Основные направления развития государственной. Основные тенденции развития государственного управления в современной россии. Экономический и Социальный Совет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Институт дистанционного образования

Курсовая работа

по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

Тема: « Основные тенденции развития государственного управления в современной России »

Исполнитель: Казначеева Е.А.

Направление: Государственное и муниципальное управление

Профиль: Государственная и муниципальная служба

Группа: ГМУс-17 КТ

Преподаватель: Латыпов Р.Т.

Екатеринбург

2018 г.

Введние 2

ГЛАВА 1. Основы государственного упраления РФ 4

1.1. Понятие и принципы государственного управления в России 4

1.2. Роль инноваций в повышении эффективности работы системы органов государственного управления 8

ГЛАВА 2. Основные тенденции развития государственного управления в современной России………………………………………….. ………………...13

2.1. Формирование электронного правительства в России: барьеры и способы их преодоления 13

2.2. Повышение профессионализма государственных служащих – основа модернизации государственного управления 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очень остро стоит проблема инновационного развития системы политических институтов в целом и органов государственного управления в частности. Ведь, чтобы осуществить модернизационный прорыв органы государственной власти должны работать с использованием инновационных подходов и технологий, а чтобы определять приоритеты инновационной деятельности в них должны трудиться профессионалы знакомые с инновационными подходами не понаслышке. Необходимо, чтобы органы государственного управления были инновационно развитыми и открытыми к инновациям.

В настоящее время российское общество переживает достаточно сложный период. Современная система государственной службы функционирует в условиях, характеризующихся стремительными изменениями и фундаментальными социально-экономическими преобразованиями, созданием нового постиндустриального информационного общества, ревизией морально-нравственных ценностей.

Любой человек воспринимает материальный мир через такие понятия как пространство, время, прошлое, настоящее, будущее и т. п. Время, в котором живет человеческое общество сегодня, отличается резким ускорением перемен, что на субъективном уровне воспринимается как проносящиеся с огромной скоростью ситуации. Это время предлагает задачи, которые человеку необходимо успевать решать сегодня. А любое решение, принятое сегодня, влечет в будущем за собой следующее, к прогнозу и восприятию которого не каждый руководитель, государственный служащий бывает готов. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Целью работы является анализ основных принципов и направлений модернизации государственного управления в Российской Федерации. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи работы:

Раскрыть понятие и принципы государственного управления в России ;

Обозначить роль инноваций в повышении эффективности работы системы органов государственного управления ;

Проанализировать формирование электронного правительства в России: барьеры и способы их преодоления ;

Обозначить повышение профессионализма государственных служащих как основу модернизации государственного управления .

Развитие российского государства на современном этапе сталкивается с серьезными трудностями. Это связано прежде всего с глобальной депрессией в мировой экономике, необходимостью в условиях жесткой конкуренции осуществить модернизацию экономики и обеспечить национальное благосостояние. Россия остается индустриально-сырьевым гигантом и не выдерживает конкуренции с постиндустриальными обществами, поэтому задача преодоления хронической отсталости, зависимости от сырьевого экспорта, коррупции, повышения конкурентоспособности на мировых рынках, обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире в целях повышения материального и духовного благосостояния граждан и создания условий для повышения качества жизни до сих пор актуальна. Речь идет о создании экономических предпосылок, обеспечивающих высокий уровень развития личности, о политической и экономической свободе граждан и сохранении культурного наследия страны. Провозглашенный Президентом РФ курс на создание умной экономики, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, предполагает развитие России таким образом, чтобы она занимала достойное место в мировом разделении труда.

Органы государственного управления обеспечивают нормальное функционирование денежной системы. Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Центральному банку Российской Федерации, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство играет главенствующую роль в национальной обороне, государственном управлении, функционировании энергетической и коммуникационной систем, охране общественного порядка, т.е. удовлетворяет спрос на товары и услуги коллективного пользования. Важное направление деятельности государственного управления - укрепление обороноспособности страны и модернизация Вооруженных сил. Оснащение армии современной новой техникой и оружием, осуществление перехода к профессиональной армии - компактной, мобильной и боеспособной - приоритет развития страны. Государственный оборонный заказ улучшает и стабилизирует деятельность оборонных предприятий, поддерживает занятость, доходы населения и платежеспособный спрос. Государство укрепляет социальные гарантии военнослужащих: увеличивает денежное довольствие, повышает пенсии военным пенсионерам, обеспечивает военнослужащих постоянным и служебным жильем. В настоящее время осуществляется переход к обеспечению жильем на плановой основе по накопительно-ипотечной системе, формируется специализированный жилищный фонд - служебный.

