Государственная измена 275. Государственная измена (ст.275 УК РФ). Могут ли судить человека за госизмену, если информацию он брал из открытых источников

Формулировки, сделавшие возможным уголовное дело против многодетной матери за звонок в посольство Украины, были заложены в 2012 году, когда Госдума приняла поправки в закон о госизмене. Проблема новой редакции статьи 275 УК - в крайней размытости формулировок и, соответственно, «резиновости»: при желании в госизмене можно обвинить почти любого человека, контактировавшего с иностранцем. «Закон может лежать себе спокойно, пока все про него не забудут, а в нужный момент быть использован точечно так, как это нужно государству», - предупреждала еще в 2012 году нынешний омбудсмен Элла Памфилова.

Действующая формулировка статьи 275 УК была принята 12 ноября 2012 года. В отличии от предыдущих поправок 2003 и 2009 годов, когда только расширялись виды наказания за измену, в 2012 году статья была изменена по существу.

В версии до 2012 года государственная измена определялась так:

Шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

После поправок 2012 года определение измены значительно расширилось:

Шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической , консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

В обновленном виде закон дает возможность квалифицировать как госизмену чуть ли не любой контакт с иностранцами, считает юрист Сергей Давидис, координатор Союза солидарности с политзаключенными. Он также отмечает, что самое важное изменение - в том, что если раньше обвинить в разглашении секретных сведений можно было только человека, имеющего к ним допуск, то теперь - и тех, кто не имеет, и, соответственно, не может оценить, является ли та или иная информация гостайной.

Политический контекст

По словам Давидиса, Светлана Давыдова - первая жертва расплывчатости нового законодательства об измене. В ее деле есть справка Генштаба о разглашении гостайны , но при этом Давыдова - пока единственная из ставших известными обвиняемых по ст. 275 УК, в принципе никогда не имевшая допуск ни к какой информации, которая может являться гостайной.

В экспертной и юридической среде распространено мнение, что дело Давыдовой нужно для запугивания общества и для создания правоприменительной практики по новой редакции ст.275 УК. «Они выбрали самое слабое звено - многодетную кормящую мать; на человека легче надавить, легче склонить к признанию несовершенного преступления и создать практику», - считает адвокат Давыдовой Иван Павлов . «История Светланы Давыдовой, которую мы все здесь защищали, и история Евгения Петрина, про которого все прекрасно написано в ленте у Ольга Романова , с точки зрения КГБ - части одного проекта. Он называется „легализация репрессий“. Идея в том, чтобы приучить общество к посадкам „за измену“», написал у себя в Facebook’е политолог Кирилл Рогов .

«Принятие новой формулировки госизмены происходило в общей логике закручивания гаек. В комитете по безопасности была бурная дискуссия. Геннадий Гудков тогда ещё был депутатом, он выступил против. 14 сентября его лишили мандата, и законопроект вынесли на пленарку», - рассказывает депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Знаменитый скандал с фильмом «Анатомия протеста-2 », вылившийся в истерику о «финансировании Грузией российской оппозиции», случился за месяц до принятия новой формулировки «государственной измены» - в октябре 2012 года. В первом чтении новая редакция «государственной измены» была рассмотрена за две недели до демонстрации «Анатомии протеста-2 » по НТВ. Про арестованного по следам этих фильмов оппозиционера Сергея Удальцова затем ходили слухи, что его могут обвинить как раз в госизмене.

Но в действительности закон о госизмене стал приобретать политический контекст еще до поправок 2012 года. Сергей Давидис отмечает, что к явно неправомерным случаям применения 275 статьи за все девяностые можно отнести лишь дела Александра Никитина и Григория Пасько.

С приходом Владимира Путина к власти таких дел становится больше. В прошлом десятилетии Союз солидарности с политзаключенными признал политзэками девять ученых . Все эти дела для правозащитников объеденины попытками представить научную или научно-производственную деятельность как антигосударственную. Впрочем, из девяти только четырех осудили за госизмену. К пятерым применяли статью «незаконный экспорт технологий» (189 УК) и ряд экономических статей.

