Медицинское право - краткий курс лекций. Принципы биоэтики

Принцип “prima non nocere” ("прежде всего - не навреди") является старейшим в медицинской этике. Он зачастую совмещается с принци­пом благодеяния. Однако запрет творить зло и побуждения к созиданию добра несут разные смысловые нагрузки. Принцип непричинения вреда предписывает обязанность не наносить ущерб пациенту не только прямо, намеренно, но и косвенно. Для реализации этого принципа и умень­шения вреда или побочных эффектов предлагаются четыре требования:
1. То, что мы намереваемся делать, не должно быть безнравственным и не должно быть злом.
2. Предполагаемый риск не должен быть средством для достижения благой цели. Пла­нируемое действие может иметь побочные эффекты, но это не значит, что благая цель оправдывает любые средства. Нельзя совершать что-либо безнрав­ственное толь­ко потому, что за этим может последовать нечто положительное.
3. Побочный эффект должен быть не специальной целью, а только тем, с чем прихо­дится смириться.
4. Для совершения действия, которое может повлечь за собой негативные последствия, должны быть веские основания. Это означает необходимость взвешивания возмож­ного блага и риска, причем благо должно перевешивать риск.
Если подходить к ситуации со стороны врача, можно различить такие формы "вреда":
· вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;
· вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например корыстной целью;
· вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действи­ями;
· вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
Вред, который могут на­нести пациенту действия врача, бывает намеренным либо не­намеренным. О намеренном вреде мы можем говорить и в случа­ях преступ­ного (со злым умыслом) причинения вреда, и тогда, когда по медицинским показа­ниям вред объективно не­обходим (неизбежен). Его можно предвидеть заранее и оценить его возможные масштабы. Но часто люди, в том числе и врачи, своими действиями причиняют ненамеренный вред. Если взглянуть на ситуацию со стороны пациента, то можно будет увидеть самые разные виды вреда.
Сам по себе визит к врачу требует затрат времени (а теперь нередко и денег), которое пациент мог бы посвятить чему-то другому, более приятному для него, или наоборот: из-за визита к врачу не смог сделать какие-то другие важные для себя дела. А если, скажем, врач предписывает пациенту определенный режим, то вред выражается в неко­тором (порой весьма существенном) ограничении возможнос­тей пациента, его свободы; в случае госпитализации, вред, свя­занный с ограничением возможностей, становится особенно значительным.
Еще одна форма вреда связана с информированием паци­ента о его состоянии и прогнозе его заболева­ния. В этом случае вред может быть причинен в связи с утаива­нием информации, с обманом пациента, а также и с сообщени­ем ему правдивой информации. С одной стороны, обманывая кого-либо, мы этим самим по себе наносим ему вред, поскольку унижаем его достоинство; кроме того, человек, делаю­щий что-то на основе недостаточной или неверной информа­ции, может невольно причинить ущерб и себе, и окружающим. С другой стороны, вред может быть нанесен и в том случае, ес­ли пациенту дается правдивая, но обескураживающая информа­ция о состоянии его здоровья, особенно когда это делается в же­стоких формах, без учета его эмоционального состояния.
Вред пациенту может проистекать и из того, что врач или любой другой ра­бот­ник лечебного учреждения сооб­щает медицинскую информацию о данном пациенте тре­тьим лицам (нарушает правило конфиденциальности). Вообще раскрытие этой ин­формации является нарушением закона, защищающего врачебную тайну, и в таких случаях мы не мо­жем говорить о том, что данный вред неизбежен. Но и в тех си­туа­ци­ях, когда закон допускает или даже требует раскрытия этой информации (но только стро­го определенному кругу лиц!), пациенту, тем не менее, может быть нанесен вред (кото­­рый теперь уже оказывается неизбежным), хотя бы тем самым и была предот­вращена опасность нанесения вреда другим лю­дям посредством их инфицирования. В этом случае, как и в случае с обманом пациента, речь идет о причине­нии ему не физи­че­ского, а морального вреда.
Далее. Лечение, назначенное врачом, может включать бо­лезненные процедуры. Получается, что врач (разумеется, с бла­гой целью - ради излечения болезни) причи­ня­ет пациенту фи­зические страдания. А в определенных ситуациях врач оказыва­ется перед необходимостью нанести и более серьезный ущерб, скажем, произвести ампута­цию какого-то органа, что сделает пациента ин­валидом.
Наконец, возможен и такой уже известный нам вариант, когда пациент страдает от смертельного, неизлечимого недуга, к тому же сопровождающегося сильнейшими болями. В этом случае пациент может решить, что скорая и безболезненная смерть для него будет представлять меньший вред, чем продолжение тяжелых и безнадежных мучений.
В отличие от других перечисленных нами ранее раз­новидностей вреда, которо­го можно и нужно избегать, в дан­ном случае речь идет о та­ком вреде, который неиз­бе­жен, коль скоро предполагается, что пациент получит от врача некое благо. Во-пер­вых, важно, чтобы причиняемый вред не превышал того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства, и, во-вторых, чтобы при выбираемом вариан­те действий сам по себе этот вред был минимальным по сравнению со всеми дру­гими возможными вариантами.
Таким образом, принцип "не навреди" следует пони­мать в том ключе, что вред, ис­ходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и ми­ни­маль­ным.

Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его «Клятве». Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом медицинской деятельности, но и моральным основанием модели взаимодействия медицинских работников с пациентами, их родственниками, своими коллегами и учителями.

В «Клятве Гиппократа» отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать принципу «не навреди»: физическом (правильно лечить, выбирать метод лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическом и правовом (неразглашение врачебной тайны), нравственном (уважение и благодарность своим учителям, коллегам). В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».

Но как определить, что является вредом применительно к сфере деятельности медицинского работника? В настоящее время выделяются следующие формы вреда, которые могут быть причинены пациенту:

1. Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается. Этот вид вреда относится к наиболее тяжким проступкам медицинского работника и влечет за собой не только моральное осуждение, но и административный санкции, а в ряде случаев и уголовное наказание.

2. Вред, вызванный небрежностью, либо злым умыслом, например, корыстной целью. В зависимости от последствий для пациента такой вид вреда также может повлечь все виды наказания.

3. Вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями. Это вред, который является следствием профессиональных ошибок медицинских работников. В зависимости от степени причиненного вреда он влечет за собой различные виды наказания.

4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Единственная форма вреда, которая причиняется практически всегда, но в различной степени. Это вред, за причинение которого медицинский работник не несет никакого наказания.

Причинение вреда первых трех видов свидетельствует о профессиональной некомпетентности медицинского работника и различной степени деформации его нравственности.

Вред может пациенту может быть причинен нарушением врачебной тайны. Разглашение конфиденциальной информации («врачебной тайны»), с одной стороны, наказывается в соответствии с действующим законодательством, а с другой стороны, законодательство требует сообщения сведений о ряде заболеваний в соответствующие органы здравоохранения.

Таким образом, соблюдение принципа «не навреди» возможно только при условии сформированности у медицинского работника нравственных убеждений и качеств личности, соответствующих требованиям биомедицинской этики.

В соответствии с этим принципом сформировали представления о враче как человеке, который в силу своих профессиональных знаний и опыта, лучше знает, что является для пациента благом, а что вредом. Такое представление впоследствии было перенесено и на других медицинских работников.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Биомедицинская этика биоэтика как философская отрасль медицины

Методы принципы содержание и теория биомедицинской этики.. методологическим основанием биомедицинской этики является.. общечеловеческие моральные ценности которые выработаны обществом они составляют базис всей жизнедеятельности и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биомедицинская этика (биоэтика) как философская отрасль медицины
Биоэтика является подразделом общей науки - этики, что изучает вопрос морали, объектом исследование которой является моральными аспектами деятельности человека. Под термином «биоэтика» нужно понима

Предмет и задачи
Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и

История развития биоэтики как дисциплины
Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в “Клятве”, а также в книгах “О законе”, “О врачах” и др. Гиппократа наз

Основные принципы и нормы биомедицинской этики
Требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов

Высшие моральные ценности в биомедицинской этике
Добро и Зло являются критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобрета

Предмет и теоретические основы нооэтики
В конце ХІХ века академик В. И. Вернадский заявил о наступлении новой эпохи в эволюции живого вещества, собственно жизни на Земле - эпохи регулирования ее человеческим разумом: «Мы подходим к велик

Здоровье, философское, биологическое и этическое определение. Определение здоровья согласно ВОЗ
Существует множество определений понятия «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а н

Принцип «делай благо» (модель Парацельса)
Принцип «делай благо» («твори добро») провозглашает нравственной нормой совершение действий для блага пациента. Этот принцип впервые был сформулирован Парацельсом. Основу этого этического принципа

Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель)
Вошел в медицинскую этику вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и прав

Принцип уважения прав и достоинств человека
Является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и здоровья. Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется

Модель технического типа
Одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Врач, который полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные б

Модель сакрального типа
Моральное отвращение к модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок, приводит к ому, что впадают в другую крайность, превращая врача в н

Модель коллегиального типа
Некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это друг больного. Именно в м

Модель контрактного типа
Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обяз

Существуют две основные модели информированного согласия - событийная и процессуальная
В событийной модели принятие решения означает событие в определенный момент времени. На практике это выглядит следующим образом. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз и составл

Этические проблемы отношений «по вертикали» в системе врач– больной
Отношения в системе врач–больной – одна из основных проблем медицинской деонтологии. «Вертикальность» этих отношений определяется, прежде всего, изначальным неравенством врача и больного, проявляющ

Биоэтические и правовые вопросы в акушерстве-гинекологии
Особенности биоэтики в акушерско-гинекологической клинике заключаются в следующем. При лечении больных с гинекологическими заболеваниями возникает множество проблем интимно-сек

Биоэтические вопросы в неонатологии - педиатрии
При организации и оказании медицинской помощи детям выделяют следующие этико-правовые проблемы: · патерналистский (paternus - отцовский) принцип действий врача, который всю ответств

