Кому принадлежит право собственности на отходы. Право собственности на отходы и договорные отношения в области обращения с отходами. Гражданский кодекс Российской Федерации

12.04.2007

Строительные отходы - чьи они?

В процессе работы строительных предприятий образуется много отходов. Возникает вопрос что с ними делать? Здесь есть два пути: захоранивать или переводить строительный мусор во вторичное сырье.

Второй путь, по мнению экспертов, предпочтительней. Во-первых, это хорошо для окружающей среды, поскольку не страдает экология. Во-вторых, это хорошо для самих строительных компаний, поскольку за отходы, которые используются в качестве вторичного сырья, не взимается плата в бюджет.

Более того, на этом процессе можно еще и заработать. Но чтобы грамотно распорядиться отходами и не упустить свою выгоду, нужно знать множество нюансов: юридических, экологических, санитарных. Именно о них шла речь на семинаре Природоохранная документация в строительной деятельности, который организовали Центр правового обеспечения природопользования (Северо-Западное отделение) и газета Строительный Еженедельник.

О коллизионных нормах в законодательстве по обращению с отходами рассказала Наталья Петрова, руководитель Центра правового обеспечения природопользования (Северо-Западное отделение).

Главный вопрос, который возникает из-за строительного мусора в отношениях между генподрядчиком, субподрядчиками и заказчиком кому он принадлежит? Вопрос не праздный, ведь кто хозяин тот и платит за размещение отходов.

Проблема в том, что действующее законодательство однозначного ответа на этот вопрос не дает. Есть несколько противоречивых законодательных актов.

Основной нормативный акт, который уже упоминался это ФЗ Об обращении с отходами, ст. 4 Право собственности на отходы. В нем говорится, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, в результате которых эти отходы образовались. Возьмем типичный для отрасли пример с разбором здания.

Собственником здания является заказчик. Он владелец материалов, из которых дом построен бетона, кирпича, арматуры, штукатурки. Из этих материалов образуются отходы. Значит, именно заказчик должен нести бремя всех платежей и именно к нему придут инспекторы, если с мусором возникнут проблемы.

Второй законодательный блок это ст. 751 Гражданского кодекса РФ, региональный акт Правила обращения со строительными отходами и Постановление Правительства РФ 1112-ра от 15 мая 2003 года. Там говорится, что образователи строительных отходов это юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых они образовались. Проще говоря, ответственность за строительный мусор несут подрядчики и субподрядчики, потому что именно они выполняют хозяйственную деятельность на строительном объекте.

Кроме того, в 2003 году был принят ФЗ О техническом регулировании. В соответствии с ним разработан ГОСТ, который пока носит обязательный характер Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772 2001 от 28 декабря 2001 года. Он говорит что собственник отходов юридическое лицо, ответственное за территории, где эти отходы находятся.

Таким образом, мы видим, что существует три различных законодательных ответа на вопрос о собственнике отходов. Идеальная ситуация, когда в одном лице объединяется заказчик, застройщик и подрядчик, но это бывает редко. Обычно к строительному процессу привлекают много организаций. И в каждом конкретном случае нужно смотреть договор. Потому что перечисленные гражданские нормы действуют, если иное не предусмотрено договором. А так они носят рекомендательный характер. В договоре же может быть прописан переход права собственности на отходы, отметила Наталья Петрова.

Эксперт отметила, что право на строительные отходы может отчуждаться. Сейчас есть два правовых способа передачи прав на строительный мусор. Можно непосредственно в договоре подряда прописать отдельный раздел: право собственности на отходы и ответственности за них. А можно наряду с договором подряда заключить отдельный договор купли-продажи отходов, что более правильно, заявила Наталья Петрова.

В настоящей статье подвергается критическому анализу правомерность использования такого понятийного аппарата как «право собственности на отходы», а также предлагается альтернативных подход регулирования значимых для общества отношений, связанных с определением лица, ответственного за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На законодательном уровне, в правоприменительной практике, а также в юридической литературе встречается такое понятие как «право собственности на отходы». В частности, такого рода указания содержатся в ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ) 1 , письмах уполномоченных органов 2 , судебной практике, а также в трудах и комментариях отечественных исследователей, в том числе М.В. Пономарева, Н.С. Зиновкина, М.А. Ермолиной, Е.В. Лунева Е.В, А.Г. Дудниковой и др.

Так, в качестве аргументации существования такой правовой категории как «права собственности на отходы» М.В. Пономарев указывает, что отходы производства и потребления являются особым объектом гражданского оборота, движимыми вещами, правовой статус и оборотоспособность которых определяется исходя из общих положений гражданского законодательства с учетом специальных требований, предусмотренных законодательством об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды. Особые правила отчуждения и перехода права собственности на отходы тесно связаны с вопросом обеспечения выполнения их собственником обязанностей по содержанию своего имущества, в частности с соблюдением экологических требований 3 .

В свою очередь М.А. Ермолина также отмечает, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались 4 . А.Г. Дудникова указывает, что собственник отхода – это лицо, которое вправе распорядиться данной собственностью свободно, если это не наносит вред охраняемым законом интересам. В части отхода – нельзя распорядиться отходом, просто оставив его в ненадлежащем месте, поскольку таким образом будут нарушены охраняемые законом охраняемые законом интересы собственника земельного участка, окружающей среды и т.п. Но передать отход в собственность лицу, которое правомерно им распорядится собственник отхода имеет право 5

Применительно к вопросам распределения договорных обязанностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду Е.В. Лунена рекомендует включать условие в содержание договорной конструкции, где обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на специализированную организацию, о переходе права собственности на вывозимые отходы производства и потребления. Дело в том, что в гражданско-правовом значении отходы представляют собой вещи, поэтому их правовой режим определяется нормами одновременно как экологического, так и гражданского права 6 .

