Местное самоуправление формы. Формы осуществления местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления

Нестерова И.А. Формы осуществления местного самоуправления // Энциклопедия Нестеровых

Местное самоуправление является важнейшим элементом управления государством. Оно регламентируется нормами действующей Конституции РФ и локальным и федеральным законодательством.

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление регламентируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно нормам данного Закона, под местным самоуправлением принято понимать следующее:

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и /или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Местное самоуправление в Российской Федерации поступательно эволюционирует. Постоянно совершенствуется законодательство, однако остается множество проблемных аспектов, требующих безотлагательного изучения.

Формы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением местного самоуправления (далее МСУ).

Первая группа – форма непосредственной или прямой демократии. Вторая группа – формы представительной демократии – выборные и другие органы МСУ.

Ключевой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является референдум на местном уровне. Он организуется и проводится на всей территории муниципального образования. Его целью является решение наиболее важных вопросов местного значения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Участие в местном референдуме регламентировано законодательством. Так, в местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах того муниципального образования, где проводится референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. – муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Иной формой местного самоуправления считается проведение муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. К такому типу голосования относят:

  1. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
  2. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. Другими словами сход граждан сход граждан.

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей, обладающих избирательным правом .

Формы участия населения в местном самоуправлении

Формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении нашли свое отражение в Главе 5 Федерального Закона 131- ФЗ. Ранее в статье был рассмотрен референдум, как механизм реализации прав граждан. Теперь обратимся к иным формам участия населения в местном самоуправлении.

Правотворческая инициатива граждан.

С правотворческой инициативой вправе выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом МСУ или должностным лицом МСУ, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Территориальное общественное самоуправление самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Литература

  1. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
  2. Конституцией Российской Федерации
  • Формы прямого волеизъявления граждан (формы непосредственной демократии)
  • Органы местного самоуправления (в формах представительной демократии)

Формы прямого волеизъявления граждан
(формы непосредственной демократии)

Формами прямого волеизъявления граждан (формами непосредственной демократии) федеральным законодательством названы:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • собрание (сход) граждан;
  • народная правотворческая инициатива;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • территориальное общественное самоуправление.

1. Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о местных референдумах, в которых приводится примерный перечень вопросов, которые могут быть вынесены на местный референдум. К ним отнесены, в частности: устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, формы осуществления местного самоуправления, структура муниципальных органов, планы и программы развития территории.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписывает, что решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения. Законы субъектов Российской Федерации уточняют: инициатива населения оформляется инициативной группой с определенным числом членов, которая обращается в орган местного самоуправления с ходатайством о своей регистрации; в случае получения свидетельства о регистрации инициативная группа собирает подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований предусматривается разное количество подписей, необходимых для принятия решения о проведении референдума - от 5% жителей в Астрахани и Омске до 25% в Воронежской области. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить референдум, если в документах и при сборе подписей не были нарушены законы и устав муниципального образования.
Граждане участвуют в голосовании по вопросу, вынесенному на местный референдум, непосредственно и на добровольной основе. Голосование является тайным, какое-либо воздействие на свободное волеизъявление граждан не допускается.
Местные референдумы могут проводиться как для решения, так и для обсуждения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления. В связи с этим выделяются обязательные и консультативные референдумы. Результатом проведения обязательного референдума является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по важнейшим вопросам местной жизни. Как указано в законе Ивановской области "О местном референдуме в Ивановской области" 1996 г., результаты, полученные при проведении консультативного референдума, не носят обязательного характера и учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов.
2. Муниципальные выборы - демократический способ формирования органов местного самоуправления. Непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. Во многих субъектах Российской Федерации непосредственно местным населением избираются также главы местного самоуправления. В ряде регионов России главы муниципальных образований избираются представительными органами местного самоуправления.
3. Народная правотворческая инициатива - право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления, а также обязанность соответствующего органа местного самоуправления рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать (обнародовать) результаты рассмотрения. Это новая для России форма прямой демократии, которая не предусматривалась прежним законодательством о местных советах и была впервые закреплена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Фактически она означает право определенной группы граждан выступить с проектом муниципального нормативного правового акта.
Право народной правотворческой инициативы должно быть закреплено в уставе муниципального образования. Процедура осуществления этого права граждан не унифицирована. Но обычно допускается, во-первых, внесение подготовленного проекта нормативного правового акта на рассмотрение схода или собрания граждан данного муниципального образования, а во-вторых - сбор подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта и представление подписных листов в орган местного самоуправления.
4. Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Формами территориального общественного самоуправления могут выступать общие собрания (сходы), опросы населения, органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов). Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются администрацией по предложению жителей и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления
(в формах представительной демократии)

