Закон о засекречивании доходов чиновников. Госдума позволила фсо засекречивать данные об имуществе чиновников. Создается реестр коррупционеров

Госдума в четверг приняла во втором чтении пакет поправок в закон о государственной охране, которые позволяют засекречивать персональные данные охраняемых лиц и информацию о членах их семей.

Законопроект был внесен в Госдуму президентом в феврале и изначально ничего подобного не предусматривал. Но ко второму чтению в документе появился пункт 14.1: обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с их согласия и (или) с согласия органов государственной охраны, за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию по федеральным законам. Автор этой поправки – председатель комитета по безопасности Василий Пискарев – считает, что в ней нет ничего принципиально нового: просто предусмотрели стандартные меры госзащиты для судей, у которых до сих пор таких гарантий не было.

Поправки означают, что из всех публичных реестров – ГИБДД, Росреестра, ЕГРЮЛ, ФССП, ФНС и т. п. – может быть исключена любая информация о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, председателях Следственного комитета, обеих палат парламента, Верховного и Конституционного судов и членах их семей, говорит замдиректора «Трансперенси интернешнл Россия» Илья Шуманов. На законодательном уровне нет определения члена семьи, констатирует он, а значит, закон могут применять произвольно, исключая из публичных реестров информацию хоть о двоюродных племянниках высокопоставленных чиновников.

И это сильно сокращает возможности для антикоррупционного мониторинга высокопоставленных лиц, предупреждает Шуманов.

Под государственной охраной находятся отнюдь не только чиновники – по закону президент вправе своим решением предоставить ее другим должностным лицам и иным гражданам. Госохраной пользуется, например, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напоминает Шуманов. Полный перечень находящихся под охраной лиц – тайна.

Это не первая попытка засекретить данные, находящиеся в публичных реестрах. В 2015 г. ФСБ разместила на портале проектов нормативных правовых актов законопроект, предлагающий закрыть информацию о персональных данных владельцев недвижимости в ЕГРП, а также о владельцах водного и воздушного транспорта. Доступность таких сведений негативно отражается на применении отдельных мер по государственной защите, объясняли авторы законопроекта. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала инициативу, но в Госдуму она так и не была внесена: инициативу решили «притормозить» как минимум до избрания нового созыва Думы, говорили тогда «Ведомостям» два федеральных чиновника. К тому же законопроект ФСБ раскритиковал Минюст, настаивавший, что такое нововведение ставит под угрозу сложившуюся систему защиты права собственности.

Распространенный прием, когда в виде поправок ко второму чтению в законопроекты вносятся концептуально новые положения, говорит бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Происходит все стремительно, буквально в режиме спецоперации, иногда законопроект вносится в повестку уже в ходе пленарного заседания, прямо с голоса, вспоминает он: выясняется, что заключение профильного комитета было получено накануне путем письменного опроса депутатов. Смысл такого приема – в том, чтобы не оставить времени на обсуждение инициативы, ее и изучить-то толком не успевают, говорит Гудков, именно таким образом появился закон о запрете усыновления российских детей гражданами США.

На самом деле данные об имуществе крупных чиновников уже давно вымарывают из реестров, сетует Георгий Албуров из Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Например, из документов Росреестра исчезли имена сыновей генпрокурора Юрия Чайки, дочери министра обороны Сергея Шойгу, данные о владельцах имения секретаря Совета безопасности Николая Патрушева в Серебряном бору. Даже несчастная квартира в 50 кв. м, которая была записана за Кириллом Шамаловым (СМИ называли его зятем Путина. – «Ведомости»), теперь принадлежит «физическому лицу».

Никаких законных оснований удалять данные о собственниках из базы Росреестра нет, но во всех исковых заявлениях к нему с требованием предоставить информацию суды ФБК отказывали, вспоминает Албуров, со ссылкой на то, что интересы заявителей не затронуты. Данные о квартирах высокопоставленных чиновников у ФБК уже собраны, продолжает он, а новые крупные объекты недвижимости на рынке заметны, их нетрудно отследить и сравнить метраж проданной квартиры с данными, которые появляются в декларациях чиновников.

