Смотреть что такое "Граница" в других словарях. Граница: понятие и термины Как устанавливаются границы государства в мировом океане

Вопрос о территории государства непосредственно связан с государственными границами - линиями, проведёнными на карте и на местности, и перпендикулярами, восставленными от этих линий до границы земного пространства с космосом и до центра Земли в глубь её недр.

Рис. 51. Приграничная зона в Республике Карелия, на въезд в которую требуется специальное разрешение, в 2006 г. была сокращена в 3 раза

Принцип нерушимости границ является залогом мирного сотрудничества соседствующих народов, недаром говорят, что хорошие границы делают хороших соседей (рис. 51).

Две противоборствующие тенденции: укрепление барьерной функции границ и развитие контактной функции (т. е. превращение границ в зоны экономического сотрудничества) определяют роль границ в международных экономических отношениях.

Сухопутные границы . Сухопутные границы устанавливаются в два этапа: первый - делимитация (описание их в договоре и максимально точное обозначение на карте, прилагаемой к договору) и второй - демаркация (обозначение границ на местности и описание этого процесса в специальном протоколе).

Морские границы . К берегу государства прилегают территориальные воды - суверенная территория государства протяжённостью, согласно международным соглашениям, 12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона - полоса шириной 12 миль. Таким образом, граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль за соблюдением таможенных и иммиграционных правил, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии (рис. 52).

Рис. 52. Морские границы государства

Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположены исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства шириной 200 миль. Эти зоны могут использоваться как прибрежными государствами (для разведки, разработки естественных ресурсов недр и вод, создания в этой зоне искусственных островов, установок и сооружений), так и другими государствами (они имеют право судоходства, полётов, прокладки кабелей и трубопроводов, если это не нарушает права прибрежных государств).

Континентальный шельф - это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Эта зона простирается до глубины 200 м или на расстояние 200 морских миль от линий, которые отмеряют ширину территориального моря (если внешняя граница подводной окраины не простирается на такое расстояние). Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Континентальный шельф не может простираться более чем на 350 миль. Государства имеют право на разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа (рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых). Линии границ континентального шельфа, примыкающего к территории государств, берега которых расположены один против другого, или к территории двух смежных государств, определяются соглашением между государствами либо на основе международных принципов.

Территориальный спор между Колумбией и Венесуэлой

    Главная причина спора между Колумбией и Венесуэлой - запасы нефти на континентальном шельфе и водном пространстве, прилегающем к гористым незаселённым островам Лос-Монхес.

    В 1944 г. Колумбия в одностороннем порядке объявила свой суверенитет над островами, а в 1952 г. Венесуэла их захватила.

    В 1976 г. вопрос о государственной принадлежности островов и наличии (или отсутствии) у них континентального шельфа решал Международный суд. Он подтвердил, что острова принадлежат Венесуэле, но Колумбия имеет ограниченные права на разработку нефти в Венесуэльском заливе. Решение Международного суда вызвало недовольство обеих сторон и не привело к окончательному разрешению конфликта.

Рис. 53. Территориальные споры между Колумбией и Венесуэлой из-за использования исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Острова и атоллы, принадлежащие другим государствам, могут иметь лишь 12-мильную полосу территориального моря и прилежащую зону, но не дают права на континентальный шельф.

Проведение морских границ в проливах, заливах и внутренних морях - сложная политическая проблема. Обычно границы проводятся на равном расстоянии от побережий соседствующих стран.

Географическое положение: выход к морю . Для современных государств, всё больше зависящих от мирохозяйственных связей, выход к морям Мирового океана считается важным преимуществом географического положения. Им не обладают всего 42 государства, причём в основном это страны с низким уровнем дохода.

