Предмет и система курса «правоохранительные органы». Введение в курс «правоохранительные ореаны Предмет дисциплины правоохранительные органы рф

Предметом любой учебной дисциплины выступает изучение определенного круга явлений объективной действительности, закономерностей их развития и функционирования. Любые юридические дисциплины призваны изучать по сути единый объект - совокупность государственно-правовых явлений общественной жизни или иначе – государственно-правовую действительность.

Тем не менее каждая из этих дисциплин имеет свой собственный предмет изучения, которым выступает определенная часть, элемент общего объекта правоведения. Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с иными государственными и негосударственными органами и организациями.

Целью изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

Система курса «Правоохранительные органы» состоит из 12 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая

позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности. В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие

вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы правоохранительных органов в РФ, изучается нормативно-правовая база

организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса. Далее, в соответствии с центральной ролью

судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти и судебной системы, раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных

инстанций. Следующая тема посвящена изучению правосудия и системы его демократических основ (принципов). Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему – судам

общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ. В рамках следующей темы -

«Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей» изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении

правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества. В следующей теме изучается становление российской судебной системы, исторические этапы ее развития и

реформирования. Изучение судебной системы РФ завершается темой, посвященной организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и

системе органов юстиции. Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности – прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскной деятельности, предварительному

расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих.

Изучение курса «Правоохранительные органы» завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

С тем, чтобы лучше понять, какое место занимает курс

«Правоохранительные органы» в системе юридических учебных дисциплин, вначале необходимо дать основные сведения об их классификации.

К правоведению относится широкий круг учебных дисциплин, которые

условно можно подразделить на следующие группы:

историко-теоретические, призванные изучать исторические и теоретические вопросы развития и функционирования государства и права

(теория государства и права, криминология, история государства и права России,

зарубежных стран, история политических и правовых учений и др.);

отраслевые, направленные на изучение конкретных отраслей права

(уголовное право, гражданское право, административное право, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

прикладные дисциплины, посвященные вопросам применения

специальных знаний в практической деятельности юриста (криминалистика,

судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.).

дисциплины, изучающие структуру и принципы деятельности различных государственных органов, а также отдельных негосударственных

организаций. Очевидно, что дисциплина «Правоохранительные органы» относится к данной группе, куда также входят такие дисциплины как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - одна из вводных в правоведение дисциплин и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами. Рассмотрим ее взаимосвязь с

конкретными учебными дисциплинами в соответствии с вышеуказанной их классификацией.

Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в

системе правоведения является теория государства и права (далее – «ТГП»), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейших государственно-правовых категорий для всех без исключения юридических дисциплин. Не является исключением и

«Правоохранительные органы». ТГП определяет понятия таких явлений как

«право», «государство», «государственная власть», «государственный орган»,

«механизм государства», «функции государства», «правовое государство» и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины «Правоохранительные органы» исторических этапов

развития судебной системы в России, кроме того при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания

призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине «Правоохранительные органы», для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса «Правоохранительные органы» создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин – прежде всего,

изучающих отрасли процессуального права – уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Изучив курс «Правоохранительные органы», студенты получают представление о

судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях

государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса

«Правоохранительные органы» изучаются демократические основы (принципы)

правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать правовое мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса «Правоохранительные органы», что обеспечивает преемственность изучения дисциплины «Правоохранительные органы» и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций, раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

Из всех направлений юридической деятельности наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно

здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов,

защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. Именно поэтому столь большое внимание в рамках изучения курса «Правоохранительные органы» уделяется вопросам уголовного

судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим, дисциплина «Правоохранительные органы» наиболее тесным

образом взаимосвязана с уголовно-процессуальным правом.

Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина с конституционным правом в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте

правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II «Права и свободы человека и гражданина» и VII «Судебная власть» Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности

органов государственной власти.

Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в

рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным

налагать административные взыскания и процедуре их наложения.

Теснейшим образом связаны «Правоохранительные органы» с изучением таких дисциплин как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины по сути конкретизируют

ряд важных тем курса «Правоохранительные органы», расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством правоохранительных органах (ПО), их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия между собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, уголовным процессуальным правом. ПО в своей деятельности по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деятельности ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

Правоохранительная деятельность (ПД), ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

ПД – это деятельность, установленных государством спец. органов, которая осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленного им порядка.

Признаки ПД:

1. правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

2. направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

3. правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

4. применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

5. правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

Задачи ПД:

1. Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции РФ 93 г. личность ставится в первую очередь).

2. Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

3. Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

Направления (функции) ПД:

1. Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

2. Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

3. Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

4. Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

5. Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • Вопросы к зачету по дисциплине

    «Правоохранительные органы»

      Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

      Правоохранительная деятельность, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

      Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

      Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

      Понятие правосудия.

