Сколько хранят квитанции об оплате коммунальных услуг? Советы юриста. Как заполняется квитанция к приходному кассовому ордеру Квитанцию на оплату квартплаты кто должен подписывать

Квитанция - это документ, оформленный согласно установленным нормам и подтверждающий факт оплаты услуг. Форма платёжного документа описана в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 924.

В квитанции всё подробно описано: есть отдельная строка для каждого ресурса, приведены нормы потребления каждой коммунальной услуги. Благодаря этому вы можете проверить, правильно ли начислена сумма оплаты, и контролировать свои расходы.

Несмотря на то что нормы, описанные в Приказе, только примерные, в большинстве случаев квитанции выглядят одинаково. Это делает работу с таким типом документов проще.

Итак, вы заплатили за коммунальные услуги и получили квитанцию. Что делать дальше? Нужно её сохранить.

Сколько хранить квитанции после оплаты?

Нет ни одного закона или положения, в котором был бы чётко прописан обязательный срок хранения квитанций об оплате коммунальных услуг. Но подсказку можно найти в Гражданском кодексе РФ. В нём фигурирует понятие «исковая давность» - это срок, в течение которого вы можете подавать в суд для защиты нарушенного права. Он равен трём годам. Значит, квитанции нужно хранить как минимум три года.

Обязательно запомните: хранить нужно квитанции, оформленные по всем правилам.

Если вы оплатили услугу и заметили, что квитанция выглядит не так, как обычно, потребуйте переоформить её.

Если вы оплачиваете услуги картой или через интернет-банкинг, позаботьтесь о том, чтобы чеки были прикреплены ко всем остальным квитанциям.

Зачем знать сроки хранения документов?

Знать о сроках и хранить квитанции об оплате коммунальных услуг нужно, чтобы всегда иметь возможность защитить свои права. Например, если вам придётся подавать в суд на поставщика коммунальных услуг, без квитанций не обойтись.

Допустим, вы хранили квитанции три года. Что с ними делать дальше?

Знающие юристы советуют хранить квитанции после оплаты как можно дольше. Говорят, хоть закона такого и нет, вам могут пригодиться эти документы и спустя три года. Судебные разбирательства между поставщиками и потребителями коммунальных услуг не редкость. Чем дольше вы будете хранить квитанции, тем больше аргументов в свою пользу сможете приобщить к делу.

К тому же если мы определяем сроки хранения, опираясь на срок исковой давности, то должны знать ещё кое-что. Если срок исковой давности истечёт, вы всё равно можете требовать защиты нарушенных прав. Поэтому сохранённые квитанции могут не только пригодиться, но и стать козырной картой в рукаве.

Вывод

  1. Следите за тем, чтобы квитанции были оформлены по всем правилам.
  2. Храните квитанции об оплате коммунальных услуг как минимум три года.
  3. Если это возможно, храните такие документы максимально долго.

И не знаете, понадобится ли вам квитанция на оплату госпошлины на загранпаспорт? На одних сайтах пишут, что она больше не является обязательным документом для предъявления в УВМ, на других, что она обязательна и, если её у вас не окажется, вернут и остальные документы.

На самом деле, узнать ответ на вопрос очень просто. Нужно зайти на официальный сайт Главного управления по вопросам миграции и получить всю необходимую информацию.

Необходимые сведения располагаются на . Введите в поисковой строке «Гувм.мвд.рф». Это действие перенесёт вас на следующую страницу, где нужно нажать на «Госуслуги». Это слово расположено в верхнем поле синего цвета.

Перед вами появится длинный перечень услуг, оказываемых ГУВМ То, что вам нужно, находится в самом верху. Это «Оформление загранпаспорта». Нажимаете на иконку и тут же оказываетесь на нужной странице портала.


Узнать, требуется ли квитанция для оплаты госпошлины за загранпаспорт, можно, спустившись чуть ниже и выбрав из перечня освещаемых вопросов те, что начинаются со слов «документы, необходимые» и далее:

  • Для (совершеннолетний заявитель). Скачать бланк .
  • Для оформления паспорта нового поколения (гражданин в возрасте от 14 до 18 лет, либо недееспособный). Скачать анкету .
  • Для оформления паспорта нового поколения(гражданин в возрасте до 14 лет).
  • Для (три перечисленные выше категории). Скачать бланк анкеты .

Бланк заявления на загранпаспорт старого образца для детей можно скачать .

Приложение к анкете при внесение данных ребёнка до 14 лет в загранпаспорт родителя — .

Ваша задача — выбрать нужное. Если это загранпаспорт нового образца, нажимаете на него, предварительно выбрав нужный возраст заявителя. То же самое делаете и в том случае, если вас интересует традиционный паспорт, оформляемый на 5 лет.

Делаете выбор и получаете необходимый перечень. Это будет самая достоверная информация, первоисточник, который не нужно перепроверять с помощью других сайтов.

Нажав на каждый из предлагаемых пунктов, вы обнаружите, что ГУВМ требует квитанцию только в тех случаях, когда оформляются загранпаспорта старого поколения . Если вы делаете загранпаспорт нового образца, этот документ вам не понадобится. Но, если он у вас будет, на всякий случай сберегите его.