Биомедицинская этика семейной медицины
Семейную медицину как специальность отличает ряд чрезвычайно важных биомедицинских принципов. Основные из них: · длительность и непрерывность наблюдения; · многопрофильность перви

Медико-этические вопросы в психиатрии
Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современной медицине, в т.ч. психиатрии является «сквозной» для всей биоэтики. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента основ

Правовые вопросы оказания психиатрической помощи
В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании. Определяющим в этих отношениях является то обстоятельство, что психич

Визначення термінів
У цьому Законі наведені нижче терміни вживаються в такому значенні: - психічні розлади - розлади психічної діяльності, визнані такими згідно з чинною в Україні Міжнародною статистичною кла

Законодавство України про психіатричну допомогу
Законодавство України про психіатричну допомогу базується на Конституції України і складається з Основ законодавства України про охорону здоров’я, цього Закону та інших нормативно-правових актів, п

Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
Держава гарантує: - фінансування надання психіатричної допомоги в обсязі, необхідному для забезпечення гарантованого рівня та належної якості психіатричної допомоги; - безоплатне

Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Медичні працівники, інші фахівці, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, та особи, яким у зв’язку з навчанням або виконанням професійних, службових, громадських чи інших обов’язків ста

Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
Діагноз психічного розладу встановлюється відповідно до загальновизнаних міжнародних стандартів діагностики та Міжнародної статистичної класифікації хвороб, травм і причин смерті, прийнятих Міністе

Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
Психіатрична допомога надається в найменш обмежених умовах, що забезпечують безпеку особи та інших осіб, при додержанні прав і законних інтересів особи, якій надається психіатрична допомога.

Обмеження, пов’язані з виконанням окремих видів діяльності
Особа може бути визнана тимчасово (на строк до п’яти років) або постійно непридатною внаслідок психічного розладу до виконання окремих видів діяльності (робіт, професій, служби), що можуть

Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
Психіатрична допомога надається психіатричними закладами всіх форм власності, а також лікарями-психіатрами за наявності ліцензії, отриманої відповідно до законодавства. Медичні працівники, інші фах

Психіатричний огляд
Психіатричний огляд проводиться з метою з’ясування: наявності чи відсутності в особи психічного розладу, потреби в наданні їй психіатричної допомоги, а також для вирішення питання про вид такої доп

Амбулаторна психіатрична допомога
Амбулаторна психіатрична допомога надається лікарем-психіатром на прохання або за усвідомленою згодою особи; щодо особи віком до 14 років (малолітньої особи) - на прохання або за згодою її батьків

Госпіталізація особи до психіатричного закладу
Особа госпіталізується до психіатричного закладу добровільно - на її прохання або за її усвідомленою згодою. Особа віком до 14 років (малолітня особа) госпіталізується до психіатричного закладу на

Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яка страждає на психічний розлад, може бути госпіталізована до психіатричного закладу без її усвідомленої згоди або без згоди її законного представника, якщо її обстеження або лікування можл

Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яку було госпіталізовано до психіатричного закладу за рішенням лікаря-психіатра на підставах, передбачених статтею 14 цього Закону, підлягає обов’язковому протягом 24 годин з часу госпіталіз

Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
Перебування особи в психіатричному закладі в примусовому порядку може здійснюватися лише протягом часу наявності підстав, за якими було проведено госпіталізацію. Особа, яку було госпіталіз

Виписка особи з психіатричного закладу
Виписка з психіатричного закладу здійснюється у разі завершення обстеження чи експертизи психічного стану особи або видужання особи чи такої зміни стану її психічного здоров’я, що не потребує подал

Примусові заходи медичного характеру
Примусові заходи медичного характеру застосовуються за рішенням суду у випадках та в порядку, встановлених Кримінальним (2001-05, 2002-05), Кримінально-процесуальним кодексами України (1001-05, 100

Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
Заява лікаря-психіатра про проведення психіатричного огляду особи в примусовому порядку розглядається судом за місцем проживання цієї особи у триденний строк з дня її надходження. Заява пр

Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Підставою для поміщення особи, яка страждає на психічний розлад, до психоневрологічного закладу для соціального захисту є особиста заява особи та висновок лікарської комісії за участю лікаря-психіа

Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Переведення особи з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання до будинку-інтернату (пансіонату) для громадян похилого віку та інвалідів або до навчального заклад

Права осіб, яким надається психіатрична допомога
Особи, яким надається психіатрична допомога, мають права і свободи громадян, передбачені Конституцією України та законами України. Обмеження їх прав і свобод допускається лише у випадках, передбаче

Iнформація про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Лікар-психіатр зобов’язаний пояснити особі, якій надається психіатрична допомога, з урахуванням її психічного стану, у доступній формі інформацію про стан її психічного здоров’я, прогноз можливого

Обов’язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
Власник психіатричного закладу або уповноважений ним орган зобов’язаний: - створювати необхідні умови для надання психіатричної допомоги та правового захисту осіб, яким надається психіатри

Контроль за діяльністю з надання психіатричної допомоги
Державний контроль за діяльністю психіатричних закладів усіх форм власності та фахівців, інших працівників, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, здійснюють у межах своїх повноважень

Оскарження рішень, дій і бездіяльності, пов’язаних з наданням психіатричної допомоги
Рішення, дії чи бездіяльність осіб, які порушують права, свободи та законні інтереси громадян при наданні їм психіатричної допомоги, можуть бути оскаржені, за вибором цих громадян, до власника псих

Прикiнцевi положення
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування, крім абзацу четвертого статті 5, абзацу дванадцятого частини третьої статті 25 і статті 28, які набирають чинності з 1 січня 2001 року.

