Энергоснабжающая организация в ряде случаев имеет право отказаться от исполнения договора. Расторжение договоров тепло- и энергоснабжения: четкий инструктаж Односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения


Особые правила прекращения договорных обязанностей с энергоснабжающей компанией содержатся в регламенте . В упомянутом законодательном акте регламентировано, что расторжение договора о энергоснабжении возможно по инициативе поставщика энергоснабжения либо по желанию потребителя. Обычно это стандартная процедура прописанная в законе, но следует разобраться во всевозможных нюансах расторжения данных контрактов.

Особенности процедуры

Для прекращения соглашения о энергоснабжении требуются определенные условия. Они правомерны и легко решаемы, если потребитель — физическое лицо и он же выступает инициатором. В таком случае договор расторгается без согласия энергоснабжающей компании, но при наличии оснований. Расторжение договора невозможно при наличии долга за израсходованную энергию.

Расторгнуть договор с энергоснабжающей компанией будет сложнее, если потребитель — юридическое лицо. Действие договора аннулируется лишь в случае нарушения одной из сторон правовых обязательств, прописанных в контракте, и предоставления доказательств нарушения в судебную инстанцию. В одностороннем порядке расторгаются правовые обязательства с энергоснабжающими компаниями, которые несвоевременно, либо вовсе не оповестили потребителей об остановке оказания услуги электроснабжения, что вероятно только в аварийной ситуации.

Расторжение договора энергоснабжения по инициативе потребителя

Поставщик энергоснабжающей компании не имеет законного права на расторжение договора электроснабжения с физическим лицом. Потребитель — физическое лицо, выступив инициатором, вправе аннулировать контракт энергоснабжения в одностороннем порядке и без судебного заключения. Руководствуясь законодательством России, а именно , юридическое расторжение договоренности с энергоснабжающей компанией происходит в строго установленном порядке.

На первом этапе физическое лицо оплачивает долг за израсходованные ресурсы. Для этого следует обратиться в энергоснабжающую организацию с письменным прошением о произведении расчета. Далее истцом в произвольной форме составляется заявление с требованием прекратить договорные отношения с поставщиком энергетических ресурсов. В обязательном порядке указываются причины расторжения договора, которые должны быть четко аргументированы. К заявлению крепится копия чека о погашении долговой квитанции.

Договор энергоснабжения считается ничтожным после того, как сотрудник, имеющий соответствующие полномочия в энергоснабжающей компании, поставит дату в день принятия заявления. При наличии у сторон претензий, касающихся оплаты, следует обращаться в судебную инстанцию, где спор разрешится учитывая положения законодательных норм.

Как расторгнуть соглашение по инициативе энергоснабжающей компании?

У компании, оказывающей услуги энергоснабжения, нет прав для прекращения подачи энергетических ресурсов гражданам. Расторжение договора энергоснабжения в одностороннем порядке поставщиком законно лишь в случае, когда потребитель — юридическое лицо.

Отказ от договорных отношений можно реализовать исключительно на основании двух пунктов:


  • потребитель многократно отступает от указанной в договоре даты внесения платежа, за израсходованные ресурсы;
  • юридическое лицо не осуществляет выборку электроэнергии, что не соответствует пункту, прописанному в приложении к договору о поставке электроэнергии.

По инициативе юридического лица

Для расторжения такого договора, требуются весомые основания:

  • подключение организацией-потребителем автономного режима электроснабжения;
  • смена адреса организации юридического лица.

Обладая одним из вышеперечисленных оснований для расторжения контракта, юридическим лицом направляется письменное прошение о прекращении оказания услуг энергоснабжающей компанией. После того, как представитель энергоснабжающей организации рассмотрит и подпишет предоставленный документ, истец в кратчайшие сроки должен подать следующую документацию:

  • квитанцию об оплате задолженности перед поставщиком;
  • документ, свидетельствующий о том, что недвижимый объект, в который ранее поступали энергетические ресурсы, находится в собственности истца;
  • акт, подтверждающий окончание потребления электроэнергии, составленный при помощи уполномоченного сотрудника электроснабжающей компании.