Собственно за измену были осуждены Игорь Сутягин, занимашийся вопросами разоружения - в 2004 году он получил 15 лет, в 2010 году помилован Дмитрием Медведевым. В 2004 году 14 лет получил Валентин Данилов, работавший с космическими технологиями - через год Верховный суд сократил ему срок до 13 лет, а в 2012 году его отпустили по УДО. В 2012 году (еще до изменения формулировки 275 ст. УК) были осуждены Святослав Бобышев и Евгений Афанасьев, работавшие с военными технологиями, получили 12 и 12,6 лет соответственно.

Российская шпиономания - родом из прошлого. В советском законодательстве статья о государственной измене была сформулирована широко и применялась, в том числе, для борьбы с диссидентами.

С 1934 по 1960 годы измена описывалась статьей 58-1а Особенной части Уголовного кодекса РСФСР:

Измена Родине, то есть действия, совершённые гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то : шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

В Уголовном кодексе РСФСР от 1960 года «измену Родине» выделили в отдельную 64 статью. Формулировки и ответственность остались практически такими же:

Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершённое гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

Историк Алексей Макаров, сотрудник архива Международного Мемориала, рассказал ОВД-Инфо , что основное различие в применении статьи об измене при Иосифе Сталине и других советских вождях - в количестве случаев: при Сталине это была массовая практика, после него - отдельные дела.

Обычно эта статья применялась к военнослужащим из находящихся за границей частей, если они пытались бежать. Гражданских же судили за незаконный переход границы. Также «изменниками» становились гражданские служащие, желавшие остаться за границей в ходе иностранной командировки (например, если потом они возвращались в СССР по семейным обстоятельствам). Материалы советских уголовных дел о шпионаже до сих пор недоступны, так что сложно судить, насколько справедливы были суды - таких дел было около десятка в год.

Статья об измене была удобна для борьбы с инакомыслящими тем, что, в отличие от «антисоветской агитации», предусматривала смертную казнь - ей, например, угрожали в ходе «дела Якира-Красина » .

Известный случай обвинения в «измене» - дело против Анатолия Щаранского, передавшего на запад списки «отказников» - людей, которым отказали в выезде из СССР - с указанием их мест работы. Так как отказывали в том числе по принципу владения гостайной, список потенциально мог позволить составить список предприятий с засекреченными производствами. Щаранский получил 15 лет.

Активисты и аналитики начали говорить о подготовке массовых посадок за «госизмену» - т. е. о начале нового витка политических репрессий.

Полный текст ст. 275 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 275 УК РФ.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в области обеспечения безопасности и защиты основ конституционного строя Российской Федерации.

2) объективная сторона: действия, совершенные гражданином РФ и направленные на государственную измену:
- шпионаж (см. ст. 276 УК РФ);
- выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации;
3) субъект: гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет, осведомленный в сведениях, составляющих государственную тайну, которые были ему доверены или стали известны по службе, работе, учебе или иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Преступление считается оконченным с момента принятия гражданином Российской Федерации на себя обязательств перед иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями по проведению шпионской деятельности, выдаче сведений, составляющих государственную тайну, либо по оказанию финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

По настоящей статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности - добровольное и своевременное сообщение органам власти лицом, совершившим данное преступление о нем или способствование иным образом предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, при условии что в его действиях не содержится иного состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Закон РФ "О государственной тайне" (государственная тайна (ст. 2), перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5), допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (ст. 21), ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне (ст. 26);
2) ФЗ "О безопасности" (основные принципы обеспечения безопасности (ст. 2), содержание деятельности по обеспечению безопасности (ст. 3), правовая основа обеспечения безопасности (ст. 5);
3) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. 8 - направления деятельности федеральной службы безопасности (контрразведывательная деятельность), ст. 12 - обязанности федеральной службы безопасности (выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов федеральной службы безопасности);
4) ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 4 - основные понятия, гражданин иностранный гражданин, лицо без гражданства);
5) ФЗ "Об обороне" (ст. 2 - организация обороны);
6) УПК РФ (ст. 151);
7) акты Президента РФ:
- указ от 05.02.2010 N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации";
- указ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
- указ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (Межведомственная комиссия осуществляет полномочия по формированию перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, организует разработку предложений о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности России в следствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну);
- указ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (сведения, отнесенные к государственной тайне, в военной области, экономики, науки и техники, внешней политики, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и антитеррористической деятельности);
- распоряжение от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";
8) акты Правительства РФ:
- постановление от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
- постановление от 02.08.97 N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям";
- постановление от 04.09.95 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

3. Судебная практика:
1) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 06.11.2003 N 5-О03-234.

