Правила составления протокола собрания дома. Протокол осс. В какие сроки должен быть составлен

Изменились требования к оформлению протоколов общих собраний собственников. Приказ Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр утратил силу. Теперь правила оформления протокола регламентируются Приказом Минстроя РФ 44/пр от 28.01.2019 «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД».

Большинство указаний остались неизменными, часть правок носит технический характер. Тем, кто не был знаком со старыми требованиями и ранее не проводил собрания (ОСС), лучше ознакомиться с . Для остальных инициаторов мы подготовили этот обзор изменений требований к протоколу ОСС в 2019 г.

1. Когда вопрос об избрании председателя, секретаря, лиц, производящих подсчёт голосов не включен в повестку дня общего собрания, товводная часть протокола должна содержать данные об этих лицах. Раньше состав этих сведений не регламентировался. Теперь же требуется указывать ФИО, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в доме и реквизиты документов, подтверждающих такое право. Таким образом, в указанном случае председатель и секретарь, лица, производящие подсчет голосов, должны быть собственниками помещений (хотя законодатель таких ограничений не устанавливал).

2. Список лиц, принявших участие в собрании (присутствующих) и приглашенных для участия в нём теперь всегда является отдельным приложением к протоколу. Ранее, если присутствующих лиц было не более 15, их список, а также список приглашенных мог указываться в вводной части протокола, теперь п. 15 Требований закрепляет, что Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц с отметкой: «список прилагается (приложение №______________________________ к настоящему протоколу)».

3. Раньше Требования запрещали формулировку вопросов повестки «Разное». В новом приказе Минстрой РФ данный запрет детализирован: не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками «Разное», «Другие вопросы» или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками.

4. В разделах основной части протокола по каждому вопросу повестки после слов «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)….» указываются принятые решения. Раньше решение могло содержать один или несколько пунктов, каждый из которых нумеровался. Теперь такого положения в приказе не содержится.

5. Изменения коснулись и обязательных приложений к протоколу.

5.1. Реестр собственников может не содержать число голосов, но должен кроме сведений о собственниках (ФИО физического лица, наименования и ОГРН юридического лица), номеров их помещений, реквизитов документов, подтверждающих их право собственности на помещения, содержать:

- сведения о форме собственности в отношении каждого помещения,

- сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме,

- сведения о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников .

Обращаем внимание, что формами собственности, согласно ст. 8 Конституции РФ, являются, в первую очередь, частная, государственная и муниципальная собственность.

5.2. Вместо «сообщения о проведении собрания» теперь требуется «копия текста сообщения о проведении общего собрания». Прежде считалось необходимым к протоколу прикладывать именно то сообщение, которое, например, уже вывесили в местах общего пользования и которое кто-то испортил, сорвал. Теперь указание на приложение носит более понятный характер.

5.3. Реестр вручения сообщений о проведении собрания заменен на «документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47 .1 Жилищного кодекса РФ».

5.4. Как указывалось выше, списки присутствующих и приглашенных лиц теперь обязательно оформляются как приложение. Содержание сведений о присутствующих и приглашенных не изменилось.

Сохранилось требование о наличии в этих списках подписи присутствующих, т.е. принявших участие в собрании собственников или их представителей. На практике при проведении собраний в очно-заочной и заочной формах данное требование бывает трудно реализуемым, т.к. бюллетени могут собираться способами, осложняющими подписание проголосовавшими лицами этих списков.

5.5. «Доверенности (копии)» теперь заменены на документы, удостоверяющие полномочия представителей (например, свидетельство о рождении, устав юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ и т.д.). Однако теперь эти документы надо прилагать к протоколу не только в отношении голосующих, но и приглашенных лиц.

