Закон о социальном партнерстве в сфере труда. Трудовое право Законы о социальном партнерстве практика

  • Общая характеристика трудового права
  • Предмет и принципы трудового права
    • Принципы трудового права
    • Предмет трудового права
    • Методы трудового права
  • Источники и система трудового права
  • Субъекты трудовых отношений
    • Субъекты трудового права и субъекты трудовых отношений
    • Работник как субъект трудовых отношений
    • Категории работников
    • Работодатель как субъект трудовых отношений
    • Категории работодателей
  • Социальное партнерство в сфере труда
    • Понятие и принципы социального партнерства. Участие работников в управлении организацией
    • Уровни и формы социального партнерства
    • Стороны социального партнерства
    • Органы социального партнерства
    • Процедуры в социальном партнерстве
    • Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Основания возникновения трудовых отношений
    • Особые основания заключения трудового договора
    • Избрание на должность
    • Избрание по конкурсу
    • Назначение на должность или утверждение в должности
    • Другие основания заключения трудового договора
  • Трудовой договор
    • Понятие и значение трудового договора
    • Содержание трудового договора
    • Виды трудовых договоров
    • Ученический договор
    • Стороны трудового договора, их права и обязанности
  • Заключение и изменение трудового договора
    • Порядок заключения трудовых договоров
    • Изменение трудового договора
    • Отстранение от работы
  • Защита персональных данных работника
    • Правовая природа института защиты персональных данных работника
    • Обработка персональных данных работника и гарантии их защиты
    • Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
  • Прекращение трудового договора
    • Расторжение трудового договора по соглашению сторон
    • Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность)
    • Истечение срока трудового договора
    • Расторжение трудового договора по собственному желанию
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора в изменившихся условиях трудового договора
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем
    • Основания увольнения по основаниям, связанным с виной работника
    • Увольнение по основаниям, не связанным с виной работника
    • Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Расторжение трудового договора по другим основаниям
  • Рабочее время
    • Развитие института «рабочее время»
    • Понятие рабочего времени и его продолжительность
    • Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
    • Режим рабочего времени
  • Время отдыха
    • Понятие и виды времени отдыха
    • Отпуск
    • Порядок предоставления и использования ежегодных оплачиваемых отпусков
  • Оплата труда
  • Дисциплина труда. Трудовой распорядок
    • Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
    • Правовое регулирование трудового распорядка
    • Меры поощрения и материального стимулирования
  • Охрана труда
  • Гарантии и компенсации
    • Понятие гарантий и компенсаций. Гарантии имущественного и неимущественного характера
    • Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
    • Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Другие гарантии и компенсации
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Основания выделения отдельных категорий работников при установлении особенностей правового регулирования их труда
    • Категории работников, имеющие отличия в правовом регулировании их труда
  • Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями
    • Основания выделения женщин и лиц с семенными обязанностями в особую категорию работников
    • Гарантии для женщин при трудоустройстве и прекращении трудового договора
    • Гарантии для женщин и лиц с семейными обязанностями в процессе применения их труда
    • Гарантии для жительниц сельской местности
  • Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
    • Несовершеннолетние работники как особая категория
    • Прием на работу и увольнение несовершеннолетних работников
    • Особенности применения труда несовершеннолетних
  • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как особая категория работников
    • Заключение и расторжение трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсации и гарантии
    • Особенности регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Особенности регулирования труда работников отдельных профессиональных групп
  • Трудовые споры
    • Понятие и виды трудовых споров
    • Индивидуальные трудовые споры
    • Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
    • Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
  • Защита трудовых прав работников
    • Самозащита трудовых прав
    • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
  • Правонарушения и ответственность в трудовом праве
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие и признаки материальной ответственности
    • Материальная ответственность работодателя перед работником
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Основы трудового права зарубежных стран
    • Общая характеристика трудового законодательства зарубежных стран
    • Институт социального партнерства в трудовом праве зарубежных стран
    • Трудовая юстиция в зарубежных странах
  • Модельное трудовое законодательство стран СНГ
    • Общая характеристика модельного трудового законодательство стран СНГ
    • Концепция модельного Трудового кодекса
    • Модельный закон об охране труда
    • Модельный закон «О социальном партнерстве»
    • Соглашения и коллективные договоры
    • Участие работников в управлении организацией
    • Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»

Модельный закон «О социальном партнерстве»