Как аннулировать соглашение с юридическим лицом по инициативе поставщика?

Энергоснабжающая компания имеет право аннулировать соглашение о поставке теплоснабжения с юридическим лицом по собственной инициативе, соблюдая пункты, содержащиеся в :

  • у поставщика теплоснабжения в ассортименте нет требуемой аппаратуры, которую требуется установить потребителю;
  • потребитель не аргументированно отказывается от установки надлежащей аппаратуры, требуемой для обеспечения теплоснабжения, либо не желает производить оплату за уже установленную технику;
  • потребитель не предоставляет документацию отгрузочной разнарядки в сроки, предусмотренные договором о теплоснабжении.

Договор, заключенный между поставщиком теплоснабжения и юридическим лицом, возможно также аннулировать и по другим причинам с помощью судебной инстанции.

Образец уведомления

Верховным судом РФ было вынесено решение № АКПИ16-1333 по административному исковому заявлению о признании частично недействующим абзаца первого пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Административный истец оспаривал положения указанного нормативного правового акта, которые предположительно не соответствуют пункту 2 статьи 328, пункту 1 статьи 523, абзацу 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ, пункту 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и нарушают право истца (организация) на прекращение обязательства при неисполнении встречных обязательств недобросовестным контрагентом, а также нарушают баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Судья ВС РФ в решении № АКПИ16-1333 отказал в удовлетворении административного искового заявления отказать по следующим основаниям.

Правительство Российской Федерации в соответствии с статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

К полномочиям Правительства РФ статья 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» относит утверждение порядка полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии (в том числе его уровня) в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии. Данное правило распространяется также на нормы об отдельных категориях потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии, включая случаи необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.

Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство РФ постановлением от 4 мая 2012 г. № 442 утвердило Правила полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» в пункте 6 статьи 38 предусматривает установление Правительством РФ критериев, при достижении которых возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения.

Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на регулирование отношений с потребителями, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Так, первое предложение абзаца первого пункта 18 Правил полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии носит отсылочный характер и предусматривает, что в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 названных Правил. Второе предложение абзаца первого данного пункта Правил запрещает введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 328, 523, 546 Гражданского кодекса РФ признаны ВС РФ несостоятельными.

Пункт 2 статьи 328 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, в случае существенного нарушения договора абонентом предусмотрено пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ

Вместе с тем в силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 раздела IV Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №АКПИ16-1333

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва

Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда Романенкова Н.С. Российской Федерации судей Верховного Суда Иваненко ЮГ. Российской Федерации Назаровой А.М. при секретаре Поляковой К.А. с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» о признании частично недействующим абзаца первого пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442,

установил:

согласно абзацу первому пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 названных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 2 статьи 328, пункту 1 статьи 523, абзацу 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и нарушают право ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» на прекращение обязательства при неисполнении встречных обязательств недобросовестным контрагентом, а также баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

В суде представители административного истца ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» Коновалов А.Н., Самойлов АС. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 17 января 2017 г. № СП-П9-173). Представители Правительства Российской Федерации Семейкин А.Ю., Смолев А.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Коновалова А.Н., Самойлова АС, Правительства Российской Федерации Семейкина А.Ю., Смолева А.Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).

К полномочиям Правительства Российской Федерации Федеральный закон «Об электроэнергетике» относит утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а 3 также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий (статья 21).

Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. № 442 утвердило Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее — Правила).

Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) — участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.

Определяя гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, Федеральный закон «Об электроэнергетике» в пункте 6 статьи 38 предусматривает установление Правительством Российской Федерации критериев, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения.

Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на регулирование отношений с потребителями, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Так, первое предложение абзаца первого пункта 18 Правил носит отсылочный характер и предусматривает, что в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 названных Правил. Второе предложение абзаца первого данного пункта Правил запрещает введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 328, 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

Пункт 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, в случае существенного 4 нарушения договора абонентом предусмотрено пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации

Вместе с тем в силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила § 6 главы 30 раздела IV Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Аналогичное положение закреплено в пункте 4 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», согласно которому отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

В пункте 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, определены иные, нежели в статье 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания одностороннего отказа от исполнения договора в сфере электроэнергетики.