5.6. Новые требования к письменным решениям (бюллетеням ) собственников: обязательно наличие сведений, позволяющих идентифицировать лиц, их заполнивших, предусмотренных п. 13 Требований, дата заполнения бюллетеней , а также данных о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Пункт 13 Требований предусматривает указание следующих сведений:

В отношении физических лиц - ФИО (последнее - при наличии) собственника и (или) его представителя (в случае его участия в общем собрании), указываемые согласно документу, удостоверяющему личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего это право; количество голосов , которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;

Для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего право собственности; количество голосов ; ФИО (последнее при наличии) представителя собственника; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя; подпись представителя.

Если ранее большинство этих сведений и так указывалось в бюллетене, то число голосов указывалось не всегда.

5.7. Раньше к протоколу могли быть приложены иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании , принятом в установленном порядке. Такие решения на практике принимались редко. Теперь к протоколу общего собрания могут прилагаться иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.

Важное нововведение: ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников теперь является инициатор общего собрания.

6. Добавились требования к технической стороне оформления протокола: страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.

7. Конкретизирован случай, когда протокол подписывается не только председателем, секретарем, лицами, производящими подсчет голосов, но и другим собственниками помещений. Речь идет о создании ТСЖ: в силу части 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками, проголосовавшими за принятие таких решений,

В приказе Минстроя данное положение упоминается дважды: сначала несколько некорректно указано на необходимость подписывать протокол «всеми собственниками помещений», а второй раз указание уже соответствует ч. 1.1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ: протокол подписывается «всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие решений о создании ТСЖ и утверждение его устава».

Кроме изменений процедуры оформления протокола утвержден Порядок направления подлинников решений и протоколов ОСС в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор. Уже больше года действует новая редакция ст. 46 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая направление оригиналов, а не копий (как ранее) протоколов и решений в жилищные инспекции. Согласно этим изменениям и были актуализированы указания Минстроя РФ, которые раньше касались порядка направления копий документов. Порядок практически остался прежним. Дополнено, что в случае, если скан-образы решений, протоколов были размещены в системе до даты направления решений, протоколов в ГЖИ, датой направления подлинников решений, протоколов считается дата размещения их скан-образов в системе.

С 5 марта 2019 года недействительным становится приказ № 937/пр

При этом, если на собрании было принято решение о создании товарищества собственников жилья, то протокол должны подписать все собственники помещений в многоквартирном доме, проголосовавшие за принятие такого решения (ч. 1.1 ст. 136 ЖК РФ). Сведения о подписавших должны включать в себя информацию: фамилию, инициалы, подпись и дату её проставления (п. 22 прил. 1 № 44/пр).

Уточнены требования к оформлению реквизитов протокола ОСС

К протоколу собрания обязательно прилагаются бюллетени/решения собственников в письменном виде независимо от формы проведения собрания. При этом такие документы должны содержать дату заполнения бюллетеня и сведения, позволяющие идентифицировать того, кто его заполнял, в соответствии с пп. «а», «б» п. 13 прил. 1 № 44/пр .

Предъявлены новые требования и к оформлению приложений. Если, согласно № 937/пр, их было достаточно пронумеровать, то в п. 21 прил. 1 № 44/пр прописано, что страницы протокола и приложения должны быть сшиты и пронумерованы. На последней странице этого комплекта должна стоять подпись председателя ОСС либо инициатора собрания, если председатель не был избран.

В орган ГЖН направляются оригиналы решений и протокола общего собрания собственников

Главным изменением, которое внесено приказом № 44/пр в порядок предоставления в орган ГЖН документов общего собрания собственников, является замена по всему тексту приложения 2 слова «копии» на «подлинники» в соответствии с требованием ч.1.1 ст. 46 ЖК РФ .

Отдельно в новом приказе Минстроя РФ описана ситуация с проведением собственниками собрания о заключении прямых договоров с поставщиками коммунальных ресурсов в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ . В таком случае инициатор ОСС обязан не позднее, чем через 10 календарных дней со дня окончания собрания единовременно направить:

  • подлинники решений и протокола ОСС в орган ГЖН;
  • копии этих документов – в УО, правление ТСЖ или ЖК, в РСО или региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственники собираются заключить прямой договор на предоставление коммунальных услуг.