Модельный закон «О социальном партнерстве» определяет организационные, правовые и экономические основы функционирования системы социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • доверие в отношениях сторон;
  • признание полномочности представительства сторон социального партнерства;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • свобода выбора обсуждаемых вопросов;
  • добросовестность в отношениях сторон социального партнерства предполагающая искренность и конструктивность, исключение всякого неоправданного промедления в решении назревших вопросов, стремление прийти к согласию;
  • добровольность принятия сторонами определенных обязательств;
  • компромисс в разрешении возникающих в ходе переговоров разногласий;
  • обязательность выполнения достигнутых договоренностей;
  • взаимное информирование сторон об изменении ситуации;
  • ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств и решений;
  • полное информирование сторон в целях выполнения задач социального партнерства;
  • систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений;
  • главенство коллективных договоров и соглашений над индивидуальными трудовыми договорами при признании более благоприятных условий последних;
  • гласность принимаемых сторонами решений.

Под социальным партнерством с модельном законе понимается взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, направленные на обеспечение согласования их интересов в порядке, определяемом законодательством.

Представителями работников здесь названы профсоюзы, их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, в лице их соответствующих органов или иные представители, уполномоченные работниками на представительство на общем собрании (конференции); представителями работодателей - руководители предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица объединения (ассоциации) работодателей в лице их органов, иные уполномоченные работодателями органы; в сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти. на государственном (национальном) уровне - правительство и на административно-территориальном уровне - соответствующие органы исполнительной власти.

Социальное партнерство направлено на решение следующих основных целей и задач:

  • выработка и реализация согласованной социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений;
  • достижение оптимального согласования социально-экономических и социально-трудовых интересов сторон социального партнерства
  • создание эффективного механизма регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений;
  • совершенствование законодательства регулирующего социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения;
  • содействие в обеспечении социальной стабильности и согласия в обществе;
  • предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов в области социально-экономических отношений.

Сторонами социального партнерства являются соответствующие органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Взаимодействие сторон осуществляется на следующих уровнях:

  • государственный (национальный) уровень;
  • отраслевой (межотраслевой) уровень;
  • административно-территориальный уровень;
  • уровень финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации;
  • уровень организации.

Организация социального партнерства на государственном (национальном), отраслевом (межотраслевом), административно-территориальном уровнях, а также на уровне организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Социальное партнерство в финансово-промышленных группах и транснациональных корпорациях обеспечивается на основе международных договоров (соглашений) и национального законодательства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии (или иные органы), наделенные необходимыми полномочиями. Комиссии формируются на основе добровольного участия сторон социального партнерства в их деятельности, самостоятельности и независимости при определении персонального состава своих представителей. При наличии у каждой из сторон социального партнерства нескольких представителей в комиссии формируется единый представительный орган соответствующей стороны.

На государственном (национальном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально- экономических и социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Членами данных комиссий являются представители правительства, национальных объединений профсоюзов, национальных объединений работодателей.

На административно-территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством и (или) актами соответствующих административно-территориальных образований.

Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться на государственном (национальном), межрегиональном, административно-территориальном уровнях. Состав отраслевых комиссий, куда входят представители соответствующих органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей (или профсоюзов и работодателей), формируется сторонами. Деятельность отраслевых комиссий осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

На уровне организации образуются двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разработке и заключению коллективного договора. В состав комиссии входят представители работодателя и работников.

На уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации образуются двусторонние (трехсторонние) комиссии (советы) по проведению коллективных переговоров (консультаций), разработке и заключению соглашения в данных хозяйственных объединениях, включая организации, находящиеся за пределами государства. В состав комиссии (совета) входят полномочные представители работодателей и представители работников. В указанные комиссии (советы) могут входить представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Стороны по взаимному согласию могут образовывать также комиссии (или иные органы) по другим направлениям социального взаимодействия в области трудовых и социально-экономических отношений.

Права, обязанности и ответственность комиссий (иных органов) регулируются в соответствии с национальным законодательством.

Формы социального партнерства предусмотрены ст. 11 модельного закона.