Внешнеэкономическая деятельность государства обеспечивает стабилизацию - как экономическую, так и социальную. На современном этапе развития особенностью внешней политики страны является ее направленность на модернизацию. Для этого в первую очередь укрепляется интеграция в рамках постсоветского пространства, развивается деятельность Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, заключаются договоры о зоне свободной торговли. В результате снятия барьеров для взаимной торговли расширяется рынок беспрепятственного сбыта российской продукции, формируется общая конкурентная среда, создаются новые рабочие места, эффективнее используется транзитный потенциал предпринимателей, появляются лучшие условия для выхода на международные рынки. Формирование Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана предполагает не только свободное движение товаров, но и свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы. Путем подписания соглашений о партнерстве идет формирование Евразийского экономического союза. Новое направление деятельности - выстраивание механизма внешнеэкономической деятельности на основе членства в ВТО. Это значимый фактор интеграции России в мировую экономику, повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Реформирование судебной системы направлено на формирование основы и гарантий справедливого и гуманного общества, повышение уровня социальной защищенности граждан, защиту прав собственности и эффективное содействие в осуществлении справедливости предпринимательству. Идет процесс гуманизации Уголовного кодекса РФ - осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств. Расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, в том числе кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы, все чаще применяются залоги или домашние аресты. Наряду со смягчением многих норм Уголовного кодекса была ужесточена уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как терроризм, пособничество терроризму, насилие над детьми, педофилия, растление несовершеннолетних, иные насильственные преступления. Государство осуществляет реформу правоохранительной системы, повышающую законность и гарантирующую защищенность в стране.

Антикоррупционная деятельность государства реализуется в разработке законодательства, присоединении к международным конвенциям в этой сфере, установлении норм и процедур. Например, к данной деятельности относятся представление декларации о доходах и имуществе государственными служащими, увольнение в связи с утратой доверия в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности. Государство, в свою очередь, контролирует сведения, содержащиеся в декларациях, а результаты проверок рассматриваются специальными комиссиями, которые устанавливают степень ответственности за нарушения.

Все направления деятельности осуществляются на фоне модернизации политической системы с целью дать гражданам больше возможностей влияния на политику государства, на принятие любых решений, затрагивающих их права и интересы. Для этого повышается качество народного представительства, стимулируется развитие политической конкуренции. Наиболее значимые меры - введение нового порядка формирования Совета Федерации на основе выборности, снижение до 5% проходного барьера на выборах в Государственную Думу РФ. Вводится институт отрешения от должности главы муниципалитета. Парламентские партии получили гарантии равного освещения своей деятельности в государственных СМИ. Ведутся также прямые трансляции в сети Интернет заседаний Государственной Думы РФ и законодательных собраний в регионах. Это, безусловно, повышает открытость деятельности депутатов и позволяет партиям в режиме онлайн доносить свою позицию до избирателей. Партиям, не представленным в законодательных органах, дана возможность периодически выступать в Государственной Думе РФ и в парламентах субъектов Федерации.

В рамках совершенствования системы государственного администрирования осуществляется переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению, расширяются возможности граждан получать многие государственные и муниципальные услуги дистанционно, в том числе через использование интернет-портала. Граждане смогут общаться с органами власти в режиме реального времени, экономить, соответственно, и время, и деньги, не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.

Одно из главных направлений деятельности государства - совершенствование управления социальной сферой. Большие изменения предусматриваются в поддержке семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых. Предполагается разработать систему льготной ипотеки для улучшения жилищных условий для них. Органами государственного управления реализуются программы "Доступная среда" для инвалидов. Они нацелены на устранение сложностей с передвижением инвалидов, на их трудоустройство и обеспечение доступности образования. Ускоренно решаются проблемы нехватки мест в детских садах, повышается уровень оплаты труда работающих с детьми преподавателей и воспитателей. В области культуры осуществляются меры по содействию развитию школы искусств, музеев, клубов, библиотек, укреплению их материальной базы, привлечению специалистов и повышению мотивации их труда. Органы государственного управления нацелены на стимулирование роста семейных форм устройства детей-сирот, организуется их медико-психологическая и педагогическая поддержка, разрабатываются программы социальной адаптации выпускников детских домов.