Как получить квитанцию на официальном сайте ГУВМ

Если вы намерены перейти к оплате госпошлины, бланк квитанции можно получить тут же, на официальном . Для этого нужно на этой же странице нажать «Квитанции для оплаты госпошлины». Навигатор тут же перебросит вас на нужную страницу.

Сначала выбираете нужный регион, затем район и населённый пункт, в котором фактически проживаете. Далее вам нужно выбрать вид госпошлины за оформление загранпаспорта из предлагаемого списка. Лучше всего ориентироваться по сумме — 1000 и 2500 рублей придётся заплатить, если вы . Для всех, кто старше 14 лет старый образец обойдётся в 2 тыс., а документы нового поколения- в 5000 рублей.

  • ФИО (полностью);
  • адрес;
  • код с предлагаемой в конце страницы картинки.

Если все данные будут занесены правильно, система перенесёт вас на следующую страницу. Для этого нажмите «оформить». Если код сложно прочитать, вы можете нажать «прослушать» и ориентироваться на слух. Далее вы можете сохранить или распечатать бланк квитанции.

Можно сделать отправку формы на ваш электронный адрес.

Как выглядит квитанция

Полученный бланк нужен вам для того, чтобы отправиться с ним в офис одного из банков вашего города и совершить оплату. Форму можно скачать на многих сайтах, как правило, она всегда содержит одну и ту же информацию. В ней должны быть:

  • информация о получателе сделанного вами платежа;
  • его ИНН, ОКТМО, КПП;
  • счёт;
  • бюджетная классификация (код);
  • название банка, посредством которого осуществился платёж;
  • данные о вас;
  • дата, когда произведена оплата;
  • заявленная вами сумма.

Также квитанция на госпошлину должна содержать подпись гражданина, осуществлявшего уплату. Имейте в виду, что если один из пунктов будет содержать ошибку, УВМ не начнёт оформление загранпаспорта. Будьте внимательны. Если есть сомнения, лучше позвоните в офис УВМ и уточните то, что вам кажется сомнительным.

Вы можете скачать в интернете образец квитанции и на всякий случай изучить его, чтобы избежать ошибок и недоразумений.

По общему правилу, для подтверждения расходов, необходимы документы, подтверждающие факт их оплаты. Такими документами являются: квитанция к приходному кассовому ордеру, товарный чек, иной документ, содержащий сведения о приобретенных материальных ценностях, оказанных услугах или выполненных работах, с обязательным приложением кассового чека. Однако существуют исключения из этого правила.

Подтвердить оплату без кассового чека можно в том случае, если товар приобретался у организации или индивидуального предпринимателя на ЕНВД

Так, согласно пункту 2.1 статьи 2 Закона №54-ФЗ, плательщики единого налога на вмененный доход , могут не применять кассовую технику при наличных расчетах.

Вместо кассового чека, плательщики вмененного налога, выдают по требованию покупателя документ, который и будет являться подтверждением оплаты. Таким документом могут являться: товарный чек, квитанция, иной документ, содержащий сведения об оплате.

Документ, выдаваемый в подтверждение оплаты, должен содержать следующие сведения:

  • Наименование;
  • Номер и дату выдачи;
  • Наименование организации или предпринимателя;
  • ИНН поставщика;
  • Количество и наименование материальных ценностей, либо услуг;
  • Сумму полученных в качестве оплаты наличных денег или сумму, внесенную платежной картой;
  • Сведения о должностном лице, выдавшем документ: должность, ФИО, личная подпись.

Таким образом, если работник, отчитываясь по полученным подотчетным средствам, к авансовому отчету приложил документы без кассового чека, компания может учесть расходы, если товар приобретался у предпринимателя или организации на ЕНВД.

При этом, подтверждающие оплату документы должны быть оформлены в надлежащем порядке и содержать все необходимые сведения.

Минфин в своих письмах неоднократно указывал, что подтверждающим оплату документом может являться товарный чек, если содержит все указанные в Законе 54-ФЗ, сведения (письма Минфина №03-03-06/4/2 от 19 января 2010 года, №03-01-15/10-499 от 11 ноября 2009 года и др.).

Кроме того, Управление ФНС по Краснодарскому краю в письме №12-2-12/0510 от 04 марта 2010 года разъясняет, что товарный чек является первичным документом, подтверждающим фактическую оплату приобретенных по договору купли-продажи товаров.

Минфин России в письме №03-11-06/2/69 от 18 мая 2012 года дал аналогичные разъяснения касательно применения товарных чеков.

Таким образом, если товары или услуги приобретались у организации или ИП, деятельность которых переведена на ЕНВД, товарного чека, или иного выданного в подтверждение оплаты документа, будет достаточно для принятия приобретенных товаров к учету, и включения в расходы связанных с их приобретением затрат. Разумеется, при условии полного соответствия этих документов вышеуказанным требованиям.

Обратите внимание!
Приобретая товары у плательщиков ЕНВД, вы не обязаны требовать от продавца предъявления документов, подтверждающих их право на данный спец.режим. Такого требования действующее законодательство не содержит, как и не обязывает плательщиков ЕНВД представлять покупателям документы, подтверждающие применение данной системы налогообложения.

