Требования охраны труда в аварийных ситуациях. Порядок действий при аварийных ситуациях на производстве Правила безопасности при возникновении аварийной ситуации

5.1. При обнаружении во время работы любых неисправностей оборудования необходимо прекратить работу, заглушить двигатель и доложить об этом непосредственному руководителю.

5.2. При обнаружении опасности, угрожающей жизни и здоровью людей, работник обязан немедленно:

Прекратить работу;

Оповестить об опасности всех находящихся рядом людей (при возможности помочь эвакуации людей);

По кратчайшему маршруту, покинуть опасную зону, (по возможности закрыть доступ в эту зону);

Сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю.

5.3. При внезапном ухудшении здоровья, работник обязан прекратить работу, поставить в известность о случившемся руководителя любого подразделения и обратиться в медпункт.

5.4. При землетрясении немедленно покинуть здание и отойти от строений на безопасное расстояние. Не находиться вблизи линий электропередач, кабельных трасс.

5.5. При ураганном ветре укрыться в здании, не подходить к оконным проёмам, остерегаться ранений осколками стекла.

5.6. В случае аварии необходимо:

Немедленно сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю, а в их отсутствии диспетчеру завода т.73-11, 73-17;

Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации;

Оградить аварийное место, при не возможности ограждения выставить, наблюдающего;

Место аварии (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии) сохранить до начала расследования. В случае невозможности ее сохранения необходимо зафиксировать сложившуюся обстановку (нарисовать схему расположения оборудования, механизмов, людей и др.).

5.7. При происшествии несчастного случая на производстве работник обязан:

Организовать первую доврачебную помощь. Вызвать медицинского работника т.73-12, 74-12 или организовать доставку пострадавшего в медицинское учреждение;

Немедленно сообщать о несчастном случае непосредственному или вышестоящему руководителю, а в их отсутствии диспетчеру завода т.73-11, 73-17;

Принять меры по предупреждению развития травмирующего фактора. При поражении электрическим током принять меры к скорейшему освобождению пострадавшего от действия тока;

5.8. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.):

Немедленно сообщить о пожаре по телефону 9-01, диспетчеру завода по телефону т.73-11, 73-17 или 112 (с мобильного телефона). При сообщении необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию;

Сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю о пожаре;

Оповестить о пожаре людей, находящихся поблизости голосом или с помощью ручных пожарных извещателей и принять необходимые меры для эвакуации всех людей из здания (из опасной зоны);

Приступить к тушению пожара, используя первичные средства пожаротушения. К тушению следует приступать только в случае, если нет угрозы для жизни и здоровья и существует возможность в случае необходимости покинуть опасную зону;

В случае если пожар не удалось потушить в кратчайшее время имеющимися первичными средствами пожаротушения – покинуть помещение (опасную зону), при этом плотно закрыть окна и двери (при наличии).

5.9. В случае вынужденной остановки на уклоне водитель должен заглушить (отключить) двигатель, затормозить автопогрузчик стояночным тормозом и поставить упоры под колеса со стороны уклона.

5.10. При вынужденной остановке, автопогрузчик должен быть отведен на обочину или на край проезжей части дороги и на расстоянии 15 - 30 м позади него должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

5.11. Буксировка неисправного автопогрузчика в ремонт производится совместно с ремонтным персоналом.

5.12. При неисправности тормозов и рулевого управления автопогрузчик должен транспортироваться к месту ремонта способом частичной погрузки со скоростью не более 3 км/ч.

От аварийных ситуаций нельзя застраховать ни одно предприятие. Залогом безопасных условий труда и единственным способом избежать аварии является технологическая дисциплина. Помимо этого, администрация каждого предприятия обязана обеспечить персонал базовыми сведениями по соблюдению техники безопасности.

Где чаще всего возникают аварийные ситуации

Аварийные ситуации часто возникают на территории логистических компаний, где задействовано большое количество передвигающихся механизмов. Транспортные средства пассажирского и грузового назначения, сосредоточенные на ограниченной площадке, могут стать источником ЧП.

Кроме того, на многих современных производствах используются вещества, имеющие агрессивную структуру. Сотрудники химических предприятий вынуждены контактировать с ядовитыми и даже взрывоопасными веществами.

Иногда авария происходит из-за того, что производственные мощности распределены настолько нерационально, что на отдельных участках локализуется огромное количество энергетических объектов, что очень опасно.