Биоэтические аспекты в наркологии
Проблемы медицинской этики и деонтологии в сфере наркологии в Украине практически не разрабатываются, причем это также связано со специфическим отношениям к наркологическим пациентам, существующим

Медико-этические вопросы в хирургии
Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Медицинский

Медико-этические вопросы в онкологии
Проблема биомедицинской этики занимает особое место в онкологической практике. Это связано с тем, что при онкологических заболеваниях самоизлечения практически не бывает и выздоровление больного вс

Медико-этические аспекты в стоматологии
Врач-стоматолог - это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой о

Биоэтические вопросы трансплантологии
Согласно «Резолюции по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов», принятой 46-ой в Стокгольме, Швеция, в сентябре 1994 года, не разрешается врачам участвовать

Трансплантация эмбриональных тканей
Перспективы трансплантации эмбриональной ткани (ТЭТ) для лечения таких заболевании, как сахарный диабет и болезнь Паркинсона, вновь подняли этические вопросы этики эмбриологических исследований. Тр

Медико-этические и правовые вопросы СПИДа и ВИЧ – инфекции
Прежде чем рассмотреть морально-этические проблемы СПИДа, хотелось бы заметить, что подобные человечество знавало и ранее. Так, можно вспомнить отношение к больным сифилисом, который когда-то также

Биоэтические проблемы жизни
Тема отношения человека к жизни и смерти имеет в биомедицинской этики особое значение. Уважение жизни и личности больного является альфой и омегой врачебной этики от Гиппократа до наших дней. В Меж

Биоэтические аспекты умирания
Хотя человек и знает о конечности своего существования, но, как утверждают многочисленные психологические исследования, сам человек в свою собственную смерть часто по-настоящем

Биоэтика терминальных состояний и паллиативная помощь
На протяжении многих веков умирание больных происходило в обстановке привычного домашнего окружения, и самый тяжелый период больной находился в кругу родных и близких. Их повед

Биоэтические аспекты смерти. Определение момента и критерии смерти. Реанимация
Смерть - естественное явление, венчающее конец жизни. Выбирать не приходится: человек конечен, жизнь его ограничена зачатием и смертью. Поэтому важнейшая этическая задача - выработать механизмы защ

Условия для установления диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга не рассматривается до тех пор, пока не исключены следующие воздействия: интоксикации, включая лекарственные, первичная гипотермия, гиповолемический шок, метаболические эндокрин

Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга
3.1. Полное и устойчивое отсутствие сознания (кома). 3.2. Атония всех мышц. 3.3. Отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других ре

Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга может быть достоверно установлен на основании клинических тестов (см. пп. 3.1 - 3.9). Дополнительные тесты выполняются после выявления признаков, описанных в пп. 3.1 - 3.9. ЭЭГ

Продолжительность наблюдения
5.1. При первичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 6 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп. 3

Установление диагноза смерти мозга и документация
6.1. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно - профилактического учреждения, где находится больной, в составе: реаниматолога - анестезиолога с опытом работы в отделении интенс

Исторические факты о эвтаназии
Эвтана́зия (греч. ευ - хорошо + θάνατος - смерть) - практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающег

Виды эвтаназии
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо др

Где официально разрешена эвтаназия?
Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в законодательствах ряда стран.

Биоэтические проблемы суицида
Проблема суицида или, говоря немедицинским языком, самоубийства, отнюдь не относится к числу проблем, поставленных современной биомедицинской этикой. Напротив, она, скорее традиционная проблема эти

Этические аспекты репродукции человека
Биологический и моральный статус человеческого плода. Этические проблемы искусственного прерывания беременности. История вопроса. Столкновение интересов религии

Биологический и моральный статус человеческого плода
Когда этические проблемы касаются отношений врача ко взрослому пациенту, вопрос о ценности человека и его жизни очевиден. Однако если мы коснемся вопроса о защите жизни человека до его рождения, ос

Искусственное прерывание беременности: история вопроса
Первые известные упоминания об абортах относятся к истории Китая, отстоящей от нас на 4600 лет. Если судить по прямым и косвенным историческим источникам, практически не было культуры и страны, где

Столкновение интересов религии и общества
Обращение к истории аборта в России заслуживает отдельного рассмотрения не только в связи с естественными патриотическими чувствами и желанием понять ситуацию в собственной стране в первую очередь.