К ним относятся:

  • коллективные переговоры:
  • заключение коллективных договоров, соглашений, принятие иных актов;
  • взаимные консультации по вопросам проведения социально- экономической политики, политики в области трудовых отношений;
  • участие представителей работников в управлении организацией;
  • участие представителей сторон социального партнерства в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны труда и осуществлению контроля за соблюдением национального законодательства о труде;
  • участие представителей работодателей и работников в управлении государственным социальным страхованием;
  • проведение мониторинга по важнейшим направлениям социально-экономической политики;
  • участие представителей сторон в правотворчестве.

Профсоюзы и их объединения, организации работодателей и их объединения вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти с предложениями по разработке проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим и социально-трудовым вопросам. Органы законодательной и исполнительной власти рассматривают предложения сторон и органов социального партнерства при выработке и реализации социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений и по совершенствованию национального законодательства.

Стороны социального партнерства вправе осуществлять общественную экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области социально-экономической политики и социально-трудовых отношений. Органы власти рассматривают в соответствии с регламентом разработанные социальными партнерами предложения по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Ведение коллективных переговоров (консультации) . Представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах (консультациях). Инициатором коллективных переговоров (консультаций) вправе выступать любая из сторон социального партнерства. Представители сторон, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров (консультаций), обязаны вступить в переговоры не позднее семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Стороны, не вступившие в переговоры в установленные сроки, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами и соглашениями. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров (консультаций) определяются сторонами социального партнерства. Участники коллективных переговоров (консультаций) свободны в выборе вопросов регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений.

По результатам коллективных переговоров (консультаций) могут заключаться (изменяться) соглашения, коллективные договоры, приниматься социальные пакты, меморандумы, протоколы и иные акты.

Урегулирование разногласий . В случае прерывания коллективных переговоров (консультаций) по независящим от сторон причинам составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах по устранению этих причин и сроках возобновления переговоров. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий достигается посредством примирительных процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (консультациях) . Лица участвующие в коллективных переговорах (консультациях), подготовке проектов соглашения или коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, установленный соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном национальным законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашением, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, влекущего за собой в соответствии с национальным законодательством увольнение с работы.

Первым шагом создания в Российской Федерации системы социального партнерства в социально-трудовой сфере стал Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В практику вводилось заключение трехсторонних генеральных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам. Переход от конфронтации к сотрудничеству, расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений создали цивилизованную основу для разрешения конфликтов. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992г. №45 для заключения Генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

По инициативе профсоюзов ежегодно, начиная с 1992 года, стало заключаться Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а затем отраслевые (тарифные) и региональные соглашения, в которых предусмотрены взаимные обязательства сторон по повышению эффективности государственного, ведомственного и общественного контроля за охраной труда и окружающей среды, расширению взаимодействия в этой работе на всех уровнях управления.

Генеральные, отраслевые и региональные трехсторонние соглашения являются важными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения соответственно на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.

Генеральными соглашениями предусмотрено обеспечение совместного контроля за соблюдением законодательства об охране труда с уделением особого внимания:

  • - своевременности платежей в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций; выплате пени в случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда;
  • - повышению ответственности и экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и в этих целях;
  • - содействию проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, экологической безопасности, проведению необходимой работы по отнесению организаций к тем или иным классам профессионального риска.
  • - разработке предложений по экономическому стимулированию организаций, производящих средства индивидуальной и коллективной защиты работников от вредных и опасных производственных факторов;

В отраслевых соглашениях основное внимание в области охраны труда уделяется вопросам аттестации рабочих мест, контролю за обеспечением безопасности производственного оборудования и технологических процессов.

Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года №2490-1 (с изменениями от 24.11.95 г. №176-ФЗ) внес свой вклад в развитие правовой основы социального партнерства, повышение уровня социальных гарантий и льгот.

Существенно конкретизировали права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства, укрепили законодательно деятельность профсоюзов по защите социально трудовых прав работников на основе заключения соглашений и коллективных договоров на всех уровнях законы «О социальном партнерстве» в субъектах РФ, а проект Федерального закона пока еще находится на рассмотрении в Государственной думе.

Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве раздела II «Социальное партнерство в сфере труда», поскольку общие вопросы социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23), его основные принципы (ст. 24), определены стороны социального партнерства - работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25), его система и формы (ст. ст. 26-27).

Необходимо отметить, что среди форм социального партнерства названы коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, взаимные консультации. И, кроме того, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателя в досудебном разрешении трудовых споров.