Таким образом, для подтверждения расходов по документам, полученным от такого поставщика, без приложенного кассового чека, дополнительно прикладывать документы доказывающие факт применения поставщиком налоговой системы в виде ЕНВД, не требуется.

Материал посвящен анализу законодательных норм в области обработки персональных данных. Существуют ли на сегодняшний день четкие требования к тому, каким способом и в каком виде гражданам должны представляться документы на оплату ЖКУ?

Платежные документы гражданам - только в конвертах?

Вопросом, вынесенным в заглавие статьи, задаются управляющие организации, ТСЖ, специализированные расчетные центры, а также работающие в иных сферах компании, которые обязаны представлять гражданам счета за услуги (например, операторы связи). Естественно, этот вопрос актуален, если платежные документы гражданам доставляются в почтовые ящики. Каковы тенденции решения данной проблемы в настоящее время?

Для начала введем следующие понятия (ст. 3 Закона о персональных данных 1 ):

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Требования к платежным документам приведены в п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг (и в п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг ), примерная форма платежного документа утверждена  454 . Сведения, которые необходимы для расчета и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги и заполнения платежного документа, безусловно, являются персональными данными (Ф. И. О., почтовый адрес и площадь помещения, принадлежность потребителя к той или иной льготной категории, сведения о задолженности, объем потребления тех или иных коммунальных услуг). УК (как и ТСЖ), как самостоятельно начисляющая платежи, так и передающая эти функции специализированной компании, признается оператором, поскольку она как минимум организует обработку персональных данных и определяет цели обработки, состав данных и операции, совершаемые с ними.

Поскольку исполнители коммунальных услуг связаны договорами с субъектами персональных данных, никакого согласия от последних на обработку персональных данных получать не нужно (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона о персональных данных в действующей редакции). Именно на это обратила внимание Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в Определении от 24.08.2011 №  33-8182 , отказав в удовлетворении иска гражданину, считавшему нарушением своих прав и закона указание в счетах-квитанциях, выставленных ему управляющей организацией, его персональных данных (Ф. И. О., адреса, площади квартиры, числа зарегистрированных и проживающих в квартире человек, вида собственности, сведений об инвалидности).

Подчеркнем: такая обработка должна быть необходима для исполнения договора. Если же речь идет о принудительном взыскании платежей (в частности, в виде привлечения коллекторов либо передачи задолженности по договору уступки требования), нужно получить согласие граждан на распространение их персональных данных с такой целью 2 . Одновременно лицо, которому переданы персональные данные для взыскания платежей, должно предоставить гражданам соответствующую информацию, названную в п. 3 ст. 18 Закона о персональных данных (Постановление ФАС УО от 13.01.2012 № Ф09-9061/11 ).

Сотрудничество УК и ТСЖ со специализированными компаниями

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса о необходимости вкладывать платежные документы в конверты при их доставке в почтовые ящики, нужно расставить все точки над i в вопросе правомерности привлечения управляющими компаниями для расчета платежей, печати и доставки счетов специализированных организаций. Новые правила предоставления коммунальных услуг (пп. «е» п. 32 ) прямо предусматривают право исполнителя (УК и ТСЖ) привлекать на основании договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства РФ о защите персональных данных, организацию или ИП, в частности, для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки, а также для самой доставки платежных документов потребителям. Несмотря на то, что указанный нормативный документ еще не вступил в силу, такое право у УК и ТСЖ есть и на сегодняшний момент. Обязательность включения в договор об оказании услуг (по начислению платы, печати и доставке счетов), который в Законе о персональных данных именуется поручением оператора по обработке персональных данных, условия о соблюдении специализированной компанией норм указанного закона прописана в п. 3 ст. 6 данного закона. Важно, что сама специализированная компания (лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора) не обязана получать согласие субъекта на обработку его персональных данных (п. 4 ст. 6 Закона о персональных данных ). Однако в силу прямого указания п. 3 той же статьи оператор имеет право поручить обработку персональных данных другому лицу лишь с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учитывая, что право исполнителя коммунальных услуг заключать с третьим лицом договор о начислении платы, печати и доставке платежных документов прописано в Новых правилах предоставления коммунальных услуг , которые не являются федеральным законом, УК и ТСЖ обязаны получить согласие граждан на передачу указанных функций специализированным компаниям. В противном случае поручение оператора (УК, ТСЖ) незаконно. Соответственно, обработка персональных данных специализированной компанией также незаконна. Кроме того, следует учитывать, что ответственность перед субъектом персональных данных за действия специализированной компании несет УК (ТСЖ) (п. 5 ст. 6 Закона о персональных данных ).

Все приведенные выше положения содержатся в Законе о персональных данных в редакции Федерального закона от 25.07.2011 №  261-ФЗ , которая применяется к правоотношениям, возникшим с 01.07.2011. В период с 18.06.2011 по 01.07.2011 действовала другая редакция, согласно которой специализированным компаниям (точнее, лицам, привлеченным на основе договоров для осуще-ствления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги ) не требовалось согласие субъекта персональных данных на их обработку. До 18.06.2011 на основании ст. 3 , 7 Закона о персональных данных оператор, чтобы обеспечить законность передачи персональных данных третьему лицу для их обработки (в частности, для начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги), должен был заручиться согласием граждан на такую передачу 3 .

