Проблемные вопросы в организации правового просвещения нуждающиеся. «Правовое просвещение родителей обучающихся. безработные граждане

Закон об административной ответственности читать

О безопасности продукции,предназначенной для детей и подростков читать

«Твое право» Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» http://www.fcprc.ru/

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Современная образовательная организация – пространство, в котором пересекаются и согласуются интересы государства, общества и отдельного человека.

Новое правовое пространство образовательной организации складывается под влиянием требований действующих законов, в том числе:

· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

· Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

· Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· Кроме того, идеологически ведущим, нормативно закрепленным инструментом формирования нового правового образовательного пространства являются Федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствие с Концепцией правового воспитания несовершеннолетних, в целях повышения эффективности мер по правовому воспитанию несовершеннолетних разработан план мероприятий, обеспечивающий комплексный подход к правовому воспитанию обучающихся по направлениям:

Обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации;

Формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам;

Формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства.

Наиболее актуально правовое воспитание для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников – формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Формирование правовой культуры необходимо начинать с начального общего образования, так как именно в начальной школе формируются основные базовые понятия.

Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Система правового воспитания детей и обучающейся молодежи – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на формирование и развитие личности, обладающей высоким уровнем правовой культуры.

Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются обучающиеся образовательной организации, родители (законные представители) несовершеннолетних.

Цель реализации Плана правового воспитания:

формирование правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности

Задачи :

Формирование у детей навыков социальной ответственностии правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам;

Социализация личности школьника;

Обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Методы правового воспитания:

· Главный метод - беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;

· Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;

· Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний.

Эффективность реализации плана будет оцениваться по следующим количественным и качественным показателям:

Доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание на муниципальном уровне, в том числе участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах правовой тематики;

Доля несовершеннолетних/школьников, совершивших преступления и иные правонарушения, в общей численности несовершеннолетних/школьников;

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

мероприятие

ответственные

Ожидаемый результат

Обеспечение доступа участников образовательного процесса к правовой информации

Информирование о работе «телефона доверия»

В течение года

классные руководители

Обеспечение доступа несовершеннолетних к получению квалифицированной анонимной экстренной психологической помощи

Создание уголка правовых знаний «Знай и соблюдай!»

В течение года

Егорова И.И.

обеспечение доступа несовершеннолетних к информации

Оформление выставки правовой литературы «Программа моей независимости», «В гостях у деда Правоведа»

В течение года

школьный библиотекарь

Использование ресурса школьной библиотеки в организации правового воспитания

Передача перечня ссылок на информационные ресурсы правовой направленности для родителей

Первое родительское собрание

Классные руководители

Расширение информационного поля для родителей

Формирование осознанного законопослушного поведения,

формирование у детей навыков социальной ответственности,

уважительного отношения к закону, правоохранительным органам

Организация проведения, Всероссийского дня правовой помощи детям

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Организация проведения декады правовых знаний:

Торжественная линейка, посвящена Дню Конституции;

Информационные часы, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией;

Оформление уголка «Что такое коррупция»;

Игра-путешествие «Права детей» (1-4 классы);

Игра «Страна знатоков» (5-6 классы);

Правовая игра «Мой взгляд» (7-9 классы);

Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг» (7-9 класс)

учитель обществознания,

классные руководители, ответственные по плану

Обеспечение охвата 100% несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности, повышение их компетентности.

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

Организация проведения классных часов правовой направленности

В течении е года

Классные руководители

Повышение правовой грамотности, культуры и защищенности учащихся, снижение уровня правонарушений

Организация регулярных тематических информационных бесед на основе календаря правовых дат и событий, бесед об ответственности за совершение правонарушений и преступлений, в т.ч. с привлечением несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета

В течение года

Классные руководители

Расширение кругозора несовершеннолетних, разъяснение происходящих геополитических событий, информированность об ответственности за совершение правонарушений, обеспечение полезной занятости несовершеннолетних, состоящих на учете, их правовой компетентности

Формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства

Проведение общешкольных родительских собраний правовой тематики

В течение года

администрация

Повышение правовой компетентности родительской общественности, привлечение родителей (законных представителей) к проведению и участию в мероприятиях по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Распространение буклетов по правовому воспитанию

В течение года

Классные руководители

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ

ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

1 класс

Правила поведения в классе, школе. На уроки – в школьной форме.

