Унификация и гармонизация унифицированные нормы понятие виды. Международное частное право. Этапы процесса унификации

  • В Трудовом кодексе найдите примеры (не менее 10), иллюстрирующие реализацию принципов трудового права. Подберите решения Конституционного суда РФ, основанные на этих принципах.
  • Виды статусов индивидуальных субъектов административного права.
  • Понятие гармонизации. Унификация и гармонизация.

    Причины унификации.

    Механизм унификации.

    Виды унификации: по способу правового регулирования, предмету, субъектному составу.

    Юридическая силы норм МЧП.

    Гармонизация в узком смысле. Различия унификации и гармонизации.

    Виды гармонизации.

    Примеры гармонизированных актов.

    Гармонизация права – процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нём.

    Гармонизация и унификация – взаимосвязанные процессы, но различные.

    Гармонизация в широком смысле слова объединяет унификацию и гармонизацию в узком смысле слова.

    Унификация права – сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определённого круга государств.

    Таким образом, унификация – правотворческий процесс, который происходит в двух правовых системахмеждународном праве и внутреннем праве государства.

    Необходимость унификации вызвана следующими причинами :

    1. Наличие иностранного элемента вызывает заинтересованность государств в урегулировании подобных отношений.

    2. Национальное право неспособно урегулировать отношения с иностранным элементом.

    Особенности правового механизма унификации :

    1. Этап достижения соглашения между государствами по поводу единообразного регулирования отношений.

    Оформляется соглашение международным договором, который закрепляет обязанность государств единообразно урегулировать конкретное отношение. Данные нормы можно назвать унифицируемыми (а не унифицирующими как у Г.К. Дмитриевой на стр. 103), поскольку они ещё не унифицированы, но должны стать таковыми.

    2. Выражение согласия на обязательность международного договора (трансформация (национальная имплементация) права, - по Г.К. Дмитриевой) – придание международно-правовым нормам юридической силы, в результате чего они становятся составной частью российской ПСО.

    В результате появляются унифицированные нормы, то есть одинаковые, полностью совпадающие по содержанию.

    Способы имплементации различны. В России международно-правовым нормам придаётся национально-правовой характер пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ и соответствующими нормами ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

    Виды унификации :

    1. В зависимости от способа правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом:

    а) унификация коллизионного права: Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательств 1956 г.,

    б) унификация материального частного права: Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. ,

    в) унификация смешанная, когда международный договор унифицирует и материальные, и коллизионные нормы: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г .

    2. В зависимости от того, в какой вид частноправовых отношений входят унифицированные нормы (предметный критерий ): обязательственное право, право собственности, интеллектуальное право, наследственное, семейное, транспортное право и т.д. Например, Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.

    3. По субъектному составу :

    а) двусторонняя;

    б) многосторонняя:

    Универсальная – предназначена для всех государств, то есть такие договоры открыты для присоединения всех государств (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.),

    Региональная (локальная) – унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований – СНГ, Европейский Союз, Союз Американских Государств).

    Двусторонняя унификация даёт более всего результатов. Россия, как правило, принимает участие именно в двусторонних или локальных договорах.

    Универсальные договоры, например, Гаагские конвенции о браке и семье, получили незначительное распространение. Они «универсальны» весьма условно, поскольку мало применяются.

    Россия принимает участие в региональной унификации. СССР – в рамках СЭВ. Ныне действуют Общие условия поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 годов в ред. 1991 г. (ОУП СЭВ), Конвенция о разрешении арбитражным путём гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г.

    В рамках СНГ Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.

    Юридическая сила норм МЧП определяется в соответствии со следующими правилами:

    1. Коллизия между унифицированными нормами и нормами внутреннего права решается в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Нормы международного договора являются специальными по отношению к таким же нормам внутреннего права, поэтому имеют приоритет (lex specialis derogat lex generalis).

    2. В случае конфликта между коллизионными и материально-правовыми унифицированными нормами применяются унифицированные материально-правовые нормы, поскольку они не требуют решения коллизионного вопроса и применяются непосредственно, минуя стадии выбора компетентного правопорядка.

    3. В случае конфликта норм универсального, регионального и двустороннего характера применяются сначала нормы двусторонние, затем, если их не достаточно, применяются нормы региональные и, наконец, универсальные.

    Причём если универсальный договор содержит императивные нормы, то включать в региональные и двусторонние договоры нормы, противоречащие им, нельзя, поскольку они не будут иметь юридической силы.

    Гармонизация в узком смысле – это процесс заимствования норм права одним государством у другого государства или взаимно несколькими государствами друг у друга.

    Различия гармонизации в узком смысле и унификации права:

    1. Унификация – установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, то есть в форме договора. В них формулируются обязательные для всех присоединившихся государств нормы.

    Гармонизация – более простой и более «мягкий» процесс, который не опосредуется твёрдыми международно-правовыми обязательствами. Часто это односторонний процесс, но даже если гармонизация осуществляется с использованием международно-правового механизма, он не сопровождается юридическими обязательствами.

    2. Различие формы приводит к различным результатам. Унификация ведёт к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация – лишь к сближению права, устранению противоречий: нормы разных государств могут быть полностью идентичны текстуально, но различны в применении.

    3. Унифицированные нормы выступают в национальном праве как специальные, поскольку связаны с международным договором. А в процессе гармонизации происходит развитие национального права. Эти нормы не отличаются от иных национальных норм и применяются в общем порядке.