Интересно, что, в отличие от стран Азии, Африки и Латинской Америки, государства Европы, лишённые выхода к морям, не испытывают неудобств от такого географического положения. Большинство из них имеют весьма высокий уровень экономического развития, а некоторые (например, Швейцария, Австрия) по благосостоянию граждан даже обогнали приморских соседей. Большую роль в этом сыграло наличие международных водных путей, которые проходят по впадающим в море рекам - Рейну, Дунаю. Да и в целом пространство объединённой Европы становится всё более проницаемым и однородным в политическом отношении. Что же касается государств-карликов, расположенных не у моря, - Андорры, Лихтенштейна, Сан-Марино, Ватикана, приморское положение им вовсе не нужно.

Особенно большую роль играет выход к морям для государств, экономика которых зависит от экспорта природных ресурсов. Отрезанные от морских побережий, такие страны ограничены в возможностях строить экономику на экспорте природных ресурсов и потому заметно беднее своих приморских или приокеанских соседей. Классический пример - Боливия, лишившаяся в 1884 г. в результате Тихоокеанской войны выхода к побережью Тихого океана, что заметно осложнило поставки на внешний рынок главного экспортного товара этой страны - оловянной руды, а позднее - её концентрата. Поэтому на политической карте мира нередко возникали причудливые конфигурации государств, тянувшихся к морям узкими коридорами. Нередко их создание диктовалось не столько потребностями экономики, сколько геополитическими амбициями (рис. 54).

Рис. 54. Территориальные коридоры, обеспечивающие выход к морям и судоходным рекам

Иногда не менее важным, чем выход к морю, оказывается выход к крупной реке, по которой осуществляется международное судоходство. Типичный пример такого коридора - выход Колумбии к Амазонке, кажущийся весьма странным «аппендиксом», из-за которого этой стране пришлось в 1932-1934 гг. воевать с Перу.

Естественные рубежи как границы . Часть государственных границ проходит по естественным рубежам - горным хребтам, рекам, озёрам (как правило, по их геометрической середине).

Если река часто меняет свое русло, между государствами, расположенными на разных её берегах, как правило, возникают территориальные приграничные споры. Если естественный рубеж труднопреодолим, например высокие горы, то по разные стороны от него располагаются довольно различные этносы, и такие границы являются устойчивыми и стабильными.

В ряде старых стран Европы государственные границы формировались в соответствии с границами расселения этнических групп. В XX в. поводом к пересмотру границ часто была защита народов, оказавшихся в меньшинстве на территории государства с доминированием другого этноса. Так, в Европе в XX в. главными конфликтными районами были Эльзас и Лотарингия (на границе Германии и Франции), Силезия (на границе Польши и Германии), Румынская Трансильвания, населённая венграми, Косово (сербская территория, населённая албанцами) и др.

Спорные границы между Танзанией и Малави

    Существующая граница между Танзанией и Малави, установленная соглашением 1890 г. между Германией и Великобританией, которым принадлежали территории этих современных государств, проходит по восточному побережью озера Ньяса вплоть до реки Рувума, а затем по медианной линии. Положение границы фактически лишает Танзанию выхода к озеру Ньяса. Однако по действующему ныне международному праву граница должна проходить по медианной линии, на чём и настаивает Танзания.

Рис. 55. Граница между Малави и Танзанией

Гибралтар - колония Великобритании на территории Испании

    Гибралтар - принадлежащий Великобритании полуанклав на юге Пиренейского полуострова на территории Испании с чрезвычайно выгодным геополитическим положением, площадью всего 6,5 км 2 и населением 28,9 тыс. человек - перешёл во владение английской короны в 1713 г. по Утрехтскому договору. По договору Англии передавалась только сама Гибралтарская скала «как военная база, а не как колония, город, замок, порт, защитные сооружения и крепость в состоянии на 1704 г. без юрисдикции над территорией и без права какой-либо коммуникации наземным путём с соседствующей страной, с которой запрещена также всякая торговля». Перешеек, соединяющий скалу с материком, остался за Испанией. Однако постепенно англичане стали его заселять и использовать, в 1935 г. там был построен аэропорт и перешеек фактически стал английским.