Госдума приняла в третьем чтении поправки, расширяющие полномочия Федеральной службы охраны (ФСО). Поправки разрешают засекречивать персональные данные находящихся под охраной лиц и членов их семей. Кроме того, закон позволит ФСО безвозмездно использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские, речные порты, а также получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения.


Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в ряд законов, расширяющих полномочия Федеральной службы охраны. В частности, ФСО будет предоставлено право принимать меры для защиты персональных данных охраняемых службой лиц и ограничивать движение на тех трассах, где они проезжают. Напомним, согласно российскому законодательству государственная охрана предоставляется президенту, премьер-министру, председателям Совета федерации, Госдумы, Следственного комитета, Конституционного и Верховного судов России и генпрокурору. Кроме того, по решению президента охрану могут предоставить членам Совета федерации, депутатам Госдумы, федеральным госслужащим. Теперь обработка персональных данных охраняемых лиц будет проводиться с их согласия и с разрешения органов госохраны. Исключение составят данные, которые подлежат опубликованию или раскрытию в соответствии с федеральными законами.

Законопроект был внесен в Госдуму в феврале президентом Владимиром Путиным, однако поправка о персональных данных появилась только ко второму чтению 15 июня. За расширение полномочий ФСО высказались 377 депутатов, против проголосовали 36. Депутат от фракции КПРФ Алексей Куринный сообщил, что коммунисты выступили против законопроекта. В ходе третьего чтения он заявил, что закон «фактически исключает из-под общественного, журналистского контроля имущество» чиновников. Однако глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Василий Пискарев подчеркнул, что закон не повлияет на публикацию деклараций о доходах - закон защитит лишь места пребывания и проживания охраняемых лиц.

Глава Transparensy International (TI) Russia Антон Поминов соглашается с тем, что формулировка закона обязывает чиновников декларировать свое имущество.

Однако принятые поправки, по словам главы TI, помешают расследовать данные о том, что чиновники не указывают в своих декларациях.

Господин Поминов напомнил о расследовании TI в отношении вице-премьера Дмитрия Рогозина, в котором они указали его фактический адрес, хотя и не назвали номер квартиры. Позже помощники чиновника рассказали, что ФСО заставила его переехать в другое место. «Действительно есть какие-то правила безопасности, если человека охраняют. Даже я предпочитаю, чтобы никто не знал, где я живу, не говоря уж о тех, кто заправляет военными закупками. Второй момент: у них немножко стоит поперек горла деятельность по расследованию, ведь живут они все, мягко говоря, не в двушках в Бирюлеве»,- сказал “Ъ” Антон Поминов.

Партия «Яблоко» призвала Совет федерации отклонить этот закон. По заявлению Центра антикоррупционной политики партии, закон стал «реакцией государства на многочисленные гражданские антикоррупционные расследования в отношении высокопоставленных публичных должностных лиц и их окружения, включая окружение Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Игоря Сечина и других». «Вместо расследования обстоятельств их возможных правонарушений, действующие власти принимают меры, чтобы оградиться от общества, обеспечить безнаказанное использование властных полномочий в корыстных интересах. Данный закон противоречит ст. 13 Конвенции ООН "Против коррупции"»,— заявил глава Центра Сергей Митрохин.

Как писал “Ъ” 15 июня , новый закон запрещает сотрудникам ФСО раскрывать информацию о своей работе в интернете, а также дает полномочия для временного запрета движения транспорта и пешеходов на охраняемых трассах. ФСО сможет бесплатно использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские и речные порты. Закон уточняет также порядок применения сотрудниками ФСО физической силы, специальных средств и оружия. У сотрудников госохраны будет право «обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения». «При попытке лица, задерживаемого сотрудником органов государственной охраны с обнаженным оружием, приблизиться к сотруднику органов государственной охраны, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию сотрудник имеет право применить оружие»,- говорится в пояснительной записке к закону.