    4. Унифицированные нормы снимают коллизионную проблему и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему и применяются после решения коллизионного вопроса.

    5. Международный договор может играть роль в гармонизации, если его нормы в качестве рекомендательных заимствуют государства, не являющиеся стороной этого договора. В данном случае договор выступает типовой моделью, а не императивом.

    Государства неохотно связывают себя жёсткими правилами, поэтому гармонизация наиболее удобный вариант сближения права.

    Виды гармонизации:

    1. В зависимости от наличия или отсутствия цели:

    Стихийная – осуществляется в процессе взаимодействия между государствами без наличия специальной цели заимствования (например, в результате войны).

    Целенаправленная – взаимодействие государств с целью заимствования права (например, рецепция).

    Часто при рецепции воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. Ставится цель не только перестройки своего права, но и достижение сближения, то есть гармонизация своего права с правом других государств, так как серьёзные расхождения в праве препятствует успешному взаимодействию между странами.

    2. В зависимости от согласованности воли участников:

    Односторонняя – право одного государства адаптируется к праву другого государства. Осуществляется при помощи национально-правовых средств.

    Взаимная – участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права. Осуществляется при помощи международных, в том числе международно-правовых средств.

    Например, создание модельных и типовых законов.

    Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов.

    В указанном примере отсутствует унификация по двум причинам:

    2. Государства адаптируют его нормы к своему национальному праву, внося в него нужные изменения. В результате появляются похожие законы, но не одинаковые. В любом случае, данный закон мы будем применять только после решения коллизионного вопроса.

    Примеры гармонизированных актов:

    1. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «О международных кредитовых переводах» 1992 г.

    2. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г.

    3. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «О трансграничной несостоятельности» 1997 г.

    4. Модельный гражданский кодекс СНГ 1994-1996 годов и т.д.


    См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. В 3-х т. Т. 1. М.: Спарк, 2002. С. 535.

    Шамсиев Х.Р. Вопросы международного частного права в практике урегулирования внешнего государственного долга в отношениях между странами СНГ // Международное частное право: современная практика. Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М.: ТОН-Острожье, 2000. С. 127.

    Гражданское право. Учебник. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 1998. С. 68-70.

    Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров (комментарий к законодательству и практике разрешения споров). М.: ИНФРА-М., 2001. С. 30.

    Канашевский В.А. Международное частное право. Учебник. М.: Международные отношения, 2006. С. 64.

    Там же. С. 66.

    Рамзайцев Д.Ф. О значении обычаев в международной торговле // Международные торговые обычаи. М.: Внешторгиздат, 1958. С. 7.


    | | | | | | | 8 |

    Одной из коренных закономерностей современного общественного развития является углубляющаяся интернационализация всех сфер жизнедеятельности человека, особенно сферы экономики и регулирующего их права. Интернационализация права означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния. Интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных, но различающихся по своему содержанию, процессах: унификации и гармонизации права. 6.1. Унификация права

    Унификация (unie facere - делать единым) права – это создание одинаковых, единообразных, то есть унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда, унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной особенностью этого правотворческого процесса является то, что он происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства, с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов. Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств. В том числе: уголовное право (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в «святые святых» внутреннего права - в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объясняется его спецификой.

    Будучи частью внутреннего права государства, оно по своей природе экстравертно. Его объектом являются отношения международного характера, то есть выходящие за пределы одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании.

    Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой результативности унификации в международном частном праве. Национальное право часто оказывалось не способным регулировать отношения с международными характеристиками. Особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере. В дальнейшем речь будет идти только об унификации в международном частном праве.

    Особенности правого механизма унификации права. Как уже говорилось процесс унификации права протекает в двух правовых системах, и в международном праве, и в национальном. На первом этапе достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регулирования этих отношений. Достижение соглашения и принятие договора с текстом соответствующих норм не означает, что унификация права состоялась.

    Любой международный договор, независимо от того, какому конкретному вопросу он посвящен, регулирует отношения между государствами и обязывает только государств-участников. В равной степени это относится и к договору, направленному на унификацию права. Венская конвенция 1980 г. не регулирует договор купли-продажи. Она регулирует отношения между государствами по поводу единообразного регулирования купли-продажи, она обязывает государства обеспечить применение предусмотренных Конвенцией соответствующих правовых норм. Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств-участников договора появились одинаковые правовые нормы.

    Иначе говоря, нормы международного договора должны быть «санкционированы» государством для применения их в национально-правовой сфере, то есть им должна быть придана юридическая сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами национального права. Восприятие международно-правовых норм национальным правом государств - это второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело и осуществляется он с помощью национально-правовых механизмов.

    Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии). На первой стадии создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Трудно переоценить значение этой стадии; Собственно на этой стадии создаются единообразные нормы. Этот процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло уже более 20-ти лет, как Комиссия международного права ООН начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах и работа еще продолжается.

    Принятие международного договора и, соответственно международно-правовых обязательств государствами, завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные нормы, но предназначены стать таковыми, то их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе - это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.

    Вторая стадия - не менее важна. Она связана с восприятием международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, то есть одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального 177 права, включающую и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве эти нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.

    Восприятие международно-правовых норм национальным правом называется либо трансформацией, либо национальной имплементацией, Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но и имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: «...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рассматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в которых участвует Россия, или в которых будет участвовать, придается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например, ст. 7 ГК РФ).