Важнейшее место в системе муниципального права занимает правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления .
Систему органов местного самоуправления составляют:
1. Представительные органы местного самоуправления - собрания представителей местного населения. Они избираются непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Этот орган может иметь различные названия, определяемые в уставе муниципального образования, - дума, совет, муниципальное собрание и т.п.
Число членов таких представительных органов в настоящее время колеблется от четырех в сельской местности до нескольких десятков человек в городах. Срок полномочий муниципальных советов также различен. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" устанавливает лишь максимальную продолжительность работы представительного органа одного созыва - 5 лет. В большинстве субъектов Российской Федерации представительные органы местного самоуправления избираются на 4 года, хотя нередки и менее продолжительные сроки. Срок полномочий члена выборного органа местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет полномочия местного самоуправления, которые вправе осуществлять только представительные органы. К ним отнесены, прежде всего, нормотворческие, финансовые, бюджетные и контрольные полномочия, такие, как:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральное законодательство допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таких случаях представительный орган может не избираться.
2. Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Обычно глава муниципального образования руководит местной администрацией, но может быть наделен и правом председательствовать на заседаниях представительного органа.
Предусматривается два возможных варианта избрания главы муниципального образования: непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Вопросы самого существования такой должности, выборов главы муниципального образования, его наименования (староста, мэр, глава города, глава района и т.д.), а также сроков полномочий решаются муниципальным образованием: либо в уставе, либо представительным органом, либо населением на референдуме.
Глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления, должен строить свою деятельность с соблюдением принципов законности, единоначалия, ответственности.
3. Администрация муниципального образования осуществляет управленческую деятельность и объединяет специализированные исполнительные органы - комитеты, департаменты, отделы, управления. Так, в большинстве муниципальных образований создаются отраслевые исполнительные органы, такие, как отдел образования, отдел здравоохранения. Администрация работает под руководством главы муниципального образования либо главы местной администрации и в соответствии с положениями об органах исполнительной власти муниципального образования, утверждаемыми либо главой муниципального образования, либо представительным органом.
Следует иметь в виду, что федеральное законодательство указывает два вида органов местного самоуправления: 1) органы, формирующиеся на основе выборов, и 2) органы, формирующиеся невыборным путем - в результате назначения, делегирования, кооптирования и т.д. Статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления устанавливают, что выборные органы обязательны. Однако не определяется точно, какие конкретно выборные муниципальные органы следует создать. В частности, допускается возможность выборов иных должностных лиц, помимо главы муниципального образования. Теоретически такими иными должностными лицами могут стать, по усмотрению муниципального образования, заместители главы администрации, руководители административных подразделений, например отделов социальной защиты населения.

18.2. Формы местного самоуправления

Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, поэтому народовластие на этом уровне может осуществляться в двух основных формах: непосредственно и опосредованно (схема 18).

Схема 18. Формы осуществления местного самоуправления.


Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления (и участия населения в осуществлении местного самоуправления) являются:

местный референдум;

муниципальные выборы;

голосование населения муниципального образования по некоторым вопросам местного значения (по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления; по вопросу изменения границ муниципального образования; по вопросу преобразования муниципального образования);

сход граждан. Данная форма применяется в небольших по численности населения (не более 100 человек) муниципальных образованиях, при этом сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления;

правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией группой граждан определенной численности права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);

территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения: в пределах территории подъезда, дома, группы домов, микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, и т. п.);

публичные слушания (могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);

собрания граждан (могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);

конференция граждан (собрание делегатов) – осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;

опрос граждан (проводится на всей территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти (при этом результаты опроса носят рекомендательный характер));

индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления (по существу обращения должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ в течение одного месяца);

иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

представительный орган местного самоуправления;

главу муниципального образования;

местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Кроме того, могут образовываться контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума и голосования по отдельным вопросам местного значения представительным органом местного самоуправления (на основе предложений избирателей, политических партий, общественных объединений, региональной избирательной комиссии) может формироваться избирательная комиссия муниципального образования, положение которой в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта РФ и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, хурал, собрание старост, муниципальное собрание, волостное управление, комитет самоуправления и т. п.) численностью от 7 до 35 человек может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений (на паритетных началах), входящих в состав муниципального района. Как отмечалось, в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться сходом граждан.