Важным представляется внесение изменений в положения об ответственности сторон социального партнерства, которая претерпела существенные изменения по сравнению с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Наряду с ответственностью за правонарушения, которые остались теми же, предусмотрена ответственность и за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» не было.

Предусмотрена ответственность и в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступит в действие 1 июля 2002 года.

Рассмотрим систему и роль социального партнерства в решении проблем и вопросов охраны труда в Кировской области.

Организационная структура действующей системы социального партнерства в Российской Федерации и Кировской области

Уровни коллективно-договорного регулирования трудовых отношений

Виды соглашений

Участники соглашений

  • 1. Федеральный уровень
  • 2. Кировская область
  • 3. Организация
  • 1. Генеральное соглашение
  • 2. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение
  • 3. Областное трехстороннее соглашение
  • 4. Коллективный договор

Общероссийские объединения профсоюзов

Соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения

Федерация профсоюзных объединений Кировской области

Работники организации (от лица работников организаций - первичные профсоюзные организации, иные уполномоченные работниками представительные органы)

Общероссийские объединения работодателей

Объединения (ассоциации) работодателей Кировской области. (Совет хоз. руководителей, крестьянский союз)

Работодатель. или его полномочные представители

Правительство РФ

Министерство труда и социальных отношений РФ

Администрация Кировской области

Первым шагом создания в Российской Федерации системы социального партнерства в социально-трудовой сфере стал Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В практику вводилось заключение трехсторонних генеральных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам. Переход от конфронтации к сотрудничеству, расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений создали цивилизованную основу для разрешения конфликтов. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992г. №45 для заключения Генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

По инициативе профсоюзов ежегодно, начиная с 1992 года, стало заключаться Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а затем отраслевые (тарифные) и региональные соглашения, в которых предусмотрены взаимные обязательства сторон по повышению эффективности государственного, ведомственного и общественного контроля за охраной труда и окружающей среды, расширению взаимодействия в этой работе на всех уровнях управления.

Генеральные, отраслевые и региональные трехсторонние соглашения являются важными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения соответственно на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.

Генеральными соглашениями предусмотрено обеспечение совместного контроля за соблюдением законодательства об охране труда с уделением особого внимания:

Своевременности платежей в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций; выплате пени в случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда;

Повышению ответственности и экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и в этих целях;

Содействию проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, экологической безопасности, проведению необходимой работы по отнесению организаций к тем или иным классам профессионального риска.

Разработке предложений по экономическому стимулированию организаций, производящих средства индивидуальной и коллективной защиты работников от вредных и опасных производственных факторов;

В отраслевых соглашениях основное внимание в области охраны труда уделяется вопросам аттестации рабочих мест, контролю за обеспечением безопасности производственного оборудования и технологических процессов.

Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года №2490-1 (с изменениями от 24.11.95 г. №176-ФЗ) внес свой вклад в развитие правовой основы социального партнерства, повышение уровня социальных гарантий и льгот.

Существенно конкретизировали права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства, укрепили законодательно деятельность профсоюзов по защите социально трудовых прав работников на основе заключения соглашений и коллективных договоров на всех уровнях законы «О социальном партнерстве» в субъектах РФ, а проект Федерального закона пока еще находится на рассмотрении в Государственной думе.

Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве раздела II «Социальное партнерство в сфере труда», поскольку общие вопросы социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23), его основные принципы (ст. 24), определены стороны социального партнерства – работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25), его система и формы (ст. ст. 26-27).

Необходимо отметить, что среди форм социального партнерства названы коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, взаимные консультации. И, кроме того, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателя в досудебном разрешении трудовых споров.

Важным представляется внесение изменений в положения об ответственности сторон социального партнерства, которая претерпела существенные изменения по сравнению с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Наряду с ответственностью за правонарушения, которые остались теми же, предусмотрена ответственность и за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» не было.

Предусмотрена ответственность и в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступит в действие 1 июля 2002 года.

Рассмотрим систему и роль социального партнерства в решении проблем и вопросов охраны труда в Кировской области.