    Конституционное правило конкретизируется в иных законах и, прежде всего, в Федеральном законе о международных договорах 1995 г., предусматривающем правовые процедуры, в силу которых договор становится обязательным для России ". Согласие на обязательность договора может быть выражено либо в форме федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо в форме правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему2. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы буду обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.

    Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии: первая проходит в международно-правовой сфере и завершается принятием международно-правовых унифицирующих норм; вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм. Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам: во-первых, международно-правовым договором, во-вторых, национально-правовыми актами (законами и подзаконными актами).

    Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях правового механизма унификации права, следует подчеркнуть еще одну особенность современного процесса унификации. Он имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XX в., что является отражением общей тенденции роста роли международных организаций.

    Существуют международные организации, специализирующиеся на унификации права: Гаагская конференция по международному частному праву. Римский институт по унификации частного права. Комиссия ООН по праву международной торговли (см. об этих организациях главу 3-ю настоящего учебника). Чаще международные организации, созданные для организации сотрудничества между государствами в конкретных областях, занимаются также унификацией права в этих областях, например, Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия международных договоров, направленных на унификацию права.

    Виды унификации. Существует несколько классификаций унификации в зависимости от критерия, положенного в основу.

    Первая классификация в зависимости от способа правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Двум способам регулирования: коллизионно-правовому и материально-правовому - соответствует унификация коллизионного права и унификация материального частного права. По этому критерию можно выделить и третий вид унификации - смешанная, когда один международный договор предусматривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

    Примерами унификации коллизионных норм являются: Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г.. Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1956 г.. Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений, 1961 г.. Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 179 1986 г. и др. (к ним относится большинство конвенций, принятых в рамках Гаагской конференции по международному частному праву). Россия участвует только в вексельной конвенции.

    Примерами унификации материальных частноправовых норм являются: Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930г. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. (Россия участвует во всех трех).

    В качестве примеров смешанной унификации можно привести названные выше конвенции по авторскому праву.

    Вторая классификация основана на предметном критерии, в зависимости от того, к какому виду частноправовых отношений относятся унифицированные нормы. По этому критерию выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных для регулирования отношений, являющихся предметом отраслей, подотраслей, институтов частного права. Например, унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного права, семейного права, транспортного права и т. д. Сюда же относится и унификация гражданского процессуального и арбитражно-процессуального права. По предметному критерию удобнее всего показать реальное состояние унификации международного частного права, ее успехи и, напротив, отставание в каких-либо областях. Подробно раскрывается содержание унификации по предметному критерию в соответствующих главах учебника.

    Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отношений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регулирующие договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г.. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.), новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.), международные расчеты, международные перевозки. Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, международный арбитражный процесс. Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно связаны с национальными историческими, культурными, религиозными особенностями, успехи унификации незначительны.

    Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содержатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсудность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.) и, значит, их можно включить в классификацию по предметному критерию. Однако часто такие договоры содержат унифицированные коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к смешанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.

    Третья классификация связана с классификацией международных договоров, прежде всего основанной на их субъектном составе. По субъектам международные договоры делятся на многосторонние (в том числе универсальные и региональные), двусторонние. В зависимости от этого различают унификацию универсальную, региональную, двустороннюю.

    Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Венская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех государств (ст. 91). Региональная (или локальная) - это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).

    Результаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны. Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частноправовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской конференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и универсальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их действия весьма далек от «универсальности». Вместе с тем, Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате, в нашей стране действуют унифицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствующими государствами.

    Россия принимает активное участие и в региональной унификации, осуществляемой в рамках СНГ. 15 сентября 1992 г.

    Межпарламентская Ассамблея приняла специальный документ «Основные направления сближения национальных законодательств государств-участников Содружества». В нем указан широкий круг областей, в которых необходимо сближение законодательства: экономические связи, транспорт, статус хозяйствующих субъектов, трудовые права, инвестиции, патентное право и др.!. Отметим наиболее важные договоры, принятые государствами - членами СНГ в области унификации частного права. Это - Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ 1992 г.. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. и Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств-участников СНГ 1998 г.. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. и Соглашение о защите прав инвесторов 1997 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.

    Существенных результатов достигла унификация права, осуществляемая между странами Латинской Америки. Прежде всего-это Кодекс Бустаманте 1928 г., о котором говорилось в гл. 3-й настоящего учебника. До сих пор этот договор остается непревзойденным унифицирующим актом в области коллизионного права. Помимо круга государств - юридических участников Кодекса его положения применяются и в других латиноамериканских государствах в силу «разумности и целесообразности». Начиная с 1975 г., каждые пять лет проводятся конференции по международному частному праву, на которых было принято более 20-и конвенций, унифицирующих и коллизионные, и материальные, и процессуальные нормы. На конференции в Мехико в 1994 г. была принята Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, которая заняла важное место в системе коллизионного регулирования обязательств по международным коммерческим контрактам.

    Особенности применения унифицированных норм. Из рассмотренного выше следует, что унифицированные нормы вообще и международного частного права в частности действуют как национально-правовые нормы. Однако ни коллизионные унифицированные нормы, ни материальные частноправовые унифицированные нормы не отменяют аналогичных норм внутреннего права, а действуют параллельно с ними. При этом они не сливаются с нормами внутреннего права в единый массив, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхождением.