    Великобритания не имела права передавать или продавать Гибралтар третьему государству. В случае отказа Великобритании от этой территории она автоматически возвращается Испании. Но в последнее время в правительственных кругах Гибралтара всё чаще обсуждается вопрос о возможности получения независимости, что, по мнению испанской стороны, невозможно. В 1956 г. Комитет ООН по деколонизации признал, что вопрос Гибралтара - это вопрос не о самоопределении территории, а о восстановлении целостности Испании, которое должно происходить с соблюдением прав и интересов населения колонии и путём двусторонних переговоров.

    В 1967 г. в Гибралтаре был проведён референдум, на котором население проголосовало за сохранение существующего статуса. Тем не менее в 1969 г. Гибралтар получил конституцию, предусматривающую должность губернатора, премьер-министра, единую палату собрания в составе 15 избираемых членов, а также спикера, генерального прокурора, министра финансов и министра по вопросам развития. В преамбуле конституции говорится, что Великобритания не будет вести никаких переговоров о передаче Гибралтара без согласия его населения.

    В настоящее время Гибралтар стал удобной офшорной зоной, поистине «налоговым раем»: здесь не действует большинство британских налогов.

    Кроме «отмывания денег», Гибралтар используется как транзитный пункт по продвижению в Европу контрабандных товаров (сигарет и наркотиков) и нелегальных иммигрантов из Африки.

    В 1987 г. заключён испано-английский договор о совместном использовании аэропорта. Однако этому воспротивилось правительство Гибралтара: жители Гибралтара могли попасть в Европу только через Лондон самолётом или морем, полётов в Испанию и через испанское воздушное пространство не было.

    В 2000 г. подписан новый договор, определяющий административный статус спорной территории. Отныне на территории Гибралтара могут действовать выгодные для него законы ЕС (в частности, по либерализации межрегиональных воздушных сообщений), взаимоотношения Гибралтара с ЕС или любым его членом должны происходить под юрисдикцией Великобритании. Теперь интересы этой территории должна представлять сама Великобритания, а не власти Гибралтара. В то же время Испания согласилась признавать удостоверения личности гибралтарцев, которые теперь будут действительны на всём пространстве ЕС при условии, что на них будет отметка не только «Гибралтар», но и «Великобритания».

По религиозному принципу бывшая Британская Индия в 1947 г. была разделена на Индию и Западный и Восточный Пакистан (ныне соответственно Индия, Пакистан и Бангладеш). Границы между бывшими колониальными государствами обладают наибольшей степенью конфликтности, поскольку, как правило, проходят по условно выбранным линиям, часто разрезая ареалы проживания этнических групп.

Особую остроту проблема границ приобрела в Африке, где большая их часть проведена в соответствии с соглашениями между бывшими метрополиями без учёта интереса новообразованных государств (рис. 55).

Большинство территориальных конфликтов современности связано с проблемой границ.

Государственная граница - линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета.

Теория исследований границ называется лимология - одно из направлений политической географии.

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Государственная граница на суше - линия, отделяющая территорию одного государства от другого. Такие линии определяются этими сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград - гор, рек, озер, морей и т. д. Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки. Примером может служить карта Африки. Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам.

Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям. По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин. На несудоходных реках и ручьях границы проводятся либо по середине реки, либо по середине ее главного рукава. Так как речные границы подвержены изменениям, в договорах иногда такие ситуации обговаривают (договоры СССР с Венгрией, Польшей, Румынией и Финляндией), либо устанавливают границу, независимо ни от каких будущих изменений. На пограничных озерах и водоемах границу устанавливают прямыми линиями, соединяющими выходы государственной границы к берегам водоема.

Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль.

Исключениями являются нейтральные международные реки (Дунай),нейтральные международные проливы (Гибралтарский, Ла-Манш, Магелланов), международные каналы (Суэцкий, Панамский - нейтральные, а также Кильский и Коринфский), исторические заливы - территория конкретного государства (Гудзонов залив - территория Канады, Варангер-фьорд - Hорвегии).