Организационная структура действующей
системы социального партнерства в Российской
Федерации и Кировской области

Уровни коллективно-договорного регулирования трудовых отношений Виды соглашений Участники соглашений
1. Федераль-ный уровень 2. Кировская область 3. Организация 1. Генеральное соглашение 2. Отраслевое (межотрасле-вое) тарифное соглашение 1. Областное трехстороннее соглашение Коллективный договор Общероссийские объединения профсоюзов Соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения Федерация профсоюзных объединений Кировской области Работники организации (от лица работников организаций – первичные профсоюзные организации, иные уполномоченные работниками представительные органы) Общероссийские объединения работодателей Общероссийские объединения работодателей Объединения (ассоциации) работодателей Кировской области. (Совет хоз.руководителей, крестьянский союз) Работодатель. или его полномочные представители Правительство РФ Министерство труда и социальных отношений РФ Администрация Кировской области

3.2. Роль социального партнерства в решении вопросов
охраны труда в Кировской области.

Обеспечение необходимых условий и охраны труда является одним из основных трудовых гарантий прав работающих, обеспечение которых и предусматривает защитные функции профсоюзов, а основным инструментом реализации защитной функции профсоюзов является социальное партнерство.

Поэтому стратегический курс всех кировских профсоюзов направлен на развитие системы социального партнерства в области. Начиная с 1992 года, профсоюзы области заключают областное трехстороннее соглашение между федерацией профорганизаций, объединением работодателей и администрацией Кировской области.

Через это соглашение федерация реализует предложения членских организаций по различным вопросам, в том числе по охране труда.

На основе трехстороннего соглашения представители профсоюзов входят и активно участвуют в работе областной межведомственной комиссии по охране труда, в работе комиссий и заседаниях Областной Думы, в разработке, обсуждении и принятии законов области, иных документов и решений в сфере труда.

В 2000 году подписано соглашение о сотрудничестве с Вятской торгово-промышленной палатой по развитию и поддержке предпринимательства и местных товаропроизводителей, созданию условий для деятельности профсоюзных организаций, коллективно-договорного регулирования, социально-трудовых отношений на частных и малых предприятиях, а сегодня актуальность и серьезность проблемы обеспечения необходимых условий охраны труда на предприятиях малых форм велика, о чем я писал выше.

При активном участии профсоюзов принят закон Кировской области «О социальном партнерстве», положение «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее регламенту».

В соответствии с принятыми документами создается система социального партнерства на уровне области, муниципального образования, отрасли и организаций на основе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, коллективных договоров и соглашений.

Очень важно отметить, что при разработке областного закона «О социальном партнерстве в Кировской области» профсоюзы настояли на обязательности признания работодателями отраслевого тарифного соглашения. Данным законом установлено, что все соглашения, начиная с Генерального, составляют правовую основу социального партнерства в Кировской области, а поэтому коллективный договор как локальный акт не может уменьшить уровень защиты работников в этих соглашениях как совместных актах социального партнерства.

По инициативе профсоюзов 26 сентября 2000 года принят закон «Об охране труда в Кировской области» (№200-30). Благодаря этому закону в дополнение к Федеральному законодательству восстановлена система государственного управления охраной труда, определены полномочия Областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления в реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 2 закона определено, что органы государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей и профсоюзов проводят согласованную политику в области охраны труда, глава 4 - надзору и контролю, глава 5 – подготовке персонала, а глава 6 – финансированию работ по охране труда. А наша задача состоит в том, чтобы знать этот закон и умело применять его в целях защиты интересов работников.

Разработана и утверждена Программа по реализации данного Закона на 2001-2005 годы, которая предусматривает повышение роли органов местного самоуправления в создании региональной системы безопасности труда и государственного управления охраной труда в Кировской области, введение классификации действующих предприятий по степени производственных рисков и состоянию безопасности. Механизм реализации Программы предусматривает разграничение полномочий и ответственности Администрации области, администраций городов и районов, предприятий и организаций в реализации мероприятий по созданию безопасных условий труда в регионе. Весь комплекс мероприятий этой Программы предполагает снижение производственного травматизма и профзаболеваемости и уменьшение расходов по компенсации потерь здоровья в результате производственной деятельности.

В 2000 и в 2001 году по инициативе профсоюзов проведены областные совещания совместно с администрацией области, хозяйственными руководителями, органами надзора и контроля с приглашением руководителей предприятий, профсоюзного актива, местной власти по вопросу: «О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в области», областное совещание по обеспечению спецодеждой и средствами специальной защиты.

Основной итог этих мероприятий – повышение требовательности к руководителям за обеспечением охраны труда, а также принятие областной комплексной программы по этому вопросу. Для улучшения состояний условий охраны труда с 2000 года проводится смотр-конкурс на лучшую организацию общественного контроля по охране труда.