Государство берет на себя ответственность за развитие тех областей человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, искусство, здравоохранение и т.д. Органами государственного управления реализуется национальная инициатива "Наша новая школа", формируется новая система поиска и поддержки юных талантов, подготавливается переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе. В системе высшего образования предполагается создание сети современных вузов, отвечающих мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований. Социальная сфера рассматривается органами государственного управления как мощный фактор модернизации экономики.

Государство осуществляет деятельность по предотвращению социальных конфликтов и нестабильности в обществе. Принципы свободной конкуренции и свободного рынка в чистом виде, без соответствующей корректировки, осуществляемой прежде всего государством, способствуют реализации интересов одних субъектов за счет других, выигрыш одних является проигрышем для других. Такое положение становится фактором социальных конфликтов и нестабильности в обществе, а это всегда крайне неблагоприятно отражается на состоянии отдельных предприятий, отраслей экономики страны в целом.

Безусловным приоритетом государственного управления остается гармонизация межнациональных отношений. В России живут представители разных национальностей и конфессий - всего более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Граждане страны не поддерживают экстремизм и идеологии, основанные на ненависти к людям, и это отражается в мерах по воспитанию толерантного отношения, усилению воспитательной работы в учреждениях образования, организации дней национальной культуры в регионах и муниципальных образованиях. Усиливает социальную напряженность международная и внутренняя миграция, особенно в крупных городах, что приводит к межнациональной розни и конфликтам.

Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Органами власти создаются условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий. Работа по пресечению межнациональной розни - постоянный приоритет государственного управления, так как в противном случае создается угроза благополучию граждан и единству страны.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

С.Э. Арутюнова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются основные положения о тенденциях совершенствования профессионализма в деятельности государственного служащего на современном этапе развития Российской Федерации.

Ключевые слова: общество, государство, государственное управление, государственная служба, государственный служащий.

MAIN LINES OF PUBLIC MANAGEMENT IMPROVING WITHIN THE RUSSIAN FEDERATION PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

The article deals with the main provisions concerning tendencies of professionalism improving in the activity of a civil servant as a representative at the modern stage of the Russian state development.

Keywords: society, state, public administration, public management, civil servant.

Как известно, государственная служба направлена на достижение общенациональных целей, выступает необходимой составляющей механизма практической реализации государственных задач через уполномоченных субъектов - государственных служащих. Государственными служащими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Они играют важнейшую роль в управлении социально-экономической и административно-политической сферами, укреплении российской государственности и реформировании общества на принципах демократии и права.

Механизм государства без уполномоченного персонала представляет собой некую лишенную смысла структуру. Государственное управление, хотя и проявляется в системе всех ветвей публичной власти, однако в наибольшей степени находит свое выражение именно в системе управленческой деятельности - государственной служебной деятельности. В любом цивилизованном государстве управленцы - государственные служащие наделяются повышенной ответственностью наряду с предоставленными им привилегиями, льготами, иными компенсациями. Поэтому процессу совершенствования статуса государственных служащих в системе государственного аппарата законодатель всегда должен уделять достойное

© Арутюнова Сусанна Эдуардовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Балаков-102 ский филиал Саратовской государственной юридической академии); [email protected]

внимание. Комплексные юридические исследования мер регулирования деятельности государственных служащих являются актуальными, поскольку позволяют оказывать благотворное влияние на развитие института государственной службы как с правотворческой, так и с правоприменительной точки зрения.

Надежность управления людьми в любых организационных структурах определяется точным установлением мотивации. Четкое осознание смысла этой мотивации связано в значительной мере с пониманием идеального образа современного чиновника, властные полномочия которого, исходя из занимаемой должности, направлены в порядке субординации к другим государственным служащим, а также к различным физическим, юридическим лицам, в отношении которых данный чиновник наделяется мерами государственного воздействия, в т.ч. мерами государственного принуждения.