Направить подлинники документов в надзорное ведомство можно любым способом, который позволяет подтвердить факт и дату их получения, а также не позднее 5 рабочих дней со дня направления подлинников в орган ГЖН разместить скан-образы решений и протокола ОСС в ГИС ЖКХ. Если орган Госжилнадзора получил подлинники позднее, чем их скан-образы были размещены в системе, то датой размещения, согласно п. 5 прил. 2 № 44/пр , будет считаться дата выгрузки документов в ГИС ЖКХ.

Что следует учесть при оформлении протокола ОСС согласно № 44/пр

В основной части требования к составлению протоколов общего собрания собственников, введённые № 44/пр , соответствуют прежним, которые с апреля 2016 года регламентировались № 937/пр.

Новый приказ Минстроя РФ ввёл уточнения и дополнения по составу сведений, которые должен содержать протокол ОСС:

  • Протокол собрания, на котором принято решение о создании ТСЖ, должны подписать не только председатель, секретарь и члены счётной комиссии, но и все собственники помещений в МКД, которые приняли такое решение на ОСС.
  • В вводной части протокола указываются подробные сведения о председателе, секретаре и членах счётной комиссии.
  • В реестр собственников, который является обязательным приложением к протоколу, необходимо включать данные о площади каждого помещения в доме, о доле в праве собственности на них, о форме собственности в отношении каждого жилого и нежилого помещения в МКД.
  • В бюллетенях должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать лицо, заполнившее документ.
  • Протокол и приложения должны быть сшиты и пронумерованы.

В требования к порядку направления в орган ГЖН решений и протокола ОСС внесена обязанность инициаторов передавать в надзорное ведомство не копии, а подлинники документов. Разместить скан-образы документов в ГИС ЖКХ необходимо в течение пяти рабочих дней со дня направления решений и протокола в орган ГЖН.

При этом инициатор собрания по переходу собственников на прямые договоры с РСО должен самостоятельно в одно время направить подлинники в ГЖИ и копии – в УО/ТСЖ, РСО или регоператору по обращению с ТКО.

5/5 (18)

Какими нормативными актами регулируется составление протокола

До весны 2016 года не было четких требований к содержанию протокола собрания собственников и жильцов многоквартирного дома. О документе было лишь пару упоминаний в ст. 46 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

В конце апреля 2016 года вступил в силу Приказ Минстроя РФ под номером № 937/пр (далее – Приказ № 937/пр), установивший правила составления и подписания протокола общего сбора жильцов дома.

Этот нормативно-правовой акт также имеет разъяснения по поводу правил проведения собраний жильцов.

В какие сроки должен быть составлен

Согласно нормам закона, период составления протокола устанавливается на самом собрании. Но, несмотря на это правило, есть максимальный срок оформления документа – не более 10-ти суток с того момента, как жильцы были собраны для принятия решений.

Обязательные реквизиты

Приказом № 937/пр закреплены сведения, которые в обязательном порядке включаются в протокол общего сбора недвижимости.

Учтите! К ним относятся:

  • название документа (например: «Протокол общего собрания жильцов дома № 34 по ул. Лаврова в г. Архангельск по вопросам ремонта кровли из средств со счета дома»). Оно должно быть сформулировано четко. Прочтение одного только заголовка должно давать четкое понятие о том, где проходило собрание и по каким вопросам;
  • дата составления и его номер. Порядок присвоения номера каждому из протоколов также закреплен Приказом № 937/пр;
  • точные дата, время и место проведения сбора собственников квартир;
  • содержательная часть — включает в себя повестку дня, т.е. вопросы, которые обсуждались на собрании и решения по ним, принятые путем голосования. Включает в себя вводную и основную части, подробнее о сути которых мы поговорим чуть ниже;
  • указание на место и организацию, которая будет хранить сам протокол и документы с ним связанные;
  • документация, прикладываемая к протоколу (только если о ней есть упоминание в основной части);
  • подписи ответственных лиц с расшифровкой.