Родина. Малая родина. Народы России. Основные традиционные религии.

Семья. Жизнь семьи. Маршруты выходного дня.

Чисто не там, где убирают... Экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания.

Сказка о потерянном времени.

Права ребенка от 0 до 7 лет.

Роль световозвращающих элементов. Ответственность за нарушение ПДД.

2 класс

Правила поведения на улице. Свой и чужой.

Права ребенка от 0 до 8 лет.

Этикет. Культура поведения в общественных местах.

Охрана природы. Использование без вреда. Загрязнение бытовое и экологическое.

Ты – мне, я – тебе. Безвозмездная деятельность.

Мой и чужой труд. Мое и чужое мнение. Бесконфликтное поведение.

Ответственность пешехода и пассажира.

Звонок в службы спасения, телефоны экстренного реагирования.

3 класс

Роль ребенка в семье, обществе, государстве.

Кто и что меня защищает. Правоохранительные органы, документы. Телефон доверия. Как и у кого просить о помощи.

Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет.

Созидание, потребление, разрушение. Вандализм.

Моя ответственность за мое здоровье: режим дня, питание, полезные привычки. Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Труд. Заработок. Собственность. Кража.

4 класс

Человек – венец природы. Натура и культура. Ответственность за состояние окружающего мира.

Поступки плохие и хорошие. Нравственность. Выбор. Нравственный выбор.

Действие и бездействие. Солидарная ответственность за совершение преступления. Ответственность родителей за деяния несовершеннолетних.

Конституция. Права и ответственность детей с 0 до 11 лет. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей с общественно опасным поведением.

Добровольчество. Помочь себе, помочь другому.

5 класс

Права, обязанности и ответственность подростков до 12 лет. Вовлечение детей в совершение правонарушений и преступлений.

Трудящиеся, иждивенцы, тунеядцы.

Как оставить след в истории и не «наследить».

Безопасность на дорогах, воде, транспорте.

Ответственность за тех, кого приручили. Общественные организации помощи бездомным животным.

Ценность семьи. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Взаимоотношения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Милосердие, благотворительность, социальные учреждения.

Школьные службы примирения.

6 класс

Государство и граждане. Символика РФ. Конституция – основной закон страны.

Правила и нормы поведения в обществе. Права, обязанности и ответственность ребенка до 14 лет. Ст. 28. Гражданского кодекса РФ (дееспособность малолетних). Нарушения норм и их последствия.

Здоровье людей. Наркомания. Пьянство.

Право и правопорядок. Ст. 115, 116 УК РФ (нанесение вреда здоровью небольшой степени тяжести, побои). Способы разрешения конфликта.

Наказание лиц, совершивших преступление до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

Как защититься от несправедливости. Предупреждение виктимного поведения.

Мораль. Идеал и ценности. Духовность.

Взаимоотношения детей и родителей. Правила поведения в обществе.

7 класс

Задачи и трудности переходного возраста. Мужские и женские роли. Быть взрослым. Оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость.

Социальная среда подростка. Влияние улицы. Подросток в группе. Конформизм. Самооценка и влияние группы. «Мы» и «они», «свои» и «чужие». «Чужие» и «чужаки».

Социальный портрет молодежи. Проблемы: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм.

Права, обязанности и ответственность подростков 12-14 лет. Получение паспорта. Конвенция ООН о правах ребенка.

Причины противоправного поведения. Преступление. Уголовная ответственность, ее виды. 20 уголовных статей, по которым ответственность наступает с 14 лет.

Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения, права подростка при задержании.

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Предупреждение виктимного поведения. Ситуации риска, их характеристика.

Формальные и неформальные коллективы подростков. Система ценностей, место подростковой культуры в обществе.

Правомерный досуг подростка. Маршруты выходного дня.

