Или иных нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт. Виды нормативных актов

Вопрос крайне серьезный и многогранный. Все дело в том, что в нашей стране он имеет весьма размытый характер. Отметим, что в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4) Конституция, а также федеральные законы наделяются, вышей юридической силой. Тем не менее, во многих юридических справочниках, в разделе верховенства права, указана иерархия законодательной базы, где формируется такая структура:

1. Конституция;
  1. Кодекс;
  2. Федеральные законы;
  3. Подзаконные акты.
То есть, фактически, кодексы ставятся по юридической силе на ступень выше, чем федеральные законы. Многочисленные споры по данному вопросу привели к тому, что даже Конституционный суд вынес немалое количество определений и постановлений, которые гласили о равенстве данных понятий. Соответственно, можно сказать о том, что федеральный закон и кодекс – равнозначные по своей юридической силе понятия.

Что все-таки выше по юридической силе: кодекс или федеральный закон?

  1. Кодекс – сбор федеральный законов, которые определяют правовое регулирование в четко определенном правовом поле. В данном случае речь идет об Уголовном, Административном, Трудовом кодексе и пр.;
  2. Закон представляет собой нормативный акт, который принимается исключительно посредством регламентируемых обсуждений государственной думы, совета федерации, а также в обязательном порядке подписанный президентом. Все особенности принятия и обнародования федеральных законов четко определяется конституционными нормами.
Как вы уже поняли, кодексы – своеобразный свод федеральных законов, а это значит, что в данном случае, формируется своеобразное равенство понятий. В принципе, сам по себе кодекс представляет своеобразную общую часть закона, где указываются все понятия, связанные с тем или же иным правовым полем. Что же касается федеральных законов – это особая часть, которая уже определяет более конкретные аспекты рассмотрения дел, принятия решений, формирования наказаний.

Юридическая сила федеральных законов

В принципе, верховенство юридической силы федеральных законов определяет сама Конституция РФ. Но с другой стороны, невозможно не согласиться, что сами по себе кодексы собрали именно федеральные законы, и это в принципе, провоцирует такое осознание, что кодексы являются более существенными по своей юридической силе, нежели иные федеральные законы. Но, практика говорит о том, что данные понятия чаще всего приравниваются. Самое главное, то, что федеральные законы не могут иметь противоречий с кодексами. Кодексы – основные нормы права в четко определенном правовом поле. Но, интенсивное развитие нашего общества провоцирует необходимость все время дополнять и модернизировать уже имеющиеся нормы. Именно по этой причине и формируется острая необходимость в выпуске новых федеральных законов. И как вы понимаете, после обнародования, данные законы приобретают верховенство юридической силы и применяются на практике, дополняют основные нормативы кодексов.


Уголовный закон представляет собой систему нормативных правовых актов, которые принимаются исключительно специализированными государственными инстанциями. Данные документы в...


Права несовершеннолетних в нашей стране поставлены на весьма высокий уровень и защищаются в любом правовом поле. Во-первых, существует конвенция о правах ребенка, также права...

Статья 12. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с:
истечением срока его действия;
вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Комментарий к ст. 12
1. Нормативный правовой акт о труде приобретает общеобязательность с момента вступления его в действие (как правило, этот момент связан с конкретной датой) - со дня, указанного либо в нем, либо в законе или ином правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Это положение в части применения законов о труде полностью соответствует Федеральному закону "О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ. Например, ч. 1 ст. 133 ТК РФ, определяющая размер вознаграждения работников на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека, вводится в действие не с момента вступления его в силу (с 1 февраля 2002 г.), а в порядки и сроки, которые будут установлены отдельным федеральным законом (ст. 421 ТК РФ).
2. Любой нормативный правовой акт о труде прекращает свое действие в связи с событиями, указанными в ч. 2 комментируемой статьи. По общему правилу эти акты (в том числе законы) не имеют обратной силы и применяются лишь к отношениям, возникшим после введения их в действие. В отношениях, имевших место до введения их в действие, они применимы лишь к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие. В частности, ст. 424 ТК РФ установлен именно такой порядок применения положений данного Кодекса.
На основании ст. ст. 15, 54 и 55 Конституции Российской Федерации правовой акт о труде может иметь обратную силу исключительно в случаях, когда им устанавливаются наиболее благоприятные по сравнению с предыдущими актами условия труда работников либо когда им непосредственно определяются более ранние сроки вступления его в действие. Нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
3. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и служб), содержащих нормы трудового права, определен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763.
Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. В некоторых случаях ими могут устанавливаться конкретные даты вступления их в действие или применения их норм. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1027 с изменениями, внесенными Постановлением от 17 февраля 2003 г. N 105 (объявлены Приказами Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. N 90 и от 5 марта 2003 г. N 81), улучшены условия оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства. При этом принятые Постановления распространены на отношения, возникшие с 1 января 2003 г.
Иные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если ими не установлено иное.
4. Посвященные вышеназванным вопросам нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации (приказы, директивы и др.) и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации по правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. В течение 10 дней после дня их регистрации все они (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер) подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" или в специальном Бюллетене (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти). Затем, по истечении 10 дней со дня опубликования они вступают в силу одновременно на всей территории России, если ими не установлен другой порядок.
Акты Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, расцениваются как не вступившие в силу. Они не могут повлечь каких-либо правовых последствий, служить основанием для регулирования трудовых и иных отношений в сфере труда или применения санкций к гражданскому персоналу, воинским должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Исключением из этого правила являются акты и отдельные их положения, содержащие сведения, относимые к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер. Они, как не подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения им номера, если ими не определен более поздний срок их вступления в силу.
5. Регистрации подлежат соглашения и коллективные договоры, однако эта процедура никак не связана с вступлением их в действие (ст. ст. 43, 48 и 50 ТК РФ). Опубликования и регистрации иных локальных нормативных актов не требуется. В силу ст. 68 ТК РФ работники должны быть ознакомлены с ними при приеме на работу.
6. Правила применения трудового законодательства бывшего Союза ССР, а также иных нормативных правовых актов, действующих до приведения их в соответствие с ТК РФ, изложены в ст. 423 данного Кодекса.