    Объясняется это тем, что унифицированные нормы сохраняют связь с международным договором, в рамках которого они были созданы. Связь ^ международным договором порождает ряд особенностей их применения. Прежде всего договор определяет пространственную сферу применения унифицированных норм. Она всегда уже сферы применения соответствующих внутренних норм права. Например, коллизионная норма Советско-польского договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1957 г. (в редакции 1980 г.), устанавливающая применение к наследственным отношениям законодательства государства, гражданином которой был наследодатель в момент смерти (ст. 42), предназначена только для решения коллизий между российским и польским законами1. Пространственная сфера применения внутренних коллизионных норм (например, п. 1 "ст. 169 Основ 1991 г., предусматривающий применение для регулирования наследственных отношений закона последнего постоянного места жительства наследодателя) практически ничем не ограничена: они применяются даже в отношении непризнанных государств, что рассматривалось в гл. 5-й.

    Международный договор определяет и предметную сферу применения унифицированных норм и она будет отличаться от предметной сферы аналогичных норм внутреннего права. Так, нормы Венской конвенции 1980 г. предназначены для регулирования обязательств по договору купли-продажи при условии, что стороны имеют коммерческие предприятия на территории разных государств.

    Договорное происхождение унифицированных норм определяет специфику их толкования. Унифицированные нормы должны толковаться в свете целей, принципов и содержания соответствующего международного договора, также должны восполняться пробелы в комплексе унифицированных норм соответствующего договора. Часто данное положение включается в текст самого договора. Например, согласно ст. 7 Венской конвенции 1980 г. при ее толковании надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении; пробелы подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана. Но даже, если рассматриваемое правило толкования не включено в текст унифицирующего международного договора, его применение следует из Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Ст. 31 устанавливает положение, применяемое к любому международному договору: он должен толковаться «в свете объекта и целей договора».

    Целью любого унифицирующего международного договора является обеспечение единообразного регулирования определенного вида трансграничных частноправовых отношений. Для ее достижения недостаточно наличия одинаковых (унифицированных) коллизионных или материальных правовых норм. Необходима единообразная практика их применения, что предполагает единообразное толкование. Сказанное подтверждается тем, что многие договоры прямо дают толкование терминов и понятий, входящих в унифицируемые правовые нормы, устанавливая их содержание. Например, ст. 3 Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. «для целей настоящей Конвенции» раскрывает содержание некоторых терминов и понятий. Такое толкование является обязательным в национально-правовой практике договаривающихся государств, что способствует единообразию применения унифицированных норм.

    Договорное происхождение определяет и временные рамки действия унифицированных норм. Они приобретают на территории участвующего в договоре государства юридическую силу не ранее того момента, когда договор вступает в силу. Даже если государство ратифицировало договор (или иным образом выразило свое согласие на его обязательность), но он не вступил в силу (в частности, когда договор не набрал требуемое число ратификаций), унифицированные нормы не действуют. Прекращение действия договора ведет к прекращению действия соответствующих унифицированных норм. Односторонний выход государства из договора также прекращает действие соответствующих унифицированных норм на территории данного государства.

    На содержание и практику применения унифицированных норм оказывают влияние изменения, вносимые государствами в текст договора в процессе его осуществления. Приведенные случаи связи унифицированных норм с породившим их международным договором не являются исчерпывающими. Но они в достаточной степени подтверждают специфику рассматриваемых норм, определяющую их особое место в системе международного частного права.

    В результате, в национальном праве России по одному и тому же вопросу могут существовать разные правовые нормы - унифицированные нормы (коллизионные, материальные и процессуальные; универсальные, региональные и двусторонние) и внутренние, то есть содержащиеся в законах и подзаконных актах. Какие из 1 См.: Дмитриева Г. К., Филимонова М. В. Международное частное право С. 99. 184 этих норм подлежат применению в конкретном случае? Обратим внимание на несколько аспектов.

    1. Коллизия между унифицированными нормами и внутренними разрешена Конституцией России (п. 4 ст. 15). Она устанавливает: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это правило повторяется в ГК РФ и в других частноправовых законах. Конституция предусматривает приоритетное применение норм международного договора, а следовательно, и унифицированных норм по отношению к внутренним нормам, если первые содержат «иные» правила. Как было рассмотрено выше, унифицированные нормы всегда «иные» по сравнению с аналогичными внутренними нормами (по предмету, по действию в пространстве, по действию во времени, по толкованию). Как таковые, они являются специальными нормами. Соответствующие нормы российского законодательства являются общими. Согласно известному принципу права специальные нормы всегда имеют преимущественное применение перед общими: lex specialis derogat lex generalis.

    2. Конфликт между унифицированными коллизионными и материально-правовым нормами по одному и тому же вопросу решается, исходя из общего метода и способов правового регулирования. В первой главе учебника было рассмотрено, что унифицированные материально-правовые нормы снимают коллизионный вопрос (коллизия права не возникает при наличии одинаковых норм в материальном праве разных государств) и «прямо» применяются для регулирования частноправовых отношений, минуя коллизионную стадию. Следовательно, при наличии унифицированных материально-правовых норм (например. Венская конвенция 1980 г.) они применяются в первую очередь. Обращение к коллизионным нормам возможно лишь на субсидиарных началах, если какой-то вопрос не решен материальными нормами.