Подробнее о доставке платежных документов

Жилищное законодательство не регламентирует способы доставки платежных документов потребителям. Однако оговорен срок их направления: не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД либо решением общего собрания членов ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п. 2 ст. 155 ЖК РФ ).

В пункте 6 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг , утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 №  454 , сказано следующее. Платежный документ рекомендуется представлять потребителям услуг на бумажном носителе, за исключением случаев, когда договором управления многоквартирным домом, письменным соглашением между потребителями услуг и организацией, производящей расчеты, прочими документами согласована иная форма представления потребителю платежного документа. При этом к иным способам представления потребителю платежного документа в настоящих методических рекомендациях относятся: возможность печати платежного документа самостоятельно потребителем с использованием доступа в личный кабинет на интернет-портале; представление платежного документа по адресу электронной почты потребителя услуг; возможность печати платежного документа посредством информационных терминалов и др .

Как видим, в нормативном документе (который, кстати, носит рекомендательный характер) опять-таки не сказано о способе доставки счетов в бумажном виде. Между тем на практике в подавляющем большинстве случаев платежные документы помещаются в почтовые ящики потребителей, а в договорах управления этот момент никак не освещается. Полагаем, что договором управления либо решением общего собрания членов ТСЖ могут быть преду-смотрены и иные варианты (подчеркнем: иные варианты доставки бумажных счетов, а не формы их представления). Из более трудоемких можно назвать вручение счетов лично в руки, из более затратных - почтовым отправлением, из наиболее простых для исполнителя - получение платежного документа непосредственно в офисе УК (ТСЖ) либо, например, в кассе одновременно с внесением платы. Несмотря на то, что в ЖК РФ не указано на необходимость проработки вопроса о способах представления платежных документов собственникам помещений, это и не запрещено.

Итак, как уже было сказано, исторически сложилось, что платежные документы, напечатанные на бумаге, просто опускаются в почтовые ящики граждан. Существует мнение, что при таком способе доставки счетов персональные данные не защищены от случайного доступа к ним посторонних лиц. А это, в свою очередь, означает нарушение требований конфиденциальности и безопасности персональных данных. Так, в силу операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом . Одновременно оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных ().

Именно такого мнения (доставка платежных документов в открытом (без конверта) виде означает невыполнение требований конфиденциальности и безопасности персональных данных) придерживаются Роскомнадзор, являющийся уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, и прокуратура. Судя по сообщениям в СМИ, проверяющие выдают предписания управляющим компаниям и специализированным организациям прекратить нарушение закона, которое выражается, в частности, в рассылке счетов за жилищно-коммунальные услуги в открытом виде. В распоряжении автора есть несколько судебных решений, принятых по интересующему нас вопросу.

Судебная практика

Решением от 22.09.2011 № 2-549 Мензелинский районный суд Республики Татарстан удовлетворил иск прокурора к управляющей организации о понуждении, в частности, принять необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных граждан. Основанием для подачи иска стал тот факт, что счета за предоставляемые услуги доставляются жителям без конвертов, поэтому персональные данные граждан не защищены от случайного доступа.

В другом случае доставка платежных документов, содержащих персональные данные, в открытом виде также была расценена как нарушение требований конфиденциальности при обработке персональных данных. Это обстоятельство наряду с непредставлением в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, а также отсутствие в договорах с третьими лицами существенного условия (обязанности обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и их безопасности при обработке) стали поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (ст. 13.11 КоАП РФ 4 ) в отношении руководителя энергоснабжающей организации. Однако Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Левобережного района г. Воронежа от 14.03.2011 дело было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Этот акт был опротестован прокурором и впоследствии отменен Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 12.04.2011 (нарушителю удалось избежать ответственности, поскольку производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности).

Аналогичным образом дело обстояло и с руководителем другой компании. В постановлении, принятом также 14.03.2011 и содержащем вывод об отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения, тот же мировой судья указал: направление получателю услуг платежных документов (квитанций) не является распространением, в связи с чем рассылка этих документов в открытом виде не нарушает требования Закона о персональных данных . Между тем Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 13.04.2011 данное постановление было отменено со следующим обоснованием. Рассылка по почте платежных документов, содержащих данные о фамилии, имени, отчестве, месте жительства потребителя электроэнергии и другие сведения, относящиеся к персональным данным, влечет передачу этих сведений определенному кругу лиц и в силу этого обстоятельства является распространением, при этом их рассылка в открытом виде не препятствует ознакомлению с персональными данными неограниченному кругу лиц и, следовательно, не соответствует требованиям закона о конфиденциальности персональных данных .