Правовая система большинства современных государств функционирует на основе нормативных актов. Подобного типа источники права в российской юридической системе представлены в самом широком спектре разновидностей. Какие органы власти отвечают за принятие нормативных актов в РФ? Какова специфика субординации соответствующих источников права в аспекте сопоставления юридической силы?

Нормативные акты в системе источников права

Нормативные акты - это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты - издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Признаки нормативных актов

Прежде всего отметим, что источники права, о которых идет речь, носят правотворческий характер. Нормы посредством них устанавливаются, корректируются или отменяются. Другой важнейший признак нормативных актов - они издаются в пределах компетенции конкретного органа власти (например, парламента). Соответствующие источники права имеют письменную форму, а также обладают различными реквизитами (если говорить о российской юридической традиции, то в числе таковых - вид, принявший орган, дата и место утверждения акта, его номер).

Нормативные акты не должны противоречить тем источникам права, у которых юридическая сила выше. Также они должны быть публичными. Нормативные акты - это источники права, направленные, главным образом, на регулирование отношений в социуме в целом или в рамках некоторой социальной группы. Если тот или иной акт не будет этому критерию соответствовать, то нормативным его считать не корректно.

Соотношение законов и нормативных актов

Закон и нормативный акт - это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле - это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.

Закон в узком смысле - это правовой акт, принимаемый представительным органом власти - Парламентом. При этом в юридической системе государства могут существовать те или иные виды нормативных актов, в разработке и утверждении которых Парламент участия не принимает. Если говорить о российской модели, это могут быть Указы Президента РФ или же Постановления Правительства.

Указ главы государства - это нормативный акт, но не «закон» в узком смысле этого слова. И потому отождествлять в данном контексте рассматриваемые термины некорректно. В свою очередь, Госдума и Совет Федерации разрабатывают и утверждают правовые акты, классифицируемые как «законы», но в более узком значении. Поскольку они считаются нормативными актами, то в этом контексте отождествлять изучаемые нами термины можно.

Критерии юридической силы нормативного акта

В чем выражается юридическая сила источников права, о которых идет речь? Если говорить о юридической модели, сформировавшейся в РФ, можно отметить, что нормативные акты Российской Федерации в любом случае соответствуют принципам, определенным на уровне Конституции страны, а также той классификации, что излагается в основном законе государства. Соблюдается принцип соподчиненности источников права.

Классификация актов: Конституция

Рассмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой модели. Ключевой закон России - это Конституция. Особенность данного нормативного акта - в том, что он призван обеспечивать баланс интересов различных групп социума, а также формулировать базовые положения, отражающие принципы общественного контракта между гражданами и государством.

Российская Конституция - это нормативный акт, характеризующийся высшей юридической силой. Он учреждает ключевые принципы управления государством, которые должны быть раскрыты в нормативных актах с более низкой юридической силой. Специфика Конституции РФ в том, что она утверждается в ходе прямого голосования гражданами РФ. Остальные органы государственного управления формируются в соответствии с конституционными нормами.

Классификация актов: законы

Ступенью ниже относительно юридической силы Конституции в правовой системе РФ располагаются законы. Они представляют собой государственные нормативные акты, принятые законодательным органом власти. В российском варианте он может быть федеральным или региональным. Законы характеризуются рядом особых признаков. Рассмотрим их.