Воздушная граница - воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через линии сухопутной и водной границ. Высотный предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 90–110 километров.

Появление понятия

Возникновение понятия «государственная граница» связывают с возникновением института государства. Границы определяли территорию, которую государь охранял и расширял, эта территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государя. Как неизбежное следствие, вслед за оформлением государств, следовало разграничение территорий, границы которых защищались с помощью силы. В отличие от современного мира, находящегося в рамках международного права, границы не были четкими и определенными, они часто пересматривались по итогам военных действий.

Существенный вклад в институционализацию границ в эпоху феодальной раздробленности внесло взимание таможенных платежей за транзит по территории государства/княжества.

Развитие понятий в русском языке

Термин «граница» начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV века. В договорной грамоте Новгорода с Ливонским орденом от 28 января 1323 года говорится: «чтобы у каждого осталась его граница, как это исстари было». Однако понятие «государственная граница » оказывается зафиксированным гораздо позже - в конце XVIII - начале XIX века.

К концу первой четверти XVIII века на Руси сформировалась терминология организационных структур, обеспечивающих защиту и охрану границ государства: «застава», «засада», «караул», «станица», «стража», «таможня».

В 1847 году в «Словаре церковно-славянскаго и русскаго языка» «граница» определяется как «пределъ, рубежъ, отделяющий одну землю от другой. Границы государства. Старинное то же, что грань, порубежный знакъ». Здесь присутствует и термин «пограничник», старинное «граничник».

Определение линии границы

В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитация и демаркация.

Делимитация (от лат. delimitatio - установление границ) включает в себя составление подробного описания прохождения линии границы (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т. д.) и нанесение линии на карту.

«С сих пор Восточная граница между двумя Государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней с рекою Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на Север) реки Амура, принадлежат Российскому Государству, а земли, лежащие на правом берегу (на Юг), до устья реки Уссури, принадлежат Китайскому Государству. Далее от устья реки Уссури до озера Хинкай (Ханка) граничная линия идет по рекам Уссури и Сунгача. Земли, лежащие по Восточному (правому) берегу реки, принадлежат Российскому Государству, а по Западному (левому) - Китайскому Государству. Затем граничная между двумя Государствами линия, от истока реки Сунгача, пересекает озеро Хинкай и идет к реке Бэлэн-хэ (Тур), от устья же сей последней, по горному хребту, к устью реки Хубиту (Хубту), а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчунь и морем, до реки Ту-мынь-дзян. Здесь также земли, лежащие на Востоке, принадлежат Российскому Государству, а на Западе Китайскому. Граничная линия упирается вреку Ту-мынь-дзян на двадцать китайских верст (ли), выше впадения ее в море» . Текст Пекинского договора, который позволил возникнуть разногласиям между Россией и Китаем, осложнившимся вооруженным конфликтом из-за отсутствия подробного описания линии границы.

В ходе делимитации стороны согласовывают основные принципы определения и описания государственной границы: учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности, взаимопонимание и взаимоуступчивость, соответствие международным нормам, а также историческим, юридическим и географическим документам.

По завершению переговоров подписывается Соглашение (Договор) о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт. Как правило, эти договоры являются бессрочными. На этом процесс юридического оформления государственной границы завершен и стороны приступают к демаркации.

Демаркация - обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде - при помощи поплавков, буев. Работы по демаркации осуществляются смешанной комиссией из представителей граничащих государств. По итогам работ стороны подписывают протокол с подробным описанием линии прохождения границы, с картами и протоколами о каждом установленном знаке. Эти документы также являются приложениями к пограничному договору.

Редемаркация - процесс совместной проверки, при необходимости замены разрушенных или установки новый пограничных знаков.

Режим государственной границы - вопросы содержания границы, пересечения людьми и транспортными средствами, перемещение через границу товаров и животных, ведение на границе хозяйственной и промысловой деятельности, разрешение инцидентов и т. д. Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством.