Однако использование понятийного аппарата - «право собственности на отходы» независимо от ответа на вопрос о том, кто должен выполнять публичную обязанность по внесению платы за негативное воздействие, вызывает определенные сомнения на предмет обоснованности и правомерности как с точки зрения публичного, так и тем более - частного права. В связи с чем представляется актуальным в рамках настоящей статьи предпринять попытки в исследовании вопроса существования такой правовой категории как «право собственности на отходы», а также в разработке альтернативного аппарат регулирования значимых для общества отношений.

Представляется, что в целях детального анализа и формирования позиции относительно исследуемого вопроса, необходимо сосредоточиться на двух аспектах:

1) определении перечня объектов, на которые может возникнуть право собственности;

2) понятии отхода.

При рассмотрении вопроса в указанной плоскости представляются интересными рассуждения Г.С. Васильева, который подверг критическому анализу Определение ВС РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1670 по делу № А79-4567/2013 7 , где Судебная коллегия ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций и признал требование банка о возврате денежных средств, уплаченных в качестве платы за негативное воздействие, необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку право собственности на отходы, если иное прямо не предусмотрено в договорах на размещение отходов, заключенных со специализированными организациями, остается за природопользователем (банком). В частности, ученый выдвигает следующие тезисы, имеющие отношение к настоящей работе:

1. сохранение собственности на отходы при сдаче их специализированной организации никак в решении не обосновано современные мусоровозы не просто перемешивают мусор разных отправителей, но и прессуют его. То содержимое мусорного бака, которое раньше можно было считать объектом права собственности природопользователя, исчезает;

2. сохранение права собственности за природопользователем означает, что и специализированная организация, осуществляющая вывоз отходов, и хозяин полигона, на котором они будут захоронены, совершают операции с чужим имуществом. Полномочия на это нельзя вывести из нормативных актов;

3. переход права собственности по договору об оказании услуг (договор на оказание услуг по размещению отходов) возможен. Услуга же в обсуждаемом случае состоит в том, что отчуждаемые предметы имеют отрицательную рыночную стоимость, а потому их хозяин не только не может рассчитывать на вознаграждение за свое имущество, но и сам должен заплатить за то, чтобы предмет кто-нибудь приобрел 8 .

Несмотря на то, что ученый все-таки не отрицает существование такой правовой категории как «право собственности на отходы», он делает весьма справедливое замечание, которое заслуживает внимания – «право собственности исчезает у собственника имущества, когда последний поименовал его в качестве отхода».

В данной связи, необходимо отметить, что, традиционно, под правые собственности понимается наиболее полное абсолютное право, относящееся к такой категории прав как вещные права. Как справедливо отмечает Е.А. Суханов типичным вещным правом является право собственности, сущность которого раскрывается в «господстве над имуществом, имеющим значение вещи». При этом как справедливо отмечает ученый, объектами вещных прав признаются только вещи, материальные предметы (физически осязаемый объект), обладающий пространственными характеристиками, имеющий экономическую форму товара и в силу этого относящийся к объектам гражданских прав 9 . Иными словами, только вещь может обладать ценностью – вещной ценностью 10 , т.е. обладать потребительскими свойствами, позволяющими удовлетворить те или иные потребности лица из соответствующего имущества, в то же время если вещь не имеет экономической ценности и не может быть рассмотрена в качестве товара такое имущество не является по своей правовой природе вещью и не может признаваться объектом вещных правах – объектом права собственности.

Сказанное дает принципиальные основания для выдвижения тезиса: в случае если лицо указывает, что вещь для него преобразовалась в отход, одномоментно вещь исчезла как объект гражданского оборота и у такого лица пропало право собственности на указанное имущество, поскольку объектом права собственности может быть исключительно имущество, которое обладает вещной ценностью, т.е. потребительскими свойствами.

Однако некоторым может показаться, что такого рода толкование является некорректным, поскольку наличие или отсутствие потребительских свойств у конкретного объекта является оценочным критерием и зависит от того, кто является субъектом, в частности: для одних ламповый компьютер, старый автомобиль, продукт жизнедеятельности парнокопытного скота является отходом, а для других – это вещи, имеющие потребительские свойства, которые можно использовать, например, в качестве печатной машинки, транспортного средства или удобрения. Инструментом для парирования такого рода рассуждения является ответ на вопрос: какие взаимоотношения описывает (регулирует) право собственности, а также в каком значение необходимо рассматривать термин «отход»: субъективном или объективном. Представляется, что право собственности регламентирует исключительно субъект – объектную связь, т.е. предписывает за конкретным индивидуализированным субъектом общественных отношений права и обязанности по отношению к конкретной вещи. В то же время термин «отход», который используется как в текущей редакции ФЗ № 89-ФЗ, так и в ранее действующих (например, редакция от 01.01.2014 г.), также определяется с точки зрения субъективного восприятия конкретного лица с ранее существовавшей вещью, обладавшей полезными для субъекта свойствами (его отношения в рамках прежней субъект-объектной связи). Следовательно, в рассматриваемом контексте необходимо сделать вывод, что в случае если лицо пользуется имуществом, право собственности существует именно на вещь, поскольку присутствует вещная (потребительская) ценность, а, следовательно, субъект – объектная связь 11 существует. В случае же если указанный субъект совершает конклюдентные действия, например, выбрасывает вещь в контейнер – она становится отходом и одномоментно с совершением указанных действий у указанного лица исчезает право собственности на вещь, при этом никакого преобразования (производного способа возникновения) права собственности не происходит и не может происходить. В отдельных случаях третье лицо никаким образом, несвязанное с прежним собственником вещи, может приобрести «выброшенную» вещь по правилам о бесхозяйственной вещи (ст. 225 Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ 12)), кладе (ст. 233 ГК РФ) или переработки (ст. 220 ГК РФ), однако все указанные модели обращения объектов в собственность являются первичными способами приобретения указанного абсолютного права, которые также возлагают на такого собственника соответствующие права и обязанности, при этом указанные способы не имеют какой-либо связи с ранее действовавших право собственности. Аналогичный подход, как представляется, необходимо применять по отношению к процессам сортировки и утилизации отходов, когда в процессе технологической переработки (ст. 220 ГК РФ) возникают новые объекты гражданского оборота (вещи), обладающие полезными свойствами.