Данные нормы Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии были предметом судебного контроля и признаны соответствующими действующему законодательству Российской Федерации (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 г. по делу № ВАС-1600/13).

Ссылки административного истца на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27 октября 2016 г. по делу А36-538/2015 по иску публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» к открытому акционерному обществу «Липецкая энергосбытовая компания» о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии не могут служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку не лишают ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» возможности обратиться к другим законным средствам защиты своих прав.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» о признании 5 частично недействующим абзаца первого пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, отказать. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме. председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации судьи Верховного Суда Российской Федерации НС. Романенков Ю.Г. Иваненко А.М. Назарова



Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения регламентирован Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения).

Потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, предусмотренные пунктом 34 Основных положений.
Пунктом 32 Основных положений предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения. В случае, если заявителем представлены все обязательные сведения для заключения договора энергоснабжения, предусмотренные пунктом 34 Основных положений, а также отсутствуют основания для отказа от заключения договора, гарантирующий поставщик не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения.

Пунктом 53 Основных положений предусмотрены основания для одностороннего отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения, при этом смена собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор энергоснабжения не является основанием для одностороннего расторжения договора энергоснабжения со стороны гарантирующего поставщика.
Однако необходимо отметить, что согласно пункту 28 Основных положений в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Расторжение договора энергоснабжения по инициативе гарантирующего поставщика в связи с утратой права собственности на энергопринимающие устройства, по мнению ФАС России возможно при выполнении одновременно следующих условий:

1) потребитель, с которым у гарантирующего поставщика заключен договор энергоснабжения, утратил право собственности на энергопринимающее устройство, электроснабжение которого обеспечивалось в рамках данного договора, при этом отказ исполнения от договора энергоснабжения потребителем не направлен.
2) в отношении данного энергопринимающего устройства новым собственником направлено предложение о заключении договора энергоснабжения, гарантирующий поставщик обязан направить новому собственнику подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения, а также расторгнуть договор энергоснабжения с предыдущим владельцем энергопринимающих устройств с даты вступления в силу договора энергоснабжения, заключенного с новым собственником.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Таким образом, в случае расторжения договора энергоснабжения предыдущий собственник энергопринимающих устройств обязан оплатить стоимость потребленной электрической энергии.

1. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом — юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

3. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Комментарий к Ст. 546 ГК РФ

1. К отношениям по изменению и расторжению договора энергоснабжения помимо правил комментируемой статьи подлежат применению общие правила гл. 29 ГК РФ об изменении и расторжении договоров.

По общему правилу энергоснабжения возможны по соглашению сторон. При недостижении соответствующего соглашения договор энергоснабжения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию одной из сторон только в двух случаях.

Во-первых, при существенном нарушении договора другой стороной (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК). При этом существенным признается такое нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны ущерб, из-за которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Во-вторых, в случаях, предусмотренных законом или договором (подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК). Поскольку договор энергоснабжения, абонентом по которому выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, является договором присоединения (см. комментарий к ст. 540 ГК), таким случаем может считаться установленное п. 2 ст. 428 ГК РФ право присоединившейся к договору стороны потребовать расторжения или изменения договора. Гражданин-потребитель может заявить указанное требование при условии, что договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает такого потребителя прав, обычно предоставляемых по договорам энергоснабжения, исключает или ограничивает ответственность энергоснабжающей организации за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившегося к договору энергоснабжения гражданина-потребителя условия, которые он исходя из своих разумно понимаемых интересов не принял бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий договора.

2. От требования одной из сторон об изменении или расторжении договора в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК) следует отличать односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (п. 3 ст. 450 ГК). Такой отказ реализуется без обращения в суд, и договор считается соответственно расторгнутым или измененным в силу самого факта заявления о полном или частичном отказе от исполнения договора.

