Особенности социальной защиты и поддержки населения. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения Поддержка незащищенных слоев населения

Проект был запущен фондом «Качество жизни» в 2016 году для людей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих инвалидность) при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. В 2017 году по инициативе «Янссен» проект был расширен: на базе Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева партнеры стали работать с пациентами с психиатрическими расстройствами. После прохождения специальной подготовки сотрудники больницы приняли участие в программе в качестве наставников. Предварительный отбор кандидатов для участия в программе осуществляла группа психологов, трудовых реабилитологов, дефектологов и специалистов по работе с персоналом, которые проводили групповые и индивидуальные собеседования пациентов. По результатам отбора 91 пациент получил направление на прохождение подготовки на предприятии, выбранном на собеседовании. В результате 55 пациентов получили профессиональную подготовку по одной специальности, 5 человек смогли пройти обучение по двум направлениям.

В рамках проекта проводится поэтапная трудовая реабилитация с последующей интеграцией в социум и сопровождением в условиях реального производства. 10 предприятий стали партнерами программы, предоставив пациентам с психиатрическими расстройствами (преимущественно шизофренического спектра, не имеющих инвалидность) трудовые условия для прохождения профессиональной подготовки. По результатам проекта 60 пациентов успешно прошли стажировку, четыре участника получили предложение о трудоустройстве с места прохождения практики. Два пациента смогли самостоятельно устроиться на работу после получения профессиональной подготовки.

Проект «Первый опыт», направленный на профессиональную реабилитацию и подготовку по различным специальностям пациентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с психиатрическими расстройствами, реализуемый при поддержке «Янссен», фармацевтического подразделения «Джонсон & Джонсон», получил награду в категории «Проекты в поддержку социально незащищенных слоев населения» конкурса «Лучшие социальные проекты России» в 2018 году.

О благотворительном фонде «Качество жизни»

Межрегиональный общественный благотворительный фонд «Качество жизни» основан в 2000 году. Фонд реализует социальные программы и проекты научно-исследовательского и практического характера, направленные на оказание помощи социально незащищенным категориям граждан и повышение качества их жизни. Приоритетные направления деятельности Фонда: профессиональная реабилитация и содействие трудоустройству людей с инвалидностью на открытом рынке труда; медико-социальная реабилитация и интеграция в общество взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержка их семей; содействие адаптации представителей старшего поколения в социальной среде и адресная помощь пожилым людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.

  1. Малоимущим гражданам вне зависимости от состава семьи.
  2. Людям, ставшим заложниками трудных жизненных ситуаций (выявление тяжелого заболевания, необходимость приобретения дорогостоящего препарата или медицинского изделия, наступление чрезвычайной ситуации, приведшей к существенным материальным потерям).

Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена

Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Социальная поддержка уязвимых семей Сергеева Екатерина Александровна

Состояние социальной поддержки уязвимых семей в регионах и на территориях Российской Федерации определяется результатами воздействия целого ряда факторов как общегосударственного, так и регионального масштаба. С одной стороны, приток финансовых средств в страну, обусловленный благоприятной внешнеэкономической конъюнктурной, рост экономических показателей, укрепление национальной валюты и повышение заработной платы, пенсионных и других выплат — это процессы, стимулировавшие расширение ресурсной базы государственной политики в отношении семьи. С другой стороны, реальное сокращение масштабов бедности и малообеспеченное, повышение благосостояния особо уязвимых категорий населения, семей с детьми, идет не такими быстрыми темпами, как можно было бы ожидать. В то же время благополучие семей, соблюдение их прав и законных интересов, улучшение положения детей является абсолютной ценностью для всех развитых стран.

Степень научной разработанности проблемы определяется ростом внимания к различным аспектам социальной политики, социальной поддержки семей как в масштабах всей страны, так и на уровне ее регионов. К таким исследованиям относятся труды С.А.Авакьяна, А.В.Пономарева, В.Н.Сергеенкова, И.А.Уминовой, А. Ященко и др. 1 . Проблемы структуры общества, социальных институтов и процессов, которые определяют социальное положение индивидов и классов, социальной устойчивости и мобильности, сущность социальной политики. изучали Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин, И.Хабермас, Р.Мертон, Дж. Роулз и многие другие философы и социологи 2 .

Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения

Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет.

Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: малообеспеченных граждан, детей, семей, женщин

Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.

Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем:

  1. созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки;
  2. разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств;
  3. установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат;
  4. упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся);
  5. организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е.

Государственная Поддержка Социально Незащищенных Семей И Детей

б) по детям из социально незащищенных категорий семей, не состоящих на учете в органе социальной защиты — на основании заявления родителя (законного представителя) обучающегося и акта обследования материально-бытовых условий жизни семьи (приложение N 1), созданной приказом руководителя общеобразовательной организации с привлечением специалиста Отдела опеки, попечительства и усыновления Администрации города Дзержинска, которая проводит обследование два раза в год — январь, август текущего года.

1.2. Настоящий Порядок регулирует исполнение Администрацией города полномочий по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки детям из социально незащищенных категорий семей в виде обеспечения их бесплатными завтраками в общеобразовательных организациях города (далее — дополнительная мера социальной поддержки) за счет средств городского бюджета.

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 года № 64 — Об утверждении Правил расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей

2) сведения о полученных доходах (заработная плата работающих родителей или лиц их заменяющих, доходы от предпринимательской и других видов деятельности, доходы в виде алиментов на детей и других иждивенцев) для категории лиц, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящих Правил;

2. Средства, выделяемые на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам, формируются за счет отчислений в размере не менее одного процента от суммы расходов на текущее содержание общеобразовательных школ, предусмотренных в бюджете местных исполнительных органов.

Социально незащищенные слои населения как объекты социальной защиты

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); 2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; 3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, обувь и прочее); 4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической, помощи, консультирование, социальные услуги).

Падение социального престижа семьи, снижение родительской ответственности за судьбы детей, наличие конфликтных ситуаций и фактов аморального поведения родителей, жестокого обращения и различных форм насилия по отношению к детям, низкий культурно образовательный и профессиональный уровень родителей, материально бытовые трудности и т.д. могут выступать источниками роста преступности в детской среде. Многие подростки являются свидетелями аморального поведения в семье: видят злоупотребление спиртными напитками 15%, ссоры и драки 30%, жестокое обращение 3,5%. У 14,6% несовершеннолетних правонарушителей один из родителей был ранее судим, у 5,3% – один или оба родителя лишены родительских прав . В последнее время наблюдаются факты вовлечения несовершеннолетних в криминогенную сферу, что способствует росту числа несовершеннолетних преступников (см. рис. 3.2).

Социальная поддержка незащищенных слоев населения

Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний. Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних? С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников. Исследование проводилось в три этапа: 1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника); 2. проведение интервью со специалистами учреждений; 3. проведение интервью с воспитанниками учреждений. Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам: 1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации. 2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.

3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице. 4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия. 5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению. Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер: – разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними; – привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах); – повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения. Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления. Проблемы в студенческой субкультуре Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды. Из всех социально — демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи. Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь — социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Лекция 9

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

В Конституции РФ (1993 г.), в статье 37, записано: «Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду — выбирать род деятельности и профессии». Каждый имеет право на труд. Казалось бы, есть возможности приложения труда для каждого человека, однако в реальной жизни женщин они остаются пока нереализованными. Основные функции женщины – репродуктивная и воспитательная.

Социально незащищенные семьи

Каждое КДУ на данном этапе изучает социальную среду с целью выявления социальных, образовательных, досуговых и других организаций и учреждений, ведёт переговоры с данными организациями на предмет заключения договоров о совместной деятельности, налаживает социальное партнерство с органами местной власти, органами социальной защиты населения, общественными организациями, волонтёрами и различными учреждениями, ставящими своей целью решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально- незащищённых слоёв населения.

Во-вторых КДУ, являются устойчивой формой организации социальной жизни и обеспечивают устойчивость связей и отношений в рамках общества, обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех семья роман и рода занятий.

Социальная помощь и ее виды

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира.

