Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности. Системная концепция обеспечения безопасности объектов Безопасности объектов могут стать основной

Во времена постоянных кризисов, в жестких условиях конкурентной борьбы в капиталистической модели экономики очень важно обеспечить охрану своих сотрудников, объектов собственности, производственных мощностей и рабочих процессов внутри организации. В гостиничной, ресторанной и развлекательной отрасли к этому добавляется безопасность посетителей.

Эти задачи успешно решаются с помощью современных охранных систем, приобретенных у проверенных разработчиков и установленных квалифицированными специалистами. Эффективная стратегия безопасности любого объекта включает в себя обширный комплекс мероприятий, которые детально учитывают актуальные риски и противопоставляют им продуманные технические решения.

Главным элементом любой системы безопасности являются физические преграды по периметру объекта. Высокие заборы, прочные ворота, надежные двери и замки значительно усложняют задачу всем любителям несанкционированного доступа. Если дело касается отдельно стоящего здания, тогда необходимо поставить защиту на окна. Все элементы физической защиты надо регулярно проверять и проводить их профилактическое техобслуживание.

Один из самых эффективных элементов системы внутренней безопасности - это распределение прав доступа на те или иные участки охраняемого объекта. Это касается персонала, транспорта, оборудования и различных грузов.

При планировании СКУД необходимо грамотно разделить весь объект на отдельные участки, чтобы оптимально расположить контролируемые точки доступа. На небольших объектах вполне хватит и бумажных пропусков, а вот на больщих (аэропортах, вокзалах, гостиницах с интенсивным движением посетителей) рекомендуется внедрить систеиу электронных пропусков, например, на основе карт доступа с инфракрасной идентификацией.

Наличие видеокамер как по периметру, так и внутри объекта - это существенный фактор, способный отпугнуть большинство злоумышленников. Современные системы видеомониторинга предоставляют широкие возможности для наблюдения не только за безопасностью, но и за рабочими процессами на объекте. При этом можно использовать любой гаджет, подключаемый к внутренней охранной сети, - компьютер, мобильник, планшет и т.д.

Для сокращения расходов совсем не обязательно нанимать большой штат охранников для визуального круглосуточного наблюдения. Современные системы интеллектуальной видеоаналитики гораздо лучше справляются с этой задачей, стоит учитывать также чисто человеческий фактор.

Применение сканеров движения на инфракрасных лучах может значительно сузить масштабы целенаправленного наблюдения, активируя видеокартинку только в момент происхождения каких-либо событий. Это существенно облегчает задачу сотрудникам охранной службы, при этом снижаются нагрузки на канал передачи данных, а также значительно экономится место на носителях, хранящих архивные видеозаписи.

ДРУГИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Средства уничтожения информации

При разработке охранных систем часто не принимают во внимание такой важный аспект, как правильное уничтожение данных, которое предписано базовыми правилами информационной безопасности. Если секретные сведения окажутся у преступников, ущерб может оказаться катастрофическим. Поэтому необходимо передавать носители информации в руки организаций, работающих в сфере уничтожения архивов по евростандарту EN151713, который гарантирует невозможность восстановления данных.

Услуги консультантов по безопасности и выбор поставщика

У каждого объекта есть как чисто отраслевые особенности, так и своя внутренняя специфика. На основе этого создается детальная картина рисков и потенциальных угроз. Любые решения в процессе разработки стратегии безопасности надо принимать компетентно и взвешенно. Для этого, несомненно, надо обратится к профессиональным консультантам, которые объяснят основные принципы построения эффективных охранных систем и помогут заказчику с выбором оптимального варианта.

Не менее важно постоянно тестировать систему безопасности и при необходимости корректировать комплекс охранных мероприятий, действующих на объекте.

Очевидно, что к подбору фирмы-поставщика охранных систем надо относится не менее щепетильно, чем к выбору бизнес-партнеров. Солидная и надежная компания-поставщик отличается обширным послужным списком, неукоснительно соблюдает сроки и условия договоров, а также постоянно участвует в профессиональных выставках технических достижений в сфере безопасности.

© 2010-2020 г.г.. Все права защищены.
Материалы, представленные на сайте, имеют ознакомительно-информационный характер и не могут использоваться в качестве руководящих документов

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 940
"Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьей 7 Федерального законатранспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

2. Установить, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

3. Установить, что уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) либо руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 664 оперативных штабов в морских районах (бассейнах) (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

4. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Юридический институт

_____________________________________________________________________________

Реферат на тему

”Виды безопасности”

Выполнил:

Москва 2010

Безопасность - состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Существуют следующие виды безопасноси:

· Экологическая безопасность

· Национальная безопасность

· Промышленная безопасность

· Пожарная безопасность

· Информационная безопасность

· Экономическая безопасность

· Военная безопасность

· Внутренняя безопасность

· Внешняя безопасность

· Национальная безопасность

Экологическая безопасность - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку (Хоружая, 2002, Козин, Петровский, 2005). Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Система ЭБ - это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека:

· Комплексная экологическая оценка территории

· Экологический мониторинг

· Управленческие решения

Методы обеспечения ЭБ :

· Методы контроля качества окружающей среды:

Методы измерений - строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

Биологические методы - качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

· Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

· Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

· Методы управления качеством окружающей среды.

Национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность включает в себя :

Государственную безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

Общественную безопасность - понятие, выраженноя в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

Техногенную безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;

Экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

Экономическую безопасность

Энергетическую безопасность

Информационную безопасность

Безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

Защиту государственного строя;

Защиту общественного строя;

Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

Обеспечение политической и экономической независимости нации;

Обеспечение здоровья нации;

Охрана общественного порядка;

Борьба с преступностью.

Обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы обеспечивающие национальную безопасность - Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Промышленная безопасность , промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Промышленная безопасность не является составной частью охраны труда. Можно сказать, что это пересекающиеся множества. Основная цель промышленной безопасности - отсутствие и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Основная цель охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников. Т.е. вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может приченен без аварий.

Пожарная безопасность - состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Общие требования для предотвращения пожара.

Пожар невозможен ни при каких обстоятельствах, если исключается контакт источника зажигания с горючим материалом (исходя из этого принципа разрабатываются разделы правил пожарной безопасности, направленные на предотвращение и тушение пожаров).

Если потенциальный источник зажигания и горючую среду невозможно полностью исключить из технологического процесса, то данное оборудование или помещение, в котором оно размещено, должно быть надежно защищено автоматическими средствами:

Аварийное отключение оборудования.

Различные сигнализации.

Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информациипредставляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо:

Выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;

Учесть требования национального и международного Законодательства;

Использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;

Определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;

Распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;

На базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;

Реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;

Реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);

Используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.

Как видно из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно всё остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.

Экономическая безопасность или финансовая безопасность - это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя:

Сохранение платежеспособности

Планирование будущих денежных потоков экономического субъекта

Безопасность занятости

В макроэкономике экономическая безопасность - такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов.

Военная безопасность - важнейшая составная часть общей проблемы обеспечения национальной безопасности России. Она вытекает как из нового геополитического положения РФ, так и из складывающейся ситуации в Мире.
Военная безопасность - защищенность личности, общества и государства от военных угроз; состояние когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности.
Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты:
* внешние аспекты - отражают способность сдерживать военную силу извне или противодействовать ей;
* внутренние аспекты – охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны.

Внутренняя безопасность - это безопасность внутри страны. В России существует; коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стоны населения. Появилось, то, чего раньше не было - массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги. «БИЧ» России - это конечно коррупция и воровство. Воруют много и многие, в том числе, лица находящиеся на руководящих постах страны.

Как необходимый этап

В аналитической статье Л.Г. Пинчука, главного специалиста научно-исследовательского отдела РНЦ "Курчатовский институт" "Анализ уязвимости -ключ к построению эффективной системы охраны объектов" и совместной публикации Ю.А.Оленина, генерального директора НИКИРЭТ ГУП "СНПО Элерон" и С.Ф.Алтухова, заслуженного конструктора РФ "К вопросу о кате-горировании объектов с позиций охранной безопасности" поднимались и были достаточно подробно проанализированы эти вопросы. Обе статьи опубликованы в журнале (№ 30 1999). В первом случае анализ уязвимости рассматривался как необходимый этап в создании эффективной системы охраны и ставил целью установление возможных последствий воздействия нарушителей на элементы объекта, оценку показателей уязвимости объекта (эффективности охраны), выявление слабых мест и недостатков существующей системы охраны или рассматриваемых проектных вариантов системы, а в итоге должен был служить выбору наилучшего варианта системы охраны объекта.