Наконец, требования охраны труда в аварийных ситуациях особо регламентируют поведение руководства и персонала в случаях возгораний, которые могут возникнуть на любом производстве.

Значение инструктажей по технике безопасности для минимизации последствий аварий

Минимизировать последствия аварии или техногенные катастрофы можно только в том случае, если в коллективе заранее проводились практические занятия по отработке навыков . Причем важны не только теоретические, но и практические занятия, поскольку при возникновении аварийной ситуации потребуется максимальная собранность всего персонала. Именно для этого администрация планирует и отрабатывает план эвакуации людей на случай ЧП.

Одной из основных обязанностей работодателя является разработка плана локализации и ликвидации опасной ситуации. В условиях, когда пламя отвоевывает метр за метром в офисе, только спланированные заранее действия и отработанные навыки блокировки очага возгорания могут спасти не только материальное имущество, но и жизни людей.

Не всем хватает выдержки и самообладания вовремя техногенной катастрофы. Поэтому сконцентрироваться на самом главном в этом случае, значит, вспомнить все рекомендации инструкторов на обучающих и практических занятиях.

Помимо теоретических и практических занятий, большую помощь во время возникновения аварий оказывает визуальная информация. Яркие таблички с указанием плана эвакуации могут стать решающим фактором, когда в коллективе уже царит паника. Они помогают организовать персонал и направлять поток передвижения людей в заданном направлении.

Что делать при аварийной ситуации, связанной с возгоранием

Прежде всего, на производстве должна функционировать система оповещения. Когда отрабатывается учебная тревога, то она начинается с проверки звуковых сигналов. С их помощью можно не только оповестить персонал о возгорании, но и организовать его действия.

На пожар необходимо реагировать без промедления. Однако это возможно только в том случае, если сотрудники заранее прошли обучение - как, какими средствами можно потушить огонь. Прежде всего, в зоне доступа должны находиться огнетушители последнего поколения. Самыми эффективными являются углекислотные модели.

Они способны тушить устойчивое пламя, которое распространяется даже без доступа воздуха. Например, на железнодорожном или муниципальном транспорте в черте города эти приборы незаменимы. Кроме того, они обязательно устанавливаются близ электроустановок под высоким напряжением, а также на производствах, технологические процессы которых предполагают использование газообразных и взрывчатых веществ.

Их конструкция и мощность таковы, что один небольшой баллон способен обезопасить целый этаж: локализовать пламя и минимизировать выработку дыма. Если работодатель организовал заранее инструктаж по использованию углекислотных огнетушителей, то последствия аварийной ситуации, связанной с возгоранием, могут быть самыми минимальными.

Если возгорание имеет место в открытом пространстве, то необходимо активировать водозаборные точки, которые в обычном состоянии являются законсервированными. У пожарной бригады, приехавшей по вызову, должен быть открытый доступ к ним. Кроме того, нельзя забывать о таком распространенном способе тушения возгорания, как обычный песок.

На многих предприятиях с советских времен имеются специальные стенды, на которых размещаются багры, лопаты и прочие подручные средства. Они до сих пор могут соперничать с самыми новейшими средствами тушения огня, поскольку помогают локализовать возгорание.

Любой инструктаж по противопожарной безопасности учит людей правильно перемещаться в задымленном помещении. Эти сведения могут помочь выбраться из аварийного очага. В частности, инструкторы учат передвигаться либо ползком, либо низко нагнувшись к полу, поскольку продукты горения распространяются, прежде всего, верхней части. Как правило, у самого пола остатки чистого воздуха сохраняются максимально долго.

Согласно правилам поведения во время пожара, необходимо закрыть дыхательные пути плотной тканью. Если случилось самое страшное, и на ком-то из сотрудников загорелась одежда, то его надо немедленно накрыть любой тканью, блокируя доступ воздуха к огню. Фатальная ошибка в этом случае - позволить бежать человеку, на котором горит одежда. В этом случае он будет весь охвачен огнем.

Аварийные ситуации, связанные с возгоранием, относятся к самым тяжелым. Именно в этой области отмечается самое большое число человеческих жертв. Поэтому помимо индивидуальных и общественных средств защиты по всему периметру должны быть сосредоточены кнопки сигнализации. Именно при пожарной аварийной ситуации как никогда актуальна необходимость быстрого и четкого оповещения.