Речевое поведение. Хвастовство, осуждение, оскорбление, неправомерное оскорбление, угроза. Как избежать конфликта.

8 класс

Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Религиозные фанатики, футбольные фанаты и др.

Реформа и революция. Цветные революции.

Воспитание и социализация. Воспитание в семье. Человек и его потребности. Свобода и ответственность.

Налоги, их виды. Долг и кредит. Значение труда. Почему люди теряют работу. Безработица.

Социальная стратификация, социальная дифференциация. Социальные роли. Богатство и бедность как социальное явление.

Межнациональные отношения. Этнические конфликты. Толерантность.

Проблемы общения. Виды конфликтов и их разрешение.

Права несовершеннолетнего 14-16 лет. Эмансипация. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Алкоголизм, наркомания, преступность.

9 класс

Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Распад СССР и проблема сепаратизма. Межнациональные конфликты.

Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.

Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.

Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии.

Право собственности на имущество. Ст. 158, 159, 161, 162, 163, 166 УК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, угон).

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Признаки преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Ст.150, 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в антиобщественное поведение).

Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.

Религия и ее роль в обществе. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

    С.В. ШЕВНИН

    На протяжении последних лет одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры является, безусловно, работа по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    Вопросы организации этой работы подробно регламентированы соответствующим Приказом Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182, в котором разъяснение законодательства рассматривается как неотъемлемая часть системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде.
    Вместе с тем организация и проведение подобных мероприятий среди несовершеннолетних имеют свои особенности.
    При этом прокуратурой Арбажского района Кировской области накоплен положительный опыт проведения такой работы.
    Так, согласно распоряжению прокурора района за оперативными сотрудниками прокуратуры закреплены все образовательные учреждения района.
    Ежегодно составляются графики выступлений прокурорских работников в образовательных учреждениях.
    Соответственно, в планах мероприятий по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению прокуратуры района (а они рассчитаны на полугодие) существенное место отведено работе именно с несовершеннолетними.
    Вот лишь несколько примеров проводимой нами работы.
    Так, в 2012/13 учебном году по инициативе работников Арбажской центральной библиотеки им. А.П. Батуева и районной прокуратуры был образован клуб для старшеклассников "В правовом поле".
    В рамках работы этого клуба в период с сентября по май перед учащимися МКОУ СОШ пгт Арбаж (Арбажской средней школы - наиболее крупного общеобразовательного учреждения района) регулярно выступали представители прокуратуры.
    Темы бесед, выступлений - самые разные, но все они так или иначе связаны с правом, направлены на повышение уровня правовых знаний школьников, их правовой культуры, например: "Закон и подросток", "Ответственность за хулиганство и вандализм", "Служу в Российской Армии - правовые аспекты призыва", "Право в современном мире" и т.д.
    В течение нескольких лет в образовательных учреждениях района проводится декада правовых знаний.
    Например, в период ноября-декабря 2013 года перед школьниками выступали представители различных структур, ведомств, так или иначе участвующих в исполнении законов о несовершеннолетних.
    Сотрудники прокуратуры выступили во всех школах района - как в районном центре, так и в сельских.
    Мы, в частности, рассказывали подросткам о возникновении и развитии права, о роли и предназначении правоохранительных органов, о возможности получения юридического образования, об особенностях работы в органах прокуратуры, давали ответы на поступающие вопросы. Приводились примеры из конкретных уголовных дел о преступлениях, совершенных как несовершеннолетними, так и взрослыми (особенно - если они были совершены в группе с несовершеннолетними).
    При этом важно общаться с подростками на понятном, доступном для них языке, постепенно переходя от более простых тем, вопросов к более сложным.
    Например, если попытаться рассказать школьнику о том, что факт привлечения к уголовной ответственности, а тем более наличия судимости (пусть и полученной в несовершеннолетнем возрасте) влечет за собой отрицательные правовые последствия, он, скорее всего, просто кивнет головой в знак согласия, не особенно, может быть, поняв, о чем идет речь.