Особый интерес вызывает еще одно судебное разбирательство по тому же вопросу, но уже между компанией и управлением

Роскомнадзора по поводу привлечения компании к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ 5 . Постановлением все того же мирового судьи судебного участка № 4 Левобережного района г. Воронежа от 16.03.2011 дело опять-таки было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Однако Решением от 04.05.2011 Левобережного районного суда г. Воронежа оно было отменено. Приведем цитату из текста данного судебного акта.Из материалов дела следует и не оспаривалось правонарушителем, что ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» через ФГУП «Почта России» осуществляет рассылку платежных документов (квитанций) по уплате потребителями платежей за потребленную электроэнергию, в которых содержатся сведения о фамилии, инициалах получателя (потребителя электроэнергии), его почтовый адрес, номер лицевого счета, количество членов семьи, количество комнат, сведения о размере платежа. Платежные документы рассылаются в открытом (неконвертованном виде), что, по мнению суда, является распространением этих данных в нарушение требований конфиденциальности, поскольку допускается возможность ознакомления с персональными данными неограниченного круга лиц. Доводы мирового судьи о том, что отправление платежных документов самому получателю услуг (обладателю персональных данных) через органы почтовой связи не может рассматриваться как распространение персональных данных и нарушение требований конфиденциальности, являются ошибочными, поскольку извещения на оплату электроэнергии не подпадают под понятие почтовых отправлений, установленное ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 №  176-ФЗ «О почтовой связи», и, следовательно, не являются тайной связи.

С тем, что доставка платежных документов в открытом виде (без конверта) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ , согласен и мировой судья судебного участка № 5 Октябрьского округа г. Липецка (см. Постановление от 17.03.2011 № 5-55/2011). Заметим, что в данном случае к административной ответственности была привлечена управляющая организация, которая поручила специализированной компании (регистрационно-вычислительному центру) ежемесячно изготавливать счета-квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг и доставлять их населению до почтовых ящиков. Тем не менее именно управляющая организация считается не принявшей необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним неограниченного круга лиц (а это является нарушением ст. 19 Закона о персональных данных ).

Справедливости ради отметим, что встречаются примеры, когда суд вставал на сторону управляющих компаний. Например, Постановлением мирового судьи судебного участка № 14 Правобережного округа г. Липецка от 19.04.2011 № 5-166/2011 было установлено отсутствие состава правонарушения в действиях УК несмотря на то, что платежные документы доставлялись в открытом виде. Существенным обстоятельством явилось то, что УК поручила специализированной компании печатать и доставлять платежные документы до почтовых ящиков потребителей без конвертов. Однако в договоре между ними было указано условие о необходимости соблюдать конфиденциальность персональных данных, впоследствии УК в письменном виде просила специализированную компанию доставлять квитанции в свернутом виде и даже предупреждала ее о расторжении договора в случае несоблюдения его условий (в частности, о защите персональных данных). Этот факт послужил для суда основанием считать УК невиновной в правонарушении. Кроме того, суд согласился с УК в том, что порядок доставки платежных документов, а именно их конвертование или доставка иным способом, требующим затрат, повлияет на размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. В одностороннем порядке УК не вправе изменить открытый способ доставки счетов, а собственники помещений не принимали решения об увеличении стоимости и изменении порядка доставки платежных документов.

Вместо резюме

Итак, как мы видим, суды отождествляют доставку платежных документов с передачей персональных данных определенному кругу лиц (по всей видимости, самим получателям). Исходя из этого, требование о принятии мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним третьих лиц вполне справедливо. Если УК не готова спорить с Роскомнадзором, у нее есть несколько вариантов обезопасить себя от претензий (все они, кстати, уже применяются на практике). Первый - помещать платежные документы в почтовые конверты, приобрести специальное оборудование для изготовления бесконвертных отправлений (сам платежный документ складывается и запечатывается, часть документа с персональными данными оказывается внутри) либо доставлять платежные документы лично в руки получателям под роспись. Второй - получить согласие граждан на доставку платежных документов в почтовые ящики в открытом виде. Это наиболее популярный вариант для УК, у которых недостаточно средств на реализацию первого. Однако анализ Закона о персональных данных применительно ко второму варианту действий выявляет некоторые несостыковки. Поясним.

Напомним, что согласие на обработку (в том числе на передачу) персональных данных в целях исполнения договора получать не нужно. О том, что доставка платежных документов осуществляется в целях исполнения договора управления МКД, можно и не спорить. Получается, что, требуя согласие граждан на доставку счетов без конвертов, УК (оператор) просит согласие на то, на что имеет право по закону. Есть смысл спрашивать такое согласие только на осуществление конкретной операции с персональными данными, которая не необходима в целях исполнения договора, например, как уже говорилось выше, на передачу данных третьему лицу с целью взыскания долгов. Впрочем, если опять-таки считать, что доставка платежных документов является распространением персональных данных (действием, направленным на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц), такое согласие может решить проблему. Получив его, оператор выполнит требование ст. 7 Закона о персональных данных (запрет на распространение данных без согласия субъекта). При этом нужно помнить, что согласие субъекта персональных данных должно соответствовать нормам ст. 9 Закона о персональных данных (в противном случае оно незаконно). При наличии согласия на раскрытие данных неопределенному кругу лиц, казалось бы, теряет смысл требование п. 1 ст. 19 Закона о персональных данных в части защиты таких данных от неправомерного или случайного доступа к ним третьих лиц. Действительно, все, кто получил такой доступ, входят в неограниченный круг лиц, раскрывать данные которым можно на основании специального согласия самого субъекта. Тем не менее у УК при доставке платежных документов без конвертов нет цели (а обработка персональных данных подра-зумевает определение цели) раскрыть их неограниченному кругу лиц. Получается, что п. 1 ст. 19 Закона о персональных данных продолжает действовать, а непринятие мер по обеспечению безопасности персональных данных по-прежнему является нарушением закона. Поэтому можно прийти к выводу, что рассматриваемое согласие граждан на доставку платежных документов без конвертов, по сути, ничего не меняет в решении проблемы.