2) постановление КС РФ от 19.04.2010 N 8-П;
3) постановлением КС РФ от 07.06.2000 N 10-П разъяснено, что суверенитет предполагает по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус;
4) постановлением КС РФ от 20.12.95 N 17-П разъяснено, что уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч.3 ст. 15 Конституции РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 275 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 275 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом . Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3 , , , и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.
———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ.
———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции.
———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ.
———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
———————————
См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

Статья 275 УК РФ «Государственная измена» является наследницей ст.64 УК РСФСР (редакция 1960 г.). Вторая восходит, в свою очередь, к еще более ранней уголовно-правовой норме - 58-1а, которая была посвящена контрреволюционным преступлениям, принимающим форму измены Родине.

Назначение нормы и состав

В настоящее время за госизмену (ст. 275 УК РФ) можно получить внушительный срок - лишение свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, возможно отягощение наказания штрафом (до полумиллиона рублей) и последующим ограничением для виновного лица свободы (лишение определенных гражданских прав) сроком до двух лет.

В соответствии с действующей редакцией уголовного закона, государственная измена может найти выражение в трех формах:

  • выдача другой стране государственной тайны;
  • шпионаж;
  • оказание в какой-либо деятельности, нацеленной против безопасности России, помощи иностранному государству.

На каждой из них более подробно мы остановимся далее в статье.

Общая характеристика состава

Объективная сторона данного преступного деяния, как уже было сказано, находит выражение в трех формах: выдача гос. тайны, шпионаж и оказание помощи иностранному государству в какой-либо деятельности, направленной против безопасности нашей страны.

Объектом является внешняя безопасность РФ. Предмет преступления по анализируемой норме - это сведения, информация, которые представляют собой государственную тайну. По смыслу ст. 275 УК РФ состав определяется как формальный, т. е. он не предполагает наступления последствий общественно опасного характера. Преступление расценивается как оконченное с момента оказания помощи.

Субъективная сторона определяется законодателем как вина, имеющая форму прямого умысла. Лицо в полной мере осознает характер своих действий (общественно опасный), но при этом желает их осуществить. Ответственность по данной статье наступает с 16 лет. Субъектом может быть только то лицо, которое является гражданином РФ.

Шпионаж

С данной формой государственной измены все достаточно просто и ясно. Подробную его характеристику дает к ст. 275 УК РФ комментарий. Шпионаж определяется как четко умышленный акт. Он выражается в намеренном сборе, хранении или хищении информации, которая содержит государственную тайну. Причем делается это не просто, так сказать, для коллекционирования. Основная цель шпионажа - это именно передача полученной информации представителям другой страны, иностранной или международной организации.

Кроме того, под данным преступным деянием понимается сбор любой другой информации (несекретной). Однако только в тех случаях, когда это делается по заданию органов разведки иностранного государства для последующего ее использования против безопасности РФ.

В этом случае возникает вполне логичный вопрос: каким образом пересекаются статьи 275, 276 УК РФ, ведь мы видим ссылку на шпионаж в обеих нормах? По какой из них будут наказывать преступника? Дело в том, что 276-я норма применяется только в отношении граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих гражданства, которые виновны в совершении одного из древнейших преступлений. Шпионаж, совершенный россиянином, будет квалифицироваться как государственная измена по анализируемой уголовно-правовой норме.

Государственная тайна: выдача

Госизмена, выражающаяся в выдаче государственной тайны, тоже достаточно проста для восприятия. В соответствии со смыслом статьи 275 УК РФ она подразумевает передачу иностранной разведке гражданином России сведений, которые характеризуются соответствующим грифом секретности.