Важное место в трехстороннем областном соглашении занимают взаимные обязательства сторон, относящиеся к охране труда и экологии. Так, профсоюзы добились внесения в областное трехстороннее соглашение пункта, обязывающего работодателей включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по охране труда и финансировать их из расчета не менее 15 минимальных заработных плат, установленных законом, на одного работника. Эти цифры должны служит ориентиром при финансировании мероприятий по охране труда на предприятиях г. Кирова и области.

В соответствии с Соглашением работодатели должны предоставлять работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации, установленные коллективными договорами и соглашениями, обеспечивать соблюдение нормативных актов по охране труда, повышение эффективности работы служб охраны труда, недопущение их сокращения и ликвидации.

Работодатели должны обеспечить аттестацию рабочих мест по условиям труда, организовать разработку и пересмотр стандартов предприятий по охране труда и экологии на основе вновь введенных государственных нормативных актов, оформить паспорта радиационной безопасности на предприятии. Профсоюзы взяли на себя обязательство осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов (в основном, отраслевых), уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных комитетов.

Одной из форм партнерства, сотрудничества, является принятие в 2002 году Соглашения по совместным действиям государственной инспекции труда по Кировской области с техническими инспекторами отраслевых профсоюзов. Они проводят совместные проверки и обследования состояния техники безопасности и выполнения требований законодательства на предприятиях и организациях, совместно расследуют несчастные случаи на производстве, участвуют в работе комиссии по приемке в эксплуатацию вновь построенных или конструируемых производственных объектов и опытных образцов промышленной продукции, принимают меры по приостановлению работ на объектах и рабочих местах при нарушении нормативных правовых актов по охране труда, участвуют в обучении руководителей и специалистов предприятий и организаций, обмениваются информацией о результатах проверок состояния условий и охраны труда.

В связи с введением нового Трудового Кодекса 14 февраля 2002 г. подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве Правительства Кировской области, Совета Федерации профорганизаций области и Совета хозяйственных руководителей по содействию в правовом обучении и применении Трудового Кодекса РФ. Такое обучение активно проводится и что также важно – в таком же трехстороннем плане разработаны рекомендации и макет коллективного договора для предприятий с учетом требований и норм Трудового кодекса РФ.

Закон Московской области от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области»).

Социальное партнерство — это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство — это способ согласования интересов партнеров.

Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества.

Глава 3

связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Территориальная организация Российского профсоюзаработников химических отраслей промышленностипо Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (в лице их представителей) и работодателями (представителями работодателя), а также органами государственной власти и местного самоуправления, которые направлены на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.

На локальном уровне устанавливаются обязательства работодателя и работников в сфере труда посредством заключения коллективного договора (статья 26 Трудового кодекса РФ)

Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы.

Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико—фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2012-2014 годы от 16 ноября 2011 года

Отраслевое тарифное соглашение по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2012-2014 годы от 05.04.2012

Закон о социальном партнерстве в рф

В реализацию Плана мероприятий по продвижению идеи Общество Всеобщего Труда, утвержденного распоряжением Государственного секретаря РК от 30 октября 2015 года № 8, приказом Министра здравоохранения и социального развития учрежден конкурс «Еңбек жолы», определяющий лучшие трудовые династии и работников производства в преддверии празднования Дня труда и проведения Республиканского форума «К Обществу Всеобщего Труда» в текущем году в г.

Очередное заседание Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений за II квартал под председательством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Д.

Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития государства является социальная ответственность бизнеса.

Не первый год в качестве эффективного инструмента по обеспечению высокого уровня жизни населения, а также стабильно развивающейся экономики выступает корпоративная социальная ответственность бизнеса.

Законодательная и нормативно-правовая база социального партнерства в Российской Федерации

Одним из важнейших направлений в сфере взаимодействия государства и общества в новых социально-экономических и политических условиях стала система социального партнерства, активно формирующаяся в нашей стране с начала 1990-х гг. Социальное партнерство как инструмент управления основывается и развивается на соответствующей законодательной и нормативно-правовой базе.

В ноябре 1991 г. был издан Указ Президента Российской Федерации

«О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)»

В марте 1992 г. принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (в 1995 г.

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.



Поделиться