  • разработку модели нарушителей;

В аналитической статье значительное место отводилось созданию модели нарушителей и категорирова-нию особо важных зон. Отмечалось, что модель нарушителя допускает разную степень детализации, но в целом она должна определять:

  • цели, которые могут преследовать нарушители каждой категории, возможный количественный состав, используемые инструменты, принадлежности, оснащение, оружие и проч.;

Следует учитывать, отмечалось в аналитической статье, как внешних нарушителей, проникающих на территорию, в зоны, здания и помещения объекта извне, так и внутренних, т.е. злоумышленников из числа штатного персонала объекта или из числа посетителей, имеющих принцип. возможность легальным путем получить пропуск либо допуск на объект. Важно также предусмотреть принцип. возможность сговора и совместных действий внешних и внутренних нарушителей.

Алгоритм выбора

Зоны следует разделить по категориям ущерба и для каждой определить требуемуюстепень защиты или нормативные показатели уязвимости. Как альтернатива допускается задание общих требований к построению системы охраны и к характеристикам ее элементов.

К показателям уязвимости объекта и его особо важных зон автор относит степень уязвимости в порядковой шкале оценок (высокая, средняя, низкая) или вероятность успешного воздействия нарушителей в вероятностной шкале. Для оценки показателей уязвимости (эффективности) используются методы математического моделирования, для чего разрабатываются специальные модели и методики.

По результатам анализа уязвимости объекта разрабатываются проектные варианты системы охраны, для которых повторяются оценки анализа уязвимости. В итоге с учетом стоимостных и ресурсных ограничений осуществляется выбор реализуемой системы охраны.

Высказывается мнение о том, что существующие документы, задающие требования по оборудованию объектов средствами охраны (МВД, других ведомств), имеют в основном характер общих практических рекомендаций, не позволяющих прямо оценивать конечный эффект от их реализации на конкретном объекте.

С этим утверждением трудно не согласиться. Известные документы ГУВО МВД России носят именно такой характер, хотя имеют в определенной мере решающее значение при приеме объектов под наблюдение подразделениями вневедомственной охраны.

Три принципа и три цели защиты

Во второй аналитической статье рассматривались основные положения концепции обеспечения комплексной и охранной безопасности важных объектов РФ. Суть концепции была представлена в претворении в жизнь трех принципов:

  • определение целей (предметов) защиты (кого и что защищать);
  • определение и оценка угроз (от кого защищать);
  • разработка и реализация адекватных мер защиты (как защищать).

Отмечалось, что на охраняемом объекте существуют три цели защиты:

  • люди (персонал объекта, население прилегающей территории);
  • имущество (оборудование, ценности, документация);
  • информация (конфиденциальная, служебная, коммерческая).

Именно цели защиты образуют пространство угроз.

В обобщенном виде к ним относятся:

  • чрезвычайная ситуация (авария, пожар, наводнение, разрушение, массовые инфекционные заболевания и отравления людей и т.п.);
  • хищение (утрата) имущества;
  • несанкционированный съем информации, содержащей коммерческую или служебную тайну.

Система обеспечения комплексной безопасности объекта должна быть сформирована для эффективного противостояния перечисленным угрозам путем принятия адекватных мер защиты.

Для этого должны создаваться и надежно функционировать следующие подсистемы безопасности:

  • система защиты объекта при чрезвычайных ситуациях;
  • система физической защиты (охранной безопасности);
  • система информационной безопасности.

Из всех угроз самыми критичными являются чрезвычайные ситуации, но в современных условиях особую опасность представляют всевозможные действия нарушителей, которые могут нанести непоправимый ущерб жизни людей.

Вооружен и весьма опасен?

Для других допускается задержание нарушителя осуществлять после совершения им акций хищения, а в некоторых случаях даже после того, как он покинул территорию объекта. Совершенно очевидно, что силы охраны объектов в этих случаях имеют неодинаковый запас времени для нейтрализации преступника. Основными источниками (причинами) возникновения ЧС на объектах, кроме природных и техногенных, являются злоумышленные несанкционированные действия (НСД) нарушителей.

СОБ должна предусматривать единый комплекс организационных и инженерно-технических мер по защите объекта от НСД нарушителей (террористов, диверсантов, экстремистов).

Эффективность СОБ объекта характеризует ее способность противостоять принятым угрозам (реализации нарушителем злонамеренных акций) и зависит от организации системы охраны и степени или уровня защищенности объекта инженерно-техническими средствами. Очевидно, что уровень защищенности не одинаков для различных по назначению объектов и допускается разное отношение к нарушителю.

Разница в тактике действий сил охраны при возможных видах угроз должна учитываться в цикле создания системы обеспечения безопасности объекта.

Классификация угроз

Подробная классификация угроз при определении конкретных требований к безопасности представлена в аналитической статье С.И. Козьминых и А.К. Крахмалева, начальника НИЦ и начальника отдела НИЦ "Охрана" ГУВО МВД России "Вопросы интеграции технических средств безопасности" (№ 31. 2000).

В аналитической статье представлена схема угроз предпринимательской деятельности. В качестве источника угроз, по мнению авторов, способен выступать человек, и природа и техногенная среда (то, что создано человеком, включая и информацию).

Классификация угроз представлена в виде физ., информационных, экономических и юр. (последние две только в деятельности человека).

Для рассмотрения интересны физические и информационные угрозы. Оба вида могут быть преднамеренными и непреднамеренными угрозами.

К информационным преднамеренным угрозам авторы причисляют внутренние (пользователи и разработчики программного обеспечения) и внешние угрозы. К непреднамеренным - некомпетентность пользователя, ошибки при разработке программного обеспечения, халатность и отказы технических средств.

цикл борьбы с угрозами может быть представлен тремя этапами: предотвращение, обнаружение и ликвидация последствий угроз.

Предотвращение угроз для систем охраны - это техническая укрепленность объекта.

Для обнаружения угроз может служить охранная и пожарная сигнализация.

Ликвидация последствий угроз - дело соответствующих служб, например служб безопасности или пожарной охраны.

Обеспечение эффективной безопасности предполагает решение проблем моделирования угроз, их количественной и качественной оценки с учетом сложности структурно-функционального построения системы безопасности, ее элементов, и данных о внешних воздействиях естественного и искусственного происхождения.

Особое внимание в аналитической статье уделено выбору математических методов исследования моделей угроз. При построении модели подчеркивается необходимость учитывать, что угрозы безопасности носят вероятностный характер и имеют высокую степень априорной неопределенности.

При оценке угроз безопасности предлагаются:

  • теория надежности для описания угроз, создаваемых техническими средствами (сбои, отказы, ошибки и т.д.);
  • математическая статистика для описания естественных угроз (природные явления, стихийные бедствия и т.д.);
  • теория вероятности для описания угроз, создаваемых людьми по небрежности, халатности и т.д.);
  • экспертные методы для описания умышленных угроз.

Рассматривая основное назначение интегрированной системы безопасности (ИСБ) как борьбу с угрозами различного характера, авторы считают возможным в качестве одного из комплексных критериев оценки эфф. ИСБ использовать количественный показатель, связанный с числом угроз, защиту от которых она может обеспечить.

Появление угроз нового характера (экономических, информационных, юр. и других) требует включения в ИСБ дополнительных средств и подсистем для защиты от данного вида угроз.

В аналитической статье известного эксперта В.В. Волхонского "Системы безопасности: комплексные, интегрированные, объединенные" (№ 33) в качестве основных функций систем безопасности названы:

  • поддержание безопасного состояния (жизнедеятельности) объекта;
  • предотвращение угроз;
  • обнаружение угроз;
  • противодействие угрозам и их ликвидация.

Вновь в качестве исходных данных для формирования систем безопасности рассматриваются возможные виды угроз и условия противостояния им.

Находясь в пространстве угроз

На необходимость учета угроз при создании систем охранной безопасности указывается в аналитической статье А.В. Николаева, старшего научного сотрудника НИИТЦ ФПС России "Классификация военных объектов по уровню защищенности техническими средствами охраны" (№ 39. 2001).

Суть концепции создания охранной безопасности состоит в определении целей защиты и угроз потенциального нарушителя и, как следствие, в разработке адекватных мер по защите и охране объектов.


Цели защиты на военных объектах образуют пространство угроз, которые могут быть скрытыми (хищение, диверсия) и открытыми (вывод из строя техники и вооружения, вооруженное нападение, разграбление).

Определение целей защиты и угроз нарушителя необходимо в разработке модели НСД нарушителя.

К основным характеристикам модели относятся:

  • возможные каналы проникновения на объект;
  • вероятные способы преодоления технических средств защиты (ТСЗ) и охраны (ТСО);
  • информированность и подготовленность, численность и оснащенность нарушителей.

Уровень защищенности не может быть одинаковым для различных по назначению объектов, вследствие чего автор предлагает ввести их классификацию по группам. В качестве основного критерия в определении категории объекта здесь выступает вид и концентрация целей защиты.

Для каждой группы объектов следует определить основные характеристики, влияющие на показатель защищенности объекта:

  • количество каналов и способов проникновения;
  • количество рубежей защиты и охраны;
  • вероятности обнаружения нарушителей техническими средствами, установленными на рубежах охраны, их надежность.