Повышение профессионализма в системе государственной управленческой деятельности является одним из приоритетных направлений развития органов государственной власти всех уровней. Как отмечает Президент РФ, укреплять доверие людей - одна из стратегических задач государства, только в этом случае будет расти доверие граждан к власти. Чувство ответственности за страну - это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции, призыв к каждому из нас1. Соответственно этому трансформируются цели, способы, социальная направленность правового закрепления интересов граждан с одной стороны, с другой стороны - запросов групп населения, призванных решать государственные задачи, т.е. государственных служащих.

Следует отметить, что государственные служащие выступают специальными субъектами права, наделенными государством властными (публичными) полно- е

мочиями, эффективность деятельности которых, безусловно, определяет качество и реализации тех или иных государственных целей и задач. Вместе с тем в настоя- а щее время исследования правового статуса государственного служащего, в т.ч. о

ответственности, стимулирования и поощрения носят преимущественно либо о управленческо-отраслевой характер, либо непосредственно связываются с функ- з циональной ролью отдельно взятого государственного служащего. Его проводили, Р например, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, В.М. Бара- е

нов, Б.Н. Габриадзе, В.Н. Галузо, А.А. Гришковец, Н.М. Конин, В.А. Козбаненко, °

П.И. Кононов, А.В. Кудашкин, Н.И. Кузнецов, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, р

A.В. Оболонский, Л.Л. Попов, П.П. Сергун, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Ч

B.Е. Чиркин и др. В частности, Д.Н. Бахрах толкует процесс государственного О

*> 2 й управления как процесс целенаправленного воздействия на сложную систему2. к

На сегодняшнем этапе политико-правовая значимость профессионального чи- м новника заключается в том, что его основное призвание направлено на оператив- I ное, качественное и своевременное исполнение доверенных ему государственных ¡§

полномочий. На разных этапах существования государства и общества закономер- 00 но возникают те или иные проблемы в структуре управленческой деятельности,) при разрешении которых имеющихся средств и методов оказывается недостаточно. 4

Своеобразным объединяющим все разновидности государственной служебной деятельности негативным фактором ее значимости, к сожалению, остается проблема коррупции. В связи с этим действующая государственная политика направлена на решительное противодействие коррупционным связям в системе государственной службы. Как социальное явление коррупция представляет реальную угрозу эффективному и прогрессивному функционированию всех 103

механизмов публичной власти, государственной службы в т.ч., а значит, как следствие, развитию правового государства, демократии, социальной справедливости. Господствующее у населения отрицательное отношение к власти в связи с этим является вполне оправданным. Возможность ухода от ответственности должностного лица, призванного действовать от имени и в интересах своего государства, в случае совершения им противоправного правонарушения, преступления, должна быть доведена государством хотя бы до минимальных пределов.

Представляется, что повышение результативности работы всего государственного аппарата зависит от того, в каком состоянии правового обеспечения находится статус государственного служащего. Следовательно, речь идет об осознании начала периода устойчивого, стабильного развития государственной службы на качественно новой социально-политической и экономической основе, когда государство начинает ценить наиболее профессиональные кадры государственных служащих. Именно поэтому от него требуются четкая организация процесса управления и высокий профессионализм кадрового потенциала в системе государственной службы3.

В целях обеспечения качественного исполнения государственными служащими должностных обязанностей, реализации предоставленных им правомочий, соблюдения установленных ограничений и запретов, законодатель должен объективно определять гарантии их служебной профессиональной деятельности (организационные, материальные, правовые средства - компенсации).

Как справедливо отмечает И.Г. Булгакова, повышение качества государственного управления непременно способствует совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования организационно-управленческих отношений, что во многом ° зависит в аспекте рассматриваемого вопроса от профессионализма представителя власти, в т.ч. от его нетерпимого отношения к коррупционным составляющим4. ш Основные направления современной государственной антикоррупционной

Т политики четко отражены в задачах национальной стратегии РФ, в которых

1 особое внимание уделяется качественному исполнению законов и подзаконных

| актов. Исходя из этого, И.Г. Булгакова отмечает, что на национальном уровне >§ коррупция выступает мощным фактором, ослабляющим безопасность государ-й ства. Открытое обсуждение проблемы коррупции всегда актуально. Это в той

1 или иной мере способствует ее противодействию5.