По общему правилу, распространяющемуся на договор энергоснабжения, договор считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (п. 4 ст. 523 ГК).

Применительно к договору энергоснабжения возможность одностороннего отказа от его исполнения полностью или частично установлена комментируемой статьей. При этом условия одностороннего отказа со стороны абонента предусмотрены абз. 1 п. 1, а со стороны энергоснабжающей организации — абз. 2 п. 1, п. п. 2 и 3 комментируемой статьи.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, такой абонент вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения (расторгнуть договор в одностороннем порядке) в любое время по своему усмотрению. Закон не обусловливает указанное право гражданина-потребителя ни нарушениями договора со стороны энергоснабжающей организации, ни какими бы то ни было иными неблагоприятными для абонента последствиями, связанными с исполнением договора. Абонент обязан лишь уведомить энергоснабжающую организацию об одностороннем расторжении договора и полностью оплатить использованную энергию (абз. 1 п. 1 комментируемой статьи).

Закон не устанавливает срока уведомления абонентом энергоснабжающей организации о предстоящем расторжении договора, однако п. 29 Примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей (приложение N 5 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530) предусматривается, что потребитель обязан уведомить энергоснабжающую организацию о намерении расторгнуть договор не менее чем за 30 дней до даты предполагаемого расторжения.

Возможность одностороннего отказа от исполнения (расторжения в одностороннем порядке) договора энергоснабжения со стороны абонента в случаях, когда абонентами выступают юридические лица либо граждане, использующие энергию в предпринимательской деятельности, комментируемой статьей не предусмотрена.

3. Особенностью регулирования одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения со стороны энергоснабжающей организации является установление как общего правила о полном или частичном отказе от исполнения договора, когда договор считается соответственно расторгнутым или измененным (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи), так и специальных правил об одностороннем перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии, что отвечает признакам одностороннего изменения соответствующих условий договора энергоснабжения (п. п. 2 и 3 комментируемой статьи).

Из абз. 2 п. 1 комментируемой статьи следует, что энергоснабжающая организация вправе полностью или частично отказаться от исполнения договора энергоснабжения, абонентом по которому выступает юридическое лицо, только в случае существенного нарушения таким абонентом условий договора, выразившегося в неоднократном нарушении сроков оплаты поданной энергоснабжающей организацией энергии (п. 3 ст. 523 ГК). С учетом содержащегося в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи ограничения субъектного состава лиц, имеющих право на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения, а также технологических особенностей энергоснабжения, заключающихся в неразрывности процессов подачи и потребления энергии, отсылка ко всем правилам ст. 523 ГК РФ представляется избыточной. Правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения и одностороннее изменение его условий в случае существенного нарушения условий договора наделена только одна из сторон — энергоснабжающая организация, а невыборка товара неприменима к договору энергоснабжения.

Из комментируемой нормы также следует, что неоднократное нарушение сроков оплаты энергии гражданином, использующим энергию для бытового потребления, не является основанием для одностороннего отказа энергоснабжающей организации от договора энергоснабжения.

4. Кроме того, в отличие от права поставщика на односторонний отказ от исполнения договора поставки в случае неоднократного нарушения покупателем сроков оплаты товаров (п. 3 ст. 523 ГК), соответствующее право энергоснабжающей организации на односторонний отказ от договора энергоснабжения не является безусловным, поскольку из абз. 2 п. 1 комментируемой статьи следует, что законом или иными правовыми актами из этого правила могут быть установлены исключения.

Ранее действовавшими правовыми актами Правительства РФ утверждались перечни стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, в отношении которых не допускалось ограничение или прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов (см. Постановления Правительства РФ от 28 января 1997 г. N 74; от 17 июня 1998 г. N 601).

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 утвержден Перечень потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства и ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается (приложение N 6 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики). К указанным потребителям относятся объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи, государственные учреждения ветеринарии, объекты водоснабжения и канализации, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий, метрополитен, воинские части Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФСО России, исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы, объекты ФСБ России, МВД России, ФСО России, СВР России, Главного управления специальных программ Президента РФ, федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами, объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ, питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной безопасности объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

В силу п. 168 названных Правил в отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения.