Процесс должен осуществляться с умышленной целью. Его отличие от шпионажа заключается в том, что в данном случае исключается этап сбора или хищения информации. По смыслу статьи все секретные сведения уже находятся у виновного лица. Данную точку зрения подтверждают комментарии к ст. 275 УК РФ. В них обычно указывается, что это происходит в случаях, когда лицо располагает секретами ввиду особенностей своей службы, например, является военным, работником предприятия оборонной сферы или сотрудником, имеющим доступ к материалам, которые составляют государственную тайну. Таким образом, секреты обвиняемому лицу стали известны легальным путем, на основании допуска, предоставленного ему государством.

В качестве еще одного канала получения секретной информации часто указывается формулировка «иным путем». Под ней следует понимать передачу сведений, полученных без разрешения государства, но при отсутствии признаков шпионажа, т. е. лицо не выполняло задания по их намеренному сбору.

Поправки в статью

В 2012 г. в УК РФ были внесены поправки, касающиеся анализируемой статьи. В новой редакции ст. 275 УК РФ (государственная измена) расширилась. Помимо выдачи сведений, составляющих государственную тайну, и шпионажа, она обзавелась еще одной формой. Выражаться государственная измена может и в оказании иностранному государству либо международной организации, а также их представителям материальной, финансовой, консультационной, материально-технической и другой помощи в деятельности, которая направлена против безопасности России.

Анализ изменений

Ранее данная часть нормы звучала гораздо скромнее и более скупо. В качестве государственной измены расценивалось оказание помощи иностранной компании или государству, а также их представителям в проведении деятельности, оказывающей ущерб безопасности (внешней) РФ.

Достаточно обратиться к комментариям к ст. 275 УК РФ, чтобы заметить существенную разницу старой и новой редакции. Интерес представляет не только расширение перечня так называемых врагов государства (в частности, включение организаций международного уровня), но и смещение фокуса внимания от «ущерба безопасности», т. е. обороноспособности, к безопасности в общем смысле, в т. ч. и внутренней.

Происходит замена четкой формулировки на более расплывчатую. Было «осуществляемая в ущерб внешней безопасности враждебная деятельность», а стало - «деятельность против безопасности». Фактически законодатель перешел от частного к общему, что многие правозащитники считают недопустимым.

Что означает иная помощь?

Статья 275 УК РФ содержит формулировку «иная помощь». Ранее под ней, как правило, понимались осознанные действия гражданина РФ, направленные на содействие работе разведывательных служб иностранных государств. Это могло, например, выражаться в предоставлении им убежища и помощь в поиске конспиративных квартир, предоставлении документов и каких-либо ресурсов, помощь в устройстве на работу, вербовке местных жителей и пр.

Деяния отличаются наименьшей формальной определенностью, а следовательно, потенциально подвержены расширительному толкованию. Именно этот факт со стороны правозащитников и вызывает наибольшее возмущение. А с введением последних поправок в Уголовный кодекс степень расплывчатости усилилась.

После подмены формулировок, по мнению многих правоведов, может произойти серьезное снижение требований к доказательной базе о наличии у действий обвиняемого реального и ощутимого ущерба, а также злого умысла.

Заметим, что в 2012 г. в Думу вносился законопроект и с более фантастической формулировкой. Он предлагал понимать под деятельностью против государственной безопасности и покушение на конституционный строй, государственную целостность и суверенитет. По сути, это могло запретить все публичные акции, выражающие несогласие с действиями власти.

Получение сведений «для себя»

В 2012 году законодатель конкретизировал в УК РФ ответственность за деяние, описанное выше. Это выразилось во введении новой статьи 238.1. Она устанавливает санкцию за незаконное получение составляющих гостайну сведений. Преступнику за совершение данного уголовно наказуемого деяния грозит до восьми лет лишения свободы.

В отличие от ст. 275 УК РФ, данная норма предусматривает ответственность за получение (без служебной надобности и оформления соответствующего допуска) и хранение секретных сведений, что называется «для себя». В статье 238.1 отдельно оговаривается тот момент, что действия, предусмотренные ст. 275, 276 УК под нее не попадают.