Аргументы противников абортов
Мы уже упоминали позицию категорических противников абортов, которые пышно называют себя «сторонниками жизни». Движение против абортов, хорошо организованное и политически активное, поддерживает гл

Аргументы «за» разрешение абортов
Движение за легализацию абортов в последние годы тоже стало хорошо организованной и политически активной силой: его поддерживают ряд специально созданных организаций общенационального масштаба и де

Проблема морали и права
Рассматривая какую-либо моральную проблему, необходимо различать запреты и разрешения юри­дические и нравственные, если первые ограничивает свободу человека, навязываются ему извне и формулируются

Взгляды на аборт католической церкви
Общеизвестна непримиримая позиция по отношению к абортам католической церкви, которая во многих случаях стоит во главе движения противников абортов. Данная позиция является неизмен

Взгляды на аборт в православном богословии
В православном богословии, когда речь идет о нравствен­ных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал

Взгляды на аборт в протестантской церкви
Церковь Адвентистов Седьмого Дня (одно из направлений протестантизма) опубликовала в 1990 г. «Заявление-Консен­сус» по аборту Комитета «Христианский взгляд на Человечес­кую Жизнь».

Взгляды на аборт в исламе
В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть с

Взгляды на аборт иудаизма
Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если бере­менн

Этика медицинской генетики
Генетическая инженерия, которую считают одним из наиболее выдающихся недавних приобретений науки, позволяющая манипулировать самой природой человека, открывающая возможности, от которых захватывает

Исследования на эмбрионах
Исследования в современной генетике требуют своего материала, в том числе – эмбрионов на разных стадиях развития. Если речь идет о самых ранних, предымплантационных этапах развития зародыша, то так

И новые репродуктивные технологии
Современный мир, претерпевший за последние несколько десятилетий такие изменения, которые даже не представлялись нашим недалеким предшественникам, нарушает привычные, вековые традиции самым радикал

Перспектива клонирования человека
Под клонированием, как известно, понимают производство одной или более точных копий любой данной клетки или животного, включая человека. Первое удачное клонирование овцы, знаменитой Долли, проведен

Задачи, стоящие перед клонированием,
или аргументы «за» Самый востребованный эффект клонирования – дать возможность бездетным людям иметь своих собственных детей. Миллионы семейных пар во всем мире сегодня ст

Возражения против клонирования
Мы уже отмечали, что многие находят клонирование отвратительным, недопустимым, причем интенсивность эмоций порой трудно объяснима. Такая отрицательная реакция во многих случаях – просто результат д

План-конспект семинарского занятия
1. Международные документы по регулированию биомедицинских исследований. 2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи. 3. Соблюдение принципов биомедицинско

Международные документы по регулированию биомедицинских исследований
Регулирование биомедицинских исследований с участием человека, защита его прав и достоинств осуществляется в современных условиях благодаря международным документам, выступающим в качестве основы н

Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи
Этическое сопровождение биомедицинских исследований стало общепризнанной нормой. Выделяют два основных механизма такого сопровождения и этического регулирования научных исследований, связанных с во

Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и Анатомическими препаратами
Сегодня в отечественных и зарубежных высших учебных медицинских заведениях для изучения строения тела человека студентами в учебном процессе используются планшеты, муляжи, атласы, мультимедийные де

Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
Использование животных в медицине – одна из важных проблем в биоэтике. Врач как представитель гуманной профессии должен быть не только добрым человеком, но и милосердным и к людям,

Хельсинская декларация всемирной ассоциации врачей
Рекомендации для врачей, проводящих биомедицинские исследования на человеке Принята 18-й ассамблеей Всемирной ассоциации врачей, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964г.

Социальная справедливость
Справедли́вость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и возна

Б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости: Уравнительная - относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным - за равное»). Она от

Исторические аспекты проблемы справедливости в медицине
Идея справедливости во всех перечисленных смыслах имеет непреходящее значение для медицинской практики. С одной стороны, она непосредственно связана с системой государственно-правовых гарантий в об

Основные принципы социальной справедливости в медицине и здравоохранении
Проблемы биоэтики являются одним из ключевых приоритетов работы ЮНЕСКО. Это вопросы и этические проблемы, неизбежно возникающие в связи с прогрессом науки и техники, биомедицинскими исследованиями,

Социальная ответственность
Нравственные нормы, которые существуют в данном обществе, не зависят от воли и желания каждого отдельного его члена. Человек вступает в жизнь, находя эти нормы уже готовыми. С того

Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации охраны здоровья
В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Ко