Автор обосновывает утверждение о том, что, зная модель НСД нарушителя и основные характеристики защищенности, легче с помощью математических методов выбрать не только оптимальный состав ТСЗ и ТСО, но и выдвигать требования по времени задержания нарушителя для каждого уровня защищенности.

Найти и обезвредить

На фоне увеличения количества террористических актов особенно актуальными становятся задачи защиты особо важных промышленных объектов. Именно эта тема обсуждается в аналитической статье экспертов С.Ф. Алаухова и В.Я. Коцерубы "Вопросы создания систем физической защиты для крупных промышленных объектов" (№ 41).

В публикации анализируется структурная схема типовой системы физической защиты (СФЗ) и предлагаются критерии оценки ее эффективности.

Основным показателем эфф. СФЗ является вероятность пресечения злонамеренной акции нарушителей Рпер. Этот показатель -функция нескольких переменных - и определяется как произведение вероятностей выполнения каждой из основных составляющих СФЗ.

При определенных упрощениях и допущениях можно рассматривать показатель эфф. СФЗ как вероятность перехвата нарушителей силами охраны - Рпер.

Показатель Рпер. способен дать ответ на вопрос: с какой вероятностью и при каких условиях силы охраны успевают перехватить вторгающегося на объект нарушителя до совершения им злонамеренной акции?

Строгая формулировка и реализация задачи упреждения и перехвата нарушителя до совершения им злонамеренной акции корректна при защите особо важных объектов, на которых акции нарушителей чреваты нанесением невосполнимого ущерба.

Оценка показателя Рпер. основана на сравнении времени действий нарушителя и сил охраны с учетом характеристик составных частей комплекса инженерно-технических средств охраны и осуществляется, с использованием ПЭВМ и специального про грамм но-математического обеспечения. При этом учитываются прогнозируемые характеристики моделей угроз и исполнителей (нарушителей) угроз, вероятности обнаружения нарушителя с помощью технических средств, варианты тактики ответных действий сил охраны, временные параметры (время задержки продвижения нарушителя физическими барьерами, время реакции охраны и др.).

Авторы, ссылаясь на многолетний опыт создания и эксплуатации СФЗ на особо важных объектах, утверждают, что показатель Рпер. вправе считаться достаточно объективным количественным показателем эфф. систем охраны.

В складывающейся на данный момент обстановке увеличения вероятности проведения террористических актов на объектах общественного, гражданского назначения этот опыт может быть использован с учетом прогнозирования возможных угроз.

Угрозы и прогнозы

Задача и возможности прогнозирования угроз сформулированы в обзоре В.А. Минаева, посвященном итогам круглого стола в рамках VII Международного форума "Технологии безо-пасности-2002" (статья "Интегрированные системы безопасности на объектах с различным структурным построением"(№ 44. 2002).

В публикации приведено выступление С.А.Ткаченко (НПФ "Сигма"), в котором освещены достижения специалистов фирмы и в этом вопросе.

Отмечено, что с целью снижения вероятности ошибок при проектировании автоматизированной системы обеспечения и жизнедеятельности объекта специалистами фирмы разработаны научнообоснованная методика и программное обеспечение, позволяющее проводить:

  • анализ возможных и наиболее вероятных угроз (т.е. условий, факторов, и субъектов, от которых способна исходить опасность для нормальной деятельности или существования объекта) и оценку степени и масштаба опасности;
  • прогнозирование наиболее вероятных вариантов развития чрезвычайной ситуации;
  • разработку концепции обеспечения безопасности и поддержания заданного уровня жизнедеятельности конкретного объекта, учитывающую возможные меры по предотвращению нежелательного развития ситуации или по снижению степени (масштаба) опасности.

По этому поводу стоит отметить, что, к сожалению, имеющиеся интеллектуальные технологии и результаты их реализации не получили широкого распространения и далеко не везде взяты на вооружение. Как результат - их ограниченное применение при формировании систем комплексной безопасности.

Чтобы атом оставался мирным

И вновь о работах по созданию систем охраны важных государственных административных и промышленных объектов. Среди них особое место занимают объекты атомной энергетики. Именно для них рассматриваются возможные угрозы и принципы построения систем противостояния в аналитической статье экспертов Е.Г. Соколова и Е.Е. Соколова "Основные принципы построения современных комплексов технических средств охраны" (№ 43).

Они отмечают основные (целевые) функции системы ФЗ в виде:

  • предупреждения несанкционированного доступа (НСД);
  • обнаружения несанкционированных действий;
  • пресечения несанкционированных действий;
  • задержания лиц, участвующих в совершении (способствующих совершению) несанкционированных действий.

Комплекс технических средств обязан поддерживать необходимый уровень эфф. для выбранных моделей нарушителей, маршрутов движения, предполагаемых способов совершения несанкционированных действий и т.д., значит реализовать принцип равнопрочности.

Равнопрочность должна обеспечиваться с точки зрения:

  • обнаружения попытки совершения НСД;
  • предотвращения и/или пресечения НСД;
  • блокирования нарушителей;
  • исключения утечки информации.

Другим существенным моментом, по мнению авторов, является принцип адаптивности, который заключается в том, что при проектировании комплекса важно предусмотреть принцип. возможность совершенствования его в случае необходимости внесения изменений и уточнений, связанных с:

  • угрозами и моделями нарушителей;
  • конфигурацией объекта, границами охраняемых зон и рубежей охраны;
  • видами и способами охраны;
  • условиями размещения предметов физической защиты.

Обращается особое внимание на необходимость соответствия оговоренным угрозам и моделям нарушителей применяемых средств и способов реализации охраны.

В последние годы серьезное внимание вопросам анализа угроз и соответственно защите объектов - в первую очередь особо важных - уделяется. Группой компаний "Иста", публикации специалистов которой не раз появлялись на страницах журнала.

Особенные особенности

Этому же вопросу посвящена статья А.Г. Зуева, президента Группы компаний "Иста" "Особенности анализа уязвимости объектов хранения ядерных материалов" (№ 46).

В материале рассматриваются только основные особенности объектов, принципиально влияющие на анализ их уязвимости.

Первой является множество потенциальных целей на каждом потенциально опасном объекте, которые представляют интерес для нарушителей.

Второй особенностью, которая должна быть учтена при моделировании, является принцип. возможность перемещения ядерных материалов на территории объекта.

Третьей особенностью, увеличивающей размерность задачи, которую также необходимо учесть при анализе, остается различие типов нарушителей, среди которых наиболее вероятными и опасными для таких объектов являются диверсионно-террористические группы, группы хорошо подготовленных внешних нарушителей, и сговор первой и второй групп с внутренним нарушителем.

Четвертая важная особенность, которая должна быть принята во внимание при моделировании - тактика нарушителя.

Пятой особенностью объектов хранения ядерных материалов должно стать адекватное отображение состояния системы физической защиты (СФЗ).

В аналитической статье приведены варианты решения задач с учетом перечисленных важнейших факторов, увеличивающих размерность задачи.

Компьютерная программа, реализующая учет этих, и и так же целого ряда факторов, должна производить интенсивный поиск и оценку наиболее уязвимых для объекта маршрутов достижения каждой из целей нарушителем. При этом желательно, чтобы изменение состояния моделируемой системы по любому из факторов не приводило к необходимости радикального изменения математической модели.

Работы, проведенные специалистами Группы компаний "Иста", позволили предложить на последней выставке "Технологии безопасности" новые услуги: проведение анализа уязвимости объектов при создании и модернизации систем безопасности.

В результате анализа уязвимости будут получены:

  • перечень угроз, ранжированный по степени опасности;
  • характеристики потенциальных нарушителей: их типы, подготовленность, оснащенность, цели, задачи, мотивы, тактика действий и т.п.;
  • характер и размер возможного ущерба;
  • перечень целей защиты с определением их приоритетности;
  • категория объекта с учетом уровня потенциальных потерь;
  • критерий защищенности, определяемый категорией объекта и выраженной-выраженный в количественных (временных и вероятностных) показателях систем безопасности;
  • перечень уязвимых мест объекта и перечень мер по достижению заданного уровня защищенности.

Подобный анализ даст оценку эфф. системы безопасности после реализации соответствующих мер, что позволит сделать вывод об эфф. СФЗ объекта.

От теоретических изысканий, научных исследований и поисков специалисты перешли к конкретным практическим результатам в этом исключительно важном вопросе.

Во имя безопасности пассажиров и персонала

Крайне актуальной и интересной и в настоящее время остается статья специалиста в области обеспечения безопасности объектов транспорта П.Г. Панченко "Организация систем безопасности аэропортов" (2003. № 48). В ней определены задачи системы безопасности, комплексность решения проблем безопасности и расширенно представлены вопросы анализа уязвимости объекта.