Представляется, что указанный подход является весьма обоснованным, в том числе с точки зрения норм, закрепленных ГК РФ, в частности ст. 236 ГК РФ, которая указывает, что любое лицо вправе путем совершения соответствующих конклюдентных действий заявить о прекращении права собственности. При этом прекращение права собственности на конкретный объект гражданского оборота не означает, что у указанного лица также прекратились все обязанности, в том числе предусмотренные нормами как публичного, так и частного права. Аналогичная ситуация происходит и в договорных отношениях, где момент исполнения (расторжения) договора может не совпадать с моментом прекращения всех обязательств, возникших у его субъектов с (сторон договора) момента его заключения 13 .

Таким образом, допустимо сформулировать следующие выводы:

1. использование понятия «право собственности на отходы» является некорректным и необоснованным как с точки зрения публичного, так и частного права, поскольку право собственности как категория вещного права может возникать исключительно на вещь, у которой присутствует вещная (потребительская) ценность, которая у отхода, очевидно, отсутствует;

2. существование обязанности по внесению платы за негативное воздействие за окружающую среду возникает не в связи с тем, что у лица существует право собственности на отходы, а постольку-поскольку у указанного лица помимо прав на конкретную вещь, находящуюся у него на праве собственности, существуют также и обязанности по его содержанию, в том числе связанные с осуществлением публичных мероприятий по размещению отходов на специальных площадках – полигонах, в целях защиты общественного интереса в здоровой окружающей среде.

Текстовые сноски на индексы в статье

1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. ст. 3009.

2 Письмо Росприроднадзора от 25.05.2016 № РН-03-03-31/9771 «О рассмотрении обращения», Письмо Минприроды России от 16.11.2017 № 12-47/30950 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов», Письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 № ОД-03-04-32/11939 «О рассмотрении обращения» и т.д. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

3 Пономарев М.В. Право собственности на отходы: правовые проблемы реализации и перехода // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 53 - 64.

Также, см.: Зиновкин Н.С. Обзор судебной практики по вопросу платы за размещение отходов производства и потребления // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 2. С. 204 - 211.

4 См.: Ермолина М.А. Принцип платности природопользования и проблемы правоприменения // Правовые вопросы строительства. 2012. № 1. С. 12 - 15.

5 Дудникова А.Г. Передача права собственности на отходы: кто заплатит за НВОС? // Справочник эколога. 2018. № 5. С. 40 – 45.

6 Лунева Е.В. Договорное регулирование внесения платы за размещение отходов: взаимодействие экологического и гражданского права // Экологическое право. 2016. № 1. С. 12 - 16.

7 Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 № 301-КГ14-1670 по делу № А79-4567/2013 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

Аналогичная позиция встречается и в иных судебных актах. См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 № 13АП-343/2015 по делу № А56-64185/2014, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по делу № А83-2004/2015, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 по делу № А43-20389/2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

8 Васильев Г.С. О собственнике отходов - разворот судебной практики // Закон. 2015. № 12. С. 106 - 112.

9 Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, 2017. C. 14 – 17, 30 – 32, 70.

10 См.: Белов В.А. Аренда как возвратное обязательство. Дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Белов Валерий Александрович. Москва, 2016. С.73, 94, 123, 125, 180.

11 См.: Белов В.А. Статус лица: юридический аспект // Актуальные проблемы Российского права. 2017. №10. С. 72-79.

12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32., ст. 3301.

13 См.: п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» // Вестник ВАС РФ. 2014. № 8.

В.А. Белов,

к.ю.н., ответственный

редактор «Дайджест новостей» торгового

и потребительского права» юридического

института «М-Логос», г. Москва.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Право собственности на отходы, закрепляющее возможность владеть, управлять и распоряжаться ими, как имуществом, определяются их нормами. Собственник может совершать с отходами любые действия, которые не противоречат нормам права. Утильсырье, в отличие от вредоносных веществ – газов и стоков, выбрасываемых предприятиями в окружающую среду, признаются законом материальными вещами. Распоряжение ими, как и иными предметами и ценностями, определяются положениями гражданского права и федеральными законами. Помимо этого он имеет ряд обязанностей по содержанию.

Федеральный закон о праве собственности на отходы

В законе о нормах обращения с промышленными и бытовыми отходами, имеющим статус федерального от 1998 года регулируются права и обязанности лица, признающегося собственником.

Утильсырье, как материальный объект могут:

  • Принадлежать владельцу сырьевых ресурсов, материалов, готовых изделий, которые стали источником их образования.
  • Может быть совершена передача второй стороне на основании любой сделки отчуждения: купли-продажи, дарения, мены.
  • Может быть совершена передача в собственность лицу, имеющему лицензию, разрешающую операции с утильсырьем 1 — 4 класса опасности.
  • Быть переданы иному лицу, владеющему или арендующему земельный надел, на котором они расположены, если будет признано, что собственник оставил их с целью отказа от владения или по иной причине.

В старой редакции закона был введен прямой запрет на продажу и передачу опасных отходов лицам, не имеющим лицензию, дающую право их собирать, транспортировать и утилизировать. В 2015 году ФЗ был редактирован и запрет снят. В законе осталась норма, регулирующая местонахождение. Они могут складироваться и храниться лишь на объектах, которые были внесены в государственный кадастр.