Соседние государства могут заключать между собой соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска выдаются в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной территории, в случаях владения недвижимостью, для свиданий с родственниками, посещений мест захоронений, исполнений религиозных обрядов и по другим уважительным причинам.

Демаркационные линии

От государственных границ стоит отличать демаркационные линии. Они появляются в результате военного конфликта и последовавшего за ним перемирия. В прошлом веке такие линии появились, разделяя на два государства Корею в1949году и Вьетнам в 1954 году. Линия перемирия была проведена также в Индокитае и в Палестине.

Ни одна из сторон не рассматривает эту линию в качестве государственной границы. Обычно линия разделяет вооруженные силы сторон конфликта. Вдоль нее устанавливаются демилитаризованные зоны .

Непривычные границы

Границами Италии окружены два маленьких государства - Ватикан и Сан-Марино. Граница Ватикана представляет собой высокую средневековую крепостную стену длиной 3,2 километра с несколькими воротами, которые обязательно закрываются на ночь. Граница Сан-Маринопредставляетсобой въезд- арку с мачтой и с надписью «Benvenuti nell’ antica terra della liberta» (Добро пожаловать на античную землю свободы!).

В 2000 году был открыт мост через пролив ›ресунд - рукотворная сухопутная граница между Швецией и Данией.

Княжество Монако своих границ и таможни не имеет.

В некоторых случаях по различным причинам границы разделяют напополам не только народы, но и города. Так было с Берлином до воссоединения двух Германий, так живут и многие другие города.

Для большинства недавно разделенных городов характерно нарушение их нормальной жизнедеятельности и хозяйства: часто у них был один источник водозабора, единая транспортная система, возможно, одна коммунальная инфраструктура, общие коммунальные службы.

Разделенный город Валга/Валка расположен на границе Эстонии и Латвии. Валга и Валка являлись единым городом с самого начала существования (1286). В нем проживали эстонцы и латыши. В1920 году, когда Эстония и Латвия получили независимость, город Валга/Валка был разделен, в границах СССР вновь слит и вновь разделен в 1991 году.

На территории Эстонии, на границе с Россией, есть еще один похожий город- Нарва. Российская часть города по другую сторону реки называется Ивангород. Граница также проходит посередине плотины водохранилища, что существенно затрудняет ее обслуживание.

Через плотину прошла государственная граница Узбекистана и Туркменистана.

Киргизия и Узбекистан после распада СССР разделили город Кара-Суу по каналу: граница проходит через базар. На одном берегу канала - киргизская часть торжища, на другом - узбекская. Город в Узбекистане назывался Ильичевск, а недавно переименован в Карасу.

На границе Чехословакии и ФРГ был разделен не только город Железна Руда/Айзенштайн, но пополам был поделен единственный вокзал.

Российско-украинская граница проходит как раз по улице Дружбы народов, расположенной на территории сросшихся городков Чертково и Меловое. Напополам здесь разделен мясоперерабатывающий комбинат, который де юре принадлежит России. Когда в 2000 году здесь определяли линию границы, то поделили пополам даже дома.

Разделенный город Хапаранда/Торнио расположен на границе Швеции и Финляндии на Полярном круге. Торнио был основан в 1621 году, когда Финляндия принадлежала Швеции. В 1809 году, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, и она отошла России, между Швецией и Финляндией была проведена граница. Граница была определена не по этническому, а по территориальному принципу вдоль реки Торне. В1821 году рядом с Торнио со стороны Швеции был основан город Хапаранда.

В 1918 году Финляндия получила независимость. Граница все еще существовала, и на разных берегах реки финский язык уже несколько отличался. К концу Второй мировой войны северная часть Финляндии была полностью разрушена, в то время как соседняя шведская территория оказалось нетронутой. Неравенство жизненных стандартов людей по разные стороны границы было очевидным. Это расхождение привело к уменьшению контактов между двумя городами.