Приказ № 937/пр также обращает особое внимание на наличие в протоколе вводной и основной части (включены в содержательную, о которой мы говорили выше). Давайте поговорим о каждой из них по отдельности.

Вводная часть протокола собрания владельцев жилья в обязательном порядке содержит информацию о присутствующих на сборе лицах:

  • для физлиц: ФИО; адрес проживания, номер и серия свидетельства о правах на жилье (с осени 2016 г. собственникам выдают выписку), вес голосов и их количество, для представителей граждан – данные о доверенности (кем, когда и на каком основании выдана);
  • для юрлиц: полное наименование, как в уставных документах. А также, ИНН, ОГРН, реквизиты документа, закрепляющего за фирмой право собственности. Помимо этого, вписывается количество голосов, данные о представителях;

Важно! Если присутствующих на собрании больше 15, то все сведения о них включаются в отдельный список, который как отдельный документ прикладывается к протоколу и хранится вместе с ним.

Информация о лицах, приглашенных на собрание:

  • для граждан: ФИО, зачем участвуют в сборе жильцов дома, для представителей – реквизиты доверенности;
  • для организаций: полное наименование точно так же, как в уставных документах, ИНН, ОГРН, зачем участвуют в собрании, данные о представителях (должность, на основе какого документа имеет права представительства).

Основная часть идет сразу после вводной и включает в себя:

  • повестку дня;
  • тематические разделы (их количество зависит от того, сколько вопросов планируется обсудить на общем собрании). На каждую проблему – свой раздел.

До вступления в силу Приказа № 937/пр нигде не было сказано об обязательности разделов. Но с вступлением в силу этого документа все изменилось. Были введены не только разделы, но и требования к их содержанию.

Запомните! Текст каждого из них должен состоять из трех элементов:

  • «заслушано». В этой части вписывается информация о том, кто был заслушан и по какому вопросу, т.е. ФИО оратора, формулировка проблемы, о которой он высказывался и ее номер, краткий письменный пересказ выступления либо ссылка на отдельный документ с полным конспектом;
  • «предложено». В данном элементе раздела указывается информация о том, что было предложено по факту решения проблемы;
  • «решено». Заключительная часть раздела. В ней указываются результаты голосования, количество голосов «за» и «против». Обязательно необходимо вписать суть решаемого вопроса и его номер.

Приложения к протоколу

Приложение – еще одна императивная часть протокола, которую нельзя упустить из виду. Это документы, которые тем или иным способом связаны с протоколом и вопросами, решаемыми на общем собрании жильцов.

Важно! По закону к протоколу сбора жильцов обязательно прилагают:

  • список (часто составляется в форме реестра) владельцев всех квартир в доме, относительно которого проводиться собрание.
  • информационное сообщение о факте проведения сбора жильцов для решения определенных вопросов.
  • доверенности, ксерокопии уставов или иная документация, подтверждающая правомочия представительства для лиц, присутствующих на собрании от чьего-то имени.
  • документы, на основании которых решались те или иные вопросы на собрании.
  • решения собственников квартир по результатам опроса или голосования.
  • иная документация либо материалы, которые по решению большинства присутствующих лиц были признаны приложением к протоколу собрания.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец уведомления о проведении общего собрания собственников жилья:

Посмотрите видео. Порядок организации и проведения общего собрания собственников МКД:

Порядок передачи

Порядок закрепляет требования к тому, как будет производиться передача документации о проведении собрания владельцев недвижимости в многоквартирном доме (в том числе и протокол с приложениями) в уполномоченные госорганы власти исполнительного характера, которые осуществляют деятельность в сфере государственного жилнадзора.

В соответствии с ч.1 ст.46 ЖК РФ, представители управляющей компании, товарищества собственников жилья либо жилищно-строительного кооператива направляют пакет документов в орган госвласти субъекта России по жилищному надзору.