® Тенденции реформирования правового института государственной службы в

§ настоящее время осуществляются по различным направлениям. По каждому виду | государственной служебной деятельности действует множество нормативных ак-| тов, которые в качестве критериев отбора достойных кадров устанавливают проце-

2 дуру сдачи квалификационного экзамена и проведение аттестации уже в процессе § прохождения действительной государственной службы. Отмечается повышенное? внимание законодателя к вопросу дисциплинарной, административной и уголов-<3 ной ответственности чиновника в целях укрепления служебной дисциплины и 1 законности. Вместе с тем в настоящее время отсутствует единый нормативный £ правовой акт, определяющий отправные начала в вопросе определения критериев профессионализма, условий и оснований применения мер стимулирования и поощрения к государственным служащим всех видов государственной службы.

Всегда необходимо помнить о том, что государственная власть - это мощный механизм воздействия на многие социальные явления и процессы.

Как известно, ротация кадров - это закономерный и естественный процесс ка-104 дрового обновления государственного аппарата. Она предусматривает установленное

служебным контрактом осуществляемое назначение государственного служащего, замещающего соответствующую должность государственной службы, на иную должность государственной службы, предусмотренную специальным перечнем.

В целях обеспечения реализации процедуры ротации федеральных государственных гражданских служащих, а также обеспечения единообразного применения федеральными органами исполнительной власти положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 2 апреля 2014 г. № 53-Ф3)6 с 1 января 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным перед уполномоченными федеральными министерствами и ведомствами была поставлена задача разработать и утвердить перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих и программы ее проведения.

Необходимо отметить, что по истечении срока служебного контракта государственный гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, подлежит ротации. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает системные методические рекомендации по организации единообразного применения кадровыми службами процедуры ротации государственных гражданских служащих7. Думается, что регулярная ротация государственных гражданских служащих, по убеждению главы государства, будет четко отражать степень их профессионализма и компетентности.

Понимание сущности государственного управления в неразрывном соотношении с государственной службой демонстрируют многие ученые-административисты. По мнению Г.В. Атаманчука, управление представляет собой целеполагающее, организующее, регулирующее воздействие на обществен-

ную, коллективную и групповую жизнедеятельность, которое осуществляется т как непосредственно, так и посредством специально учрежденных структур8. 1

В.В. Путин в качестве одного из базовых называет принципов работы всех а органов государственного управления, правоохранительных органов и военнос- § лужащих в частности называет уважение и соблюдение прав и свобод человека I и гражданина, деятельность в полном соответствии с законом. В этой связи, как у

отмечает Ф.П. Васильев, внедрение административных регламентов в повседнев- с

ную деятельность органов внутренних дел РФ должно способствовать реализации н

намеченных главой государства программ. С позиции глобализации регламенти- |

рования деятельности органов правопорядка первостепенными задачами МВД РФ |

являются четкое и перспективное планирование по разработке и совершенствова- |

нию деятельности не только МВД РФ, но и издание регламентов, определяющих §

правовой статус полиции, а также подразделений, не являющихся полицейскими. | Значимость регламентов заключается в том, что авторитет органов правопорядка М

будет заслуженным, если каждый сотрудник способен высокопрофессионально и

подходить к выполнению возложенных на него профессиональных должностных 6

обязанностей по исполнению функций государства и предоставлению государ- 11

ственных услуг, принимать правильные решения в пределах вверенных полно- 22

мочий в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения их 4 безопасности. Представляется возможным согласиться с Ф.П. Васильевым в том, что на современном этапе деятельности органов внутренних дел присущи инно-вационность и глобальность, которые необходимы в процессе реформирования системы государственных органов исполнительной власти9.

Законодательное регулирование института государственной военной службы также не остается без внимания государства. Постановлением Правительства 105

РФ от 29 декабря 2011 г. № 1198 «О присвоении, изменении и лишении классной квалификации военнослужащих» (в ред. от 30 октября 2014 г. № 1121)10 утверждены новые правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих. Отличительной чертой этого документа является уровень регламентированности различных процессуальных вопросов, касающихся классной квалификации по военной службе.