В городах проживают три крупные этнические группы: шведы, финны и торнедалингары (tornedalingar). В Торнио живут лишь финны, в то время как в Хапаранда ситуация более сложная. Большинство жителей Хапаранда называет себя шведами, включая tornedalingar, но около 30 процентов населения являются этническими финнами. 25 процентов населения все еще имеют финское гражданство. Большая группа финнов переселилась в Хапаранда относительно недавно из других районов Швеции, где многие работали еще с семидесятых годов. Люди, которые называют себя tornedalingar, также говорят по-фински, хотя некоторые из них полагают, что говорят на собственном языке. Tornedalingar - выходцы из Финляндии, исторически они долго были оторваны от других финнов. Сегодня они считают себя шведами, но имеют свой язык и культуру и приводят доводы в пользу особого социального и политического положения.

В течение последнего десятилетия административная и политическая граница между Хапаранда и Торнио практически исчезла. С 1994 года Финляндия и Швеция являются членами Европейского Союза, и хотя некоторые ограничения по пересечению границы формально еще существуют, однако и люди и товары могут пересекать границу свободно.

Открытые границы?

Большинство стран ЕС входят в Шенгенскую зону, внутри которой существует полная свобода передвижения граждан. Шенгенские соглашения представляют собой совокупность двух документов: Соглашения об отмене визового контроля на внутренних границах и Конвенции о порядке вступления этого Соглашения в силу. Оба документа действуют с марта 1995 года.

Последними к соглашениям присоединились в 2001 году Норвегия, Исландия (не входят в ЕС), Швеция, Дания и Финляндия.

Внешняя граница любой страны-участницы является общей внешней границей всей этой группы государств. Однако у каждой страны остается собственный визовый режим пограничный контроль. Это положение плохо сказывается на перспективах союза как свободного безопасного пространства.

Так, например, Испания на протяжении многих лет имела безвизовое соглашение с Колумбией. Под нажимом ЕС в апреле прошлого года она прекратила его действие. Вопрос о полной унификации визового режима и пограничного контроля сейчас включен в тему обсуждения саммитов ЕС.

В июле 2000 года Германия временно вышла из зоны Шенгенского соглашения. Этот шаг был связан с визитом иранского президента. Затем в июле прошлого года Австрия и Италия временно вышли из зоны на неделю - на время прохождения Европейского экономического саммита и во время встречи G7 в Генуе; Австрия ввела пограничный и таможенный контроль в аэропортах и на границах с Германией и Италией, а Италия - только в аэропортах.

Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА Территория государства - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями территории государства являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства.

Сухопутная территория государства включает материковую часть государства, острова, анклавы.

Анклав - часть территории данного государства, со всех сторон окруженная территорией других государств и не имеющая выхода к морю.

К водной территории государства относятся воды рек, озер, искусственных водохранилищ и водных путей, расположенных в пределах территории государства, а также морских внутренних и территориальных вод, омывающих побережье данного государства.

В подземную территорию государства входят недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.

Воздушная территория государства - воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства.

Объектами, прировненными к территории государства, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, носящие флаг или отличительные знаки данного государства, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, принадлежащие государству и находящиеся вне пределов его территории (в открытом море, космосе).

НЕ ОТНОСЯТСЯ к территории государства открытые моря, Антарктида, Арктика, воздушные пространства над ними и космическое пространство, Луна и другие небесные тела.

Территориальные воды - территориальное море, морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод - 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км). Регион регулируется внутренним законодательством и Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г.

Особый статус установлен для континентального шельфа и экономической зоны . Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию "своего шельфа", но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию. На долю подводных месторождений (шельфовая добыча) приходится около 40% всей добычи нефти. Шельф и дно океана богаты также железом, медью, марганцем, никелем, кобальтом и другими элементами.

Задачи и тесты по теме "Территория государства"

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.



Поделиться