Вышеуказанные субъекты сначала должны получить всю документацию от гражданина, организовавшего проведение собрания. В пакет документов входят: протокол, а также все приложения к нему.

Предоставление всех ксерокопий документов (протокол, приложения и т.д.) должно быть осуществлено в срок до 5-ти дней. Обратный отсчет начинается с того момента, как управляющая компания, представители ТСЖ, ЖСК или иного кооператива получили документы от лица, инициировавшего и организовавшего проведение общего собрания жильцов многоквартирного дома.

Документы должны быть переданы таким образом, чтобы в дальнейшем дату и факт передачи в органы госвласти в сфере жилищного надзора можно было подтвердить. Например, через передачу документов в электронной форме в государственной информационной системе ЖКХ.

Копии решений, протокола и иных документов считаются переданными с того момента, как в государственной информационной системе электронный образ документа появится для обозрения.

Но ГИС ЖКХ – не единственный способ представления документов в органы государственной власти. Передача документов возможна и любым иным способом.

Главное, чтобы в случае возникновения каких-либо сомнений можно было подтвердить тот факт, что пакет с документацией был представлен вовремя и туда, куда нужно.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

В каких случаях возможно признание протокола недействительным

Пункт 6 статьи 46 ЖК РФ урегулировал случаи, когда возможно оспаривание протокола сбора собственников недвижимости многоквартирного дома. Если посмотреть непосредственно текст данной правовой нормы, то она гласит следующее.

Помните! Владелец недвижимости в многоквартирном доме может оспорить протокол путем подачи искового заявления в суд, если:

  • считает, что принятым на собрании решением были нарушены его права и интересы;
  • считает, что решение, принятое большинством голосов собственников жилья нарушает нормы жилищного законодательства;
  • он не принимал участие в собрании или непосредственно в голосовании, поэтому не согласен с содержанием протокола;
  • он присутствовал на собрании и голосовал, но большинством было принято другое решение, которое не устраивает собственника одной из квартир в доме.

Если перечисленные выше обстоятельства имеют место быть, то любой из жильцов дома, не согласный с решением большинства, может подать иск в суд и оспорить содержимое протокола.

Это нужно успеть сделать в течение полугода с того момента, как стало известно о принятом решении (или должно было стать известно). Самое главное в оспаривании решения по протоколу – истец в суде должен будет доказать факт того, что были нарушены его права либо нормы жилищного законодательства.

Важно! В судебном разбирательстве судья выслушивает обе стороны, рассматривает обстоятельства дела, выслушивает свидетелей и анализирует доказательства, представленные обеими сторонами спора. Далее на основании принципов законности, разумности и справедливости выносит объективное решение по делу.

Если суд не нашел обстоятельств, нарушающих закон либо права истца, то он оставляет в силе решение, принятое на собрании и закрепленное в протоколе.

Так может быть, например, когда в целом, собрание проводилось с учетом всех требований законодательства с несущественными нарушениями и при этом решение по тому или иному вопросу не принесло убытков собственнику, подавшему иск в суд.

Сюда относятся не только крупные нарушения, но и события, после происшествия которых права собственника в рамках ЖК РФ были ограничены, либо он потерпел убытки.

Учтите! К таким событиям могут быть отнесены обстоятельства, которые нарушают установленные нормы закона:

  • о сроках и порядке извещения владельцев недвижимости дома о дате и времени проведения собрания;
  • о правомочиях и составе кворума (наличия необходимого количества присутствующих на собрании для принятия того или иного решения);
  • о содержании, форме и способе отправки информационного сообщения жильцам дома;
  • о порядке и времени ознакомления с решениями, принятыми на собрании, а также ознакомления с содержательной частью протокола;
  • о правилах и нормах наделения полномочий представителей, участвующих в собрании;
  • о правилах подсчета голосов, исходя не только из количества присутствующих лиц, но и из веса их голоса (т.е. учитывался ли размер площади помещения, находящегося в собственности, учитывался ли объем доли непосредственно самого права собственности и т.д.);
  • о соблюдении норм, касающихся оформления документов (сам протокол и все приложения к нему);
  • о правомочности голосов собственников недвижимости в многоквартирном доме (были ли подтверждены документально, и все ли в порядке с документами).