Екатерина Гробман

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень , утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни , установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

1.2. Граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 или 1.1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, отнесенные федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке , определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке , устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке , устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении, законопроект, касающийся деятельности Федеральной службы охраны (ФСО). В частности, документ позволит засекретить персональные данные лиц, находящихся под надзором ФСО, а также членов их семей. Отмечается, что к персональным данным относятся банковские счета, информация о недвижимости, в том числе, зарубежной. Засекречиваются также данные членов семей. При этом перечень людей, находящихся под охраной ФСО, может дополняться по распоряжению президента России. Полный список засекречен.

В беседе с НСН адвокат Игорь Трунов заявил, что принятие этого законопроекта Госдумой вызывает у него недоумение и массу вопросов:

«Каждый закон имеет определённые свойства и всё делается для чего-то. Именно с перспективой на будущее принимается тот или иной законопроект – чтобы исправить какие-то недостатки и сделать нашу жизнь лучше. И вот когда мы смотрим на те или иные законы, у нас возникает недоумение: зачем, к чему и что это нам даст? Законы пишутся на длительную перспективу. Не только нам жить с ними, но и нашим детям и внукам. Поэтому законопроект пишется не под личность», - заявил собеседник НСН.

Игорь Трунов напомнил, что контроль общественности за высшими должностным лицами – это одна из форм развитого государства с нормальной политической системой.

«Только в авторитарной системе скрывают состояние здоровья представителей власти, их имущественное состояние, их декларацию о доходах. Я, например, считаю безобразием то, что Трамп длительно время скрывал свою декларацию. Этого не должно быть в нормальном обществе. И у нас на данный момент таких проявлений нет. А вот возможность засекретить данные об имуществе высших должностных лиц - это вещь их этой категории», - подчеркнул адвокат.

По мнению эксперта, в условиях конкурентной политической системы управления государством, когда власти и партии меняются, когда система многопартийная, политик должен быть на виду.

«Международная практика говорит больше – он должен быть терпим. Практика Европейского суда говорит о том, что он должен быть терпим и к оскорбительным, беспокоящим честь и достоинство выражениям. Потому что если он выбрал себе такой род деятельности, то он должен быть готов к тому, что общество будет его проверять. Относиться с определённым недоверием и высказывать своё мнение в ярко выраженной, в том числе и оскорбительной форме», - заявил Игорь Трунов.

А для контроля со стороны общественности, по словам собеседника НСН , и создаются целые институты, среди которых, например, Общественная палата и прокуратура, надзирающая за законом.


«Поэтому, конечно, наличие касты неприкасаемых, у которых что-то засекречено и общество не может узнать, злоупотребляет ли своим служебным положением из корыстных соображений высшее должностное лицо или нет – это существенный изъян. Конституция, конечно, не регламентирует такие тривиальные вещи, как поведение того или иного чиновника, потому что это априори ясно. Это должна быть абсолютно прозрачная ситуация в части должностного лица.

Каждый из тех, кто идёт в России на выборы, должен предоставить имущественное и материальное состояние себя и своей семьи и родственников. Поэтому я думаю, что это такой неправовой закон», - резюмировал Игорь Трунов.

Добавим, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" был внесен в Госдуму в феврале президентом Владимиром Путиным. Пункт о засекречивании персональных данных появился лишь после принятия соответствующей поправки во втором чтении. Госохрану в России предоставляют главе государства, премьер-министру, главам Генпрокуратуры и Следственного комитета, спикерам Совета Федерации и Госдумы, а также председателям Конституционного и Верховного судов. ФСО также охраняет членов их семей.

1

Одним из наиболее эффективных методов профилактики коррупции в государственной сфере является ужесточение мер финансового и иного контроля к лицам, уполномоченным на выполнение государственных и других, приравненных к ним функций. В настоящее время такие меры хоть и в недостаточной степени, но все же предусмотрены в рамках действующего законодательства.

Госслужащие в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в обязательном порядке должны подавать декларацию о своих доходах имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей .

Установление такой обязанности для государственных служащих имеет целью воспрепятствовать занятию государственными служащими предпринимательской и иной, несовместимой с государственной службой деятельностью. Государство обязано знать о доходах своих чиновников и, если доходы эти несоизмеримы с реальным заработком государственного служащего, то есть все основания предполагать об их незаконном происхождении. Декларирование доходов, кроме того, способствуют своевременному и правильному налогообложению государственных служащих.