    Гораздо эффективнее на примерах конкретных уголовных дел разъяснить, что, например, человека, который беспричинно развязал драку, избил более слабого и беззащитного, вряд ли примут на работу в службу охраны солидного заведения; подростку, который в период летних школьных каникул в пьяном виде совершил угон машины, едва ли в дальнейшем доверят большегрузный автомобиль; ученику, который попался на воровстве в школьной раздевалке, никто во взрослой жизни не доверит серьезных денег и т.п.
    Приходится объяснять детям, что, оказывается, одни и те же слова, выражения в русском языке могут иметь совершенно разное значение с точки зрения административного и уголовного права.
    Так, жесткое либо "исключительно образное" выражение, которое ты адресовал неудачливому партнеру по команде во время игры в спортивном зале - это, как правило, всего лишь безобидный выход энергии.
    А вот если ты подобным образом обратишься в повседневной ситуации к постороннему человеку на улице, - возможно, отвечать тебе придется уже практически как взрослому.
    Конечно же, подросткам еще сложно воспринимать, скажем, такие выражения, как "назначение уголовного наказания в виде штрафа", "компенсация затрат на лечение потерпевшего" и "возмещение морального вреда, причиненного преступлением".
    Поэтому полезнее, например, просто рассказать об уголовном деле, по результатам судебного рассмотрения которого виновный заплатил штраф, оплатил лечение потерпевшего да еще и возместил ему моральный вред, потратив на все это внушительную сумму денег.
    А после подробного рассказа задать ребятам вопрос: "Если бы не преступление, поводом к совершению которого послужила секундная несдержанность или же злоупотребление спиртным, - на какие цели можно было бы потратить эти деньги их владельцу?".
    Ответы, как правило, связаны с возможной покупкой скутера, ноутбука, планшетника и других подобных вещей, которые так интересуют сейчас подростков. То есть вывод очевиден: преступлений лучше не совершать.
    И еще хочется сказать вот о чем. Значительная часть выпускников, получив школьное образование, уезжает за пределы нашего района с целью продолжения учебы, в том числе получения высшего образования.
    Это влечет резкую смену "родной" обстановки, новую жизнь в непривычной среде, в большом, чужом, порой многомиллионном городе, сложную учебу, т.е. условия, в которых рассчитывать по большей части приходится только на себя.
    А многих юношей ждет призыв на военную службу в многонациональный армейский коллектив.
    Как не растеряться, не сломаться, как адаптироваться в незнакомой среде, не поддаться мнимым соблазнам, реализовать себя?
    Об этом мы, прокурорские работники, в жизни которых, конечно же, были и вузы с их общагами, и армейская служба, и первые непростые шаги в выбранной профессии, также предельно откровенно рассказываем школьникам.
    Считаю, что подобная деятельность районной прокуратуры является результативной.
    Так, в течение нескольких последних лет уровень подростковой преступности в Арбажском районе ниже, чем в среднем по области, причем особо тяжкие преступления, а также тяжкие преступления против личности, совершенные несовершеннолетними, не регистрировались.
    В 2013 г. по сравнению с 2012 г. в два раза снизилось количество зарегистрированных общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности.
    И, напротив, большое количество выпускников школ района намерены связать либо уже связали свою жизнь с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой.
    В 2013/14 учебном году соответствующая разъяснительная и просветительская работа сотрудниками районной прокуратуры продолжена.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

3.1 Организация правового просвещения в общеобразовательной школе

Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Но, увы, правовые дисциплины еще не нашли широкого представительства в школьных программах. Всего 34 часа в год выделяется на них, согласитесь, немногое можно сделать за это время. А ведь подросток с первых дней пребывания в учебном заведении включен в определенную правовую систему. Более того, как гражданин России, согласно Конституции, он приобретает «основные права и свободы» от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). И вся его последующая жизнь, в том числе и в отроческие годы, протекает в определенном правовом пространстве и регулируется конкретными отраслями права или отдельными законами и подзаконными актами. К ним можно отнести правовые акты международных организаций, текущее законодательство России и некоторые ведомственные нормативные акты. Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием всех этих документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотны в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. У подростков порой нет правильной правовой модели законопослушного поведения. В жизни они чаще всего руководствуются собственной интуицией, а то и недостоверными или некомпетентными советами. И это не удивительно, ибо воспитание и обучение осуществляют учителя, не имеющие, как правило, соответствующей подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки таких учителей. (9, с.176)