Особенностью комплексности решения проблем безопасности являются:

  • обеспечение защиты персонала, пассажиров, представителей авиакомпаний, материальных и финансовых ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями;
  • обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования во всех режимах функционирования;
  • способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с изменениями условий функционирования аэропорта.

Комплексность достигается:

  • обеспечением соответствующего режима и охраны объектов аэропорта;
  • широким использованием технических и инженерных средств обеспечения безопасности;
  • развернутой информационно-аналитической и оперативной деятельностью.

Комплексность реализуется совокупностью правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий.

Автор статьи особо остановился на анализе уязвимости объекта. При этом в цикле выявления, анализа и прогнозирования угроз интересам объектов аэропорта учитываются объективно существующие внешние и внутренние условия. К ним автор относит:

  • нестабильность политической, социально-экономической обстановки и обострение криминогенной ситуации;
  • невыполнение законодательных актов, правовой нигилизм, отсутствие ряда законов по жизненно важным вопросам;
  • снижение моральной, психологической и производственной ответственности граждан.

В анализ уязвимости он включает:

  • разработку модели нарушений;
  • выделение и категорирование особо важных зон объекта;
  • оценку показателей уязвимости;
  • определение слабых мест и недостатков в системе охраны.

Модель нарушителя определяет:

  • категории (типы) нарушителей, которые способны воздействовать на объект;
  • цели, которые могут преследовать нарушители каждой категории, возможный количественный состав, используемые инструменты, принадлежности, оружие и проч.;
  • типовые сценарии вероятных действий нарушителей, описывающие последовательность (алгоритм) действий групп и отдельных нарушителей, способы их действий на каждом этапе.

Модель нарушителей может иметь разную степень детализации.

Сценарий воздействия нарушителей определяют классифицированные типы совершаемых нарушителями акций с конкретизацией алгоритмов и этапов, и способов действия на каждом этапе.

Модель нарушителей следует оформлять в виде отдельного документа, согласованного со всеми имеющими отношение к обеспечению охраны объекта службами и утвержденного руководством.

Анализ оценки показателя уязвимости обычно реализует перебор каким-либо образом всех возможных маршрутов нарушителей, расчет значений показателя для каждого маршрута, определение наиболее уязвимых маршрутов, точек перехватов нарушителей.

Едва ли не главное в использовании моделей - это формализация процедур оценок и анализа, снижение субъективности в оценках, ясное представление эффекта реализации конкретной системы охраны.

Проблемы и задачи

Приведенные предложения и мнения специалистов отражают подходы к формированию систем комплексной безопасности для особо важных объектов и во множественных позициях являются подобными. Для охраны таких объектов существуют разного рода ведомственные требования и инструкции по организации противостояния возможным или допустимым угрозам. Вместе с тем имеются и определенные различия, обусловленные как отношением к предполагаемым угрозам, так и к способам и методам их предупреждения и ликвидации. Анализ статей демонстрирует, что в связи со значительным осложнением обстановки, вызванным имевшими место террористическими актами, методы и способы защиты особо важных объектов могут быть распространены на объекты общественного значения.

К ним в первую очередь следует отнести школы, больницы, театры, гостиницы и т.п. В решении этого вопроса, несомненно, будут полезными и необходимыми рекомендации и инструкции, нормативные документы и государственные стандарты.

Интеллект - в каждый дом

О возможности и актуальности разработки определенных нормативов говорит Ю.В. Гольд-файн, заместитель председателя, главный инженер Москомархитектуры в аналитической статье "Интеллектуальные системы в зданиях и градостроительстве" и В.В. Гинзбург, президент компании "ЭкоПрог" в аналитической статье "Тенденции развития рынка технологий интеллектуального здания в России" (обе - 2002. № 46).

Ю.В. Гольдфайн рассматривает категорирование объектов по степени интеллектуальности и о минимальных требованиях, которые могут и должныбыть заложены в нормативы. Он отмечает, что в интеллектуальном здании должно быть предусмотрено управление системами, обеспечивающее энергоэффективную работу всего оборудования.

Управление инженерными системами пора реализовывать не только в элитных помещениях, но и в любом жилом доме.

Все элементы интеллектуального здания следует обязательно учитывать при проектировании любого типа зданий и сооружений.

В этом случае можно говорить об их градации и классе. Нормы будут определять, к какому классу фактически относится конкретное здание, каким минимумом интеллектуального оборудования должно быть снабжено, и это правило будет распространяться в том числе и на муниципальное жилье.

Служба эксплуатации, которой доверен тот или иной объект, обязана работать с определенным сертифицированным и унифицированным оборудованием.

При изучении системы безопасности интеллектуального здания возникает вопрос необходимого минимума, предусмотренного для оснащения объекта, например жилого дома.

Согласно постановлению правительства по городским строительным нормам в Москве в любом типовом доме должно выделяться помещение для консьержек, что является определенной ступенью защиты.

Другими элементами являются требования к оснащению входа в подъезд усиленными дверями и домофонами или кодовыми замками. Дальнейшее оснащение системами безопас-ности возможно по желанию заказчика. И снова, обращает внимание автор, встает вопрос о том, что не разработаны нормы, устанавливающие категорию объектов по степени интеллектуальности.

Когда категорийность станет обязательным пунктом нормативных документов, будет понятно, кто и что защищает и какими системами защиты он может пользоваться в зависимости от своего благосостояния. Естественно, заключает автор, что только интеграция усилий всех без исключения заинтересованных организаций ускорит решение данных вопросов.

Факторы, влияющие на развитие рынка технологий интеллектуального здания, перечислены в аналитической статье В.В. Гинзбурга.

Среди них отмечено, что развитие рынка ограничивается недостаточным развитием правовой базы и отсутствием должного внимания к решению вопросов стандартизации.

Нет единых стандартов

Специалисты руководствуются различными ведомственными нормативными документами, которые регулируют отдельные направления автоматизации.

В области электроснабжения, пожарной безопасности существуют требования, регламентированные строительными нормами и правилами. Взаимосвязь с другими системами эти требования отражают лишь частично.

Автор предлагает ориентировать стандарты на экономичность и более высокую эффективность за счет использования технологий интеллектуального здания, а это достигается повышением степени интеграции, стимулированием инноваций и внедрением комплексных проектов. При разработке стандартов важно оформлять в виде требований некие потребительские свойства. Предполагается сертификация подобных объектов и введение оговоренной процедуры ее оформления. Необходима стандартизация, унификация информационных протоколов для решения главной проблемы: интеграции различного оборудования.

Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности
В структурах РАО ЕЭС предпочитают "Незабудки". Системы записи диспетчерских переговоров для объектов

1. Исходные положения для разработки системной концепции обеспечения безопасности объектов охраны


В данной работе излагаются основные направления деятельности по обеспечению безопасности объектов охраны, привлекательных для преступников с различных точек зрения. Преступные посягательства могут преследовать различные цели, например:

Кражи материальных и/или информационных ценностей;

Имеющие в своей основе террористические действия, направленные на решение политических или грабительских задач, как то: разрушение объекта; захват управления функционированием объекта; информационная разведка; ограбление; внедрение членов организованных преступных формирований или групп в управленческие структуры и т.д.

Актуальность системного решения проблем и задач охранной деятельности особенно возросла в последние годы, что диктуется многими факторами, например:

В современных условиях становления новых общественных, экономических, политических, производственных и иных отношений при недостатке механизмов их правового регулирования происходит закономерный взрыв криминогенной обстановки. Резко активизируется деятельность организованных преступных структур, происходит их количественный рост, качественная техническая и методическая оснащенность, проникновение в коммерческие, государственные, в том числе и в правоохранительные органы. По информационно-аналитическим обзорам специалистов уровень преступности в ближайшие годы будет сохраняться;

Преступные действия организованных структур, направленные на захват и ограбление учреждений, на получение конфиденциальной информации о деятельности предприятий и т.д., все в большей степени подготавливаются как глубоко продуманные, технически хорошо оснащенные, смоделированные на достаточно высоком интеллектуальном и психологическом уровне акции;

По данным экспертов подготовка и проведение преступных акций в большинстве случаев осуществляются на высоком профессиональном уровне, характеризуются системным решением и часто отличаются жестокостью исполнения.

Исходя из изложенного, разработчики системной концепции обеспечения безопасности объектов в максимальной степени должны учитывать мировой и отечественный опыт, касающийся всей многогранной деятельности, организуемой по защите объектов.

Практика охранной деятельности показывает, что необходим научно обоснованный подход к решению проблем и задач охраны объектов, в особенности, если это особо важные, особо опасные объекты, объекты особого риска или объекты, содержащие большие материальные ценности.

В связи с тем, что наиболее высоким уровнем разработки систем защиты характеризуются особо опасные, особо важные, особо режимные объекты и банки, и этот опыт, безусловно, полезен для объектов многих отраслей народного хозяйства, где возможно придется работать сегодняшним студентам, в списке литературы приведены наименования соответствующих источников, опубликованных в открытой печати.