Впервые положение о декларировании доходов государственного служащего и членов его семьи, в целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране, было закреплено в указе Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществ» .

Со временем, это положение, а также порядок предоставления указанных сведений изменился, что связано с усилением антикоррупционной деятельности государства и проблемами практического характера, не позволяющими эффективно проконтролировать предоставляемые сведения. Этому не способствовало и то, что такая информация носила служебный характер, что значительно снижало потенциал данного инструмента воздействия на служащих, так как не обеспечивало обществу возможности участвовать в данном виде контроля. В печати публиковались декларации только некоторых должностных лиц государства. Однако, на сегодняшний день декларирование доходов как инструмент противодействия коррупции требует своего дальнейшего совершенствования, так как существующие правила о предоставлении декларации и механизм проверки достоверности указанных в ней сведений по - прежнему не позволяет реализовать потенциал данной меры в полном объеме.

Так, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, на которых распространяется действие статьи 8 указанного закона, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

На наш взгляд, такой контроль должен осуществляться независимым органом, а не представителем нанимателя. Таким органом может быть, например, Ассоциация юристов России, общественная палата Российской Федерации, которая создана в целях осуществления общественного контроля над деятельностью органов власти, или представители гражданского общества, специально привлекаемые для осуществления выборочной проверки представленных государственными служащими сведений, вызывающие сомнение.

Норма закона, обязывающая предоставлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах несовершеннолетних детей государственного служащего представляется нам несовершенной, так как исключает из этого перечня совершеннолетних детей государственного служащего, тем самым оставляя достаточно широкие возможности сокрытия доходов и перевода имущества и имущественных обязательств на ближайших родственников, каковыми являются совершеннолетние дети. Целесообразно расширить этот круг и за счет таких ближайших родственников как родители, братья и сестры. Обосновывается это тем, что обязанные декларировать доходы лица стремятся перевести на своих ближайших родственников фактически принадлежащее им имущество либо источники доходов. Кроме того, они протежируют своим родственникам, создают им благоприятные условия для коммерческой и иной деятельности, а отсутствие возможности осуществить проверку доходов ближайшего окружения лиц, представляющих сведения о доходах, не позволяет выявить незаконность характера такого содействия в продвижении бизнеса в силу латентного характера таких действий.

Следует обратить внимание, что в законе появилась норма о необходимости предоставления сведений о доходах не только действующими чиновниками, но и претендентами на эти должности. Однако, было бы правильным распространить данные нормы и на госчиновников, ушедших со службы. Такая обязанность должна быть увеличена до 5 лет. Повод для этого есть. Многие чиновники, едва заканчивается двухгодичный срок, с момента ухода со службы и прекращается действие требования о представлении сведений о доходах, тут же без всякого опасения обнаруживают свои припрятанные накопления, переоформляют принадлежащее им и оформленное на подставных лиц имущество. Безусловно, что информация эта не должна получить широкой огласке, и введение законодателем положения об ограничительном характере указанных сведений является справедливой. Однако при проведении проверки достоверности представляемых сведений в декларации должна быть легко доступной для проверяющих и представляться им по первому требованию в порядке, установленном законодателем.

По-прежнему остается не проработанным вопрос о взаимодействии с зарубежными организациями, в частности банковскими и кредитными учреждениями относительно счетов российских государственных служащих, а также имуществе, находящемся за границей.

Организация контроля над доходами и расходами должностных лиц должна составить одну из первоочередных и ближайших задач в организации системы общесоциального предупреждения коррупции в органах государственной и муниципальной власти, а соответственно необходимо использовать любой способ предупреждения и устранения коррупционных рисков. Следует заметить, что во всем цивилизованном мире контроль над доходами и расходами является общепринятой нормой.

Список литературы

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 21 .11.11 г. N 329-ФЗ) // Парламентская газета от 31 декабря. - 2008. - №90.

2. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 12.01.2010) // Российская газета. - 20.05.2009. - №89, (утр. силу).

Библиографическая ссылка

Дорогова Ю.А., Лоткова Е.Г. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 210-211;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30008 (дата обращения: 02.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Поделиться