Классная квалификация является показателем, характеризующим профессиональный уровень подготовки военнослужащего в соответствии с замещаемой воинской должностью (имеющейся специальностью), и присваивается по результатам проведенных испытаний. В случае выявления фактов несоответствия военнослужащего квалификационным требованиям, классная квалификация понижается, а при действии или бездействии на военной службе, которые повлекли увечье или гибель людей, иные тяжкие последствия, - исключается11.

Создание на современном этапе благоприятных условий для подготовки высокопрофессиональных управленческих кадров; совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих развитие института государственной службы; повышение престижа государственной службы; формирование эффективной системы управления государственной службой; обеспечение гласности (открытости) государственной службы в целях развития гражданского общества; повышение степени социальной защищенности и материального обеспечения государственных служащих; внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования, мотивации и оценки деятельности государственных служащих в целях оптимизации кадрового состава подразумевают применение адекватных методов а отбора квалифицированных кадров.12 Проблема поощрения и стимулирования в? деятельности государственного служащего никогда не перестанет быть актуальной, 3 однако по настоящее время отсутствует какой-либо единый нормативный источник, | закрепляющий определение правовой природы понятий «стимул», «заслуга».

1 Таким образом, квалификационные требования к профессиональным знани-| ям и навыкам, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей,

| закрепляются нормативно-правовым актом соответствующего государственно-

| го органа власти с учетом его задач и функций, следовательно, включаются в

| должностной регламент государственного служащего.

2 Во всех государственных органах управления руководителем при решении ° кадрового вопроса, помимо общих, закрепленных профильным правовым актом « квалификационных требований, во внимание должны приниматься такие крите-| рии, как почетные звания, результаты стажировки, переподготовки, повышения

0 квалификации, наличие ученой степени, звания, состояние в кадровом резерве.

1 Эффективное использование кадрового потенциала государством - одна из его ° основных задач общенационального масштаба. Проводимое реформирование го-

сударственной службы должно обеспечивать эффективную и слаженную работу 1 всего государственного аппарата, исключать или хотя бы сводить к минимуму | возможность использования власти в личных интересах. Честное выполнение своего профессионального долга перед обществом и государством должно стать объективной реальностью, входить в должностные обязанности, за которые государственный служащий получает материальное вознаграждение. Главное, чтобы все предпринимаемые меры утверждаемых государственных программ отвечали бы интересам государственных служащих, а значит, государства и общества в

целом. Необходимо превратить государственную службу в важнейшее средство

Т.С. Мангушева Вопросы децентрализации в сфере охраны общественного порядка

правового формирования деятельности государственного аппарата, т.е. государственная служба - это сфера целенаправленного государственно-правового регулирования, направленная на совершенствование механизма взаимодействия с потребностями граждан, организаций, общественными объединениями. Привлечение в государственный аппарат квалифицированных специалистов, повышение престижа государственной службы неразрывно связаны с проведением последовательной кадровой, в т.ч. антикоррупционной, политики в рядах чиновничества, достойным уровнем материального содержания, стимулирования и поощрения труда, социальной и правовой защиты государственного служащего.

1 См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 года // Российская газета. 2013. 13 дек.

2 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 1.

3 См.: Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право. М., 2012. С. 21-23.

4 См.: БулгаковаИ.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 75.

5 См.: Там же.

7 См.: Путин В.В. Демократия и качество государства. О ротации федеральных государственных гражданских служащих (фрагменты статьи) // Государственная служба. 2012. № 1, С. 4-9.

8 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. С. 29.

9 См.: Васильев Ф.П. Совершенствование регламентирования деятельности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 51.

10 См.: Российская газета. 2012. 10 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 45, ст. 6218.

11 См.: Там же.

12 См.: Путин В.В. Указ. раб. С. 4-9.

Т.С. Мангушева

ВОПРОСЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В статье рассматриваются различные аспекты возрождения муниципальной милиции: организационные, экономические, социальные.

Ключевые слова: муниципальная милиция, общественный порядок, децентрализация, законопроект.

QUESTIONS OF DECENTRALIZATION

IN THE SPHERE OF PUBLIC ORDER PROTECTION

The article considers various aspects of revival of municipal militia: organizational, economic, social.

Keywords: municipal militia, public order, decentralization, bill.