Требования безопасности в аварийных ситуациях, связанных с возгоранием, предписывают следующие действия:

  • немедленно прекратить технологический процесс;
  • сообщить в службу противопожарной безопасности об инциденте;
  • дать сигнал тревоги по предприятию;
  • начать эвакуацию (причем выводить людей надо не только из того помещения, где констатировано возгорание, но и из близлежащих кабинетов, а также из тех, на которые огонь может распространиться);
  • приступить к локализации возгорания имеющимися на предприятии средствами.

При этом администрация должна сразу же выделить должностное лицо, которое обязано встретить пожарную дружину и проинформировать о масштабах возгорания. Во избежание паники и хаоса, пожарная бригада должна контактировать именно с данным должностным лицом (или лицами).

Аварийная ситуация при работе с электричеством – порядок действий

Согласно требованиям безопасности в аварийных ситуациях, охране труда должно уделяться особое внимание руководства. Готовиться к аварии надо задолго до возникновения ЧП. Персонал должен проходить соответствующий инструктаж по грамотной эксплуатации электрооборудования. Он предполагает не только правильное управление оборудованием.

Инструктаж включает в себя правила поведения персона в том случае, если оборудование дает сбой. Обученные сотрудники действуют четко и слаженно. Часто обрыв в сети и последствия удается локализовать самостоятельно до вызова бригады спасателей или пожарных.

На рабочем месте может произойти аварийная ситуация, связанная с перепадом напряжения в электромагистрали. Ее может спровоцировать и замыкание в сети (оно часто становится причиной возгорания).

Кроме того, аварийная ситуация может возникнуть также в результате стихийного бедствия (как его следствие). Например, разрыв или повреждение электромагистрали приводят к человеческим жертвам или к травмам высокой степени серьезности.

На производстве при выполнении профессиональных задач могут возникнуть ЧП следующего характера:

  • ожоги электричеством;
  • ранения разной степени сложности;
  • общее поражение током.

Первый сотрудник, который выявляет угрозу создания чрезвычайной ситуации, обязан сиюминутно отключить оборудование и распространить по цеху или иному рабочему участку команду «Стоп». На предварительных инструктажах, связанных с авариями из-за электричества, персонал учат реагировать мгновенно на «Стоп». Данная команда обязательна для всех.

При обнаружении неисправности в центральной магистрали или на каком-то участке оборудования следует оповестить начальника участка или диспетчера.

Если электроустановка воспламенилась, масштаб дальнейшей катастрофы зависит от того, как быстро будет отключено оборудование. Следующим действием является оповещение пожарной охраны. Но еще до приезда пожарных в ход должны пойти углекислотные огнетушители. Правила использования их должны отрабатываться на предварительном инструктаже.

Если же установлен факт поражения рабочего током, прежде всего, необходимо блокировать воздействие электроэнергии на него. При освобождении пострадавшего от контакта с токоведущими элементами, следует использовать диэлектрические средства предохранения.

Если есть возможность, то желательно аварийную ситуацию сохранить именно в том виде, в каком она возникла. Впоследствии это позволит комиссии, расследующей чрезвычайные, несчастные и аварийные ситуации на производстве, установить максимально объективную картину и выявить виновных.

Однако если чрезвычайная ситуация имеет тенденцию к распространению, то сохранять общую картину без изменений не только бессмысленно, но и преступно. Впоследствии непринятие мер к локализации повреждений может быть расценено как халатность. В частности, это касается неиспользования углекислотных огнетушителей в то время, как доступ к ним был свободен.

Аварийная ситуация во время погрузо-разгрузочных работ

Практически на каждом производстве ежедневно сотрудники передвигают какие-то грузы. Эта работа связана с перемещением тяжестей, поэтому травмоопасные и аварийные ситуации в этой сфере случаются достаточно часто.

Существует статистика, согласно которой, аварийные ситуации возникают из-за:

  • дисфункции грузозахватных механизмов;
  • поломки инструментария, предназначенного для подъема коробок с материалами или продукцией на высоту;
  • падения рабочих платформ;
  • падения стеллажей в складских помещениях;
  • поломки крюков грузозахватных приспособлений;
  • неисправности стремянок.

Чрезвычайные аварийные ситуации, связанные с погрузо-разгрузочными работами, имеют тяжелые последствия. Они характеризуются получением тяжелых травм и переломов.

Часто это объясняется низким качеством или нерегулярностью предварительных инструктажей. Например, обнаружив, что стремянка поломана, рабочие пытаются первым делом спрыгнуть с нее. Правила безопасности запрещают это делать.