Если же происходит намеренная передача полученной «случайно» информации, то это квалифицируется уже по ч. 3 ст. 275 УК РФ о государственной измене. В данном случае идет речь об оказании иностранному государству помощи.

Главное - признать вину вовремя

Как и все уголовно-правовые нормы 29-й главы УК РФ, по мнению правоведов, 275-я при ближайшем рассмотрении выглядит нескладно. Однако есть в ней особая приписка, которая позволяет избежать установленных за государственную измену 12-20 лет лишения свободы.

В примечании указано, что лицо, совершившее предусмотренные этой статьей преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременным и добровольным сообщением органам власти предотвратит дальнейший ущерб интересам страны, если в его действиях не содержится состава иного преступления.

В прессе такое «состояние» законодательства, регулирующего ответственность за государственную измену, сравнивают с антибиотиком широкого спектра действия. На практике оно может использоваться как против любых подозрительных форм самоорганизации граждан, так и против реальных угроз. В современном правовом государстве такое расширительное толкование норм права недопустимо.

Каждое суверенное государство заботится о защите своих рубежей. Поэтому в уголовное законодательство вводится норма об ответственности за посягательство на безопасность страны. Так, 275 ст. Уголовного кодекса (УК РФ) описывает преступное нарушение верности государству – измену. Выражается таковое в передаче иностранным агентам защищенных сведений.

В силу специфики допуска к подобным данным подпадают под действие 275 ст. только спецсубъекты. Для граждан, не связанных присягой, в УК РФ есть другая норма. Это ст. 276. Она также описывает шпионаж, но осуществляемый не специальными субъектами. Таким образом, в УК РФ введено две отдельных нормы, рассматривающих один вид правонарушения.

Что такое шпионаж

Государственная система обладает исключительным правом на определенные виды информации. Передача таковой агентам иной страны представляет собой серьезную опасность. Данные могут быть использованы для причинения вреда стране в целом, ее населению, экономике, вооруженным силам и тому подобным факторам безопасности.

275 ст. включена в УК РФ не только с целью защиты охраняемой информации. Суть ее глубже. Она расшифровывает конституционную норму, гарантирующую людям жизнь в суверенном (независимом) государстве. Тот же принцип использован для включения в кодекс ст. 276. Обе нормы гарантируют сохранение независимости страны от посягательств внешних акторов. УК РФ способствует выявлению противоправной деятельности недобросовестных граждан:

  • наделенных специальными полномочиями;
  • не имеющих таковых.

Под шпионажем законодатель понимает активные действия, направленные на передачу охраняемых законом сведений. Причем государственная измена выделены в самостоятельную норму. Она описывает шпионаж, совершенный субъектом специальных правоотношений. В рамках полномочий некоторые лица получают допуск к тайне того или иного уровня. Их противоправная деятельность считается госизменой.

Те же действия, совершенные обычными людьми, подпадают под определение шпионажа. Отличие состоит в уровне взятых на себя обязательств. Например, государственный служащий принимает присягу. Этот акт налагает на него обязанность по защите системы. Неисполнение обязательства – это государственная измена.

Фактически таковые действия по виду и форме есть шпионаж. То есть передача важных сведений представителям иной страны. Но спецсубъект при этом нарушает клятву, а обычный человек только нарушает гражданские обязанности. Кроме того, преступление подразумевает намеренность. Обычно таковая состоит в получении вознаграждения за неправомерное деяние.

Однако ст. 276 и 275 УК РФ не содержат описания мотива преступника. Любая деятельность, направленная против безопасности страны, признается преступной. Фактически гражданин может выболтать тайну случайно. Его деяние также подпадет под описание уголовного правонарушения. Кроме того, в тексте указано оказание помощи иностранному государству либо международной организации. Если таковое деяние угрожает безопасности страны, то преследуется по закону.

Законодатель описывает шпионаж как передачу тайных сведений определенному субъекту. Таковой характеризуется следующим:

  • не имеет законного (в российской юрисдикции) права на обладание информацией;
  • представляет объект, отличный от Российского государства;
  • имеет возможность использовать данные против безопасности РФ.