Глава муниципального образования (мэр, староста, глава муниципалитета и т. п.) является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования, но место его в системе органов местного самоуправления может быть различным. Должность главы муниципального образования замещается только посредством выборов, однако избираться он может как на муниципальных выборах (непосредственно избирателями муниципального образования), так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. В последнем случае (а также если представительный орган муниципального района формируется не путем прямых муниципальных выборов) глава муниципального образования одновременно является председателем представительного органа этого муниципального образования. В случае избрания на муниципальных выборах он может возглавлять либо представительный орган муниципального образования либо местную администрацию. При этом ни при каких условиях глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Если местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, то последний назначается на должность по контракту (с возможностью его досрочного расторжения, в том числе по инициативе органов местного самоуправления, а также главы субъекта РФ). В этой процедуре принимают участие как органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, так и органы государственной власти субъекта РФ (участие последних обусловлено тем, что местная администрация может наделяться отдельными государственными полномочиями). Условия контракта и порядок проведения конкурса определяются представительным органом местного самоуправления (а в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, условия контракта устанавливаются также законом субъекта РФ); члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления, а также законодательным органом субъекта РФ (при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе, городском округе); назначение на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом муниципального образования, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. По представлению главы местной администрации представительный орган местного самоуправления утверждает структуру администрации.

Таким образом, говорить о полноценном разделении власти на муниципальном уровне нельзя, что обусловлено спецификой и правовой природой местного самоуправления. В то же время в отношениях между различными органами местного самоуправления закреплена своеобразная система «сдержек и противовесов», заключающаяся, в частности, во взаимном участии в нормотворческом процессе, в назначении главы местной администрации и т. д. Кроме того, на законодательном уровне закреплена ответственность органов местного самоуправления (именно органов местного самоуправления, но не населения муниципального образования):

Перед населением (в виде отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица);

Перед государством (в частности, в виде роспуска представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ и отрешения главы муниципального образования от должности главой субъекта РФ, временного отстранения органов местного самоуправления от осуществления отдельных своих полномочий в определенных случаях и осуществления этих полномочий органами государственной власти);

Перед физическими и юридическими лицами (в порядке, установленном законом, например возмещение вреда по нормам гражданского законодательства).

Органы местного самоуправления наделяются определенными полномочиями, которые они осуществляют по предметам ведения муниципальных образований (вопросам местного значения). Одной из новелл нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является то, что предметы ведения муниципалитетов сейчас нормативно разграничены применительно к отдельным видам муниципальных образований: поселениям, муниципальным районам и городским округам. Таким образом, актуальной является проблема четкого разграничения властных полномочий не только между федеральными и региональными органами государственной власти, но и между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления различных уровней. Кроме того, закон (как федеральный, так и региональный) может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но непременным условием такого делегирования является одновременная передача вместе с полномочиями необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Орган государственной власти, делегировавший органу местного самоуправления осуществление какого-либо своего полномочия, и иные уполномоченные государственные органы сохраняют право контроля за реализацией переданного полномочия.

Осуществление местного самоуправления на отдельных территориях (в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях на приграничных территориях и т. д.) имеет существенные особенности, что находит отражение в нормативном закреплении соответствующих положений на федеральном, региональном и местном уровнях.

Местное самоуправление обеспечивается системой гарантий: формально-юридических, экономических, социальных, институциональных и др. При этом наиболее действенной является гарантия судебной защиты, которая подразумевает, с одной стороны, судебную защиту права граждан на местное самоуправление (в этом аспекте возможны споры между гражданами и органами местного самоуправления), а с другой – судебную защиту прав органов местного самоуправления на реализацию своих полномочий (здесь речь идет прежде всего о спорах между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления).

Собственных судебных органов в системе органов местного самоуправления нет, и судебная гарантия местного самоуправления реализуется посредством обращения в федеральные суды общей юрисдикции (мировые судьи возможностью рассматривать споры публично-правового характера не обладают), в арбитражные суды, в конституционные (уставные) суды субъектов РФ и в Конституционный Суд РФ в соответствии с юрисдикцией судебных органов, с соблюдением правил о подведомственности и подсудности. При этом в Конституционный Суд РФ имеют возможность обратиться только граждане с индивидуальной или коллективной жалобой (Конституционный Суд РФ рассматривает такие жалобы в порядке конкретного конституционного контроля), а в конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе обращаться и органы местного самоуправления с запросами в порядке абстрактного конституционного (уставного) контроля.

Просмотренно: 17444 | Добавленно: 05 декабря 2012

Формы осуществления местного самоуправления делятся на прямые и представительные.

1.Формы прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) :
а) Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения (устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, структура муниципальных органов, программы развития территории).
Решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить референдум, если в документах и при сборе подписей не были нарушены законы и устав муниципального образования.
б) Муниципальные выборы - демократический способ формирования органов местного самоуправления. Так избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. В большинстве субъектов РФ непосредственно населением избираются также главы местного самоуправления, хотя они могут и избираются представительными органами муниципалитета.
в) Народная правотворческая инициатива - право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления . Последние обязаны рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать результаты рассмотрения.
г) Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.).