Нельзя сказать, что ничего не делается в этой области. Два десятилетия существовал курс «Основы советского государства и права». С 1993 года Правительство РФ рекомендовало ввести курс «Права человека». С 1994 года Правительством было разрешено углубленное изучение в школах права, экономики и других дисциплин. Но все эти попытки носят разрозненный, непоследовательный и бессистемный характер.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обучения формирование:

устойчивой потребности в правомерном поведении;

углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе разработаны разные типы программ курса права: для общеобразовательной школы, для классов или образовательного учреждения гуманитарного профиля, а также обучаемых в системе социально-экономического профиля.

Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку. (7, с.104)

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организацию предпрофильного правового обучения целесообразно структурировать по отдельным проблемам. Обратим внимание на то, что данная деятельность может осуществляться педагогом самостоятельно с учетом уровня подготовки школьников, наличия того или иного профиля обучения в старшей школе. Важно учитывать также традиции и особенности работы целого образовательного учреждения, уровень профессионального мастерства педагогических кадров, наличие учебной и методической литературы и др.

В теории правового воспитания и обучения в школе также нет единой концепции. Правда, существуют несколько научных точек зрения. Представители одной из них считают, что правовое обучение и воспитание следует вести на основе курса «Советское государство и право», предлагая реализовать подготовку учителей в рамках психолого-педагогических дисциплин; по мнению других, основой должен стать курс «Права и свободы граждан». Думается, каждая из этих точек зрения имеет право на существование и реализацию в школьных программах, но заметим, что они не свободны от некоторой односторонности и ошибок. В частности, правовое обучение и воспитание школьников не должно ограничиваться лишь изучением их прав и свобод, а курс «Основы советского государства и права», естественно, нуждается в коренной переработке в силу определенных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в стране.

Суммируя сказанное, хотелось бы высказать свою точку зрения относительно концепции правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. По моему мнению, оно должно осуществляться в рамках курса «Правоведение», формирующего гражданственность и правосознание у подростков. Задачи курса: помочь подростку адаптироваться в современных условиях; воспитание законопослушного гражданина; самореализация подростка в жизни; предотвращение правонарушений несовершеннолетних; обучение подростка умению прогнозировать правовые последствия.

Представляется, что такое обучение и воспитание должно носить сквозной характер, то есть вестись с первого по одиннадцатый класс включительно. И каждый год обучения должен соответствовать той сумме правовых знаний, которые необходимы учащимся в данное время согласно возрастным критериям. Быть непрерывным - осуществляться ежегодно в каждом классе, системным - соответствовать правовой системе, действующей в данное время, для данного субъекта на данной территории. Теоретико-прикладной характер обучения означает, что вместе с суммой теоретических знаний учащийся приобретает навыки по их реализации в жизни.

Адаптивность правовой подготовки предусматривает необходимость помочь подростку быстрее и безболезненнее войти в жизнь полноправным членом общества. В общеобразовательной школе обучаются дети, чей правовой статус в зависимости от возраста (6-17 лет) и других критериев определяется тем или иным законодательством. Эти критерии, думается, должны послужить главной отправной точкой в формировании учебных программ.

Определяя цели и задачи правового обучения и воспитания школьников, следует выделить средства и методологию, а также формы их реализации. Формы, на наш взгляд, отличаются прежде всего тем, что обучение протекает несколько отлично от воспитания, хотя эта градация весьма условна, в процессе реализации формы могут носить комплексный характер.

Несколько слов о тех, кто преподает право в школе. Это должны быть учителя-правоведы, получившие соответствующую подготовку на уровне высшего образования. Их подготовку необходимо осуществлять в рамках головного института «Правовой педагогики». Это объясняется многими причинами: отсутствием достаточного количества учителей-правоведов и профессорско-преподавательского состава для подготовки таких учителей, методики обучения праву в школах и педагогических вузах, слабым правовым регулированием.