По мнению Б.Г. Юдина, которому принадлежит наиболее точная, па наш взгляд, интерпретация этих принципов, первый из них может быть правильно понят только после выяснения смысла понятия "вред". Он предлагает рассматривать понятие вреда с позиций врача в четырех смыслах: а) вред, вызванный бездействием (неоказание помощи); 6) вред, вызванный небрежностью или злым умыслом; в) вред, вызванный неквалифицированными (или необдуманными) действиями; г) вред, вызванный необходимыми в данной ситуации действиями’. В первом случае можно говорить, например, о несвоевременном оказании помощи. В травматологическое отделение поступил подросток, пострадавший в результате дорожно-транспортного происшествия (катажъ на велосипеде, был сбит автомашиной). Дежурному врачу до смены оставалось некоторое время, и он принял решение, не оказгявая помощи, "передать" пациента меняющему его врачу. Пришедшему на дежурство врачу потребовалось ере- им на подготовку к выполнению лечебных мероприятии. В ре- п/ it, та те несвоевременно оказанной помощи ребенок скончался, боковой случайность оказался тот факт, что подросток был i ыном врача, который не оказал помощи пострадавшему и даже НА подошел к нему. Как оценить с позиции биоэтики поступок врача? Какое на- кп ишие должен понести врач? Или можно его считать уже наказанным? Очевидно, что здесь имеется: а) факт неоказания помощи нуждающемуся и пей, что подлежит уже не этическому, а правовому регулированию; и б) если больной поступил, когда рабочее время врача уже закончилось, факт неоказания помощи является предметом этической оценки, нарушен принцип ненапесепия вреда, но также нарушен принцип справедливости. Если бы речь шли о постороннем пациенте, родители ребенка могли бы обра- мггьси в комитет по этике, который рекомендовал бы, как нам представляется, отстранение данного врача от работы. Но поскольку один из родителей - тот самый врач, то этический комитет может заняться этим вопросом по собственной инициативе И любом случае, этическая оценка будет дана, несмотря на го, что, как уже указывалось, гибель ребенка - самое страшное наказание для этого человека. Но здесь существует еще один аспект оценка данного случая должна быть публичной, чтобы исключить возможность повторения подобных инцидентов с другими врачами. Примером вреда, вызванного бездействием, может быть случай из стоматологической практики. На приеме у врача-ортопеда пациент во время примерки мостовидного протеза случайно проглотил его. Вместо того, чтобы предпринять действия, а именно проведение рентгенологического исследования органов грудной и брюшной полости, врач отпустил пациента домой, порекомендовав ему придти через определенное время. Пациент в назначенное время на прием не мнился, так как был госпитализирован в стационар с бронхолегочной патологией, где и скончался. Во время патологоанатома- ч гг кого исследования в бронхах был обнаружен мостовидный протез, который и явился причиной очага воспаления, которое привело (в результате несвоевременного обращения) к летальному исходу. Нарушены ли юридические нормы обслуживания пациента в данном случае. Ист, потому что врач-ортопед не имеет права рекомендовать лечебные процедуры, которые находятся вне сферы его профессиональной компетенции, он не хирург и не терапевт. Следовательно, правовой ответственности за сделанную рекомендацию не несет. Но, с другой стороны, он мог предположить пессимистическое развитие ситуации и посоветовать больному обратиться к врачу-тераневту или врачу-хирургу, что сделано не было. Л это уже - в сфере этической ответственности. Поэтому можно рассматривать клинические случаи, когда врачи одного профиля, выполнив объем своих мероприятий, не направляют на консультацию и лечение к другому специалисту как небрежность или злой умысел. Например, удалив молочный зуб у ребенка по медицинским показаниям задолго до физиологической смены, врач-хирург обязан направить пациента на консультацию к врачу-ортодонту для решения вопроса о протезировании дефекта зубного ряда, о чем сделать запись в амбулаторной карте. Несоблюдение этих предписаний можно рассматривать как вред, так как у ребенка уже через месяц после удаления начнет формироваться деформация зубного ряда в области дефекта, что в дальнейшем потребует проведения сложных лечебно-профилактических мероприятий. Об оказании помощи, которая приносит вред пациенту, так как оказывается врачом не по профилю его специальности можно продемонстрировать на клинических примерах. Ребенок 12 лет, во время игры в хоккей получил травму челюстно-лицевой области, в результате которой произошел полный вывих двух резцов верхней челюсти. Обратились к дежурному врачу поликлиники по месту жительства, так как в специализированной стоматологической поликлинике был выходной день. Врач обработал рану, наложил шов на верхнюю губу. Зубы, которые пациент принес с собой... выбросил вместе с мусором. Подобные действия врача рассматриваются как неквалифицированные, так как зубы в данном случае можно было реплантировать, либо направить к специалисту, который мог бы оказать квалифицированную помощь, даже через некоторое время. Другим примером является случай обращения в клинику девочки 13 лет с пост травматическим дефектом в области ]>езцов верхней челюсти. Отмечалась деформация зубного ряда нижней челюсти; а именно произошло зубоальвеолярное выдвижение в сторону дефекта нижних резцов, которые, травмировали слизистую оболочку твердого неба и альвеолярного отростка верхней челюсти. Из анамнеза установлено, что в 9-ти летнем возрасте девочка получила травму, катаясь на качелях. Обратились к tifHiuy-стоматологу, который порекомендовал изготовить протез... после 18 летнего возраста! Подобные действия можно квалифицировать как необдуман* мыс или объяснить некомпетентностью врача, так как это привело к деформации зубных дуг и прикуса и отразилось на функциональном состоянии челюстно-лицевой области. Какую ответственность в данном случае несет врач? Вряд ли суд, если родители девочки обратятся туда, примет решение в их пользу, поскольку мет прецедента тяжелых последствий врачебного вмешательства дли адо|ювья. Здесь речь идет о комфортности и эстетике, что мо- жг| быть принципиально важно для пациента, но не обсуждается в правовом поле. Следовательно, речь может идти об этической ответственности врача. Какой она будет - зависит от позиции нмческого комитега, мнения родителей и самой пациентки. Примером вреда, вызванного небрежностью, может быть недобросовестное отношение к стерилизации инструментария, что не|>едко приводит к инфицированию пациента. Сюда же можно Ш нести случаи неумышленного вреда, которые не связаны напрямую со стоматологической помощью, но когда вред причинен именно в кабинете врача. На консультативном приеме врачом-стоматологом в при- пиная патология у родителей не отмечена, что вызвало у отца некоторое недоумение. Дестабилизация семейных отношений в данном случае мо- *ei рассматриваться как вред, но вред этот неумышленный, случайный, и вряд ли врачу можно предъявить здесь претензии - в епоей профессиональной деятельности он никаких принципов не нарушил. По, с другой стороны, отношение к нему, как пепельному виновнику семейного конфликта, изменилось, что не может не нанести урон его практике. В случае нанесения вреда, который неизбежен, можно смело утерждать, что стоматолог всегда вынужден причинять вред пациенту, хотя бы потому, что любое вмешательство в организм это психологическая травма. Данное утверждение основывается на общем принципе этики - добро всегда есть зло. То, что хорошо для одного человека (органа, части тела), плохо для другом. Поэтому в медицине вообще принято всегда действовать по принципу не наибольшей пользы, а наименьшего зла. Так, например, изготовление мостовидных несъемных протест сопровождается одонтопрепарированием. Снятие слоя твер дых тканей зуба можно рассматривать как "зло ", но которое необходимо для восстановления целостности зубного ряда. Другим примером является удаление здоровг^х зубов по орто- донтическим показаниям. Удалив несколько зубов, создается место в зубном ряду для размещения аномально расположенных. Таким образом, рекомендуется жертвовать чем-то малым (одним или несколькими зубами), во благо нормализации эстетических и функциональных норм челюстно-лицевой области. С точки зрения пациента разновидностей вреда может быть гораздо больше, чем с точки зрения врача. Дело в том, что каждый человек имеет сугубо индивидуальные ресурсы - психические. физиологические, моральные, материальные, интеллектуальные и т.д. Парадокс здесь состоит в том, что больной может быть не заинтересован в конфиденциальности информации о своей болезни, которую обязан соблюдать врач. Пациент также может иметь отличные от врача представления об эстетической стороне лечения. Известен случай, когда пациентка обратилась к врачу-ортонеду с жалобой на то, что выполненный им протез настолько хорошо имитирует естественные зубы, что "никто не верит, что я была у стоматолога”. Поэтому принцип ненансссния вреда тесно связан с принципом "делай добро".

