правило пяти К.
1. Конкретность. Цель - это желаемый конечный результат. Любая цель предусматривает определенную работу. Формулировка цели должна содержать ответ на вопрос «что сделать?» (обеспечить, внедрить, увеличить). Чем конкретнее цель, тем понятнее, в каком направлении двигаться.
В сфере физической культуры и спорта такому критерию отвечают многие составляющие физкультурно-спортивной деятельности: число видов спорта и объем упражнений, динамика количественных и качественных характеристик тренировочного процесса, спортивные результаты, материальное и социальное обеспечение тренеров, спортсменов и т.д.
2. Количественная {качественная) измеримость. Постановка цели должна иметь четкие измеримые критерии, которые позволяют судить о ее достижении. Постановка цели, которая превышает возможности организации, может вызвать негативные последствия.
Для количественной измеримости необходимо использовать цифры, для качественной измеримости - техническое задание.
3. Качество {связь с целями и задачами компании и/или подразделения). Цели должны вытекать из целей более высокого уровня. Необходимо определить иерархию целей: от философии предприятия - к стратегическим и тактическим целям организации.
4. Конечность. Если у цели нет конечного срока исполнения, она имеет хорошие шансы не быть выполненной никогда. Цели могут быть долгосрочными (в спорте - это, как правило, четырехлетний цикл), среднесрочными (от 1 года до 4 лет) и краткосрочными (до 1 года).
5. Компромисс {реальность и вызов). Цели должны быть реальными, т. е. достижимыми, и в то же время содержать в себе некий вызов. В России при планировании следующего календарного периода считается нормой превышение предыдущего показателя по меньшей мере на 5... 10 %, иначе организация начинает стагнировать.
Цели выражают собой управленческое обязательство добиться конкретных результатов в определенных временных рамках.
… |
… |
… |
… |
Рис. 1.1. Целевая модель организации
Они формируются посредством разделения миссии на составляющие и обеспечивающие ее цели. В крупномасштабной управленческой деятельности, отличительной особенностью которой является разделение общей цели на ряд составляющих, обычно используется так называемое дерево целей и задач - целевая модель организации (рис. 1.1).
Разработка дерева целей и задач позволяет менеджерам физкультурно-спортивной организации системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое число задач, требующих решения на пути к ее достижению.
Для формирования дерева целей и задач проводится декомпозиция цели для каждого объекта управления, затем все частные «деревья» сводятся в единую целевую модель. Распределение целей по уровням иерархии (цели организации - цели руководителя - цели подчиненных) позволяет выявить несоответствие целей условиям их реализации. Сформированная целевая модель организации позволяет:
Выделить организационно обособленные блоки (службы) системы управления, ориентированные на обеспечение определенных целей;
Рационально распределить полномочия и ответственность за достижение целей между уровнями и звеньями аппарата управления;
Определить последовательность и характер работ по достижению конечных целей организации, их связи и координацию;
Сформировать систему оценки и стимулирования труда исполнителей в подразделениях при достижении поставленных задач.
Менеджмент – теория управления производством трансформированная в теорию управления деятельностным поведением людей.
К основным понятиям менеджмента относят:
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая иными свойствами, чем каждый элемент в отдельности. Основная задача системы – изменять и преломлять внешнюю среду под себя.
Управление – целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства.
Социально-экономическая система – такая система, основным элементом которой являются коллективы людей, основными связями между элементами являются экономические связи и отношения, труд – основа их функционирования. Они создаются искусственно.
- объекты и субъекты менеджмента .Объекты менеджмента разделяются по функциональным областям, т.е. финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др. По виду объекта – операция, процесс, система. По уровню иерархии – организация в целом, цех, участок, рабочее место. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило можно выделить 3 основных уровня: высший, средний и низший.Субъекты менеджмента – руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.
- виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент.Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, профцентров.Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений (финансы, персонал, инновации, производство, экология, снабжение, маркетинг). По содержанию различают:(1) Нормативный менеджмент – предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации на рынке, формирование общих стратегических намерений.(2) Стратегический менеджмент – предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирования потенциала успеха организации, обеспечение стратегического контроля за реализацией плана.(3) Оперативный менеджмент – предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития фирмы.
- функции менеджмента – определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения. Различают –общие (формирование целей, направление, организация, контроль),технологические (решения и коммуникации) исоциально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
- методы менеджмента – система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. К методам относятся: экономические, организационно-распределительные, социально-психологические).
- принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:
Целостности (системное свойство);
Иерархической упорядоченности;
Целевой направленности развития;
Научной обоснованности и оптимальности;
Сочетание централизации и децентрализации;
Демократизации.
Категории менеджмента
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Категории менеджмента |
Рубрика (тематическая категория) | Менеджмент |
Наука и практика менеджмента развивались одновременно с развитием общественного производства и экономикой. Менеджмент сочетает в себе научные и практические основы управленческой деятельности, которые внедряются в общественную и прежде всего в экономическую жизнь, с учетом существующих в ней закономерностей и особенностей .
Обычно термины ʼʼуправлениеʼʼ и ʼʼменеджментʼʼ являются синонимами. На самом же деле, термин ʼʼуправлениеʼʼ применяется к различным видам человеческой деятельности, к примеру, управление любыми техническими средствами и т.п. А термин ʼʼменеджментʼʼ означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и персоналом.
Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только емукатегории инаучные понятия , отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:
1. Управление - как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей.
2. Объект управления
- люди, техника и технологии, предприятие и др.
Размещено на реф.рф
В общем виде объект
- ϶ᴛᴏ вид деятельности менеджера, в которой он осуществляет планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль, ᴛ.ᴇ. выполняет свои функции, к примеру:
– техническая деятельность, ᴛ.ᴇ. процесс производства;
– коммерческая деятельность – закупки, сбыт и обмен;
– финансовая деятельность – привлечение, учет и рациональное расходование денежных средств;
– административная деятельность – организация,планирование,координация, воздействие на работников и контроль.
3. Субъект управления - личность или кибернетическое устройство; на предприятии это, как правило, менеджер.Менеджер - ϶ᴛᴏ специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Он занимает постоянную должность и обладает полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.
4. Организация как сфера деятельности менеджера.
5. Функции менеджмента – планирование, координация, мотивация и контроль.
6. Стиль управления и др.
Высший менеджмент - ϶ᴛᴏ руководители, первые заместители по функциональным областям деятельности: НИОКР, производству, сбыту и т.п.
Средний менеджмент – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия; включает до 60% всех менеджеров предприятия.
Низший (низовой) менеджмент – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.).
В менеджменте как науке обозначились соответствующие разделы :
– методологические основы научного управления;
– организационные и управленческие структуры;
– процесс управления, кадровый менеджмент;
– стратегическое управление, инновационный менеджмент;
– управление процессом международной экономической интеграции и др.
Наука и практика менеджмента развивались одновременно с развитием общественного производства и экономикой. Менеджмент сочетает в себе научные и практические основы управленческой деятельности, которые внедряются в общественную и прежде всего в экономическую жизнь, с... .
Тема 2. Общая теория менеджмента 1. Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации. 2. Закономерности управления различными социальными системами. 3. Принципы управления. 4. Методологические подходы в менеджменте. Важнейшими категориями...
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Общая характеристика и классификация функций. Основные категории науки управления и механизма менеджмента. Взаимосвязь категорий наук и процесса управления организацией. Этапы и модель процесса планирования. Определение задач деятельности организации.
презентация , добавлен 17.04.2014
Сущность, цели, задачи и принципы менеджмента, основные функции и их взаимосвязь в процессе управления организацией. Школы менеджмента, их историческое развитие и тенденции. Структура и особенности процесса бизнес-планирования. структуры управления.
шпаргалка , добавлен 25.04.2012
Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.
курсовая работа , добавлен 13.01.2018
Общая концепция стратегического менеджмента и его составляющие. Миссия организации и формирование целей. Процесс стратегического менеджмента, его методы и приемы. Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических планов.
курсовая работа , добавлен 28.09.2009
Понятие менеджмента как современной системы управления организацией. Основные цели системы управления, сущность их составляющих. Характеристика функций и принципов менеджмента, методы их реализации. Проблемы современного менеджмента и их решение.
курсовая работа , добавлен 01.09.2010
Виды и категории менеджмента. Система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методологические основы менеджмента в Казахстане. Воздействие на коллективы людей в процессе производства.
презентация , добавлен 25.10.2014
Понятие менеджмента, паблик рилейшнз, коммуникации. Коммуникационный менеджмент как процесс: предмет, объект и субъект, задачи и принципы, целевая аудитория. Сущность основных функций менеджмента, специфика управления информационными потоками в сфере PR.
контрольная работа , добавлен 18.02.2011