2. Формы представительной демократии (органов местного самоуправления ):
а) Представительные органы местного самоуправления - собрания представителей местного населения . Они избираются непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Этот орган может иметь различные названия, определяемые в уставе муниципального образования, - дума, совет, муниципальное собрание и т.п.
б) Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования . Обычно глава муниципального образования руководит местной администрацией, но может быть наделен и правом председательствовать на заседаниях представительного органа. Он избирается непосредственно населением или представительным органом МСУ.

в)Администрация муниципального образования осуществляет управленческую деятельность и объединяет специализированные исполнительные органы - комитеты, департаменты, отделы, управления. Администрация работает под руководством главы муниципального образования либо главы местной администрации и в соответствии с местным законодательством.

1. Выполнить задание: Формы осуществления местного самоуправления.

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В широком смысле местное самоуправление осуществляется населением или более точно, поскольку речь идет об управлении в границах муниципального образования, жителями конкретной локальной территории. Для обозначения населения, проживающего в границах муниципального образования и объединенного общими интересами, используется термин "местное сообщество", получивший некоторое устойчивое распространение.

Реализация населением права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществом органы местного самоуправления и должностных лиц.

В первом случае процедура принятия решений в формах прямого волеизъявления (местный референдум, сход и т.п.) может быть довольно устойчивой и систематически применяемой для небольших сельских поселений. В крупных поселениях, особенно в городах, а также в муниципальных образованиях, объединяющих несколько поселений, прямое участие населения в оперативном управлении муниципальным хозяйством практически невозможно.

Поэтому, оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (приобретение, создание, отчуждение и перепрофилирование наиболее значимых объектов муниципальной собственности, принятие планов и программ развития муниципального образования), необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления практически невозможна вне системы органов местного самоуправления.

Конституция РФ (статья 130) предусматривает осуществление местного самоуправления в различных организационных формах, населению предоставлено право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций, население образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения.

Выборными органами местного самоуправления в городах, районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы) представителей. Собрание представителей муниципального образования (дума, муниципальный комитет и т.п.) обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование, численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

Принятие планов (программ) развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

Установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц, предусмотренных уставом муниципального образования, в пределах своих полномочий;

внесение законопроектов в органы государственной власти.

Постоянно действующим исполнительным органом местного самоуправления является, как правило, администрация муниципального образования (местная администрация). На нее, прежде всего, возлагается текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством.

Местная администрация является юридическим лицом, поэтому:

Имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета;

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;

Имеет гербовые и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.

Возглавляет администрацию муниципального образования глава администрации. Глава администрации (глава местного самоуправления) является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава местной администрации на принципах единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к его компетенции.

Глава администрации подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления. Функции главы местной администрации следующие:

Организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;

организует подготовку и исполнение генерального плана развития территории муниципального образования, программы экологической безопасности;

Представляет, в пределах своих полномочий, муниципальное образование в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъекта Федерации, общественными организациями;

Определяет структуру, штатное расписание администрации и вносит их на утверждение представительному органу местного самоуправления;

Не реже одного раза в год предоставляет населению и представительному органу местного самоуправления отчет о деятельности администрации;

принимает меры по обеспечению правопорядка, координирует меры по борьбе с преступностью;

Руководит гражданской обороной на территории муниципального образования, осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

назначает и освобождает руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;

осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в пределах своей компетенции.

Исполнительно-распорядительные функции глава местной администрации осуществляет путем издания постановлений и распоряжений. Порядок подготовки постановлений и распоряжений и их исполнение определяются регламентом работы администрации.

Особое место в осуществлении местного самоуправления занимает территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. Оно является одной из важнейших форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Как часть общей системы местного самоуправления Российской Федерации территориальное общественное самоуправление включает в себя уже указанные ранее общие собрания (сходы), конференции граждан и иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального самоуправления - советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.

Территориальное общественное самоуправление способствует выявлению общественного мнения, позволяет соответствующим органам принимать решения с учетом мнения и интересов большинства населения.

Органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе совместной работы по обслуживанию общественных потребностей граждан, удовлетворению их культурно-бытовых и иных запросов, охране их прав и интересов.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Формирование органов территориального общественного самоуправления происходит путем выборов на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа местного самоуправления.