Очевидно, коль скоро действия преступников часто носят не просто ухищренный, а системно продуманный профессионалами характер, им следует противопоставить организацию и оснащение, выполненные на более высоком уровне профессионализма. Этим и объясняется необходимость разработки обобщенной системной концепции по обеспечению безопасности объектов, которая в каждом случае должна быть адаптирована к конкретному объекту, исходя из условий его функционирования, расположения, характера деятельности, географического положения, особенностей окружающей среды и обстановки и т.д. Таким образом, для каждого конкретного объекта должна разрабатываться на основе общей своя собственная концепция безопасности, исходя из положений которой разрабатывается проект оснащения объекта инженерно-техническими, специальными и программно-аппаратными средствами защиты.

Технические средства охраны, установленные на объектах охраны, должны в комплексе с силами физической охраны и системой инженерных сооружений удовлетворять современным требованиям по охране 00 от устремлений потенциального нарушителя.

Учитывая изложенное, разработчики технических средств охранной сигнализации и комплексов технических средств охраны при анализе исходных положений для определения "моделей нарушителей" должны рассматривать и такие факторы, характерные для современной жизни, как:

Наличие в свободной продаже зарубежных и отечественных изделий спецтехники;

Возможность приобретения современного вооружения;

Возможность рекрутирования организованными преступными формированиями подготовленных в силовых структурах людей;

Наличие значительных финансовых ресурсов в криминальных структурах и т.д., т.е. факторов, расширяющих возможность преступных формирований организовывать против объектов охраны преступные действия с высоким уровнем их предварительной подготовки.

Одной из центральных подсистем в системе обеспечения безопасности 00 является автоматизированная система охраны, с помощью которой реализуются практические меры по предупреждению недозволенного доступа к технике, оборудованию, материалам, документам и охране их от шпионажа в пользу конкурентов, диверсий, повреждений, хищений и других незаконных или преступных действий.

На практике действия АСО складываются из двух основных фаз: обнаружение нарушителя и его задержание.

Задачи обнаружения нарушителя и определения места его проникновения могут быть решены как с помощью патрулей из личного состава службы охраны, так и с помощью технических средств охраны. Задачи обнаружения нарушителя и контроля за состоянием безопасности охраняемых объектов решаются, главным образом, с помощью технических средств охраны и телевизионного наблюдения. Применение этих средств позволяет в разумных пределах снизить численность личного состава охраны, но при этом повысить надежность защиты объекта, увеличить оперативность в принятии мер к задержанию нарушителя.


Рис.1.1 Структура автоматизированной системы охраны


В общем случае в состав комплекса технических средств обеспечения безопасности объекта входят: технические средства охранной сигнализации; технические средства наблюдения; система контроля доступа, в литературе применяются также понятия-синонимы - система управления доступом и система контроля и управления доступом; технические средства пожарной сигнализации; технические средства обнаружения диверсионно-террористических средств и технические средства обнаружения утечки информации. В состав ТСОС входят: средства обнаружения; система сбора, обработки, отображения и документирования информации; вспомогательные устройства - системы электропитания, охранного освещения, оповещения и т.д.

Для решения задач и проблем выбора структуры и состава комплекса технических средств охраны необходимо, во-первых, проанализировать возможные варианты действий злоумышленника. Далее, для определенности, будем применять термин "нарушитель", имея в виду кого угодно, несанкционированным образом проникающего на охраняемую территорию и в его помещения, а именно: случайного, не имеющего определенных целей, человека; вора; грабителя; террориста или группы людей, вторгающихся с преступной целью. Исходя из анализа возможных действий нарушителя, составляются варианты его моделей, которые и принимаются за основополагающий фактор выбора тактики защиты объекта. Во-вторых, более углубленный или менее углубленный учет параметров моделей нарушителей осуществляется, исходя из значимости, ценности, важности объекта, т.е. требуемой категории его защиты.

Важное влияние на оценку параметров нарушителя оказывают его стартовые позиции. Условно их можно разделить на четыре группы:

Нарушитель не имеет доступа на территорию объекта и, соответственно, преодолевает все рубежи охраны;

Нарушитель имеет доступ на объект, но не имеет доступа в режимную зону;

Нарушитель имеет доступ на объект и режимную зону, но не имеет доступа к конкретным охраняемым сведениям или материальным ценностям;

Нарушитель имеет доступ на объект, в режимную зону и к конкретным охраняемым сведениям или материальным ценностям.

Следует отметить, что при более простой структуре объекта число стартовых позиций соответственно может уменьшаться.

Очевидно, что для первой группы вероятность обнаружения и сложность проникновения на объект для совершения противоправных деяний в основном определяется КТСО, а для четвертой -уровнем всей системы обеспечения безопасности, включая и состояние режимной и кадровой работы, проводимой на объекте.

По каждой из возможных угроз необходимо определять территории, подлежащие контролю, и временные интервалы их контроля.

Структурную схему передачи оператору КТСО информации о наличии нарушителя можно представить в виде, приведенном на рис. 1.2.



Наиболее опасным, с точки зрения службы безопасности объекта) является подготовленный и технически оснащенный нарушитель, способный применить для обхода ТСОС множество способов. Очевидно, модель защиты должна строиться, исходя из моделирования всех возможных действий злоумышленника.

Вероятность обезвреживания нарушителя силами физической охраны существенно зависит от характеристик ТСОС. Первая фаза - обнаружение нарушителя - определяется вероятностью обнаружения нарушителя ТСОС, периодом наработки на отказ и временем восстановления ТСОС; вторая фаза - задержание нарушителя - зависит от времени обнаружения нарушителя техническими средствами охранной сигнализации с момента его появления на объекте и периода наработки на ложное срабатывание. Последнее объясняется тем, что при ложном срабатывании силы физической охраны отвлекаются на время проверки сигнала "Тревога" и не способны провести проверку двух и более фактов сработки ТСОС одновременно. Кроме того, ложное срабатывание создает с неизбежностью стрессовую ситуацию, снижающую боеготовность сотрудников сил физической охраны на некоторый период времени, необходимый для восстановления гормонального баланса человеческого организма, а также порождает снижение бдительности из-за привыкания к факту появления ложных срабатываний.

Таким образом, при разработке проекта оборудования 00 техническими средствами охранной сигнализации помимо гаммы технических факторов необходимо учитывать факторы, определяемые поведением нарушителя.

Рассмотрим, какие требования к проекту оборудования объекта ТСОС порождаются возможными действиями нарушителя.

Возможность нарушителя найти маршрут, не блокированный СО, должна быть исключена. Для предотвращения прохода нарушителя должны быть блокированы все возможные маршруты движения нарушителя. Состояние физических преград, имеющих большую стойкость и в связи с этим не блокированных СО, должно периодически контролироваться патрулями из личного состава охраны либо - с использованием телевизионных средств наблюдения.

Для увеличения вероятности обнаружения подготовленного и технически оснащенного нарушителя комплексом технических средств охраны объекта могут организовываться полностью скрытные рубежи охраны.

С целью повышения устойчивости рубежей охраны к преодолению они должны оборудоваться СО, работающими на разных физических принципах действия, а также должна быть реализована функция дистанционного контроля. Комбинирование данных СО должно производиться по схеме М из N. Числа М и N определяются в ходе проектирования КТСО индивидуально для каждого рубежа охраны объекта.

Для предотвращения обхода нарушителем рубежа охраны путем использования ухищренных способов передвижения необходимо устанавливать несколько СО, как правило, различных физических принципов действия, рассчитанных на блокирование участка при разных способах передвижения нарушителя. Для открытых пространств скорость движения может изменяться от 0,1 до 8 м/с, способы перемещения - от движения "ползком" до движения "в рост"; для физических преград способами преодоления могут быть открывание и разрушение. Аналогично рассматриваются способы преодоления замкнутых пространств, а также стен, перекрытий и т.п.

Для предотвращения возможности имитации работы СО нарушителем соединительные линии системы сбора, обработки, отображения и документирования информации должны иметь физическую и сигнализационную защиту коммутационных шкафов, коробок и т.п. При прокладке кабелей предпочтение следует отдавать скрытой проводке в закладных устройствах, обеспечивающих дополнительное экранирование и инженерную защиту.

В настоящее время выпускается большое число ССОИ, различающихся числом подключаемых СО, структурой соединительных линий - радиальная, шлейфовая, древовидная, петлевая и другими характеристиками. Это позволяет оборудовать объект любого размера наперед заданной группы важности и/или категории защиты. Учет возможности вывода из строя ТСОС подготовленным и технически оснащенным нарушителем проводится при анализе возможных структурных схем построения ТСОС и КТСО в целом. При этом из рассмотрения должны быть исключены варианты, позволяющие замыканием шин питания или информационно-адресных шин КТСО вывести его из строя. Для современных КТСО характерно использование лучевой или древовидной структуры информационно-адресных шин, раздельного управления и автономных защитных цепей электропитания каждого канала.