Определение права

Большинство правил обращения с утильсырьем – оформление лицензии, паспорта, составление норм учета и оборота не имеют прямой связи с правом собственности. Они оформляются предприятиями с юридической ответственностью или отдельными лицами, которые ведут деятельность, связанную с источниками мусора. В ближайшем будущем нормы на отходы как объект права собственности, обяжут производителя соответственно закону отвечать за образующиеся утильсырье, без учета права собственности изменять не планируют. Кроме того, производители – юридические лица и отдельные предприниматели с этого года начали платить налог за отрицательное воздействие за экологию, если они разместили мусор на свалках и полигонах ТБО.

В действующую редакции закона включена большая ответственность со стороны собственников лома черных и цветных металлов. Теперь они могут продавать лом или отчуждать его, только обладая установленными формами документов, подтверждающими право собственности. Согласно Постановлениям Государственной Думы РФ, предприятия или лица, занимающиеся подготовкой, складированием и переработкой лома черных, цветных и драгоценных металлов, обязаны, прежде всего, оформить право собственности.

Право определяет ответственность собственников, которые владеют отходами, признанными опасными для окружающей среды. В данный момент лица, владеющие опасными отходами, возмещают вред, нанесенный экологии в месте складирования или хранения мусора, содержащего опасные вещества. В этом случае судебное решение, если факт нарушения природоохранных законов установлен, может быть вынесено в срок свыше 10 лет.

Таким образом, закрепление права собственности на мусор приобретает особую значимость при выполнении любых операций с ними.

Право собственности по гражданскому праву

Нормы Гражданского кодекса имеют определяющее значение для владения и операций с отходами всех видов и классов опасности.

Они регулируют:

  • Отношения сторон при оформлении собственности на мусор, права и обязанности собственника и покупателя при ее отчуждении.
  • Операции на договорной основе – подряда и платного оказания слуг.

Гражданский кодекс прямо регулирует не все отношения в сфере обращения. К примеру, возникновение права собственности не регулируется прямо. В этом случае применяются похожие нормы для определения действий сторон.

Согласно статьям кодекса, основным собственником является владелец материалов или сырья, чья обработка привела к их образованию. Если производственник занимается обработкой и выпуском изделий из материалов третьего лица, то право собственности на отходы принадлежит этому лицу. Закон предоставляет собственнику право распоряжаться своим имуществом любым способом, которое признано законным:

  • Продавать, дарить, передавать в имущественное владение другим лицам.
  • Передавать сырье на размещение или переработку, оставаясь их законным собственником.
  • Передавать права распоряжаться отходами, как имуществом.

В кодексе определены правовые нормы действия сторон при отчуждении.

Основания для оформления прав собственности

Права собственности на отходы, как на имущество оформляются на основе договоров:

  • Купли — продажи.
  • Бартера.
  • Дарения.

Основным видом признан договор купли — продажи. Другие виды сделок имеют место быть в случае, если сырье, как имущество признаны неликвидными, то есть не имеющими рыночной стоимости.

Нормами права регулируются права собственности на бесхозное сырье. В этом случае всю ответственность за причиненный ими вред несет владелец земли, на которой они расположены. Таким образом, закон закрепляет право распоряжаться сырьем за владельцем земли. Он обязан оформить документы, в определенном законом порядке.

Брошенными признаются все виды отходов, на которые никто не претендует и чья рыночная стоимость не превышает пяти минимальных заработных плат.

К ним относится:

  • Металлический лом.
  • Бракованная и некондиционная продукция.
  • Лес — топляк от сплава.
  • Отвалы земель, образованные при разработке рудных месторождений.
  • Остатки с промышленных предприятий.

Владелец земли становится собственником отходов на основании постановления хозяйственного суда, признающего их бесхозными.

Отношение собственника с поставщиками и подрядчиками

Закон возлагает на собственников обязанность следить за организациями, предоставляющими все виды услуг в сфере обращения — как они соблюдают требования по защите природной среды. При заключении договоров с поставщиками услуг, владелец выдвигает требования к техническому исполнению операций.

Эти требования изложены в Гражданском кодексе:

  1. Подрядчик при проведении работ обязан придерживаться норм и правил закона о природоохранной деятельности.
  2. Подрядчик при оказании услуг может отказаться от материалов и оборудования заказчика или отказаться исполнять его требования, если они противоречат природоохранному законодательству.
  3. Если контролирующие органы выносят постановление о наложении штрафных санкций на собственника, а виновником ситуации является подрядчик, то он обязан возместить расходы в течение 2 недель с момента поступления распоряжения.
  4. Подрядчик обязан за свой счет собрать и вывезти все отходы, которые скопились при выполнении им работ по договору.

В договоре сторон прописываются штрафные санкции в случае нарушения собственником и подрядчиком своих обязанностей, а также процент увеличения размеров штрафа по каждому последующему факту нарушений.

Экологические требования к проведению работ конкретизируются в технических условиях, которые прилагаются к договору.

Основными обязанностями подрядчика являются:

  • Соблюдение инструкций по сбору, размещению, транспортировке, захоронению или утилизации отходов в соответствии с классом опасности.
  • Обеспечение правильного обращения с горючими и взрывоопасными отходами.
  • Обезвреживание опасных отходов, содержащие ртуть, тяжелые металлы, радиоактивные вещества, инфицированные материалы, на основании инструкций.
  • Обеспечение безопасной погрузки и выгрузки, соблюдение лимитов на их размещение.
  • Информирование заказчика об изменении условий выполнения работ: при превышении объема, если состав не соответствует заявленному.