Более того, на практических занятиях разрабатывается комплекс действий в этом случае. Даже покинуть поврежденную стремянку или стеллаж можно с минимальными последствиями для организма. Ответственность за проведение предварительных инструктажей возлагается на администрацию.

Если на производстве имеет место аварийная ситуация, необходимо, прежде всего, отключить оборудование и распространить команду «Стоп». К пострадавшему сотруднику немедленно вызывается бригада Скорой помощи или сотрудник местного медпункта.

Однако еще до прибытия специалистов необходимо оказать правила первой помощи. Они предписывают, прежде всего, обездвижить пострадавшего в аварии сотрудника. Если есть возможность, то обстановку на участке, где произошла авария, желательно сохранить нетронутой. Это позволит впоследствии определить степень вины каждого участника чрезвычайной ситуации.

Аварийная ситуация в помещениях с газами

Любой газ, используемый на производстве, представляет собой опасность для персонала. Поэтому обращение с любыми газами строго регламентируется и подлежит определенным правилам.

При проведении технологических работ ситуация считается аварийной, если:

  • в помещении появляется загазованность;
  • произошло обморожение углекислым газом;
  • произошло обморожение хладагентом-22.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях на производстве предписывают:

Кроме того, в экстремальной ситуации администрация должна назначить должностное лицо, которое встретит сотрудников аварийной службы газового хозяйства. Именно этот сотрудник будет координировать вызванных специалистов во избежание паники и разобщенных действий.

Последствия аварийных ситуаций в помещении с газами бывают достаточно тяжелыми. В частности, особенно болезненно обморожение углекислым газом.

Правила предписывает выполнить в этом случае комплекс мероприятий:

  • интенсивно растереть обмороженный участок сухой тканью до покраснения;
  • обработать участок спиртом;
  • наложить стерильный бинт.

В аварийных ситуациях, спровоцированных использованием газов, часто не удается сохранить объективную картину нетронутой, поскольку все действия персонала направлены именно на устранение причины аварии: выветривание газа обеспечение интенсивной вентиляции помещения.

Что делать при возникновении аварийной ситуации на высоте

К верхолазным причисляется комплекс работ, который осуществляется на 5 м от земли. Сам факт выполнения таких работ содержит в себе потенциальную опасность. Поэтому к механизмам, которые обеспечивают удерживание рабочих на заданном уровне, и к помещениям, где ведутся работы, предъявляются особые требования.

Существует также целый ряд , которые предписывают выполнять на высоте только ту работу, которая предусмотрена трудовым распорядком. Наконец, к верхолазным работам не допускаются несовершеннолетние лица.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях при работе на высоте предписывают следующие действия:

  • прекратить все работы;
  • поставить в известность руководство о нештатной ситуации;
  • при обнаружении задымления на высоте сообщить в пожарную охрану;
  • обесточить электропитание;
  • начать эвакуацию людей.

Для того чтобы эвакуация персонала, находящегося на высоте, выполнялась быстро и четко, администрация обязана обеспечить свободный доступ к запасным выходам. Кроме того, каждый из них должен быть обозначен визуально.

Если же в результате аварийной ситуации, связанной с проведением работ на высоте, произошел несчастный случай, и кто-то из персонала пострадал, ему необходимо оказать первичную медицинскую помощь и обеспечить транспортировку в госпиталь или больницу.

Кроме того, должен быть выполнен комплекс мероприятий по недопущению развития аварийной ситуации дальше. Для того чтобы комиссия по расследованию аварийной ситуации могла зафиксировать все обстоятельства, желательно оставить обстановку нетронутой до приезда специалистов.

Таким образом, умение блокировать травмирующие факторы и минимизировать общую опасность в момент какой-либо аварии на производстве означает готовность администрации к любой нештатной ситуации.

При возникновении аварийной ситуации работник обязан прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру (бригадиру) и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.

Работники, находящиеся вблизи по сигналу тревоги, обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранении аварийной ситуации.

При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.

При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану и руководителю работ, а затем приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

При пользовании пенными (углекислотными, порошкообразными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять в сторону людей. При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть платком или другим материалом и промыть раствором соды.

При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В, не допускается подводить раструб ближе 1 метра до электроустановки и пламени.

Внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, а второй по команде раскатывающего рукав открывает кран.