Ниже рассмотрим некоторые основные требования к выбору аппаратуры ССОИ, определяемые возможностью появления подготовленного и технически оснащенного нарушителя и степенью его подготовки и оснащенности. Возможность обхода ССОИ подготовленным и технически оснащенным нарушителем учитывается при выборе способа передачи информации в ССОИ. Различают три типа аппаратно-программной реализации ССОИ:

I тип - с низкой устойчивостью к обходу;

II тип - со средней устойчивостью к обходу;

III тип - с высокой устойчивостью к обходу.

Под низкой устойчивостью ССОИ к обходу понимают такую организацию опроса СО в АСО, при которой при снятии участка с охраны состояние соединительной линии и датчика вскрытия СО со стороны АСО не контролируются.

Под средней устойчивостью понимают такую организацию опроса СО в АСО, при которой при снятии участка с охраны состояние соединительной линии и датчика вскрытия СО остаются под контролем АСО.

Под высокой устойчивостью понимают организацию опроса СО, аналогичную средней, но сообщения шифруются с использованием кода, гарантированная стойкость которого к обходу составляет десятки тысяч часов.

Для предотвращения преодоления ТСО путем оказания воздействия на оператора системы охраны или использования его негативных качеств ССОИ должна иметь режим документирования и иерархическую систему управления, т.е. оператор не должен иметь полного контроля над ССОИ, необходимого лишь при ее настройке, а в системе охраны больших объектов оператор не должен обладать и возможностью снятия некоторых участков охраны.

Для того чтобы оперативно обнаружить выход из строя составных частей КТСО, в том числе и в случае преднамеренных действий, применяется дистанционный контроль, обеспечивающий проверку работоспособности СО, соединительной линии и приемной аппаратуры ССОИ, а также повышающий устойчивость ТСОС к обходу соединительных линий и имитации работы СО.


2. Системный подход-основа методологии разработки концепции комплексного обеспечения безопасности объектов охраны


Как показали результаты многих исследований, для выработки системного решения, удовлетворяющего необходимым и достаточным условиям обеспечения надежной защиты 00 от подготовленного и технически оснащенного нарушителя, требуется полный учет не только перечисленных выше факторов, но и многих других, как то: состояние инженерных сооружений объекта, состав и уровень подготовки сил физической охраны объекта, окружение объекта, характер объекта, расположение и количество сил поддержки, состояние сетей электропитания объекта и т.д.

Многолетний опыт по созданию систем защиты объектов убеждает в безусловной необходимости разрабатывать в каждом случае системную концепцию обеспечения безопасности конкретного объекта, которая на практике предполагает комплексное взаимоувязанное решение руководством предприятия и службой безопасности ряда крупных блоков задач, как то:

1. Определение стратегии комплексной безопасности.

Здесь решаются проблемы классификации, систематизации и дифференциации угроз; определяются структура и задачи служб безопасности; разрабатываются нормативно-правовые документы, регламентирующие с позиций юриспруденции деятельность служб безопасности; на основе анализа ресурсов, технико-экономических показателей и социальных аспектов безопасности разрабатываются планы мероприятий по обеспечению безопасности объектов.

2. Обеспечение безопасности от физического проникновения на территорию и в помещения объекта. В этом блоке задач на основе анализа доступности объекта моделируются стратегия и тактика поведения потенциального нарушителя; дифференцируются зоны безопасности; на основе определения ключевых жизненно важных центров объектов разрабатываются принципы и схемы оборудования техническими средствами охранной сигнализации и телевизионного наблюдения, средствами инженерной, технической и специальной защиты рубежей охраны. Соответственно, на основе расчета тактико-технических требований выбирается состав и номенклатура технических средств.

3. Защита информации. Решение задач данного блока обеспечивается специальными методами защиты. На основе разработки принципов проверки, классификации источников информации и каналов ее утечки разрабатываются концептуальные модели защиты от утечки информации, проводятся их оценки на предмет эффективности предлагаемых этими моделями решений. Здесь решается широкая гамма задач разработки методов защиты по всем возможным каналам утечки. Разрабатывается нормативная база по защите от утечки информации. На основе моделирования возможных способов приема информации потенциальным нарушителем за пределами помещений посредством применения направленных микрофонов, лазерных средств и т.п. вырабатываются методы пассивной и активной защиты.

4. Защита от прогнозируемых к применению средств негласного контроля. Эти задачи ориентированы на модель нарушителя - сотрудника учреждения, либо на проведение контрразведывательных мероприятий, если по оперативным каналам получена информация о заинтересованности, которую проявили организованные преступные формирования к данному объекту. Здесь решается ряд специфических задач от выбора и установки средств негласного контроля до выбора организационно-режимных мер защиты от негласного контроля со стороны потенциального нарушителя. Большое внимание здесь уделяется техническим средствам дефектоскопии, автоматизации средств контроля трактов передачи информации, анализу системы демаскирующих признаков и ряду других*.

5. Защита от диверсионно-террористических средств. Задачи данной предметной области также решаются специальными методами защиты. На основе исследования, классификации и моделирования вариантов активных действий террористов, прогнозирования возможных способов доставки ДТС на территорию объекта, изучения каналов управления диверсиями и технических способов их осуществления выбирается аппаратура обнаружения ДТС, разрабатываются организационно-технические мероприятия по созданию контрольных пунктов, постов проверки, использованию меточной техники и ряд других. Разрабатываются рекомендации по выбору техники обнаружения.

6. Обеспечение безопасности в локальных вычислительных сетях и ПЭВМ, т.е. в автоматизированных системах обработки информации. Здесь на основе анализа моделей нарушителей, классификации видов угроз и видов компрометации информации разрабатывается комплексный подход к защите информации в автоматизированных информационных системах, ЛВС, серверах и ПЭВМ, соответствующая нормативно-правовая база защиты, регламентирующие документы; разрабатываются методы и способы программно-аппаратной защиты от несанкционированного доступа и копирования. Особое место занимают разработка и внедрение специальных математических и программных методов защиты операционных систем, баз данных и серверов, методов идентификации пользователей и ЭВМ, паролей, ключей и антивирусных программ. На основе определения и анализа задач СБ разрабатываются организационные меры защиты.

7. Защита систем связи. С точки зрения проведения разведывательных операций со стороны ОПФ необходимость тщательной разработки данного блока задач является чрезвычайно актуальной, ибо наиболее доступными для перехвата нарушителем информации, безусловно, являются каналы связи.

Здесь на основе классификации сетей связи разрабатываются методы оптимизации связи, криптографической защиты, защиты телефонных сетей связи. Наряду с решением проблем стандартизации защиты, создаются специальные методы и способы, обеспечивающие конфиденциальную связь.

8. Человеческий фактор в системе обеспечения безопасности. Здесь рассматривается блок задач, решаемый детективной группой службы безопасности, как то:

Разработка и реализация мероприятий по изучению лиц из числа персонала и иных лиц, в действиях которых содержатся угрозы безопасности деятельности учреждения посредством воздействия на его сотрудников, их близких и родственников;

Проверка кандидатов для приема на работу;

Разработка и реализация мероприятий по обеспечению "чистоты рук";

Организация взаимодействия и поддержание контактов с силами поддержки и/или правоохранительными органами по вопросам обеспечения безопасности и многое другое.

9. Исследование средств отечественного и зарубежного вооружения, которые могут применяться для поражения объектов. В данном блоке задач должны быть рассмотрены возможные способы и применяемые организованными преступными формированиями виды вооружения, взрывчатых или иных поражающих веществ для осуществления вооруженной акции.

Здесь на основе анализа тактико-технических характеристик традиционных и нетрадиционных средств поражения объектов должна быть дана классификация этих средств, описаны характерные признаки их поражающего действия, методы и способы их обнаружения, локализации, обезвреживания или уничтожения, а также проведена оценка эффективности систем охраны и обороны объектов.

10. Организация системы контроля доступа. Этот блок задач направлен на эффективную реализацию процедур проверки человека, пытающегося открыто проникнуть на территорию объекта, в отдельные его помещения и режимные зоны. Здесь решаются задачи идентификации - это установление тождества по совокупности общих и частных признаков и аутентификации - это установление подлинности личности.

Кроме 10 перечисленных существуют иные блоки задач, рассматривающих как общесистемные проблемы, например, определение приоритетов во взаимодействии элементов системы безопасности, так и специальные, например обеспечение пожарной безопасности. Области охранной деятельности, связанные с реализацией названных задач, чрезвычайно многогранны. В данной работе рассматриваются лишь основы теории создания технических средств охраны, с помощью которых обеспечивается защита объекта охраны от физического проникновения нарушителя, т.е. решение второго блока задач.