Особые условия оговорены для договоров платного проведения операций с отходами, которые приведут к загрязнению почвы или водоемов. В таком случае целесообразно передать поставщику услуг права собственности, ведь при удалении отходов с территории собственника он не перестает нести ответственность за соблюдением законов в области обращения с ними. Если поставщик отказывается принять права собственности, то в договоре прописываются все случаи, которые могут привести к нарушению природоохранных законов.

Права собственности на вторичное сырье

На протяжении нескольких лет ведутся споры о правовом статусе отходов и вторичных ресурсов. Дилемма состоит в том, что по закону, предприятие имеет право собственности на все виды отходов, которые возникли в процессе выпуска продукции, в то время, как вторичные ресурсы могут попасть в реестр месторождений сырья и перейти в собственность Министерства по природным ресурсам.

В законе определено:

  1. Если отходы основного производства используются для выпуска иной продукции, то они относятся к категории технологического сырья. В таком случае его можно передавать другим производителям, не оформляя права собственности.
  2. Если побочные продукты, остатки сырья и материалов направляются для хранения в шламонакопители и на них не оформлены документы, как на сырье, то они признаются отходами. В таком случае к ним применимы все операции в сфере обращения с промышленными и техногенными отходами. Они подлежат соответствующему оформлению и учету.

При определении правого статуса собственника следует обращаться к Федеральному закону, определяющему порядок обращения с отходами и ГК, регулирующему отношения собственника с иными лицами и организациями.

Федеральный закон
  • Приказ Ростехнадзора
  • По вопросу передачи отходов Письмо Росприроднадзора
  • Договор на вывоз и захоронение отходов Консультация
  • Как оформить договор купли-продажи отходов? Консультация
  • Можно ли передавать отходы населению? Консультация
  • Передача отходов отработанной щелочи Консультация
  • Отход, не включенный в лимиты арендодателя Консультация
  • Отчет 2-ТП (отходы) по объекту строительства Консультация
  • Договор на вывоз отходов Консультация
  • Можно ли продавать птичий помет? Консультация
  • Договор с Жилкомсервисом на вывоз ТБО Консультация
  • Определение субъектов размещения отходов Консультация
  • Передача использованной тары лицам, не имеющим лицензии на обращение с отходами Консультация
  • Передача отработанного автомобильного масла частному лицу Консультация
  • Требования к оформлению трехстороннего договора по передаче отхода Консультация
  • Передача отхода для производства продукции Консультация
  • Кому принадлежат образовавшиеся отходы? Консультация
  • Консультация
  • Передача отхода организации, имеющей лицензию по обращению с отходами большего класса опасности Консультация
  • Передача отхода организации, не имеющей лицензии Консультация
  • Кто должен заключать договор с полигоном на транспортировку и утилизацию отходов? Консультация
  • Брошенные отходы на территории предприятия Консультация
  • Документация при продаже отходов Консультация
  • Договор на транспортировку и утилизацию отходов при арендных отношениях Консультация
  • Документация при передаче отходов транспортной компании Консультация
  • Продажа отходов, подлежащих обезвреживанию Консультация
  • Документация организации на прием и передачу отходов Консультация
  • Право собственности на отходы Консультация
  • Обращение с отходами при арендных отношениях Консультация
  • Договор перехода права собственности на отходы Консультация
  • Арендные отношения при обращении с отходами Консультация
  • Обязанности Арендодателя и Арендатора при обращении с отходами Консультация
  • Как правильно заключить договор на сбор и утилизацию отходов? Консультация
  • Право собственности на отходы Консультация
  • Нужно ли платить за негативное воздействие на окружающую среду если заключен договор на вывоз мусора со специализированной компанией? Консультация
  • Грунт образующийся при проведении землеройных работ Консультация
  • Кто является собственником, образующихся в период строительства, отходов? Консультация
  • Какими документами должна быть подтверждена передача отходов специализированным организациям? Консультация
  • О проекте НООЛР для Арендодателя Консультация
  • Право собственности на отходы и обязанность проведения работ по восстановлению нарушенных земель Консультация
  • Передача отходов в собственность Консультация
  • Договор о размещении отходов Консультация
  • Как законно избавиться от старой мебели? Консультация
  • Кто должен разрабатывать проект на размещение отходов? Консультация
  • Отработанная компьютерная техника Консультация
  • Отчуждение отходов в собственность другому лицу Консультация
  • Лимиты на размещение отходов для арендатора Консультация
  • Арендатор или арендодатель должен рассчитывать предоставлять сведения о размерах платежей и осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду? Консультация
  • Дело А79-6276/2012 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа
  • Договор по передаче в собственность отходов 4-5 класса опасности Консультация
  • Документы при передаче осадка отстойников системы очистки сточных вод Консультация
  • Обращение с отходами арендатора Консультация
  • На него ссылается
    • О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями на 21 июля 2014 года) Федеральный закон
    • Об отходах производства и потребления (с изменениями на 25 ноября 2013 года) Федеральный закон
    • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 5 мая 2014 года) (редакция, действующая с 1 июля 2014 года) Кодекс РФ
    • По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
    • Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года) Конституция Российской Федерации
    • По вопросу передачи отходов Письмо Росприроднадзора
    • Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Приказ Ростехнадзора
  • установить закладку

    установить закладку

    Материал актуален на 04.08.2014

    Отходы как объект собственности. Обращение с отходами при арендных отношениях

    Нередко бывают случаи, когда предприятия заключают договор на вывоз отходов со специализированными организациями, занимающимися сбором и размещением отходов. При этом у хозяйствующих субъектов возникают вопросы, как правильно оформить договор на вывоз отходов, должна ли быть лицензия на деятельность по обращению с отходами у принимающей организации, кто должен платить за размещение отходов?