Главная > Рабочая программа

9. Тестовые задания

1. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура

б) Платона

в) Аристотеля

д) Сократа

2. Аксиология – это…

а) учение о бытии;

б) учение о ценностях;

в) учение о познании;

г) концепция морали;

д) учение о человеке.

3. Профессиональная этика – это:

а) учение о ценностях;

б) общая теория морали;

в) учение о долге;

г) учение о нормах поведения;

Д) учение о профессиональной морали.

4. Мораль – это:

а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

г) правила этикета;

д) совокупность обычаев и традиций.

5. Характеристиками моральных норм являются:

а) всеобщность и универсальность;

б) рациональность и объективность;

в) относительность, условность;

г) гуманистичность, толерантность;

д) истинность и научность.

6. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;

б) правовые отношения социального работника и клиента;

в) нравственные ценности общества;

г) этические кодексы;

д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

7. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

д) все перечисленное.

8. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

9. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

в) совокупность личностных качеств специалиста;

г) совокупность целей и результатов деятельности;

д) совокупность этических потребностей социальных работников.

10. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

12. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а) это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

13. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

14. Как формулируется «золотое правило» нравственности?

а) возлюби ближнего своего как самого себя;

б) не убий;

в) не укради;

г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

д) око за око, зуб за зуб.

15. С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

а) счастье;

б) польза;

в) наслаждение;

г) подавление чувственных желаний;

д) познание истины.

16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

а) альтруизм;

б) эгоизм;

в) рационализм;

г) волюнтаризм;

д) идеализм.

17. Основным принципом христианской этики является:

а) благоговение перед жизнью;

б) безмятежность и невозмутимость;

в) принцип пользы;

г) милосердие и сострадание;

д) справедливость.

18. Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

а) «разумный эгоизм»;

б) стоицизм;

в) восточные религии;

г) христианство;

д) концепция Канта.

19. «Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

20. В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

а) в католичестве;

б) в православии;

в) в исламе;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

21. Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?