    3. Конфликт между унифицированными нормами универсального, регионального и двустороннего характера при совпадающей сфере применения (например, в России порядок выполнения иностранных судебных поручений установлен российским законодательством. Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса 1954 г., Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. - между странами СНГ, и многочисленными двусторонними договорами, в том числе и со странами, которые являются участниками и Конвенции 1954 г., и Конвенции 1993 г.) в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Суть их заключается в том, что вначале следует обратиться к двусторонним нормам, затем к региональным 185 (если в двустороннем договоре какой-то вопрос не решен) и затем к универсальным. Однако при этом есть одно принципиально важно исключение. Если соответственно универсальный или региональный договор предусматривает императивные нормы, то государства не вправе от них отступать при заключении регионального или двустороннего договоров. Любые отступления от них юридически не действительны. 6.2. Гармонизация права

    Гармонизация права - процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. Понятно, что гармонизация и унификация, взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию, и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь о собственно гармонизации.

    Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

    Гармонизация права - не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в., одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

    Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно. Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование. Такое взаимодействие могло принимать любые формы, в том числе и насильственные. Например, постоянные войны приводили к распространению права завоевателей на территории покоренных народов (правда, известны случаи, когда завоеватели воспринимали более развитое право покоренных, например, варвары воспринимали право павшей Западной римской империи). Колонизация сопровождалась принудительным импортом европейского права на колонии. К стихийной гармонизации следует отнести и заимствование опыта других государств, в результате происходило сближение права, хотя такая цель и не ставилась.

    Одним из способов гармонизации права является рецепция -одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. Исторически известна крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами, что привело к формированию единой системы (школы) континентального права. Известны заимствования кодексов гражданского права (например. Кодекс Наполеона был введен в Бельгии, еще в советский период Монголия заимствовала ГК Российской Федерации). Подобные случаи следует отнести к стихийной гармонизации, так при этом не ставилась цель сближения права.

    Рецепция широко распространена и в наше время. Причем, на рубеже веков она все чаще становится целенаправленным способом гармонизации права. Речь идет прежде всего о бывших социалистических странах, в том числе и России, которые используют рецепцию для перестройки своих правовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики. Особенность этой рецепции заключается в том, что воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. При этом ставится цель не только перестройки своего права, но и цель достижения сближения, то есть гармонизации своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между ними.

    Гармонизация может быть односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. Все перечисленные варианты гармонизации относятся к односторонней. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права.

    Выделение взаимной гармонизации связано еще с одной ее классификацией: во-первых, гармонизация, осуществляемая исключительно с использованием национально-правовых средств, и во-вторых, осуществляемая с использованием международных средств, в том числе и международно-правовых. Гармонизация на национально-правовой основе всегда односторонняя: государство в свое национальное право вводит отдельные нормы иностранного права, или целые комплексы норм, или целые законы.

    Взаимная гармонизация - это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу XX в., и осуществляется он преимущественно с помощью механизмов между народных, включая межправительственных, организаций. Это характерная черта современного процесса гармонизации права. Она происходит в форме резолюций международных органов и организаций. Успехом пользуется такое средство, как создание модельных или типовых законов. Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов. Ряд государств приняли национальные законы о международном коммерческом арбитраже: Австралия, Болгария, Венгрия, Канада, Украина и др. (см. об этом в главе 20-й). К числу этих государств относится и Россия, принявшая соответствующий закон в 1993 г.

    Означают ли рассмотренные факты, что в определенном круге государств произошла унификация норм права, регулирующих международный коммерческий арбитраж? Следует ответить отрицательно. Типовой закон имеет рекомендательный характер, он используется государствами в качестве основы для своего законодательства. При этом государства адаптируют его нормы к своему национальному праву, внося в него нужные изменения. В результате появляются похожие законы, но не одинаковые. Происходит сближение права разных государств, но не унификация.

    Кроме Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ разработал еще несколько типовых законов: «О международных кредитовых переводах» 1992 г., «Об электронной торговле» 1996 г., «О трансграничной несостоятельности» 1997 г.

    На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1994-1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ. Он состоит из систематизированных норм, предназначенных для регулирования соответствующих отношений. Этот модельный акт также не является юридически обязательным документом. Он служит лишь основой для национальных правовых актов, что приведет к созданию похожих, но не одинаковых законов, то есть к сближению, гармонизации права, но не унификации. Такой вывод подтверждается Регламентом Межпарламентской Ассамблеи СНГ, ст. 15 которого раскрывает природу модельного акта: под модельным законом понимается рекомендация законопроекта Ассамблеей парламентам стран-участниц, принимаемая в целях согласования правовой политики и сближения законодательства.

    Исходя из изложенного, можно сделать несколько выводов относительно различий между унификацией и гармонизацией права.

    1. Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, то есть в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация - более простой и более «мягкий» процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это - односторонний процесс. Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать, осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

    2. Различие формы приводит к различным результатам. Только унификация приводит к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств. Гармонизация ведет лишь к сближению права, к устранению противоречий: нормы разных государств могут быть похожими, даже словесно совпадающими, но разными.