      Понятие принципов правосудия, их система.

      Осуществление правосудия только судом.

      Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

      Независимость судей и подчинение их только закону.

      Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

      Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

      Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

      Право граждан на судебную защиту.

      Презумпция невиновности.

      Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

      Национальный язык судопроизводства.

      Гласность судебного разбирательства.

      Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.

      Понятие судебной системы РФ. Признаки судебной системы.

      Суд в системе других правоохранительных органов.

      Конституционный суд РФ: задачи, принципы организации и деятельности.

      Высший Арбитражный Суд РФ: структура и компетенция.

      Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура, полномочия.

      Арбитражные Суды субъектов РФ: порядок образования, структура, полномочия.

      Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

      Понятие суда первой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.

      Понятие суда второй (кассационной) инстанции: суды рассматривающие дела в кассационной инстанции.

      Понятие суда апелляционной инстанции: суды рассматривающие дела в апелляционной инстанции.

      Понятие суда надзорной инстанции: суды рассматривающие дела в надзорной инстанции.

      Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.

      Суды субъектов РФ: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.

      Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.

      Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

      Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.

      Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его функции.

      Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.

      Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.

      Органы судейского сообщества, их функции.

      Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.

      Понятие и виды отраслей прокурорского надзора.

      Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора.

      Система органов прокуратуры.

      Система органов военной прокуратуры.

      Выявление и раскрытие преступлений как самостоятельная функция правоохранительной деятельности.

      Органы дознания, виды дознания.

      Оперативно-розыскная деятельность и органы её осуществляющие.

      Оперативно-розыскные мероприятия, основания их проведения.

      Понятие и задачи адвокатуры.

      Статус адвоката: порядок приобретения статуса адвоката.

      Формы адвокатских образований, требования предъявляемые к ним.

      Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

      Права и обязанности адвокатов.

      Военные суды РФ: порядок образования, система и полномочия.

      Органы госбезопасности: виды и задачи.

      Нотариат.

      Полномочия прокурора.

      Таможенные органы РФ: система, структура, полномочия.

      Органы предварительного расследования: виды и полномочия.

      Военная прокуратура: система, структура, полномочия.

      Органы внутренних дел Российской Педерации: система и полномочия.

    1.Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

    ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.

    ПО – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

    Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством ПО, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

    Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

    В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

    Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

    Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

    Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, головным процессуальным правом. ПО в совей деят-ти по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

    2.Пд, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

    ПД – это деят-ть, установленная государством, спец. органов , которая осущ-ся с цельюохраны прав а путем примененияюридических мер воздействия , в строгом соответствии сзаконом и при обязательном соблюденииустановленного им порядка .

    Признаки ПД:

      правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

      направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

      правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

      применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

      правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

    Задачи ПД:

      Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции 93 г. личность ставится в первую очередь).

      Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

      Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

    Направления (функции) ПД:

      Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

      Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

      Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

      Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

      Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

      Оказание юридической помощи (помимо гос-ной помощи имеются негос-ная; адвокатура (негос-ная) – это профессиональное объединение юристов, занимающихся адвокатской практикой; нотариусы (и частн. и негос-ная); агентства охранные, детективные (коммерческие органы).

    Взаимную ответственность государства и граждан .

    Функции правоохранительных органов

    Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.

    Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .

    Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

    Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,

    Учебный курс "Правоохранительные органы России" является вводной обзорной юридической дисциплиной. Именно в нем начинается углубленное изучение специальной юридической терминологии. Усвоение содержания юридических терминов и понятий курса представляет собой одну из задач обучения.

    Единообразное понимание и толкование юридических терминов позволяют профессиональным юристам точно и недвусмысленно формулировать норму закона, усваивать и запоминать смысл правового предписания и правильно толковать положения нормы при применении на практике.

    Основные понятия учебного курса "Правоохранительные органы России" составляют лишь незначительную часть тех юридических терминов, которые предстоит изучить за период обучения. Однако они являются исходными и ключевыми в дальнейшей учебе.

    Содержание предмета и системы учебного курса предопределяет ту терминологию, которая подлежит изучению, и ее объем. Значительное количество изучаемых в рамках данного курса нормативных актов предполагает, что усвоение их содержания потребует использования большого числа юридических терминов и понятий. Однако часть их останется для изучения в других дисциплинах, вторая часть будет представлена в ознакомительном плане, а третья должна быть изучена и осмыслена в предлагаемых формулировках. Именно последняя группа юридических терминов и составляет те основные понятия курса, с которыми и предстоит в дальнейшем работать.

    Последовательное усвоение тем системы учебного курса "Правоохранительные органы России" позволяет предметно и конкретно подходить к выбору основных понятий и их систематизации для более глубокого изучения. Выделенные в системе учебного курса разделы и темы ориентируют и на соответствующую группу понятий, раскрывающих основное содержание темы.