Во-первых, предполагается, что в законах отражена воля граждан страны, которая делегирована посредством представительных органов власти. Во-вторых, законы характеризуются наибольшей длительностью действия в сравнении с иными нормативными актами с меньшей юридической силой. В-третьих, данного типа нормативные акты РФ принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы в РФ представлены на двух уровнях - федеральном и региональном. Какие относятся к первым? На верхней ступени - Федеральные конституционные законы. Далее равную юридическую силу имеют два типа актов. Во-первых, это Федеральные законы - источники права, принятые по факту утверждения Конституции РФ в 1993 году. Во-вторых, это законы (называемые иногда «обычными») - источники права, принятые до того, как был утвержден основной закон страны. Кодексы - Гражданский, Семейный, Налоговый и другие относятся к ФЗ.

Можно отметить, что Закон РФ о поправках к Конституции играет особую роль в правовой системе РФ. Данный акт характеризуется существенными ограничениями в аспекте круга лиц, которые имеют право вносить его на обсуждение в Парламент. Также одобрять его должны субъекты РФ.

Рассмотрим подробнее специфику различных видов российских Законов, а также иных источников права, которые могут иметь признаки правовых норм. Начнем с Федеральных конституционных законов - вторых по юридической силе актов после Конституции России.

Федеральные конституционные законы

Данные нормативные акты - это инструмент регулирования государством ключевых общественных отношений, о которых идет речь в Конституции России. Значительная часть ФКЗ направлена на юридическое оформление статуса ключевых политических институтов. В частности, к таковым актам можно отнести ФКЗ о Правительстве РФ или, например, о Конституционном Суде России. Иные ФКЗ регулируют различные правовые состояния. К таковым можно отнести закон, определяющий условия и порядок введения в государстве чрезвычайных положений. Федеральные конституционные законы - главный источник права в рамках прецедентов, отражающих изменения в территориальном составе РФ - например, при принятии в Россию новых субъектов. Для того чтобы ФКЗ был принят, за него должны проголосовать не менее чем две трети депутатов Госдумы, а также три четверти сенаторов Совета Федерации.

Федеральные законы

Данные федеральные нормативные акты - в числе самых многочисленных. При этом ФЗ на практике могут быть представлены в достаточно широком спектре разновидностей. Так, например, разновидностью ФЗ являются различные Кодексы, которые представляют собой систематизированные источники, призванные регулировать ту или иную сферу общественных коммуникаций.

Многие Кодексы считаются основополагающими актами в тех или иных сферах социального взаимодействия. Например, ГК РФ - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой в среде гражданско-правовых актов. Схожую роль играют Бюджетный, Семейный, Налоговый Кодексы.

Законы о ратификации

Можно отметить, что в российской правовой системе есть особый вид нормативных актов - федеральные законы, ратифицирующие (или, наоборот, денонсирующие) различные международные соглашения России. Работают данные источники права в соответствии с положениями 15-й, а также 106-й статей Конституции России.

Главная особенность данных нормативных актов - они имеют юридическую силу выше, чем законы, принимаемые внутри государства.

Подзаконные нормативные акты федерального уровня

Есть в российской системе также подзаконные нормативные акты. Это могут быть указы главы государства, постановления Правительства и иные источники права, призванные дополнять федеральные и иные законы. Их юридическая сила ниже, чем у ФЗ и ФКЗ, но и процедура их принятия гораздо проще: Президенту РФ, например, не требуется согласовывать свои действия с Парламентом. Однако издать прямо противоречащий положению ФЗ и ФКЗ Указ глава российского государства не может.

Указы Президента

Основная роль Указов - придание статуса нормативных актов компетенциям Президента РФ, которые зафиксированы в 4-й главе Конституции России. Указы главы государства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они, как мы уже отметили выше, не должны противоречить ФЗ, ФКЗ, а также, разумеется, Конституции. Можно отметить, что некоторые Указы Президента относятся к категории ненормативных. В самом начале статьи мы определили один из критериев отнесения того или иного источника права к нормативным актам - публичность. Соответственно, те Указы главы государства, положения в которых не предполагают этого критерия (то есть направленные на узкий круг лиц), относятся к ненормативным. Подобные акты могут быть связаны, например, с отставками или назначениями в Администрации Президента и иных органах власти.

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ - это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.

В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.

Региональные законы

Россия - федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов - республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, - Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Муниципальные законы

В Конституции РФ определено, что система местного самоуправления в России должна быть отделена от государственного. Муниципалитеты могут создавать в пределах своей компетенции собственные нормативные акты. Это могут быть различные решения, приказы или, например, распоряжения. Наибольшая юридическая сила характерна для Уставов муниципалитетов. Те акты, которые издаются органами местного самоуправления, обязательны к исполнению для жителей муниципалитетов.

Корпоративная специфика

Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия - коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.

Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право - издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ - крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» <1>.

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

________
<1> См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.



Поделиться