Основной целью этого института было бы формирование политики в области правового обучения и воспитания подростка в школе, подготовка педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава, разработка учебно-методической базы и оказание помощи учебным заведениям.

Данный институт может быть ведущей организацией по правовому обучению и воспитанию, но наряду с ним следует создать в системе повышения квалификации педагогических работников соответствующие факультеты. Весь процесс правового обучения и воспитания должен соответствовать ступенями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. При этом правовое обучение и воспитание в начальных классах должно отличаться большим нравственно-эстетическим характером процесса привития школьникам общечеловеческих норм поведения, создавая своего рода морально-психологическую базу.

Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

Организация самостоятельной работы учащихся является обязательной частью процесса обучения иностранным языкам. В последние годы данному виду деятельности уделяется всё больше внимания, так как в современном...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации...

Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка "Рукоделие"

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы организации работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Затруднения - это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки - это серьезные просчеты...

Организация экономического просвещения учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ №8 г.о. Самара

2.1 Общая характеристика учебного предмета Обществознание -- учебный предмет в МБОУ СОШ №8 г.о. Самара, который изучается с 6 по 11 классы. В предмет обществознание включены следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме...

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое просвещение

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал...

Правовое просвещение

Профессиональная подготовка школьников

Процесс обучения праву в младших классах

Важное место, как уже отмечалось выше, принадлежит общеобразовательной школе. В условиях развивающегося общества возрастает роль школы как основного института правового воспитания подрастающего поколения...

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации...

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса...

В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 подчеркнуто, что вделе привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать весь потенциал прокуратуры. Важным средством решения указанных задач является правовое просвещение , которое представляет собой распространение в обществе знаний о праве, а также разъяснение положений действующих нормативных правовых актов и практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения норм права и предупреждения правонарушений.

Расширение системы правового просвещения населения отнесено также к основным направлениям реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (подп, "ж" п. 8 разд. IV).

Правовое просвещение включает следующие направления: 1) правовое обучение – преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных заведениях юридического и иного профиля; 2) правовую пропаганду – распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов неопределенному кругу лиц; 3) правовое консультирование – разъяснения отдельным гражданам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах.

Правовое просвещение осуществляется как: 1) общее – обучение правовым знаниям, пропаганда права и правовое консультирование населения в целом; 2) специальное – выполнение такой деятельности в отношении отдельных категорий лиц, например несовершеннолетних, лиц, подлежащих призыву на военную службу, лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Прокуратурой РФ реализуются все направления и виды правового просвещения.

Основными принципами правового просвещения служат: научность, информативность, аргументированность, наглядность, доступность, последовательность и системность. Необходимо помнить также, что правовое просвещение не может достигнуть своих целей, если лишь несет сведения о праве. Главная задача этой деятельности – создание внутренних стимулов к соблюдению правовых норм. Недооценка этого требования ведет к несоответствию между правовыми знаниями и действиями гражданина .

Объектами правового просвещения выступают все категории граждан, в первую очередь молодежь, наиболее остро воспринимающая отрицательные последствия экономических преобразований и правового нигилизма . Это обстоятельство влияет на методы, формы и средства правового просвещения. Так, доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения является одной из важных задач правового просвещения.

К формам правового просвещения, специально предназначенным для пропаганды права и разъяснения законодательства, относятся следующие.

1. Пропаганда правовых знаний при непосредственном участии работников прокуратуры. Сюда относятся: чтение лекций и докладов гражданам; проведение бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, недель, декад и месячников правовых знаний. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.

При этом следует учитывать, как правило, низкий уровень заинтересованности граждан в проведении таких мероприятий. Потому необходимо тщательно выбирать тематику выступлений, сосредоточивать внимание аудитории на непосредственной практической пользе. Приоритетными темами служат жилищное, земельное, природоохранное, трудовое законодательство, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие коррупции, экстремизму.

В то же время нужно принимать во внимание возраст, национальность, семейное положение, профессию, круг интересов людей, с которыми проводится правовое просвещение. Учет этих факторов положительно влияет на контакт с аудиторией, вызывает у нее интерес к выступлению. Подобный подход дает возможность также должным образом подготовиться к предстоящему выступлению.