    При арендных отношениях дальнейшие действия с отходами зависят также от условий, определенных договором аренды. При этом стороны договора задаются вопросами, какие условия необходимо предусмотреть в договоре аренды, кто должен разрабатывать ПНООЛР и вносить плату за НВОС - арендатор или арендодатель.

    Право собственности на отходы

    Отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

    Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или соответствующим договором (ст.210 ГК РФ).

    Право собственности на отходы может быть передано другому лицу на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ). Также в соответствии с ч.I ГК РФ собственник может передавать свое имущество другим лицам, оставаясь собственником.

    Как правило, юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают договоры на вывоз и последующее размещение отходов со специализированными организациями. Важно знать, что наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и опасности отходов. Исключение составляют случаи:

    • когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации;
    • когда размещение отходов производится от имени иного лица на основании заключенного посреднического договора (договора комиссии).

    Важно отличать передачу отходов с переходом права собственности от передачи отходов организации, оказывающей услуги по вывозу отходов.

    Если собственник отходов передал право собственности на отходы, то он не несет за них ответственность. Если такие отходы были размещены после перехода права собственности, то плату за негативное воздействие на окружающую среду следует вносить новому собственнику.

    Еще один вид договора - договор о конечном размещении отходов. Таким договором организация, принимающая отходы, берет на себя все обязанности по размещению данных отходов, расчету платы за загрязнение окружающей среды и ее внесению, вне зависимости от того, предусмотрен ли в договоре переход права собственности на отходы.

    В целях правильного определения плательщика платы за НВОС и недопущения повторного внесения сумм платежа рекомендуется при оформлении договора со специализированными организациями, оказывающими услуги по сбору и размещению отходов, четко определять вид договора и условия о переходе права собственности.

    Судебная практика

    При таких обстоятельствах - даже принимая во внимание, что осуществление предпринимательской деятельности (имея ввиду ее рисковый характер) с необходимостью предполагает определенную осмотрительность, - специализированная организация, оказывающая услуги по размещению отходов производства и потребления, при формировании своей договорной политики в 2009 году не могла предвидеть, что на нее будет возложена обязанность по внесению платы за размещение отходов, и предусмотреть в договоре с организацией, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы и на которую в любом случае должно ложиться экономическое бремя несения связанных с НВОС расходов, условие об учете данного платежа в структуре стоимости оказываемых услуг.

    Отсутствие же в договоре такого условия позволяет указанной организации, которая ранее сама вносила в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду, не перечислять соответствующие суммы другой стороне - специализированной организации, осуществляющей размещение отходов.

    Вместе с тем - при отсутствии четкой нормативной фиксации принадлежности обязанности по внесению платы за НВОС - проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемые специализированной организацией и представляемые ею в государственные органы в установленном порядке, будут, скорее, касаться только отходов, образованных в результате ее собственной деятельности.

    Конституционный суд РФ делает следующий вывод:

    таким образом, в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за НВОС в отношении специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, в нарушение ч.1 ст.19 , ч.1 ст.34 , ч.1 ст.35 , ст.42 и ст.58 Конституции РФ превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.

    Таким образом, по вопросу платы за НВОС в части размещения отходов, можно сделать выводы, что впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений:

    • плату вносит собственник отходов, то есть отходообразователь, если договором не предусмотрено перехода права собственности;
    • пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за НВОС не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено нарушений, связанных с определением лимитов на размещение отходов.

    Внимание!

    Следовательно, если в договоре аренды между сторонами вопрос о собственности на отходы не урегулирован , то обязанность по расчету, предоставлению сведений о размерах платежей и внесению платы за размещение отходов ложится на арендатора как на собственника отходов.

    Распространена ситуация, когда арендатор оставляет мусор в контейнере арендодателя, при этом в договоре аренды об отходах ничего не говорится.

    В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством (п.4. ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

    Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (ст.236 ГК РФ).

    В таком случае брошенные арендатором отходы, оставленные в мусорном контейнере Арендодателя, становятся собственностью последнего.

    Согласно абз.3 п.5 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 г. № 703 , если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в ПНООЛР арендодателя . В случае если арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами, к ПНООЛР прилагаются документы , подтверждающие эти обязательства арендатора .

    Таким образом, если в договоре с арендаторами прописано, что отходы от деятельности арендаторов являются собственностью арендодателя и они включены в ПНООЛР арендодателя, то плату за НВОС вносит только арендодатель. Если отходы передаются арендодателю без отчуждения и приобретения права собственности, то плату за НВОС вносят арендаторы, которым принадлежат данные отходы.

    Ключевые вопросы:

    Отношения собственности на отходы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

    Отношения собственности на отходы согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации

    Договорные отношения с поставщиками и подрядчиками в области обращения с отходами

    Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства. Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам), а с другой — обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

    Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

    Как известно, до вступления в силу с 01.01.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ , ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ было установлено следующее:

    Извлечение

    (в ред. от 25.11.2013, утратила силу)

    1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
    2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
    3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности .
    4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

    Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

    С 01.01.2015 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ была сокращена до минимума:

    Извлечение
    из Федерального закона № 89-ФЗ

    Статья 4. Отходы как объект права собственности
    (в ред. Федерального закона № 458-ФЗ)

    Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

    Таким образом, ранее действовавшее требование об обязательном наличии лицензии на соответствующие виды деятельности в области обращения с отходами I-IV классов опасности у лиц, которым передаются эти отходы (т.е. ограничение оборотоспособности отходов I-IV классов опасности), было отменено .

    В настоящее время продолжает действовать норма Федерального закона № 89-ФЗ, запрещающая размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО), ведение которого осуществляет Росприроднадзор (пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ), но этот запрет прямо не связан с отношениями собственности.

    КСТАТИ

    В Государственную Думу внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"» , в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

    В целом согласно нормам Федерального закона № 89-ФЗ большинство обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.