Взаимоувязанное решение перечисленных блоков задач системной концепции обеспечения безопасности объекта, в каждом из которых существуют свои подходы, методы и способы решения, должно обеспечить непротиворечивость и полноту принимаемых мер защиты. Только в этом случае можно говорить о выполнении необходимых и достаточных условий в деле защиты объекта от подготовленных и технически оснащенных нарушителей.

Реализация каждого из блоков задач осуществляется посредством разработки проекта, который носит индивидуальный для учреждения и объекта характер. В зависимости от категории важности объекта этот проект должен обладать соответствующими грифами секретности. Однако и для нережимных объектов охраны такой проект должен носить строго конфиденциальный характер, т.е. быть доступным строго ограниченному кругу лиц из числа сотрудников СБ и руководства.

Необходимость комплексного решения перечисленных основных блоков задач проистекает из того, что профессионализму ОПФ, безусловно, следует противопоставить организацию и оснащение, выполненные на более высоком уровне профессионализма. Однако, коль скоро абсолютной защищенности быть не может, в каждом случае проводятся сравнительные оценки затрат на защиту и возможные потери при сознательном отказе от применения несоизмеримо дорогостоящих методов и технических средств защиты.

В мировой практике уже давно используется такое понятие как система защиты, под которой подразумевается комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на выявление и противодействие различным видам угроз деятельности объекта.

Рассмотрение возможных угроз проводится по следующим основным направлениям:

Безопасность персонала: неэффективная защита может привести к ущербу здоровью или даже угрозе жизни сотрудников;

Угрозы материальным ценностям, имуществу и оборудованию;

Безопасность информации.

Существенным при оценке угроз и выборе приоритетов в системе защиты является учет международного опыта по организации охранной деятельности применительно к объектам конкретного вида, например, банков, предприятий, крупных офисов и т.д. Этот опыт берется за основу и при подготовке современных нормативов защиты. Так, например, западноевропейские фирмы - производители оборудования для систем банковской защиты придерживаются единых критериев оценки угроз, согласно которым для сейфовых комнат - хранилищ ценностей и компьютерной информации приоритеты направлений защиты следующие:

Терроризм, стихийные бедствия и аварии, пожары, наводнения, механическое разрушение;

Несанкционированный съем информации из компьютерного банка данных;

Несанкционированное проникновение в сейфовую комнату как с целью кражи ценностей, так и с целью кражи информации.

Несмотря на существенные различия в природе угроз, создание защиты от каждой из них должно идти в комплексе со всей системой. Например, несанкционированный съем информации может осуществляться дистанционно путем контроля из соседнего здания излучений от средств обработки банка данных, в котором может содержаться информация конфиденциального характера. Защитой от такого вида угрозы является экранирование аппаратуры и коммуникаций, применение специальной аппаратуры, искажающей картину электромагнитного поля излучения. Но съем информации можно проводить и с помощью специально внедренных в помещение подслушивающих устройств, как то: микрофоны, радиозакладки и т.п.. Защитой в этом случае будет поиск техники подслушивания с привлечением компетентных органов, а также строгое соблюдение режима доступа в помещение или в здание, что является защитой и от несанкционированного проникновения.

В основе разработки системы защиты объекта и организации ее функционирования лежит принцип создания последовательных рубежей, в которых угрозы должны быть своевременно обнаружены, а их распространению будут препятствовать надежные преграды. Такие рубежи должны располагаться последовательно от ограждения вокруг территории объекта до главного особо важного помещения, такого как хранилище материальных и информационных ценностей.

Защита объекта должна состоять из различного рода ограждений его периметра и специально оборудованных въездов и проходов, решеток на окнах и в дверных проемах, резервных выходов из здания, охранной сигнализации, охранного освещения и охранного теленаблюдения.

Элементы защиты всех участков объекта должны взаимодополнять друг друга. Эффективность всей системы защиты от несанкционированного проникновения будет оцениваться по максимуму времени, которое злоумышленник затратит на преодоление всех зон безопасности. За это же время должна сработать сигнализация, сотрудники охраны установят причину тревоги, примут меры к задержанию злоумышленника и вызовут подкрепление из ближайшего отделения милиции или из сил поддержки.


Таким образом, эффективность системы защиты оценивается величиной времени с момента возникновения угрозы до начала противодействия или ликвидации ее. Чем более сложная и разветвленная система защиты, тем больше времени потребуется на ее преодоление и тем больше вероятность того, что угроза будет своевременно обнаружена, определена и отражена.

Современные системы безопасности основываются на реализации комплекса мероприятий по организации физической, инженерной, технической и специальной защиты.

В общем виде укрупненная структурная схема системы обеспечения безопасности объекта представлена на рис. 1.3.

На рис. 1.3 приняты следующие обозначения:

УС - укрупненная структурная схема системы обеспечения безопасности объекта

1 - физическая защита

1.1 - объектовая и/или городская пожарная команда

1.2 - служба охраны

1.3 - наряд милиции и/или силы поддержки

1.4 - работники контрольно-пропускного поста

1.5 - операторы технических средств охраны

1.6 - тревожная группа и подвижные посты

2 - инженерная защита

2.1 - усиленные ограждающие конструкции

2.2 - усиленные двери и дверные коробки

2.3 - металлические решетки и жалюзи

2.4 - спецзамки, усиленные запоры

2.5 - сейфы повышенной стойкости

3 - техническая защита

3.1 - средства обнаружения радиоактивных средств

3.2 - средства обнаружения оружия

3.3 - система пожарной сигнализации

3.4 - система тревожного оповещения

3.5 - система контроля доступа

3.6 - охранное освещение

3.7 - переговорные устройства

3.8 - система охранной сигнализации

3.9 - источник резервного электропитания

3.10 - система телевизионного наблюдения

3.11 - средства связи

3.12- средства проверки почтовой корреспонденции

3.13- средства обнаружения взрывчатых веществ

3.14- система защиты средств ВТ и ЛВС

3.15- средства обнаружения и защиты от технических средств проникновения через инженерные коммуникации, отверстия, проёмы и т.д.

4 - специальная защита

4.1 - обеспечение требований безопасности на этапе строительства

4.2 - проведение обследования помещений на наличие устройств съема информации

4.3 - спецпроверка технических средств передачи, обработки, накопления и хранения информации

4.4 - специальные защищенные помещения для переговоров

4.5 - средства спецзащиты сетей коммуникации

Физическая защита обеспечивается службой охраны, основной задачей которой является предупреждение несанкционированного физического проникновения на территорию, в здания и помещения объекта злоумышленников и их сдерживание в течение расчетного времени.

Инженерная защита предусматривает использование усиленных дверей и дверных коробок, металлических решеток, усиленных ограждающих конструкций, усиленных запоров, сейфов повышенной стойкости.

Техническая защита включает систему охранной сигнализации, систему телевизионного наблюдения, систему тревожного оповещения, автоматизированную систему контроля доступа, переговорные устройства, средства связи, пожарной сигнализации, средства проверки почтовой корреспонденции, охранного освещения, резервного электропитания, систему дежурного и тревожного освещения.

Не лишним может оказаться и установка детекторов оружия и средств контроля радиационной обстановки на входе здания для предотвращения возможности проведения терактов.

Специальная защита обеспечивает защиту от утечки информации, представляющей особую ценность, а также проверку надежности персонала службы охраны, материально ответственных лиц и некоторых других категорий служащих.

Специальная защита состоит из комплекса организационно-технических и специальных мероприятий, предусматривающих:

Обеспечение требований безопасности на этапах проектирования, строительства и эксплуатации зданий;

Периодическое проведение специальных обследований отдельных помещений для выявления возможно установленных в них подслушивающих устройств;

Сооружение специальных технически защищенных помещений для ведения конфиденциальных переговоров и контроль работоспособности специальных средств защиты;

Проверку и защиту технических средств, используемых для передачи, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации;

Оборудование средствами защиты электросети, внутренней и городской телефонной связи и других коммуникаций систем жизнеобеспечения;

Осуществление специальных проверочных мероприятий по выявлению неблагонадежных сотрудников и лиц с психическими отклонениями.

Как показывает опыт зарубежных фирм и отечественных организаций и предприятий, нормальное, безущербное функционирование возможно лишь при системном, взаимоувязанном использовании всех вышеназванных видов защиты и четко спланированных действиях сил службы охраны по сигнальной информации, получаемой от средств системы технической защиты.

Таким образом, мы рассмотрели основные положения обобщенной системной концепции обеспечения безопасности 00.


3. Общий подход к категорированию объектов охраны


Основополагающими, определяющими выбор уровня защиты объекта, признаками являются категория важности объекта и модель нарушителя, от проникновения которого данный объект должен быть защищен.