Вместе с тем существует иное мнение по рассматриваемому вопросу, не совпадающее с позицией Роскомнадзора. Оно базируется на положении о том, что доставка (рассылка) платежных документов в бумажном виде не охватывается действием Закона о персональных данных . Пункт 1 ст. 1 этого документа гласит: законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств , если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации , то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным . Доставка счетов - чисто «ручная» операция, не соответствующая характеру операций, совершаемых с использованием средств автоматизации. Кроме того, при доставке корреспонденции персональные данные никому не раскрываются. Тем не менее, отмечают приверженцы данной позиции, обеспечивать безопасность персональных данных все же необходимо. Для этого как раз достаточно опустить платежный документ в почтовый ящик (оставлять пачку счетов на подоконнике в подъезде недопустимо, поскольку тогда персональные данные действительно не будут защищены от случайного к ним доступа). Вопросы безопасности персональных данных, содержащихся в платежных документах, после их помещения в почтовый ящик уже вне зоны ответственности оператора (УК). И хотя на УК как на лицо, обязанное обеспечивать надлежащее содержание общего имущества, возложена ответственность за сохранность общего имущества, в том числе абонентских почтовых шкафов 6 , она не в силах противостоять неправомерному намеренному доступу третьих лиц в почтовые ящики и обеспечить сохранность почтовых отправлений и иной корреспонденции (в частности, платежных документов). В этом смысле совершенно никакой роли не играет, будет ли платежный документ помещен в конверт: при наличии у кого-либо умысла на неправомерное получение доступа к персональным данным рассылка счетов в закрытом виде (в конверте) не будет препятствовать реализации этого умысла. Обеспечить безопасность персональных данных в этой ситуации можно, например, путем отправки платежных документов заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении либо доставкой курьером лично в руки субъекту персональных данных. А таких требований, к слову, проверяющие не выдвигают.

Подведем итог. УК и ТСЖ обязаны представлять платежные документы по умолчанию на бумажном носителе. Закон не регламентирует конкретный способ доставки счетов потребителям, традиционно они помещаются в почтовые ящики. Существует мнение, что рассылка платежных документов в открытом виде не соответствует требованиям конфиденциальности при обработке персональных данных и не обеспечивает безопасность этих данных. Поэтому органы Роскомнадзора выдают предписания УК устранить нарушения, а прокуроры возбуждают дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ . Большинство из имеющихся (немногочисленных) в распоряжении автора судебных актов говорят о том, что рассылка счетов без конвертов незаконна. Тем не менее есть и противоположная точка зрения, согласно которой наличие конверта не убережет от неправомерного доступа к персональным данным в счете, помещенном в почтовый ящик, поэтому конвертование бессмысленно.

_________________________

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
  2. См. статью О. В. Давыдовой «С переуступкой права требования по долгам жильцов коллекторам надо быть осторожнее!» (№ 9, 2011).
  3. См. статью А. Б. Вифлеемского «Правомочность деятельности информационно-расчетных центров в сфере ЖКХ» (№ 11, 2009).
  4. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
  5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
  6. Почтовые ящики могут быть отнесены к общему имуществу собственников помещений в МКД либо к частной собственности каждого из жильцов (см. статью Н. В. Сергеевой «Батареи и почтовые ящики - общее имущество?» (№ 8, 2009).

Можно ли выдать клиенту вместе кассового чека квитанцию от ПКО? И правомерно ли вообще выдавать подобный документ? Поставленные вопросы довольно интересны.

Причина этому проста: есть реальные примеры, когда ИП, продавая какой-либо товар клиенту, не выдает ему пробитый ККТ чек, а предоставляет лишь квитанцию от приходника (приходного кассового ордера) и, например, накладную. Может ли предприниматель так делать? В каких случаях чек можно заменить другим документом? Начнем разбираться по порядку.

Понятия «касса» и «ККТ»: суть и отличия

Сначала немного теории. Свое рассуждение начнем с понятий «касса» и «ККТ». Большинство ошибок и заблуждений связано именно с тем, что их смысл часто путают.

Итак, касса – это все операции ИП (или организации), проводимые в наличной форме. Это могут быть как операции по приходу (поступление доходов), так и по расходу (расходование средств на разные цели). Все операции с наличными деньгами должны отражаться по кассе. По сути, касса есть у всех ИП и организаций, исключения весьма редки: даже если все операции проходят по безналу, то вы можете снимать деньги на какие-нибудь расходы на нужды бизнеса, например, на покупку канцелярии.