    В перспективе в законодательных нормах (в т.ч. в новых статьях Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ и Федеральным законом № 458-ФЗ) также сохраняется возложение основных обязанностей при обращении с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, независимо от права собственности на эти отходы.

    В частности, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 (вступит в силу 01.01.2016 согласно Федеральному закону № 219-ФЗ ) Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы .

    Большую значимость отношения собственности имеют применительно к отходам (лому) черных и цветных металлов.

    Так, согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение только в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы, что в первую очередь определяет необходимость установления условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

    Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

    Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

    Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) заготовка , хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов относятся к лицензируемым видам деятельности .

    Отношения собственности имеют принципиально важное значение при установлении гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде, связанного с обращением с отходами всех видов и классов (в т.ч. при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды).

    Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (в т.ч. при обращении с отходами), возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

    На основании п. 3 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет . Именно поэтому установление условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения имеет существенное значение в отношении всех отходов.

    ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Применительно к деятельности в области обращения с отходами приоритетное значение имеют нормы гражданского законодательства, регулирующие:

    • отношения собственности на отходы и возникновение гражданских прав и обязанностей при их отчуждении;
    • определенные виды обязательств в отношении обращения с отходами по гражданским договорам (прежде всего договорам подряда и возмездного оказания услуг).

    Следует отметить, что не все отношения в области обращения с отходами прямо урегулированы гражданским законодательством — в этих случаях применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (ст. 6 ГК РФ).

    В частности, прямо не урегулированы гражданским законодательством основания возникновения права собственности на отходы (как на вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению) в момент их образования. Поэтому в данном случае применяются нормы гражданского права, регулирующие сходные отношения.

    Первичное право собственности на отходы (которое ранее устанавливалось в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) в общем случае определяется исходя из норм ст. 220 ГК РФ и подразумевает по существу переход права собственности с материалов на отходы, образовавшиеся в результате переработки материалов, а не возникновение права собственности на отходы у переработчика, в результате деятельности которого образовались эти отходы, т.е. собственником отходов изначально является собственник материалов, из которых образовались отходы :

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 220. Переработка

    1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.
    […]

    При этом согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в т.ч. и отходов) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

    Гражданским законодательством установлены также общие нормы, регулирующие отчуждение имущества на основании соответствующих договоров (ст. 218 ГК РФ):

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 218. Основания приобретения права собственности

    […]
    2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
    […]

    Исходя из норм Гражданского кодекса, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых непосредственно по Гражданскому кодексу является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения (из них наибольшее практическое значение имеют допустимые при всех условиях договоры купли-продажи). Но возможны и другие сделки об отчуждении этого имущества (прежде всего в случаях его неликвидности, т.е. когда имущество не имеет реальной рыночной стоимости) с включением положений о передаче права собственности в различные гражданские договоры других видов. Указанные нормы (которые до 01.01.2015 присутствовали в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) должны применяться и в отношении отходов (как объекта собственности) .

    В статье 226 ГК РФ установлены нормы, регулирующие обращение в собственность брошенных движимых вещей, в т.ч. брошенных на земельном участке отходов различных видов, в отношении которых собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) имеет право (а фактически обязан — в контексте норм ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации по охране земель от загрязнения и захламления) совершить действия, свидетельствующие об обращении их в свою собственность:

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

    1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
    2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
    Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

    Каких-либо ограничений оборотоспособности отходов как объектов собственности в Гражданском кодексе не установлено. Как отмечалось ранее, такое ограничение с 01.01.2015 отсутствует и в Федеральном законе № 89-ФЗ.

    Вместе с тем вытекающее из Гражданского кодекса и Федерального закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона № 458-ФЗ) отсутствие ограничений оборотоспособности отходов несколько осложняется тем, что в приказах Минприроды России, принятых или разработанных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, сохраняется требование о включении в природоохранную документацию сведений о наличии лицензий на деятельность по обращению с отходами у лиц, которым передаются отходы.

    Например, в сносках к приложениям 11 и 18 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , утвержденным Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, предусмотрено, что при передаче (предлагаемой ежегодной передаче) отходов I-IV класса опасности другим хозяйствующим субъектам с целью их обезвреживания и (или) размещения в таблицах «Предлагаемая ежегодная передача отходов другим хозяйствующим субъектам» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) и «Фактическое использование, обезвреживание, размещение отходов, а также их передача другим хозяйствующим субъектам за период с ____ по ____» технического отчета по обращению с отходами указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV класса опасности .

    Согласно п. 18 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014), в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (приложение № 3) указываются дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности и наименование органа, выдавшего эту лицензию.

    На основании пп. 11 и 12 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (в ред. от 09.12.2010), юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны:

    Указать в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность) дату выдачи и номер документа, подтверждающего наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя, которым в отчетном периоде были переданы отходы, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (далее — лицензия) (при передаче отходов I-IV класса опасности);
    .в приложения к отчетности включить копии документов, подтверждающих наличие лицензии и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I-IV класса опасности.

    Принимая во внимание верховенство федеральных законов (ст. 4 Конституции Российской Федерации), указанные выше нормативные правовые акты должны применяться только в части, не противоречащей федеральным законам, или могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации.

    ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

    Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

    Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в Гражданском кодексе. Также необходимо установить технические требования к работам (услугам) (техническое задание) и обязательно включить в договорные обязанности контрагента обеспечение выполнения требований в области обращения с отходами.

    Общие требования в области охраны окружающей среды, которые должны соблюдать строительные подрядчики, сформулированы непосредственно в Гражданском кодексе:

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ

    1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
    Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
    2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

    Общие экологические требования к строительным подрядчикам, другим подрядчикам и поставщикам услуг, а также их ответственность за нарушения природоохранного законодательства (в т.ч. в области обращения с отходами) могут (и, вероятно, должны быть) отражены в договорах подряда или поставки услуг.