На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Модели социальной защиты отличаются в основном формами выплаты пособий (денежная, натуральная), способами проверки нуждаемости граждан и их семей, распределением обязанностей в системе защиты населения между центром и местными властями.
К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:
® скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;

  • европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;
  • средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;
  • американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;
  • латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.
Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и цен) и принцип компромисса между эффективностью и спра- ведливостъЮу между государственным управлением и рыночным механизмом.
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.
Модель социальной защиты малообеспеченных и бедных категорий населения в республике начала формироваться в 90-е годы. Ее формирование осложнялось тем, что в прошлом в республике, входившей в состав бывшего СССР, не существовало системы социальной защиты в плане оказания материальной помощи со стороны государства тем, кто временно находился в безвыходном положении. Во-первых, не было самого понятия и определения бедности. Во-вторых, такая помощь в системе, внутренними характеристиками которой были полная занятость, высокий уровень участия женщин в работе, бесплатное здравоохранение, образование, гарантии государственной пенсии и субсидии на основные товары, была излишней.
Потребовалось реформирование всей системы социальной поддержки бедных и малоимущих граждан республики. На первом этапе реформирования важнейшими задачами были создание нормативно-правовой базы, определение критериев назначения социальных пособий, выработка мер государственного воздействия, направленных на борьбу с бедностью, определение источников финансирования социальной помощи.

В настоящее время в Республике Беларусь принят ряд законов, а также указов Президента Республики Беларусь, определяющих правовое поле для формирования системы социальной защиты населения: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении граждан», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственном страховании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и другие.
Практическая реализация принятых законов и указов позволила приступить к построению в республике системы социальной защиты населения в условиях формирования рыночных отношений. Впервые законодательно были определены правовые, экономические и организационные принципы поддержки со стороны государства малообеспеченных семей и одиноких граждан, пенсионного обеспечения и т.д.
Важную роль для развития системы социальной защиты в республике сыграл Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», установив качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и определив критерий для отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).
Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:

  • прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;
  • предоставление льгот бедным;
  • социальные трансфертные выплаты [******], субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.
Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости), а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.
Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих принципах и подходах:
  • все перечисленные подходы и принципы к построению системы социальной защиты населения основаны на праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности, ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости и т.д.);
  • адресности социальной защиты;
  • разнообразии форм и видов социальной помощи (в денежной и натуральной формах, в форме различного вида услуг и льгот);
  • предоставлении трудоспособному населению возможностей получения достаточного дохода через заработную плату;
  • государственном регулировании сверхвысоких доходов посредством экономических методов для ослабления тенденций экономического неравенства в обществе и обеспечения стабильности социальной обстановки;
  • четком разграничении функций социального страхования, основанного на накоплении населением средств на протяжении всей жизни, от функций социальной помощи, в основе которой лежит перераспределение доходов различных групп населения;
  • разработке программ, направленных на предотвращение бедности и адресную помощь населению;
  • формировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т.д.;
  • сочетании республиканских программ с целевыми инициативами на местах;
  • создании надежной системы проверки нуждаемости семей и граждан на основе установленных критериев;
  • ответственности государства за развитие нынешнего и будущего поколений населения страны;
  • реформировании системы пенсионного обеспечения.
Все перечисленные принципы и подходы к построению
системы социальной защиты населения в Республике Беларусь рассчитаны на длительную перспективу. Сегодня социальная защита в республике осуществляется в соответствии с принятой в марте 2000 г. Комплексной системой мер по социальной защите населения Республики Беларусь и мероприятиями по ее выполнению.
В составе этих документов разработаны меры по повышению эффективности системы адресной социальной помощи, которые направлены: во-первых, на обеспечение более четкого контроля за уровнем доходов населения, получающего пособия,
и, во-вторых, на обеспечение равного доступа к получению пособий представителями любых групп населения, попавшими в критическую ситуацию, а не только отнесенными к так называемым группам риска. Кроме того, в этих документах выделены категории граждан, которые в силу их физического состояния и материально-бытовых условий нуждаются в первоочередной социальной поддержке. С 1 января 2001 г. назначение и выплата социальной помощи производится за счет средств республиканского бюджета, для чего утверждено Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам.
Перечисленные меры обеспечивают решение важнейших задач государства в отношении социальной защиты семьи, женщин и детей:
  • создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурной функций, повышение качества жизни семей;
  • обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;
  • создание условий женщинам для безопасного материнства.
Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем:
  1. созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки;
  2. разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств;
  3. установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат;
  4. упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся);
  5. организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е. социальными работниками, оплатой их труда и др.;
6) созданием компьютерной сети, позволяющей иметь достаточную и всеобъемлющую информацию о доходах домашних хозяйств для принятия решений по их социальной поддержке.
Сегодня используются две концепции адресной социальной поддержки:
  • категорийность, то есть выделение определенных категорий людей, нуждающихся в поддержке;
  • доходность - определение доходов населения для принятия решений о необходимости оказания им помощи.
В системе социальной защиты в Республике Беларусь широко используется программно-целевой метод, на основе которого разработаны различные виды программ:
  • программы социального страхования, предусматривающие частичное возмещение потерь заработков в связи с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей; эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, они не несут на себе отпечатка благотворительности, так как пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии являются заработанными;
  • программы государственной социальной помощи, предусматривающие предоставление пособий тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений и считаются специальными благотворительными программами. Чтобы получить право на государственную поддержку, отдельные лица и семьи должны предоставить данные о своих низких доходах. Для получения пенсии необходимо быть отнесенным к определенной категории (например: инвалиды, ветераны, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и другие социальные группы);
  • программы социального обслуживания, предусматривающие оказание различного вида социальных услуг: социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-право- вых, социально-бытовых и т.д.
К формам социального обслуживания относятся: стационарное, нестационарное, полустационарное, срочное, социальное обслуживание на дому. Социальное обслуживание предоставляется следующим категориям населения: гражданам пожилого возраста (80 лет и старше); инвалидам, детям-инвалидам; детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей; семьям, состоящим из лиц пожилого возраста и инвалидов; многодетным и неполным семьям; семьям, имеющим детей-инвали- дов; молообеспеченным семьям с детьми; гражданам трудоспособного возраста, попавшим в сложную жизненную ситуацию; безработным; гражданам без определенного места жительства; вынужденным переселенцам.
Наиболее незащищенными членами общества являются дети, мировое сообщество уделяет огромное внимание проблемам их защиты. Исследовательский центр ЮНИСЭФ «Инно- ченти», учрежденный при Детском фонде ООН, отслеживает положение детей в странах бывшего социалистического лагеря. В рамках проекта МХЖЕЕ, начатого в 1992 г., проводится анализ социальных условий и направлений государственной политики, затрагивающих интересы детей и их семей в этих странах, ежегодно Центром выпускается мониторинговый доклад, содержащий эту информацию.
Социальная защита детей в Республике Беларусь направлена на предоставление бесплатной и всесторонней медицинской помощи, охрану здоровья, на социальную поддержку и защиту детей, бесплатное образование, а также общедоступное дополнительное обучение, совершенствование системы пособий на детей, усиление адресности их предоставления в зависимости от уровня доходов семьи, приближение размера пособий к прожиточному минимуму, расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая санаторно- курортное лечение подростков.
Министерством социальной защиты Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными министерствами разработаны и реализуются программы: «Дети Чернобыля», «Дети- инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; создана президентская программа «Дети Беларуси». Мероприятия, предусмотренные в этих программах, направлены на снижение заболеваемости, инвалидности, создание условий для интеграции в общество детей-инвалидов, де- тей-сирот, детей, оставшихся без родителей.
К наиболее уязвимым слоям населения относятся женщины. В Республике Беларусь женщины составляют более 52% трудоспособного населения. Наибольшее их количество занято в сфере образования (79,6%), здравоохранении (85,9%), страховании и кредитовании (75,4%), в торговле и общественном питании (74,8%), культуре (73,8%), связи (64,6) и других отраслях сферы услуг. Именно женщины являются важнейшим трудовым ресурсом страны, который обеспечивает быт семьи, воспитание детей, осуществляет заботу о престарелых и т.д., внося тем самым непосредственный вклад в развитие человеческого потенциала.
Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.
Кроме того, важнейшей проблемой в республике становится рост количества женщин, страдающих алкоголизмом и наркотической зависимостью; рост материнской смертности; увеличение числа матерей-одиночек; количество разводов.
Все это требует со стороны государства выработки соответствующих мер, направленных на преодоление складывающихся в отношении женщин негативных тенденций.
Улучшению положения женщин в республике должны способствовать создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, репродуктивного здоровья женщин, недопущения их занятости на работах с вредными и опасными условиями труда, соблюдение законодательства о правах и гарантиях работающих женщин; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин; создание условий, обеспечивающих возможность совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим женщинам, имеющим детей, и т.д.
Важнейшей предпосылкой улучшения положения женщин является последовательное создание условий для равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Это находит отражение в гендерной политике Республики Беларусь, которую можно рассматривать и как решающий фактор устойчивого развития всего общества, и как индикатор развития человеческого потенциала.
Для осуществления сбалансированной гендерной политики в республике необходимо обеспечить решение следующих основных проблем, связанных с положением женщин в обществе:
  • повысить социально-экономический и политический статус женщин в обществе, наделив их соответствующими базовыми возможностями;
  • увеличить степень участия женщин в социальной и политической жизни;
  • обеспечить доступ женщин к принятию решений, способных кардинально влиять на ситуацию в различных сферах жизнедеятельности общества.
Гендерное равенство можно рассматривать, с одной стороны, как сотрудничество мужчин и женщин и, с другой - как деятельность женщин по укреплению социальных связей, оказанию взаимопомощи и поддержки тем, кто считается в условиях кризиса особенно беззащитным.

Представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни в самом учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. От успешности процесса социальной адаптации зависит дальнейшая судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.

Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения

Государственная поддержка — это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Главная задача государственной поддержки — обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.

В настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство — это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество.

Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.

Целью социального государства является обеспечение свободы и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.).

Основные направления государственной поддержки:

правовая природа социальной политики;

социальное обеспечение;

Рубрики Навигация записи

Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет.

По мере понимания сложных процессов развития бедности в мировом масштабе на каждом историческом этапе формируются соответствующие ему подходы к решению этой проблемы:

– в 50-е - 60-е гг. главным средством решения проблемы считались крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру;

– в 70-е гг. наряду с крупными инвестициями в основной капитал и инфраструктуру добавились здравоохранение и образование;

– в 80-е гг. основной упор делался на совершенствование экономического управления и повышение роста рыночных сил;

– в 90-е гг. на первый план были выдвинуты аспекты управления и создания надлежащих институтов по изучению и решению проблем бедности на местном и национальном уровнях.

Сегодня на основе накопленного опыта в рамках мирового сообщества выработана стратегия сокращения бедности, отражающая три основных направления:

– создание возможностей;

– содействие использованию возможностей;

– повышение защищенности бедных слоев населения.

Создание возможностей, в первую очередь, касается материальных возможностей бедного населения (рабочих мест, кредитов, энерго- и водоснабжения, услуг здравоохранения, образования и т.д.), которые служат основой для сохранения здоровья, получения профессиональной подготовки, необходимой для работы. Создание возможностей обеспечивается экономическим ростом, его структурой и качеством, развитием местных институтов и структур, расширением равенства, а также использование рынков на благо бедных слоев населения.

Важная роль в создании и расширении возможностей для бедных слоев населения отводится частным и государственным инвестициям и технологическим новациям, являющимся главными факторами роста количества рабочих мест и трудовых ресурсов, способствующим развитию инфраструктуры, повышению квалификации трудовых ресурсов. Огромные возможности по обеспечению роста занятости и доходов открывают выход на международные рынки, создание людских, физических, природных и финансовых активов, которыми владеют или могут пользоваться бедные слои населения. Созданию возможностей содействует развитие инфраструктуры, и в частности, транспорта, телекоммуникаций, школ, здравоохранения и т.д.



Содействие использованию возможностей зависит от выбора и осуществления государственных мер, направленных на удовлетворение потребностей бедных людей, и взаимодействия политических и социальных, государственных и общественных институтов.

Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

возможность хорошо питаться и быть здоровым (как правило, это оценивается процентом детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом);

возможность здоровой репродуктивной жизни (измеряется через долю деторождения без помощи квалифицированного медицинского персонала);

возможность получать образование и знания (определяется через процент грамотности женщин).