Кроме того, устойчивость энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций — потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятий, учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы), в настоящее время достигается установлением особых условий подачи указанных энергетических ресурсов и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в договоры энергоснабжения, заключаемые энергоснабжающими организациями с такими организациями независимо от организационно-правовой формы (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364).

Так, в раздел «Обязательства сторон» договоров энергоснабжения, заключаемых с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями, обеспечивающими безопасность государства, подлежит включению условие об обязанности энергоснабжающей организации не производить ограничения подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

5. По общему правилу (абз. 1 п. 2 комментируемой статьи) перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением установленных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи трех случаев, когда энергоснабжающей организации предоставляется право на односторонний перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии. По своей правовой природе указанные действия по существу означают одностороннее изменение энергоснабжающей организацией соответствующих условий договора. Действия по перерыву в подаче, прекращению или ограничению подачи энергии, осуществленные энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке по иным (не предусмотренным комментируемой статьей) основаниям, означают неисполнение или ненадлежащее исполнение ею своих обязательств по договору энергоснабжения и влекут ответственность, установленную ст. 547 ГК РФ.

Правило абз. 1 п. 2 комментируемой статьи судебной практикой понимается и применяется ограничительно как недопускающее установления по соглашению сторон дополнительных, не предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи оснований для временного прекращения или ограничения объемов подачи энергии (Постановление Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2009 г. N 4550/09 по делу N А40-14049/08-62-113).

К упомянутым основаниям, когда закон допускает односторонние действия энергоснабжающей организации, относятся следующие:

во-первых, энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке (без согласования с абонентом) прервать, прекратить или ограничить подачу энергии абоненту в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии (п. 3 комментируемой статьи). При этом энергоснабжающая организация вправе не предупреждать абонента о предстоящем совершении указанных действий, но обязана немедленно уведомить абонента после их совершения;

во-вторых, энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке прервать, прекратить или ограничить подачу энергии абоненту в случае, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан (абз. 1 п. 2 комментируемой статьи). В этом случае энергоснабжающая организация обязана до совершения соответствующих действий предупредить абонента о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии;

в-третьих, энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке (без согласования с абонентом) прервать подачу, прекратить или ограничить подачу энергии абоненту — юридическому лицу в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (абз. 2 п. 2 комментируемой статьи). При этом энергоснабжающая организация также обязана до совершения соответствующих действий предупредить абонента о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии.

Приведенное правило введено в комментируемую статью Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ и во многом совпадает с условием одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения, предусмотренным абз. 2 п. 1 комментируемой статьи: и в том и в другом случае допускается односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения с абонентом — юридическим лицом при нарушении таким абонентом обязательств по оплате энергии. Однако в силу абз. 2 п. 1 комментируемой статьи основанием одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения является неоднократное нарушение абонентом сроков оплаты энергии, относящееся в силу ст. 523 ГК РФ к существенным нарушениям договора, тогда как введенное названным законом право энергоснабжающей организации на односторонние действия по перерыву, прекращению или ограничению подачи энергии обусловлено любым нарушением абонентом своих обязательств по оплате энергии.

Как следует из п. 78 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, организации, имеющие статус гарантирующего поставщика, вправе инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа. Применительно к иным видам энергии подобные уточнения степени нарушения абонентом своих обязательств по оплате энергии, дающей энергоснабжающей организации право на односторонний перерыв, прекращение или ограничение подачи энергии, в действующем законодательстве отсутствуют.

Правомерность наделения абз. 2 п. 2 комментируемой статьи энергоснабжающей организации правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения в отсутствие четких критериев, обусловливающих степень нарушения абонентом своих обязанностей, обоснованно подвергается в литературе сомнению и резонно оценивается как защита исключительно интересов энергоснабжающих организаций в ущерб общественным интересам.