Приближенность органов территориального общественного самоуправления к населению, простой порядок формирования, тесная связь их деятельности с повседневными жизненными интересами граждан обеспечивают массовость этих органов, определяют необходимость повышения их роли в системе местного самоуправления. Однако, низкая политическая и социальная активность населения сдерживает развитие общественных форм самоуправления. Перед представительными и исполнительными органами самоуправления стоит задача инициировать развитие территориального общественного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) наряду с такими формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление граждан, законотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, граждане вправе осуществлять местное самоуправление и в других формах, которые не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, организационные формы, посредством которых осуществляется местное самоуправление в стране можно разбить на следующие группы:

Первая из них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

Эта роль определяется, прежде всего, тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Другую группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государства в целом.

Отдельную группу составляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.

В определении организационных форм, как основы, на которую нанизываются права, полномочия, собственность, финансы, населению предоставляется полная свобода.

Закон предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления.

2. Решить ситуацию

Жители некоторых населенных пунктов Лесного района решили войти в состав Степного района, поскольку эти населенные пункты были расположены в непосредственной близости от границы Степного района, многие из них работали в районном центре - поселке Степное, а сами эти населенные пункты и по профилю хозяйственной деятельности были тесно связаны с близлежащими поседениями Степного района. Инициативная группа жителей обратилась с заявлением по данному вопросу в администрацию Лесного района. Глава администрации проинформировал об инициативе жителей районный Совет. Однако депутаты представительного органа Лесного района приняли решение о своем категорическом несогласии с подобным изменением границ территории района, поскольку в этом случае существенно уменьшается налогооблагаемая база Лесного района, и решение вопросов местного значения, отнесенных законодательством к компетенции муниципального района, станет невозможным.

На основании решения районного Совета глава администрации Лесного района отказал в регистрации инициативной группы граждан по вопросу изменения границ района.

Каков порядок изменения территорий муниципальных образований?

Возможен ли переход части населенных пунктов из одного района в другой в указанной ситуации?

Порядок изменения территорий муниципальных образований определён в ст. 12 Федеральный закон Российской Федерации „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Процесс изменения границ муниципального образования включает в себя, как правило, следующие этапы:

а) выдвижение инициативы об изменении границ муниципального образования;

б) выявление мнения населения;

г) принятие закона субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования;

д) внесение изменений в устав муниципального образования;

е) внесение изменений в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.

В указанной ситуации переход части населенных пунктов из одного района в другой возможен при выполнении требований ч.2 ст.12 Закона, в соответствии с которой обязательно должно быть учтено мнение всего населения этих населённых пунктов, выраженное либо в форме голосования, либо на сходах граждан.

В данном случае также обязательно учитывать мнение районного Совета Лесного района, который в соответствии с ч.3-6 ст.24 Закона перед назначением голосования или схода граждан по вопросу изменения границ района, направляет в представительный орган субъекта РФ наряду с другими документами своё решение, отражающее его мнение по вопросу об изменении границ района. Поэтому решение главы администрации Лесного района является неправомерным.

3. Дать ответ (ответы) на контрольные вопросы

1 Южногерманская модель местного самоуправления предполагает

а) представительный орган местного самоуправления (совет) и бургомистр раздельно избираются населением, после чего бургомистр становится председателем совета и единолично решает важнейшие вопросы местного значения:

б) представительный орган местного самоуправления (совет) и бургомистр раздельно избираются населением, после чего бургомистр становится председателем совета, но ведущая роль сохраняется за советом;

в) в муниципальном образовании формируется представительный орган местного самоуправления (совет) и исполнительный орган -магистратура, которую возглавляет нанимаемый бургомистр;

г) все варианты неверны.

Для южногерманской модели характерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации. Суть этой системы заключается в том, что бургомистр общины возглавляет одновременно и местный представительный орган (совет общины), и местную администрацию. Таким образом, избранный населением на основе прямых выборов бургомистр работает на принципах единоначалия и имеет обычно очень большой вес в своей общине. Однако чрезвычайно широкие полномочия бургомистра уравновешиваются системой муниципального надзора.

2 Что представляет собой муниципальный заказ

а) совокупность муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета;

б) совокупность договоров, заключенных с бюджетными организациями на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета;

в) перечень товаров и услуг для муниципальных нужд;

г) перечень товаров и услуг для населения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (ч. 4 ст. 72) определяет муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 1) также под муниципальным заказом понимает соглашение между органами местного самоуправления и подрядными организациями о выполнении работ (оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета.

Литература

1.Конституция РФ.

2.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

3.Бялкина Т. М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления. //"Журнал российского права". - 2002. - №4. - С. 16

4.Ивашкин В. А. Компетенция органов местного самоуправления. // Журнал "Местная власть". -2003. - №4. - С. 22-24.

5.Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."/ под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

6.Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления. // Государство и право. - 2004. - № 10.- С. 15.



Поделиться