Экономический и Социальный Совет ООН дал следующее определение бедности: «К бедным относятся лица, семьи, группы лиц, ресурсы которых (материальные, культурные, социальные) являются столь ограниченными, что не позволяют им вести минимально приемлемый образ жизни в государствах, в которых они живут».

При характеристике бедности в республике используют также понятие крайней бедности, касающейся населения со среднедушевыми ресурсами вдвое ниже величины бюджета прожиточного минимума.

Для характеристики бедности используются и понятия текучей и застойной бедности. Текучая бедность – это временная бедность. Застойная бедность связана с необратимыми факторами в материальном положении человека и его семьи. Используются такие понятия бедности, как социальная и экономическая бедность. Социальная бедность определяется отсутствием доходов, в то время как экономическая бедность обусловлена невыплатами, задержками, недостаточным уровнем доходов.

Для характеристики бедности можно использовать различные измерители: уровень потребления продуктов питания, коэффициент бедности, дефицит дохода бедных семей, промежуток низкого дохода, индекс бедности, черта (граница) бедности и другие.

Уровень потребления продуктов питания характеризует калорийность питания. Он устанавливается в калориях в расчете на душу населения в сутки и сравнивается с физиологическими нормативами. Эти нормативы разрабатываются по половозрастным группам населения с учетом природно-климатических условий его проживания.

Коэффициент бедности характеризует распространение бедности в обществе и представляет собой долю населения с низкими доходами.

Дефицит дохода бедных семей отражает объем денежных средств, необходимый бедным семьям различного типа для повышения их доходов до границы бедности. Этот показатель рассчитывается по всей группе бедных семей, на одно домохозяйство, на душу населения – как разница между границей бедности и их фактическими доходами. Он отражает степень материального недостатка бедных.

Промежуток низкого дохода – отношение дефицита дохода к прожиточному минимуму. Этот показатель используется при определении суммы социальных трансфертов и при формировании программ борьбы с бедностью.

Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, основанную на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, которые устанавливаются как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.

Черта бедности может исчисляться различными методами:

нормативным, основанным на потребительских бюджетах;

бюджетным, при котором используются данные о положении населения с наиболее низкими доходами;

статистическим, согласно которому бедными считаются первые группы в ряду распределения населения по уровню доходов;

стратификационным – старики, инвалиды, дети и другие ограниченные в самообеспечении категории населения, образующие сферу бедности;

эвристическим – когда сам респондент относит себя к бедным;

экономическим, основанным на возможностях государства поддерживать минимальные нормы потребления.

Для международных сравнений Всемирный банк установил черту бедности, основанную на уровне 1 долл. США в день на человека.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:

скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;

европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;

средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;

американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;

латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:

– прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;

– предоставление льгот бедным;

– социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводства социальной сферы. Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы, которые, в свою очередь, образуют предприятия и учреждения различных форм собственности, призванные удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные и другие потребности населения, а также завершать процесс создания материальных благ и услуг, доводить их до потребителя.

Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья, готовность к активной жизненной позиции и т.д. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существенной мере предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому в Республике Беларусь государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится в системе государственного регулирования экономики в целом.

Заключение

1. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения:прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

2. На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы – на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика ориентирована на решение главной задачи – подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологи, внедрение в производство инноваций. Главная задача инновационной политики– стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

3. В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности отправным началом является государственная инвестиционная политика,определяющая цели, направления развития и меры государственного вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов, формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, расширение неинфляционных источников финансирования, создание единых стандартов обоснования и оценки эффективности инвестиций. Претворение в жизнь государственной инвестиционной политики обеспечивает механизм ее реализации, включающий совокупность мер различного характера – правовых, организационных, экономических.

4. Предпринимательство – движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение прибыли. Мировой опыт показывает, предпринимательство, и особенно современное, во всех странах формируется и, развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике должно обеспечить достижение главной целиразвития предпринимательства в первой четверти XXI века – обеспечить повышение эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной деятельности, а также развития всех видов предпринимательства в сельской местности.