«Касса» — это своего рода воображаемый «кошелек», куда поступают деньги и откуда они берутся на расходы. Для организаций понятие «касса» выглядит более простым для понимания, так как в бухучете по плану счетов есть специальный счет 50 «Касса», по которому и отражаются все операции с наличностью.

ККТ – контрольно-кассовая техника , необходимая для проведения наличных расчетов за проданные клиенту товары, (или услуги), то есть непосредственно сам аппарат, который выбивает чек.

Определение из закона вообще звучит вот так:

Контрольно-кассовая техника – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.

Сразу отметим важные отличия:

  1. По ККТ идет учет только наличности, поступающей от покупателей за купленные у вас товары или услуги, по кассе приходом считаются все наличные поступления – выручка из ККМ за день, снятие денег с расчетного счета и так далее.
  2. Из ККТ нельзя тратить деньги – здесь нет расходной части, деньги на расходы могут быть выданы исключительно из кассы.

Вывод: касса не равнозначна ККТ – это разные понятия, обозначающие разные вещи. Касса – все наличные операции предпринимателя или организации (некий «большой кошелек»), ККТ – непосредственно аппарат для принятия денег у клиента и выбивания чека. Связь между двумя понятиями можно легко показать: в конце дня выручка магазина из ККМ сдается в кассу ИП (организации), операция оформляется приходником.

Нормативное регулирование вопроса

Итак, «кассу» и «ККТ» мы разделили между собой. Теперь разделим законодательные акты, регулирующие эти вопросы. Особо выделим два из них:

  1. Закон № от 22.05.2003 г. «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов…» № 54-ФЗ – регламентирует применение ККТ.
  2. Указание ЦБ от 11.03.2014 г. «О порядке ведения кассовых операций…» № 3210-У– регламентирует ведение кассы.

Изучив документы, делаем вывод, что касса, то есть наличные операции есть у всех ИП и организаций (исключения могут встретиться, но очень-очень редко), а значит и вести их должны все. Право не оформлять документы по кассе (приходник, расходник, кассовая книга) есть только у ИП, которые учитывают доходы / расходы и физические показатели согласно нормам НК РФ (например, в КУДИР).

Вывод: повторимся еще раз, «касса» не равна «ККТ». Обязанность заполнения кассовой книги совершенно никак не связана с обязательным использованием ККТ при принятии оплаты от клиентов в наличном виде. Вполне реальна такая ситуация, что у вас есть ККТ, как этого требует законодательство, но вы как ИП пользуетесь правом не заниматься оформлением кассовых операций. Или, наоборот, вы как ИП попадаете под действие одного из исключений Закона № 54-ФЗ и ККТ не используете, например, выписывая БСО физическим лицам, но оформляете кассовые операции по приходу, заполняя приходники и кассовую книгу в контрольных целях.

Кассовый чек и ПКО

Описанные выше различия позволяют сделать вывод о различии двух документов – ПКО и кассового чека.

Кассовый чек – документ, который выбивает ККТ. В чем его смысл? Для клиента чек является подтверждением того, что ИП получил от него деньги. Соответственно, в дальнейшем, покупатель сможет с чеком обратиться с претензией, если товар оказался некачественным. Для ИП выбивание чека – подтверждение принятия наличных денег, то есть фактически подтверждение формирования суммы общей выручки от продаж.

ПКО – первичный бухгалтерский документ, служащий для оформления операций по «кассе». Значение приходного ордера совершенно иное: он используется непосредственно для учета движения наличности внутри вашей деятельности (или внутри организации).

Выглядит этот бланк так:

Вывод: ПКО не равнозначен кассовому чеку и заменить его не может. С помощью ПКО оформляют поступление денежных средств из различных источников, а не получение в ККТ денег от клиентов за купленный товар.

Теперь переходим к самому вопросу: можно ли выдать покупателю только квитанцию от ПКО? Постараемся дать подробный ответ. Опираться будем непосредственно на закон № 54-ФЗ.

Что мы имеем в исходных данных

  • ККТ должна применяться организациями и ИП, если они осуществляют расчеты наличностью, банковскими карточками, электронными средствами платежа;
  • если все продажи у вас проходят через расчетный счет (безналичный расчет), ККТ не применяется, так как просто не нужна;
  • из общего правила есть исключения, когда ККМ все-таки можно не применять:
    • оказание услуг населению (могут не использовать ККТ до 01.07.2019 г.);
    • специфика деятельности или месторасположения;
    • плата налога по вмененке или патенту.
    • О всех исключениях мы уже рассказывали в .
  • каждое из исключений Закона о ККТ сопровождается некоторым условием, выполнение которого обязательно (что нужно выдавать вместо чека и каким образом этот документ должен быть оформлен).

Вывод: главный документ, служащий подтверждением оплаты клиентом товаров и услуг, – кассовый чек. Если Закон о ККТ обязывает вас использовать кассовый аппарат — вы обязаны выбивать чек, если вы можете не использовать ККТ, но она у вас есть (попадаете под исключение, но не пользуетесь этим) – вы обязаны выбивать чек.