———————————
См.: Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006; Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии // Договоры в предпринимательской деятельности / Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут, 2008 (§ 8 гл. 3; автор — В.В. Витрянский).

6. Несмотря на то что ссылка на необходимость соблюдения установленного законом или иными правовыми актами порядка прекращения или ограничения подачи энергии применяется только к одному из оснований одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения (абз. 2 п. 2 комментируемой статьи), указанный порядок подлежит применению ко всем случаям прекращения или ограничения подачи энергии независимо от того, осуществляются названные действия энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке или по согласованию с абонентом.

В настоящее время в отношении снабжения электрической энергией указанный порядок регулируется п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и разд. XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, в отношении снабжения тепловой энергией — гл. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1, в отношении холодного водоснабжения — разд. VII Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, а в отношении электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения граждан-потребителей в рамках соответствующих коммунальных услуг — разд. X Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.

Договор электроснабжения по умолчанию заключается на неопределенный срок. Если он заключен на указанный в договоре срок, и ни одна из сторон до его прекращения не заявила об отказе от договора, он автоматически продлевается на прежних условия, если в самом договоре не указано иное.

Если в договоре электроснабжения абонентом является физическое лицо , использующее электричество в быту, оно может односторонне расторгнуть договор. Предварительно оно обязано уведомить о намерении расторгнуть договор энергоснабжающую организацию и полностью оплатить задолженность перед ней. При этом оно может отказаться от оплаты поставленной электроэнергии не соответствующего договору уровня качества.

Алгоритм действия

Проще всего договор электроснабжения прекращается соглашением сторон. Возможно и одностороннее расторжение. Если абонентом является гражданин, он сначала берет в энергопоставляющей организации счет за уже поставленную электроэнергию и оплачивает ее. Затем пишет заявление в эту организацию с требованием расторгнуть договор энергоснабжения. К заявлению прилагается копия квитанции об оплате . На копии заявления делается отметка представителя организации о времени получении заявления. С этого момента договор прекращается. Взаимные претензии по оплате стороны могут выяснять в суде.

Электроснабжающая организация не может в одностороннем порядке отказаться поставлять гражданину электроэнергию для бытовых нужд (в объемах и параметрах, установленных техническими нормами для этой цели), поскольку это противоречит требованиям четвертого пункта статьи третьей ЖК. В случае неисправности электроприборов у абонента она вправе приостановить поставку электроэнергии до устранения выявленных нарушений.

При неоплате абонентом счетов энергетической компании , она обязана добиваться внесения оплаты по суду. Однако электроэнергия должна подаваться абоненту, поскольку требования ЖК имеют большую силу, чем требования ГК.

При одностороннем прекращении договора электроснабжения абонентом — юридическим лицом или предпринимателем, последний обязан выставить претензии к энергоснабжающей организации и потребовать устранить нарушения договора в разумные сроки. В числе претензий может быть также неприемлемость обременительных условий договора (ст. 428-я ГК ). Абонент вправе по суду требовать приведения деятельности поставщика электроэнергии к установленным государством нормам и (или) расторжения договора.

Электроснабжающая компания вправе прекратить поставлять электроэнергию юридическому лицу или предпринимателю при неоплате ими в срок поставок электроэнергии. Абоненту выставляется претензия о неоплате , в случае неудовлетворения ее в срок, оговоренный договором, или неполучения ответа абонент может быть отключен.

При отсутствии в договоре такого указания сроком удовлетворения претензий считаются 30 дней.

При наличии у энергоснабжающей организации претензий к абоненту по статьям 450-й, 451-й, 452-й, 453-й ГК расторгнуть договор она вправе только по соглашению сторон или по суду. Для этого создается комиссия с участием представителей «Энергонадзора», выявленные у абонента нарушения документируются, вставляется иск, наличие нарушений, их существенность, отсутствие неприемлемых обременений, не известных абоненту до заключения договора, доказывается в суде. Решение суда выполняется в порядке исполнительного производства.

Вы можете сравнить описанный алгоритм с тем, каков .