    Учитывая, что содержание учебного курса составляют знания о системе правоохранительных органов в целом и каждого органа в отдельности, можно предложить определенную схему понятий, позволяющих самостоятельно и более глубоко изучить материал. Построение и организация деятельности в каждом отдельно взятом правоохранительном органе имеет специфику. По есть и общие принципиальные основы их организации. Поэтому знание и усвоение нескольких основных ключевых понятий даст возможность представить и охватить материал всей темы по конкретному правоохранительному органу и не упустить нужных вопросов темы.

    При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в число основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие: понятие правоохранительного органа; задачи, функции (направления деятельности), система органа; звено в системе правоохранительного органа; структура звена правоохранительного органа; состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; полномочия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа; аппарат правоохранительного органа (руководители, сотрудники, работники, технический и обслуживающий персонал и т.д.); кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, продвижение по службе, поощрение и дисциплинарная ответственность работающих лиц.

    Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.

    Необходимо и важно правильно устанавливать взаимосвязь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки.

    Например, рассматривая соотношение таких понятий, как: "учебный курс “Правоохранительные органы России”", "правоохранительные органы России", "организация правоохранительных органов", "деятельность правоохранительных органов", можно увидеть не только общее в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета.

    Учебный курс "Правоохранительные органы России" – это совокупность знаний, изучаемых студентами, слушателями, учащимися. Правоохранительные органы России – это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие "организация правоохранительных органов" указывает на организационное устройство органов, их систему в Российской Федерации. Деятельность правоохранительных органов включает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических понятий, связанных с одним основным изучаемым элементом – "правоохранительные органы".

    Собрать и дать определения всех или даже основных понятий учебного курса в отдельной теме сложно, да и вряд ли целесообразно. К тому же большая часть понятий будет изучаться в темах, посвященных отдельным правоохранительным органам. Однако на этом этапе изучения нельзя не выделить основные ключевые понятия, знание которых даст возможность представить основные положения учебного курса и осмысленно подходить к изучению тем о конкретных правоохранительных органах.

    Приводимые ниже определения понятий сформулированы специально для изучения данного курса с учетом его специфики.

    Итак, остановимся на определении нескольких понятий: судоустройство, суд, правосудие, прокуратура, прокурорский надзор, предварительное расследование, адвокатура, адвокат, нотариат, нотариус.

    Судоустройство – это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей.

    Суд – специальный государственный орган, предназначенный для реализации судебной власти и осуществления правосудия.

    Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

    Прокуратура – это предусмотренная законом единая федеральная централизованная система специальных государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по работе с преступлениями.

    Прокурорский надзор – это осуществляемая на основе закона Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами специфическая государственная деятельность от имени Российской Федерации, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.

    Предварительное расследование – предусмотренная УПК деятельность специально уполномоченных органов государства по собиранию доказательств для установления обстоятельств совершения преступления, установлению и изобличению лиц, их совершивших, и предъявлению им обвинения, а также по подготовке уголовных дел для рассмотрения их в суде общей юрисдикции.

    Адвокат – это лицо, обладающее специальным правовым статусом, подтвержденным внесением в Реестр Адвокатской палаты субъекта РФ и выдачей органом Минюста России удостоверения адвоката, и имеющее право осуществлять адвокатскую деятельность.

    Адвокатура – это профессиональное некоммерческое объединение адвокатов, организованное по государственно-территориальному принципу на основе самофинансирования и самоуправления, призванное на основе закона оказывать населению и организациям юридические услуги и юридическую помощь в избранных и оформленных адвокатских образованиях.

    Нотариат – это система государственных учреждений и специальных должностных лиц, уполномоченных государством в соответствии с действующим законодательством осуществлять от имени Российской Федерации нотариальные действия в установленных нотариальных округах на территории РФ или за границей для обеспечения нрав граждан и юридических лиц, а также некоммерческих профессиональных организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой, и представляющих их интересы.

    Нотариус – лицо, работающее в государственной нотариальной конторе в указанной должности или наделенное в установленном законом порядке полномочиями и занимающееся частной нотариальной практикой.

    Государственный нотариус – это гражданин Российской Федерации, назначенный в установленном законом порядке и работающий в должности нотариуса в государственной нотариальной конторе в определенном нотариальном округе России и имеющий соответствующий классный чин.

    Нотариус, занимающийся частной практикой, – это лицо, назначенное на должность нотариуса в установленном Основами законодательства о нотариате порядке и являющееся членом нотариальной палаты субъекта РФ.

    Предложенные определения понятий специальных юридических терминов учебного курса имеют некоторые особенности. От них и их содержания следует отталкиваться при изучении тем учебной дисциплины и в целом учебного курса как от самых элементарных правовых знаний. Понятия данного учебного курса формируются с учетом его познавательной специфики, а именно направленности на изучение построения и организации деятельности правоохранительных органов.



    Поделиться