При пользовании кошмой при тушении пламени накрывать его кошмой следует так, чтобы огонь из-под нее не попал на тушащего человека.

При тушении пламени песком совок, лопату и т.п. не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.

Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети или других частей, находящихся под напряжением.

При обнаружении посторонних подозрительных предметов запрещается осуществлять какие-либо действия с ними. Необходимо изолировать доступ к ним окружающих и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), работникам правоохранительных органов.

Действия работников по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах .

Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность.

Последовательность оказания первой помощи:

1. устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.), оценить состояние пострадавшего;

2. определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;

3. выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение и т.д.);

4. поддержать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;

5. вызвать скорую мед. помощь или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

17. Работники, связанные с движением поездов, должны знать и четко выполнять правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом.

В случае опасности, угрожающей поезду с ВМ (горение букс, излом оси, сход железнодорожного подвижного состава, возгорание вагона или груза и другое), локомотивные и кондукторские бригады, лица, осуществляющие охрану и сопровождение грузов, ДСП станций, а также другие работники, связанные с приемом, отправлением, пропуском и обслуживанием поездов, обязаны принять все зависящие от них меры к его остановке и ликвидации опасности.

Следование поезда с вагонами, имеющими неисправности, выявленные средствами автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава и его ходовых частей, запрещается.

18. В указанных в пункте 17 настоящего приложения случаях, происшедших на перегоне, машинист поезда или главный кондуктор, если он сопровождает поезд, обязаны немедленно сообщить об этом ДНЦ или ДСП ближайшей станции для принятия мер. При этом, в случае аварии (сходе железнодорожного подвижного состава и тому подобное), пожара – сообщить об их обстоятельствах, наличии и расположении в составе поезда вагонов с ВМ и другими опасными грузами, передать номера аварийных карточек (указанных на оборотной стороне дорожной ведомости) или содержание аварийных карточек (в случае, когда они приложены к перевозочным документам). На электрифицированных участках ДНЦ, получив это сообщение, при необходимости должен дать указание энергодиспетчеру о снятии напряжения с контактной сети. Машинист поезда или главный кондуктор обязаны исходя из создавшейся обстановки осуществлять возможные меры по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий, руководствуясь командами ДНЦ, требованиями должностной инструкции, аварийных карточек, указаниями специалистов, сопровождающих ВМ и другие опасные грузы.

ДСП станции, получив сообщение машиниста поезда об аварии, должен полностью передать его содержание ДНЦ и действовать в соответствии с его указаниями.

19. При обнаружении в движущемся поезде с ВМ возгорания какого-либо груза или железнодорожного подвижного состава поезд должен быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, представляющих угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды, повреждения тоннелей, мостов, жилых и станционных зданий, складов, находящегося на путях железнодорожного подвижного состава.

После остановки поезда локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими или охраняющими ВМ, обязаны немедленно произвести отцепку горящих вагонов и отвод их от другого железнодорожного подвижного состава, предварительно закрепив в установленном порядке оставшуюся часть состава и, с учетом особенностей данного груза до прибытия пожарной помощи принять возможные меры к ликвидации пожара в соответствии с требованиями, предусмотренными инструкцией владельца инфраструктуры по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

20. При возникновении аварийной ситуации с ВМ в пределах железнодорожной станции ДСП станции обязан сообщить о случившемся ДНЦ и начальнику железнодорожной станции и установить возможность и условия дальнейшего пропуска поездов, производства маневровой работы и при необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.

В случае возникновения пожара в вагоне, не загруженном ВМ, или в рядом расположенном здании, сооружении, обустройстве вагоны с ВМ должны быть удалены из зоны пожара на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м.

21. Обо всех происшествиях с такими поездами и вагонами ДНЦ обязан сообщить уполномоченному представителю владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования и совместно с ними незамедлительно принять меры к быстрейшей ликвидации последствий аварийных ситуаций.

22. Другие действия по осуществлению мер безопасности и ликвидации последствий аварийных ситуаций с ВМ должны проводиться исходя из создавшейся обстановки согласно правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15.