Система охраны объекта, т.е. его периметра, территории, зданий, помещений - это сложный, многорубежный комплекс, включающий в себя физическую защиту, инженерные сооружения, технические средства охранной сигнализации, системы телевизионного наблюдения, системы контроля доступа и многое другое, что было рассмотрено в структурной схеме системы обеспечения безопасности объекта.

Создание технически высокооснащенной системы охраны -чрезвычайно дорогостоящее дело, поэтому разработчики КТСО и СБ выбирают такую конфигурацию и архитектуру КТСО, которая была бы экономически разумной. Это означает, что затраты на создание, внедрение и эксплуатацию КТСО должны быть существенно ниже, чем стоимость того, что охраняется. По некоторым оценкам эти затраты составляют около 5% основных фондов и до 25% оборотных средств в расчете на один финансовый год.

Существуют определенные методики технико-экономических обоснований выбора того или иного варианта оборудования объекта ТСОС, например. Однако очевидно, что для объектов особого риска, как например, ядерноопасных объектов, на которых проведение диверсионно-террористических актов может повлечь за собой неисчислимые бедствия, гибель людей, разрушение экологической системы целых регионов, требуются достаточные для их надежной защиты затраты.

Таким образом, абстрактно-типизированный подход к категорированию важности объектов необходим лишь для приближенной оценки возможных затрат на их оснащение инженерно-техническими, специальными и аппаратно-программными средствами защиты.

Второй аспект, влияющий на уровень затрат, т.е. в конце концов на выбор уровней защиты - это модель нарушителя. Например, очевидно, чем выше должностной статус злоумышленника, работающего на охраняемом объекте, тем выше будут затраты на создание системы безопасности, адекватной их "моделям". Поэтому следует понимать, что абсолютной защищенности объекта быть не может. Но это уже проблемы, выходящие далеко за рамки категорирования объектов, создания и применения КТСО, хотя и в определенной мере связанные с ними.

Итак, в данном изложении определение необходимых уровней защиты мы будем связывать с понятием классификации объектов по категориям важности, полагая априори, что злоумышленник является человеком "со стороны".

В первом приближении при выборе уровня защиты следует учитывать возможность обоснованного отнесения объекта к одной из четырех категорий:

Отнесение конкретных объектов к той или иной категории важности регламентируется специальным перечнем, утвержденным правительством РФ.

В относительно самостоятельных территориальных образованиях могут создаваться свои перечни объектов, дополняющие общий, исходя из требований местных условий и возможностей самостоятельного финансирования расходов по их оснащению КТСО.

Очевидно, что выбор уровня оснащения КТСО названных категорий объектов будет зависеть от многих конкретных факторов, как то: конфигурация территории, рельеф местности, географическое положение, структура расположения жизненно важных центров объекта, характер угроз и т.д.

Априори следует полагать:

1-я и 2-я категории объектов требуют высокого уровня оснащения КТСО, включения в него разнообразных ТСОС, телевизионных средств наблюдения, наличия развитой ССОИ, СКД, создания многих рубежей защиты, реализации функций автоматического определения направления движения нарушителя, состояния СО, анализа характера разрушающего действия нарушителя на КТСО и т.д.;

3-я категория объектов требует меньшего, но достаточно высокого уровня оснащения. Здесь выборочно исключается исполнение ряда функций охраны, затраты на реализацию которых заведомо выше возможных потерь от злоумышленных действий;

Следует отметить, что наряду с категорированием объектов должно применяться и категорирование помещений с организацией соответствующих "зон безопасности". Это позволит минимизировать затраты на оснащение КТСО и организацию системы защиты в целом. Выбор категории должен осуществляться исходя из значимости объекта, характера потенциальных угроз и, соответственно, "моделей" вероятных нарушителей и моделей их вероятных действий.

Приведенная классификация категорий важности объектов представляет по существу лишь укрупненно-базисный подход. В специальных разработках по этой проблеме выделяются множества подклассов, на основе чего разрабатываются идеи типизации объектов и решения соответствующих задач типизации их оснащения КТСО.

Наиболее опасной угрозой для любого объекта является угроза проведения диверсионно-террористического акта с применением диверсионно-террористических средств.

Коль скоро невозможно ставить задачу защиты всех без исключения или абсолютного большинства объектов, ибо это непосильно из-за невероятно больших затрат финансовых, материальных и людских ресурсов, принят подход, в рамках которого решаются задачи определения перечня типовых особо важных объектов народного хозяйства, МО и иных объектов. Этому подходу характерна разработка рациональных схем защиты объектов, входящих в группу риска, исходя из вероятности использования на них ДТС или их привлекательности для преступных посягательств.

Исходя из международного опыта следует, что противодействие преступности, особенно ОПФ, может осуществляться лишь на основе государственной программы борьбы с преступностью. При этом приоритетный выбор объектов для организации системной защиты определяется, исходя из оценки возможного использования на них ДТС.

Типовые особо важные объекты, как правило, принадлежат таким отраслям как энергетика, транспорт, химические и нефтехимические, наука и техника, оборонная промышленность, оборона, связь и информатизация, а также Министерствам финансов, здравоохранения, культуры и силовым структурам страны. Эти отрасли являются ключевыми для жизнеобеспечения общества и от их действенной защиты зависит жизнь, спокойствие и морально-психологическое состояние всего народа, прогрессивность движения общества, результативность экономических преобразований.

    Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО. Основы планирования мероприятиями РСЧС и ГО. Организация процесса планирования мероприятий РСЧС и ГО. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач. Организация связи и оповещения.

    Виды и характеристика важных государственных объектов. Задачи частей по охране ВГО. Охрана объектов и их характеристика. Войсковые действия по пресечению захвата, и их характеристика. Группировка сил и средств по деблокированию охраняемого объекта.

    Московский Государственный Инженерно- Физический Институт (Технический Университет) Военная кафедра Реферат на тему: "Современные ТСН"

    Исторический аспект создания водолазной службы во внутренних войсках МВД России. Понятие и структура охраны ВГО в акваториях. Служба на водных акваториях. Войсковые наряды на катерах. Действие состава войскового наряда при резком изменении обстановки.

    Понятие и виды современного терроризма, общегосударственная система противодействия ему. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами. Мероприятия по их предупреждению в режиме повседневной деятельности и повышенной готовности.

    Московский Государственный Инженерно- Физический Институт (технический университет) Военная кафедра Реферат на тему: "Анализ ТСО. Достоинства и недостатки."

    Порядок приема под охрану и оборону железнодорожных мостов, как жизненно-важного объекта и объектов коммуникаций. Организация системы охраны и построения обороны железнодорожного моста. Боевой расчет караула по охране и обороне железнодорожного моста.

    Сущность и характерные свойства чрезвычайной ситуации. Основные понятия конфликта и конфликтной ситуации. Структура системы управления в чрезвычайных и конфликтных ситуациях, органы управления в данных ситуациях, их полномочия, права и обязанности.

    1.Введение. В настоящее время все больше людей приходит к выводу, что усилий только государственных правоохранительных органов для решения такой проблемы, как охрана и обеспечение безопасности собственного дома,квартиры,дачи и другой собственности явно не достаточно.

    министерство образования российской федерации Воронежский государственный технический университет Кафедра «Системы информационной безопасности»

    Военная кафедра выполнили курсанты Лямин С.Ю. и Лаврентьев В.В. План. Общие положения. Наряд караулов. Подготовка караулов. ОРГАНИЗАЦИЯ И НЕСЕНИЕ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

    Гражданская оборона на объектах экономики. Обязанности граждан Российской Федерации по ГО. Основные режимы функционирования системы гражданской обороны. Гражданская оборона третьего тысячелетия. Роль экономистов в разработке гражданской обороны.

    Московский Инженеро – Физический Институт (технический университет) Военная кафедра Взвод №43 студент Киреев Анатолий реферат по теме «Современные ТСВ»

    Комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение высокой боевой готовности УС и его эффективного использования. Правильность использования средств связи. Обязанности должностных лиц узла связи по установлению связи.

    План ГО объекта №135: Механический завод. Утверждает: нач.ГО Согласовано: Нач. Штаба ГО Исходные данные. Объект расположен в западной части города Н. Основная продукция- машины и аппараты для легкой промышленности. Процесс производства пожароопасный. Площадь, занимаемая объектом составляет 50 Га, пл...

    Для того чтобы оценить возможные пути и способы применения электронных вычислительных машин (далее ЭВМ) для повышения эффективности работы штаба ГО, необходимо иметь четкое представление, во-первых, об объеме и содержании решаемых задач, требованиях оперативности и способах коммуникаций, и, во-вто...

    Понятие и сущность ядерного оружия, характеристика его поражающих факторов. Общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ при авариях на химически-опасных объектах. Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта.

    4 гражданская оборона Необходимо оценить устойчивость лаборатории физики твердого тела к воздействию электромагнитного импульса (ЭМИ) ядерного взрыва и предложить мероприятия по повышению устойчивости.



Поделиться