Чем грозит подделка протокола ОСС

Внимание! Подделка протокола, составленного на собрании жильцов, как и подделка любых иных документов преследуется по закону в силу действия норм Уголовного кодекса РФ.

При этом для возбуждения уголовного дела нужно руководствоваться разными статьями УК РФ, так как нарушения могут быть различны:

  • подделка подписи;
  • подпись проставлена задним числом;
  • подделка даты составления документов;
  • изменение содержимого документов;
  • внесение в документацию ложных или несуществующих обстоятельств и сведений.

Как показывает практика, зачастую при подделке подписи и внесении заведомо ложной информации в документы органы власти отказывают в возбуждении дела по ст. З27 УК РФ («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов»), так как состав преступления не соответствует данной статье.

Как же быть в такой ситуации? Рассмотрим на приведенном примере.

Несоответствие состава преступления ст. 327 УК РФ выражается в том, что протокол собрания и документально оформленные решения не являются официальными документами. Подделать данные документы довольно просто, а вот доказать факт фальсификации в суде, наоборот, – сложно.

Часто даже при представлении в суд, казалось бы, неоспоримых доказательств, виновные лица избегали ответственности за свои противоправные деяния.

Итогом такой судебной практики стал факт частой безнаказанной подделки документов собственниками дома и представителями УК. Никто привлекался к ответственности даже за денежные потери владельцев недвижимости конкретного дома.

28 января 2019 г. принят Приказ Минстроя России № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (далее - Приказ № 44). Приказ № 44 зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2019 под номером 53863. При этом ранее действующий Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Приказ № 937) признан недействующим.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников (далее - ОСС) изменены несущественно, однако вместо внесения изменений в ранее действующий Приказ № 937 принят новый Приказ № 44.

В частности, пунктом 4 Приказа № 44 раскрыто понятие подписи протокола общего собрания. Установлено, что протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания, и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, протокол общего собрания подписывается инициатором проведенного общего собрания. Также если на общем собрании собственников принято решение о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, протокол подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

Установлено, что в качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания (п.9 Приказа № 44).

Уточнено, какая именно информация о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений должна содержатся в протоколе. Так, необходимо указывать фамилию, имя, отчество (отчество - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания) (пп. «б» п. 12 Приказа № 44).

Определено, что вместо сообщения о проведении ОСС теперь обязательным приложением к протоколу является «копия текста сообщения о проведении общего собрания» (подп. «б» п. 20 Приказа № 44).

Утверждено, что в случае размещения сообщения о проведении ОСС в помещении дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, обязательным приложением к протоколу являются документы, подтверждающие такое размещение сообщения (подп. «в» п. 20 Приказа № 44).

Установлено, что обязательным приложением к протоколу являются письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (подп. «ж» п. 20 Приказа № 44). Обязательность указанного приложения теперь не зависит от формы ОСС, что означает, что оформление письменных решений теперь обязательно для любой формы ОСС - очной, заочной и очно-заочной. Кроме того, определено, что инициатор общего собрания является ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме.

Приказом № 44 также утвержден Порядок направления подлинников решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирных домах и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор. Таким образом осуществлено приведение требований в соответствие с Жилищным кодексом РФ - ранее действующий Приказ № 937 устанавливал обязанность направления копий документов.

Установлен десятидневный срок для направления подлинников решений и протоколов лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом - в орган государственного жилищного надзора.

Определен порядок направления подлинников протоколов в орган государственного жилищного надзора, а копий протокола - в УО/ТСЖ/ЖСК и РСО в случае принятия общим собранием в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решения о заключении « » предоставления коммунальной услуги с соответствующей РСО.



Поделиться