Минимальные нормы прикрытия в поездах и при маневрах для вагонов, загруженных опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами)

Условия, при которых требуется прикрытие Число вагонов прикрытия
по схеме А по схеме Б
От ведущего локомотива: всех крытых специализированных вагонов с ВМ (независимо от вида тяги и топлива) ……….………………………………..…. платформ и полувагонов с ВМ от: паровоза на твердом топливе ……………….……………………. других видов локомотивов ……………………….………………. От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании ……………………………………..……………… От вагонов, занятых личным составом эшелона ……………...... От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов и других механизмов на железнодорожном ходу) с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны …………………………….………. От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1) ……………………… От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1 …………………………………………………………………... От порожних цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов ………….……………………………………..….. От вагонов с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199 ……………………………………………………….. От вагонов с прочими ВМ ………………………………….…….. От платформ и полувагонов с лесоматериалами, стальными и железобетонными балками, рельсами, трубами и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров ………………………………… От паровоза на твердом топливе, тепловоза (паровоза) при маневрах и при подаче (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути ………………………………………………………………… Запрещается

Примечание: 1. Схема А применяется для вагонов с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199.

Для того, чтобы не допустить травматизма и заболевания работников, принимающих участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами, они еще до начала работ должны быть четко, в полном объеме проинструктированы ответственным лицом. В основу материалов инструктажа по безопасности ведения работ лиц, привлеченных к ликвидации аварийной ситуации, должны быть положены Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, приведенные в них материалы аварийных карт, другие инструкции и правила. Правила безопасности являются обязательными для всех лиц, осуществляющих ликвидацию последствий аварийной ситуаций с опасными грузами.

Меры безопасности при возникновении аварийной ситуации должны проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.). Они предусмотрены и Правилами перевозок опасных грузов. Осуществление мер безопасности при ликвидации последствий аварийных ситуаций производится по согласованию с сопровождающими опасный груз проводниками или конкретными специалистами и при их участии.

Управления (отделения) железных дорог привлекают специалистов и аварийные службы, пожарные подразделения населенных пунктов региона, близлежащих предприятий и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекают невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). На место аварийной ситуации, исходя из конкретной обстановки, высылают железнодорожный пожарный и восстановительный поезда. В состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов.

Лица, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и обучены правилам пользования ими. Они обязаны владеть навыками оказания первой помощи пострадавшим.

Первая доврачебная помощь оказывается вне очага поражения. Если первая помощь оказывается пострадавшим, которые получили отравление высокотоксичным веществом, спасатели должны пользоваться соответствующими средствами индивидуальной зашиты, указанными в аварийной карточке.

Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках.

Аварийная карточка—документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке магистральным железнодорожным транспортом.

Групповая аварийная карточка — документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия тех же работников по ликвидации последствий аварийных ситуаций, но не с конкретным опасным грузом, а с определенной группой грузов, обладающих аналогичными показателями транспортной опасности. При этом по характеру необходимые действия с каждым из них в аварийной ситуации совпадают или различаются незначительно.

Аварийная карточка содержит следующие указания:

По применению средств индивидуальной защиты;

По действиям при аварийной ситуации (утечке, разливе, россыпи, пожаре);

По нейтрализации;

По мерам первой помощи.

Алфавитный указатель, помещенный в приложении к «Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам», содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.

Ответственные лица должны определить границы опасной зоны, проведя санитарно-химическую разведку очага аварии и ее динамический контроль; принять меры по ее ограждению и оцеплению (охране); оценить пожарную обстановку и угрозу взрыва; организовать оказание медицинской помощи подвергшимся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов и т. д.; выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки; организовать медицинское обеспечение.

Работники санэпиднадзора обязаны в зависимости от характера аварии (взрыв, пожар, сход, опрокидывание подвижного состава, разлив, утечка или рассыпание химических веществ), вида груза и количества разлитого (рассыпанного) вещества, его химических свойств (токсичности или другой опасности для человека) организовать:

Контроль за безопасным ведением работ;

Лабораторный контроль эффективности обеззараживания (дегазации) территории;

Лабораторный контроль качества обеззараживания транспортных средств и механизмов.

Средства индивидуальной защиты, применявшиеся при ликвидации аварийных ситуаций, должны направляться на проверку для установления возможности их дальнейшего использования.

Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем и другие объекты природной среды не разрешается. Они могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии специальных разрешений.

Без применения искробезопасного инструмента запрещается проведение работ по подъему и ремонту подвижного состава, содержащего взрывчатые материалы, воспламеняющиеся газы, легковоспламеняющиеся и горючие грузы.

При необходимости освещения фронта работ должны использоваться осветительные устройства во взрывозащищенном исполнении.



Поделиться