Проведенная в 2011 г. реорганизация в органах внутренних дел (с переименованием милиции в полицию) согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 258-ФЗ)1 (далее - Закон о полиции), исключила какую либо децентрализацию в системе полиции, в т.ч. отказалась от существовавшего ранее по Закону РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (утратил силу)2 деления милиции на милицию общественной безопасности, финансируемую за счет феде-

© Мангушева Тамара Сергеевна, 2014

Кандидат социологических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)

Для современной России одной из наиболее весомых задач считается построение эффективного государства, преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти. Для решение этой задачи требуется реформирование государственной службы, которая будет доступна для всех, будет конкурентно способна, направлена на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий, услуг всех государственных органов.

В настоящее время в условиях финансово-экономического кризиса, еще более значимой становится роль государственной службы, когда от коррупционной стойкости, умения служащих вовремя и эффективно решать задачи государства, оказывать высококачественные услуги, зависит функционирование рыночной экономики, сохранение социальной стабильности в обществе, и обеспечение законных прав и интересов граждан.

Следует отметить, что реформированию и развитию государственной службы, модернизации законодательства в данной сфере уделяется большое внимание. На этапе с 2009 по 2013 г. г., когда реализовывалась Федеральная программа "Реформирование государственной службы РФ", были определены законодательные основы единой системы государственной службы Российской Федерации, сформирована гражданская служба как один из видов государственной службы, произведено масштабное обновление законодательства. Внесены важные изменения в действующие федеральные законы (ФЗ №-58 "О системе государственной службы РФ" и ФЗ-№79 "О государственной гражданской службе РФ"), издан ряд указов Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ о государственной гражданской службе.

Реформа государственной службы и ее законодательства пока не принесла ожидаемых результатов. В программных документах высшего политического руководства страны государственная служба подвергается резкой критике за ее неэффективность, бюрократизм, коррупционность, закрытость, неспособность вести диалог с гражданским обществом, содействовать развитию институтов инновационной экономики и демократии.

В условиях современного социально-экономического вызова государственной службе предстоит переход на новый этап реформирования, в ходе которого предстоит разрешить сложные задачи, связанные с совершенствованием системы государственной службы как целостного государственно-правового механизма, внедрением новейших технологий и передовых методик для кадровой работы, увеличением производительности и результативности выполнения служащими своих обязанностей.

В данных условиях совершенствование правового регулирования и организации государственной службы наделены особенной значимостью. В научной литературе верно отмечено, что давно назрела необходимость в масштабном научном анализе общепризнанных мер действующего законодательства и ключевых направлений реформирования и становления государственной службы, например, в разработке базовых основ теории ее правового регулирования.

Сложившееся сегодня положение в системе государственной службы воздействует напрямую на ее эффективность. Поступление на государственную службу и должностной (служебный) карьерный рост служащих зачастую находятся в зависимости от личного отношения к ним начальника отдела (службы), а не от профессионализма и деловых качеств самих служащих. С другой стороны, частая смена руководителей приводит, подчас, к определенной деформации структуры данных органов, нередко неоправданному увольнению граждан со службы, приему на службу граждан слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной работе. Вследствие этого качество подготавливаемых надлежащих управленческих документов и заключений во множествах случаев считается неудовлетворительным. По-прежнему слабо анализируется и применяется положительный зарубежный опыт государственной службы.

Для преодоления обозначенных недостатков, представляется важным обозначение следующих проблем государственной службы:

1) нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне;

2) не разработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

3) наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

4) несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

5) низкая эффективность деятельности государственных органов;

6) слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;

7) низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

8) недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

9) сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

10) недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Отметим, что Указом Президента от 16 июня 2010г. "О мерах по совершенствованию государственного управления" утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образованной при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями реформирования государственной службы является кардинальное увеличение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства в целом, создание единой системы государственной гражданской службы с учетом исторических, культурных, государственных и других особенностей Российской Федерации, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и иных реформ.

Для получения ожидаемого результата в Федеральной программе по реформированию государственной службы разработан комплекс мер, нацеленных на кардинальное улучшение правовых, организационных, финансовых и методических форм деятельности государственной службы.