5. Задача современного этапа развития отечественной промышленности– обеспечить постепенный переход от устаревших технологических укладов к пятому и шестому укладам, способным сформировать новый технологический базис промышленного производства и обеспечить высокий уровень эффективности его функционирования. Главной цельюразвития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.

6. Современный механизм государственного регулирования,обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методынепосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методысоздают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.

7. Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существенной мере предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому в Республике Беларусь государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится особая роль в системе государственного регулирования экономики в целом.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль выполняют макроэкономические показатели в государственном регулировании экономики?

2. Дайте определение материального и нематериального производства.

3. Представьте систему макроэкономических показателей, используемую в экономике Республики Беларусь на современном этапе, раскройте их экономическое содержание.

4. Раскройте особенности и содержание методов, используемых при расчете валового внутреннего продукта.

5. На чем основана идея устойчивого развития? Что лежит в основе этого понятия?

6. Что представляют собой научно-технический прогресс, научная деятельность?

7. Дайте определение и назовите отличительные особенности инновационной деятельности, инноваций, изобретательства, научных открытий, патентоспособных решений и ноу-хау.

8. Дайте оценку состояния и покажите основные направления развития научно-технического потенциала Республики Беларусь.

9. Что понимается под инвестиционным климатом? Под влиянием каких факторов он складывается?

10. Что представляет собой государственная инвестиционная политика? В каких документах она находит свое отражение?

11. Дайте характеристику правовому регулированию инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

12. Чем предпринимательство отличается от бизнеса?

13. Назовите формы предпринимательской деятельности, охарактеризуйте их.

14. Что представляют собой крупный, средний и малый бизнес? Какова их роль в развитии национальной экономики?

15. Представьте систему показателей, используемую в государственном регулировании промышленного производства.

16. Отразите состояние и проблемы развития промышленности Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений.

17. Дайте понятие государственной промышленной политики и покажите ее приоритеты.

18. Выделите особенности воспроизводства населения в Республике Беларусь на современном этапе.

19. Что представляет собой система показателей, характеризующих население? Перечислите их.

20. Используя статистические данные, дайте характеристику трудового потенциала и трудовых ресурсов республики на современном этапе.

21. Дайте определение социальной инфраструктуры и покажите ее составляющие.


ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республик. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 40 с.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Минск, 2006.

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Основная литература ко всем темам:

5. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 1997. - 415 с.

6. Бобкова, И.Н. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Мельника. − Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. − 263 с.

7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.

8. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заоч. и дистанц. форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / [Т.С. Алексеенко и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 374 с.

9. Мега-, мета-, макроэкономика: Курс лекций / [П.Г. Никитенко и др.]; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: БИП-С, 2002. – 269 с.

10. Экономическая теория: учебн. пособие: в 2 ч. / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 261 с.

11. Экономическая теория: Учеб. пособие / А.И. Авраменко, И.Н. Бобкова, В.П. Кунцевич и др. ; под ред. А.И. Авраменко. - 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. − 352 с.

12. Экономическая теория: Практикум / А.И. Авраменко, Ю.Р. Тихонов, А.Я. Коховец; под ред. А.И. Авраменко. – Минск: ФУАинформ, 2008. – 480 с.

Дополнительная литература:

13. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – 9-е изд., дополненное. – М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.

14. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

15. Ачаповская, М.З. Практикум по курсу «Макроэкономика» / М.З. Ачаповская. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 134 с.

16. Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009. – 848 с.

17. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 544 с.

18. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

19. Макроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.

20. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. - М.: ИНФРА - М, 2000.

21. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др. ]; под ред. М.И. Плотникого. - Минск, 2004. - 185 с.

22. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.

23. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 292 с.

24. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

25. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 238 с.

26. Практикум по макроэкономике / И.В. Новикова, М.З. Ачаповская, В.В. Ожигина [и др.]: под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 151 с.

27. Республика Беларусь: макроэкономическая динамика, инновационное развитие, экономическая безопасность: сб. науч. ст. / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 349 с.

28. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 295 с.

29. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.

30. Экономика: учеб. пособие / под ред. В. Л. Клюни, Н. С. Тихонович. – Минск, 2006. – 398 с.

31. Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 392 с.

32. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2008. – 352 с.



Поделиться