    3. Природа и место норм в национальной системе, созданных в процессе унификации и гармонизации, также отличны. Унифицированные нормы в национальном праве выступают как специальные, так как вся их жизнь, от создания до прекращения, связана с международным договором. Отсюда, особый порядок их применения. Напротив, в процессе гармонизации происходит развитие национального права. В него включаются нормы (либо заимствованные у других государств, либо предусмотренные типовыми законами или другими международными актами), адаптированные к национальной правовой системе, принимаемые в форме национальных законодательных актов. Они ничем не отличаются от других норм национального права и применяются в общем порядке. Они получают реальное содержание в контексте национального права. Это может привести к тому, что даже одинаковые по форме нормы будут иметь разное содержание в праве разных государств.

    Отсюда и различный механизм применения тех и других норм при регулировании трансграничных частноправовых отношений. Унифицированные материальные нормы снимают коллизионный вопрос и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему. Каково бы не было реальное сближение права разных государств, каковы бы не были обширны совпадения в праве (например. Кодекс Наполеона во Франции и в Бельгии - см. об этом в первой главе учебника), коллизии между ними возникают и при регулировании частноправовых отношений с международными характеристиками прежде всего необходимо выбрать применимое право.

    4. Иногда международный договор становится основой гармонизации. Речь идет о государствах, не участвующих в договорах. Нет никаких препятствий для не участвующих государств включить нормы договора в свое национальное право. Но в этом случае договор действует не в качестве юридически обязательного акта, а в качестве типовой модели.

    5. Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только при унификации создаются одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу, или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительным и реально способствует сближению права.

    Одной из коренных закономерностей современного общественного развития является углубляющаяся интернационализация всех сфер жизнедеятельности человека, особенно сферы экономики и регулирующего их права. Интернационализация права означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния.

    Интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных, но различающихся по своему содержанию процессах: унификации и гармонизации права.

    Унификация (unie facere - делать единым) права - это создание одинаковых, единообразных, то есть унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

    Гармонизация права - процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация - взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

    Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

    Гармонизация права - не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

    Коллизионные нормы.

    1. Понятие, особенности и виды коллизионных норм.

    2. Основные формулы прикрепления.

    3. Толкование и применение коллизионных норм:

    a) скрытая коллизия и конфликт квалификации,

    b) обратная отсылка, отсылка к закону третьего государства,

    c) действие коллизионной нормы во времени и мобильная коллизия,

    e) национальный режим и режим наибольшего благоприятствования,

    f) взаимность и реторсия,

    g) применение норм иностранного закона.

    Коллизионная норма – такая норма права, которая указывает, нормы какого государства должны применяться к регулированию этого правоотношения. В отличие от обыкновенной нормы коллизионная норма, как минимум, имеет 3 специфические черты:

    1) правовая регуляция с помощью коллизионной нормы осуществляется опосредованно (ограниченно), полная юридическая регламентация будет осуществляться в совокупности действия коллизионной нормы и материально-правовой, к которой она отсылает, поэтому коллизионную норму признают нормой ограниченного действия,

    2) касается нормативного закрепления коллизионной нормы, она может быть закреплена в законодательстве конкретного государства 2-я способами:

    · или в виде части какого-либо частно-правового источника (ГК, СК, КТМ),

    · или в виде отдельного закона о международном частном праве (как сделано в Польше, в Венгрии, в Швейцарии),

    3) в отличие от обыкновенной нормы права, которая состоит из диспозиции, гипотезы и санкции, коллизионная норма имеет особое двухчленное строение и состоит из:

    · объём – указание на те гражданские правоотношения, которые требуют правовой регуляции, обычно в тексте коллизионной нормы объём устанавливается путём указания какого-то частно-правового института (институт лиц, институт наследования, институт брака, институт алиментных обязательств и т. д.),

    · привязка – такая часть коллизионной нормы, которая указывает право какого государства, своего или иностранного, или нормы какого международного договора подлежат применению к ранее названному объёму (например п. 1 ст. 1224 ГК).

    Отношения по наследованию (объём) регулируются правом того государства, где наследодатель имел последнее место жительства (привязка).

    Указанное выше строение коллизионной нормы имеет достаточно простую структуру. В законотворчестве часто используется приём усложнения коллизионной нормы (дробление, расщепление коллизионной нормы). И он может проявляться в 2-х вариантах:

    1) ассоциация коллизионной нормы – заключается в том, что к одному объёму через союз «или» осуществляют несколько привязок,

    2) дифференциация – ситуация, когда усложняется и объём и привязка, объём, как правило, имеет признаки родового правого института (имущество, которое может быть и движимым и недвижимым) и к каждому из этих институтов присоединяется своя привязка или несколько привязок.

    Усложнение коллизионной нормы имеет как положительные, так и отрицательные стороны, надо найти и те и другие.

    Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям:

    по нормативному закреплению:

    1) национальные коллизионные нормы,

    2) коллизионные нормы международных договоров,

    по форме коллизионной привязки:

    1) односторонние – коллизионные нормы, привязки которых точно указывают на то, право какого государства должно быть применено (право России, Украины, Великобритании и т. д.),

    2) двухсторонние – такая коллизионная норма, привязка которой точно не указывает применимое право, но указывает на способ (механизм) его поиска, поэтому привязку такой коллизионной нормы называют «формула прикрепления», «коллизионный критерий», «коллизионный принцип», «тип коллизионной привязки».­­­­

    В процессе многовекового использования двухсторонних коллизионных норм их классифицировали и создали определённую систему, в зависимости от того, какие коллизионные критерии (формулы прикрепления) наиболее удачно регулируют определённый объём:

    1) личный закон лица (lex natioalis), то есть к определению определённого статуса субъектов в МЧП применяют личное право таких субъектов:

    · личный закон физических лиц (lex personalis) – также подразделяется на 2 разновидности:

    Ø закон гражданства (lex patria),

    Ø закон места жительства (lex dommicillii),

    · личный закон юридических лиц (lex societatis).