а) Л. Толстой;

б) В. Соловьев;

в) И. Ильин;

г) Н. Бердяев;

д) С. Франк.

22. В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

а) в исламе;

б) в иудаизме;

в) в православии;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

23. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

а) Спиноза;

г) В. Соловьев;

д) Ф. Достоевский.

25. Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

а) И. Бентамом;

б) Фейербахом;

в) Кантом;

г) Эпикуром;

а) М. Лютер;

б) М. Вебер;

в) Г. Спенсер;

г) Н. Бердяев;

д) И. Бентам.

27. Кто из философов считал, что основным этическим принципом является принцип «благоговения перед жизнью»?

в) А. Швейцер;

г) В. Соловьев;

д) Шефтсбери.

28. Гуманизм как культурное движение возникает в период

б) XIV-XVI вв.;

в) XVII-XIX вв.;

д) XIX-XX вв.

29. Основоположником утилитаризма является

а) Т. Гоббс;

в) Дж. Локк;

г) Дж. Дьюи;

д) И. Бентам.

30. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы;

г) рациональность и объективность;

д) совесть и тактичность.

31. Основными принципами этики социальной работы являются:

а) эмпатия и сочувствие;

б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

г) субъективизм и релятивизм;

д) принцип творческого подхода к деятельности.

32. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

33. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

34. Моральные нормы в социальной работе - это:

а) правила этикета;

б) общие ценностные установки социальной работы;

г) характеристика направленности личности специалиста;

д) этические убеждения специалиста.

35. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;

д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

36. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

37. «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальной работы» были приняты МФСР в

38. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

39. Конфиденциальность в социальной работе это:

а) критерий эффективности деятельности;

б) принцип объективного подхода к деятельности;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

г) правило этикета;

д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

40. Деонтология социальной работы это:

а) учение о профессиональных ценностях;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

г) учение о личностных качествах специалиста;

д) учение о нравственности.

41. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант

д) Гиппократ.

а) этические знания и зтические действия;

б) добро и зло;

в) нравственность и духовность;

г) профессиональный долг и ответственность;

д) справедливость и гуманизм.

43. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

44. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

б) принцип компетентности специалиста;

в) принцип утилитаризма;

г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

д) принцип организованности и дисциплины.

45. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

б) отказ от насилия, солидарность и др.;

в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

г) сострадание и милосердие;

д) учет интересов отдельных социальных групп.

46. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

а) разработку этических кодексов;

б) разработку и ведение должностных инструкций;

в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

д) формирование системы ценностей клиента.

47. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

48. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

а) несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

г) дегуманизацией человеческих отношений;

в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

49. Этикет социального работника это:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

в) совокупность этических знаний специалиста;

г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

д) система ценностей социальной работы.

50. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

а) принцип целесообразности действий;

б) принцип гуманизма;

в) принцип учета народных традиций и обычаев;

г) принцип эстетической привлекательности поведения;

д) принцип индивидуализма.

Ответы на тесты:

1-в; 2-б; 3-д; 4-б; 5-а;6-а; 7-г; 8-г; 9-б; 10-а; 11-б; 12-б; 13-в; 14-г; 15-в; 16-а; 17-г; 18-а; 19-в; 20-б; 21-а; 22-д; 23-б; 24-г; 25-д; 26-б; 27-в; 28-б; 29-д; 30-а; 31-в; 32-а; 33-б; 34-в; 35-д; 36-г; 37-в; 38-а; 39-д; 40-б; 41-в; 42-г; 43-б; 44-в; 45-а; 46-а; 47-в; 48-в; 49-б; 50-д.

Перечень учебников и учебных пособий, имеющихся в учебном абонементе КГМУ по кафедре истории, философии, социологии и политологии

Кол-во экз.

Медведева, Галина Павловна. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г. П. Медведева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Моск. гос. соц. ун-т, 1999. - 206 с.

2002. - 206, с.

Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович.

Этика: Учебник для студентов высш. учеб. завед / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1999. - 472 с.

Зеленкова, Инесса Львовна.

Этика: Учеб. пособие и практикум / И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 1998. - 367 с.

Этика социальной работы: Метод. пособие для студентов дневного и заоч. отд-ния фак. соц.работы / Казан. гос. мед. ун-т, Каф. философии; Сост.: Ф. Т.Нежметдинова и др. - Казань: КГМУ, 2002. - 54 с.

Профессионально-этические основы социальной работы: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заоч. форм обучения фак. соц. работы / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию РФ, ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т", Каф. истории, философии, социологии и политологии; [сост. М. Е. Соловьянова]. - Казань: КГМУ, 2008. - 22 с.Рабочая программа

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине по выбору 1 "Психодиагностика" Для специальности 040101 "Социальная работа"

    Рабочая программа

    Программа составлена на основании ГОС ВО для специальности 040101 - "социальная работа", утвержденного 10.03.2 , рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР 2008 г.

  • Рабочая программа по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности 040101 социальная работа

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР



  • Поделиться