    Например, при оформлении договоров строительного подряда, подряда на реконструкцию, техническое перевооружение, ремонты и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений, включая поставку и монтаж оборудования, уборку и благоустройство территории и т.д., подрядчику (поставщику) могут вменяться следующие обязанности:
    .в случае применения контролирующими органами штрафных санкций к заказчику по фактам нарушений требований в области обращения с отходами, их размещения в непредназначенных для этих целей местах, произошедших по вине подрядчика, возмещать заказчику расходы на уплату таких штрафов в течение 10 банковских дней (или другого срока) с даты получения соответствующего письменного требования;
    .своими силами обеспечивать складирование отходов, образующихся в процессе выполнения работ, в местах, указанных заказчиком;
    .за свой счет организовывать погрузку-разгрузку, транспортирование и передачу отходов, образовавшихся в процессе выполнения работ, в места их захоронения или специализированным организациям для их утилизации, обработки, обезвреживания, размещения.

    В случае нарушения подрядчиком и его работниками требований в области обращения с отходами (если договором предусмотрена их фиксация в акте, который подписывается ответственными работниками предприятия) в отношении подрядчика в договоре может быть установлена ответственность в виде уплаты штрафа в размере, например, 100 000 руб. за каждый случай нарушения с увеличением указанной суммы, например, на 100 % по отношению к предыдущему случаю за каждое последующее нарушение (в т.ч. за нарушение указанных требований субподрядчиками и их работниками).

    Дополнительная конкретизация общих экологических требований в отношении обращения с отходами возможна в техническом задании (технических условиях) к договорам подряда или поставки услуг (выполнения работ).

    Например, в обязанности подрядчика (поставщика услуг) при выполнении работ на территории предприятия или в зоне его ответственности могут быть включены следующие обязанности:
    .строго соблюдать установленный порядок обращения с отходами , Инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
    .осуществлять уборку территории в месте выполнения работ или оказания услуг, ежедневно удалять отходы из мест их образования в места накопления, установленные на Карте-схеме мест накопления отходов на территории предприятия и предоставленные предприятием подрядчику для использования в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
    .обеспечивать обращение с горючими отходами в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в ред. от 06.03.2015);
    .своевременно (с соблюдением установленных периодичности или срока) осуществлять погрузку-выгрузку, транспортирование и передачу отходов для утилизации, обработки, обезвреживания или — в пределах установленных для предприятия лимитов — размещения отходов на объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО;
    .осуществлять погрузку-выгрузку, вывоз и передачу собственных отходов, образующихся в процессе выполнения работ на территории предприятия из материалов и оборудования, принадлежащих поставщику (подрядчику);
    .незамедлительно информировать ответственного исполнителя договора об изменении условий образования отходов, увеличении их количества или образовании видов отходов, не предусмотренных в ПНООЛР подразделения предприятия.

    Особое значение имеют договоры возмездного оказания услуг в отношении сбора, транспортирования, утилизации, обработки, обезвреживания и размещения отходов с фактическим или потенциально возможным загрязнением земель (в т.ч. лесного фонда) или водных объектов. Применительно к таким договорам наиболее перспективным является передача подрядчику (поставщику услуг) права собственности (если это возможно) на отходы, поскольку после удаления отходов со своей территории предприятие практически утрачивает контроль за соблюдением требований в области обращения с этими отходами, но не утрачивает, оставаясь собственником отходов, ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с ними.

    В случае невозможности передачи права собственности на отходы подрядчику (например, по причине его возможного отказа принимать право собственности при отсутствии альтернатив приобретения аналогичных услуг у других подрядчиков или полного отсутствия таких подрядчиков в конкретном регионе) чрезвычайно важно установление ответственности подрядчика (поставщика услуг) по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушением требований в области обращения с отходами по вине подрядчика, предъявляемым органами надзора (в т.ч. прокурорского) предприятию-заказчику услуг, являющемуся собственником отходов. Формально такие иски могут быть обжалованы в суде и в отсутствие соответствующих положений в договоре, но спорные вопросы решаются более успешно, если изначально права и обязанности сторон (в т.ч. в отношении условий возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с отходами) установлены в договоре.

    - Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14-28 ( В том числе транспортировки лома и отходов цветных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления.

    Обратите внимание: п. 23 указанных Правил, согласно которому заключение договора на перевозку лома и отходов цветных металлов осуществляется транспортной организацией только с собственником лома и отходов цветных металлов, признан недействительным и не порождающим правовых последствий решением Верховного Суда РФ от 18.10.2001 № ГКПИ 2001-1207, 1238, 1262.

    Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287, понятие «заготовка» относится только к приобретенному на возмездной или безвозмездной основе металлолому. Обратите внимание, что к приобретенному на безвозмездной основе металлолому, вероятно, можно отнести и лом, оставшийся у подрядчика при замене труб, право собственности на который принадлежит собственнику труб, а не подрядной организации, производившей их замену. В связи с этим следует тщательно следить за тем, чтобы у предприятия (организации) не было приобретенного («чужого») металлолома при отсутствии соответствующей лицензии.

    Применительно к лому и отходам черных и цветных металлов, которые на большинстве предприятий (за исключением металлургического и литейного производств) образуются из использованного и списанного оборудования (изделий, конструкций), основными документами, подтверждающими право собственности на указанные лом и отходы в момент их образования, являются бухгалтерские документы о списании такого оборудования.

    К отношениям собственности на отходы применима также ст. 536 ГК РФ, согласно ч. 3 которой договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором, однако эта статья не имеет существенного отношения к охране окружающей среды.



    Поделиться