    То есть для определения правового положения субъектов, их право- и дееспособности, а также иных личных прав используют вышеприведенные коллизионные принципы. Очень часто эти коллизионные принципы используют в семейном праве.

    2) закон флага (lex flagi), то есть к правоотношению применяется право того государства, под флагом которого находится транспортное средство, такая привязка используется в области торгового мореплавания,ё

    3) закон местонахождения вещи (lex rei sitai), то есть к правоотношению применяется право того государства, на территории которого находится вещь,

    4) закон, избранный сторонами правоотношения (lex voluntatis), то есть применяется право того государства, которое изберут сами стороны, такая привязка, как правило, используется в одной группе правоотношений – договорным обязательством, поэтому такую привязку в МЧП называют «автономия воли»,

    5) закон места совершения юридического акта (lex loci actus):

    · закон места совершения (заключения, подписания) договора (lex loci contractus),

    · закон места исполнения договора (lex loci solutionis),

    · закон места заключения брака (lex loci celebrationis),

    · закон места причинения вреда (lex loci delicti commissi),

    · закон места совершения правового документа, определяющего его форму (locus regit actum) – к оформлению сделки, а равно и к документу, применяется право того государства, на территории которого был совершён такой акт,

    6) закон места нахождения продавца (lex venditoris) – см. п. 3 ст. 211 ГК,

    7) закон суда (lex fori) – применяется право того государства, где проходит судебный процесс,

    8) закон тесной связи (proper law of the contract) – применяется право того государства, которое с ним наиболее тесным образом связано.

    То право, которое применяется к сути правоотношений, называется статутом этого правоотношения.

    Задача в УМК по договору мены – решить.

    Пункт «a» - скрытая коллизия и конфликт квалификации.

    При применении коллизионной нормы встаёт вопрос о том, какое содержание вложить в те понятия и категории, которые используются в формулировке коллизионной нормы, как объёма, так и привязки, так как в праве разных государств такое понимание может быть разным. Например, по-разному понимается категория «право собственности»:

    • в РФ – это совокупность прав владения, пользования и распоряжения,
    • в Германии, в параграфе 903, «право собственности» понимается, как распоряжение собственником вещью по-своему усмотрении с правом устранять любые препятствования в пользовании,
    • в Древнем Риме полномочия собственника помимо владения пользования и распоряжения включали также отдельное полномочие о получении плодов, а также полномочия по защите права собственности.

    К таким проблемным понятиям также относится категория «движимые и недвижимые вещи». Также спорными являются понятия «форма договора», «исковая давность» и т. д. Поскольку такие проблемы возникают достаточно, часто их пытаются решить как в теории, так и в законодательстве. Одной из теоретических точек зрения на разрешение такой проблемы является теория Эдварда Рабеля, который предлагает толковать коллизионную норму последовательно в 3 этапа:

    1) автономная квалификация – толкованию подвергается объём коллизионной нормы и он должен толковаться на основе общепринятых мировых понятий конкретных категорий,

    2) квалификация по закону суда – толкование привязки, которое должно осуществляться согласно теории права государства, в котором осуществляется судебный процесс,

    3) вторичная квалификация – толкованию подвергается та норма, в которой сделана отсылка со стороны коллизионной нормы, такое толкование должно происходить по праву того государства, к которому сделана отсылка.

    В РФ такая проблема (проблема скрытых коллизий) решается на основе ст. 1187 ГК, в которой указано, что всякое толкование понятий коллизионной нормы должно осуществляться на основе российского права, однако, если такое понятие неизвестно российскому праву или известно под другим словесным обозначением или с другим содержанием, то можно применить иностранный правопорядок.

    Пункт «b» - обратная отсылка или отсылка к закону третьего государства.

    Отсылая к праву другого государства, коллизионная норма отсылает ко всему объёму права этого государства и на этом этапе возникает вопрос, – в какой части применять нормы этого государства? А именно, применять ли только материальные нормы или можно применять и его коллизионные нормы? Если применять только материальные нормы, то проблем, как правило, не возникает. Однако если применять и коллизионные нормы, то коллизионные нормы этого государства (№ 2) может отослать к праву государства № 1, такое явление называется «обратная отсылка» (на французском – renvoi 1 степени). Или возможна ситуация, когда отсылка будет к праву государства № 3, это называется «отсылка к закону третьего государства» (renvoi 2 степени).

    Посмотреть Кентерберийское дело по наследованию и дело Фарго.

    Пункт «c» - действие коллизионной нормы во времени и мобильная коллизия.

    В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, - Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.

    Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеет комплексный характер - они представляют собой сочетание унифицированных и материальных и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы обладают доминирующим положением, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.

    Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах - в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств.

    Унификация права - это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги - выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1986)), единообразных материальных норм (Конвенция

    УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (1988)), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980)).

    Унификация МЧП происходит на двух уровнях - универсальном и региональном. На американском континенте приняты и успешно действуют Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным договорам (1994) и Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция) (1975); разработан проект Межамериканской конвенции о международной юрисдикции в сфере экстерриториального действия иностранных судебных решений. В рамках Совета Европы постоянно разрабатываются и принимаются конвенции по вопросам МЧП - например, Брюссельская конвенция об иммунитете государств 1972 г., Европейская конвенция об усыновлении 2008 г.

    Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. Гаагская программа, принятая Европейским Советом 5 ноября 2004 г., инициировала унификацию коллизионного права ЕС. В настоящее время в ЕС идет процесс замены наиболее востребованных конвенций (например, Брюссельская конвенция о подсудности, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1968) и Римская конвенция 1980 г.) регламентами Европейского парламента и Совета.

    В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, – Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частно-правовым вопросам.

    Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеют комплексный нормативный характер – представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.

    Унификация материально-правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций. Унификация права – это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах – в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств (Г. К. Дмитриева).

    Унификация права – это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги – выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция 1986 г.), единообразных материальных норм (Конвенции УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (г. Оттава, 28 мая, 1988 г.), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы – Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.).

    Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними. Гармонизация права и его унификация – взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации – отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармонизации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации – в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация – осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).

    Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частно-правовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.

    В большинстве государств нормы международного частного права содержатся в различных отраслях внутреннего права и, следовательно, в различных нормативных актах. Лишь немногие государства имеют единые кодифицирующие акты в области МЧП. В других государствах ведется разработка единых кодификаций.

    В связи с этим в развитии нормативной базы международного частного права все более решающую роль играют международные договоры. Международные договоры позволяют создать унифицированные нормы МЧП не только коллизионно-правового, но и материально-правового характера. Тем самым создаются предпосылки для единообразия правоприменительной практики, а следовательно, широкого развития экономических и иных связей между субъектами различных государств.

    Объективно существующие различия в правовом регулировании гражданско-правовых отношений в каждом государстве могут быть устранены с помощью межгосударственной унификации в рамках деятельности международных организаций.

    Виды унификации норм международного частного права:

    Создание государствами единообразных материальных норм гражданского, семейного и трудового права;

    Создание государствами единообразных коллизионных норм путем принятия универсальных и региональных международных договоров;

    Создание государствами единообразных коллизионных норм путем принятия договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам.

    На формирование норм международного частного права непосредственное влияние оказывают следующие международные организации:

    Гаагские конференции по международному частному праву;

    Международная торговая палата (МТП);

    Всемирная торговая организация (ВТО);

    Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

    Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИД-РУА);

    Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

    Международный союз для охраны литературных и художественных произведений;

    Международное бюро интеллектуальной собственности;

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;

    Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА);

    Международный центр патентной документации (ИНПАДОК) и др.

    Характеристика основных международных организаций по унификации норм международного частного права:

    а) важнейшей межгосударственной организацией, ведущей кодификационные работы в области международного частного права, является Гаагская конференция по международному частному праву. К 1996 году в рамках этой организации было разработано и принято свыше 30 конвенций. Не все гаагские конвенции вступили в силу, однако невозможно отрицать их значительное влияние на развитие внутригосударственного законодательства и правоприменительную практику;

    б) потребность в проведении универсальной кодификации некоторых норм МЧП, связанных с коммерческим оборотом, привела к созданию в рамках ООН органа, специально занимающегося этим вопросом. В 1966 году по инициативе Венгрии была учреждена Комиссия ООН по праву международной торговли в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНСИТРАЛ). На основе проектов, разработанных комиссией, были приняты следующие конвенции:

    Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров;

    Нью-Йоркская конвенция 1974 года об исковой давности в международной купле-продаже товаров (приведенная в соответствие с Венской конвенцией в 1980 году);

    Женевская конвенция 1983 года о представительстве при международной купле-продаже товаров;

    Нью-Йоркская конвенция ООН 1988 года о международных переводных и простых векселях;

    Гамбургская конвенция ООН 1978 года о морской перевозке грузов и ряд других;

    в) в области проведения неофициальной кодификации обычаев и обыкновений, действующих в МЧП, особую роль играет такая международная неправительственная организации, как Международная торговая палата (МТП), основная цель которой - организационное, техническое и правовое обеспечение международного бизнеса. Созданная в 1920 году по инициативе Бельгии, Великобритании, Италии, США и Франции как международная экономическая организация частных предпринимателей, МТП в настоящее время объединяет десятки тысяч компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 110 странах мира. Национальные комитеты и советы МТП более чем в 60 странах координируют деятельность деловых кругов на национальном уровне. МТП проводит большую работу по систематизации обычаев, действующих в международной коммерческой и финансовой практике. Результатом такой работы являются сборники унифицированных обычаев, правил и обыкновений, нашедшие широкое применение практически во всех странах мира.

    УНИФИКАЦИЯ ПРАВА означает сотрудничество государств, направлен­ное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообраз­ных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве опреде­ленного круга государств.

    Унификация права как правотворческий про­цесс имеет два этапа (две стадии). На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного до­говора и государства берут на себя международно-правовые обя­зательства обеспечить их применение.

    Вторая стадия связана с восприятием международно-правовых норм национальным правом. В резуль­тате в национальном праве разных государств появляются унифи­цированные нормы , т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Восприятие международно-правовых норм национальным пра­вом называется либо трансформацией , либо национальной имплементацией

    Существуют международные организации, специализирующие­ся на унификации права: Гаагская конференция по международ­ному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли и др.



    Поделиться