Поясним, что лекции представляют собой систематическое, последовательное, научно обоснованное и изложенное в популярной форме освещение причин и следствий конкретных явлений правовой действительности, например состояния законности и необходимости принятия норм права, упорядочивающих определенную сферу общественных отношений. Для достижения цели лекции необходимо четко определить ее главную тему. Следует также установить объем лекционного материала, который может быть изложен в отведенное время, отобрав самое важное для раскрытия темы.

Беседы являются небольшим сообщением и обменом мнения по отдельным правовым вопросам, основанным на изложенных сведениях и вытекающих из них выводах. К примеру, приводятся данные о количестве преступлений отдельных категорий и причинах их совершения.

Нередко лекции целесообразно дополнять беседами на соответствующие темы, что делает правовую пропаганду более действенной.

В ходе правового консультирования прокуроры должны обращать внимание граждан на правовую основу разрешения проблем, разъяснение им социальной сущности и конкретного содержания норм права.

Эффективным средством пропаганды права служит использование прокурорскими работниками наглядных материалов и технических средств.

2. Выступления в СМИ и информационной сети Интернет. Телевидение, радиовещание и печать занимают ведущее место по популярности среди граждан по сравнению с другими источниками правовой информации. Они обладают наиболее широкими возможностями донесения правовых знаний до каждого человека. В процессе взаимодействия со СМИ наиболее эффективны выступления (интервью) прокурорских работников и публикации подготовленных ими материалов на правовые темы.

Большое значение имеют выступления представителей органов прокуратуры в новостных и аналитических передачах телевидения. Плодотворны пропаганда права и разъяснение законодательства прокурорами по региональным телевизионным каналам. Получает распространение подписание соглашений между органами прокуратуры и телестудиями о вещании по правовой проблематике.

Не менее полезно использование для правового просвещения возможностей радиовещания.

В региональных и местных печатных изданиях целесообразно организовывать постоянные рубрики, куда граждане могут обратиться по интересующим их правовым вопросам и в которых систематически размещают материалы, разъясняющие законодательство.

Особого внимания заслуживают правовое просвещение с использованием СМИ совместно с другими органами государственной власти, в том числе судебными органами.

Все большее распространение в качестве средства правовой пропаганды получает информационная сеть Интернет. На официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур могут открываться разделы правовой информации и осуществляться консультации граждан по вопросам права.

Расширение использования указанного ресурса возможно также путем участия в совместных с федеральными и региональными информационными агентствами проектах правовой пропаганды.

3. Участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными организациями мероприятиях, которые способствуют правовому просвещению граждан. Целью таких мероприятий служит, как правило, разъяснение порядка реализации положений нового законодательства, информирование о принимаемых мерах по укреплению законности и правопорядка в регионах.

Формами этой работы выступают: участие прокурорских работников в научно-практических конференциях и сборах, онлайн- и пресс- конференциях, семинарах, тренинг-семинарах, "круглых столах"; участие в парламентских и публичных слушаниях.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 перед прокурорами поставлена задача сочетания пропаганды права с надзором за исполнением законов, информированием органов публичной власти и институтов гражданского общества о состоянии законности, правопорядка и обеспечения прав граждан, с участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям (п. 2).

Информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности является одним из принципов организации и деятельности прокуратуры РФ (ст. 4 Закона о прокуратуре). При реализации этого принципа прокурорам необходимо рассматривать и вопросы правового просвещения граждан.

Одновременно требуется проведение правового просвещения при осуществлении органами прокуратуры основной функциональной деятельности.

Заметное место среди соответствующих форм занимает разъяснение прав и правовых способов их защиты при рассмотрении и разрешении обращений граждан. В соответствии с Законом о прокуратуре в органах и учреждениях этого института государства рассматриваются и разрешаются в пределах компетенции заявления, жалобы и иные обращения граждан. При этом ответ на такие обращения должен содержать разъяснение его правового содержания. Когда в удовлетворении обращения отказывается, заявителю обязательно разъясняется порядок обжалования принятого решения (ст. 10).

Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 консультирование граждан по вопросам прав и свобод и способов их защиты не должно подменять рассмотрение и разрешение обращений по существу затронутых в них вопросов (п. 1).

Большое значение имеет разъяснение законов в актах прокурорского реагирования, так как нередко основной причиной значительного количества допускаемых нарушений служит недостаточный уровень правовых знаний соответствующими субъектами.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты (ст. 23), вносят представления об устранении нарушений законов (ст. 24), выносят постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25), объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1). В этих документах в обязательном порядке излагается и разъясняется содержание нарушенных (могущих быть нарушенными) законодательных норм. Тем самым обеспечивается возможность устранения или недопущения нарушений закона.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписано излагать в документах прокурорского реагирования правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали (п. 16).

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008№ 182 в ходе прокурорских проверок исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи надлежит отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентировать руководство образовательных учреждений на предупреждение правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение (п. 6).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам надлежит разъяснять уголовное, уголовно-процессуальное и иное действующее законодательство задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутых мерам принудительного характера (п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре).

Важную роль играет разъяснение законодательства в ходе судебных заседаний. В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в ситуациях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 35). При этом выступления и иные процессуальные действия прокурора при рассмотрении дел судами предполагают обязательное разъяснение правового содержания его позиции, действий и решений иных участников судопроизводства, что оказывает правовоспитательное воздействие также на присутствующих граждан. Это требование имеет особое значение при судебном разбирательстве дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Важным направлением организации работы органов прокуратуры по правовому просвещению является взаимодействие с иными государственными органами, общественными и другими объединениями . Так, для обеспечения сотрудничества с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ органами прокуратуры могут заключаться соответствующие соглашения, предусматривающие и совместное осуществление правового просвещения.

При прокуратурах субъектов РФ создаются также общественные советы, например по защите малого и среднего бизнеса, работа которых предполагает разъяснение законодательства предпринимателям.

Неплохой результат приносит участие руководителей общественных организаций в совещаниях прокуратур субъектов РФ по вопросам правового просвещения. В некоторых прокуратурах регионального звена принимаются совместные с общественными объединениями программы правового просвещения, включающие чтение лекций, участие в семинарах и "круглых столах", издание брошюр по правовым вопросам.

В ряде регионов при прокуратурах работают общественные приемные, в которых оказывается правовая помощь гражданам. При этом особое внимание уделяется слабо защищенным категориям граждан.

К правовому просвещению граждан необходимо также активно привлекать ветеранские организации работников прокуратуры.

Последнее время в органах прокуратуры уделяется пристальное внимание взаимодействию в проведении правового просвещения с высшими учебными заведениями. В ряде регионов между прокуратурами и вузами заключены договоры о сотрудничестве, определяющие рамки взаимодействия. Одним из новых направлений такого сотрудничества является участие прокурорских работников в деятельности юридических клиник. Эти структуры создаются при юридических факультетах высших учебных заведений, студенты-старшекурстники которых под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь социально незащищенным слоям населения. Прокурорские работники оказывают правовую помощь студентам – участникам таких формирований по наиболее сложным вопросам законодательства и его применения.

Важно подчеркнуть, что приведенные направления и формы правового просвещения могут с успехом использоваться всеми звеньями системы органов и учреждениями прокуратуры РФ.

Кроме того, прокурорам необходимо уделять внимание ведению первичного учета показателей, отображению и контролю их достоверности в статистической отчетности . Приказом Генпрокурора РФ от 11.12.2012 № 446 утвержден и введен в действие статистический отчет о работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению по форме ВОиПП. Прокурорам вменено в обязанность представлять указанные сведения раз в полугодие нарастающим итогом в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-аналитического управления Генпрокуратуры РФ (п. 2). При этом следует выполнять положения Инструкции по составлению указанного отчета, утвержденной данным приказом. Соблюдение указанных требований позволит анализировать и оценивать состояние, опыт и проблемы, а также вырабатывать меры по совершенствованию рассматриваемого направления деятельности органов прокуратуры.



Поделиться