В рамках развития и реформирования государственной службы предлагается осуществлять мероприятия по следующим направлениям:

9) внедрение современных принципов организации государственной службы;

10) формирование новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы;

11) повышение качества отбора для замещения должностей государственной службы;

12) внедрение комплексной оценки государственных служащих;

13) обеспечение непрерывного профессионального развития государственных служащих;

14) развитие многофакторной системы мотивации государственных служащих;

15) внедрение антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе;

16) обеспечение открытости государственной службы, расширение общественного участия.

Данные направления учитывают положения и предусматривают конкретные меры по реализации целей, обозначенных в подпункте "р" п.2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления Российской Федерации".

Отметим, что национальное законодательство всех государств устанавливает особые правила прохождения службы личным составом вооруженных сил и полиции. Возможность такой отраслевой модификации прохождения государственной службы предусмотрена статьей 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Согласно Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы первоначально включала в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская; военная; правоохранительная. Служба в полиции, при этом, относилась к правоохранительной службе.

Специфика правоохранительной службы предопределяется ее функциями, каковыми являются обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что государственная служба может быть общего и специального характера; общий характер служебных отношений проявляется в межотраслевом аспекте, когда государственно-служебные функции реализуются через устоявшиеся общие стандарты и подходы, имеющие отношение ко всем сферам деятельности, а служебные отношения специального характера носят выраженную отраслевую направленность, которая проявляется через профессиональную деятельность государственных служащих.

Также в связи с вышеизложенным нам представляется неудачным использование в новой редакции Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" термина "государственная служба иных видов". Таким образом, по сути, законодатель указывает, что государственная служба в каждом конкретном государственном органе является отдельным видом государственной службы.

Исходя из этого, в настоящее время можно говорить о существовании таких видов государственной службы как: служба в органах внутренних дел (в том числе, в полиции); служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний; служба в федеральной противопожарной службе МЧС России; служба в таможенных органах; служба в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; служба в органах прокуратуры.

На наш взгляд, внеся изменения в ст.2 и 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", законодатель, отказавшись от формирования единой законодательной базы правоохранительной службы, ударился в другую крайность, а именно: вообще отказавшись признать общность прохождения государственной службы на должностях, связанных с осуществлением правоохранительной деятельности. Данный подход, как нам представляется, является неверным и способен в перспективе привести к возникновению ряда сложности в правоприменительной практике, связанных, в частности, с переходами государственных служащих из одного правоохранительного органа в другой; обеспечением их социальных и пенсионных прав; предоставлением им мер государственной защиты и пр.

В связи с этим представляется, что, хотя правовое регулирование организации и прохождения государственной службы на различных ее должностях в правоохранительных органах может осуществляться в рамках различных нормативных документов, существует объективная необходимость сохранить некоторые единые принципы ее регулирования. И для этого требуется, в первую очередь, изменить формулировку ч.1 ст.2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", указав в ней, что система государственной службы включает в себя:

1) государственную гражданскую службу;

2) военную службу;

3) государственную службу иных видов, связанную с правоохранительной деятельностью.

Это позволит, с одной стороны, не возвращаться к подходу, предусматривающему существование единого федерального закона для всех видов правоохранительной службы (то есть, разделение ее на виды сохранится), с другой - использовать в российском законодательстве о государственной службы некоторые правовые конструкции, используемые для всего массива служебной деятельности в органах внутренних дел (в том числе, в полиции); в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний; в федеральной противопожарной службе МЧС России; в таможенных органах; в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах прокуратуры.

ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ

1. Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы являются:

а) совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и повышение качества его формирования;

б) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности;

в) повышение престижа гражданской службы;

г) совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.

2. В целях реализации настоящих Основных направлений должно быть обеспечено:

А) совершенствование организационных основ управления кадровым составом гражданской службы. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить дополнительные механизмы, обеспечивающие сохранение кадрового потенциала гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, а также стандарты нормирования численности типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе по категориям и группам должностей гражданской службы;

б) создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы. В этих целях необходимо:

До 2019 года осуществить переход к использованию федеральными государственными органами единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы;

до 2018 года внедрить в федеральных государственных органах электронный кадровый документооборот и обеспечить автоматизированную проверку сведений, представляемых гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу;

г) создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации федеральных государственных гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию;

д) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов;

е) повышение престижа гражданской службы. В этих целях до 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания;



Поделиться