Теплоснабжение

Отличия порядков расторжения

Все правила, установленные для прекращения договора электроснабжения, применяются к договорам теплоснабжения с одной существенной поправкой. Физлицо, живущее в многоквартирном доме или общежитии, стороной такого договора являться не может. Его интересы перед энергоснабжающей компанией представляет ТСЖ или коммунальная организация в качестве стороны договора. Фактически ТСЖ или коммунальная организация может расторгнуть договор с энергоснабжающей организацией только в случае, если одновременно обеспечит заключение аналогичного или более выгодного договора с другой компанией энергосбыта.

Конечный потребитель – жилец дома – не может самостоятельно расторгнуть или изменить договор . Он несет полную ответственность за состояние обогревательных приборов в своей квартире (комнате), не может самостоятельно ни увеличить количество потребляемой энергии, ни уменьшить ее.

Согласно нормам, в обогреваемых помещениях жилых домов должна постоянно поддерживаться температура не ниже 12 градусов. При умышленном или по бесхозяйственности неоднократном или длительном нарушении условий обогрева помещений из-за повреждения или неиспользования отопительных приборов местное самоуправление вправе требовать выселения собственника с продажей квартиры с торгов. Есть речь идёт об арендуемом помещении, то последует .

Гражданин, проживающий в индивидуальном доме, может расторгнуть договор с поставщиком энергии согласно статье 546-й ГК. Однако, если он не обеспечит в дальнейшем отопления собственного дома альтернативным способом, могут возникнуть проблемы с признанием такого помещения жильем с вытекающей из этого проблемой регистрации жильцов в таком помещении.

Порядок действий


На практике вам также может пригодиться уведомление о расторжении договора аренды, которое вы можете найти .

Основные шаги, условия, основания, последствия

Договор поставки теплоэнергии не может быть расторгнут без надлежащего уведомления поставщика в соответствии с Правилами недискриминационности, устанавливаемыми Правительством РФ для данного рынка. Договор поставок тепла заключается на срок не меньше 3 лет с установлением долгосрочных тарифов или формулы цены на весть период его действия.

В договоре должно быть также оговорено право потребителя перейти к другому поставщику или на децентрализованное теплоснабжение, выполнив все условия оплаты и расторжения договора; установлены санкции за досрочное расторжение; возможность/невозможность пролонгации договора; ответственность сторон за его соблюдение.

Собственник квартиры в многоквартирном доме или гражданин, живущий в нем по договору соцнайма, технически может с разрешения МЧС установить в своем жилище обогревающее устройство, основанное на иных принципах, чем применяются для обогрева всего дома. Такие устройства (газовые колонки, котлы, электрообогреватели различных конструкций, кондиционеры, камины, инфракрасные излучатели и т.д.) широко представлены в рознице и в ассортименте сервисных организаций.

Однако от оплаты услуг теплоснабжения в общем порядке, установленном для жильцов дома, установка таких устройств не освобождает. Кроме того, такие приборы в повышенном объеме потребляют ресурсы другого вида (электроэнергию, газ), могут требовать устройства дополнительной вентиляции. Если плата за данные ресурсы в доме начисляется по среднему , ТСЖ, коммунальная организация может потребовать повышения платы за них. А если при одновременной установке в нескольких квартирах выявится, что подобные устройства создают перегрузку электрических, газовых сетей, угрозу соседям – и вовсе запретить их использование.

Если договор расторгается из-за изменения обстоятельств, суд должен ставить цель справедливо разделить возникшие в связи с этим повышенные расходы.

Сравните это с тем, как происходит , когда к делу подключается суд.

Если расторжение договора способно нанести вред общественным интересам, суд в порядке исключения может потребовать изменить условия договора.

Заключение

Соблюдение договоров энергоснабжения – условие нормальной жизни людей. Из-за климатических условий нашей страны государство не может отказаться от жесткого контроля в данной сфере.

Неправомерное расторжение таких договоров может принести серьезный ущерб нормальной жизни граждан, стабильной работе предприятий. Поэтому очень важно неукоснительно соблюдать все нюансы таких действий, предвидеть и своевременно устранять их негативные последствия.



Поделиться