Под приведенное описание, по мнению законодателя, подпадают не только другие государственные системы. Стороной противоправного деяния может быть международная организация, наднациональная структура, корпорация. Предоставление в их распоряжение тайных сведений – это шпионаж. Именно так деяние описывает и одна, и другая статья.

Совершается преступление различными способами. Конкретно таковые статья не описывает. За шпионаж привлекаются граждане, осуществляющие неправомерную передачу защищенных сведений другой стороне. А именно путем:

  • личного контакта;
  • привлечения посредника;
  • с использованием современных технологий.

Само преступление подразумевает цепь событий. Шпионаж не может быть осуществлен человеком, не обладающим тайными сведениями. Следовательно, этапы таковы:

  • поиск возможности получить защищенную информацию;
  • осуществление контакта с заинтересованным лицом;
  • передача сведений.

Как правило, преступник рассчитывает на награду. Таковая может носить различный характер:

  • деньги и другие материальные ценности;
  • выгоды разного рода, в том числе помощь в карьерном продвижении на Родине;
  • получение необходимых услуг;
  • иное.

В частности, противоправные деяния зачастую совершаются людьми, под давлением шантажа. Агенты спецслужб иных стран втягивают неосторожных граждан в обстоятельства, порочащие их честь. для давления на гражданина. Таковые обстоятельства статья не учитывает. За шпионаж преступнику придется отвечать в любом случае.

Характеристика государственной измены

Состав преступления описывается в юриспруденции определенными характерными чертами. Шпионаж квалифицируется по таким признакам:

  1. Объект – суверенитет Российской Федерации, безопасность государства.
  2. Субъект – человек с 16 лет.
  3. Предмет разделен на две составляющий. Это информация. Она включает государственную тайну, а также иные сведения, способные нанести вред стране.
  4. Объективная сторона состоит в завладении правонарушителем защищаемой информацией. Выделены три общих для данного правонарушения этапа работы со сведениями. Это сбор данных. Таковой осуществляется разнообразными методами: кража, наблюдение, подслушивание, подсматривание и тому подобного. Уголовная ответственность полагается также за сохранение защищенных данных. То есть осудить за шпионаж могут человека, который еще не успел передать сведения, а только получил их и удерживает. Третий этап – это передача данных.
  5. Уголовное деяние считается завершенным в любой из описанных моментов. Однако есть некоторые отличия. Так как статья 275 УК РФ подразумевает право субъекта на владение информацией, государственная измена не может быть признана в момент получения сведений. Уголовный проступок признается завершенным в момент передачи данных или создания условий для таковой.

Существует еще один нюанс, усложняющий квалификацию уголовного проступка. Законодатель учел современные условия трудовой деятельности граждан. Глобализация приводит к тому, что люди получили возможность строить карьеру не только на отечественных предприятиях. Но правовые отношения, обусловленные контрактом, не освобождают от гражданских обязанностей.

Так, в обеих статьях приведено описание правонарушения, связанное с выполнением обязательств в рамках контракта с иностранной или наднациональной структурой. Проступок может заключаться не только в прямой передаче сведений, но и в технической помощи заинтересованной стороне, консультации. Кроме того, преступник может совершить действие в интересах контрагента, вредящее РФ.

Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Данный вид правонарушения . Уголовная ответственность за него предусмотрена в виде лишения свободы. За шпионаж осужденный получает от десяти до двадцати лет. А государственная измена наказывается строже. Преступнику назначается кара на срок от двенадцати до двадцати лет. Кроме того, с учетом ущерба судья получил возможность назначить правонарушителю штраф. Размер такового ограничен высшей планкой в полмиллиона рублей.

Кроме того, в кодекс включен комментарий. Он учитывает поведение подозреваемого, его личное отношение к проступку. Так, избежать ответственности позволено лицам, добровольно сообщившим о правонарушении. Здесь законодатель учел ситуации, когда нормы кодекса нарушаются не по доброй воле, а под давлением шантажиста.



Поделиться