Получается, что наличие ККТ обязывает ИП выдавать покупателю именно чек, а не какой-нибудь другой документ. Проговорим сразу еще несколько ситуаций:

  • вы должны применять ККТ, она у вас есть, но чек вы не выбиваете;
  • вы вправе не применять ККТ, но она у вас есть (не пользуетесь этим правом) и чек вы не выбиваете;
  • вы должны иметь ККТ, но ее у вас нет, соответственно, и чек вы выбить не можете.

Все эти случаю классифицируются как нарушение законодательства. Неприменение ККТ и непробивание чека считаются нарушениями и обеспечат вам привлечение к ответственности даже тогда, когда вы все-таки выдаете какой-нибудь документ покупателю (некий бланк, квитанцию от ПКО и так далее).

Здесь все довольно понятно. Теперь вернемся к исключениям. Каждое из исключений Закона о ККТ сопровождается особыми требованиями. Эти требования заключаются в следующем:

  • в ситуации с оказанием услуг населению (то есть физлицам) ККТ можно не применять, но только при условии, что каждый клиент будет получать от предпринимателя заполненный БСО;
  • при использовании или можно обойтись без ККТ, но выписывать по просьбе клиента товарный чек или прочий документ. В этих документах обязательно должны присутствовать все реквизиты, установленные законодательно;
  • при специфичности деятельности или месторасположения разрешено вообще ничего не выдавать.

Вывод: что можно выдать покупателю взамен кассового чека, если обязанность использования ККТ отсутствует? Варианта всего три:

  1. товарный чек или прочий документ, но с обязательным набором реквизитов;
  2. не выдавать ничего.

ПКО вместо БСО

Подходит ли ПКО к перечисленным вариантам? Рассмотрим первые два пункта: БСО и «иной документ».

Сразу скажу, что к БСО есть свои требования обязательных реквизитов (п. 2 Постановления Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 г.), кроме того, он должен быть утвержден ИП (или ООО) и отпечатан в типографии. Аналогичные требования есть и к «прочему документу» (перечень реквизитов приведен в п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 г.).).

Теперь рассуждаем дальше. Если операция принятия наличности за товар будет оформляться ПКО, то клиент в таком случае получит квитанцию к ПКО. Может ли она заменить БСО или «прочий документ»? Нет, не может, потому что перечни обязательных реквизитов этих документов расходятся с реквизитами бланка приходника.

Возможно ли доработать форму квитанции к ПКО таким образом, чтобы она отвечала хотя бы требованиям, которые предъявляются к «прочему документу»? Это возможно только теоретически, на практике есть несколько существенных загвоздок:

  1. Вид ПКО утвержден, он составляется по форме № КО-1 – кто будет дорабатывать унифицированную форму? Желающих найдется немного.
  2. Чтобы квитанция к ПКО могла сойти за БСО ее нужно не только доработать, но и отпечатать бланки в типографии – этим тем более никто не будет заниматься.
  3. Имеется и еще один важный момент, еще более теоретический, чем предыдущие. При условии, что первые два пункта будут выполнены (представим себе такое), мы получим, по сути, новый документ. Изначальное предназначение ПКО – учет наличных операций по кассе. Будет ли наш новый документ считаться все еще пригодным для оформления кассовых операций, ведь от КО-1 он будет отличаться? Останется ли доработанный ПКО легитимным для своего первоначального предназначения? Вопрос очень спорный.

Вывод: теоретических рассуждений по этому вопросу может быть очень много, нам это совершенно ни к чему. На практике вывод один: квитанция от приходника не может заменить БСО или «прочий документ», которые должны выдаваться клиенту, если ИП вправе не применять ККТ.

Теперь обратимся к последнему варианту, когда ИП может не выдавать покупателю ничего. По сути, если ИП ничего выдавать клиенту не обязан, но выдает квитанцию приходника, напрямую закону № 54-ФЗ это не противоречит.

Но обратим внимание вот на что. Выдавать квитанцию от ПКО можно лишь тогда, когда наличность приходуется непосредственно в «кассу» ИП (или организации). Напомним, что не выдавать покупателю ничего можно лишь в случае исключений, связанных со специфичностью деятельности и месторасположения.

Получается, что «касса» практически никак не вяжется с этим исключением. Например, ИП никак не может получать деньги в «кассу», если занимается торговлей разносного типа или из цистерн, продажей продуктов на ярмарке. Получается, что выдача клиенту квитанции к приходнику в этом случае косвенно противоречит п. 3 закона № 54-ФЗ.

Вывод: в этом случае теоретически возможность выдавать квитанцию к ПКО, ничего при этом не нарушая, все-таки есть. Но возможность эта настолько мала, а обоснование настолько запутано, что сделать вывод о правомерности таких действий сложно.

Итог всего

Выдача клиенту при расчете наличностью квитанции от приходника в качестве подтверждения оплаты вместо выбитого ККТ чека или иных предусмотренных в случае исключений документов неправомерна. Основным документом в любом случае считается исключительно кассовый чек. Заменить его БСО, товарным чеком или «прочим документом» можно только в ситуациях, предусмотренных законом. ПКО – первичный бухгалтерский документ, у которого есть свое собственное значение – оформление кассовых операций внутри деятельности.



Поделиться